я
Wi

ay
a
Om
т и

Ma
sae

KO
leu

ey
th
td
XC

ma
nO}
о

‚

A
ОН
а

№

aoe
=
2 =

АВЕ

atc

7 ЯНЗАРЯ. 1935 Г.. 77. (#253).

Остров
отдыха.

Каждый день. ровно в 4 часа, из
заводских ворат выезжает ‘автобус. Оч
полон рабочими. Они чисто. а некото-
рые даже нарядно ‚одеты.

Машина мчится мимо затихших
торговых рядов, молчаливых памятни-
ков, дворцов и университетов: шумных
вокзалов и ярко освещенных театров.
С Кировского проспекта автобус по-
ворачивает налево, через мост и спус-
кается в долину.

Здесь — густая тишива. : Узенькие
улички, аллеи, лес и снег. Далеко друг
от друга стоят стильные особняки и
невысокие, красивые дома. Нет трам-
ваев, не видно автомобилей. Изрелка
глухими волнами доносится гул города.

Это — остров Трудящихся. Голубой
автобус с Кировского завола привез
сюда отдыхать лучших ударников пер-
вой смены.

На острове Трудящихся — бывшем
Каменном — расположен крупнейший
комбинат отдыха ленинградских про-
фессиональных союзов. Стационарные
дома отдыха, дома для беременных
женщин, для матери и ребенка, до-
школьников, базы выходного дня. спе-

циальные ночные дома отдыха— всего

23 учреждения этого типа — располо-
жены на острове. 40.000 трудящихся
Ленинграда здесь ежегодно отдыхают.
Работу местных домов отдыха луч-
ше всего характеризуют отзывы 5а-
мих отдыхающих. Г
«Хорошее обслуживанае и питание;
организованный культурный отдых

‚позволили мне весело и живо провести

свой отпуск», — пишет работница’ заво-
да имени Стайбина тов. Завьялова.
Кустовский. рабочий‘ Кировского за-
вода, положительно оценивая работу
местных домов отдыха, заявляет: «Те-
перь с новыми силами я пойду Ha pado-
ту Такая забота 06 отдыхе рабочих
возможна только у нас, в СССР».
Особый интерес представляют  ноч-
ные дома отдыха—без отрыва от про-
изволства. В.. красивых `особняках,
принадлежащих ло революции генера-
лу Половцеву и банкиру Рубинштей-
ну, ежедневно после пяти часов вечера
собираются 450 ударников крупней-
ших. заводов ‘Ленинграда. Каждый
из них имеет возможность посмо-
треть фильм, послушать концерт или
интересную лекцию. покататься Ha
лыжах или на коньках. После ужина—
прогулка, а в десять часов— сон. Ут-
ром каждого будят в нужный ему час,
и он отправляется на работу, часто
опять-таки на заводских автобусах.
Остров Трудящихся — только один
из многих комбинатов отдыха ленин-
градских пролетариев. В Детском Селе
‘и Ораниенбауме. Красных Стругах и
Сестрорецке и в других местах распо-
ложены десятки санаториев, домов от-
дыха, баз выхолного дня. Они рабо-
тают круглый год. Летом профсоюзы,
печать и вся общественность сильчю
интересуются отдыхом трудящихся;
состоянием здравниц, характером их
работы. Зимой, наступает охлаждение,
интерес пропадает. Почему? Культур-
HO и хорошо организовать отдых зи-
мой труднее, чем в летний период.
В мае, скажем, или в августе отдыхаю-
щий болыную ‘часть времени проводит
на воздухе, в лесу, на реке. Он днем,
если не считать мертвого часа, почти
не сидит в комнате. Другое дело зи-
мой. Даже самые заядлые любители
лыжного или конькобежного спорта
вынуждены значительную часть своего
времени проводить в помещении.
Нередко на том же острове Трудя-
щихся, например, в доме отдыха маши-
ностроителей, можно встретить скуча-
ющих людей, которые слоняются из
комнаты в комнату. Скука’ на отды-
хе недопустима. Каждому отдыхающе-
му, в зависимости от его индивидуаль-
ных запросов—один любит покой, ти-
шину. уединение, другой—коллектиз,
шум, веселье, — должна быть предостав-
лена возможность приятного и зани-
мательного отдыха.

