5-25,

>

м

Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.)

ты

Орган Центрального Номитета и МН BHM(6).

Me 3 (6249)

ПАРИЦЫНСКАЯ ЭПОПЕЯ.

Пятнадцать лет тому назад—3 ян-
варя 1920 года красные войска с
боем заняли Царицын. Над Волгой за-
кончилась одна из героических глав
гражданской войны.

Волга вплетена замечательными узо-
рама в историю революции. Веками
там стоял стон русского народа. Н®-.
красов назвал Волгу «рекой рабства
и тоски!» Произвол и’ угнетение ца-
рей, помещиков, купцов, заводчиков
породили известную песню бурлаков,
песню о великих страданиях и печали
обездоленных трудовых масс. Но там
же, на берегах Волги, горе народа фор-
мировало сознание Чернышевского,
идеолога неудавшейся крестьянской
революции 60-х годов прошлого сто-
летия, и сознание великого вождя ОЖ-
тябрьской социалистической ‘револю-
ции— Ленина.

После Октября ‘Волга стала ареной
жестокой борьбы с ‘контрреволюцией.
Капиталисты и дворяне цеплялись за
свое богатство, за свое право экспло-
атации. Они собрали все враждебные
революции силы, все отребье царской
империи и пробивали себе дорогу к
Волге. Через ворота Царицына бело-
гвардейцы рвались на Москву. Тогда,
в 1918 году, над Волгой появился Ста-
лин. По поручению Ленина, он пре-
вратил Царицын в красный Верден, о
который разбивались набежавшие с
Дона контрреволюционные армии ка-
зачества. Исторические документы,
публикуемые: сегодня в «Правде», еще
раз воскрешают_ пламенное дыхание
этих грозных и великих дней. Сталин,
начавший на `Царицынском фронте
свою военную работу, вместе с Воро-
шиловым и славными горняками вбил
железный клин между донской контр-
революцией и астрахано-урало-чехо-
словацкими бандами, между  Деники-
ным и Колчаком. Под красным Цари-
цыном создавались железные полки
революции, отстливавшие. ‹ независи-
мость страны.

Империалисты организовали кресто-
вый поход против нащей родины. Они
прислали белогвардейцам огромные за-
пасы снаряжения, оставшегося после
окончания мировой войны. С утроен-
ными силами белогвардейцы и интер-
венты бросились на Царицын; Насколь-
ко большое ‘значение империалисты
придавали этому фронту, видно из то-
го, что после падения Царицына, в се-
редине 1919 года, английская буржуа-
зия, возглавлявшая интервенцию, пре-
поднесла генералу Врангелю ордена за
этот волжский город. В Царицыне Де-
никин тогда издал свой знаменитый
приказ—на Москву! Этот приказ был

3 января 1935 г., четверг. ЦЕНА 10

\

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
A

Пятнадй Yo Aem Hasad—3 aneapa 1920 zoda—Kpacnan Apmua 3anaaa La-
рицын (Сталинград).

Под руководством ленинской партии, ‘под руководством т.т. Сталина

и Ворошилова героическая борьба рабочих и крестьян за красный Царицын в 1918 г.

и в первой половине 1919 г. вдребезги разбила планы белогвардейцев и интер-
силы южной (красново-деникинской) и восточной (колчаковской)

вентов соединить
контрреволюции.

КОП,

ниться с армиями Колчака. Это реши-
ло судьбу контрреволюции! ;
Деникин, оторванный от’ армий Кол-
чака, двигал‘ войска южной контрре-
волюции на Москву. Ленин опять ‘бро-
сил Сталина на решающий фронт. Ле-
нин утвердил‘ стратегический план
Сталина. И под Орлом, под Касторной
пролетарская революция расправилась
с белогвардейцами и их империалисти-
ческими хозяевами. Москва была спа-
сена от нашествия белогвардейских и
иностранных варваров и людоедов!

