ЗЕ

14 октября 1943 г., № 943 (1591)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Красная Армия превратилась
В Трозную для врога силу

Ераеная Армия идет на запад. Истреб-

ля живую силу врага, уничтожая ero
технику, наши воины очищают от
зомецко-фашиетской нечисти свою род-

ную’ советскую землю. Возвращен родине
Донбасс — важнейший угольный и про-
мышленный файон отраны. Закончилось
ззгнание врага из низовьев Кубани. Крас-
но знамя реет над второй столицей
Украины — Харьковом, над Сумами,
Черниговом, Полтавой и многими други-

$
И. МИНЦ
>

хватническую, грабительскую. Московское
сражение, подводившее итог всему перио-
ду тактики активной обороны, еще раз
подтвердило закон, выведенный из опыта
всей истории освободительных войн рус-
ского народа, особенно из опыта граждан-

\ ватолей.

ул тородами и селами левобережной Ук-
раины. Юрасная Армия форсировала в
тех местах среднее течение Днепра.
Наши войска вступили в Белоруссию.

Величественная борьба Красной Армии
а время отечественной войны, суровые
плытания и тяжесть перестройки nox
нем врага отражены шаг за шагом в
3 докладах и выступлениях, приказах и
документах товарища Сталина, собранных
; книге «0 Великой отечественной войне
(оветекого Союза».

До коварного нападения гитлеровской
Термании на СССР одно западноевропей-
вл0е государство за другим падало пол
Марами закованных в броню современ-
ных варваров. Армии, в том числе одна
в крупнейших в Европе —^ фран-
цузокая, слагали оружие к ногам завое-

ской войны: чем дальше в глубь страны
вторгается неприятель, тем уязвимее его

тылы, тем слабее становятся его войска,
деиствующие во враждебной стране, и,
напротив, чем ближе наша армия к 0с-
новным промышленным районам страны,
& сердцу родины, тем крепче становятся
a тем больше получают они помо-
Щи.

Изменивтаяся после победы Красной
Армии зимой 1941—1942 г. обстановка
выдвинула и новые’ задачи. Красная Ар-

мия стала организованнее и сильнее.
  Советевкие_ офицеры . и тенералы  при-
обрели богатейший опыт
ной войны. Наши воины
что врага нельзя победить, не научив-
шиесь его ненавидеть. Страна в целом
стала намного сильнее. В огне: сражений
окрен союз рабочих и крестьян, закали-
лась дружба народов, Тыл и фронт об’е-
динилиеь в единый боевой лагерь. Совет-
ские люди в тылу стали давать вее боль-
ше вооружения, боеприпасов и продо-
вольствия фронту. Укрепились междуна-
родные связи Советского Союза. Все это
товорило о том, что отечественная война
ветупила в новый период, — «иериох
освобождения советских земель от гит-
леровекой нечисти» (Сталин).

Полководец, выдвинувший новую за-
дачу, указал и средства ее разрешения.
Мы имеем все, что необходимо для вы-
полнения этой возвышенной цели; быст-
ро перестраивающуюся на военную ногу
страну, крелкий, как никогда, тыл, бога-
тейшую технику. Нехватало только уме-
ния полностью — использовать против
врага первоклассную технику, котор
родина предоставляет Ирасной Армии;
Товарищ Сталин потребовал от воех ро-
дов наших войск настойчиво учиться
военному делу, гзучить в совершенстве
свое оружие, стать мастерами своего де-
ла, научиться бить врага наверняка.

Тетом 1942 г. обстановка, однако,
вновь изменилась. Воспользовавятись от-
сутетвием второго фронта в Европе,
фашистьг бросили против Красной Армии

свой резервы.  Сосредоточив ог-
силы Ha ‘одном направлении,
гитлеровцы создали большой перевес
сил и добились серьезных  тавличе-
ских успехов, выйдя в район Вороне-
жа, Сталинграда и Северного Кав-
каза. В прошлой мировой войне Герма-
ния имела против себя блок крупнейших
держав и вынуждена была воевать на два
фронта. И тогда понадобилось четыре го-
да об’единенных усилий активно дейст-
] вующих армий пати крупнейших госу-
  харств, чтобы поставить Германию на
` колени. В современной войне один Co-
ветский Союз выносит на себе основную
тяжесть борьбы, прежде падавшей на
плечи пяти великих держав,

Красная Армия выдержала чудовищ-
ный ‘натиск всей военной машины Герма-
нии и ее союзников. Герои Сталинграда,
умножив традиции царицынской оборо-
ны, приковали к себе значительные силы
немцев, перемалывая десятки тысяч фа-
пгистов, Сталинградекие воины проявили
неслыханное упорство и стойкость, под-
готовив тем самым возможность для раз-
грома гитлеровских захватчиков.