—о—
Нафе знатных
людей.

Группа рабочих завола имени Сталина под-
нимаетса по’ лестнице Выборгского ‘лома
культуры. Рабочий день кончен. и им хо-
чется отдохнуть. Ha третьем этаже они
раздеваются и, пред’явив пропуска, от-
крывают дверь.

Они входят в кафе знатных людей Вы-
боргской стороны. Здесь хорошо и уютно.
Злесь они встречают много свсих лрузей—
рабочих. техников, инженеров,

Кажется, лаже возлух насышен уютом.
В любой мелочн вилна забота о том, чтобы
люди могли отдохнуть.

В первой комнате развлекаются и отлы-
хают. Стены отлеланы пол красное дерево,
укратены картинами. Ровный. не трево-
жащий глаз «верхний свет». Сальные. но
бесшумные электрические вентиляторы —
в кафе можно курить. Мягкая удобная ме-
бель. Газеты. журналы, шахматы, шашки,
настольный биллиард, патефон. конпертное
Трио Все это опровергает. прелставление о
кафе. как о меете. гле нужно торопливо
выпить стакан чая или кофе. Злесь про-
волят пелые вечера.

Рядом — вторая комната. отлеланная пол
1y6 B огромном, во всю стену, зеркале’ от-
пажаются покрытые стеклами сверкающие
чистые столики. уютные желтые абажуры
наз нами, хуложественные фарфоровые ва-
7 ) лая цветов и белая стойка буфета.

Официанткя полхолят к столивам. Их ae
прихолится ожилать. В меню — хололные
закуски, чай, кофе. какао. кофе с ликером,
пирожные. печенье. фрукты. ’Веё это при-
готоваево тоброкачественно, с любовью.

Арсений Ефимович Круглов. саботающий
на фабрике «Красный изяк». говорит 0
том. что ов‘`вполне удовлетворен свойм ка-
фе. что качество продукции хорошее, что
цены доступные.

Народная артистка республики Е. П. Вор-
чагина-А лексанлровекая, посетившая кафе,
восторженно отозвалась о нем как 06 угол-
ке уюта. и культуры.

Н. ВОРОНОВ.

ОБРАЗЦОВАЯ
БОЛЬНИЦА.

Гость из Лоядона ве поражалел чистотой
п научными работами этой образцовой боль-
нины. В больнипе лолжно быть чисто. В
больнипе должна быть научная работа. ес-
ли существует научный коллектив. Англи-
чанин только не понимал: почему пбофез-
сор, ученый специалист. сам, лично, так
тщательно осматривает кажлого больного.
Вель это может слелать и ассистент.

Вот тогла профессор, заведующий тера-
певтическим отделением больнипы имени
Ленина, предложил гостю: пройти по пала-
там. вышли в светлый, ласкающий
нежной окраской корилор. Англичанин: за-
метил фиолетовые пижамы ‘мужчин и бе-
лые, вязаные, изашные костюмы женщин.

Ой улыбнулея — «похоже ‘на отель. на
санаторию. HO He Ha больницу».

— Так ближе в ломашней обстановке —
заметил профессор.  Это — фориа больницы.
Oxpacka разнообразная — от розового 40
темносинегм. смотря по отделению.

Синие и красные сигналы вспыхивали
нал лверьми` палат, требуя врача, сестру
или санитарку. Оветовые экраны сообщали
0 палатах тяжелых больных. Они говорили
о внимании к больному человеку, 0 внима-
нии, доходящем ло мелочей. У каждой кро-
вати — парз наушников. — Это — радно.
Врач из Лондона попросил: переводчика: —
«Спросите эту блондинку. что она сейчас
слушает?». «Утренний спектакль из опер-
ного тватра» — ответил представитель: Ин-
туриста.

