B HONOMHE—
ПО-СТАРОМУ.

Чо представляют учащиеся налней ио-
зы? У нас около 300 человек приезжает
в школу поездом из сел. Готовиться BR -ypo-
кам_им очень тяжело. Этим. об’ясняетоя
низкий процент успеваемости по нашей
школе.

По некоторым предметам, скажем, по ми-
нералогии, для 10-го класса мы только.
недавно получили программу, и то 0 Cy-
ществу не программу, а. указания одних
тем. Для 10-го класса мы не имеем ни.
одного учебника ни по одному предмету.
По 9-му классу также нет учебников.

Хочу остановиться ua библиотеке. В0л9-
менская и наша 7-я школы имеют уча-
щихся 900 человек, а библиотека очень
маленькая, жалкая. 3% исключением  писа-
телей, проработка которых полагается 110

_ РАСТЕМ ВМЕСТЕ
в. ГОРОДА,

Наша школа -—— средняя массовая шко-
ла северной площадки. В школе — 1.429
учащихся. Педагогический коллектив шко-
лы исключительно молод. У нас есть педа-
гоги со стажем и в два месяца, только-что
сошедиие со школьной скамьи техникумов
и вузов. 06 этом молодом коллективе можно
судить по директору. Я — директор шко-
лы, мне 22 года. Я -—— крестьянин и совсем
недавно окончил педагогический техникум.
Директором я был назначен, когда мне ми-
нуло 19 лет! Примерно в моем возрасте
начал работать и остальной педагогическай
коллектив. Мы учим и учимся сами.

В 1931 году на сталиногорской площал-
ке была одна школа. Ютилась она в одном
бараже. Теперь здесь 9 школ: пять — на
северной площадке, две—на южной, две—
на керамической,.

Вначале у нае были каверзные случан.
Педагогу 17—18 лет, он боится итти в
класс, приходится вести его, показывать
ребятам и говорить, чтб нужно делать. Бы-
вали и такие случаи: приедет учитель в
школу, увидит обстановку — ах, это шко-
ла-барак! —- и тут же поворачивает обрат-
но. А У нас действительно школа-барак.
Занимаемся мы в трех помещениях. Это эд-
ноэтажные барачные здания, снаружи по-
штукатуренные. В одном здании Помещает-
ся восемь классов, в другом — семь и тре-
тье здание отведено под мастерские.

Наши клаесы вмещают максимум 35 че-
ловек. Сейчас в этих классах сидят 50,
даже 54 человека. Это слишком большая и
очень тяжелая перегрузка. Но никаких
подсобных помещений у нас нет.

Кого мы обучаем? Вначале основной
массой учащихся были дети строителей-се-
зонников. Они об’ездили весь Советский
Союз, от Урала до Хибин. У них были са-
мые разнообразные знания и навыки. Я
помню’ такие случаи: приходит в школу
ученик в’ разорванном ‘пальто, не потому,
что у него другого нет, а потому; что’ при-
выкли не обращать внимания,   переезды
приучили к неряшаливости. Волосы торчком,
шея и руки грязные. Никакого распорядка
в школе не признают, ломятся без’ спроса
к учителю, в кабинет директора.

Мы начинали тогда ¢ того, что’ стригли
ребят, шли в семью, заставляли  приши-
вать пуговицы, зашивать’ пальто, мыться.
Каждый лень следили за этим и посте-
ненаю добились уснеха. Сейчас хотя еще
многое не сделано, но’ у ‘наших учеников
уже: приличный вид. :

Смешно вспомнить, но’ в позатротяом
году в 7-м классе ребята не хотели‘ читать
художественную литературу! Им Читали по
книжке, и они считали это совершенно: до-
статочным. Теперь ‘у “нае ‘уже нет ни од-
ного ученика, который не читал бы худо-
жественной литературы. Художественной
литературы пока слишком мало. Но если
раньше заставляли ребят читать, то сейчае
ребята сами требуют книги, и в библиотеке
всегда большая очередь. i

В прошлом году проводилось -обеледова-
ние качества учебы и знаний ребят. В об-`
ласти мы оказались не на плохом месте.
Но исключительно слабый участок у нае-—-
это русский язык, грамютность ребят. За
первую четверть 40 процентов учалкихея
оказались не успевающими по русскому
языку. 0б’ясняется это, во-первых, тем, что
мы еще сами недостаточно работаем, а во-
вторых, тем, что у Hac непрерывный
приток ребят. За один октябрь я в школу
принял 35 человек, то же салюе в ноябре.
В это же время часть учеников ушла.