Утром 19 ноября 1942 г. Красная
Армия перешла в контрнаступление. Ок-
ружив и разгромив две армии под Сталин-
градом, советские войска двинулись впе-
ред на фронте в полторы тысячи кило-
метров; освобождал сотни городов и де-
сятки тысяч населенных пунктов от гит-
леровской нечисти. К своей 25-летней
годовщине — 23 февраля 1943 года —
‘Красная Армия пришла с огромными ус-

современ-
поняли,

Обрушившийся на СССР враг имел на
ввоёй стороне ряд преимуществ. Прежде
вого гитлеровцы широко использовали
внезалность нападения, заранее отмоби-
шзовав сотни дивизий и тайком придви-
нув их к советским границам, Добрых
comb лог до второй мировой войны
(1933—1939 гг.) ив течение почти двух
1  после начала этой войны (1989—
1941 гг.) титлеровекая Германия пере-
отраивала свою промышленность на воен-
ный лад, К моменту нападения на СССР
в руках гитлеровцев была военная инду-
‹трия Франции, Бельгии, Чехословакии,
Аветрии, Польши и других завоеванных
немцами стран.

Когда гитлеровекие орды вторглись, в
пределы советской страны, даже некото-
рые враги Гитлера в Европе и Соединен-
ных Штатах Америки ‘сомневались, су-
veer a Красная Армия противостоять
терманекой военной машине. Но вскоре
во передовое и прогрессивное человече-
ство вздохнуло с облегчением: Красная
Армия не только устояла под натиском
фашистских разбойников, но уже с пер-
вых дней войны в тяжелых оборонитель-
ных боях наносила им большие потери,
хаких гитлеровцы ранее не знали,

3 июля 1941 года по радио раздался
10206 товарища Сталина, поставившего
четкую и ясную задачу перед советской
страной: напрячь все силы народа против
зероломного врага, отстоять свободу,
чвоть и независимость нашей родины,
BOOM средствами изматывать силы не-
уецких захватчиков на ‘фронте и в тылу,
подготовляя условилъдая наступления и
разгрома вторгнувшегося в нашу страну
фашистского зверя.

Тлавное Командование Красной Армии
применихо для этого тактику аптивной
обороны. Надо было заставить врага про-
UT как можно больше крови, оставить
побольше трупов своих солдат на каждом
километре захвачиваемой им террито-
рии. Стойкая, самоотверженная защита
тобого рубежа — таков был приказ бой-
цам Красной Армии и Военно-Морского
Флота. Переход в частые, изнурительные
мя врага, ‘стремительные контратаки
пребовался от каждого подразделения.

Во-вторых, в тактику активной оборо-
ны входила развернутая партизанская
борьба против фашистов. Современные
армии богато насыщены техникой, и
Пменно поэтому они так чувотвительны к
ударам с тыла, к взрывам и порче дорог,
К уничтожению связи и т. д.

В-третьих, тактика активной. обороны
требовала своевременного перебазирова-
вия из угрожаемых районов промышаен-
ности, сырьевых и продовольственных
еурсов, чтобы не оставлять противнику
ничего ценного, вынудить его привозить

все
ромные

и Германии за сотни километров все во-
оружение и снаряжение, тратить на под-
83 и время, и подвижные средотва, и
Здей,

Наконец, немалое значение, наряду 6
тигантоким разворотом всей оборонной
промышленности, имело создание нового
ужия, прежде всего для борьбы с тан-
Уи: штурмовая авиация, противотанко-
ия пушка,  противотанковое ружье,
зави с горючей жидкостью. Надо
бы1о обучить сотни тысяч бойцов овла-
Инию этими новыми видами оружия.

Таковы была тактика активной оборо-
iM, противопоставленная ‹ фашистской
тактике, такова была тактика народной
ЮЙны; противопоставленная тактике фа-
Шистской тотальной войны.

