Речь

‚ ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). Как пере-
‘Дает агектство Рейтер, английский
премьер-министр Черчилль выступил се-
годня в палате общин с обзором военного
положения. Он сказал;

«Мне предстоит сегодня сделать пала-
те в общем благоприятный доклад. На всех
фронтах. по. всему земному шару ви
Гермакии и Японии откатываются  наЗад,
они откатываются перед вооруженными си-
лами мкогих наций, которые в различных
сочетаниях образуют великий союз. Как в
воздухе, так и на море и под водой систе-
матически усиливается наше твердо  уста-
новившееся превосходство. Потери, причи-
вяемые германскими подводными лодками
с вачала 1944 г., являются почти ничтож-
ными по: сравнению с предыдущими года-.
ми. Крупные. флоты союзников плавали по.
ьорям и океанам с января по июнь, понеся
менее чем половину тех потерь, которые
мы нанесли сокращающимся и в значитель-
HOH степени скованным морским ресурсам
противника как на Востоке, так и, на Запа-
де». Черчилль отметил, что всегда возмож-
но возобновление подводной войны, и при-
зывал не ослаблять без надобности мер
предосторожности.

«В настоящий ‹ момент, — сказал ‘Чер-
чилль, — во всем мире нет театра, где бы
He определилось господство союзников. В
январе 1942; г:-в Вашингтоне было решено,
что Германия является главным врагом H
что только минимум сил, необходимых для
обеспечения жизненных интересов, дол-
жен быть отвлечен для операций против
Японии. Олнако об’едивенные ресурсы
 Англии и Америки возросли настолько бы-
стро, что стало возможным вести одяовре-
менно две войны с наступательным поры-
вом»:

Черчилль подробно остановился на ходе
войны в Тихом океаке. .

«Достигнуто, — сказал он,—господетво
на Новой Гвинее, заняты Маршальские ос-
трова и Сайпан. Флот и другие силы Сое-
диненных Штатов уже проникли через: да-
леко растянутые внешние линии обороны
ЯЗпонии, а в некоторых местах прорвались.
к ввутренним оборонительным линиям, от-
крывая таким образом для нас нерслективы
значительно более быстрого достижения
кульминации войны на Дальнем Востоке...
Эти события и чувство растущей слабости
ка море и в воздухе, чувство того, что воз-.
душные силы  разбрасываются, а также
эхонсмические трудности внугри страны.
вызвали в. Японии падение главного воен-
вого руководителя Тодзио». :

Переходя к борьбе в Бирме, Черчилль
отметил, что по колоссальной ‘американ-
ской воздушной магистрали, ведущей в Ки-
тай, доставляется  зкачительно больший
тоннаж, чем когда-либо прежде, или чем
было бы возможно доставить в измеримый
отрезок времени по Бирманской дороге.

Черчилль заявил, Что действующие в
Бирме войска под командованием Маунт-
бэттена «провели успешную и мощную кам-
панию в трудных условиях джунглей и
болот. Повсюду японцы были’ отброшены
назад- и понесли значительно большие - по-
тери, чем мы. Индия была успешно защи-
щена от вторжения в течение еще одного
года, воздушный путь в Китай укреплен
и сохранен, и опасность еще дальше от-
брошена от этих важных баз».

_ Переходя к истории форсирования Ляа-
Манша и высадки войск союзников ка
‘французской земле, Черчилль сказал, что
план этой операции был разработан англо-
амернканским штабом планирования и
‘одобрен на совещании в Квебеке в 1948 го-
ду. :
< «В Тегеране, — сказал Черчилль, — мы
обещали ‘маршалу Сталину, что мы будем
проводить в жизнь этот план или нечто ему
подобное в конце мая или в начале июня, а
-он со своей стороны обещал нам, что все
русские армии -будут брошены, как они и-
были действительно брошены, в генераль-
ное сражение га Востоке». =

Черчилль подробно обрисовал ‘подготов-.
ку и ход десантных операций‘в Северной
Франции, добавив, что; по его мнёнию,
вторжение в Нормандию не могло быть
-произведено раньше. Он сказал, что суще-

и`эскортных судов, причем они могут быть
использованы не только для переброски
армий, но и для доставки всего, в чем нуж-
дается армия. «Американцы изобрели тя-
-желые ‘грузовики, которые движутся со
скоростью ют 40 до 50 миль в часе по шос-
“Ce, затем погружаются в воду и могут
илыть несколько миль по морю при силь-
ном волнении, затем выйти ка берег с
грузом в несколько TOHH и направиться
туда; где в них ошущается особая необхо-
`димость; Обширная -система гаваней, вол-
‚норезов и приставей также была разработа-
‚ на, как только удалось закрепиться, Эти
‚сооружения. были расположены в соответ-
ствующих пунктах. для того, чтобы обес-
` печить нзиболыную защищенную водную
‘площадь. Меньше чем за месяц были соз-
даны гавани, по сравнению с которыми
Дувр кажется весьма небольшой гаванъю.

