ска продолжали успешное наступление И

‚дившихся в вагонах, была уничтожена,
_ а остальные захвачены в плен,

‚ чественную войну хорошо

_ тидрографов

_ ОТ СОВЕТСКОГО. ИНФОРИБЮР

Окончание. Начало см. на 1-й стр.

жия
На Нежинском направлении наши вой-

заняли свыше 40 населенных пунктов, в
том числе районный центр Черниговской
области Комаровка.

Южнее города Бахмач наши войска ок-
ружили и полностью разгромили остатки
частей четырех немецких пехотных ди-,
визий. Захвачены большие трофеи и зна-
чительное число пленных. На другом уча-
стке части Н-ского соединения  ворва-
лись на железнодорожную станцию Ёру-
ты и заняли ее. Удар наших бойцов был.
настолько стремительным, что прибыв-
шие на эту станцию немецкие подкрепае-
ния не уснели даже выгрузиться из ваго-
нов, Большая часть гитлеровцев, нахо-.

i! ewe

На Прилукском направлении наши
войска продолжали развивать наступле-
ние и заняли свыше 140 населенных
пунктов. Противник, пытаясь дезоргани-
зовать наступление советских частей,
бросил в контратаку на узком участке
фронта крупные силы пехоты и танков.
Наши бойцы встретили немцев огнем из
всех видов оружия. Потеряв 12 танков
и несколько сот солдат и офицеров, про-
тивник отетупил. В этом бою наводчие
орудия красноармеец Краснов уничтожил
3 немецких танка, в том числе тяжелый
танк «Тигр». Нашими бойцами захвачено
6 танков, 4 самоходных и 18 полевых
орудий.

иж

На Брянском направлении наши вой-
ска продолжали успешное наступление.
Противник, опираясь на речные рубежи
и ‘инженерные заграждения,’ сооружен-
ные в лесных массивах, оказывал упор

нов сопротивление. Части Н-ского сое-
`динения прорвали

оборону немцев и,
быстро продвинувшись вперед, ворвались
в поселок им. Фокина и овладели им. Не
дав врагу опомниться, советские бойцы
‘перешли в решительную атаку и заняли
сильно укрепленный железнодорожный

_узел Брянск-П. Другие наши соединения

выбили немцев из поселков имени Уриц-
вого, имени Володарского, имени Тол-

стого и овладели железнодорожным уз“
лом Брянек” , В этих боях уничтожено
свыше 2.000 немецких солдат и офице-
ров. Захвачены трофеи и пленные.

: Oe

Юго-западнее Харькова части Н-ского
‚соединения,
противника, продвинулись вперед и заня-

пункты уничтожено go 400 немецких
солдат и офицеров. Захвачено 3 орудия,
20. пулеметов и два оклада боеприпасов.
р жж eS
Авиация Краснознаменного Балтийско-
го флота потопила немецкий транелорт
водоизмещением В 6 тысяч тонн. Потоп-
лен также сторожевой корабль против-
Ника.
Наши летчики в Азовском море пото-
пили два торпедных катера ‘и две десант-
ных баржи противника.
жж

Партизанские отряды Белоруссии ва
последние пять дней нанесли ряд серьез-
ных ударов по путям сообщения про-
тивника. Партизаны пустили под откое
75 немецких железнодорожных эшелонов.
Большинство эшелонов следовало к линии
фронта с двойной тягой. В результате
крушений разбито ‘или повреждено до
100 паровозов и свыше 1.000 вагонов и
платформ. За это же время советские
патриоты уничтожили 160 автомашин,
сожгли 4 крупных склада, взорвали один
железнодорожный и 38 шоссейных мос-

тов.
жжхк

В ранце убитого солдата второго ба-
тальона 81 полка 15 немецкой пехотной
дивизии Альфреда Зейделя найдено пись-
мо от матери, проживающей в Сзарской
области. В письме от 21 августа она пи-
шет: «Тотальная мобилизация забрала у
нае последних калек.. Неужели эти, ни
на что не споеобные, люди смогут удер-
жать фронт? У вас там снова большие
бои. Откуда только русские берут столь-
ко танков и самолетов? Если верить на-
шим сводкам, то у русских уже не может
быть ни одного танка и ни одного само-
лета».