Когда он отмечал, что каждому больному
делается свыше десятка сложнейших лабо-
раторных анализов. что здесь. в этой ло-
рогоетоящей больнице может лечиться €0-
вершенно бесплатно кажлый труляшийся
человек, он уже не повторял вопроса ста-
рому профессору. Он понял — злесь нет
таких больных, которые с точки зрения
буржуазной науки нё представляют «ни-
какого интереса».

Больница построена на развалинах ста-
рой казармы. Вместе с главным врачом, ста-
рым большевиком Крынским, и больничным
воллективом её строили Василеостровские
заволы - гигачты Балтийский, «Севка-
бель», «Красный гвоздильшик»,  госзавод
№ 4 илр. Под лечение полведена научная
база: Всесоюзный институт  экоперимен-
тальной медицины создал злесь свою пез-
вую клинику обмена веществ и первую в
истории медицины клинику народной меди-
пины. Здесь — шесть других лучших кли-
ник Ленинтрада.

Доктор РУБИНШТЕЙН.

В ТЕАТРЕ.

К освещенному под’езду Боровичекого
TOPOACKOPO TeaTpa подходят автомашины и
запушенные снегом сани, Из саней и авто-
мобилей выходят колхозники передского и
хоромекого сельских советов.

Их 600 человек, Они приехали в театр.
Вот поднимаются по лестнице, мимо ко-
лонн театральном  пол’езда колхозники
«Красного маяка»: Анна Коротнова, Павел
Медзедев, Петр Гордеев, Jnana Князеза,
Пазел Поздышев, Елена Поздышева.

Коллективным приездом в театр го-
рола Боровичи. колхозники — передеко-
го и хоромекого сельских советов встрети-
ли предстоящий JOEETDARCEAL областной
с’езд советов.

В антрактах между актами «Чудесного

сплава» — оживленная беседа. Во время
действия — взрывы смеха, дружные апло-
дисменты.
Жизнь как изменилась! — восвли-
цает колхозница «Красного маяка» Елена
Поздышева. — Раньше, до колхоза, она
была какая-то нескладная — вое разлажи-
валакь, а теперь жизнь верно — чудесный
сплав.

В день приезда в `тородекой театр кол-
хозниви заключили между cohol догово?
соревнования на л ‚ культурную ра-
боту. в деревне. Каждый из присутетвовав-
ших обязался сделать все, что он него за-
висит: громкие читки по вечерам, ремонт
изб, участие в постройке общественной ба-
ни, организапии радио, выписывать газе-
ты, помогать школе.

Наше обещание с’езду советов, —
сказал передский колхозник Омелишкин,—
мы выполних, Бак выполнили обещания
с’езлу советов 4 года назад. Да разве ина-

че может быть?
И. ЖЕСТЕВ.

Ss д А

Пеподалеку от огромного города совет-
ской страны бежит близкая граница. Ona
бежлт в тревожных шорохах кустов, в не-
внятной тени херевъев. бежит как будто co
непрохолимым болотам — и обрызаетея в
волу... Море! Как оно манит всех. кто 60-
ится пороха кустов. кто а кажлым дере-
вом чует пристальный глаз пограначника
H ПОЛ НИМ — остаяавливаютщий всяко дви-
жение черный кружок трехлинейного дула.
Море — бестумная, fe сохраняющая елё-
дов. удобная гладкая вода! Граница убе-

& В эту воду!..

Й тогла па этой воле возникает боль:
шим восклицательным знажом длинный а
узкий остров. Молчаливое многоточие фоо-
тов возле него выразительно подтверждает
это немое прелостерожение. Невихимые ва
воде, четко очерчены на картах спектры
обстрела орудий, и стыки их тонких ли-
ний велут по’ 8016 TY же неперехоличую
линию, которая на земле зовется границей.
ведут ее верно и твёрдо ло другого берега
и перехают опять в шорох кустов, в тень
деревьев, в обрывы и болота— в при-
стальный взор пограничников.