ше: 7 тысяч человек ‘из состава авиации
одной только’ английской ‘метрополии.
Пофери США также’ весьма тяжелы.

‘тельно, учитывая, что мы являемся напа-

ствует свыше 60 вариавтоз десантных

ie
ee

В этих гаванях была высажена. очень круп-
ная армия со всем сложным снаряжением
современных грмий, которые ‘насчитывают
примерно одну машину ва каждых 4 или
5 человек, а к концу июня, несмотря на са-
мые страшные июньские штормы, отмечен-
ные за 40 лет’была создана прочная база,
которая дает нам ‘уверенность ‘в том, что
мы сможем вести величайшую наступатель-
ную кампанию против любых сил, которые,
согласно нашим расчетам, противник может
противопоставить. кам». ;

Черчилль отметил, что эти операции про-
водились под охраной и при поддержке зна-
чительного британского флота при помощи
сильных отрядов америкакского флота под
командованием адмирала Рамсея. Onepa-
циям HC смогли помешать немецкие под-
водные лодки. iy afte Ke г

По словам Черчилля, превосходящие
военно-воздушные силы были, несомненно,
столь же необходимы, как и морской флот,
для проведения подобьой операции. Когда
суда союзников пересекли Ла-Манш, не-
замеченные и невредимые, половина ору-
дий, которые могли бы остановить их про-
движение, была либо повреждена, либо
вынуждена к молчанию. x ;

Черчилль отметил, что с 1 апреля по
30 июня. убито и пропало. без вести. свы-

«С того времени, — сказал Черчилль, —
мы не выходим из боя. Генерал Омар
Брэдли очищает полуостров Котантен, а
генерал Демпси занимает территорию во-
круг Кана. Мы причинили врагу потери,
которые почти в два раза превышают по-
тери, понесенные нами. Это -> замеча-

дающей стороной, и это необычно, если
сделать сравнение с опытом прошлой
войны. Нам непрерывно мешала’ весьма
несоответствующая ‘<езону погода, которая
своими ранними туманами и низкой облач-
ностью изо дня в день заставляла откла-.
дывать операции, делая невозможным
создание лавины огня и стали, с помошью
которой авиация проводит подготовку к
атаке. Сейчас, наконец, мы начинаем” за-
воевывать то пространство для разверты-
вания сил, которое необходимо армиям
используемых нами размеров. Я ‘должен:
созваться, что’ последние известия кажут-
ся. мне чрезвычайно хорошими. Первая
американская армия продвигается
Атлантического побережья и достигла’
линии реки Селюн; Влолне возможно, что’
она уже приближается к важному желез-
нодорожному центру Ренн, расположен-
ному примерно на полпути, проходящему
через основание Брестокого полуострова.
‘Далее на восток американцы ‘обошли го:
род. Вильдье и заняли Бреси. Английская’
атака развивается также весьма хорошо, и
англичане продвинулись в центре  при-
мерно на 12 миль. Южнее Кана, где дей-
<твуют канадские войска, мы вчера пред-
приняли атаку, и сейчас там идут тяже-
лые бои. Мы значительно превосходим
врага в людях, в танках и в авиации, и я
почти не сомневаюсь в том, что мы при-
обретем мобильность, как только фронт
будет прорван». ~ :
. Черчилль отметил высокие качества
танков «Шерман», «Кромвелль», «Чер-
чилль» и других типов. Е

Перейля к положению в. Италии, Чер-
чилль сказал: «Армии генерала. Алексан-
дера быстро продвинулись вперед, пресле-
дуя противника, захватили 50—60 тысяч
пленных ‘и сейчас стоят_перед Флоренцией
и заняли важные порты Ливорно и Авко-
на. Нам, конечно, пришлось продвигаться
вверх по Апеннинскому полуострову, имея
весьма неудовлетворительные линии под-
воза, но, благодаря. господству на море,
наличию портов и передвижению железно-
дорожных баз, положение армии значи-
тельно укрепилось. Мы можем надеяться,
что генерал Александер будет продолжать
операции с величайшей энергией в тече-
ние всей осени». =

«Я должен сказать, касаясь этих раз-
личных кампаний во всем мире, — про-
‘должал Черчилль, — что я умалчивал об.
олном важном участнике до этого момента,
а именно о русской армии, которая сыграла
главную роль и выматывает кишки. из гер-
манской армии. (Аплодисменты). В воздухе,
на океане и в морях мы можем сохранять
наше положение, но не было в мире такой
силы, разве. что она была бы создана еще
через несколько лет, которая могла бы
сломить и сокрушить германскую армию
и нанести ей такие колоссальные потери,
как это. сделали русские советские армии.
 Я приветствую маршала Сталина (аплодис-
менты). этого великого‘вождя своей страны,
ия твердо верю в то, что наш двадцатилет-
ний договор с Россией окажется одним из
наиболее длительных и прочных. факторов в
деле сохранения мира; порядка и прогрес-
са в Европе. Вполне может оказаться,

_ Военные  действия в Северной Франции

ЛОНДОН, 3 августа... (ТАСС). В опуб-
ликованном сегодня сообщении штаба вер-
ховного. командования экспедиционных сил
союзников говорится: и.

