AY
ol

es

13 hespana 1943 r., No 36 (1294)

K

К 25-летию Красной Армии и Военно-Морского Флота
Дружба народов-—источник
военной моши CCCP

С огромных патриотическим пот’бмом в
обстановке новых побед советского оружия
отмечают народы нашей страяы ХХУ го-
хозщину Красной Армии и Военно-Мор-
ского Флота,

В великой освободительной борьбе во-
оружбнных сил Советского Союза прико-
ваны сейчас взоры всего прогрессивного
человечества; с надеждой смотрят на СССР
порабощёнвые фашистами народы Европы.

Начав войну с Советеким Союзом, гит-
деравцы рассчитывали на То, что мето-
лами провокации им удастся изнутри по-
лорваль мошь СССР, дезорганизовать с9-
ветский тыл, сломить волю нашей армии
и нашего народа к сопротивлению и ‘тем
проложить себе путь к очерелной лёгкой
победе, Гитлеровские мастера цо разжига-
нию национальной розни пытались поссо-
рять советские народы, натравить их друг
на друга и разобщить, чтобы легче был
поодиночке поработить их. :

Однако то, что улалось в некоторых
странах Европы, оказалось невозможным
в отношении СССР. Фашистским провока“
торам не удалось расотроить хружбу меж:
ху советскими народами, Перед лицом
оласнооти дружб» mapoton CCCP emé бо-
16 окрепла. Как показывает опыт войны,
наш тыл непоколебим. Сил» военного со*

преевления СССР расстроила все планы

немецкого командования. Именно Красная
Армия впервые нанесла ряд тяжёлых по-
ражений гитлеровокюй армий, которая
прошла по Европе, сравнительно легко с0-
врушая одну страну за друтой. Именно
Красная Армия развеяла миф о непобеди-
мости немцев.

ХХУ годовщину Красной Армии и Bo-
енно-Морского Флота мы встречаем в 0б-
становке, когла в военном положении про-
изошли серьбэные изменения. Красная
Армия держит сейчас инициативу в
своих руках и, действуя по плану Bep-
ховного Главнокоманиования, наносит про
пявнику удар за ударом, опустошает ето
ряды, очищает советскую землю от He-
мепко-фашистоких захватчиков. Красная
Армия блестяще осуществила сталинский
план разгрома Немецко-фалииотских войск
пох Сталинградом, развернула  наступа-
тельные действия на Северном Жавказе, ча,
Центральном фронте, в районе Нижнего
Дона, южнее и западнее Воронежа. Вой-
ска Ленингралокомо и Волховского фрон-
тов, © которыми взаймодействовали силы
Краснознаменного Балтийского флота, про-
рвали блокаду Ленинграда. Красная Армия
воет  освободительные бои на Украине.
Наступалельные дейотвия Красной Армия
становятся всё репительнее, и удары, на-
носимые по гитлеровской армии, — Bcd
крепче. Враг откатывается на, затад, ие-
ся огромные потери в людях и военной
TOLHURS.

Источник непобедимой силы  Rpacnoh

`Ариии ‘лежит в самой её природе, в 0с0-

бенноотях нашего  тосударотва. Народы
Советского Союза создали новый общест“
Банный строй, установили подлинно на’
родную власть, когорая отстамвает жнте-
реы трудящихся, Советские люди 0сво-
болились от всякого угнетения, опт —
хозяева своей судьбы. Наше государство
опирается на нерушямый союз рабочих и
крестьян. Все народы Советского Союза на
основе полного равноправия  сплотились
в еиную братскую семью. Советских на“

родом руководит коммунистическая пар”

тия, которая имеет в среде трудящихся
незыблемый авторитет.

Кажлый труженик нашей страны пони-
мает, что его свобода и высокий уровень
материальной обеспеченности и культуры,
которых он добился при советской власти,
могут быть сохранены тольво в беспощад-
ной борьбе против  немецко-фашистских
захватчиков. Настоящее и будущее каж-
лого советского человека сливается воеди-
Ho ¢ судьбами всей нашей родины, всего
нашего многонациональноге государства.