Еели вечером смотреть из Кронштадта в
сторону Ленинграла, то там дрожит в небе
непрекращаюнщимся сёверньги сиябяем! ог
ремное зарево огней. Синие молнии двух
тысяч трамвайных дуг; непрестанно вы-
ключаемый и зажигаемый в сотнях тысяча
квартир свет; огненные отблески тысяч
цехов вечерней смены; мчащиеся лучи aB-
томобильных фар: вспыхивающие в антрак-
Тах окна театров и домов культуры, —= все
эти мгновенные и незаметные в отдельно-
сти изменения света в общем своем взаи-
молействии заставляют зарево работающего
и одновременно отдыхающего города дей-
ствительно дрожать в ночном небе живым
дыханием сильного и счастливого гиганта.

Взглянешь назад — море тихо, черно.
только ‘неустанно и равномерно иигают.
маяки, а зимой — одна белая гладь, & что’
в этой черноте или за невнятной этой беле-
соватостью, неизвестно. И внезапно рез-
ким, как взмах хлыста, и, кажется, лаже
ощутимым на звук световым уларом про-
резает черное небо и темное море голубой
узкий конуе прожектора, прорежет, задро-

п п п

О О

жит, замрет и-—поползет, ошупывая яс-
вым свонм взором каждую волну или каж-
дую льлин?, Kaman ©угроб. И тогла опять
взглянешь на трепетное зарево огней го-
рола-строителя. и всем серлием ошуташь
благоларность в нашим военным огаям. у3-
вим. быстрым п разащим, как дальние в
верные мечи,

Сколько-то. лет назад в белесоватой ноч-
ной игле бежала по льлу обыкновенная
собака. Голубой меч прожектора ухарил ее
в бок. Люди от такого удара обычно па-
далот ничком, ожилая спасительной темно-
ты. Собака же бежала дальше, помахивая
хвостом. Но часовой на форту скинул вин-
товку и выстрелил.

Й за что, страшивается, убил этот злой
советский часовой веселую собачку? Такое
мидое. совершенно бесклассовое существо,
ROTOPOMY нет решительно никакого дела ло
Советского Союза! Какая бессмысленная
жестокость ‘скучающего советского  чако-
вого!

Собачку сволокли ва форт и вниматель-
но осмотрели. Собачку эту заприметили ух
с неделю: то в Ленинград бежит, то на
тот берег. И нашли в ошейнике собачки
письма сохержанияотнюдь не любовного.
Развохящий не поленилея после находки
смотатьея к ‘часовому рассказать. И про-
должал краснофлотец некоторого - форта М
стоять на посту, & за спиной краснофлотла
‘торел живым заревом. полнеба озаряя, ог-
ромный, богатый и сильный советский го-
poz.

Этот ropox cnasH c¢ doprama a Rpacuem
флотом неразрывной связью, кровной
связью боев и побел. Здесь. под навалив-
шейся силой 72 вымпелов британского
‘флота, притиснутый к последним фортам.
чуя килями кораблей мелкое дно Маркизо-
вой лужи, без угля, без хлеба, почти без
людей, ушедших на фронты, отбивалея в
1919 году Красный Балтийский флот. за-
щищая codoli колыбель революции, — и
самое слово «Кронштадт» громыхало тогда,
как залп орудий. Злесь, под этой водой,
лежат на грунте 11 британских кораблей,
а 12-й — полводная лодка «[-Б5» — пла-
вает теперь под лучистым красным фла-
\

п п Oo

п п

и ГРАНИЦА.

гом, вытащенный ЭПРОН на’ 10-м году
своего затянувшегося подводного плавания.
Злесь прохолили первые гости ‘оправляю-
щейся от боев страны — торговые корабли.
и Красный флот раечищал для них без-
опасную дорогу в чортовой неразберихе
своих и чужих мин, набитых в заливе, ках
пельмени. — не впроворот ложкой.

