т

‚ Совершенствовать мастерство
- @ртиллерийских разведчиков

Н-ской части припгтосъ уже в ходе вой-
ны с немецкими захватчиками осваиваль
тактику действий по сухопутным целям,
овладевать приемами борьбы с батареями,
танками и пехотой противника. Чтобы ус-
пешно решать эти задачи, нужно было
усилить разведку.

На первом этапе войны, когда Часть
занимала постоянную позицию, роль раз-
ведки сводилась в наблюдению за неболь-
щим сектором моря; где могли появиться
вражеские корабли. С получением новой
задачи — поддержка огнем наших назем-
ных войск — батарея все чаще  вынуж-
дена была в интересах теснейшего взаи-
модействия 8 армией маневрировать огнем
и колесами. Естественно. сразу во много
раз возрос об’ём работы группы артилле-,
рийской разведки.

Перед любой боевой операцией необхо-
димо было выбрать позиции для каждого
орудия и батареи в целом, топографиче-
ски привязать их к местности, разведать
пути и железнодорожные мосты, найти и
оборуховать вблизи переднего края на-
блюдательные пункты. Выполнив эту
предварительную работу, группа развед-
чиков должна приступить во второй, еще
более важной, части, непоередотвенно
обеспечивающей боевые операции, —ве-
дению наблюдения за противником, кор-
ректировке артиллерийского огня ит. д.

Командир энской батареи отобрал из.
состава подразделений наиболее подготов-
ленных краснофлотцев, учитывая 060-
бенности каждого — способность к бы-
строй и четкой работе, наблюдательноеть,
хорошую зрительную память, достаточ-

ный уровень образования — не ниже
8. классов.
Спениально выделенный офицер дал

им, прежде всего, общее предотавление о
задачах морской артиллерии,  действую-
щей по сухопутным целям, во взаимо-
действии с наземными частями. Вводные

’ беседы! помогли будущим  разведчикам
лучше ориентироваться в обстановке, пра-
Вильно выбирать из многих об’ектов на
переднем крае именно те, которые явля-
ются достаточной целью для тяжелых
морских орудий.

С группой старослужащих в это время
усиленно занимались совершенствованием
специальной подготовки. Такое разделе-
ние позволило довольно быстро дать им
определенный комплеко знаний; напри-
мер, сержанту Евтушенко стать старши-
ной. Он в течение 2.5—3 минут делает
аналитический расчет исходных дан-
вых. От Евтушенко не ототают командир
отделения разведки левого наблюдатель-
ного поста Курочкин и старший развед-
чик Бельеких.

Отобрав и обучив «азам» артиллерий-
екой разведки первую группу, на батарее
непрерывно работают над воспитанием
этих людей, особенно прививая’ им такие
качества, как настойчивость, любозна-
тельность. зрительную память. Делается
это так. После изучения местности по кар-
те офицер. возглавляющий разведку, при-
ходит на НИ и спрашивает, видят ди на-
блюдатели в стереотрубу все, что они
узнали по карте, что появилось нового’ в.
районе с тех пор, как составлена карта.
На занятиях сопоставляются сведения,
сообщенные корректировщиками всех по-
остов. Таким образом, разведчики узнают
He только TO, Что заметнл каждый из них
©0 своего поста, но и что обнаружили его
тевариши с соседнего НП.

-В результате разведчики в совершен-
стве знают свой ‘район.и непрерывно по-
полняют имеющиеся о нем данные. Это
позволило им только в одном из месяцев
больше сорока раз засекаль вражеские
цели, как немцы хитро ни маскировали
свои об’екты. Десятки стрельб, выпол-
ненных батареей,  корректировались с
предельной быстротой и точностью.

