СОВМЕСТНЫЕ ЛЕЙСТВИЯ

ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ

И БЕРЕГОВЫ

Несколько совместных операций, про-

велённых торпедными катерами и берего-   ту

выми батареями против кораблей и
транепортов противника, показывают,
когда и при каких условиях такое’ взаи-
модействие даёт наибольший эффект.
Прежде веего оно требует особенно тща-
тельной подготовки.

Подразделение получило задачу: груп-
пе торпедных катеров совместно ©
нашими береговыми батареями уни-
чтожить транспорты или другие круп-
ные корабли, выходящие из порта
паи входящие в него. Командиры подраз-
деления и береговой батареи ебобща раз-
работали документы совместного дейет-
вия. 0с0б0е внимание уделялось двусто-
ронней дублирующей связи. В этом отно-
шении всё было с предельной тщатель-
ностью проверено и отработано. Офице-
ры-связисты подразделения катеров и бе-
теговой артиллерии собирали радистов и
визуальных наблюдателей несколько раз
и подробно проинструктировали их. План
операции в целом был тщательно изучен
командирами кораблей.

Катера под командованием  капитан-
зейтенанта Лозовского вышыи в море и
легли на куре, ведущий в вразжескому 6e-

ery.

: Seas район хороше знаком командирам
наших катеров. He один фашистокий
транспорт, поражённый торпедами, был
потоплен здесь. До последнего камня Ha
берегу изучен этот район и артиллери-
стами действующей здесь краснознамен-
ной батареи. Они внимательно следят за
движением в водах противника. Немцы
бояте- метких залпов краснознаменной
батареи и не жалеют ни сил, ни средетв,
чтобы парализовать её действия или 0б-
мануть бдительность артиллеристов. Но
это им н6 удаётся. Здесь транспорты
противника, как правило, оканчивают
навсегда свой нуть.

... Напряжённая тишина. Слышен толь-
хе слабый плеск небольших волн © борта
катеров, да редкие тихие замечания па-
хубной команды. Но вот прогремел ору-
дийный залп, потом другой Немецкие
тяжёлые орудия начали обстрел нашей
батареи. Капитан-лейтенанту Лозовскому,
находившемуся на катере лейтенанта
Колотия, эти залпы товоризи о многом:
видимо, транспорты противника на под-
ходе, если немцы подняли такой шум. И
действительно, боцман доложил:

— Прямо по носу вижу два катера.
противника, ставящих дымовую завесу.

Велех за этим оповестила о вражеских
катерах взаимодейетвующая батарея. 05-
становка стала совсем ясна: под привры-
тием дымовых завес транспорты должны.
выйти из гавани или войти в неё. Между
пашими и вражескими батареями снова
розобновилась перестрелка, только теперь
ваши артиллеристы били и по береговым
установкам, ‘и по катерам врага, ставив-
тпим дымзавесу.

Ловко используя для маскировки дымо-
вую завесу, ноставленную противником,
катера сумели почти вллотную подойфи к
зражеским береговым батареям у входа
в порт. :

Тщательно просмотрев вход в гавань
и примыкающую в нему прибрежную
черту, к которой корабли противника
обычно прижимаются, спасаясь от огня
наших батарей, катерники ничего He 0б-
наружили.

Прекратившаяея было на несколько
секунд артиллерийская дуэль опять на-
чалась с ещё большей яростью. Снаряды
с обоих берегов проносились над голова-
ми наших катерников. По расчётам ка-
питан-лейтенанта Лозовекого, наступило
время приближения вражеского конвоя.
Торнедные катера малым ходом снова по-
шли к тавани. Когда наши катера

isis

Торпедоносная авиация с каждым днем
все эффективнее используется на мор-
ских коммуникациях противника. В а
войны на море воесниталось большое ко-!
личество экипажей — мастеров етого ви-
да оружия. Не только старые, но и моло-
Able летчики и штурманы метко поража-
ют суда противника.

