na

rr

Днепровская речная военная
проходят зону обстрела немецкой артил лерии.
Снимок специального фотокорреспондента «Красного Флота» Н. Веринчука,

флотилия.

Больше инициативы в культурном
обслуживании летчиков

Основными центрами культурно-тросве-
тительной работы среди летных кадров
должны быть клубы авиационных баз,
и располагают  приспособленными
помещениями, штатами, кино и радио-
аппаратурой, музыкальными  инетру-
ментами, спортивным инвентарем. В
IX распоряжении ‹ книги, журна-
лы и газеты. Клубы имеют возможность
широко пользоваться силами художест-
венной самодеятельности и физкультур-
вых активом, привлекать культурные си-
лы флота.

При таких ‘условиях, казалось бы,
клубная жизнь должна быть содержатель-
ной, разносторонней, культурно-воспита-
тельной в полном юмысле этого слова, Ох-
зако во многих клубах дело обетоит дале-
ко не так. Об’ясняется это главным обра-
зом тем, что заместитети командиров по
политчасти авиабаз очень Часто нелооце-
нивают роли клубов, не понимают Hx Ha-
значения и руководят ими формально,
ков-ках.

Мало чем, например, может порадовать

летчиков клуб авиабазы, возглавляемый
старшим лейтенантом Шербаковым. Ки-
нокартины демонстрируются в таков вре-
мя, когда летчики заняты боевым делом,
Смотрят картины лишь люди базы, Радио-
трансляционной линией оборудованы
только помещения базы, причем линия
нередко работает тогда, когда летчики
Ha aopogpome, Наглядная агитация ни
единым словом не говорит о славных лет-
уиках-гвардейцах, обслуживать которых
призван marys, \
‚ В эокадрилье гвардии капитана Абра-
мовы работает хороший колтектив хухо-
жоственной самодеятельности, уже восемь
раз в етом году выступавший с концерта:
ии на аэродроме. Но он неведом старшему
чейтенанту Шербакову. Библиотека базо-
вого клуба насчитывает всего 1% читате-
лей из среды летного состава. ботрухни-
кч библиотеки ждут, когда летчик при-
дет ва книгой, & не идут с книгой к нему
ka породром. Начальник клубы ни разу
не был на аэродроме и не знает условий
работы летчиков.

Клуб по существу ориентируется He на
HTH состав обслуживаемых базой час-
Tel, & на посетителей, заглядывающих
по вечерам в клуб, другими словами,
опять-таки на людей базы, Так же рабо-
тают и клубы, где начальниками лейте-
Нант Дибровенко, старший лейтенант
Днитриев.

Оторванность некоторых базовых клу-
бов от летного состава породила органи-
зацию клубов и библиотек в авиаполках.
910 явление, конечно, ненормальное: рас-
пыляются силы и средства, штатные
злубы баз еще больше отрываются от
тетных частей, Странно, однако, что не-
которые политотделы спокойно идут по
этому пути наименьшего сопротивления,
хотя они могли бы и обязаны заставить
клубы авиабаз обелуживать в первую 0че-
редь не личный состав баз, & летчиков.

Другое дело, когда при наличии благо-
прилтных условий выделяются специаль-
ные помещения для клубного оболужива-
ия отдельно офицеров м отдельно рядо-
вого и старшинского состава, Так это и
организовано в базах, где заместителями
командиров по политчасти майор Шепе-
1в и подполковник Нечаев. Но в
их случаях  Елубное имущество
и библиотека ne делятся, клуб
базы но отрывается от летной час-
ти. Начальники клубов полностью отве-
Чают за культурно-просветительную рз-
биту и с офицероким и с сержантским и
рядовым составом. хотя она и ведется в
разных помещениях.

Массовое применение в бою различных
редов войск, скоротечноеть и решитель-
ный харантер’ боевых действий требуют
эт всех командиров организовать четкое,
согласованное использование веех ча-
стей многообразного боевого механизма,
направять их усилия в единой цели—Уб-
  пешного решения боя и олерации в ца-
лом.