Красная Армия, как армия братства
освобождбнных народов, складывалась в
боях за советскую власть, выросла и
окрепла в огне гражданской войны против
белогварлейцев и интерзентов; она вопло-
тила в себе лучшие боевые качества и
прадиции, лучшие черты русского народа
и воех бралеких советских народов. В тя-
яблые годы гражданской войны и интер
венции образовался единый pour  co-
ветоких республик ‚ против внешних и
знутренних врагов. И трудящиеся всех
пациональностей убедились Ha cobeT-
веннох опыте в 10, Чт они He
смогли бы одержать победу над Koa-
чаком, Деникиным,  Юленичем, Bpai-

` тваеж, иностранными ивтервентами, если

бы советскио паром в этой борьбе
ве оказали друг лругуо самоотверженной
поддержки и братской помощи, Только бла-
тодаря братокому союзу и боевому елинст-
BY советских народов окончились полным
провалом все контрреволюционные загово-
ры, походы белогвардейских генералов и
нашествие иностранных интервентов,

Тенинско-сталинскую национальную 1по-
литику дружбы и братского сотрудничест-
Ва народов партия и советская власть пос-
педовательно осуществляли ва протяже-
нии всего периода существования  совет-
ского тосударства. Политика партии и CO-
Ветскюй’ власти, Bea система, нашего 06-
щественного и государственного  устрой-
©твз проникнуты духом глубокого уваже-
ния KO всем напиям -— большим uw Ma-
TM, сильным и слабым,  незаряси-
40 от их исторического прошлого.
В CCCP обеспечено ие’ только по-
Щитическое  рэвепетво ‘народов, HO и
создана материальная основа для осуще-
ствления экогомического и’ культурного
равенства между народами, т. е. равенст-
Ba фактического,

Многие национальности бывшей  цар-
ской Россий нахолились в состоянии край-
ней отсталости. В национальных «окраин
нах» почти совсем отсутствовала  про-
унытаенность, они являлись отсталыми
районами и в области земледелия. Многие
народности во ‘имели даже письменности.
При всесторонней помощи советского го”
сударства, при братской поддержке pyc:

i

29° (
А. ГОРКИН
Фххо

ского народа все советские варолы стали
быстро продвигаться вперёд, развивая про-
мышленность, земледелие, создавая свою
напиональную культуру.

За годы советской власти наша родина
из страны экономически слабой и куль:
турна отсталой. какой была царская Рос-
свя, из страны, где свирепствовали wBa-
циональный гнёт п полицейский  произ-

всём мире, С успехами Красной Арили
свободолюбивые народы связывают на-
Remy wa своё избавление от фашистеко-
то порабошения.

В Красной Армии чувство дружбы и
боевого единства народов глубоко прониб-
ло в cepina бойцов и командиров. Каж-
зый воин Красной Армии, будь он рус-
ский, украинец, белорусе. узбек, грузин
или представитель другой напионально-
сти, воочию видит и глубоко сознаёт, что
перел липом грозной опасности все они
вместе борются за национальную cBob0-
ду, честь и лостоинотво веёх народов (9-
ветекого Союза. Воин кажлой ний

м превратилась в страну мощной инду-   ности СССР видит, что его народ не усто-
рии и колхозного земледелия, в страну   ял бы один в этой гигантской борьбе и

подлинной лемократин
свободы.

ий

национальной
высокой культуры советских на-   машиной, если бы ей не противостояло

был бы раздавлен гитлеровской военной

ролов. СССР собственными силами произ-   могучее единство всех советских народов.
волит вс6 необходимое для народного хо`

зяйства и обороны государства.

Теперь, по истечении четверти века
существования советского  государетва,
особенно ясно видна вся правильность
большевистской национальной политики,
величайшая мудрость и Дальновидность
Ленина и Статина—ооновоположников и
строителей советского многонационального
государства. Вели бы государственное со-
трудничество межлу советскими народами
не было своевременно оргатизовакю и ук-
реплено, то советские республики неё толь-
ко пе добились бы огромных успехов, но
и не смогли бы отстоять свою госуларст-

венную независимость п свободу перед   клянусь, что буду драться ещб крепче.

липом внешних врагов.

В грозные дни Отечественной войны  ГИХ национальностей

дружба и боевое сотрудничество народов
СССР выражаются в чудесном героизме я
доблести нашей многонациональной Kpac-
ной Армии, нашего многонационального
Военно-Морского Флота, в самоотвержен-
ной работе советских патриотов в про-
мышленности и сельском хозяйстве, в
прочности всего советского тыла.