Совершенствуя свой опыт  уничтоже-
вия кораблей, передовые летчики пере-
дают его товарищам. Обмен опытом меж-
ду экипажами — одно из действенных
средетв повышения боевого мастерства.
При этом надо тщательно учитывать ма-
лейшие изменения в тактике противника
при проводке караванов. Бывало, что
отдельные, довольно опытные экипажи,
звающие и учитывающие опыт предыду-
щих атак, при очередном ударе по транс:
портам противника должного результата,

а достигали. Организуя и выполняя
операцию, они недостаточно учитывали
изменение средств и приемов  противо-
действия неприятеля в последнее время.

Практика показывает, что  деятель-
ность торпедоносцев, по сравнению с.
другими видами авиации, протекает ey
условиях наиболее сильного противодей-
ствия. Противник изыскивает различные
средства и меры, чтобы снизить успех.
наших атак. Он старается совершенство-
вать средства и способы противодей-
ствия, вводить новые приемы.

Наряду с усилением охранения транс-

портов боевыми кораблями и Е Hee.

тельной авиацией противник применяет
чевые средства наблюдения и обнаруже-
ния самолетов. Наряду с усилением огне-
вых средетв защиты транспортов на ком-
муникациях  немецко-фашистское коман-
дование широко использует  географиче-
ские и мотеорологические условия. Марш-
руты движения кораблей немцы раснола-
гают таким образом, чтобы наиболее опас-
ные этапы, на которых возможны атаки
наших самолетов, пройти в кратчайшее
время или ночью. В плохих метеорологи-
ческих условиях, когда полеты самолета
невозможны, происходит наиболее ин-
зенсивная пероброска транспортов.

ABTS. 3

Х БАГАРЕЙ

пересекли дымзавесы, справа по 6Gop-
на дистанции десять — двенадцать
кабельтовых обнаружились силуэты трёх
кораблей, шедших к выходу в море. Ёа-
тер под командованием старшего лейте-
нанта Шабалина, прибавив ход, пошел на
сближение. Лейтенант Колотий решил
задержаться и звнималельней  просмот-
реть вход в гавань © тем, чтобы в случае,
если ничего не будет обнаружено, дог-
нать калер Шабалина.

Не пропело и нескольких минут, как од-
новременно боцман Попков и торпедист
Путий доложили лейтенанту Колотию:

— Иряме по нову два транспорта и
два калера противника.

Лейтенант Колотий немедленно пошёл
в атаку на головной вражеский транс-
порт, который, прижимаясь к берегу и

иЕрываясь дымовой завесой, старалея
уйти от снарядов батареи. В момент вы-

хода Волотия в атаку катера противни-

ка начали от концевого транспорта ста-
вить уже третью по счёту дымов за-
весу. Пользуясь ею, Волотий приблизил-
ся к головному транспорту на дистанцию
зална. В этот момент вражеские катера
ий береговые батареи обнаружили наш
катер и открыли бешеный огонь из авто-
матических пушек и’орудий. Завязалея
бой. Пулемёлчики нашего катера евоим
огнём не давали фаптистеким кораблям
приблизиться. Торпедисты ждали коман-
ду лейтенанта. Когда дистанция достигла
расчетной, Волотий скомандовал:

— Или правая!

Не дожидаясь результата первой ата-
ки, уверенный в своих расчётах, лейте-
пант Колотий снова лег на боевой курс
и пошёл на сближение со вторым транс-
портом. Огонь противника сделалея ещё
более ожесточённым. Вражеские катера,
не прекращая, ставили дымовые завесы.
В то же время они сделали попытку ие-
рехватить наш катер. Но теперь им ме-
шал огонь своих же батарей. Не обращая
внимания ня стрельбу, Колотий подошёл
на короткую дистанцию, выпустил тор-
педу по второму траненорту, a затем,
развернувшись и прикрываясь своей
дымзавесой, на полном ходу начал отхо-

Головной транспорт быстро пошёл на
дно. Через несколько секунд раздалея
взрыв на втором транспорте, он начал
гореть.

Наблюдая ‘атаку, наша береговая ба-
тарея перенесла огонь на подорванный
транспорт и несколькими залпами добила
его.