Красная Армия и Красный Флот, весь
‘оветонай народ приступили в выполне-
Hil указаний вождя.

Наши войска изматывали и обескров-
вади противника. Тысдчи немецких
инков и сотни тысяч фантистеких тру-
10в убстилали путь гитлеровской армии.
Вмих боях Красная Армия . овтадевала
Юзыми формами боя, училась воевать
\-современному, пополнялаесь людьми и
Тхникой, обогащазлаеь опытом. _,

Товарищ Сталин следил ^ за наступле-
Нивм того критического момента, когда
Зраг потеряет столько техники и людей,
Что ему можно будет нанести поражение.

Этот момент наступил под Москвой,
Ne двукратное наступление фашистов, в
оитябре и ноябре 1941 года, захлоону-
10% в крови немецких солдат, 6 декабря
10. приказу Главного Командования воис-
№ Западного фронта, в составе которых
были и части морской пехоты, перешли
В наступление. Следом за армиями наше-
№ Западного фронта начали успешное
наступление и армии других фронтов.

Московское сражение коренным обра-
и изменило общую обстановку. Оно 20-
чию показало всему миру, что мораль-
Ире состояние советской армии выше не-
УРЦной, ибо она защищает свою родину
  чужеземных захватчиков и ведет оте-
чественную, справедливую войну, тогда
tik гитдеровская армия ведет воину 387

пехами, заложив прочный фундамент для
победы над немецко-фашистекими  за-
хватчиками.

Зимняя кампания показала превосход-
ство правильной стратегии командования
Красной Армии над дефективной страте-
гией немцев, превосходство гибкой так-
тики наших  командиров-исполнителей
над шаблонной тактикой немцев. В ходе
войны Ёрасная Армия стала вполне кад-
ровой и современной армией, она обога-
тилась военным опытом, получила и ов-
ладела новейшей техникой, научилась
сражаться. по последнему слову военной
науки, разработанной великим полковод-
цем товарищем Сталиным: -

Победы, одержанные Красной Армией
зимой 1942—1943 г., привели Е HOBO-
му, решающему этапу отечественной
войны. Но это не означало; что дальней-
ший разгром гитлеровской Германии бу-
дет итти без трудностей. История войн не
знает такого случая, когда противник
добровольно прыгнул бы в пропасть, вы-
рытую для него победоносной армией.
Чтобы столкнуть противника в пропасть,
надо перебить ему спинной хребет.

Верховный Главнокомандующий приз-
вал Красную Армию не кичиться своими
успехами, & с новой силой настойчиво
изучать опыт войны, неуклонно совер-
шенствовать свое умение и мастерство.
Но для решения этой грандиозной зада-
чи уже недостаточно того, что десятки
дивизий овладели искусством Войны. За-
дача быша поставлена несравненно более
широкая. Решающий этап войны требо-
вал, чтобы вся армия и все ее воины на-
учились побеждать. Bee должны участво-
Rath в победе, которая подготовлена
всем советским народом, руководимым
нартией Ленина-—Сталина,—таков смысл
и содержание приказа товарища Сталина
от 1 мая 1943 года.

«Бойцы, требовал товарищ Сталин,—
должны научиться хорошо владеть своим
оружием, командиры должны стать ма-
стерами ведения боя. Но и этого мало. В
военном деле, а тем более в такой войне,
Kak современная война, нельзя стоять на

месте. Остановиться в военном деле-—зна-
чит отстать. А отсталых, како известно,
бьют. Поэтому главное сейчас состоит в
том, чтобы вся Красная Армия ‘изо дня в
день совершенотвовала свою боевую выуч-
ку, чтобы все командиры и бойцы Врасной
Армии изучали опыт войны, учились вое-
вать так, как этого чребует дело победы».

С такими задачами вступила Красная
Армия в новый этан отечественной вой-
НЫ.

В 1948 г. наступление немцев, возве-
‚щенное гитлеровскими заправилами еще
зимой, отвладывалось из месяца в месяц.
Разумеется, нё от хорошей жизни посту-
пало так гатлеровокое командование.