Веюду ведётся гигантская работа по
укреплению военной мощи страны, по пе-
рестройке народного хозяйства на воен-
ный лад, по организации и боевому в0с-
питанию миллионов людей. Во всех совет-
ских республиках неустанно формируются
новые воинокие пополнения, созхаются ре-

зервы для Брасной Ариии и Военно-Мюр-   одна: у нас одна родина — Советский

ского Флота.

Поддержка, какую оказывает наш на-
pol армии и флоту, находит своё яркое
выражение в огромной популярности фонда
обороны. Кроме денег трулящиеся вносят
в фонл обороны различные пенности, 0б-
лигации государственных займов, хлеб,
мясо, шерсть я другие сельскохозяйст-
венные продукты.

Повсюду, в городах и сёлах,
средств проходит, как боевая демонстра-
ция единства Ффровта и тыла, как выра-
жение ‘горячего ° стремления
крестьянства и трудящихся городов вее-
мерно помочь Красной Армии и Boenus-
Mopexomy Флоту быстрее разгромить не-
мецко фаптистоких захватчиков.

В своей речи «0 трёх сообенностях Крас-
вой Армии» ‘товарищ Сталин указывал,
что одна из характернейших черт Ёрас-
ной Армии состоит в том, что она «яв-
ляется афмией братства между народами
нашей страны, армией освобождения уг”
иетённых народов нашей странъ, армией
запить свободы и независимости народов
Halle страны». В существо Фрасной

ину, за Белоруссию, за Северный Кавказ.

i

репления Y3 дружбы между  чародами

кашей страны, на идее освобождения уг-
нетбнных ‘народов, на идее защить ево

боды и независимости социалистических

‘республик, входящих в состав Советского
Conga». WU we этом — залог Tore, что
«наша ‘армия в критическую минуту
найдёт величайшую ‘поддержку в миали-

онных массах всех и веяких налтиональ“   к
‘   миль проба 92 прекрасно закончившие-

ностей, населяющих Нашу  яеоб’ятную
страну». ^ 3

(Отечественная война показала, на-
сколько правильны олова товарища
Сталина. Многонациональная Красная Ар-
мия воплотила в с6бе, собрала в стазь-
ной вулак все силы COBOTCRUX наролов
и противостоит, как гранит,  ордам не-
менко-фалпистских захватчиков, которые
терпят поражение за поражением пох
ударами советских войск.

Ро многих странах армии обычно вос-
литываются в духе ненависти к другим
народам и государствам, превращаются в
безлушное скопление оловянных  солда-
тиков, в механически действующий инст-
румент для осуществления  захватниче-
ских пелей, Образцом такой военной 9р-
ганизапии, основанной на механической
дисциплине, убивающей в солдатах вся-

кую способность к самостоятельному мыш-

лению. является немецко-фаптистская ap-
мия. Гитлеровны сознательно  разожгли

самые низменные инстинкты в немецких о
  русского народа — старшего брата в ве-
  ликой семье народов СССР; с ними идут

соллатах, превратив нх в громил и гра-
бителей. не останавливающихся ни пе-
ред чем в жестокости и пинизме. Солдаты
гитлеровской армии,  становящейся все
более лоскутной, воюют за интересы тер”
манеких пипериалистов.

Гитлеровской армии средневекового мра-
кобосия, разбойничьей армии  порабоще”
ния наролов и разрушения их культуры
противостоят Красная Армия — армия
братства народов СССР.

Ясные и благородные пели стоят перед
Красной Армией в Отечествевной войне.
«Задача Красной Армии состоит в том, —
тозорит товарищ Сталин, — чтобы 0сво-
болять от немецких захватчиков нашу с0-
ветскую территорию, освободить от гнёта
немецких захватчиков граждан наших сел
и городов. которые были свободны и жи-
ли по-человечески до войны, а теперь уг“
нетены и страдают от грабежей, разоре»
ния и голода, освободить, наконеп, Ha
ших женщин от того позора и поругания,
которым полвергают их немецко-фашист-
ские изверги. Что может быть благород-
нее и возвышённёе такой задачи?»

Именно поэтому Красная Армия имеет
на своей стороне сочувствие всех свобо-
холюбивых наролов, её героизм и само-
отверженность вызывают восхищение во

}

гордятся все советские люди.