Указ Президиума Верховного Совета СССР

0 НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ КИЕВСКОГО
ПЕХОТНОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ РАБОЧИХ КРАСНОГО ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ

В ознаменование 25 годовщины Киевского Пехотного училища имени Рабочих
Красного Замоскворечья, за выдающиеся успехи в подготовке офицерских кадров
Красной Армии и непосредственное участие в боях за родину -— наградить училише

орденом Красного Знамени.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А, ГОРВИН,

Москва, Кремль. 12 сентября 1943 г.

0 НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ

Й МЕДАЛЯМИ ОФИЦЕРСКОГО

Й ВОЛЬНОНАЕМНОГО СОСТАВА КИЕВСКОГО ПЕХОТНОГО УЧИЛИЩА
ИМЕНИ РАБОЧИХ КРАСНОГО ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ

В связи с 25-летней годовщиной Киев-
ского пехотного училиша имени Рабочих
Красного Замоскворечья и за заслуги в об-
ласти подготовки офицерских кадров
Красной Армии наградить:

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

1; Подполковника Белкина Павла Гри-
горьевича. }

2. Майора  Березниковского Дмитрия
Михайловича,

3. Подполковника Дмитриева Николая
Трофимовича.

4. Капитана Коростелева Петра Василь-
евича.

5. Подполковника Попова Ивана Алек-
сандровича.

6. Майора интендантской службы Ишен-
ника Александра Михайловича.

7. Майора Студило
вича. ь
8. Лейтенанта Цапля Ивана Яковлевича.

ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА»

1. Майора Гридина Петра Григорьевича:
2. Майора Клигермана Иосифа Наумо-
BHU. :

3. Майора Семенова Александра Ивано-
вича.

4, Фатееву Надежду Петровну. ° :

Никиту Демьяно-

евича.
6. Подполковника административной
службы Юрковского Евгения Петровича,
МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВУЮ
ДОБЛЕСТЬ»
Демидюка Петра Яковлевича.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

Москва, Кремль. 12 сентября’ 1943 г.

Se КЕНТ

Гидрогра

Некоторые довольно авторитетные спе-
цизлисты еще недавно считали, что во
время войны не будет ни надобности, ни
возможности вести гидрографические ра-
боты. Эти утверждения звучали тем 0о-
лее странно, что история прошлых войн
на море давала примеры немалого влия-
ния гидрографов на ход боевых опера-
ций, Достаточно вспомнить, как во время
русско-японской войны 1904—1905 гг.
исследователь дальневосточных вод и
руководитель похода на остров Врангеля
тидрограф-геодезист Б. В. Давыдов взби-
pales с теодолитом на порт-артурские
сопки, засекал японские корабли, заня-
тые постановкой мин, и обеспечивал на-
шим кораблям безопасное движение по
фарватерам. .

Советские гидрографы встретили оте-
подготовлен-
ными. Участие их в боевых ‘операциях
приняло иирокие размеры. Прежде всего
речь идет о снабжении флота’ морскими
картами. :
Не меньших усилий потребовало от
своевременное ‘и ‘полное
обеспечение кораблей штурманскими и,
в частности, = электронавигационными
приборами. Приборы, установленные на
кораблях, после боевых действий нужда-

ЕЕ ee a

__ Яиеь в ремонте, а иногда и в полной за-
°мене. Для ускорения

этих работ многие
специалисты выезжали непосредственно
в районы боевых операций.

Гидрографии удалось наладить произ-
водотво штурманеких приборов еще в
‚мирное время. В связи ¢ этим не следует
забывать о роли нашей гидрографии в
разработке новой техники.

Аэрофотоемочные работы получили

’ также большое развитие. На всех театрах

военных действий воздушная  фотораз-
зедка приносила и приносит ценнейпий
материал дая корректуры карт. Но этим
отнюдь нё ограничивалось применение

И ЕБЕТ ЕЕК ЕТЕЕЕАЕСНСТБ

А. ГОРКИН.

Ces

ия в войне

фотограмметрических работ гидрографии
для военных целей. Орденоносец инже-
нер-капитан В. Г. Норт добился крупных
успехов в приложении фотограмметриче-
ских методов к военным целям. В. Г.
Корт, молодой ученый-гидролог, незадол-
го до войны защитивший диссертацию на
степень кандидата наук, еще в мирное
время по заказу гидрографии выполнил
интересную работу по определению глу-
бин.