Пока лейтенант. Колотий атаковал
транспорты, старший лейтенант Шаба-
лин сблизился с неопознанными катера-
ми. Они оказались тремя морскими охот-
никами противника, которые шли впере-
хи транспортов, очевидно, с целью про-
тиволодочной обороны. Охотники тоже
опознали наш катер и, повернув на него,
открыли пулемётно-пушечный огонь.

Поняв, что здесь нет цели, достойной
торпедного залпа, Шабалин решил от-
влечь на себя катера противника и 0бес-
пезить тем самым атаку’ Колотию. Это
удалось полностью. Морские охотники
устремились в погоню за Шабалиным, но
он, искуено маневрируя, поставил дымо-
вую завесу, скрылся за нею, а затем, из-
менив куре, на полном ходу пошел`к ка-
теру Колотия. Скоро они соединились и
благополучно вернулись в базу.

Xopomo продуманная и осуществяён-
ная операция по взаимодействию торнед-
вых катеров с береговыми батареями
дала отличные результаты. Противник
потерял два транспорта, из наших же ка-

теров незначительно пострадал лишь
один — старшего лейтенанта  Шабали-
на, — получивший пробоину в корпусе

от двух малокалиберных снарядов. _
Капитан 3-го ранга С. КОРШУНОВИЧ,

Действующий флот.

Обеспечение торпедных ударов

обеспечения и:
следует исходить:

ute противник
технические сред-.

При выборе средств
организации полета,
прежде всего из того,
старается применить
ства, позволяющие скорее и на макси“
мальной дистанция обнаружить Topue-
деносцы и не допустить их в район. сле-
дования своих караванов. Обнаружив.
вылет или движение самолетов в район.
атаки, противник получает возможность
привести в готовность корабельные сред-
ства противодействия и нанести торпедо-,
носцам ряд предварительных ударов си-.
лами истребительной авиации, базирую-.
щейся на близлежащих к коммуникаци-
ям аэредромах.

Таким образом, особенность организа-.
ции противодействия сводится в стрем-
лению обнаружить вылет или ‘движение
самолетов по маршруту и перехватить их
еще до подхода к району развертывания
дая атаки, а к моменту начала атаки’
противопоставить максимально возмож:
ное количество истребительной авиации.

При обеспечении торпедной атаки сле-
дует прежде веего исходить из необходи-
мости сделать ее внезапной и скоротеч-
ной, так как это наиболее ошеломляю-!
ще действует на противника.
этом надо  предусматриваль  исволь-
зование всех средетв, решающих самый!
ответственный момент выполнения бое-
вого задания, — маневрирование группы
торпедоносцев при атаке и выходе из.

Нри

Атака будет внезапной только в том!
случае, если правильно намеченные ме-
роприятия будут точно проводиться, на-
чиная с поиска кораблей. Это обязывает
экипажи разведчиков, во-первых, про-
изводить поиск скрытно и, BO-BTO-

рых, — выбирать более подходящее ме-

сто и время передачи сведений об обна-
руженном противнике. В боевой прак-
тике торпелоносцев имеется ряд внезап-
ных и потому успешных атак, которые
были проведены благодаря скрытно про-
изведенной разведке и своевременному
использованию ее данных.

Получив данные разведки и оценив

пройти в непосредственной близости

КРА

о

На энском аэродроме в боевой готовности.

сный Фа

T

or Б. Шейнина,

_ Учеба командиров

_ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ. (0т наш.
корр.). Едва катерные тральщики уенели
притти е моря, & экипажи привести в по-
рядок тралы и верхнюю палубу, как де-
журный по дивизиону предупредил:

— Командирам катеров собраться на’
занятия.

Старшины и мичманы пришли в кубрик
флагманского катера. Там уже приготови-
ли схемы и карты. Через несколько ми-
HYT капитан-лейтенант Мудрак начал за-
нятие на тему «Боевое траление фарва-
тера днем». Он обстоятельно рассказал
05 оныте траления фарватеров, разобрал
наиболее поучительные операции, в том
числе и только что проведенные. В тече-
ние двух часов старшины изучали наи-
более выгодные методы маневрирования
в случае атак авиации и противодействия
артиллерии.