Й когла город окреп. он позвал крово-
точащие, усталые‘ корабли к своим заводам,
лечил их’ простреленные стальные тела и
налорвавшиеся их машины заменял новы-
ми. шелком почетных знамен перевязал их
боевые раны, лучших своих сынов обучил
команлирской воле и доблести, лучших бой-
пов взял командовать своими заводами и
учить своих детей. Великий горол, ‘не уме-
ющий забыть ни ненависти врагов, ни
любви друзей, лал Красному флоту много
новых кораблей и много новых людей. Й
вот Краснознаменный Балтийский ‘флот,
неистребимый и побелоносный, как ‘сама
революция, опять бережет великий город.
стоящий у границы, и рапортует УП С’ез-
ду Советов. что корабль, над которым шеф-
ствует Ленинградский совет^— линейный
корабль «Октябрьская революция», —полу-
чил приз наркома обороны, назначенный
для лучшего в Советском Союзе военного
корабля.

Вода прорезает наш город широкой стру-
efi Невы и узкими каналами. Воха окру-
жает наш город морем и островами. И вею-
ду на этой воде Краснознаменный Балтий-
ский флот защищал и защищает столипу
Севера. Его боевые флаги были и в Фин-
ском заливе, и в Лаложеком озере. и на
самой Неве в дни Октября, и на Онежеком
озере. Его увилят классовые враги и тогда.
когла в безумии обреченности они ринутел
на нас. Но увидят его уже не таким, ка-
ким был этот флот в той первой военной
схватке лвух классов. Они увилят его мо-
гучии своей новой техникой и свойми но-
выми людьми, владеющими этой техни-
KOH, — подлинным сыном Октября, создав-
шего нашу счастливую родину и крепкую
залциту гранип этой родины.

ЛЕОНИД СОБОЛЕВ.

Ленинград.

os ee о о о

«НА ЮДЕНИЧА».

Картина худ. Белого.

oe ne

——
———

Мы УЧИЛИСЬ У КИРОВА.

В 1924—1927 тг. я работал на Муо-
мане. Из’ездил тунлру и все побережье.
В то время это был НЯ «край не-
пуганной птицы». Вю всей губернии, пре-
восхолящей по своей территории Францию,
насчитывалось семналпать тысяч васеле-
ния. На тысячи километров раскинулись
пустынные просторы тундры. Угрюмой гро-
малой тянулась цепь Кандалактшсвих rop,
таивших в недрах своих огромные богат-
ства.

Волею партии пришел х нам в Ленин-
гралекую область ‘тов. Киров.” Кто ве 19-
мнит его замечательных слов:

— Тряхнуть ее нало, эту старую землю,
й взять от нее Be, что она может лать.

Большевикв Мурмана при неустанной’
личной помощи тов. Кирова в кратчайтай
сроЕ ‘превратили Мурман в богатейшай—
и еще больше обещающий в будущем—
инлуетриальный край. .

Я работал потом в сельскохозяйствен-
ных районах области. Пшеницу тогла кре-
стьяне рассматривали Kak исключительно
южную культуру. Случая посева отеницы
были единичными и носили опытный ха-
рактеф. Во вот дано тверлое указание Ha
этот счет товарища‘ Сталина. 33 его вы-
полнение беретея ‘с снёукротимой волей
тов. Киров. И теперь тысячи гектаров зем-
ли в этих. широтах засеваютея пшеницей,
принося обильный урожай.

Виров всегла лобивался. того. чего хо-
тел. Помню 5пизол из жизни завода имени
Сталина. гле я работал хо «Красного вы-
боожда». Налвигалась весна 1938 года.
Тпавторный озрк требовал залаеных ча-
стей. Нужно признать, что мы без особой
охоты приняля тогда задание ва произвоя-
ство пилинлров и крышек к тракторам.

Тогла в это Keto виешался Сергей Ми-
POHOBEY. созвал бовсшалие треуголь-
ников заволов, изготовляющих  запасдые
части. Коротко и ло прелела воазумительно
раз’яснил нам тов: Кяров всю важность
задачи, и мы разошлись ¢ тем, чтобы вы-

полить ee Bo что бы то ни стало. Взялись
23 работу, но дело не лалилось. Особенно
плохо выходило е пилиндрами. Литье по-
лучалось в раковинах. & как известно,
внутренняя поверхность пилинлра должна
быть идеально чистой.