Боевые действия флота все время тре-
бовали активного участия гидрографов,
Для обеспечения стрельбы с кораблей за-
креплялись на местности позиции,  гото-
вились гониометрические сетки для ма-
неврирования, заранее составлялись ap-
тиллерийекие планшеты. Для десантных
операций составлялись специальные опи-
сания и готовились отдельные планы
мест высадки наших частей. Гидрографы
сами участвовали в этих операциях,
иногда и непосредетвенно в: боевых дей-
СТвИЯх.

Основная задача наших  «огражден-
цев» сводилась к тому, чтобы  измене-
нием штатного ограждения по возмож-
ности затруднить плавание противнику,
одновременно сохраняя свободу маневри-
рования своим кораблям. Для того чтобы
понять значение во-время и в нужном
месте поставленного ограждения, стоит
послушать, например, с какой благодар-
ностью вспоминают работу гидрографов
участники походов на Ханко.

Я не имею возможности даже вкратце
остановиться на всем многообразии  дея-
тельности гидрографов за два военных
года.

Работы по срочным заданиям, провод-
ка кораблей, руководство  землечерпа-
тельными работами, разбивка и оборудо-
вание мерных линий, издание новых мо-
реходных пособий, геодезическое обеспе-
чение артиллерийской стрельбы, трале-
ние, научно-иселедовательская  деятель-

преодолевая сопротивление:

ли лва населенных пункта. В б0ю за эти. :
`етвий, причем плавание

‚соответствующее

5. Капитана Федоренко Николая Василь-

виями потопила две быстроходные ©

° Штурманское o6ec

r 1

: ATTA =o
Lie Ta У ig

торпедных катеров

При подготовке операции первая зада-
ч& командира катера — с максимальной
точностью проработать маршрут перехо-
да. Особое внимание следует обратить на

расчет-маригрута’ по’ времени, на’ прохож--

дение ориентиров, курсовые углы ит. п.
Необходимо” детально изучить район дей-
В узкостях созда-
ет дополнительные трудности и налагает
на офицера хополнительные ‘обязанности.
В результате одинаковых геологи-
ческих условий › образования берега.
зачастую схожи по форме и очень
мало отличаются друг от друга.
Командиру катера необходимо  на-
учиться подмечать самые `незначитель-
ные различия. Например. шапки деса на
рядом лежащих берегах одинаковы
и очертания сходны, но на одном берегу
заметна просека, а на другом, скажем,
лесистая шалка к весту сходит на низ-
менность. Вое эти детади нужно тщатель-
HO зафикеироваль в: памяти, 2.

Насколько вредно забвение подобных

‚ «мелочей», показывает пример © офицером

Т. который проводил высадку разведчи-
вов в районе, изобиловавшем берега-
ми одинаковой формы. He зная
мелких отличительных признаков бере-
гов, Г. спутал их, потерял ориентировку
и сел на камви. —

‚Очень. важно при наметке маршрута
перехода просмотреть. все mae ‚ района,
й обязательно сличить их. Нередки слу-
чаи, когда на одних картах отмечены
камни, банки, мелкие острова. и т. п.,ко-
торых на других картах не найдешь. Все
участники операции должны досконально
изучить район предстоящих действий,
Неправильно думать, будто особая ответ-
ственность головного катера умаляет
роль остальных командиров. Все испол-.
нители должны «на-зубок» знать  рас-
стояние в точках поворота до ближайних
опасностей и берегов; глубины на пере-
ходе в различных районах; возможности
ориентировки по обнаруженным силуэ-
там берегов; курсовые углы на острова,
мысы и пр.; расчет времени лежания на
курсах и времени изменения скорости
при входе в узкости. 6 :

Простота навигационных приборов на
катере не дает основания считать, по-
правку компаса постоянной на продол-
вительное время. Нужно помнить, что
различный боевой груз, новые образцы
вооружения либо боеприпасов оказывают
влияние ‘на ‘ левиа-
ЦИЮ, — это необходимо учесть.