Несмотря на частые выходы в море, - В.
дивизионе хорошо поставлена боевая
учеба старшинского состава. Командир
дивизиона использует каждую возмож
ность, чтобы провести намеченные по
плану занятия. Это особенно важно 10-
тому, что подавляющее большинство
старшин калеров недавно выдвинуто
из краснофлотцев. Так, старшина 1
статьи Коршунов совсем недавно был
сигнальщиком.  Вомандирами катеров
стали рулевой Коваленко, пулеметчив
Медвелкин и другие. Бывалые моряки,
они обладают превосходными морскими
качествами и практическими навыками,

Е

\

особенно необходимыми для службы Ha
катерных тральщиках, однако им нужно
еще поввинать знания, приобреети навы-
ки командования.

За последнее время состоялись 38H
тия на темы: «Ночное лраление», «Ма-
неврирование при противодействии &р-
тиллерии противника», «Маневрирование
при групповом тралении»х и другие.
Командир и дивизионные специалисты
постоянно помогают самостоятельно 3a-
нимающимея старшинам.

Особенно большое внимание уделяется
штурманской подготовке командиров Еа^
терных тральщиков. Дивизионный штур-
ман провел несколько занятий, посвя-
шенных изучению морского театра, спо-
собам определения своего места в море..
Ири изучении подходов в бухтам} гава-
ням командиры выходили в море и на ме-
сте изучали особенности районов плава-
НИЯ.

Несколько занятий, обобщавиших 60e-
вой опыт, провели для молодых команди-
ров капитан-лейтенант Ефременко и
‘старший. техник-лейтенант Смирнов. Для
приобретения навыков маневрирования
при отражении атак командиры кораблей
участвовали также в стрельбах по конусу
и быстродвижущимея надводным целям.
На учении, посвященном отражению атак-
вражеских катеров, катерные тральщики
первыми заметили цели. -

Хорошо налаженная учеба помогает
командирам катерных тральщиков ус-
нешно выполнять боевые задания.

Натера-дымзавесчини`

Один из наших кораблей должен был}
от
берегов противника. В этот район были
посланы три катера пох командованием
главного старшины Соломатова. Еще на
подходе немецкая береговая артиллерия
открыла огонь. Маневрируя, калера Yer
пешно уклонялиеь от снарядов. Вскоре
показалея наш корабль. На нем восредо-
точило огонь более десяти орудий.

— «Дым! — приказал Соломатов

Калера увеличили ход, оставляя за с0-
бой густую пелену дыма. Снаряды рвались
рядом, свистели осколки, но мужествен-
ные краснофлотцы делали свое дело. Ho-
рабль скрылея из поля зрения врага.

Неожиданно налетел порыв ветра, —
образовалось «окно». Немны заметили
корабль. Артиллерия вновь сосредоточи-
ла на нем весь огонь. Снаряды ложились
все ближе и ближе. В этот критический
момент главный старшина Соломатов
приказал двум катерам продолжать ста’
вить завесу впереди по курсу, а сам по-
шел к разрыву завесы и, маневрируя,
начал его закрывать.

© ВОЗЛУХа

их, командование части должно приету-\
пить в непосредетвенной подготовке,
торнедного удара. Подготовка малериаль-.
ной части оружия и самолетов должна
быть закончена к моменту начала поис-
ка противника. Вылет  торпедоносцев
истребителей прикрытия и самолетов,
предназначенных для нейтрализации or-
невых средств каравана противника,
должен быть произведен быетро и скрыт-
но. Маршрут полета и его профиль надо
выбрать умело и правильно. Неходный.
порядек самолетов, участвующих в оне-
рации, и управление этими средствами
должны отвечать требованиям скрытно-
сти полета по маршруту и подхода в
району нахождения цели.