«В течение: ночи ‘на З‘августа на pore
существенных изменений не произошло.
Юго-восточнее Бресей преодолено зонро-
тивление противника в Ле-Мениле; про-
должаются бои к югу от Перси и в окре-
ствостях Виллер-Бокаж и Онэ. Продвиже-
‘ние 3a Понторсон продолжается.

Союзная авиация совершала. налеты на
мосты, танки, склады боеприпасов и го-
рючего, транспорт и неприятельские суда
з зоне от Бельгии до Бискайского. залчва.
Срелние бомбардировщики ‘совершили ус-
пешные налеты ва железнодорожные мо-
сты в Лилле, Нанте, Эпоне, Менвилье,
Нуайене и Сен-Маре. Бомбами поражены
баржи на Сене и склады боеприпасов в
Кодебеке, Монтрейле и Ле-Люде. Тяже-
лые. бомбардировщики в сопровождении

—

истребителей совершили днем малет на
нефтехранилища в Сане, Сент-Уаве и Же-
невилье, а также атаковали мосты в райо-
не Парижа и в долине Луары. Тяжелые
‚бомбардировщики совершили налет на во-
енные корабли в Гавре. :

На протяжении всего дня истребители и
истребители - бомбардировщики оказывали
активную поддержку нашим армиям на
всем фронте. В ходе всех этих операций
уничтожено 10 вражеских самолетов.

базы».

Войска союзников
в заняли Ренн
НЬЮ-ЙОРК, 3 августа. (ТАСС). Воен-
ный министр США Стимсов об’явил сегол-
ня на пресс-конференции о том, что войска
союзников заняли Ренн (департамент Иль
и Вилен в Северной Франции),

Заявление Идена об убийстве немцами

пленных

ЛОНЛОН, 3 августа. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство информации,
Иден сообщил в палате общин, что не-
сколько попавших в пяев к немцам лиц
из состава канадских вооруженных сил
погибли в Нормандии при. обстоятельствах,
не оставляющих сомнения в. Том, что они
были сознательно. убиты.

«Вскоре после начала операции в Нор-
мандии, — сказал Иден, — некоторые лица

crt

` Издатель: НАРОДНЫЙ. КОМИССАРИАТ

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР.

TM100884

канадцев

были взяты в плен. В то время как они
находились в заключений, офицер и 18 ‹ол-
дат были убиты  `12-м разведывательным
батальоном 12-й эсэсовской бронетанковой
дивизии по распоряжению некоторых офи-
церов. Эти 19 человек были, конечно,
военнопленными и в качестве таковых
имели право на защиту на основании меж-
дународных конвенций».

релавции—Д 1-08-08;

ВДОЛЬ  :

‘мужчин и женщин — была: образцовой.

льтаты этих ‘бомбардировок. Сотни

17.
самолетов союзников не вернулись на свои

АДРЕО РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Сущевская ул., 21.
зам. 01в,  оокретаря-Д, 1-12-62

be

что успехам русских в какойто мере
способствовала стратегия ефрейтора Гит-`
лера. Даже безмозглые военные не могут.
не видеть некоторых недостатков  кое-
каких его Действий. Сейчас 10 дивизий
Гитлера застряли в Северной Финляндии,
а 20—30 дивизий отрезаны в Прибалтий-
ских. государствах, причем все они три

переброшены cO всем материалом и воо-
ружением для того, чтобы‘ Встать между
Германией и наступающими русскими, Од?
нако мы не должны сейчас указывать ему,
как сделать это. Но уже слишком поздно

сделать это ‹ейчас. В целом, я думаю,

что офицерам лучше всего подниматься по
служебной лестнице узаконенным поряд-
ком». а

Черчилль закончил свой военный обзор.
внутренним положением Англии, положе-
нием Лондона, «который вместе с приле-
гающими о графствами, в особенности с
теми, которые ваходятся на пути полета
бомб, почти

бомбардировке

подвергается Hell рерывной

в течение семи недель.

Последние имеющиеся в нашем

цифры,
распоряжении, показывают, что на вас. бы-
ло выпущено 5.340 этих роботов и что во
время налетов убито 4.735 человек,
14.000 человек получили более или менее
тяжелые равения и многие легко равены.
Результатом является печальная история’
человеческих страданий и многочислен-

ные разрушения в нашей стране.