Вечером на завол приехал тов. Киров.
Пошел в токарную мастерскую, где. раста-
чивали пилиндры. Тов. Киров нагнулся
нал пилиндром, водил руками по внутрен-
ней поверхности, допраливал насчет рако-
вин, недовольно покачивал головой... А ког-
{а ему стали говорить о новизне для нае
и трудности этого производства, он спросил:

— Неужели эта штука сложнее тур-

1 бины?

Нам нечего было возразить.

Мы поставили всех на-ноги. В борьбу
за тракторные части включилея весь за-
вод. Повели ожесточенную борьбу с бра-
ком. И когда тов. Киров виоследствии зво-
Нил На завол, мы уже имели возможность,
сообщить. что дело налаживается. Труд-
ности была преололены. Запасные трактор-
ные Части были сланы полностью й 2о-
срочню. г

Между прочим, замечательной _ чертой
Мироныча было то, что он в тавих случаях
не «разносил» людей. &, наоборот. когдави-
дел, ‘что ‘дело’ с технической” сторовы ве
лалилосв, полбадривал и делал On 970 CO
свойственной ему одном? ‘задушевностью
й теплотой.

— Ничего, нйчего! Не теряйтесь! Радо-  .
тайте! Выйлет. обязательно выйдет.—гово-
рил он в таких случаях.

а «Красном выборжде» одно время ‘He
ладилось производство ралиаторной зенты.
Ona покрывалась * пленой. Без радизтормв
траеторы ве хогли выходить на социзли-
стические поля. Завол бомбарлировали теле-
грамиаии. [06-кто из работников стал те-
рять равновесие.

И вот приезжает йа завол тов. Баров.
Завол был. в. этот день выхолной. Дежур-
ный, узнав о приезде тов. Кирова; быстро

вызвал на завод работающих нал радиатор-
ной лентой аюдей. (Она потом признава-
лись. что шли, ожидая выговоров и вообще
«нагоняя».

Вместо этого тов. Киров начал расспоа-
пивать спокойно и влумчито о причинах
появления плены на поверхноети ленты. Го-
ворил © технологическом процессе. Затем
он напомнил о важности ленты, уверил,
что лело обязалельно выйлет, что «наю
только всем корпусом навалитьея».

Долго поеле его от’ездла люли’ повторяли
каждое’ его” слово Люди тотовы были сде-
лать невозможное. лишь ‘бы оправдать ло-
верие Мироныча. Нало ли говорить, что
буквально Через несколько дней плена ис-
чезла, и нужная лента была хана стране
B Cpor.

Киров был непреклонен, когла дело шло
06 отступлении от генеральной липий пар-
тии. Он обрушивалея на выступающиах
против партий со всей силой своей логики,
своей уничтожающей критики; Известно.
что в течение короткого времени после
приезла Кирова зиновьевская оппозиция
в Ленинграде была на-голову разбита Не-
паром у фашистбких подонков этой оппо-
зиции с Кировым был’ «особый счет».

Связь Мироныча с массами трудящихся
была изумительна, У нае на заволе «Кра“-
‘HE выборжец» работает старый рабочий
Лаврентьев. Вот что он рассказывает о
своем знакомстве © Сергеем Мироновичем:

был членом Ленингралекого совета
XO созыва. Ко мне, как к члену совета.
‘рабочие’ часто обращались ¢ жалобами.
Олин рабочий рассказал, что мать его, за-
болевшую раком желудка. нигде в боль-

ницу не принимают, Я неё знал, куда 0брз-
титься, и пошел к Бирову.
— Тов. Киров, — продолжает Лаврен-

тьев, — меня принял, посадил рялом ¢ со-
бой на стул. внимательно выслутал, об`яс-
нил, куда нужно обратиться. Затем полго
мы с ним беседовали. Он расспрашивал
меня, как я живу и как жил раньше.

После мы часто встречались с Сергеем
Мироновичем на заседаниях Ленянгеадского
совета. Встречая меня, тов. Киров всегда
дружески злоровался.