Направление и момент начала атаки.
определяет командир группы торнедонос-
зв при подходе в транспортам, в с0от-
ветотвии со сложившейся обстановкой.
При этом необходимо учитывать насъщен-
ность каравана огневыми средствами,
гидрометеорологические и географиче-
ские условия. Примером правильного ис-
пользования сложившейся обстановки,
может служить торпедная атака, прове-
денная гвардии капитаном Пятковым.
Производя поиск транспортов противни-
ка на вероятных морских коммуникаци-
ях, Патков с наступлением расевета о5-
наружил идущий без охранения Tpane-
порт противника. Направление для ата-
ки он выбрал, используя темную часть
горизонта и фон берега. Это дало возмож-
ность сблизиться с целью до минималь-
ной дистанции зална, нри которой обес-
печивалоеь уничтожение цели наверняка.
Атака была настолько внезапной, что
транспорт не успел оказать никакого
противодействия и, метко торпедирован-
ный, затонул. -
Скрытным подходом к цели и занятием

}

Е

i

t
:

исходного положения для атаки закан-
чивается обеспечение первого этапа опе-
маневрирования

рации. — Обеспечение

зайкин,

действие противника ‘наиболее

Немцы открыли ураганный огонь, но

завеса» уже заволавивала корабль.

Противник полагал, что он все же под-
бил корабль, и продолжал бить по одно-
му и тому же месту. Соломалов, маневри-
руя, не прекращал  дымопуска. В этом
месте на общем ровном фоне завесы об-

‘разовалось густое облако. Немцы после

этого еще больше уверились в том, что
полбили корабль, и усилили огонь. Они
выпустили евыше сотни крулнокалибер-
ных нарядов, но безрезультатно.
Катера-дымзавесчики успешно obecne-
чивают боевую деятельностьь кораблей у
берегов противника, сопровождают кара-
ваны. Иногда в море застает торм, чо
катера неотетунно еледуют за кораблями,

г готовые в нужную минуту закрыть их ды-
#

мовой завесой.

Старшины 1-й стальи Бережной, Мур-
Иравченко и другие не раз ус-
нешно прикрывали корабли от воздейст-
вил немецкой артиллерии. Благодаря это-
му корабли не имели повреждений.

Действующий флот. (От наш. корр.).

%

12 centa6pa 1943 re 216 (1474)
ee

See

ПЕРВЫЙ ЗАЛП ЗЕНИТНОЙ
БАТАРЕЙ _

Разбирая вопросы подготовки первого
зална зенитной батареи, следует вкратце
охарактеризовать приемы. бомбардиро-
вочной авиации противника при налетах
на наши об’екты. Эти приемы во многом
определяют действия командира-зенитчи-
ва и до и во время стрельбы. Рассмотрим
технику выполнения бомбометания с го-
ризонтального полета. :

_Для того чтобы такое бомбометание
дало положительные результаты, самоле-
ту необходимо пройти какое-то расстоя-
ние на определенном режиме, т, е., He
изменяя высоты, скорости и курса. Ве-
личина этого расстояния — пояс боевых
курсов — колеблется от 2 до 3,5 EM..
При существующих скоростях самолет
проходит его за 20—30 секунд. Для
группы самолетов, которые несколько
ограничены в маневрировании, пояс 6б0е-
вых курсов будет немногим больше. Во
время прохождения этого расстояния
летчик связан в своих действиях, так как
ведет машину на точно выработанном

режиме.

Де подхода к поясу боевых курсов и’

после сбрасывания бомб пилот может
действовать свободне и для уменьшения
эффективности огня зенитной  артилле-
рии он может и будет маневрировать лю-
быми параметрами движения, то-есть
применять противозенитный маневр.

Из этого следует, что на подходе еа-
молета к поясу боевых курсов самыми
действительными будут первые два—три
залпа. При появлении первых разрывов
самолет противника применит противозе-
нитный маневр. Носледующие залпы
будут неточны и поражение вряд ли
возможно, если неё воспользоватьея до-
полнительными мероприятиями. В поя-

се боевых курсов,  вследетвие огра-
ниченного _ времени, батарея ` также
сможет даль He более 3—4 валиов.