[ne .

Бронекатера гвардейского дивизиона

Клубам авиабаз следует широко поль-
зоваться всем многообразием форм и ме-
тодов культурно-просветительной  рабо-
ты, & не ограничиваться демонстрацией
кинокартин и вечерами танцев. А ведь
именно таков «размах» клубной жизни,
которой руководят на базах тг. Щерба-
ков, Дибровенко, Соколов. Да и этот уча-
сетов их работы не без из’яна. После на-
пряженного боя летчику нередко предла-
TANT осмотреть кинокартину, совершенно
неспособную разрядить его мысли и чув-
ства. Веселая кинокомедия, музыкальный
фильм почти не демонстрируются.

Начальники бов авиабаз тт. Дмит-
риев, Соколов, Дибровенко, Щербаков не
уделяют никакого внимания организации
художественной самодеятельности. А
между тем в нашей авиации много хоро-
ших чтецов, музыкантов, певцов, тажцо-
ров. Почему не создать из них концерт-
ные бригады для оболуживания летчиков
на аэродромах? Точно так же сторонятся
базовые клубы и массовой физкультурной

аботы, хотя нетрудно было бы создать

утбольные и волейбольные команды,
команды городотников, организовать ро-
зыгрыш приза на первенетво команд под-
разделений. Все это неплохо налажено,
например, клубом, которым `уководит
лейтенант Добытченко,

Вев можно сделать, но нужна инициа-
тива. Там, где она есть, клубная жизнь
полнокровна’ и интересна. За примером
ходить недалеко: клуб авиабазы, возглав-
ляемый капитаном т. Шведкиным. По его
инициативе влуб радиофицировал места
отдыха летчиков на аэродроме. Радиоузел
клуба не только транолирует ° передачи
радиостанций страны, но м наладил мест-

ное  вощание, посвященное бое-
вым делам летчиков части, Tar
Ran летчики неё всегда могут

бываль в клубе, капитан  Шведкия
приепособил кинопередвижку для днев-
ной демонстрации кинофильмов на аэрод-
роме, Библиотекарь клуба развозит кич-
ги летчикам эскадрилий, устраивает Ha
аэродроме литературные беседы и до-
клады. Большинетво летчиков, техников
и стрелков-радистов — активные читате-
ли. При клубе работает коллектив худо-
жественной самодеятельности. В нагляд-
ной агитации отражены задачи, стоящие
перед летным составом, боевые дела от-
дельных летчиков и подразделений, На-
чальник клуба капитан Шведкин тесно
связан с личным составом, пользуется
среди летчиков заслуженным  авторите-
TOM. « .

Политотделы некоторых  авиасоедине-
ний довольствуются той серой и отрани-
ченной работой, которую ведут многие
клубы; Нередко в стороне от клубной
жизни пребывают партийные и, как ни
странно, комсомольские организации.
Встречаются парторги и вомсорги, кото-
рыв считают, что есть более важные дела;
чем организация отдыха летчиков.

В культурном обелуживании летного
состава довольно значительна роль работ-
ников искусств. Но надо сказать, что ре-
пертуар концертных бригад страдает
крайним однообразием. Очень редко, Е
сожалению, направляются на флот пере-

явижные драматические коллективы. А
театр флота никак не выйдет из рамок уже
заигранного peneptyapa. Показать на

клубных площадках в авиации новые
спектакли —— прямая его обязанность.

Наши славные летчики заслуживают
значительно большего внимания Е Удов-
летворению их культурных запросов.

Майор П. РУБЕКО.
Действующий флот.

В военно-морском госпатале

Утром в палате, где лежат раненые мо-
ряки, идет кино. Руслан в поисках Людми-
Лы сражается на экране с злобным Черно-
Мором, Слышен негромкий, треск киноайпа-
рата, Раненые, приподнявшись на подушках,
Высоко поднятых заботливыми сестрами,
Внимательно смотрят на экран. Вспыхивает
<Лово «конец», и сестра поднимает затем-
нявшие палату шторы. Солнечный свет
ленинградского дня заливает комнату.