Немецкое наступление,  подготоваяв-
шееся месяцами, потерпело крушение в
первую же неделю. На фронте в 40-50
километров фашисты сосредоточили от-
ромное количество войск и боевой техни-
ua — 38 дивизий, из коих 17 танковых.
Мир не знал такой концентрации истре-.
бительной техники на столь узком участ-
ке фронта. Немцы рассчитывали, что
танковые кинжалы, во всяком елучае Ha
первое время, глубоко врежутся в тело
Красной Армии. Но враг уже не тот, что
был раньше, иной стала и Брасная Ap-
мия. Советовие воины, мужественно и
стойко выдержав удар колоссальной си-
лы, ликвидировали немецкое наступление
буквально в несколько дней и сами пе-
решли в наступление на врага.

0б’являя благодарность бойцале, коман-

дирам и политработникам за отличные
‘боевые действия, Верховный Главно-
командующий Маршал Советского Союза
оварищ Сталин писал в приказе от
24 июля 1948 года: и

«Проведенные бои по ликвилации не-
мецкого наступления показали высокую
боевую выучку наших войск, непревзой-
денные образцы упорства, стойкости и
геройства бойцов и командиров всех ро-
дов войск, в том числе артиллеристов A
минометчиков, танкистов и лётчиков.

_ Таким образом немецкий план летнего
наступления нужно считать полностью
провалившимея, é

Тех самым разоблачена легенда о том,
что немцы летом в наступлении всегда
одерживают успехи, & советские войска
вынуждены будто бы находиться в OT-
ступлении». ae

Hauaroe ag ie Орла и Белгорода
наступление Врасной Армии охватило
широкий фронт от Витебска до Таман-
ского полуострова. За время наступления.
Ёрасной Армии немцы отброшены на сот-
ни километров.

Красная Армия  взломала 0б0ро-
нительные рубежи, которые немцы
строили два года. Советские воины уни-
чтожили тот самый «Восточный вал», в
неприступность которого блудливый Геб-
бельс заставил верить самого плюгавого
фрица. Сбокрушены Орловский «илацларм,
Млус-фронт, Смоленская крепость, над ук-
ренлением которых фашисты работали не-
прёрывно два года. Советские части бы-
стро и умело форсировали Десну, за ко-

торой Гитлер думал отбидеться и при-
вести в порядок свои разбитые ДИВИЗИИ.

Умело осуществив взаимодействие, части
Красной Армии и Черноморский флот
очистили от гитлеровцев Таманский полу-
остров; тем самым ликвидирован плап-
дарм немцев на Вубани, обеспечивавший
им оборону Ерыма и возможность набту-
пательных действий в сторону Кавказа.
Немцы мечутся, не зная, откуда ждать
`нового удара. Фашисты вынуждены pac-
пылять свои резервы, Германское комая-
дование направляло резервы в Донбасе, a
в дороге их настигло известие о прорыве
под Конотопом. Фашисты спешили лох
Харьков, & Брасная Армия в это время
я на Смоленск. Немецкие дивизии,
  направлявшиеся под Полтаву, были раз-
: биты под Бахмачем. Фрицы, торопивлиие-
ся в Синельниково, нашли себе могилу
под Демидовым,

Советские войска овладели современ-
ными формами боя. Уже не отдельные ди-
визии, а вся армия, выполняя приказ
товарища Сталина от 1 мая 1943 года,
научилась воевать так, как этого требует
дело победы,

Красная Армия превратилась в грозу
для немецких захватчиков. Выросло ма-
стерство офицеров Красной Армии. В
книгу славы советского оружия виисаны
страницы, изучением которых будут Ba-
нималься целые поколения.

Co времени Сталинграда военное ис-
кусство Красной Армии обогатилось но-
выми блестящими достижениями: прорыв
немецко-фаптистокой обороны под Орлом,
харьковекое сражение, окружение и лик-
видация Таганротокой группировки нем-
Hes, форсирование Десны и Днепра —
каждая пз этих побед Красной Армии
войдет в сокровищницу советского воен-
ного искусотва, как пример широты за-
мысла руководителей и стойкого муже-
ства исполнителей.