- Эти результаты — плод настойчивой и
непрерывной учебы. Начав с изучения
расчетов дистанции азимута, кодировки

}

Новороссийская операция — одна из
наиболее ярких страниц в боевой исто-
рии Черноморского флота. Её будут изу-
чать наши офицеры, учиться на приме-
рах отличивигихея моряков ещё сильнее
бить врага. Большую роль в этой опера-
ции сыграли малые корабли, в первую
очерель калера-охотники, выбросившие
десантные войска в Новороссийский порт.
После освобождения второй базы Черно-
морского флота они продолжали прово-
лить десантные операции в дневное И
ночное время на Таманском полуострове,
помогая с моря частям Враеной Армии.

После получения боевого приказа офи-
церы дивизиона провели большую подго-
товительную работу, которая во многом
предопределила успех выполнения зада-
чи. Новороссийский порт мы знали хо-
рошо, знали каждую пристань, подходы
К Hell. знали места потоиленных Bopad-
лей, Но этого было недостаточно, так
Rik 3a год боёв в порту произошли из-
менения, которые надо было обязатель-
но учесть. Поэтому командиры  десант-
ных отрядов специально выезжали па
передняй край и с наблюдательных пунк-
тов наших батарей изучали, эти измене-
ния. По данным разведки и своим надаю-
дениям за поведением противника нам
удалось установить расположение огне-
вых Точек на молу и на приставях. Так

‘же были определены места немецких до-
тов, контролирующих и простреливаю-
щих подходы к пристаням, проволочные
заграждения, минные поля ит. д. Всё это
было нанесено на карту и позже изуча-
лось командирами калеров. Они осваива-
ли порядок посадки войск, наставления
по переходу морем, места высадки и, На-
вонец, самую высадку.

Нам’ удалось провести тренировочную
позадку батальона Ботылева на катера.
Это помогло установить имеющиеся Н6-
лоотатви и не- повторять их B момент
фантической погрузки людей,

ЕЕ О ie poi sist ЕЯ

Leen es

Рапьше
Se калера принимали десантников и шли к

доклада, составления карты целей, учили.

разведчиков рассчитывать самостоятель-
но исходные данные для простых стрельб,
анализировать виденное. Младший лейте-

нант Каминский научил разведчиков де-

wath анализ засечек вражеских целей и

коротко, ясно докладывать данные, ис-
пользуя основные и обходные каналы

‚ СВЯЗИ.

Метод обучения — комбинирование те-
оретических лекций с практической уче-
бой непосредственно на НП, в бою. Про-
исходит это так. После занятий  развед-
чики расходятся по наблюдательным
пунктам. Краснофлотен. Логинов — Ha
правом наблюдательном пункте. На ле-
вом — командир отделения Курочкин.
Немцы произвели залп. Краснофлотец не
заметил вепышки. Тогда Курочкин по те-
лефону сообщил ему:

‘_ Правее горы... венышка, Засекай!
Немцы дали второй пристрелочный
зали.
— Видите? — спрашивает Курочкин.
— Да.
После того, как Логинов засек цель и
сообщил данные, Курочкин сопоставил их
co своими. Получилась разница. Анали-
тический расчет, подкрепленный личным
наблюдением, показал, что Логинов допу-
стил ошибку. Вурочкин детально анали-
зирует действия разведчика, чтобы, най-
дя причину, вскрыть ее и показать боицу,
почему она произошла. Оказывается, что

Логинов не проверил ориентировку сте-
реотрубы.
Подробный разбор этого случая был

весьма поучительным для всех разведчи-
ROB,

Не так давно немцы начали сильный
обстрел наших позипий из минометов, &
затем и из орудий. Дело было в сумерки.
Разведчики видели много бледных, но ча-

стых вепышек минометов. Однако звук
свидетельствовал о работе  крупнокали-
берного орудия — цели, интересующей

баларею, & «мигание» минометов мешало
установить ее расположение. В. расчете
на то, что этим и удастся обмануть на-
ших разведчиков, немцы, продолжая ми-
нометную трескотню, одновременно уси-
лили огонь из тяжелой батарея,