Тысячи людей помнил Сергей Мироно-
вич. И нахолил вель Киров — член Полит-
бюро ЦК ВКП(б). член правительства ог-
ромного советского государства, время по-
толковать и с Фаврентьевым, и с тысячами
других ленинградских рабочих.

Мне недавно секретарь’ тосненекого рай-
кома партии тов. Ковалев показывал пись-
мо к нему Кирова. Тов. Ковалев работал
тогла в Сибири. Это было в 1930 или в
1931 голу. Тов; Ковалев был тогда болен.
Каким-то образом Киров 0б этом проведал
H написал ему письмо. Сергей Миронович:
писал, что ло него дошли слухи 9 плохом
самочувствии Ковалева. Спрашигал ero
согласия переехать в Ленинград и обещал
свою помощь.

\

Мы учились у у Бирова ленинско-сталил-
скому стилю’ работы. большевистской пар-
тийности, искусству связи с массами, чут-
кому отношению к живому человеку. И еще
одному учились мы у Мироныча -- жадно
любить нашу большевистскую работу, на-
My многогранную, ‘прекрасную саветскую
ЖИЗНЬ.

Вот мой немногие воспоминания в сло-
вах. Главные наши воспоминания, Миро-
ныч. мы булем писать о тебе большевист-
скими делами, как ты нас учил.

Й пусть запомнят зиновьевеко-фатшиет-
ские полонки — скорее можно солнпе п0-
тушить; срыть Эльбрус. чем наё, учеников
Кирова, заставить повернуть со сталинской

дороги.
А. Л. САЛЬКОВСНИЙ.

Секретарь партийного комитета
завода «Красный выборжец»,
Ленинград.

О маленьких
ленинградиах

Мой младший сын ходит в ту самую ле-
нинградекую школу. в которой учился я
лет:30 вазал. В мое время она называлась:
«Санкт-Петербургская ‘третья. гимназия».

Теперь Называется: «Первая образцевая
школа Смольнинекого района».

Здание школы попрежнему стойт межлу
Соляным переулком и Гатаринской ули-
цей близко от гранитных набережных Не-
ВЫ. Ho, кроме стен и окошек, ничего от
прежней гимназия не осталось. Дело не
только в том, что в залах и классах ис-
чезли длинные— от пола ло потолка—пор-
треты августейших полковников и генера-
лов в фуражках и зимних шапках. Й ae
в том, что’ гимназическая церковь превра-
тилась в зал для концертов и митингов. И
даже не в том, что вместо гимназистов в
черных курточках се лакированными поя-
сами по коридору бегают мальчики и левоч-
ки в синих, серых и белых блузах, вубаш-
ках и матросках.

Самое слово «гимназия» забыто. Самый
запах гимназии выветрился. Можно поту-
мать, что не 30, а 3.000 лет прошло е тех
пор, как я впервые‘ переступил порог гим-
назии для того, чтобы предстать пред очи
экзаминаторов в вицмундирах © золотыми
наплечниками и золотыми пуговицами. “

Директор Козеко, грек Кеммерлинг, над-
зпратель Калинников—все они кажутся
сейчас историческими персонажами.

Мой младший сын и вообразить не мо-
жет, что делалось в его школе, когла она
была гииназией. Он и не подозревает, ка-
кая жестокая и непрерывная война шла в
стенах его класса.

Грек Кеммерлинг, человек © козлиным
0л0сом и длинной  ассирийской бородой,
успевал за 45 минут выгнать в корилор
полкласса и разукрасить классный журнал
лобрым десятком единип и страшных «но-
та-бене». Гимназисты мстили греку Вем-
мерлингу как могли, заказывали в бюро
похоронных mponeccn белый глазетовый
гроб и посылали по алресу: «Его высоко-
родию; статскому советнику Кеммерлингу
для личного употребления».

В классе шла и междуусобная война.
Ребята изводили рыжих за то. что они ры-
жие, евреев за то, что они евреи. Первых
учеников презирали за то. что они первые
ученики. Последние ученики, занимавшие
«камчатку», были настоящим боевым птта-
бом борьбы против гимназических учите-
лей и гимназических порядков.