Мы уверены в том, что наша оборона’
становится все более мошкой. Мы усили-
ваем до предела наши  к®нтркаступатель-
ные мероприятия. Терпение и мужесгво
вашего народа в момент, когда в Лондоне
он мог считать, что его испытания уже
окончились, изумительны. Мы уверены,
что народ будет продолжать держаться
так до конца. Я очень боюсь возбудить
ложные надежды, но я уже не считаю
себя обязанным отрицать, что победа,“ воз-
можно, скоро наступит. Если нет, мы
должны продолжать борьбу, пока она’ не
придет. Это. будет неувядаемой славой для
всех мужественных, никогда не ослабе-
вавших сердец. Работа всех организаций
местной обороны и’ всех ее участников —

Около 17 тысяч домов было совершенно’
разрушено и около 800 тысяч получили по-
вреждения». Черчилль отметил, что 3/4 или
даже больше — 600 тысяч домов уже сде-
ланы снова пригодными для жилья.

` «Если: немцы  воображают, сказал Чер:
чилль; = что продолжение нынешних: атак,
которые обходятся им очень’ дорого, будет
иметь хотя бы самое ‘слабое отражение на
ходе войны или на решимости народа, или
на моральном состоянии находящихся под
обстрелом мужчин, женщин И детей, то
они совершат еще один . психологический
промах, которыми они славятся ‘уже в те-
чение долгого времени, Единственным ре-
зультатом этой беспорядочной ‘бомбар-
дировки будет`-лишь большая ‘суровость
наказания, которое’ немцы понесут после
того, как оружие ‘будет выбито из их рук
нашими бойцами: Не может быть и ‘речи
о том, чтобы отвлечь наши силы от основ:
ной задачи ведения: войвы ‘или ‘допустить,
чтобы эта`неприятность в какой-либо сте:
пени ослабила энергичную поддержку на:
ми союзников. Используются все  людские
силы, ‘чтобы предотвратить и оелабить

наиболее опытных умов, которыми мы
располагаем, поглошены этой проблемой]
но я не гарантирую, что’ эта проблема бу-
дет полностью разрешена до тех пор, по-
ка мы ке захватим районы, из которых‘ на:
правляются эти самолеты-снарялых».

Черчилль отметил заметные улучше-
гия в некоторых областях в общеполити-
ческой обстановке. «Одким из этих зна-
чительных улучшений является улучше-
ние отношений английского правительства
с американским».

‚ Черчилль’ сказал, что «один из основных
интересов. Англии заключается в том, ‘что-
бы Франция. вернула себе. свое ‹ наллежа-
шее место среди главгых держав Европы
и мира». «Наша высадка, —сказал он‚/—в Нор.
мандии, ход войны, все развитие событий
показывают вполне ясно, что в настоящее
время нам снова’ придется иметь дело с про-
блемами Франции и Гермавии на Рейне, и из
этой дискуссии Франция не может быть ни
в коем случае исключена. Я надеюсь: на. са-
мое тесное  сотрудгичество Британской
‚империи, Соединенных Штатов, и русских
и французских представителей при урегу-
‹лированни этих важных европейских. проб-
лем. Мы представляем собой союз: об’еди-
ненных ‘миролюбивых раций, который? был
вынужден взяться за оружие в защату
своих основкых прав, и в час победы мы
не должны упустить возможности заклю-
чить соглашения, необходимые для того,
чтобы обеслечить: мир, ‘Которого мы добь-
емся столь дорогой ценой». Е

На итольянском ponte.

ЛОНДОН, 3 ‘августа. (ТАСС): Штаб,
войск союзников в Италии сообщает, что
к югу от Монтелупо части индийской ди-
визии форсировали’ реку Пеза на широком.
фронте и продвинулись болёе чем на одну
милю вперед. : :

Юго-запалнее Флоренции попрежнему
идут тяжелье бои. В долине реки Греве, к
югу от Флоренции, несмотря на сильное
сопротивление противника, были  достиг-
нуты серьезные ‘успехи.

На восточном берегу реки Арно, К юго-
востоку от Флоренции, войска союзников
местами продвинулись вперед. На осталь-
ных участках. фронта английской 8-й эр-.
мии и американской 5-й армии действовали
` патрули и происходила артиллерийская
перестрелкз.

Вчера средние соединения тяжелых бом-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

‚углов

или четыре месяца тому назад могли быть
сталкиваться для того, чтобы довести

‘что правительства США, Англии и Совет-

вимая во внимание

‚ченный с Гурцией до войны. ^

‘что в Вашингтоне в ближайшее время на-

‚коны в этом вопросе, пытаться провести гра-

полезно и даже веумно». :

`ренний кризис Германии, не на этот кризис,

]ерчияля в полате обмин

«Каждый должен помнить, — продолжал
Черчилль, — необычайную сложность, с
которой сталкивается внешняя политика
нашего острова в рамках мировой ‘коали-
ции, членом которой мы являемся. Прежде
всего нам необходимо учитывать пожела-
ния ‘ доминионов и консультироваться с
ними. Затем существуют три великих дер-