Несколько лней назал на Калининском

фронте гвардии майору Габлуллину была

вручена ° правительетвенная награда —
орден Ленина п медаль Героя Советоко-

го Союза «Золотая Звезда». Получая
награду, тов,  Габдуллин сказал: «Я
казах и получаю высокую  награлу

правительства моей ролины из рув рус-
ского генерала. Как знаменателен  Э№тТ
обычный для нас факт! Он подчёркивает,
что 1се национальности нашей великой
страны неразрывно сплочены в борьбе
против общего врага. Партия большевиков
вырастила нас, подняла, воспитала, вы-
вела на светлый и лоблестный путь. Я,
Рука 0б руку с русскими и бойцами дру-
булу истреблять
немпев до полного их уничтожения на
нашей священной земле». }

Вэтих простых, искренних словах, Rak
капле воды, отразилась великая me

B
6a; об’единяющая советских воинов. Этой

дружбой проникнуты боевые будни каж-!
no части Красной Армии, каждого ко-
рабля Военно-Морского Флота.   групты. Одна из них занималась об-

Рота, которой командует лейтенаит Без-
рукоз, входит в подразлеление, защища-
ющее Ленинграл. Бойпы одинналцати на-
пиональностей служат в ней. На митин-
ге в этой роте выступали казах Кутку-
жинов, украинеп Супрун, ненеп Околи-
ты и другие Sonn. Onn говорили на
разных языках. во мысль у всех была

Cows, у нас один враг — немец. Украи-
неп Супитн у стен Денинграла мстят 3a
муки родной Чернитовшины.  «Когль я
илу в бой, я лумаю о моей Украине, 6
ролных, которые остались там и, быть м0`
жет, погибли от руки немцев».

06 этом же говорил на собрании укра-
инцев-североморцев знаменитый лётчик

ние
Заполярья Терой Советского Союза гвар-
сбор   ии майор Коваленко.

«Затитщая Зато“
лярье,— сказал он,— мы боремся за Укра-

колхозного   Мие часто представляется ролная Украл-

на, её шярокие пшеничные поля, цвету-
пие степи. Сердце стынет, когда дума-
ешь, что на Украине сейчас враг, там
плачут наши матери, жёны, дети. Врага
пало ненавидеть, и ему Halo метить.
Иногла в воздушных боях ‘встречаелться
с превосходящим по численности против-
ником. Рывало так, что в воздухе на ме-
ня по пятеро фашистов наседало. Но я
твёрдо велу самолет в атаку». У гварлич
майора Коваленко, сына украинского на-

рода, слово не расходится с делом — м

наносит смертельные удары  Фашиет-

Армии, весь её строй «зиждется на УК- ским захватчикам. 3

На Балтике осенью 1942 года военно-

му кораблю, вернувшемуся из похода, бы   командиров, посвященное переходу & BOp-

Брасное знамя,  учрежденное

ло вручено
в честь 20-летия
Военню-Морским Флотом. Ha знамени —
слова: «Лучшему кораблю Краснознамен-
ного Балтийского флота». Ко дню вру
чения награды корабль прошёл за время
Отечественной войны овыше 13 тысяч

ся боевые операции, отразил более ста
воздушных атак. Когда кораблю вручалось
знамя, на его юто выстровлея отважный,

закалённый в боях экипаж, Вуд муже.

венных моряков, сплочённых в единый
боевой коллектив; являл с000й живую де
монстрапию фбфатства советских народов.
На юте торжественно отояли лениитграден,
трюмный машинист Калинин, москвич си“
тнальцих Князев, белорусе моторист Рома-
ненко, мариец пулемётчик Фадеев, армя-
ни моторист Осиянп, евреи моторист
Вляхер и автоматчик Прицкер, чуваш ко“
хентор Павлов и многие другие. Это они,
сыны наролов СОСР, высоко держат честь
и славу вашего ролного  Военно- Моревого
Флота, нашего оружия!