Счисление пути по оборотам моторов
всецело зависит от состояния тахометров
и организации механической службы, Си-
стематическая переработка одного мото-
ра создает снос катера в сторону его бор-
та. Этот снос трудно учесть в условиях
ограниченной видимости, а тём более в

‘тумане. Отсюда вытекает необходимость

в период подготовкй к операции ‘заме-
рить скорость катера на мерной миле и
тавим образом проверить таблицу соот-
ветотвия оборотов мотора скорости хода;

К указанным условиям, влияющим на
точность путесчисления, прибавляются
еще два очень важных олемента — влия-
ние ветра, а также и течения. .

Важность учета влияния ветра и тече-
ния, как причин ошибок в счислении,
подтверждает случай с катером команди-
ра С. Его катер стоял с завтопоренными
моторами при ветре силой в 67
баллов. С. дрейф в походе не учитывал.

В результате за два часа его снесло на
несколько миль,

Флагманский штурман капитан 3-го
ранга `Неговоров разработал примерную
таблицу учета > дрейфа. Использование
таблицы в различных метеорологических
условиях и в. разные времена года пока’.
зало полную ее пригодность и целесооб-
разность.

Из веего сказанного вытекает, что
счисление пути Катера должно быть не-.
прерывным даже в условиях отличной ви-
димоста и при наличии хороших ориен-
тиров. Нашедший туман’ или другие ус-
товия могут резко изменить обстановку.
Если командир. катёра хорошо знает при-
‚чины, воздействующие на точность пуче-
счисления, умеет правильно оценить ве-
хичину влияния этих причин; если он
знает методы контроля точности озисле-
ния в условиях плохой видимости и уме-
ет их применять, — боевую операцию
можно считать в штурманском отноше-

нии обеспеченной.
В качестве примера приведем опера-
цию, исключительно сложную в` навига-
ционном отношении, Действовать ‹ при-
шлось, в районе, изобилующем опасно-
отями (камни), и в трудных метеороло-
гических условиях, Время проведения
операции—21—22 часа, видимость —
3—5 кабельтовых. При выходе в точку
поворота мы получили неожиданную воз-
3 можность определиться по внезапно по-
явившимея ориентирам, Оказалось, что
вып в точку точно по времени.
`В еще ‘более тяжелых условиях прохо-
Auda другая операция. Для обеспечения
скрытности была избрана туманная ночь
при видимости 35—50 метров. Ведя
непрерывное очисление и учтя вов. дета-
ли, мы точно выпили в заданной точке и
выполнили боевое задание. Е
Особо следует. выделить момент входа
в узкости. Нлавание в узкости даже для
малых кораблей требует детального
уточнения своего места и надежной ори-
ентировки в каждый данный момент. 0с-
новным аргументом для входа в узкость
мы, исходя из двухлетнего боевого опы-
та, считаем замер глубин места, сообра-
зуясь с курсом и пройденным paccros-
нием по времени. ая этой цели лоты
выверялись и нодготовлялись для взятия
глубин в темноте,

Если обнаружена глубина в 5\и ме-
Hee метров, необходимо итти самым ма-
лым ходом, замеряя глубины как можно
чаще. Практика показала, что скорость
хода следует держать, сообразуясь с ус-
човиями видимости,   т

Соблюдая эти предосторожности, ко-
мандир катера сумеет в любых условиях
благополучно войти в узкоеть.

` Однажды капитан-лейтенанту Тихоно-

ву с. группой калеров пришлось действо-
вать в районе,  изобилующем нави-
тационными = опасностями. В пол
ночь при видимости не больше 50—50
метров требовалось войти в узкость. В
0 час. 52 мин. капитан-лейтенант оказал-
ся в предиолатаемой точке вхола. Обета-
новка неясная: вход и ориентиры. не
вндны. При малейшей потере ориенти-
ревки. наскочишь на камни. Капитан-
лейтенант Тихонов не растерялея и ме-
тодом замера глубин при помощи лота,
Bee время поправляясь и учитывая вре-
мя, нашел вход в узкесть и выполнил за-
masy.

‘Капитан 3-го ранга fl. РОДИОНОВ,
Действующий флот. }

Черномореная авиация поддерживает наступающие войска

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 13 сентября.