Деникин, империалисты были раз-
громлены. `Наемники лавиной ‘откати-
лись назад. Был взят Харьков. Кизв,
Донбасс. Украина была освобождена.
В ночь на ‘3-е января 1920 года при-
ступом был отвоеван Царицын.

Царицынская эпопея не кончилась в
1920 году. На новом этапе революции
история второй раз подняла: этот :го-
род на щит. В годы Гражданской вой:
ны на подступах к красному Царицы-
ну революция ‘училась побеждать.
В годы борьбы за индустриализацию
революция училась в Царицьче, пере-
именованном-в Сталинград, овладевать
техникой.

Это была великая битва с отста-
лостью, за высокую культуру социа-
лизма. Сталин не’ только стоял на
подступах под Царицыном. Он также
стоял над конвейером Сталинградеко-
го тракторного завода и поднял стра-
ну на борьбу за овладение техникой.
Если бы страна не индустриализирова-
лась, не научилась производить трак-
торы, она не могла бы использовать
плоды царицынских побед, она не мог-
ла бы коллективизировать сельское
хозяйство и сохранить свою независи-
мость. Бои в Царицыне перекликают-
ся с боями в Сталинграде. И тогда и
теперь социапизм победил. Мечта Ле-
нина о советских тракторах впервые
осуществилась на Волге.

Волга стала великой трассой инду-
стриализации. В ее водах отражаются
автомобильные,  азиациюнные, Tpak-
торный и другие заводы, созданные
революцией. Стон при капитализме
сменился при социализме шумом са-
молетов, автомобилей, тракторов, ком-
байнов, шумом новых урожаев на сов-
хозных и колхозных полях. И Ста-
линград стал крупным промышленным
центром страны. Там не только де-
лают тракторы, но также варят луч-
ше, чем где-либо, качественную сталь.

И теперь царицынская эпопея еще
не закончена. Пролетарская резолю-
ция ‘зазоевывает нозые позицим куль-
турной и зажиточной жизем. Над Вол-
гой, над Сталинградом, над всеми про-

СТАЛИН

SR ew

«Правда», 30`октября 1918 года.

Прнехавший недавно из Кома

ндировки Народный Комиссар. Ста-

линподелился с нашим корреспондентом своими впечатлениями о со-

стоянии Южного фронта.

ВАЖНОСТЬ ЮЖНОГО ФРОНТА.

‚ Уже одно ‘стратегическое положе-
ние между донской контр-револю-
цией и ’Астраханско-Уральско-Че-
хо-словацкими бандами говорит. о
важности Южного фронта. Bax-
зость английской сферы. влияния
(Энзели, Красноводск).лишь усугу-
бляет эту важность. Богатства юга
России (хлеб, нефть, уголь; скот,
рыба) сами по себе расналяют алч-
ные аппетиты ‘хищников империа-
лизма, старающихся оторвать от
России этот важный уголок. Кроме
того, несомненно, что с наступле-

нием осени и ликвидацией Самар-
ской авантюры центр военных дей-
ствий переместится на юг.
собственно и об’ясняется та «лихо-
радочная» работа, которую разви-
вают. ныне контр-революционеры
юга, наскоро сколачивая новое (со-
всем новое!) «Всероссийское Пра-
вительство» в составе царских хо-
лопов:;: Шипова, Сазонова, Луком-
ского, об’единяя банды Краснова,
Деникина и Скоропадского в одну
армию, взывая к помощи Англии
и пр. я

ЦАРИЦЫН, КАК ЦЕНТР УДАРА.