В пламени Отечественной войны  паж-
лый нарох ‘великого Советского Союза
рожиает своих героев, славными боевыми
1елами, мужеством и отвагой которых
Доблестно

сражаются за советокую  ролину сыны

нога в ногу бойты всех народов нашей

советской родияы.
Достаточно перечислить имена

Советского — Союза — военных

Героев
моряков,

‚чтобы увидеть / замечательное боевое брат

ство народов, освящённое и закаленное в
сражениях за отечество. Колышкин, Ду-
нин, Стариков, Осипов, Гуманенко, Тока-
рев, Фисанович, Сгибнев, Коваленко, Бай-
султанов, Степанян, Цоколаев, Teremmuaz-
зе, Воробьев, — одни эти имена говорят
о единстве советских народов, рождающем
массовый геройзм.

Соватский строй дал равные права всём
народам, лал воем советским люлям в03-
можность жить свободно и культурно п
тем укрепил и развил в них чувство
любви к отечеству. Любовь к родине —
это сила, которая способна творить чуде“
са, она порождает бесстрашие советских
людей в 6б0рьбе против ненавистного
врага.

Под руководством великого Сталина
Красная Армия и Военно-Морской Флот
окончательно  разгромят войска тгитлеров-
ской Германии и её вассалов_ Народы
Советского Союза снова заживут мирной
и счастливой жизнью,

` вый отсек. В это время другая группа,

шефства ВЛКСМ над

Е работу наблюдателей. Нередко сплу-

E

К
а

И. Ра-
принимает винт подводной

Инженер-капитан 2-го ранга
мазанов

лодки после ремонта,
Фото А.

Бродского.

Ремонт закончен
досрочно

На подводной лодке М состоялся проб»
ный пуск собранных после ремонт» ди-
sere. Boe остальные механизмы были
испытаны раньше. Экипаж “знаменитого
корабля, потопившего 8 фашистских
транспортов, первым на подводных силах
Балтики закончил зимний судоремонт.

06 6м ремонтных работ был в нынет-
нем году обширный, особенно ‘у мотори-
стов. Pat крупных  трудобмких работ
содержалея также в ремонтвюм плане
трюмных и электриков.

Дважлы орленоносец инженер-калитан-
лейтенант Максимов обеспечил продумая-
ную организацию всего рабочего процес-
ca. Мотористов он, например, разделил на

работкой крышек цилиндров, переносимых
сразу же после с’6мюи в наиболее проетор-

составленная из самых опытных специа-
листов, продолжала разборку двигателя,
обрабатывала пориини, мотылевые и рамо-
вые полшипники. Молодыми мотористалги,
которым поручатлаеь притирка клапанов,
руководил крабнофлотеп Марченко — ма”
стер точных работ; имеющий большой
„опыт шабровки и шлифовки деталей. On
тобилея перевыполнения норм вхвое. 060-
бо сложные работы проходили через руки
  ближайтего помощника Максимова, —
  мичмана Менькова, который сам устаназ-
ливал зазоры, регулировал тазораслфеделе-

Группа электриков под руководством
  главвого старшины Иванова за 20 хней
  пролэвела полную ревизию главных элек-

такую работу обычно  затрачевалось Me
сяп-—полтора. Образцы высокой  произво-
лительности труда показати дважлы орде-
  новоспы краенофлотцы Зиненко, Коросте-
  as, Фомин.

Мичман” Игнашин co своими бойцами
  привёл в образцовое состояние систему
  попружевия и вептытия и 866 остальное
  заведывание трюмных. Опробование отре-
  монтированных ими компрессоров не выз-
  вало никаких замечаний.

Досрочно закончив ремонт, экипаж
  подводной лотки получил добавочное вре-
  мя для учббы. Сразу после испытания
  дизелей состоялось совещание  младиих

мальной боевой полтотовке. Командование

поставило перед личным составом задачу

закретить YCIrex ремонта такой же на-
пористостью в уч6бе,

Старший. лейтенант Н, ЛАНИН,

Красвознаибниый Балтийский флот,
(От наш. спец. корр.).

Старший лейтенант Москалюк в своей
статье «Зимние похолы катеров»”) уже

отметил ряд особенностей в действиях мор

ских охотников зимой, Мне хочется добз-
зить к этому некоторые выводы из опыта
  балтийских катерников.