Преподавание истории ий географии на
основании решения ЦА и правительства мы
перестроили. Историю преподают добросо-
вестные люди, используются все ресурсы.
Но ни в нашей, ни в районной библиотеках
нет. никакого’ фактического материала по
истории. По географии дело обстоит еще
хуже. Глобусы и карты у нас есть. Но: нет
политической карты Европы, и ее. достать
очень. трудно, .Я пробовал говорить. е. ребя-
тами, и они все, как один, просят художе-
ственной описательной Литературы. Без нее
география плохо усваивается.

Я сказал, что ннольный педагогический
коллектив: вырос, — это несомненно. Он. на-
учился многому; очень многому. Но куль-
туряый рост наш тормозится, и мы не
успеваем за временем, не успеваем чи-
тать, повышать нашу квалификацию,

Вот мы, учителя, собираемся‘ иногда ‘вме-
сте, ` разговариваем. в этих  встре-
чах нехватает живости. ‘Не бывает у
Hac того, чтобы началея спор’ о какой-ни-
будь прочитанной книге. Когда мы учи-
лись, то, бывало, прочитаем книгу и в спо-
рах готовы друг другу’ горло’ разорвать.
Ceituac store Her. Но уже и не. то, что было
то полтора назад. ‘Вместе ¢ городом
Сталиногороком растет нала пткола, растут
наши учителя, растут ‘наши учащиеся. `

‚ СКРЫПНЕВ.
Директор школы в Сталиногорске.
ate.

Классный руководитель
занимается всем” понемногу,

Bee мы— преподаватели различных пред-
метов и одновременно классные руководи-
тели школы-девятилетки № 18 Бауманско-
то района (Москва).

На деле каждая из нас полностью загру-
жена уроками: в день минимум шесть уро-
ков. Но и после занятий первой смены, ко-
гда педагог освобождается, у нас нет ника-
кой возможности видеть своих учеников,
так как школьные помещения сейчас же
освобождаются для занятий второй смены.

Kak классные руководители, мы зани-
маемся ‘распределением учебников, заботим-
ся о питании детей, производим\ запись, со-
бираем деньги, разбираем всякие конфлик-
ты и случаи нарушения дисциплины, ра-
ботаем с отстающими, поддерживаем связь
с родителями, изучаем классные журналы.
налаживаем общественную работу в клас-
сах... еловом, занимаемся всем понемногу.
И в этом основной порок:

Учеников мы видим только во время сво-
их уроков, и поэтому, естественно, настоя-
щей воспитательной работы очень мало.

Педагоги — классные руководители:
В. ЗАРЕМБА, А. МАСЛЕННИКОВА,
H. XBOCTOBA.

для приобретения новых книг школа
‘не имеет. Мы, учителя, не можем подпи-
сатьея ни на «Правду», ни на «Известия»,
ни даже на газету «За коммунистическое
просвещение».

Какие взаимоотношения у нас © отделом
народного образования? Инструктора отдела
очень редко бывают в школе. В нашей
школе в течение полугодия инетруктов 2H
разу не был.

У нас есть педагогический кабинет, и
там есть методисты, которые старзютея на-
салить в школе определенный шаблон и
этим могут убить творческую инициативу
педагога. Педагогическое дело— это искус
ство. а этого искусства нет у многих учи-
гелей. Учитель старается просто окопиро-
вать образцовый урок. Тот учитель счи-
таетея хоропиии, который рассчитал время
и провел урок по минутаи а даже по се-
ъундам. И эта нелепость продолжает вуль-
тивироваться.в рядовой сельской школе ме-
тодистами и отделом народного образования.
Схема душит живое дело.

a CYXOTHH.