‚(По телеграфу). Летчики Черноморского

флота активно поддерживают наступаю-
щие части Ерасной Армии, нанося удары
по мореким и береговым коммуникациям
противника,‘ уничтожая плаверелотва; жи-
вую силу и боевую технику гитлеровцев.

Авиация флота штурмовыми  дейст-

eae AE SA ee VI Е

ность, — все труды гидрографов трудно
перечислить. i

Знания гидрографов использовались
иногда в совершенно неожиданном  на-
правлении и © большим успехом. Так,
быстрое оборудование и бесперебойное
действие ленинградской зимней «дороги
жизни» через Ладожекое озеро были
обеспечены гидрографами. - /

Еще в начале войны один из наших
гидрографов  капитан-лейтенант Коры-
лин совершил геройский поступок. На-
ходясь в морской пехоте, он получил
приказание занять со своим взводом вра-
жеский рубеж. Поблизости находились
крупные силы немцев, нерешедших в
контратаку. Тов. Корытин решил не от-
ступаль и с кучкой храбрецов отбивал-
‹я, пока не вышел весь боезапас. Вогда
сопротивление казалось уже безнадеж-
ным и немцы готовились снова ринутьея
в атаку, Корытин. потребовал, чтобы на-
ша артиллерия открыла по нему огонь, и
сам корректировал его. Корытин не от-
ступил ни на шаг и только чудом остался
цел и невредим.

Капитан 3-го’ ранга Федотов ° получил
приказание обследовать фарватер катер-
ным промерем. Во время работ налетели
немецкие самолеты, они стали в упор
расетреливать катер. Но тут подоспел со
своими тральщиками капитан 2-го ранга
Мамонтов. Зенитным  отием самолеты
противника были отогнаны. Таких при-
меров много.

Обслуживая в первую очередь запросы
штурманов, гидрографы всегда работают
с ними в тесном содружестве, об’единен-
ными усилиями решают задачи. Следует,
однако, обратить внимание штурманов на
два вопроса, в которых особенно нужна
EX помощь.

Гидрография — технический  испол-
нитель требований флота. Она ев полной
вомнетентностью. может решить вопрос o
том, как удовлетворить эти запросы, но
штурманам необходимо ‘чаще подсказы-
вать гидрографам, что от них требуется.
Например, для технического перевоору-
жения БЧ-[ нужны новые виды море-

противника, нанесль повреждения сторо-
жевому и торпедному катерам. Оказывая
непосредственную поддержку наступаю-
щим войскам, бомбардировщики и штур-
мовики флота уничтожили 2 танка, 15 ав-
томашин © войсками и грузами, 2 мало-
калиберных зенитных орудия и до 250
немецких солдат и офицеров.

ЗЕЕ ОЕ ЕАО СТ

сантные баржи и два торпедных катера

ходных пособий. Новые методы опреде-
ления места корабля и обнаружения про-
тивника вызывают необходимость иметь
новые виды карт, таблиц и номограми.
Вадо сказать, что требования на Bed это
недостаточны, ›а инициатива гидрографов
может вести к цели не веегда по правиль-
HOMY пути.

0т штурманов гидрографы ждут по-
вседневной проверки мореходных пособий.
Опыт войны показал, что в мирное время
эта работа велась в недостаточном 0б’е-
ме. Для постоянного подновления лоции
периодически издаются дополнения. (0-
ответетвие добавлений действительности,
полнота заключенных в них сведений и
отсутотвие пропусков в существенных
дая` мореплавания данных — в06 это це-
ликом зависит от штурмана, от проработ-.
ви им лоции, изучения своего театра,
быстрого оповещения гидрографов 060
всех изменениях навигационной обста-
невки. В такой же степени нуждаются в
коррективах штурманов. и морские карты.
При этом недостаточно оповестить о
вновь обнаруженной опасности, нужны
еще достаточно точные данные для на-
несения на карту, Каждый штурман хол-
жен обладать определенным об’емом гид-
рографических знаний и навыков.

Не только штурманы, но и специалие-
ты других родов оружия могли получить
помощь от гидрографов в значительно
большей степени, чём сейчас. Не надо
думать, что способствовать нашим успе-
хам на фронте могут только те работы,
которые явно «пахнут порохом».