Вот почему командир-зенитчик, управля-
ющий огнем батареи, тщательно должен
подготовить первый залп, и в’отом слу-
чае возрастет вероятность внезапного
поражения самолета до применения про-
тивозенитного маневра.

Подготовку первого залпа можно раз-
делить й& два этапа. Первый заключается
в приготовлении материальной части ору-
дий, приборов и боезапаса. Эти работы не
особенно сложны, порядок их детально
освещен в руководствах и инструкциях.
Все мероприятия проводит рядовой 60
став пед. руководетвом командиров ору
дий. От офицерского состава и в пер-
вую очередь от командиров огневых взво-
дов требуются самый тщательный конт“
роль, жесткая требовательность. ae

Необходимо обратить внимание на.

оверку нулевой линии прицеливания.

рактика показывает, что погрешности
особенно бывают в проверке нулевой ли-
нии прицеливания в вертикальной пд0с-
кости. Правда, это упущение при отрель-
бе основным 6106000м прямого влияния
на точность не оказывает, но сразу же
сказывается при переходе на стрельбу
прямой наводкой по штурмовикам или
пикировщикам. Следует помнить, что
всякое упущение, если на него не реаги-
ровать, приучает людей к неточности,
приводит в недисциплинированности, &
это пагубно скажется при отражении
воздушного налета.

Второй этап можно подразделить Ha
мероприятия, проводимые до и после
обнаружения самолетов противника. До
обнаружения учитываются  баллистиче-
ские, метеорологические и топографиче-
ские условия стрельбы. В этот период
следует обратить внимание на выверку.
дальномера. Правила стрельбы средне-
калиберной зенитной артиллерии  под-
черкивают, что точное измерение высо-
ты и скорости оказывает решающее вли-
яние на действительность стрельбы, а точ-
ное определение высоты зависит от сте
пени выверки дальномера: чем выше вы-
верка, тем точнее определяется высота.
Но это. не единственное условие. Точ-

ность зависит от многих других har.
торов, в частности от натренированно-
сти дальномерщика и подготовки дально-
мера.

Правила стрельбы требуют выверять
дальномер периодически, не реже, чех
через два часа, а при резком изменении

©

“4

температуры — через каждые 30 иннуг,,. В.

до тех пор, пока прибор не примет ново-” 2

го. температурного режима, то-есть при

отсутствии разности в двух смежных по.

времени выверках. Это требование долж:
но сталь законом, и никакие причины не
могут препятствовать его выполнению,

Следующий момент, на который еоб-
ходимо обратить внимание, — определе-
ние и учет несоответствия времени горе
ния взрывателя табличному.

Иногда зенитчики  ссылаютея на не
возможность отетрела для определения
величины поправки. В таких случаях не.
обходимо учитывать ее; пользуясь опыг
ными зависимостями времени  горейил
взрывалеля от давления, температуры
воздуха и начальной скорости снаряда.

Второй этап подготовки первого залпа
завершается мероприятиями, проводимы-
ми после обнаружения самолетов против
ника. Эти мероприятия в основном 35
ключаются в определении входных дан:
ных, назначении вида огня и темпа

стрельбы, в выработке орудийных уста

ново и установки трубки. Вее это про-
водится в резко ограниченные сроки, в
обстановке, когда самолеты противника
находятся на подходах к зоне оботрела,
Поеле того как самолеты обнаружены,
время будет одним из основных факто-
ров, определяющих успешноеть  стрель’
бы. Промедление в выработке входных
‘данных уменьшает период огневого воз
действия, который и так невелик. По
спешность же приводит к неточности в
исчислении входных данных. Значит н
в том, и в другом случае снижается ве-
роятность поражения.