Заместитель директора 7-й ишко-
лы в Коломне.
о

ОТВЕЧАТЬ
ЗА НАЧЕСТВО.

Если мы, мастера, выпускаем продук-
цию своего ‘завода плохого ‘качества, то’
нас за это тянут. Вто me отвечает за ка-
чество знаний выпускаемых “учеников?
Ведь по некоторым предметам они coBep-
шенно безграмотны. Они программу про-
тлатывают, & не прорабатывают. Наскоро
пройдут предмет, и никто из педагогов He
интересуется, что: осталось в головах у уче-
ников. Этим отличалась старая семилетка.

Как проводит день моя дочь? Она в 8
часов должна быть в школе, в 2 ч. 30 мин.
кончаются занятия. Я убедилась в том,
что дочь должна ложиться после школы
спать на полтора часа, иначе у нее может
быть головная боль, & затем до 12 часов
ночи дочь занимается уроками. Расписание
составлено так, чо в олин день надо. го-
товить два важных предмета. Ребята ‘зави-
живаются над уроками. Не знаю, велика
ли теперь программа или неумело cocTa-
влены часы занятий, но есть какая-то не-
увязка: ребята’ стралтно загружены.

Говорят, что ребята физкультурой не за-
нимаются. Действительно, открылись кат-
ки, а билет стоит 1 рубль — 1 рубль
25 кон.

Театр. для школьников также мало до-
ступен. Есть. на улице Горького театр для
детей, залем Педагогический театр, но це-
ны билетов там высокие.

СЛАВНОВА.

Мастер ламп Элентрокомбината.

Люся ‘была’ явно опечалена: В’ последние
дни она приходила в школу очень задум-
чивая, очень взрослая и на все. вопросы
отвечала невпопад.

— Um ord ¢ ней? — спрашивали в
учительской.

— Наверное, опять любовь, — говорил
заведующий учебной частью, тонкий зна-
ток воех ученических дел.

Но на этот раз он ошибся.

Тюся пришла к нему вечером, ‘в его ка-

бинет, и принесла е собой тетрадку.
Это, Александр Семенович... во 0б-
mem рабсуждения о жйзни. Стихи. Назы-
валотся «Самое важное», только не смей-
тесь, пожалуйста.

Алек Семенович не. смеялся. Это
было вовсе не смешно и совсем не просто
даже для ученицы 9-го класса. Сорок лет
назад Александр Семенович тоже пытаася
ответить себе на подобный вопрое. Самое
важное?., Что может быть названо самым’
важным, ради чего стоит жить, дышать,
мучиться сомнениями?

Александр Семенович вытянул из кар-
мана очки, вытер их платком и осторожно
развернул тетрадку. Да, Люся шла тем же
путем.

«Я думаю, мир — это часть меня;

Ты же. считаешь, мы — мира ‘атомы.

Поди, распутайся... Все чепуха.

А рассуждения — времени трата».

Тюсины стихи были длинны, и дочитать
их не удалось. Вто-то пришел, куда-то по-
звали. Александр Семенович положил тет-
радку в ящик, и это было надолго.

... Совсем недавно в седьмом классе пи-
сали контрольную работу по русскому
языку. Это было обычное классное сочи-
нение, демонстрация стиля, орфографии и
знаков препинания. Но тема была неожи-
данной. Предложил ее Александр Гемено-
вич. В начале урока он пришел В класе и
сказал:

— Вот что, краснознаменцы. Сегодня у
нас письменная. Примите-ка мою тему. На-
пишите о самом важном. Нет... Это очень
просто. Напишите о своей будущноети и о
том, что вы считаете в жизни самым глав-
ным. Понятно?

Конечно, было понятно. Через час Алек-
сандр Семенович и преподавательнипа рус-
ского языка Вера Ивановна Осипова уже
собрали тридцать тетрадок. Сочинения бы-
ли разные.

Для Сережи Войт, сына рабочего-печат-

программе, ничего в библиотеке нет. Средств  .