`жавы. Мы имеем двух доблестных и испы-

танных союзников, которые крулкее и в
некоторых отношениях мощнее, чем мы,
Все мы в основном и по существу стре-
мимся к одному и тому же. Однако по-
вседневное достижение согласия по BO-
просам тактики и деталей представляет
собой по необходимости сложное MeO.
Здесь мы снова вступаем в область трой-
ствееной дипломатии, когда всем нам. при-
ходится сноситься друг с другом по теле-
графу, когла двое согласны, а третий же-
лает внести свои поправки или когда все
согласны, то вопрос может утратить свою
актуальность. Как же могло бы сбыть ина-
це, если существует так много различных
зрения н особенностей  историче-
ского и Национального порядка, которые
нужно Учитывать при подходе к этим во-
просам. Я уже говорил рагьше, что если

‘бы главы трех правительств могли встре-

чаться по одному разу в месяц, то между
ками не было бы никаких проблем, кото-
рые-нельзя было бы быстро. и, как я верю,
разумно разрешить». «Когда я подытожи-
ваю. все трудности, с которыми приходит-

дело до общего согласия, то я полагаю,

ской России справляются довольно непло-
хо, ‘Однако во взаимоотношениях между
великими державами необходимы большое
терпение и неуклонное стремление покять
точку зрения друг друга. Палата общин
может помочь всем им, заняв широкую и
терпимую точку зрения».

`Далее Черчилль коснулся Польши, за’

явив, что, по его мнению, сейчас — обна-
деживающий момезт для Польши. «Рус-.
ские армии, — сказал он,-— стоят сейчас.
у ворот Варшавы. Они несут освобождение
Польше. Они предлагают полякам свободу,

суверенитет и независимость. Они хотят?

существования Польши, дружественной в
отношении России. Это кажется мне весьма
разумйым. Вполне понятно, что русские
хотят иметь дружественную Польшу, при-.
ущерб, причиненный
России: Германией, прошелшей через Поль-
шу для того, чтобы напасть на нее». о =
Продолжая международный обзор, Чер-
чилль: остановился. на положении. Югосла-
вии, Греции, Румынии, Болгарии и Арген-
тины. -. а: ее

Касаясь позиции Турции, Черчилль со-
общил палате, что «на основе англо-турец-
кого союза Турция порвала всякие ‘отно-
шения с Германией», добавив, что этот
акт вливает новую жизнь в союз, заклю-

“Далее Черчилль ‘перешел к вопросу ©-
будущей организации мира. «Время от
времени, — сказал он, — самые видные лю-
ди делают многочисленные красноречивые
заявления относительно будущей органи-
зации мира. Я лично предпочел бы выслу-
шать мнение других великих наций прежде,
Чем взять на долю нашей ‘страны разра-
ботку’ слишком многих деталей. Разве мы
HE MO2KeM удовлеётвориться общими заяв-
лениями, с которыми мы все согласны,
заявлениями о том; что необходим между-
народный совет для сохранения мира, ко-
торый будет создан и руководим, в первую
очередь, ‘ведущими державами, выиграв-
шими “войну, и что впоследствии другим
державам; а Затем и всем державам будет
предложено участие в этой мировой ор-
танизации. Разве мы не можем удовлетво-
риться этим и сосредоточить наши усилия
‘на борьбе за победу и вести себя таким
‘достойным образом во время войны, чтобы
с нашими словами считались по заслугам,
когда мы придем к организации мира.

‘Палате должно быть “известно о том,

чнутся важные переговоры. Когда они за-
кончатся, мы все гораздо. лучше будем
представлять себе свое положение.

- Как я ужё сказал, тщетно и бесполезно
для одной страны пытаться ‘установить за-

ницы или определять орудия, при помоши
которых эти границы будут сохраняться
без дальнейшего кровопролития. Это бес-

В’ заключение Черчилль’ остановился на
последних событиях в Германии. Подчерк-
вув, что, каким бы острым ни был внут:

а на собственную мощь и`на справедли-
BOCTh своего дела должны возлагаться
‘надежды союзников.

бардировщиков в сопровождении истреби-

‚телей совершили налеты ва неприятель-
ские коммуникации, торпедный завол №
другие военные об’екты в Южной Фран-
ции. Другие соединения тяжелых бомбар-
дировщиков бомбардировали портовые <©о-
оружения в Генуе. :
Тактическая авиация союзников подверт*
ла бомбардировке неприятельские комму-
никации и другие об’екты в северной части
Центральной Италии и в районе боев, а
также сула противника в Адриатическом
море. Авиация союзников действовала так-
же нал Югославией. Во время этих опера-
ций было уничтожено два самолета про-
тивника. 9 самолетов союзников не верну-
‚лись на свои базы. Средиземноморская
авиация . союзников совершила около 1 500
самолетовылетов. ar

ВАРВАРСТВО ГИТЛЕРОВЦЕВ В ИТАЛИИ

Выступление Григга

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Как сооб-
щает английское министерство информа-
ции, военный министр Джеме- Григг вы-
ступил в палате общин с заявлением. по
поводу гитлеровских варварств, совершен-“
ных в Италии. Григг заявил, TO перед
эвакуацией Сан Джиминьяно’ немцы yrpo-
жали жителям города, что они поплатятся
за свой симпатии к союзникам. Накануне
вступления союзных войск немцы напра-
вили орудия на город, который настолько
богат ‘архитектурными сокровищами, что
представляет собой национальный  памят-
ВИК.