В заключение хочется обратить внима-
ние на следующие вопросы. Научно-ис-
следовательские работы гидрографии
должны проводиться значительно шире.
Ценные изобретения надо смелее и быет-
рее доводить до серийного производетва.
Ф\Целалельно, чтобы штурманский состав
тщательно изучал . свой театр, проверял
соответствие карт и лоций действитель-
ности и немедаенно сообщал Гидрогра-
фическому управлению обо всех pacxox-
дениях.

Инженер-полковник А. ЮЩЕНКО.

Контр-адмирал

H2tib
JK Horo

Капитан Отрижаченко поднял в статье
«О. военно-морской педагогике»  («Врае-
ный Флот» от 8 августа 1943 года)
очень важный, хотя и старый вопросе 0
полтотовке и воспитании молодого - офи?
Судя по содержанию статьи, автор
пиеет самое отлаленное предоставление 0
методах и. процессе: формирования харак
Tepa офицеров. Вознно: Морокого

—луишая школа

Это тем более обидно. что капитан Отри-.

жаченко близко стоит к такому больш
му делу,

Каждому воспитателю следует твердо
помнить и Исхолить из основного 1020
женил. что жизнь -— самая лучшая пко-
ла. Никакое учебное заведение, B TOM
числе и военно-морское училище, He
сможет. подротовить и выпустить готового,
законченного офицера, способного, как
хочет Слрижаченко, «управлять кораблем,
самостоятельно принимать ответетвенные
решения». Воякая школа дает только
знания, & опыт, то-есть умение, приоб-
ретается осле икоты.

Преподавателям и воспитателям нужно
понять, что их главная задача — воору-
жать учащихся знаниями, используя
практику только для того, чтобы  закре-
плять эти знания, не отрывая учебу
от практической жизни. Известно, что
выпущенному на Флот офицеру все рав”
HO HERTO He ловерит командования KO
раблем. В редком случае, как искмоче-
ние. намболее способным могут доверить
боевую часть или торпедный катер. Но
такому командиру предоставляется «орга
визадионный период», в течение которо-
№ он обязан решить ряд задач. Причем
за спиной молодого офицера неотступно
стоит командир дивизиона. Только после
такого экзамена командира выпускают в
Mope и дают право самостоятельно  при-
нимать ответственные решения, Но и n0-
том начальники еще долго считают его
молодым и не упускают из поля своего
зрения. _ a

Флот вправе ждать, что в ето ряды <
каждым новым выпуском училащ будут
вливаться всесторонне развитые офиперы,
одинаково хорошо знающие все  военно-
морокие специальности, беззаветно любя-
щие море достаточно привыющие к ©
ровой флотокой жизни и строгой диспин-
тине и 063 колебаний готовые посвятить
всю свою жизнь служению только флоту.
В таких бодрых, полных энергии и зна-
ний людях флоту нетрудво развить и
волевые качества — смелость, храбрость,
инициативу и находчивость, научить их
командовать  красвофлотцами и корабля-
уи принимать самостоятельные решения.

Вал же подготовить п воспитать в учи-
лише нужного флоту офицера?

Начнем ¢ приема. Набирать в учили-
ща надо только людей из числа учатих-
‹я подготовительных классов,
которых должна быть рассчитана не ме-
866, чем на два года обучения. Исключе-
ниб из этого правила можно летать лишь
для краснофлотцев, имеющих  закончен-
Hoe среднее образование и прослуживших
Ha кораблях неё менев двух лет. Taras
система набора позволит курсанту еще до
Поступления в училище, за два года
специальных занятий и лве кампании
плавания, проверить свое призвание. Этим
удастоя избежать отсева в самом yun-
Ine,

Если юноша, нахолясь в  подготови-
тельных классах, разочаруется в своей
мечте служить морю. то“силой его  дер-
жать че следует, надо только взыскать
8 родителей стоимость обучения и содер-
жания их сына, или заставить его  от-
служить на кораблях флота. —

не лично не довелось преподавать, но
я понимаю чувство досады у препода-
зателя, когда к нему обращаютея курсан-
ты за консультацией по самым простым
® понятным вопросам. Консультация пор-
тнт курсажтов, она мешает им решать

`своим ‘умом сложные вопросы, порождает

умственное иждивенчество. приучает  пх
яокать легкий путь за счет посторонней
помощи, и делает их беспомощными,
вогда они остаются олни.  Ковоульта-
ция одна из причин, рождающих «не-
могузнаек» и «как прикажет». Tre
привык пользоваться консультацией, тот
Никотда ни Ha что сам не решится. В
самом деле какая может быть еще кон-
сультация, если курсант
записал лекцию, ‘нмеет книги и, наконец,
товаращей, которые помогут разобраться
в непонятном вопросе.