_ Начавается врачебный обход, Сопровож-
даемый врачами госпиталя, главный хирург

раснознамечного Балтийского флота гене.
ал-майор медицинской службы Лисицын

Ходит палаты. Его беседы < ранеными
Просты, душевны и ободряющи. Он BHH-
Мательно осматривает и опрашивает всех,
Koro cam оперифовал. Тут жо генерал-майор
дает для врачей и ординаторов  краткий, HO
Глубокий анализ причин, заставивиих его
применить тот или иной метод или сп
течения, Заслуженный деятель ‹ науки
Профессор Лисицын имеет колоссальный
опыт, Не так давно он произвел десятитые
<ячную операцию.

В зале, где часто происходят выступления
артистов, висят скромные диаграммы. Они
показывают, сколько процентов ` раненых,
поступивших в госпиталь, возврашено В
строй,

Главному врачу госпиталя — доктору Ме-
aunencen nae Creme Сергеевичу Жиха-
ву мы задали вопрос: чем об яснить уве-

личение процента возвращения раненых в
строй и ускорение сроков лечения?

— Коротко ответить на этот вопрос мож-
но так,—сказал главный врач.—Все это дал
комплексный метод лечения. Сейчае прочно
установилось правило — в лечении фачено-
го участвуют одновременно многие отрас-
ли медицины. Если хирург производит
операцию, то нередко присутствует и

выми усилиями
взаимодействие имеет в современном бою
решающее значение. See

Современный бой ведется об’единен-
всех родов войск. Их

Общевойсковой командир,  органи-
зуя 60%, должен уметь. отлично ис-
пользовать все разнообразие и богатетво
боевой техники, исчерпать до дна в03-
можности, заложенные в каждом из ро-
дов войск. Только организовав взаимо-
действие всех родов войск, можно до-
стигнуть наибольшего эффекта,

Наиболее еложный вид боевых дейет-

sul, требующий особенно тщательной

организации управления войсками и
взаимодействия, — это морской десант,
совместная наступательная операция су-
хопутных сил и Военно-Морского Флота.
Организуемая; в конечном счете, в чнтере-
сах пехоты, она требует исключительно
четкого и умелого боевого управления от
командования и штабов всех степеней,
боевой выучки и высокой политико-мо-
ральной стойкости от каждого ее участ-
НИКА.

Недавно наши войска во взаимодейст-
вии с частью сил Краснознаменного Бал-
тийского флота осуществили десантную
операцию для освобождения от финских
захватчиков. большой группы островов в
Выборгском заливе. Она представляет
несомненный интерес неё только как удач-
ный пример осуществления такого взаи-
модействия, но и в силу своеобразия те-
атра.

Очищение шхерного района Выборг-
ского залива стало возможным после бле-
стяще выполненной войсками ° Ленин-
градского фронта операции по прорыву
мощной обороны финнов на Карельском
перешейке и освобождению Выборга. 0в-
ладение многочисленными островами в
заливе обеспечивало западный берег пе-
решейка и открытый с моря фланг Вы-
боргского участка.

Дружная совместная работа пехотного
и военно-морского штабов, единство их
оперативно-тактических взглядов в зна-
чительной степени способствовали усне-
ху. В течение всего пернода боев между
штабами существовала тесная связь, 06-
щевойсковые, артиллерийские, морские,

авиационные, инженерные и другие на-
чальники непрерывно общались друг 6,

другом,
штабом. ЕН Е

Своеобразие района давало ` возмож-
ность применять только малые корабли,
а также береговую, железнодорожную
артиллерию и авиацию.