Терои Великой отечественной войны
реализуют указания своего вождя, овла-
девая и совершенетвуя искусство ведения
войны. Вдохновленная великим  полко-
ведцем и своими огромными победами,
Прасная Армия идет впезед, на запах.
‘Песзедняя сводка Совинформбюро с00б-
щает об успешных боях Красной Армии в
центре город» Мелитополь, в 8—10 ки-
лометрах от города Запорожье, на пра-
вом берегу Днепра южнее Киева, нело-
средетвенно перед Гомелем,

Год тому назад Красная Армия вела,
суровые оборонительные бой против гит-
леровцев, бешено рвавшихея в Сталин-
град, на Кавказ, н& Черноморекое mobe-
режье. Фашистская влика еулила немцам
снорую победу. Какие глубокие перемены
произошли з& это время! «Будет и на на-
шей улице праздник», — писал товарищ
Сталин в приказе от 7 нолбря 1942 года,
Праздничный день наступил в том же

ноябре, когда началось отеломившее весь
мир наступление Красной Армии против
немецких захватчиков, ^ Весь ‘Этот rox
прошел под знаком побед советского ору-
жия. Под знаком великих военных побед
приходит наша страна ик 26-летию
Великой Октябрьской социалистической
революции. :

Краснознаменный

Летчик-щтурмовик
лейтенант А. Дмитриев, действуя в
группе, уничтожил три катера, два сто-

Балтийский флот.
гвардии младший

рожевых корабля, одну канонерскую
лодку и один транспорт противника. -
А. Дмитриев награжден орденом Крас-
ного Знамени. Фото В. Федотова,

cen

В НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ,

ПОЛОЖЕНИЕ 05 УЧЕБНОМ
ПРАКТИЧЕСКОМ ПЛАВАНИИ ЮНГОВ

Приказом Народного Комиссара Вовн-
но-Морского Флота адмирала Кузнецова
утверждено Положение об учебном прах-
тическом плавании юнгов на кораблях
Военно-Морского Флота. Положение пре-
дусматривает, что учебное практическое
плавание юнгов является продолжением
их теоретической подготовки. Основная
Цель — закрепление знаний, полученных
в школе, выработка практических навы-
ков по обслуживанию боевых средств и
техники корабля.

Основными формами занятий будут не-
сение юнгами службы на корабле в каче-
стве дублеров; личная работа у боевых и
технических средотв корабля; тренировка
в выполнении нормативов по специаль-
HOCTAM; проведение практических заня-
тий — артиллерийских стрельб, минных
постановок, подрывных работ, шлюпочных
учений ит. д. р

Особое внимание должно быть обраще-
но на привитие юнгам морских качеств. C
этой целью, вне зависимости от епе-
циальности, все юнги должны быть обуче-
ны гребле, хождению под парусами и уп-
равлению шлюлкой на веслах и под па-
русами ‘и плаванию. Большое ‘внимание

уделнется самостоятельной работе, основ-

ными формами которой будут выполнение
заданий руководителя (зарисовка, состав-
ление т изучение устройства корабля
ит д.).

Юнги должны быть обучены в первую
очередь тому, что необходимо тля боя,
что может способствовать выработке у
будущих снециалиотов высокой квалифи-
кации, умения самостоятельно применять
свои знания в боевой обстановке. При
  Этом особое внимание уделяется выработ-
хе инициативы, емелости и твердой воли
в любых, самых трудных, условиях бое-
вой обстановки.

Персональная ответственность. ва под-
TOTOBKY и воспитание юнгов во время
учебного практического плавания возто-
жена на командира корабля и командира
боевой Части, где юнги проходят практи-
ву. Предусмотрена также система оценки
знаний на экзаменах.

После окончания годичного учебного
практического плавания приказом коман-
дира соединения создаются экзаменаци-
онные комиссии, Юнги, уснешио  выдер-
жавшие испытания, назначаются штат-
ными специалистами или направляются в
школы в старшинские классы. Не сдавшие
экзаменов могут сдавать их вторично, но
не ранее, чем через шесть месяцев. В
случае, если юнги получат вторично не-
удовлетворительную оценку, они штатны-
ми слециалистами не назначаются, а про-
ходят дальнейшую службу строевыми.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
КОНФЕРЕНЦИИ

В соединении, где начальником. полит-
отдела капитан 2-го ранга Кабанов, боль-
шой популярностью среди коммуниетов
пользуются теоретические конференции
по вопросам Великой отечественной вой-
ВЫ,
На конференциях обсуждались следую-
щие доклады; «0 характере и 0собен-
ностях Великой отечественной  вой-
ны», «Источники силы и могущества Крас-
ной Армии», «Цели Великой отечествен-
ной войны», <Германокий разбойничий

империализм».