Артиллерийским разведчикам помогли
теоретические знания. Зная район, озна-
вомившись с маскировкой и тактически-
ми возможностями немецкой артиллерии,
они безошибочно определили, во-первых,
в каком месте враг мог поставить орудия
(небольшой лесок в глубине фалжистской
обороны), во-вторых, по темпу огня и
звуку — примерный калибр вражеских
орудий. =

Находившийся на центральном НИ
командир разведки старший лейтенант
ТЛымарь приказал наблюдателю правого
НН Раззоренову проследить за лесом.
Тот ничего He обнаружил, ибо враг при-
менил новую хитрость. Считая, видимо,
минометный огонь недостаточной маски-
ровкой для прикрытия вопышек тяжелых
орудий, немцы перед фронтом своей тя-
желой батареи «повесили» ракеты, поста-
вив таким образом свовобразный световой
экран. Однако и эта’ уловка не обманула
моряков. Не видя вопышки, они стали
наблюдать. Появился отсвет и с той же
стороны дошел звук. Моряки засекли его
секундомером. Продолжая усиленное на-
баюдение, они во время перенесения нем-
цами огня на другую цель смогли уже
проверить свое первое предноложение и

точно определили место батареи. Передав

данные артиллеристам, разведчики по-
могли уничтожить вражеские орудия.

_Этот случай также был использован для
обучения распознавания методов маски-
ровки врагом своих тяжелых батарей.

Так, в ходе боевой работы разведчики
непрерывно совершенствуют свою выучку,
добиваясь быстрого и точного определения
вражеских огневых позиций.

Капитан С. ПАВЛОВ.

Действующий флот.

ВЕБ

самому месту высадки. Там они притыка-
тись носом к берегу и производили вы-

удачно. Были случаи повреждения кор-
пуса катеров, поломни винтов. jlecant
иногда приходилось высаживать прямо
в воду, так как глубины не позволяли
подонти ближе к берегу, В Новороссий-
ской операции катерам-охотникам были
приданы мотоботы и мотобарказы, кото-
рые мы бувсировали до исходных  пози-
ций. Много поработали инженер-капи-
тан 3-ro ранга Борисевич и другие
товарищи,  обеспечившие  подготавку
плавередетв,

Таким образом, в Новороссийской опе-
рации принимали участие разноредные
морские суда, имеющие разные хода и.
другие тактические данные. Но тем не
менее наши офицеры и старшины уепел-
Но справились с поставленными задача-
ми, Все корабли точно в назначенный
срок были в Цемесской бухте. Следует
`отметить* хорошую работу гидрографов,
которые обеспечили в навигационном
отношении переход всех судов,

‚ В Цемесской бухте каждая группа ко-
раблей по сигналу начала движение в
порт. Кропотливая подготовительная ра-
бота, чёткое выполнение приказа, на-
ставлений, графиков командирами кате-
ров, безупречно выполнявших свой во-
иновий долг, предопределили  усиех
операции. Несмотря на то, что почти

ворота Цемесской бухты, не было ни од-
ной навигационной аварии. Не было по-
терь и в личном составе десанта, хотя
немцы вели сильный заградительный
огонь по входным воротам. Веб это сви-
детельствует о высоком боевом мастерет-
ве наших офицеров и старшин, которые
отлично провели быстрые маневры.

Жогда паши батареи начали артилле-
рийскую подготовку, немцы стали вести

садку, Это не веегда удавалось ‘провести.

одновременно все суда двинулись в узкие

КРАСНЫЙ ФЛ

В порту Мариуполь.

И ИИ Е Е

OTL.

“ge:

Фото Б. Гореловского.

¥

с подводн

Дозорный катер под командованием
  старшего лейтенанта Глазунова, выйдя’
Г под вечер из
‚ ный район и занял позицию. Ночь про-
  шла спокойно. Калер то ходил пе-
  ременными курсами, то ложилоя в
  дрейф. Но как ни напрягал олух гидро-
  кустик Соловьев, ничего  подозритель-
ного он не обнаруживал.