Сложная операция требовала тщатель-
ной подготовки. Сухопутные войска, уча-
ствовавшие в этих боях, не имели опыта
adc в морских десантах. Они не раз
рорсировали водные преграды, но TO
были реки шириной не более 300—400

об’единяемые  общевойсковым

метров. В данном же случае предстояло”

преодолеть широкие водные пространст-
ва и высадиться на многие, в том чиеле
и крупные, острова, насыщенные огне-
выми  бредотвами и поддерживаемые
мощной группировкой береговой и ap-
мейской артиллерии и авиации  против-
НИКА,

Войскам десанта предстояло действо-
вать на значительном удалении от своих
баз и тылов,. в новой обстановке, впервые
взаимодействуя с кораблями,

Еще в период тренировки военные мо-
ряки оказали пехотинцам серьезную по-
МОЩЬ.

Морекие офицеры помогли трениро-
вать войска в посадке, переходе десанта

морем и высадке. Эти учения проиеходи-

ли в течение 5—6 дней, в непосредетвен-
ной близости к противнику, в местах, ко-
торые он не просматривал. Десантные вой-
ска обучались на тех плавередетвах, на
которых они фактически и действовали
впоследетвии. Это значительно облегчило
быструю и организованную посадку на
тендеры и катера, обеспечило правильное
распределение боевой техники, знание
каждым подразделением своего корабля,
своего места Ha Hem, обязанностей в пу-
ти и при выеадке.

В тренировке, & затем и при посадке
подразделения (взвод, рота). как прави-
ло, не дробились, а размещались на одном
тендере, катере. Высадка отрабатывалаеь
$ таким расчетом, чтобы бойцы при штур-
ме берега не теряли евоего подразделе-

ния. И это имело большое значение.

0с0б0е внимание обращалось на соче-
тание огня и маневра как на подходе в
берегу, так и при высадке. № сожалению,
меньше приучали десантников переправ-
ляться на подручных средствах, грести
и управлять шлюпкой. Между тем в боях
это оказалось весьма необходимым. Еще
при подготовке пехотные офицеры уста-
навливали тесный контакт се морскими

невропатолог, который определяет повреж-   офицерами, которые руководили посад-

пения нервной системы, дает советы по хо-
ду операции. И так во всех случаях. Bee
лостижения медицинской науки использу,
ются для поправки и излечения раненых.

Несомненно, что в скорейшем выздоров-
лении большое значение имеют забота 9
досуге, внимательность в обслуживании И
уходе за ранеными. В адрес врачей и сестер
госпиталя часто приходят письма офицеров
и красчофлотцев < выражением теплой бла-
годарности за уход, который был оказан
в госпитале.

Но заботу о раненых проявляют не
только работники госпиталя, Над каждым
из отлелений щефствует один из цехов
Н_ского завода. Трудящиеся этого  заво-
да — частые гости в палатах. Они беседуют
с военными моряками, приносят поларки,
помогают сестрам и врачам, Частыми го.
стями являются артисты, писатели,

Капитан Г. СОЛОДКОВ.

лот. (По

ваменный Балтийский
Красноз! ey

телеграфу от корр. «Краснога

кой, переходом и высадкой. Это впослед-
ствии создало то взаимопонимание между
офицерами, без которого немыслимы чет-
кие и слаженные действия.

Планирование операции промеходило
в тесном контакте морских и общевойско-
вых штабов. Наиболее тщательно отра-
батывались такие важнейшие элементы
плана, как посалка. переход морем, вы-
садка, изоляция атакуемого острова, ар-
тиллерийское обеспечение. Были учтены
Bee средства —— поддержка десанта ко-
раблями, артиллерией и авиацией Ёрас-
нознаменного Балтийского флота, спла-
нировано их применение по времени и
этапам.

Из всех операций по захвату островов
мы возьмем лишь две в качестве примера
организации взаимодействия. пехоты, во-
енно-морских сил и артиллерии, Но

1 на 40

#

КРАСНЫЙ ФЛОТ

прежде чем перейти к анализу хода боев,
следует остановиться на планировании
артиллерийского обеспечения, имевшего
столь важное значение для исхода б0е-
вых действий.

Основная масса  артиллерийско-мино-
метного огня была спланирована против
береговой обороны противника и узлов
сопротивления на островах. На ожидав-
шихся направлениях контратак врага
был заранее подготовлен заградительный
огонь. Это в ходе боев сыграло немалую

‚роль.