В парторганизации, тде ‘парторгом
т. Торопов, теоретическая  конферен-
ция прошаа особенно активно. hou-

мунисты Набалов и Булабвекий вы-
ступили с интересными и содержалельны-
ми хокладами о характере и особенностях
отечественной войны советекого народа
против немецко-фалтистских захватчиков,
В прениях содержательным было выступ-
ление коммуниста Егорова. Он выступил
на тему «Ленин о любви к родине».
Хорошо прошла конференция и в парт-
организации, где парторгом т. Богородиц-

it.
И Капитан Б; ДРИДЗЕ,
Действующий флот

ны

комсомольцы КУБАНИ
ВОССТАНАВЛИВАЮТ ЖЕЛЕЗНЫЕ

ДОРОГИ
КРАСНОДАР, 13 октября. (ТАСС).

Комсомольцы Кубани обязались к 25-ле-
тию ВЛКСМ восстановить разрушенный

Налеты нашей авиации на ‚нелезнодорожные УЗЛЫ
Дннанкой, Могилев, Орша, Городок и на аэродромы противника

В ночь на 13 октября наша авиация бомбардировала скопления немецких воин-
стих эшелонов на железнодорожных узлах Джанкой, Могилев, Орша, Городок
(севернее Витебска). Прямыми попаданиями бомб взорвано несколько железно-
‘дорожных составов. В результате бомбардировки возникло много пожаров, горели”
платформы и вагоны с техникой и военным имуществом противника; а также -
циотерны с горючим. Пожары сопровождались сильными взрывами, Bae

В ту же ночь наша авиация наносила удары по аэродромам противника, Раз-
рывы бомб наблюдались в местах стоянки немецких самолетов. Азродромы про-_
тивника были обстреляны пулеметно:пушечным огнем. .

Два наших, самолета не вернулись на свои базы, г *

Hosa, погибшего в бою.

; Номандир-воспитатель

До выхода катеров в боевую операцию
осталось минут тридцать. Офинеры и
краснофлотцы собрались на пирсах у

своих катеров. В ночной тишине разме-  .

ренно звучал голос парторга, читавшего
письмо, адресованное родителям мотори-
ста’ Афанасьева. E

— Знайте, что ваш сын смело и до-
стойно борется с кровавыми врагами на-
шей родины, с фашистами, Вы можете
гордиться вашим сыном.

Письмо было написано старикам Афа-
насьевым от имени всего личного состава
отряда торпедных катеров, которым
командует капитан-лейтенант Ущев. Под

Сталинградом отец и мать Афанасьева по-  .

пали в подлые немецкие руки и пережили
все ужасы каторги. Старуху контузило во
время бомбёжки. Младшего брата мотори-
ста Афанасьева немцы зверски убили во
дворе дома. ;

— А за ваши страдания, — читал пар-
торг, — за безвременную гибель вашего
вына, замученного гитлеровскими извер-

в:

нейший и придирчивый разбор её проведе-
ния. Отмечается любая неточность, неис
правность, промах.
В одном из походов, уже после выпол=-
нения боевого задания, соскочил штур-.
трое на одном катере; и последний на вре-
мя потерял боевое управление. Поврежде-.
ние быстро было исправлено, и катер бла-
гополучно пришёл в базу. Но виновник.
этого случая кандидат в члены ВЁП(б)
старшина 2-й статьи Немиров, вероятно,
никогда He забудет, как на специально.
созванном партактиве товарищи разбира-
ли и критиковали его действия в том
походе.
Когда на, катерах молодых командиров-
ROMMYHUCTOB лейтенанта Бушуева и.
младшего лейтенанта Лесникова случи-
лись аварии, капитан-лейтенант Ущев по-
ставил вопрос о них на бюро. На. заседа-
был приглашён Герой Советского
Союза капитан 3-го ранга Осипов. С его’
участием были тщательно разобраны при-
чины аварий. Они имели место в тёмную

тами, мы клянёмея беспощадно отометить.   ночь, воледетвие малой опытности моло-

С волнением
письмо. Трудная операция, предпринятая
в эту ночь, быль выполнена самоотвер-
женно.