в палате общин

Григг сообщил, что в Неаполе немцы
подожгли университетскую библиотеку и
уничтожили музей. Начиная с этого мо-
мента, в дальнейшем повторялась одна и
та же история — кощунство, надругатель-
ство над святынями и Воровство во всех
видах. : ее et

Григг. привел целый ряд примеров ограб-
ления немцами церквей и соборов, бес-
смысленного и варварского уничтожения
произведений. искусства и архитектуры и
а культуры. во время отступле-
ния германских войск в Италии.

в комму татор, доб. 20; отлел боевых действий флота лоб. 29, 86; отдел гропагавлы-Д 1-11-45;
доб. 8; иностранный отдез-доб. 1-15, 1-35; сектор писем—лоб. 28; отдел оформления—доб, 1-13; библиотека—лоб. 13 :

и Типография «Красное Знамя», Сущевская, 21.

`войска с момента

`нистр финансов СШ

13; издательство-— начальник Д 1-13-60; бухгалтерия

океане

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). ’ Штаб
об едивенного командования вооруженны:
‘ми силамя союзников в юго-западной части
Тихого окезна сообщает, что на р
ской Новой Гвинее в районе высадки вой:
ска союзников закрепили свой позиции, В
районе Уэйвэйк—Айтапе (Новая Гвинея)
войска союзников сорвали попытку япон-
цев обойти позиции союзников с фланга.
Войска союзников очистили. от
войск прибрежный район, расположенный
к востоку от реки Дриниумор (Новая Гви-

wen). Патрульные самолеты союзников По .

топили у острова Сула (юго-западнее ост-
рова Гальмагера) японский транспорт во”
доизмещением в 5 тысяч тонн. -
ВАШИНГТОН, 3 августа. (ТАСС). Штаб
командования тихоокеанского флота США
сообщает, что на острове Гуам американ-

ские войска заняли аэродром и три круп-.

ных пункта. На острове Гуам американские
высадки по 1 августа
потеряли убитыми 1.022 человека, ранены
ми 4.946 и пропавшими без вести 305 че-
ловек. Японцы потеряли убитыми по край-
ней мере 7.949 человек.

На острове Тиниан американские войска
потеряли убитыми ‘208 человек, ранеными

1.121 и пропавшими без вести—30 человек.

Америкавцы похоронили 2.075 трупов уби-.
(ТАСС). Штаб’

тых японских солдат.
ЛОНДОН, 3 августа.
командования войск союзников в Юго-Во-
сточной Азии сообщает, что американские
войска продвинулись в северной части го-
рода Мьиткьина. В других секторах города
достигнуты незначительные успехи. Анг-
лийские тяжелые бомбардировщики пПод-
вергли бомбардировке железную дорогу от
Мандалая до Индау, являющуюся главной
линией снабжения японцев в Северной

р Бирме. г

Потери войск союзников
ке в Бирме.

ЛОНДОН, 2 августа; (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, военный министр
Григг сообщил, что потери войск союзни-
‘ков в Бирме с 1 января по 30 июля этогр
года составляют 5.918 убитыми, 19.916 ра-
неными, 2.594 пропавиими без вести. В эти
цифры включены также ‘потери, понесенные
индийскими и западно-африканскими вой-
сками.

УСПЕХ ВОЕННОГО ЗАЙМА В США

НЬЮ-ЙОРК, 3 августа. (ТАСС). Ми-
Моргентау заявил,
что подписка на 5-й военный заем достигла
суммы в 20,6 млрд. долларов, превысив на

4,5 млрд. намеченную предварительно сумму

займа, По словам Моргентау, сумма под-
писки на 5-й военный заем является самой
крупной суммой в истории, полученной в
результате одной финансовой. операции.

НОВЫЙ, АМЕРИКАНСКИЙ
* ИСТРЕБИТЕЛЬ.

ВАШИНГТОН, 3 августа. (ТАСС). Во-
енное министерство США об’явилб, что
истребители «П-39-Кобра» заменяются но-
выми истребителями  «П-63-Кангкобра».
Радиус действий новых ‘самолетов в пол-
тора раза превышает радиус действий ист-
ребителей «Кобра». Потолок ‘нового  ист-
ребителя достигает 10.500 метров. Его
скорость — около 640 км в час.

Присвоение Стиллуэллу

звания полного генерала
ВАШИНГТОН, 3 августа. (ТАСС). Пре-
зидент. США Рузвельт присвоил командую-

щему американскими и китайскими войска-
ми в Бирме генерал-лейтенанту Стиллуэл-

лу звание полного генерала американской.