Особенно тщательно
сигнализация, обеслечивавшая
действие пехоты с артиллерией, артил-
лерий с кораблями. Немногочисленные
сигналы были просты и конкретны.

отрабатывалаеь
взаимо-

(артиллепии дальнего действия)
и КМГ (контр-минометной) было поло-
жено следующее: массированными уда-
рами в сочетании с методическим огнем
по засеченным батареям противника 38-
воевать огневое господство, парализовать
оборону врага”

Для того, чтобы огонь наших артил-
лерийских  средетв (группа АДД) был
более нацеленным и действенным, при-
влекалась корректировочная авиация.

Командиры артиллерийско-минометных
частей и подразделений находились вме-
ств с командирами пехотных частей и
‘подразделений. Благодаря личному обще-
нию и единству понимания задач они
обеспечивали непосредственную артилле-
рийскую поддержку,

Посадка войск на плавсредства проис-

ходила рассредоточенно. В целях Маски-
ровки катера поставили дымовую завесу
в направлениях, просматриваемых про-
Тивником © материка и в занимаемых им
островов. Дымовая завеса ставилась на
широком фронте, не менев чем в 5
раз превосходившем район посадки. Мас-
хировка обеспечила осуществление пер-
вого этапа операция (посадку) без по-
терь. :
. Артиллерийско-минометные средства и
их расчеты размещались не скопом, но
равномерно, причем с орудиями непремен-
но был обслуживающий их личный 60-
став. Пулеметы и автоматы ставились ©
таким расчетом, чтобы при подходе в бе-
регу они могли, обеспечивая высадку,
подавлять огневые точки противника.

Прикрываясь  дымовыми  завесами,
точно по плану, катера и тендеры начали
движение к местам высадки. Вак только
они легли курсом на вражеские острова,
артиллерия дальнего действия ‘и авиация
нанесли первый мощный удар по бата-
реям и огневым точкам противника. Ког-
да корабли подошли к островам высадки
0—500 метров, последовал второй
мощный  отневой удар. Одновременно
труппы АББ, ПИ и ВМГ (артиллерии
‘ближнего боя, поддержки пехоты и контр-
минометная) с помощью корректировши-
ков подавляли огневые точки и живую
силу противника,

Методическим огнем артиллерия не 10-
пускала маневра’ живой силы на остро-
вах до момента’ высадки и в последующем
до их полного” очищения. Прицельным
артилдерийсво-минометным и ненодвиж-
ным заградительным огнем - обеспечива-
лась высадка в назначенных райенах, С
воздуха действия десантов прикрыватись
авиацией. В составе десантных частей
имелись орудия полковой артиллерии,
ПТО и 82-мм минометы.

В полную силу, по утвержденному
кбмандованием плану, — развернулась
хонтрбатарейная борьба морской, желез-
нодорожной и береговой артиллерии с
артиллерией противника, на материке. 00-
гласованность действий морской и армей-
ской артиллерии, которым были опреде-
лены ответственные сектора и цели, при-
вела в подавлению огневых средств про-
ТИВНИКА.

Истребительная авиация, как уже ука-
зывалось, прикрывала © воздуха районы
посадки и высадки десантных частей, их
движение морем, а впоследствии и дейет-
вия на островах. Бомбардировочная и
штурмовая авиация наносила удары по
районам огневых позиций артиллерии и
минометам противника.

Группы разграждения и разведки, на-
ходивииеся на головных тендерах и ка-
терах, были выброшены первыми при
подходе в берегу. ПротивниЕ прикрыл
прибрежную и береговую полосу беспо-
че разбросанными минными полями,

редстояло проделать по крайней мере
По 1—2 прохода на каждую роту. При-
крываемые огнем с кораблей, самеры му-
жественно выполнили свою задачу.

Десавтники подошли к берегу с незна-
чительными потерями.

Быстрота, натиск и сила огневых уда-
pos застали неприятеля врасплох, сло-
мили его сопротивление. Тем не менее
это был только первый этап бея за вы-
садку.