а,

Настало утро. Меняя кур, катер за-
‘нал дневную позицию дозора и продол-
жал тщательно наблюдать. Спокойствие
на’ море не усыпляло бдительности, Ору-
дийные расчёты и пулеметчики стояли на
своих местах и помогали сигнальщикам
наблюдать.

Внезапно рулевой краснофлотец Сер-
геев доложил: .
— Слеза перископ!

По пеленгу 110 градусов, на корот-
кой дистанции ‘и оказался  пери-
скоп немецкой подводной лодки. Ол-
HOBPOMCHHO все заметили воздушный пу-
зырь и след торпеды. Она шла с нулевой

установкой, стремительно приближаясь в
лежащему в дрейфе катеру. —

Выпущенная с короткой дистанции
торпеда всё-таки не попала в ватер. Уда-
ряясь о воду, она несколько уклонилась

от цели и прошла в 5—7 метрах от
форштевня. а

-—— Полный ход! Курс — на перископ!
Глубинные бомбы — товсь!

Взревели моторы, и катер ‘рванулея’
влербёд, Подводная лодка тем временем
поспешно погрузилась. Минёры Сурков
й Тощаков готовы были по первому знаку
командира сбросить бобы.

Прошло полторы минуты с того‘ мо-
мента, когда был обнаружен перископ, и
‘полминуты, как катер получил ход; Опи-
сывая кривые, охотник начал бомбоме-
тание. Сперва было сброшено  нобемь
больших глубинных бомб по контуру
всего района бомбёжки, Огромные массы
воды взметнулись

вверх,  заклокотали,
пенясь и бурля. =

‚ —— Воздушный
Тощаков.

— Значит, здесь! — промолвил Гла-
зунов и, пройда ещё дважды над
цогружения врага, сбросил серию
глубинных бомб.

— Прекратить.
моторы!

После оглушительного грохота насту-

пила удивительная тишина. Волны, воки-
певшие от взрывов бомб, торопливо уда-

пузырь! — доложил
местом
Мах

бомбометание! Cron

ee ЩЕ ЕЕ ЕН

ee So ae eee Se!

Зиом в десантных операциях

тельными снарядами. Вода кипела от раз-
рывов снарядов и мин, Кругом воё осве-.
щалось на десятки метров. Торпедные
катера нанесли первый удар по огневым
точкам на молу и на берегу. Для_ того

чтобы попасть в ворота, я приказал ка-
терам подойти впаотную к западному
молу и итти вдоль него. При этом выяс-
нилось, что у западного и восточного

молов остались боны, а в середине на
глубине полутора метров провисал оталь-
ной трос. Время истекало. Я приказал
катерам дать большой ход, и они пошта
в ворота. Разогнав катер, мы у самых
бонов застопорили ход и по инерции во-
аи в порт, направляясь к пристани.
Тот же маневр повторили остальные ка-
тера. Это были лихие маневры, которые
решили судьбу десанта:

История не знает подобных дерзких
операций. Войти в порт, занятый  нро-
THBHUROM, и безнаказанно высадить вой-
ска могут только советские моряки, в0с-
питанные на славных боевых традиция
русекого ‘народа.

Следует остановиться на одном важ-
ном вопросе; нужно ли катерам, имею-
щим на борту: десант, вести’ ответную
стрельбу по огневым точкам противника?

Мы считаем, что катера должны  по-
дойти к месту высадки скрытно и по.
этому, пока нет прямой угрозы, ни в коему
‚ случае не открываль огня, чтобы не быть
обнаруженными. Нельзя вести огонь и в
к момент высадки, если немцы не стреляют
непосредетвенно по катеру. Только, ког
да десант высажен, можно и нужно ка-
терной артиллерией и пулеметами давить
огневые точки, принимать огонь против-
ника на себя, отвлекая его внимание от
десанта. Нужно помнить, что  главнал
задача — высадить десант и выгрузить
его вооружение без потерь. Этому должно
быть подчинено все.

ответный огонь, освещая бухту освети-

Несколько слов о самом десанте и его

базы, пришел в задан-

‚Бой дозорного катера ©.