Офипера привыклюго работать — само-
стоятельно, вихно сразу. У него всегда
есть собственное мнение. & командир, из-
балованный всякими вонсультациями. по

‚Флота.

Kak воевно-морская пелагогака.

программа

прослушал и

В. ПЛАТОНОВ

‚минутно бегает № своему начальник ¢
пустяковыми докладами, имеет готовые
оправдания своей нерешительности п у
жет перед вами ставить только проблемы, _
никогла не пытаясь решить их.

Училище должно заложить в Молодох
офицере все данные для приобретения
волевых качеств. Здесь главная рол
принадлежит преподавателям Ho Boeny.
тателям (курсовым начальникам). Раз.
для этих
инструкцию по воецитанию в курсанта
  волевых качеств невозможно.

Осповное—личный пример, собетвенный
опыт, заслуженный авторитет и культ
вирование в Молодежи чуветва преклона
ния, перед вековой славой и священными
  традициями Флота нашей родины. Пот
му преподавателями в училищах должлы
быть люди не только знающие, о т
опытные, такие, как бызи в Moe врем
Безнятов, Сажеллари, Дмитриев, лице
ков, Быков, & воспитатели  тажиь, kan
Ралль, Бологов. Павлович, Помню, yy
этих людей не только боялиеь и тважа-
  ди, но мы их любили и старались пу м
всем подражать — в работе в повеленит,
даже в манере одеваться, В классе ит
люди вызывали восторг и Удивление 6
  татотвох своих знаний, & на кораблях —
‘зависть своим огромным флотеним уж’
нием. , -

В практическом плавании Курсант
надо ставить Ha ответственные Участь
и Ни в воем случае не отделываться пу
работой в качестве дублеров на боевые
постах. Постоянное дублирование порох
дает безответетвенность, a B 6010 —He
простительные потери. Курбаяты долялны
плавать непременно со своими преполава:
телями и воспитателями, которым нау
давать. дояжноеть начальников, то-есть
предоставить им возможность послужить
примером для своих курсантов и Ha Nope,

Военно-морокие училища должны пе
пести в свой стены все флотокне порят
ки и традиции, как перенее их когда-то
Нахимов с кораблей своей эскадры па в:
стпоны Севастополя. В училище па
прививать молодежи понятия воинской
  й офицерской чести, приучить в gfe
режному хранению боевого наследства pe
ABRUX русских Флотоволдиев, привить ли:
бовь к славной истории нашего фата т
в заведенным его сынами традициям.

Наконец, не надо забывать, чо т ва:
шего старейшего военно морского учили:
Ща`есть своя двух с половиной вело
история, за время которой там Haron
1065 много соботвенных хороших ‘тали
пий. Следует пересмотреть все старое с
тем, чтобы все хорошее зернуть к жи
ни. Пусть даже оно. полобно лента
н синему воротничку краснофлота зле
кортику офицера, утратило свой практ
ческий смысл. Ведь исторически сложив
шаяся красота этой формы осталась к
нужна, нам.

Преподавателям и воспитателям надо
помнить, что пребывание офицера в уче
лище всегда Фетается пля него светлых
воспоминанием. Надо, чтобы моряк вю
свою жизнь вспоминал 0б училище, как
@ чудесном храме науки. слелавшег его
предметом гордости нашем народа —
морским офицером.

Котати, в связи с этим нужно по-ино
му подойти к самому званию «курсант».
Ono больше соответствует слушателю
каких-нибуль гражданских краткосрочных
курсов, но никак не учащемуся в выс
шем, ла еще в военно-морском учебеох
заведении. Может быть, сейчае прелде-
временно говорить © необхохимостя не’
медленно переименовать куреантов в та)’
демарин и кадет во и нет никаком 0х
нения в том, что слово «курсант» не ог
  вечает” тому званию, которое должен во
  сить учащийся в высшем военно-морскох
учебном заведении.