При подходе к берегу все огневые
средства пехоты и кораблей были введе-
ны в действие. Стреляли даже 82-мм ми-
нометы. Нлотность огня почти не умень-
шалась на протяжении всего периода
боя за плацдарм. Сказалась тренировка:
бойцы быстро, прыгали в воду и, как
только чувствовали под ногами дно, с хо-
да открывали огонь по берегу. Корабли
прикрытия поставили дымовые завевы со
стороны фланговых островов. Корабли
поддержки огнем артиллерии и крупно-
калиберных пулеметов обеспечивали дви-
жение высаживавшихся десантни-
ков, В 9т0 время часть кораблей изо-
тировала атакуемый остров OT соседних,
лишая противника возможности подбро-
сить Тазервы и эвакуировать остатки
разгромленного гарнизона. Таким обра-
зом бой за острова приволил к полному
уничтожению или пленению гарнизона.

Характерен в этом отношений бой за
остров Т. Там после захвата было обна-
‚ружено 877 трупов финнов. Но вскоре

В основу решения огневых задач грун  .

начало прибивать к берегу новые трупы—
солдат из резервов, которые противник
хотел подбросить на остров, и тех, вто
пытался спастись вплавь, Таких «резер-
вистов» оказалось около 500. Общее чис-
10 уничтоженных солдат только на од-
ном острове составило свыше 1.300.

Корабли продолжали содейство-
вать пехоте вплоть до завоевания ею
плацдарма. Как только групны первого
броска вступили на берег, корабли пере-
несли огонь в глубину. В этом бою кате-
ра прикрытил под командованием капи-
тан-лейтенанта Степаненко, блокировав-
шие остров, вывели из строя и потопили
шесть финских катеров, на которых про-
тивнив пытался подбросить  подкрепле-
НИЯ.

Высадив десант, тендеры и катера при-
няли на борт раненых и доставили их в
намеченные районы эвакуации. Здесь
они приняли последующие эшелоны, бое-
припасы и продовольствие, В  дальней-
шем корабли обеспечивали  непрерыв-
ноеть боепитания десантных . подразде-
лений, переброску тылов и эвакуацию
раненых.

Опыт подтвердил исключительное зна-
чение сочетания огнл м маневра, Не вее-
гда этого удавалось добиться. Ho чем
основательнее такое сочетание, чем мас-
сированнее огонь пехоты, тем быстрее
группы ° первого броска  овладевали
плацдармом и тем меньшие несли
потери. В значительной степени бла-
тодаря правильному сочетанию  ог-
ня и движения, стремительности в дей-
ствиях стрелковая часть, осуществляв-
шая десант на близлежащий остров, 3a
3,5—4 часа овладела им. Гарнизон про-
тивника был полностью уничтожен и
частью пленен. Бойцы е хода переправи-
лись на соседние‘ острова и овладевали
ИМИ,

Подход судов к берегу строем фронта,
как было намечено планом, позволил со-
хранить принятый командованием 600-
вой порядок. Взводы, роты немедленно
приводили вебя на берегу в порядок и,
не перементиваясь, цепью, продолжали
наступление Они действовали  стреми-
тельно, безостановочно, не задерживаясь
для закрепления плацдарма. Эту задачу
выполняли уже последующие эшелоны.

Огневыв группы артиллерии ближнего
боя (АББ) находились в руках команди-
ров подразделений, Они использовали их
в основном для стрельб прямой наводкой.

Xopomo действовала связь — радио и
проводная, — что позволяло вызывать и
нацеливаль отонь групи
держки пехоты. В проведенных  опе-
рациях сказалась нвобходимоеть
особых мер для сбережения та
дистанций от воды. Резиновые меш-
ки полностью предохраняли их. Ког-
да радист, весь мокрый,  добиралея до
берега, рация оказывалась сухой и 0ей-
час же вводилась в действие. -

В процессе всей операции хорошо дей-
ствовали артиллеристы и миномет-
Чики. Они неизменно — продвяга-
лись в боевых порядках пехоты, сопро-
вождая ее отнем и колесами,

Полковые минометы составляли огне-
вой резерв командиров части и обеспечи-
вали. продвижение пехоты, когда группы
ПП были заняты выполнением других
задач или теряли связь и не могли видеть
цели.