(сеннё-зимние месяпы особенно харак-
терны плохой вилимостью. На нашем те-
3тре в этот периол тёмные ночи затрул-

эты кораблей можно рассмотреть лишь на
расстоянии 2—3 кабельтовых. Поэтому
необходимо значительно тире использо-
вать гилроакустические средства. В дозоре,
50 время дрейфа слелуют производить гид-
роакустические прослушивания не; перио-
дически, а постоянно. Как показала прак-
тика, с помощью опытного гилроакустика
удаётся обнаружить вражеские корабли
`и катера гораздо  раныше, чем они могут
быть замечены наблюдателями.

Конечно, нельзя надеяться только на
показания гидроакустика и ослаблять ви-
зуальное наблюдение. Наоборот, необходи-
мо усиливать вахту на ‘верхней палубе и
вести во время неослабное наблюдение за
горизонтом и водной поверхностью вблизи
катера. Это даст возможность своевремен-
но обнаруживать все плавающие предме-
ты и главным образом мины, \

На нашем театре поздней осенью и зп-
мой часто бывают густые туманы, и 1о-
атому нужно обращать 0с0бое внимание
на готовность оружия и. личного состава
на случай внезапной встречи с противни-
ком. Рассчитывая на вероятность ветречи
с противником, следует держать орудие и
пулемет © их расчётами в состояния
земедленной готовности.

Один из катеров нёс лозорную службу
У берегов противника. Наблюдатели заме-
лили вопыхнувшие Ha короткий  сров
отни. Они немедленно были запеленгова-
ны, Командир усилил наблюдение, Вскоре
сигнальшик старший краснофлотец Редь-

* См. «Красный Флот» от 29 января
1943 г.

Опровержение ТАСС

Анкарское радно 10 февраля  распро-

стренило сообщение. что будто бы «Фельл-

TPIMOTOPOR ¢ пох’бмом якорей. Patbme Ha

маршал Паулюе и другие немецкие гене-
ралы будут привлечены к ответственности
38 свой злодеяния на Украине и преданы
военному суду. Советы считают, что не-
мецкие генералы должны нести личную

ответственноеть за свои действия 18 60“
ветокой территории».

ТАСС уполномочен заявить, 910 810
сообщение анкарокого радио, пущенное,
ЯВ-

видимо, прогерманскими элементами,
ззетея выдуманвым от начала 10 конпа
и совершенно не соответствует действи-
тельности. а

Политическая работа
командира корабля

Крепкая ‘связь с массами — один 43
важнейших принципов в деятельности
командира-единоначальника. Осушеств
зять эту связь, не опираясь на партий-
ную организацию. просто немыслимо. Вот
почему капитан 1-го ранга Марков знает
хорошо жизнь коммунистов своего кораб-
ля, чутко и умело направляет их деятель-
ность па решение сложных боевых задач.
Обладая долголетним опытом  политиче-
ского работника, Марков постоянно 01°
держивает деловой контакт с коммуниста-
ии и комсомольцами. Он  внималельно
прислушивается к их мнению, подоказы“
вает, как лучше провести то или иное
политическое мероприятие. Марков Часто
бывает на заселаниях партийного и KOM
сомольского бюро, помогает составлять
повестку дня, активно участвует в 06-
суждении злободневных вопросов  пар-
тийной жизни.

то обстоятельство, что на корабле некото-
рые товарищи стали нарушать диснипли“
ву, несколько хуже относиться к своим
обязанностям. Млалший командир артил“
лерист Беденко прошел суровую школу
бобв, он проявлял всегда находчивость
й смелость в схватках ¢  гитлеровиами.
Почему-то он снизил команлирскую тре-
бовалельность, стал меньше заботиться о
материальной части. Это не могло пройти
мимо партийной организация.

Марков вызвал к ©ебе секретаря парт“
бюро Бохонько и. рассказывая ему © CBO-
их наблюдениях 32 работой некоторых
коммунистов, спросил:

— Чем можете об’яснить эти явле-
Вия?

Бохонько призалумалея. Марков,
ожидая ответа, сказал: }

— Мы ещё плохо воспитываем людей.
Партийная организация растёт быютро, 8
работа © мололыми коммунистами отстает.
В этом, соботвенно, и заключается наи
нелостаток.

Бохонько согласился. Марков правиль”
во подметил. это характерное явление В
жизни парторганизации. В самом  леле,
за послелнее время в партию вступило
немало краснофлотцев и командиров. Вос-
питание молодых коммунистов должно
быть непрерывным. Кажлый 23. них,
вступив в партию, о0бязая ещё сильнее

ве

почувотвовать ответственность за боевую.