Пунктом наибольшего обстрела
со стороны противника является
Царицын. Оно и понятно, ибо взя-
тие Царицына и перерыв сообще-
ния с югом обеспечило бы дости-
жение всех задач противников: оно
соединило бы ‘донских контр-рево-
люционеров с казацкими верхами
Астраханского войска и Уральско-
го, создав единый фронт контр-ре-
волюцин от Дона до чехо-еловаков,
оно закрепило бы за контр-револю-
ционерами, внутренними и внешни-
ми, юг и Каспий, оно оставило бы
в беспомощном состоянии совет-
ские войска Северного Кавказа...
Этим главным образом и об’ясняёт-
ся то упорство, с каким. тщетно
стараются .белогвардейцы юга взять
Царицын. Еще в аврусте. месяце
Краснов издал приказ: «Взять Ца-
рицын». Банды Краснова в бешен-
стве кидались на наш фронт и ста-

рались его сломить, но нашей Крас-

ной Армией были сбиты и отброше-
ны за Дон. В начале октября: был
издан новый приказ о взятии Ца-
рицына, на этот раз уже контр-ре-
волюционным казачьим кругом в
Ростове. Было стянуто противни-
ком не менее сорока полков, на-
бранных на Дону; в Киеве (офицер-
ские полки Скоропадского!),. на
Кубани («добровольцы» Алексее-
ва!). Но стальной рукой нашей
Красной Армии красновские банды
и на этот раз были отброшены
прочь, при чем целый ряд полков
противника был окружен нашими
войсками и перебит, оставив. в на-
ших руках орудия, пулеметы, вин-
товки. Генералы Мамонтов, Анто-
нов, Попов, Толкушкин и целая
свора полковников принуждены
были спасаться бегством.

В ЧЕМ СИЛА НАШЕЙ АРМИИ?

Успехи нашей армии об’ясняются
прежде всего ее сознательностью и
дисциплиной. Солдаты Краснова
отличаются поразительной тупо-
стью и невежеством, полной отор-
ванностью от внешнего мира; они не
знают, з& что воюют; «нам прика-
зали, и мы вынуждены драться», —
говорят они ‘на ‘допросах, попадая
в плен. Не то наш красноармеец.
Он гордо называет себя солдатом
революции, он знает, что воюет не
за барыши капиталистов, а’ за ос-
вобождение России, он знает это и
смело идет в бой с открытыми гла-

зами. Жажда порядка и дисципли-
‚ны среди красноармейцев доходит
до того, что нередко они сами на-
 казывают своих. «непослушных» и
малодисциплинированных TOBapH-
щей.

Не менее важное значение. имеет
появление целого кадра красных
офицеров из бывших солдат, полу-
чивших боевое крещение в ряде
сражений. Эти красные офицеры
составляют основной цемент нашей
армии, скрепляющий ее в единый
дисциплинированный’” организм,

Но сила армии не исчерпывается

© ЮГЕ

Этим.

SS МЕ ВЧ

а

fa А п Е oO

ее собственными качествами. Армия
не может долго существовать без
крепкого. тыла. Для прочного фрон-
та необходимо, чтобы армия регу-
лярно получала с тыла пополнение,
боевые припасы, продовольствие. В
этом отношении крупную роль’ сы-
грало появление в тылу знающих
и умелых администраторов, глав-
ным образом, из передовых рабо-
чих, добросовестно и неустанно ра-
ботающих по мобилизации и снаб-
жению. Можно с уверенностью ска-
зать, что Царицын не был бы спа-
сен без таких администраторов.
Все это превращает нашу армию
в грозную силу, могущую сломить
любое сопротивление противника.
Все идет к тому, что на юге за-
ввязывается новый международный
узел. Появление «нового» «Всерос-
сийского Правительства» в Екате-
ринодаре из ставленников Англии,
об‘единение ‘трех  контр-революци-
онных армий (Алексеева, Скоропад-
ского, Краснова), раз уже побитых

oO O O С Е

нашими войсками под Царицыном,
слухи о предполагаемом вмеша-
тельстве Англии, снабжение Англи-
ей терских контр-революционеров
из Энзели и Красноводска, — все
это не случайности. Авантюру, про-
валившуюся в Самаре, стараются
возобновить теперь на юге. Но у
них не будет — безусловно не бу-
дет — того, без чего немыслима по-
беда, т. е. не будет армии, верящей
в черное дело контр-революции и
способной ‘драться до конца. До-
статочно будет одного. ‘мощного
натиска, — и’ карточный домик
контр - революционных ‘авантюри-
стов разлетится  впрах. Порукой в
этом ‘служит героизм нашей армин,
разложение в рядах Красновско-
Алексеевских «войск», усиливаю-
щееся брожение на Украине, расту-
щая мощь Советской России и, на-
конец, все усиливающееся револю-
ционное. движение на Западе. Аван-
тюра на юге кончится тем же, чем
кончилась авантюра в Самаре.