Около 40 боевых операций провели
офицеры и краснофлотцы отряда Ущева
в текущем году. Многие операции прошли
под ожесточённым обстрелом, но боевые
задания неизменно выполнялись © успе-
хом.

Смелость, боевой опыт, умело расечи-
танная тактика и страстная воля в побе-
де — в этом залог успеха всех операций
ущевекого отряда. Боевой офицер-коман-
дир и настойчивый политический руково-
хитель-—00& качества неразрывно совме-
щает в себе капитан-лейтенант Vues.

Однажды перед выходом в боевую опе-
рацию было зачитано письмо, полученное
из госпиталя of старшего моториста
Анвудовича, раненного в голову, когда он
самоотверженно тушил пожар на катере.
Тут же друзья краснофлотцы написали
ему ответное письмо, в котором обещали
изо всех сил громить немпев на море. Это
письмо прозвучало на пирсе как боевая
ЕЛЯТВА, i

Часто перед боевым походом ведутся
“беседы с отдельными группами — с боц-
манами, радистами, мотористами. Основ-
нов содержание таких бесед: пракличе-
ские выводы из опыта прошлых операций.
Капитан-лейтенант Ущев поручил опыт-
ным боцманам Кольцову, Степанову, Ко-
нонову, Немирову систематически де-
длиться опытом с молодыми боцманами, У
каждого из старых боцманов есть ученик,
успешно усваивающий сложную и ответет-
венную специальность,

Тов, Ущев сделал достоянием всех боц-
манов опыт боцмана Кольцова, который
проявил должную бдительность при налё-
те восьми вражеских самолётов на кате-
ра, умело вёл огонь, вбил воздушных хиш-
ников с курса атаки и заставил их отвер-
нуть. Благодаря хорошо налаженной ра-
боте по передаче опыта ученики боцманов
отлично выполняют свои обязанности в
море. Молодой боцман Наутов, например,
сумел заменить опытного боцмана Коно-

Парторг отряда Степанов перех выхо-
дом отряда в операцию распределяет под
руководством Ущева заданлл между пом-
мунистами. Особенно заботится командир
отряда, чтобы во время боевой операции
держать в курсе нижнюю команду,
изолированную в моторном отсеке. После
окончания операции начинается °подроб-

слушали краснофлотцы

тиве, например,

дых командиров. Партийное бюро огра-
ничилось сравнительно мягким решением,
считая, что в данном случае нужны вос-
питалельные меры наряду с систематиче-
еким обучением молодых командиров. под.
руководством старших офицеров. Товари-.
щеское партийное обсуждение возымело
евое влияние — оба молодых командира:
отлично действовали в дальнейших опе-
рациях. За боевые успехи младший лей-
тенант Лесников награжден орденом Kpac-
ной Звезды, а лейтенант Бушуев = орде
ном Отечественной войны 1-й степени,

Много внимания уделяет капитан-лей-
тенант Ущев распространению и усвов-
нию положительного олыта. На партак-
р, обсуждались действия.
главетаршины  мотористов коммуниста
Васильева, который быстро заделал на
ходу пробоины в катере, полученные во
время боевой операции. Стенная газета
и «Боевой листок» заботливо освещают.
вее достижения краснофлотцев, старшия
и офицеров. Передовые для стенной газе-
ты часто пишет сам т. Ущев. Он и парторг
Стеланов систематически помогают 26-
дактору стенгазеты Попкову, i

Капитан-лейтенант Ущев — смелый и
волевой офицер. Он пользуется огромной
любовью воего личного состава отряда.
Краснофлотцы готовы WITH за своим
командиром, трижды награждённых орде-
нами, в огонь ив воду. Они верят в его
мастерство, учатся у него боввой настой-
чивости и отваге. Катера отряда капитан-
лейтенанта Ущева прошли в боевых по-
ходах десятки тысяч миль, И воегда лю-
ди работали с огромным напряжением и.
воодушевлением.

Несмотря на напряжение, с которым
проходили операции нынешнего года, по-
литработа в отряде капитан-лейтенанта
Ущева не ослабевала. Офицеры и врасно-
флотцы отряда встречались с прославлен-
ными людьми Героями Советского Союза
капитаном 3-го ранга С. Осиповым, капи-
тан-лейтенантом В. Гуманенко, старшим
лейтенантом А. Афанасъевым, © защитни-
ками Севастополя и Одессы контр-адми»
ралом Жуковым, полковником Вершини-
ным. В этих встречах и беседах силета»
лись славные боевые традиции Балтики и
Черноморья.