деятельность корабля,

— Чувство этой ответственности мч
должны непрестанно воспитывать y Bux.
И я бы вам посоветовал,  товариш Bo-
хоньЕо, привлечь старых коммунистов“
командиров для бесед © вотупившими не-
давно в партию. Пусть оми им  расска-
жут, «ак оражались героические больше-
вики-совастопольцы. :

Долго ешё беселовал команлир с секре-
Tapem партбюро, разбирая детально, как
лучше поставить воспитание MONTES
коммунистов. какие беселы нужно прове-
сти в ближайшее время в кому эти бесе-
лы поручить. Затем. внимательно  про-
смотрев план партийного бюро, Марков
сказал Бохонько:

— Следовало 0% обсулить его на <086°

шаний с <екретарями низовых организа-   корр.).

МЕТКИЕ ЗАЛПЫ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12 февраля,

(По телеграфу). Взаимодействуя с насту-

пающими частями Красной Армии и мор-
ской пехоты, артиллерясты Черноморско-
го Флота наносят врагу значительный
урон. Вчера артиллеристы вновь проде-
монстрировали воинское умение, сорвав
противника.

кин заметил силуэты неприятельских
катеров. Бдительность сигнальшика Рель-
кина дала возможность во-время’ из-
готовиться к бою. Катер открыл огонь й
первыми же выслфелами вынулил против-
ника отказаться от выполнения залачи.

Наряду с настойчивой тренировкой на-
блюдателей и связистов необходимо  гото-
вить личный состав к ведению боя в
ночных условиях. При стрельбе ночью
серьёзную помеху созлают вепышки при
выстрелах. Команла верхней палубы на
мгвовение слепнет, теряет цель и не ви-
лит предметов на палубе. Надо приучить
личный состав по сигналу закрывать гла-
за в момент выстрела.

С появлением льдов нужно главное
внимание обратить на живучесть ватера.
Деревянные корпуса легко режутся моло-
дым льдом. Довольно надёжной защитой
в этих условиях служит специальный ле-
довый пояс из листового железа.

Показателен опыт катера старшего лей-
тенанта Патокина, проделавшего нынег-
ней зимой один из самых тяжёлых пере-
халов во льдах. Толотый лёд не’ раз гро-
зил раздавить корпус катера, но благо-
даря тщательной полготовке и отличной
организации службы катер был приведён
в базу без малейших поврежлений корпу-
са. К моменту выхода в плавание лёд на
заливе лостигал толщины 20—25 су. Для
деревянного корпуса это — звачительная
толщина, Командир катера разработал
план мероприятий, которые надо было вы-
полнить перед выходом на операцию: Бы-
ли установлены распоры и подкрепления
внутри отсеков. Особенно тщательно ук-
репили  намболее ‘уязвимые места — в
восьмиместном кубрике и в машинном от-
делении. Раслоры крепили в машинном
отделении, упирая их в фундамент мото-
ров, подволный глушитель и другие проч-
ные места,

Верхняя команда завела вокруг катера
брагу. Для того чтобы места сращивания
были прочными, заведённую под буртик

Вот уже небколько лней его волновало

ций, а на ближайшем заселании партбю-
ре заслушать ваш доклад о росте партор-
ганизании и воспитании Молодых комму’
BuCTOB.

Йз беседы с Вохонько Марков узнал,
ч1ю некоторые комавлиры боевых частей
плохо помогают своим парторганизациям.

Посоветовавшиеь с заместителем коман”
дира корабля по политчасти капитаном
3-го ранга Колеваловым, он решил 6037
вать совещание комамлирв и их заме-
стителей по вопросам практики руковод-
ства паргийно-нолитической работой.

Такое совещание состоялось. На при“
мерэ командира пятой“боевой части инже-
нер-капитана 2-го ранга Зубарева т. Мар-

ков показал, как вредро отмахиваться OT .