’

Sh hehe

ae

a@aeae

a че

\ ee

>

отменен революцией. Белогвардейские
армии опоздали с занятием Царицына,
героически защищавшегося весь 1918
год’ и первую половину 1919 года,
несмотря на то, что Троцкий своими
безответственными ‘ приказами всяче-
ски мешал укреплению Южного фрон-
та: «Опоздать— значит проиграть»,—гово-
рил тогда товарищ Сталин. Войскам
генерала Деникина не удалось, соеди-

сторами нашей родины разгораются
новые опни. Поднимаются все новые и
новые пласты народа. Люди растут и
развиваются. Мы идем ‘вперед, чтобы
утвердить счастье человека на земле.
И во главе родной страны и великого
народа шагает овеянный пороховым
дымом гражданской войны соратник и
ученик Ленина, гениальный вождь пар-
тии, организатор победы — Сталин;

=

ПРЕДЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ ЦК ПАРТИИ КОММУНИСТОВ
ЛЕПИНУ.

Из Царицына в 18 час. 30 мии. от З/Х 1918 г.
ТЕЛЕГРАММА.

Мы получили телеграфный приказ Троцкого, копию которого
и ответ на который вы, должно быть, уже получили. Мы считаем, что
приказ этот, писанный человеком, не имеющим никакого представле-
ния о Южном фронте, грозит отдать все дела фронта и революции
на Юге в руки генерала Сытина, человека не только не нужного на
фронте, но п не заслуживающего доверия и потому вредного. Губить
фронт ради одного ненадежного генерала мы, конечно; не согласны.
Троцкий может прикрываться фразой о дисциплине, но всякий пой-
мет, что Троцкий не Военный Революционкый Совет Республики,
а приказ Троцкого не приказ Реввоенсовета Республики.

Приказы только в том случае имеют какой-нибудь смысл, если
они опираются на учет сил и знакомство с делом. Отдать фронт в ру-
ки не заслуживающего доверия человека, как это делает Троцкий,
значит попрать элементарное представление о пролетарской дисци-
плине и интересах революции, фронта. Ввиду этого мы, как члены
партии, заявляем категорически. что выполнение. приказов Троцкого
считаем преступным, а угрозы Троикого недостойными.

Необходимо обсудить в ЦК партии вопрос о, поведении Троц-
кого, третирующего виднейших членов партии в угоду предателям
из военных специалистов и`в ущерб интересам фронта и революции.
Поставить вопрос о недопустимости издания Троцким. единоличных.
приказов, совершенно не считающихся с условиями места и времени
и грозящих фронту развалом. Пересмотреть вопрос о военных спе-
циалистах из лагеря беспартийных контр-революцибнеров.

Все эти вопросы мы предлагаем ЦК партии, обсудить на перво-
очередном заседании, на которое в случае особенной надобности мы
вышлем своего представителя. crus у

м У Член ЦК партии СТАЛИН.

`` Цлены партии`МИНИН, ВОРОШИЛОВ.