ой лодкой.

(От специального корреспондента «Краеного Флота»)

рялись о борта. Гидроакустик
`Все с нетерпением экдали.

Пронело восемь минут. В’ это время по
пеленгу 330 градусов, на расстоянии
двадцати кабельтовых, был обнаружен
<«Фокке-Вульф-190», шадший прямо на
катер. Орудия“и пулеметы тотчас откры-
ли огонь. Салолёт, не отвечая, через’ две
минуты  отвернул и ушел в глубь моря.
Сперва это показалось странным; но,

слушал.

вдумавшиеь, Глазунов понял, что перед!

самолетом и не ставилась задача воту-
паль в бой с катером. Взаимодействуя с
подводной лодкой, он должен был отвлечь
внимание д0зора на себя и ломочь ей
уйти. Действительно, когда гидроакустик
вслушалея, он обнаружил подводную
лодку несколько в стороне от того места,
гле её бомбили, и

— евый борт тридцать градусов

oe ъя г <
(„узкое

Для переброски войск и последующего
питания десанта пироко используются
боевые корабли и весьма значительное
число крупных и особенно мелких судов,
„Наряду с этим. Военно-Морской Флот под-
держивает и обеспечивает морские ком:
муникации для содействия флангу Hpac
ной Армии и ее питания. В решению та-
ких задач привлекаются все имеющиеся
на театре суда. Организация их движе-
ния, как известно, потребовала от
штабов флотов и военно-морских баз
‘усиленного внимания к службе конвоев,

При подготовке конвоя к переходу мо-

‘рем, особенно в первый период  отечест”
венной войны, штабы флотов и военно
морских баз, разрабатывая весьма тща-
тельно вбе элементы боевого  обеепече:
ния, зачастую упускали из виду  полго-
товку каждого судна и внутреннюю орга
низацию конвоя. В результате после вы
хода в море зачастую выявлялись не-
прехвиденные вопросы, преимуществен“
но организационного порядка. Они 3a-

трудняли успешное проведение операции.

в предусмотренные сроки и вызывали до-
полнительное напряжение боевых
средетв флота,
` Основные правила должны быть четко
усвоены капитанами всех участвующих
‘в конвоев судов, и старший командир
(командир эскорта) перед выходом
море должен лично убедиться в готовнос-
ти судов к походу и твердом знании ка-
‘питанами всех указаний на переход.
Хорошо зарекомендовали себя и B CO-
юзных и в нашем флоте кратковременные,
сборы капитанов судов, включенных в
конвой. С
Участники сбора знакомятся с доку-
ментами и тут же уточняют неясные во-
провы;
Продолжительность таких сборов-кон-
ференций нё должна превышать 1—11/>
часа,
„В моменту формирования конвоя вое
включенные в него суда должны быть
нолностью подготовлены в началу дви-

слышу птипение, — доложил он коман- Жения и иметь все положенное, снабже-

диру.

Противник, очевидно, уушил, что зв.
тер, ведя бой 6 самолётом, ушел из
этого. района. г.

Развернувитиеь, катер лёг на обратный
курс и ебросил ещё три бомбы и флюгар-
ку. Выделение масла и воздуха убили-
лось. Казалось, будто в этом месте килит
вода: eS j

Снова начали слушать. Шума, за uc-
каючением шипения, не было. Подвод:
ная лодка была сильно повреждена, HO
не. уничтожена. Векоре подошли два
наших» торибдных катера. Командир
принял у них десять тлубинных  60мб
и сбросил их на месте, где плавала флю-
тара. Экипаж насчитал одиннадцать
взрывов. Масляных пятен и воздумных
нузырей стало еще больше.

Богда стемнело, катер вотупил в ноч-
ной дозор. В`22 ч, 23 м. на катере услы-
шали шум моторов, Это был самолёт про-
тивника. Он полетал около получаса в
районе дозора, залем дал осветительную
ракету, но, так и не обнаружив подвод-
ную лодку, улетел. Спустя три часа само-
л8т появился снова.