армии. Звание полного генерала американ-
ской армии, кроме Стиллуэлла, имеют Мар-
шалл, Макартур, Арнольд и Эйзенхаузр.

Гибель американского
контр-адмирала
ВАШИНГТОН, 3 августа. (ТАСС).

Морское министерство США  об’явило,
‘что в районе Тихого океана в результате

‘авиационной катастрофы погиб контр-ад-
мирал Сесиль:

Налеты самолетов-снарядов
на Англию

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, в течевие ночи
на 3 августа и сегодня утром немцы снова

`выпускали ‹самолеты-снаряды против юж-

ных граф“тз Англии, в том числе против
района 7, здона. Атаки производились че-

`рез более короткие интервалы, чем обычно,

и были наиболее ожесточенными за все
время. Значительное число’ самолётов-сна-
рядов было уничтожено до того или вско-
после того, как они достигли побережья.
есколько из`них сбито над морем. Име-
ются жертвы среди гражданского населе-
ния. Причинен ущерб жилым домам.

ВОЗВРАЩЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО
КОРОЛЯ В АНГЛИЮ:
ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает, что английский король
вернулся в Лондон из своей поездки в

Италию.

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

ЖЕНЕВА, 3 августа. (ТАСС). Как пе--

редают из Югославии, верховный штаб. на-

родно-освободительной армии Югославии
сообщает, что на всех фронтах части на-
родво-освободительной армин развивают

Успешные наступательные онерации.

‚ В Македонии югославские войска после
ожесточенных боев заняли город Дебар. В
Сербии, южнее Лебане, разгромлёна не-
мецко-болгарская колонна. В Черногории
части народно-освоболительной армии за-
няли город Плав. Разгромленные войска
противника бегут в глубь Албании. В рай-
оне города Андриевица вся черногорская
территория вплоть ло албанской
освобождена от противника.

‚В Восточной Боснии югославские части.

заняли города Кладань и Слово.
Завидовичв азгромлены части немецкой
дивизий. В Центральной Боснии противник
после многодневных боев пробился из До-
боя в Теслич. Другая вражеская KONOHA
продвигавшаяся от Банья Лука к Tipweno-
PY, разгромлена у Деветина. :

Истрии части народно-освободитель-
HoH армии продолжают наступление; В
`Далмации в долине Горне Цетинье занят
вражеский опорный пункт Врлика. В сек-
торе Книв—Грахово’ продолжается уничто-
жение окруженной вражеской группировки.
Воеводинские части заняли на границе за-
падного Срема вражеские опорные пункты
Шамац, Бабина Греда и Штиеар.

Южнее

вам. редактора-—-доб. 1-72;

отлел си

паргийн:» комсомольской
и отдел подписки—доб.

Голланд-.

японских.

границы.

4 августа 1944 г. № 184 (1751)
ee eT ere

_ Война на Тихом io Домик в Куоккала

Всей России был известен по многОЧис»
ленным фотографиям 9STOT живописный;
уютный? домик, приютившийся в тени хму.
рой зелеки.и приветливых берез. Он был
чем-то похож на сказочный терем, на ку.
старную игрушку, этот домик с пристрой-
ками различной высоты со стеклянными
крышами.
` Прелестью русской сказки веяло и от
разрисованных рукой самого владельца до:
мика узорчатых ворот с надписью, выло-
женной брусочками на калитке: «Цена.
ты». ;

Больше двух десятков лет  безвыездно
жил в этом домике великий художник, имя
которого с любовью и благоговением про-
износил русский народ и имя которого гре.
мело во всем мире, —Илья Ефимович Репин,
Здесь, в «Пенатах», были написаны карти.
ны; «!7 октября 1905 года», «Какой про.
стор!», «Пушкин на экзамене в Царскосель.
ском лицее», «Самосожжение Гоголя» и ряд
других картин, отмеченвых репинским re-
нием. ;

«Пенаты» неразрывёо срослись со всем
творческим обликом Репива. Каждое дере.
во, каждый поворот дорожки хранит память
о гениальном живописце.

Вышедиший из самой гущи народа, Репин
любил работать в саду, окапывать кусть,
‘выравнивать дорожки, срудовать пилой и
топором. По густой березовой аллее, кото-
рая вела от калитки к гостеприимному до-
мику, проходили лучшие люди тогдашней
России, ее гордость и слава, представители
вауки и искусства, литературы и общеста
венной мысли. Здесь, по этой дорожке, про.
‚ ходили Иван Петрович Павлов, Максим
Горький, Владимир Короленко, Владимир
Маяковский, шлиссельбуржцы Николай Мо.
розов, Вера ‘Фигнер, В. Стахов, академик
Бехтерев и многие другие.

Сколько воспоминаний связаво © этим
домиком, как ярко отражались в укладе
дома демократическая натура величайшего
русского художника, его ралушие и хлебо:
сольство, его любовь к шутке, его пылкая
влюбленность в искусство.