Если бы ребята умели выражаться по-
ученому, они определили бы школу тех
времен такими словами: «Школа есть ору-
дие угнетения всего населения от 9 до 17
лет».

Для наших ребят школа—уже не  преж-
ний департамент, в котором маленькие чи-
новники в маленьких мунлирчиках отея-
живали шесть часов. Наши ребята торо-
пятся в школу и не любят из школы ухо-
ДИТЬ.

Часто школы для них — более привле-
кательное место. чем их собственный лом.

Это не значит, что в классе они чув-
ствуют себя по-домашнему — развязно и
размашисто. В наших ленингралеких шко-
лах сейчас такой порялок, что сам Кеммел-
линг, пожалуй, удивился, если бы вышел
из своего белого глазетового гроба и на-
вестил бывшую третью гимназию.

Но. школьный порядок подлерживается
теперь не кеммерлинговскими методами.

Нынче летом в нионереком лагере пол
Ленинградом был такой случай. Олного
пионера. парня лет 13, ‘хотели исключить
из. лагеря за нарушение лиспиплины. Но
старший из вожатых предложил перевестн
его в другой отряд и дать ему возможность
исправиться.

Вот тут-то ий произошла бпена, которая
показалась мне очень знаменательной. На
линейке ‘всем отрядом было предложено
взять К себе провинивщегоея пионера.

Бее молчали. Ни один отряд не хотел
Включить в свой состав нарушителя дис-
ЦИПЛИНЫ.

— Шестой отряд, — сказал, наконеп,
старший вожатый, — возьмите. его к себе!

Смущенный пионер, участь которого ре-
шалась в это утро, обрадовалея и ompo-
метью кинулся туда, где стоял шестой от-
DIU.

— Не хотим его! Не нало его нам! —
закричали влруг пионеры шестого ‘отря-
да. — Из-за него мы попадем на последнее
место!

В конце концов отряд все-таки взял к
себе «безломного» пионера. Но лело нев
этом. Во времена моего детства школьные
бузотеры, которые ‘тогла назывались ина-
че, были героями всей школы.

Диспиплина была ‘предметом заботы
Кеммерлинга, инспектора ла гимназичесво-
го сторожа. а война е диспиплиной была
нашим общим делом, делом всех иколь-
HHKOB.

Для того, чтобы понять, в чем сущность

нашей новой лиспиплины: вало вспомнать,
что рассказывали ленинградские ребята
о первых лнях после убийства Кирова.
В школе у нас не было за эти дни
HH одного «неуда» по диспполине. Воназ-
HO, немного шумели, но гораздо меньше;
чем всегда.

В сущности, нап школы переживала
вировекие дни так же, как переживали
их завод и красноармейские полки.

Hamax ребят. связывает. © взрослыми
общность главных мыслей и интересоз.
Им незачем быть в той вечной и упорной
оппозиции, в которой пребывали sera
тогда. когла мне было 10—12, лет.

Они не считают нужным скрываться от
взрослого. как от своего врага. Вот поче-
му нам легче теперь познакомиться и 19:
яружиться с теми, кто моложе нас Ha
80 лет.

Дети не прячут от нас своих вкусов Ч
своих интересов. Они охотно читают азам
свои стихи, показывают самодельные У6-
лели планеров и турбин, рассказывают
0 своих гербариях и коллекциях мичера-
лов.

На конкурсе Ленингралского совета ст
ребят поступило окола 12 тыс. рукопи-
сей — стихов и прозы. Таким  ховерием

тысяч ребят мы. ваоослые. можем гортать-
ся. Нынче, на этих лнях. у нас Ленив-
гралекий совет устпачвает новую летокуо
библиотеку-читальню ий при ней клуб. в
котором писатели и ученые булут вастя
с ребятами постоянную работу, направляю-
шую их самостоятельное чтение, их лите-
ратурные и научные занятия. Здесь мы.
взрослые, хотим создать новое солружество
больших и маленьких ленинградцев.

С. МАРШАК,