= Ищи, ищи на том свете, — шутили
на катере. ‘
Утром охотник снова пришел на место
потопления подводной лодки. На поверх-
ность продолжало вытекать горючее, Эки-
наж окончательно убедился в гибели вра-
жеского корабля. AES

„, @тарщий инженер-лейтенант
Г; ПАДАЛНА.

Действующий флот.

боевых действиях на берегу. Командир
десанта не имеет права увлекаться пер-
выми победами, и, вели части успешно
продвигаются в глубь территории, нужно
помнить о береге и причале, на котором
высадилиеь войска. Причал и подходы в
нему должны быть укреплены и надежно
охранятьея. Противник всегда пытается
отрезать войска, лишить их возможности
получить на следующий день подкрепле-
ния, боезапас. продовольствие, не дать
эвакуировать раненых ит. д. Перед ca-
мой высалкой мы с Ботылевым договори-
лись по этим вопросам. Ботылев оставил
на причале заслон. ‘и это позволило Har
шим катерам на следующий день  енова
оттвартовалься ‘около причала, a Wossee
подбросить сюта продовольствие и 006-
запас на мотоботах, а таюже  эвавуиро-
вать раненых;

‚В Новороссийской опврации, как ни-
вогда, проявились самые благородные ка-
чества наших офицеров и матросов, гото-
вых лраться © немцами до последней кап-
ли крови. Подлинный  герои®и проявил
личный бостав катера, которым   ROMaH-
дует дважды орденоносец старшай ach-
 тенаит Флейшер. Имёя на борту десант,
валер получил’ подводную пробоину в
районе среднего мотора. Вышли из строя
все вспомогательвые механизмы, и вода
‘начала; побтупаль в моторный отсек.
Несмотря на aro, Флейшер дал полный
ход, подошел к пристани, ошвартовалея
й высадил десантников BO главе в. ныне
Героем Советского Союза Ботылевым.
Только после этого смелый офицер бро-
вил весь личный состав на борьбу за жи-
вучесть катера. Водоотливные средотва
не работали, а ведер осталось только два.

порекомендовал Флейшеру выгрузить
боезапас из ящиков и ими отливать BOTY.

Два краснофлотца разделись, полезли в
трюм, осмотрели район повреждения и
заделали пробоину матрацами; Катер
продолжал движение в 05зу. Нужно 01-
метить энергию и раепорядительность
механика катера Догадайло. который ор-
ганизозал борьбу за живучесть» в елож-
ных условиях 00d.

ние,

Были случаи, котдь отсутствие
проверки подготовленности судов в похо-
ду вело в тяжелым последствиям и ино-
os кончалось гибелью отдельных. кораб-
лей.

В начале войны один из конвоев дол-
жен был совершить переход с закрытого
рейда, расположенного в пределах дейст-
вия подводных лодок и авиации против-
ника, Наличие минной опасности застав-
ллло, несмотря на предварительное тра-
ление, выводить конвой по выходному
фарвалеру, за тралами. Несмотря на за-
благовременное предупреждение о сроке
выхода, капитан одного из судов не поза-

В

ботилея определить девиацию комнасов

и решил проделать это после с’емки с
якоря всего конвоя, во время  постров-

рованием ментал остальным судам занять.
место в строю, он, отклоняясь то в одну,

то в другую сторону от оси фарватера,

вышел за пределы протраленной полосы

и подорвался на мине.

ния, Помимо того, что он своим маневри-

14 октября 1943 г., № 213 (1501)

конвоев

В другом случае два судна были ны
правлены в составе большого конвоя
без предварительной проверки их ogre
товленности ‘в переходу. В сви в
INTOPMOBOM погодой конвой потерял в мо-
ре больше суток. У этих двух судов He
хватило топлива, и они, ототав от конвоя,
вынуждены были сжечь часть имевшегося
на борту груза. Только благодаря счаотли-
вой случайности суда благополучно до-
стигли порта назначения, избежав ветре
с сосредоточенными в этом районе под.
водными лодками противника.