Основой управаяения артиллерии бы-

ли радиосвязь. и специальные  сиг-
налы. Однако при закреплении бы-
стро подавалась проложенная B воде

проводная связь. Обычный полевой  ва-
бель в течение нескольких суток дей-
ствовал безотказно,

Нельзя не отметить, что 45- и 76-мм

орудия несколько отстали в начале вы-,

садки. Скалы, каменные гряды у берега
и на самом берегу затрудняли их продви-
жение, Этот недостаток векоре устрани-
ли: приходили на помощь пехотинцы, и
орудия включались в боевые порядки пе-
хоты.

Ча обоих островах, © которых Здесь
говорится, был применен удачный Ma-
невр. Десант на ближайший остров выс.
живалея не в южной, более близкой, & в
западной части, Подразделения, высадив-
шиеся в районе бухты, продвигались Ha
южную и северную оконечности острова,
Для развития успеха и наращивания
удара вскоре было введено еще одно под-
‘разделение. Во взаимодействии © зыса-
женными после захвата плацдарма танка-
ми это подразделение в короткий срос
пересекло остров 6 запада на северо-
восток, разрезав тем самым вилы претив-
ника. Гарнизон был таким образом раз-
общен на две не связанные между собой,
изолированные группы, что облегчило
их уничтожение,

Танки и автоматчики успели до о0г-
хода противника выйти к мосту, соеди-
няющему атавуемый остров с соседним.
Маст был захвачен, разминирован, и по
нему прошли десантные подразделения.

Несколько иначе развивалась  опера-
ция по захвату дальних островов. На
остров, находящийся в нескольких ки-
лометрах от расположения наших войек,
десант высаживалея одновременно и в
центре, на восточном ‘берегу, и с юга,
Цель заключалась, в раздроблении сил
‘противника и уничтожении их. Две je-
сантные группы подходили в двух Ha-
правлений.

Нужно было особенно четкое взаимо-
действие кораблей, пехоты, артиллерии
и авиации, чтобы подавить отневое 6©0-
противление противника не только на
атакуемом, но и на соседних островах,
воспрепятетвовать подброекё  противни-
ком резервов, подавить огонь его  бата-
рей на материке и немедленно организо-
Bath противокатерную оборону. Вот по-
чему для поддержки десанта были выде-

огневой под--

ue кей
Пехота и военно-морские силы
в десантной операции
: < Z лены дополнительные средства: кроме
Генерал-лейтенант И. КОРОВНИКОВ: вые о
<> Вместе с корректировочной группой

на остров выехали руководящие офицеры
артиллерийского штаба.

Для, надежного целеуказания и быет-
рого вызова огня весь остров был раз-
бит на квадраты. Схема их была доведена
до всех артиллерийских начальников.
После захвата острова туда были  пере-
брошены подразделения 76-мм орудий
для стрельбы прямой наводкой по кате-
рам противника.

С захватом острова первая задача
старшего офицера — создать круговую
противокатерную оборону. Ее нё упуска-
ли из виду общевойсковые командиры:
нельзя было не учитывать наличия раз-
бросанных вокруг оетровов. с которых
противник неоднократно пытался  под-
бросить резервы.

К чести пехотных, артиллерийских и
морских офицеров, надо сказать, что
они достигли слаженности в действиях,
взаимопонимания задач и четкости их
выполнения, которые и решили успех
боя. :

Девантные операция показали, что офи-
церский состав умело и самоотверженно
руководил боем,

Необходимо отметить, что успех был
достигнут в результате маневра  десант-
ных групн, В обоих приведенных приме-
рах пехота, высадившись на берег, про-
двигалась е тыла, вдоль прибрежной 009-
роны противника. Это принуждало фин-
нов свертывать свою оборону. Рассече-,
ние боевых порядков на части, есте-
ственно, облегчало сжатие кольца вокруг
раз’единенных групи и уничтожение их,
Финны нё выдержали такого двуеторон-
него нажима и пытались спастись по во-
де, но и здесь их настигали пули пехоты
и сназяды вораблей. :