Существует мнение, что входные дан-
ные лучше определить на-глаз, не own.
дая показаний приборов, чем, пользужь
ими, опоздать с открытием огня, считая,
что допущенные ошибки всегда’ можно
выправить в процессе, стрельбы, вводя
корректуру. онечно, такое мнение в
корне неверно, и вот почему. В пра-
вилах стрельбы корректура допускается
лишь как исключение, и вводить №
разрешается только один раз в процессе
данной стрельбы. Нри определении
входных данных на-глаз ошибки буду
значительными и разнохарактерными, и
единичным вводом корректуры выпра
вить стрельбу будет невозможно. ”

Правила стрельбы в исключительных
случаях разрешают  назначаль входные
данные, установленные на-глаз, руковод-
CTBYACh тином самолета или есобщения-
ми с командного пункта старшего Ha
чальника. Таким методом можно пользо-
ваться только для определения скоро
CTH, высоту же во всех случаях надо
командовать искаючительно на основа-
нии определений дальномером, на оенова-
нии правил стрельбы. Она выводится ка
средняя из четного числа соседних отече-
тов при работе стереоскописта «внакой»
или как средняя из нескольких оточетов
при работе односторонним совмещением,
Средняя высота, определенная по отече-

‚Там дальномера, округляется до ближай-

шей величины, кратной 50. Te же правя-
ла стрельбы требуют, чтобы стреляющий
назначал последнюю, определенную  при-
бором скорость. Если своевременное оп-
ределение скорости невозможно, ев на-
значают, руководствуясь типом самолета
и‘ данными с командного пункта.

Для своевременного открытия огня и
с точно установленными вхохными дан
ными необходимо так натренировать лич-
ный состав, чтобы полностью исключить
опоздание в открытии огня и неточности
определения входных данных.
Подполковник Н, ДЕМИН,

нения кораблей, требует особенно чет лей противника воздушным боем; pac-   затруднительное положение. Лишь высо-

кой и хорошо продуманной организации.
В отличие от обеспечения  предыду-

щих действий торпедоносцев здесь надо ‚направлений и непосредственное прикры-   из трудного
особенности. Не- тие их истребителями; непрерывное воз- существу, само

учитывать следующие

риод маневрирования при атаке и выхо-

де из нее наиболее скоротечен, противо-

` относительно атакуемой цели и кораблей,

ее охраняющих, могут быть самые раз-
нообразные. Эти особенности He позво-
ляют заранее выработаль какой-либо епо-
е0б расстановки и использования само-
летов, а требуют от командира. группы
торнедоносцев определить все это при

подходе к району цели и уточнить при,

развертывании для атаки. Способ обес-
нечения необходимо определить с учетом
сложившейся к этому моменту тактиче-
ской обстановки: средств и приемов про-
тиводействия противника и выбранного
порядка использования торпедного ору

жия дая уничтожения его кораблей,
При атаке и выходе из нее в условиях

хорошей видимости следует учитывать,
что наиболее эффективный удар обеспе-
чиваетея четким взаимодействием ата-
вующих групи торпедоносцев и самоле-

тов, выделенных для подавления огневых

средств противника. Начало действий

этих групи должно быть согласовано по

времени и сосредоточено по направлени-
ям. Чем скоротечней торпедная атака,
тем проще и эффективнее используются

все средства обеспечения, так как в этом

случае атакуемым кораблям будет значи-
тельно труднее организовать противодей-
ствие, чем при растянутой по времени
атаке. Кроме того, скоротечность атаки
не дает возможности противнику  свое-
временно и правильно определить глав-
ное направление нашего удара. Эта ско-
ротечность в свою очередь достигается
правильной расстановкой групи торпедо-
носцев и выбором момента начала сбли-
жения с противником.

Сосредоточенное противодействие про-
тивника будет с успехом нейтрализовано,
если командир, руководящий торпедным
уларем, правильно использует приданные

средоточение групи торнедоноецев для
атаки с нескольких наиболее выгодных,

}

действие штурмовиков на огневые сред-

‚ тва каравана противника ив первую

кое мужество и отвага, умение и опыт
помогли нашим летчикам с честью выйти
положения. Действуя, по
стоятельно и полагаясь на

опыт, они преодолели

свой боевой

‚ сильное противодействие вражеских ис-
  сосредо- очередь кораблей охранения; демонстра- требителей и зенитных
‚ точено и, наконец, положения самолетов тивные атаки и постановка дымовых за- и

средств конвоя

сбросив все торпеды, точно Har

‚вес, прикрывающих выход в атаку и от- крыли ими немецкие транспорты. Опе-

PHB of противника. В отдельных случаях,
‚ когда ожидается усиление группы истре-  отнюдь

HO
считать,

‘рация завершилась победой,
не дает основания

`бителей противника, необходимы удары   что благодаря успеху неуместно пред’яв-

‘во прилегающим к району атаки аэродро-
мам противника и своевременное усиле-
ние средств обеспечения.