` Серьезное внимание должно быть об
ращено на строгое соблюдение транепор-
тами своих мест в походном ордере, Нз-
ибольшие трудности в этом отношении
возникают ночью и в тумане. Всё суда
следующие в конвое, должны иметь ‘ту.
манные буи, получать четкие указания о
порядке пользования огнями. Как пра
вило, в конвое запрещается ности калие
бы то ни было огни, однако иногда при
следовании в тумане затемненный гако-
бортный огонь может быть включен без
серьезного риска.

На всех транепортах следует cocra-
вить схемы секторов наблюдения 38 мо:
рем и воздухом, наблюдатели должны
быть тщательно проинструктированы.

Значение уверенной внутренней связи
в конвое ясно каждому. В этом вопрос
нельзя ограничиваться указаниями нь
совещании и назначением  репетичных
судов. Англичане в своих конвоях прак
тикуют специальные дневные и ночные
учения для достижения полной уверен
ности, что. в нужную минуту все суда б\-
дут точно исполнять приказания Коман:
‘дира конвоя.

Не меньшее значение имеют готовноеть
средств. и организация борьбы за живу
честь. За время войны мы имели не.
сколько случаев, когда транспорты, по’
лучившие довольно серьезные поврехде-
‚ния, благодаря самоотверженной работе
экипажей и хорошей организации борь-
бы за живучесть благополучно достигали
портов назначения. ^

Всем известен в свое время опублико-
ванный случай с теплоходом «Старый
Большевик». При следовании в составе
конвоя в один из северных советских
портов он подвергся нескольким атака
авиации противника, и; несмотря на по:
лученные повреждения, прибыл в порт
назначения.

Другой транспорт, также при следова
нии в конвое в Баренцовом море, быт
торнедарован подводной лодкой против
ника. Немецкая печать об явила даже,
что он потоплен. Фактически же личный
состав своими средствами ликвидировал
повреждения и привел корабль в порь

Внимание к вопросам, на первый
взгляд кажущимея мелочными, незначи-
тельными, способствует  взаимопонима-
нию, взаимной уверенности в действиях
командира конвоя и. капитанов трах
спортных средетв, входящих в конвой,
& также способствует большей четкости
в организации его, тем самым MARCH
мально обеспечивая успех операции.

Напитан 1-го ранга И, СЕНДИК,

Защита воздушных подступов к базе

Охраняя воздушные  подетупы Е
энской военно-морской базе, зенитчики

бдительно несут боевую вахту, умело
расстраивают планы противника, мет”
самоле-

кими залнами уничтожают. его

Однажды ночью во время сильного
норд-оста немцы пытались совершить
налет несколькими одиночными вамоле-
tamu. Стухачи-разведчики Шелест и
Уваров в шуме ветра различили звук
моторов. Дальномерщики Никулин и ор
деноносец Гаврилюк точно дали высоту,
Попытка врага пробомбить нашу базу не
увенчалась успехом — в эту ночь было
сбито два «Хейнкеля:111%.

менко, Школа, Варлей u apyrue выпол-
няли свой долг с достоинством и честью,
как подобает флотским офицерам.

Исключительную стойкость в бою про-
явили наши старшины и рядовые, безу-
коризненно действовавшие Ha своих
боевых постах. На катере Трофименко от
немецкого снаряда при входе в бухту
вспыхнул боезапае. Старший краснофло-
тец Черноусский, не ожидая приказа,
бросился к горящему боезапасу и быстро
выбросил его з& борт, предотвратив ло-
зар и взрыв. Парторг катера  Соколов-
ский непрерывно вёл огонь по противни-
ку из пулемёта. Будучи раненым, он не
покинул боевого поста, а когда товарищи
стали оказывать ему помощь, крикнул:
«Бейте сильней немца, а я с поеревязкой
обожду».