Конечно, в боях за большую группу
островов, очищенных от противника, не
все пло одинаково гладко и слаженно.
Были промахи, об’яснявшиеся прежде
всего недостаточным управлением в том
пли ином звене нечеткой отработкой
взаимодействия на отдельных
операции. Зачастую бойцам приходилоеь
переправляться на подручных средствах:
шлюнках, плотиках, & то и витавь.

Вместе ¢ Tem необходимо подчеркнуть
неизменный наступательный порыв войек,
их высокое политико-моральное состоя-
ние. Моряки-балтийцы, казалось, оспа-
ривали у пехоты право на подвиг, на са-
моотверженное выполнение боевой зада“
чи. Друг у друга учились пехотинцы,
моряки-и танкисты доблести и теройетву,
друг у друга учились бить врага навер-
Haka.

Особой похвалы заслуживают  дей-
ствия командиров десантных отрядов
капитана 2 ранга Герасимова, капитана
3 ранга Сиротинского, командира отряда
прикрытия  капитан-лейтенанта  Степа-
ненко, майора Брилля. На всех этапах —
погрузке, перехоле морем, подходе W BH
сздке десанта, прикрытии его — они 1по-
казали себя мастерами военно-морского
тела.

Ветретившиеь в ходе операции в ин-
тенсивным огнем противника, командиры
десантных отрядов, в частности  капи-
тан-лейтенант Степаненко, отлична вы-
полнили задачу по постановке дымовых
завее. по изоляции атавуемого острова от
материка и от других островов, пе при-
крытию фланга.

Флотские офицеры показали образцы
маневрирования в трудных навигацион-
ных условиях (узкости, мелководье, кам-
ни). Действуя в районе,  изобилующем
минами, в частности минными противо-
калерными ловушками, подводными кам-
нями, они обеспечили успешное и бди-
тельное наблюдение за водным плесом.
И если не смогли полностью предотвра-
тить потерь от вражеских мин, то, во
веяком случае, значительно уменьшили
их. = 2

На подходе к островам катера подвер-
гались артиллерийскому и минометному
обетрелу. Капитан 2 ранга Герасимов и
капитан 3 ранга Сиротинский удачно
применяли перестроение. Их отвага, ре-
шительность и умение обеспечили нор-
мальный подход и высадку первого бро-
ска на острова.

Исключительно смело действовали пе-

хотинцы, саперы, связисты, артиллери-
еты, танкисты. Подвигами таких людей,
как старший лейтенакт Павел Иванович
Павлов, как Вано Гзиришвили, гордятся
вее их боевые товарищи.

Примеров доблести и мужества много,

Boe OHH свидетельствуют о великой пре-
данности советских воинов Родине.

В. закаючение следует отметить глубо-
кую и постоянную заботу офицеров, меди-
цинских работников и моряков, учаетво-
вавших в операции; о раненых.

Раненых эвакуировали с островов на
плаворедствах, которые, несмотря на’
огонь противника, курсировали между
захваченными островами и своим бере-
Tom. На занятых плацдармах после вы-
вадки боевых подразделений немехленно
развертывались медицинские пункты.

Военные моряки проявляли исключи-
тельную заботу о раненых товарищах из
состава наземных войск, Для’ помоши
утопающим были выделены специально
обученные санитарные инструктора и
санитары. Они курсировали на шлюпках
вдоль берега и подбирали раненых.

В боях за освобождение островов от
финских захвалчиков рядовой, сержан/-
ский, старшинский и офицерский состав
сухопутных войск и Военно-Морского
Флота проявил высокое мужество п умс-
Бие, сплоченность и взаимопонимание,
горячее желание. не жалея сил, бороться
за полную и окончательную победу над
врагом,

этапах .

п ое вене юных tas

i