руководетва партийной работой. С другой
стороны, он прелупредил против попыток
некоторых командиров сковать инициати-
BY ‹екретарей парторганизапий и взять
на, себя пеликом непосрелетвенное руковод-

ство деятельностью коммунистов. Это
совешание принесло о огромную пользу.
Векоре Зубарев,  слелавший доклад Ba

партайном собрании о залачах коммуни“
стов в сулоремонтных работах. ловлалы-
вал Маркову, какое моральное удовлетво-
ревие он получил и как коммунисты по-
могли ему найти дополнительные истоз“
ники ‘средств для ускорения ремонта.
Результаты беседы
начальника с секретарём Бохонько видны
на примере подразделения  капитан-лей-
тенанта Скалозуба. Злесь партийная ра”
бот» стала конкретней. Нет ни одного
участка боевой деятельности подразделе“
ния, кула бы не проникало влияние ком”
мунистов. Когла в подразделение -прибы-
ли молодые краснофлотны, Скалозуб вы-
ступил нз партийном активе со специаль-
ным довладом на тему, какую помощь
лолжны оказать коммунисты и комсомоль“
пы молодым бойпам. чтобы они быстрее
освоили технику, стали хорошими зенит“
чиками. Через некоторое время молодые
зенитчики самостоятельно несли‘ боевую

захту и CO CBOAME обязанностями справ”
лялись неплохо. Труд коммунистов н6
пропал лароч.

Скалозуб установил твёрдый канхидат“
ский день. Он слелит, чтобы каждое 34-
иятие с кантидатами было использовано
с наибольшим эффектом. Недавно они сту-
шали беседу полковника ° Потапова —
участника Севастопольской оборону. Ког-
aa Потапов рассказывал об одном котель“
HOM машинисте, который героически cpa-
жалея против немецких. танков, все при-
сутетвующие уэналн своего корабельного
товарища. Каждому хотелось стать таким,
как он. ь

Так конкретная помощь капитана 1-го
ранга Маркова партийным организациям
корабля дала свои результаты. А случай
с молотым коммунистом Беленко вскоре
был разобран на партийном бюро. -и Бе-
енко снова стал переловым человеком на
корабле. В этом прежле веего сказалось
большевистское влияние команлира-едино“
вачальника.
° Майор Д. КОГАН.
Черноморский флот. (От наш: ‘спец.

В олном из районов побережья: -гитле-
ровпы подтягивали свою пехоту, -тотовясь
5 контратаке. Черноморпы отЕрыли огонь.
Залпы были меткими. Вражесвая пехота

была частью уничтожена, частью pacces-
на. Подавлены также три немецких ар-
тиллерийских батареи.

Повышать военную подготовку экипажа

брагу прочно принайтоваля шкертом Е 0с-
нованию каждой леерстойки.

Когда началась буксировка, во всех от-
секах были расставлены младшие коман-
JUDE и краснофлотцы лля принятия сроч-
ных мер в случае возникновения вмятин
и пробоин корпуса. Перед началом пере-
хода слелали во лля того, чтобы облег-
чить заделку возможных повреждений.
Заранее вскрыли паблы в кубриках, rep-
метически задраили переборки, приготови-
ли во необходимое аварийно-спасательное
имущество и ннетрументы, Умело закреп-
ленные буксирные конны помогли катеру
ва переходе держаться в кильватерной
струе буксирующего корабля, Перехол был
совершён без аварий и повреждений. ,

Подобные переходы, когла волная п0-
верхноеть покрыта торосистым льдом, ва-
тер может совершать только на буксире
Борабля. В этом случае следует держать-
‚ся от буксира на минимальном: расстоя-
нии, не превышающем 3—5 метров. При
этом командир и рулевой холжны исполь-
зовать весь свой опыт пля безукоризнен-
ного управления катером. Бывает, что в
этих условиях катер не слушается. руля.
Тогда следует переходить на управление
бортовыми моторами. Bie

Толстый лед может повредить. гребные
винты. Опыт показывает, что сохранить
винты в этом случае можно путём  уве-
личения осадки кормы, перенеся тула
всю тяжесть. Такие ° переходы требуют
большого искусства от команлира, руле-
вого. мотористов, боцмана, всего личного
состава.

Нашим катерам за время войны при-
лось совершить немало длительных тяж”
лых переходов. Они опровергли мнение 9
невозможности зимнего плавания малых
кораблей. Успех действий в ледовых. усло-
виях пеликом зависит от мастерства,
инициативы и смелости всего экипажа

катера.
Ст. лейтенант Н, ЧЕРНЫШЕВ.

Краснознаменный Балтийский флот.

командира-елино-.

ны