Бобвое товарищество и; строгая военно-
морская дисциплина царят в отряде ка-
питан-лейтенанта Ущева. fe

Ranutan 2-ro panra.
И. ЗУБЕНКО. `

.  иолорчена протенциозными

немецкими оккупантами участок железной
дороги Крымская’ — Новороссийск.

Действующий флот.

`ОБЗОР ПЕЧАТИ

_В разладе с грамотностью

’Даже самые незначительные стилиети-
ческие погрешности на страницах газеты
портят впечатление, наводят на мысль 0
‚низком уровне редакционной культуры.
Читатель пожмет плечами и нелестно по-
думает о грамотности людей, которым до-
верено печатное слово.

С этой точки зрения работники редак-
ции краснофлотокой газеты «На страже»
рекомендуют себя из рук вон плохо. Они
с удивительной беспечностью игнорируют
эдементарнейшие требования газетной
культуры.

Достаточно беглого просмотра любой
заметки, чтобы убедиться прежде всего в
легкомысленном обращении со знаками
препинания. Запятые бесцеремонно отде-
ляют подлежалщее от сказуемого, предлог
от слова, к которому он относится, союз
OT соединяемых слов.

Но, пожалуй, самое печальное — сти-
листическая беспомощность, неумение
грамотно выражать мысли, вопиющая не-
ряшаивость. Вот как, например, выглядит

буй, чтобы Bee пуговицы были чисты». И
дальше: «Доходи до мелочей, дохохи до
невидного, и тогда все заметное: будет еще
лучше исполняться». Таких невразуми-
тельных оборотов речи,  затемняющих.
смысл, много. Они говорят о неуважении
в читателю, о пренебрежении элементар-
ной редакционной обязанностью — пи-
вать грамотно, писать так, чтобы было
ПОНЯТНО.

Иногда редакция приводит своего чи-
тателя в полное недоумение. В информа-
ционной заметке «Подводное буксируе-
мое грузовое судно» (№ 45) сообщается
0б изобретателе, который  «еконотруиро-
вал экспериментальную медаль подводно-
го грузового судна». Речь идет, конечно,
о модели» нео медали, но в редакции
газеты «На страже» не придают значения
опечаткам. И поэтому встречаешь такие
«перлы»: «беруться», = <сверхплан»
(дважды в одной заметке, что исключает
случайность), «за осенью не замедлить

р A : 5 _  придти зима», «в расилох», «MosKos-
м a м anti нм ский», «ряд рабочих относятся в своих
ЗИ ee ТОО А т обязанностям»,  «емелчаков», <пакажи

бодное от занятий время Хавский ходил
по деревням, лез с проводами на’ стол-
бы...>», «Враг вотулил на родную ря-
занскую землю Хавокого...», «Он может
работать на многих номерах боевого рас-
чета», «Да ведь это значит делать щель
врагу...» Неплохая в общем заметка 0
старшем краснофлотце Хавеком изрядно
попьткалми
стилизовать ев под очерк, ‘ é

В этом же номере газеты —. в заметке
«Документ, зовущий к мести» — имеется
такая загадочная фраза: «Гриша, ты слу-
жишь во флоте, но сейчас безразлично
где». Такие же загадки преподносятея чи-
тателю и в статье «Начальник и ПОДЧИ-
ненные» (47): <Требуешь ты, чтобы
все пуговицы были вычищены, так тре-

людям», «приучи подчиненных делать это
самих», «куда доходить слово», «часто
приходиться уходить...»

Безграмотность назойливо’ преследует.
читателя из номера в номер. Несомненно,
имеешь дело не со случайными явленил-
ми, не просто с описками и техническим
недосмотром, а с укоренившимся стилем
безответетвенной неряшливости, пуслив-
щим основательные корни.

Подписывает газету «На страже» и,
следовательно, отвечает за ее качество
редактор И. Толстой. Знает. ли он, что
газетные полосы, подписываемые им в
печать, безграмотны? И видит ли полит-
отдел, какую газету вылубкает редакция
«На страже»? 7