-У личного состава дивизиона стало 3a-
оном — сделать все, чтобы. не потерять
‘ци одного бойца из состава десанта ни на
переходе, ни во время высадки. Можно
выло много раз наблюдать, как краено-
флотцы катеров, стоя в водо, держат
-оходни, по которым идут на берег де-
сантники, помогают им быстрее сойти,
выгружают технику, боезапас. Это очень
‘правильно,’ Принимая людей, мы должны
доставлять их к месту назначения целы-
мии невредимыми, и это служит лучшей
оценкой работы катеров.

После взятия Новороссийска мы про-
вели ещё ряд довольно сложных лосант-
ных операций на побережье Таманского
полуострова, в которых участвовало
большое количество малых’ кораблей.
Несмотря на сложную минную обётанов-
ку в этом районе и полное отсутствие на-
`вигационного обеспечения, эти операции
прошли успешно. Здесь снова проявили
себя офицеры и старшины,

Мы получили приказание контр-адми-
рала Холостякова ночью высадить вой-
eka, Несмотря на большое напряжение.
нам не удалось полностью справиться с
этой задачей. Утром меня, Сипягина и
ря вызвал Холостяков и cHpo-
Сил:

Командиры катеров’ Баженов, Трофи- .

В один из облачных дней на базу шла
труппа «Юнкерсов-88». Подразделениех
‘Сердюка противник был своевременно
обнаружен. Огонь, открытый на пределе,
заставил немцев свернуть с курбв, №
этой трупцы было сбито два самолета
противника.

Зенитчики части т. Талащенко Hens
менно увеличивают свой боевой счет,
Только подразделение капитана Кулико-
ва уничтожило 27 и подбило 13 враже
ских машин. Зенитчики капитан» po
тер сбили 10 и подбили 13 самолетов

противника.
Майор В. ПАНЬШИН,
Действующий флот,

— Как вы думаете, будем ждать 10
ночи или закончим перевозку днем?

Мы поняли, что дело не терпит, и
предложили итти днём. Катера тремя
эшелонами, имея на буксире  мотоботы,
ношли но заданию. У места высадии мы
были обнаружены, ‘и немецкая батароя
начала обстреливать корабли, В воздухе
появились два «Месовршмитта», которых
мы очень скоро прогнали. Дойдя до цели,
катера отдали буксиры, повернули Bee
варуг вправо и под огнем без потерь вы-
садили десант. Наши войска высадиаиеь
и вступили в бой с противником, нанося
немцам удары с тыла, помогая аруии
очищать таманокую землю.

Действуя в таких условиях, катера
могли отдать буксир в любое время и 69-
провождать мотоботы, идущие вдоль 0е-
Pera на небольших глубинах. Oto да
возможность катерам свободно маневри-
ровать, занимать любую позицию, эффек-
тивно использовать огонь своих пушек.
Мотоботы °и мотобарказы, высадив де-
бант, овоим ходом подходят к катерах,
снимают с них людей и снова идут в 0е-
регу. Нодтвердилось, что буксировка мо-
тоботов весьма эффективна, но нельзя
‘увлекаться и брать на буксир много мо-
TOOOTOB, Tak Kak от перегрузки сильно
разрушается гребнал система. }

В боях за Новороссийск и Таманский
полуестров офицеры, старшины и рядо-
вые наших катеров показали отличную
морскую выучку, организованность, 610-
собность решать сложные задачи,  ¢ll0-
‚сооность быстро ориентироваться й BH
ходить из тяжелого положения. Мы 3a-
служили похвалу нашего любимого
вождя товарища Сталина’ который в
своем приказе о штурме Новоросеяйска
об явил благодарность морякам контр-
адмирала Холостякова,

Перед нами стоят большие задачи,
нас ждет залитый кровью Крым, города-
герои Севастополь и Одебея. Мы воегда
готовы итти в 00й и бить немца до пол-
ного истребленил.

Капитан 34+го ранга Д. ГЛУХОВ.

Черноморский флот.

def eng ferret