‚ Указанные мероприятия могут быть
действительными только при четком бое-
вом управлении как торпедоносцами, так
 и всеми другими самолетами. Правильно
организованная атака, как уже указыва-
лось, отличается скоротечностью. Поэто-
му и боевое управление должно быть ор-
  ганизовано безукоризненно, ибо всякое
замешательство, проявленное руководите-
`лем, скажется на результате удара. В пе-
 риод маневрирования самолетов для ата-
  кии выхода из нее руководитель не дол-
  жен отвлекаться личной атакой. В инте-
 ресзх лучшей организации управления
Гон обязан определить свое место в бою
там, откуда удобнее всего наблюдать и
  корректировать. действия ударной и 0бес-
печивающих групп.

В качестве отрицательного примера
‘можно приввоти следующий ° случай.
` Несколько групп торпедоноецев вылете-
 146 для атаки каравана. Ведущий коман-
  дир не использовал всех имевшихся в
  его распоряжении средств боевого уп-
ан Достигнув точки, откуда стал
  виден противник, он не дал команды так-
  тического развертывания и не преду-
‚ предил веломых об атаке. Это упущение
 8е замедлило сказаться. Подход самоле-
тов к каравану, самый удар и отход от це-
ли прошли неорганизованно. Когда на
`наши ториедоносцы налетели истребители
‚противника, командир группы сделал еще
‘одно упущение, не сообщив об этом на

грунн торпедоносцев при атаке и выходе в его распоряжение средства обеспечения.   Еомандный нункт части и не потребовав
2 > м. #5
из нее, учитывая, что именно в этот пе- Нейтрализация противодействия в пери- себе истребителей для прикрытия. Таким

риод противник применит все огневые
средотва и. выработанные способы укло-}

од. атаки и выхеда из нее включает ряд
действий. Это — сковывание истребите-

образом его нераспорядительноеть услок-
‘Вила оостановку и поставила ведомых в

зять какие-либо претензии в командиру.
Из этого нужно сделать все выводы, 9т0-
  бы не повторять ошибок в дальнейшем.
  Кратко формулируя затронутые вопро-
‚сы обеспечения торледной атаки, следует
`указать, что для эффективного выполне
  ния поставленной задачи по уничтоже
: нию кораблей противника необходимо
` соблюдать следующие условия. На осно
  ве систематического изучения движения
‘транспортов на морских коммуникациях
  ПРотиВНИХА и используемых им средетв
  противодействия торпедоносной авиации
  надо правильно определять состав сил,
  потребных для нанесения удара, и
  средетв его обеспечения. Взлет и движе-
Г ние выделенных самолетов в район цели
  и развертывание их для атаки  елелует
` организовать наиболее скрытно. Необхо-
`димо правильно оценить тактическую 06-
становку и в соответствии с ней умело
  расставить силы и определить момент
  удара. При подходе к району атаки нуж
  Но обратить внимание Ha соответотвие
выбранной высоты полета всех сам0ле-
  тв (в том. числе и истребителей) ¢ Yo
  овиями, при которых достигается скрыт
  ность. Торпедную атаку по намеченной
  цели необходимо производить в мини“
Г мальный отрезок времени © максимально
  возможным использованием различных
средств обеспечения. Наконец, особенно
важно четкое боевое управление пр
атаке.

Затронутые вопросы далеко не полно
стью освещают необходимые мероприя-
тия по обеспечению торпедного удара.
Эти мероприятия не являются раз и Har
всегда установленными и должны в про-
цессе боевой практики изучаться и до-
ПолнятТься.

Подполковник М. ВЕЙС.

это 2

ты

№