Пять лет пребывания в морском учеб:
HOM заведении, пять кампаний практиче
ского плавания на кораблях — срок 10
статочный, чтобы подготовить именно та”
кого офицера, какого ждет от училищ
флот. Надо только ‘we мудретвовать, He
заниматься опытами над курсантами, вв
созывать «широких совещаний», чтобы,
ничего не решив. закрывать их, пог
«время истекло», как пишет Стрижачен-
во. Надо просто на флоте познавать, ка:
  кой офицер нужен - кораблям.

Алиирахл Макаров сказал, что на’
стоящая учеба начинается TOUbRO _ после
окончания училища. Там мы учися,
чтобы стать офицером, здесь готовимся
тать командиром корабля командиром
соединения. наконец, адмиралом, Вт в
этой почетной миссии н дозжны наши
училища подготовить молодого офицера.

‚ работать

Огонь кочующих орудий

В течение нескольких дней арталлери-
сты вели пристальное наблюдение за ли-
нией обороны противника. Разведчикам
подразделения капитана  Аршинского
удалось установить, что за хребтом, где
проходит первая линия немецких yxpe-
плений, расположен ряд дзотов, нахо-
дятся пулеметные ‘и другие огневые точ-
ки. Ночью артиллеристы прибыли на за-
ранее подготовленные огневые позиции.
После пристрелки артиллеристы откры-
ли беглый огонь по дзотам. Только одно
кочующее орудие разрушило пять немец-
ких дзотов.

С наблюдательного пункта передали
все данные о расположении целей. Пер-
выми снарядами был разрушен дзот. По-
сле пристрелки орудийный расчет or
крыл беглый огонь. На наблюдательном
пункте было видно, как снаряды накры-

КОЛХОЗНИКИ ЧТЯТ ПАМЯТЬ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 сентября.
(Спец; корр. ТАСС). Колхозники с. Крапив-
ные Дворы чтят память советских вои-
нов, погиблах в боях за родину. В селе на
развилке дорог устроено кладбище. Жители
поставили ограду, украсили могилы героев
цветами, с любовью ухаживают за кладби-
щем. Тут похоронены: гвардии майор Ка-

ретников, гвардий лейтенант Вильченко, от-

важный санитар Шербин, красноармейцы
Шинткан, Куклинев, Елагажев, военфельд-
шер Михалкина. Сюда привезено и похоро-
нено тело геройски погибшего гвардии под-
полковника Бородавко. .

Редко кто из проезжающих или пешехо-
дов минует эти могилы. Тут всегда много

ти вторую цель — пулеметную точку.
В это время заговорила вражеская ap-
тихлерия. Снаряд повредил линию связи
вомандира дивизиона с наблюдательных
пунктом. Краснофлотец Петр Кожевников,
не обращая внимания на рвущиеся сна-
ряды, бросилея исправлять линию, и 16-
лефон векоре снова заработал.
Противник оботреливал кочующее Opy-
див, В шести метрах разорвался враже-
ский снаряд. По воронке можно было с1-
дить, что стреляет крупнокалиберная ap-
тиллерия. Рядом разорвалея второй ена-
ряд. Воздушная волна отбросила людей в
сторону, но оставшиеся продолжали ве-
сти стрельбу на уничтожение. Одна за
другой еще три ‘огневых точки бы

взорваны.
- И. CBUCTYHOB.
Действующий флот,

ПОГИБШИХ ГЕРОЕВ

народа. Вот у могилы геройски погибшего
20-летнего гвардии младшего сержанта
Егетбердиева, стоит колхозница Евлокия
Степановна Курач, На руках ее двухлетний
ребенок, за полу платья держится пятилет-
няя дочка, На глазах у колхозницы слезы.
Она идет к разрушенной и разграбленной
немцами хате и по дороге зашла почтить
память отважного воина. отлавшего свою
жизнь за освобождение ее села.

Нескончаемой вереницей тянутся войска
ва фронт, Бойцы и офицеры останавлива-
ются, подходят к могилам и клянутся, что
ни продолжат дело, за- которое герои от-
дали свою жизнь.

людей Rakyw- 25 -

>

МИН
Чу