ЕН

_ Положение на, Юге несиз легких. Военсовет получил совершенно расстроенное
наследство, расстроенное. отчасти инертностью бывшего Военрука,’ отчасти заговором
привлеченных Военруком лиц в’ разные отделы Военного Округа. Пришлось начинать
вее сызнова, наладили дело снабжения, поставили Оперативный Отдел, связались со
всеми участками фронта, отменили старые, я бы сказал, преступные приказы, и
только ‘после этого повели настунление на Калач и на Юг вост. сторону (Тихорецкая).
Наступление повели в надежде, что северные участки Миронова—Киквидзе, Новорин-
ский участок— обеспечены от разгрома. Между тем оказалось, что эти участки нач-
более слабы и необеспечены. Вам известно отступление Миронова: и. других. на. Северо-
Восток. захват казаками всей железно-дорожной линии от Липок до Алексиково, нере-.
броска отдельных партизанских казачьих групи в- сторону Волги, попытки последних
прервать сообщение по Волге‘ между Камытином и Царицыном.

С другой” стороны, Ростовский фронт и вообще группы Калнина в виду отсут-
ствия снарядов и патронов потеряли свою стойкость, сдали Тихорецкую, Торговую
и, видимо, переживают процесс окончательного распата (говорю «видимо» потому, что
точных сведений о группе Калнина до сих пор не можем получить). Я уже не говорю
0 том критическом положении, в ‘которое попали Кизляр, Брянская, Баку. Англофиль-
«кая орлентадия окончательно превалена, HO a фронте там” дела обстоят более “чем
не благополучно. Кизляр, Нрохладная, Ново-Георпиевск, Отаврепель в руках восстжв-
ших казаков. Только Брянская, Петровск, Минеральные воды, Владикавказ, Нятигорек
и, кажется, Екатеринодар пока еще держатся. ` р os

Создалось таким образом положение, при котором связи с Югом, с его продо-
вольственными районами прерваны. а сам Царицынекий район, связывающий Центр
с Северным Кавказом, оторван в свою очерель-или. почти оторван от Центра.

В вилу атого и решили мы приостановить наступательные лействия в сторову
Тихорецкой, приняв оборонительное положение и сняв боевые части 6 участков. Ца-
рицынекого фронта, составить из них северный ударный кулак в тысяч шесть солдат
и направить ео по левому берегу Дога вилоть до реки Хопер. Цель этого предприя-
лия — очистить линию Царицын-—Иоворино и, выйдя в тыл врагу, дезорганизовать его
и отброенть назал. “Мы имеел все’основания рассчитывать на осуществаение этого
плана ‘в самое ближайшее время. }

Обрисованную выше неблагоприятную обстановку следует об’‘яснить:

1) Поворотом. фронтовика, «справного мужика», в октябре боровшегоея за Co-
ветскую Власть,— против Советской Власти (он нелавилит всей душой хлебную монэ-
полию, твердые цены, реквизиции, борьбу е менючничествох).

4 2) Казачьим составом войск Миронова. Казачьи части, енменующие, себя совет-
скими, не могут, не хотят вести решительную борьбу с казачьей. вонтр-революцией,
целыми полками переходили на сторону. Миронова.

Казаки пришли к Мирановусдлля того, чтобы, получив оружие, на месте же
познакомиться с рабположениех ‘наших частей и потом увести за собой в сторону
Краснова целые полки. Миронов трижлы был окружен казаками. ибо они’знали всю
подноготную Мироновекого’ участка” и, ‘естественно, разбили его на голову.

3) Отрядным строительством частей Киквидзе, исключающим возможность связи
и координации. действий,

4) Изолированностью в виду всего этого частей Сиверса, потерявших опору на
левом фланге.

Положительной ‚стороной Царицынско-Гашунского фронта надо признать полную
ликвидацию отрялной Веразберихи й своевременное улаление так называемых специа-
листов (больших сторонников отчасти’ казаков, отчасти англо-французов), лавшее воз-
можность расположить к себе воинекие части и установить в них железную дие-
циплину.

Положение с продовольствием после’ перерыва связей с Северным Кавказом
стало безнадежно. Свыше семисот вагонов стоит на Северном Кавказе на колесах,

ey.