Вместе с жизнерадостными, веселыми
шутками сколько серьезных речей, сколько
горячих споров об искусстве и путях ею
развития было здесь, в этих  стенал
Здесь. была мастерская художника,
где создавались произведения искусств,
дорогие сердцам миллионов почитателей
‘репинского таланта.

Увенчанный при жизни славой гения, веч-
но ищущий Репин десятки раз переписы.
вал начатые им картины. Мастерская была
живым. свидетелем его пытливых исканий
и пламенного трудолюбия. Над картиной
«Пушкин на берегу Невы», оставшейся не.
оконченной, Репин работал 20 лет. Когда
под старость правая рука Репина начала
сохнуть и отказалась работать, он научился
писать левой рукой, а палитру, которую о
не в силах был поддерживать кистью руки,
он подвешивал на шею.

И с раннего утра до позднего вечер
немощный телом, но сильный духом старх
работал над своими полотнами, отходил
после каждого мазка в глубь мастерской
вглядываясь в написанное, и опять и опять
переписывал и перерабатывал начатое.

Все в этом домике говорило нам о гене
альном сердце, о великом мастере, созда:
теле нгувядаемых «Бурлаков», «Крестного
хода», «Запорожцев», «Ивана Грозного» 1
десятков других’ шедевров. Каждая cry:
пенька, казалось, хранила на себе следы
его шагов, каждый угол «Пенат» был освя:
щен присутствием гекия. М тем горше ©.
знавать, что «Пенат» сейчас уже нет, чо
бессмысленная, тупая злоба финских вож
уничтожила навсегда обитель великого сы:
на руссксго карода...

‚ Долго и безуспешно я искал в Куожкал
репинские «Пенаты» или то, что остало%
от них... Несколько раз я проходил мимо
черневших развалин сгоревшего   дома ¢
зловеще торчащей трубой, не позволяя се
бе даже думать, что ‘это и есть остатки
«Пегат», и как больно стало сердцу, когда
подозрение превратилось в уверенность.

Трудно передать то чувство мучительной
боли, которое охватывает при. взгляде м
это чудовищное разрушение  драгопенног
памятника русской культуры. Ни одну в
окружающих дач финны не тронули. Фи!
ны хладнокровно и методично подложили
взрывчатку под репинский домик и 835:
рвали его. Но’этого им показалось мало,
Они облили горючим развалины «Пенаг #
подожгли их, подожгли потому, что они дб:
роги сердцу каждого русского человек,
потому что это памятник культуры мирово
го значения, а фашистским дикарями №
финским холуям ненавистно все, что ност
на себе печать гения русского народа, пе
чать его духовной мощи и величия.

Никогда мы не простим финским alll
‚стеким бандитам; их злодейского разруше
ния «Пенат», их надругательства над №.

mee

Гтилой великого Репина. Никогда!

Е. ДОБИН.
Ленинград. 4 августа,

— +

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ МЕМУАРЫ
И ИЛЛЮСТРАЦИИ И, Е. РЕПИНА

`°К 100-летию со дня рождения И. Е, № 38
пина Академия наук СССР выпускает 11
редакцией академика И. Грабаря первый »
сборник «Художественное наследство».
сборник войдут неизданные письма Репям,
неопубликованные мемуары и 100 неизвест
ных до сих пор его иллюстраций, вос
минания учеников великого художника 1!
рассказы лиц, с которых он писал пор’
реты. Жизни и творчеству Репина посвяще
на статья академика Грабаря.

(ТАСС),

=

ОТТИСК РУКИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

СМОЛЕНСК, 3 августа. (ТАСС). Пи
земляных работах на окраине города Hil
‚дена. чугунная плита с оттиском руй
Петра 1. На обратной стороне плиты имет
ся надпись: «Свимок с оттиска руки Пей
Великого, сделанного им на песке в 0*
новапном им же чугунно-литейном за80
В 1707 году в г. Липецке». к

При продолжении раскопок на м
где вырыта плита, были обнаруже
остатки древнего храма.

>

Помощь семьям Фащитников Роди! \
в освобожденной Молдавии

СОРОКИ, (Молдавская CCP), 3 aaryctt
(ТАСС). Заботой и вниманием” окруже
в Молдавии семьи защитников’ Родий
Совнарком республики выделил для №)
зания единовременной помощи  с98
фронтовиков 140 тысяч рублей. Для #*
завозится 20 тысяч кубометров Ap
стройматериалы для ремонта и восстан
ления жилищ. Сельхозбанк ассигновал
тысяч рублей на закупку скота, Цени

союз выделил на 220 тысяч рублей пр
товаров.

Коммутатор редакции 2 3-20-90 no JL 38-20-08 Телефоны: Для еправок—лоб. 1-18;

секретарь
работы-—
25 и Д 1-62,

Ответственный ‘редактор
TL. МУСЬЯКОВ,