Нашими доблестными войсками
нанесен противнику решительный
‘удар. Стремительно наступая на
правом берегу Дона на линию До-
нецкой железной дороги, мы ко-
ротким ударом овладели 2 января
‘ст. Котлубань и хуторами Bopo-.
дин,
Грачи и Безродинский. Противник,
отойдя ‘к укрепленной позиции,
взорзал с. наступлением темноты
пушечный завод и другие соору-

©

свыше полутор» миллиона нудов заготовлено, а вывезти весь этот ‘груз не пред:
ставляется никакой возможности в виду нерерыва, сношений, как железной дорогой,
так и морем (Кизляр, Брянская не в наших руках). В Царицынском, Котельниковеком,
Гашунскох районах хлеба не мало, но его надо убрать, между тем, как Чокирох не
приспособлен и до сих пор не ‚может: приспособиться к. этой заготовке. Необходимо
убрать урожай, спрессовать и свести.к одному месту сено, ‘но прессов у Чекпрода’ не
оказалось. Необходимо организовать в большом масштабе уборку хлеба; но’ органи-
заторы Чокпрода оказались никудышными. В’ результате” дело заготовки хромает на
00е ноги. т : Pic’ ARO ig а

Взятие Калача дало нам несколько десятков тысяч ‘пудов хлеба. Я отправил в
Калач 12 грузовиков, и ‘как только: удастея свезти ‘к железнодорожной линии, на-
праваю в Москву. Уборка хл6ба, плохо! ли хорошо. ли, все же идет... Надеюсь в ближай-
шие дни добыть несколько десятков тысяч и также отправить Вам. Скота здесь больше
чем нужно, но-сена крайне мало,‘ и тай как. без сена нельзя етправаять, то отправка
в большом, мзештабе становится невозможной. Было бы” хорошю организовать ‘па ‘край-
‚ней мере одну, консервнузю: фабрику, поставить. бойню и лроч.- Но, к сожалению, знаю-
щих, инициативных людей пока не могу найти. Я предтисал Котельниковскому Упол-
номоченному оргавизовать соление мяса в ‘больших’ размерах, ‘дело’ уже начато, ре-
зультаты. веть, и если дело разрастетея, то на зиму мяса  будет достаточно (в отиом
Котельниковском районе скопилось 49.000 голов’ крупного скота). В Астрахани скоза
не меньше, ‘чем -в. Котельниково, но’ местный продкомиссариат ничего’ не делает.
Представители Заготоееля ‘спят непробудным” сном,’ и можно ‘с уверенностью сказать,
что мяса они не заготовят. Я послал туда `Уполномоченного Залмаева для заготовки
мяса и рыбы, нб сведений от него пока не получил.

Гораздо больше надежды в смысле продовольствия на Саратовскую и Самарскую
губернии, где хлеба много и.откуда экепелиция Якубова, я полагаю, сумеет выкачать
полмиллиона или даже больше; пулов хлеба.

В общем нужно сказать, что до восстановления связи с Северным Кавказом
‚рассчитывать (особенно) на Царицынский участок (в продовольственном отношении)
не приходится.

Царицын н-В. Uf Ваш И. СТАЛИН.

Августа 4-го 1918 года. phe yo
  — эк.

КРАСНЫЕ ВОИСКА ОСВОБОДИЛИ ЦАРИЦЫН ОТ БЕЛЫХ.

‘Оперативная сводка к. 14 часам 3 января 1920. года.
укрепленную позицию противника,
и после полуночи на 3 января пе-
редовые части нашей армии всту-
пили’ в  красный Царицын.

Развивая успех, мы тесним бегу-
щего в панике противника по все-
 му. фронту и подходим к ст. Мари-
новка, Карповка и Басаргино.

Царицынский район прочно за-
нят нашими частями, захвативши-
ми уже ‘Верхнюю Ельшанку и
Н.-Никольское.

Котлубанский, Грачевский,

жения, зажег город и стал выво-
дить свои части из Царицына к Са-
репте.

Около полуночи наши части, на-
правленные к Царицыну, прошли

Геройские войска нашей армии
вновь вернули красный Царицын

‘советской республике.

(«Солдат революции» № 409,
4 января 1920 года).