‘лучшее,

ие

К

п Mee О п oy

Школа и комитет’ партии:

ПРАВДА

В 27-й шиоле Октябрьского района (Москва) открыта школьная пушкинская
выставка, на которой силами шнольников оборудована «комната 20-х годов
ХЕХ века».

На снимке: юные пушкинисты школы, ученицы УПГ класса ИРИНА ПЕВЗНЕР
и ГАЛИНА ХОТИНСКАЯ знакомят посетителя выставки  пушкиниста Вино-
градова с экспонатами выставки,

#

Фото М. Озерского.

О Oo O fe ol

Вопрос о воспитании детей волнует сей-   конкурсе художественной  самодеятельно-

чае рабочую семью в’ Серпухове. Школы,
работающие полностью в две смены, обелу-
живают детей в среднем только 5 часов,
после чего дети идут в свою семью.
Семья же, а особенно семья текетиль-
щиков, где почти все взрослые женщи-
ны работают на фабрике, не в состоянии

‘уделить большого внимания ребенку. В. ре-

зультате ребенок большую часть дня
остается безнадзорным. Понятно, почему на
всех собраниях, беседах, в частности при

выборах в советы, рабочие и работницы

так настойчиво и горячо поднималот во-
прое о детях, о детских развлечениях, ©
детском хулиганстве и т. д.

Совершенно очевидно, что вопрос воспи-
тания детей стал одним из центральных
вопросов рабочего быта. о.
` Серпуховский городской комитет ВКП(б)
совместно с другими. районными организа-
циями об’явил конкурс рабочих семей «на
культурное воспитание. детей»,
выделив 25.000 рублей: на’ премирование
участников конкурса. ты

Как отнеслись к конкурсу родители и
сами школьники? Родители буквально «за-
валили» редакцию газеты «Набат» и радио-
газету заявлениями 0 включении в кон-
курс.

За месяц конкурса спрос на зубные щет-
ки и порошок, на настольные игры, дет-
ские книжки, ‘портреты вождей и плакаты

для детевих уголков в семье вырос в 3—4

раза.

Десятки родителей сами взялись органи-
зовать детские кружки, хоры и оркестры в
общежитиях. Хороно развернул работу то-
карь суконной ‘фабрики тов; А. П. Аки-
MOB, организовавший прекрасный детский
оркестр и хор в общежитии.

Сотни детей заключили конкурсные `до-

говоры CO своими родителями: родитёли
обязуютея оборудовать детский уголок в
семье, а школьник — изжить «неуды» по
учебе, не курить, не хулиганить.
Около 500 школьников” выступило на

ника, самым важным кажется освобожле-
ние человечества от рака.

Воля Вишняков прежде’ всего намерен
«увеличить ‘радиус человеческого взгляда
на несколько тысяч световых лет...»

Аня Умнова хочет быть инженером-изо-
бретателем и большевиком, как ее отец. И
то и другое она считает главным.

Алешу Жарикова так же, как и Колю
Вишнякова, беспокоит. то, что система мира
только одна. Открыть ее можно было толь-
ко однажды. Но, к сожалению, это сделал
уже Ньютон. Впрочем: «Один профессор
сказал, что можно попасть на луну, но
там нет людей, и никто не выстрелит его
ракету обратно. Нужно выдумать такую
ражету, которая сама бы вернулась».

Вырасти в архитекторов, теологов, элек-
триков, писателей, летчиков,  археоло-
тов, машинистов, режиссеров, педагогов —
в этом ребята видят каждый для себя
самое главное. Но, конечно, нельзя огра-
ничитЬся только одной профессией или
одной мечтой. Не хочется сужать рамки

O п п О О

ВА

сти.

Что говорят родители и Школьники 0
конкурсе?

«Мы в казарме им, ‘Свердлова органи-

зовали для детей столярный и драматиче-
ский кружки и ‘етенную ‘газету. Вружки
хорошо работают, и ‘ребята, которые рань-
ше хулиганили, стали лучшими активи-
стами в кружках», — говорит рабочий Фи-
лимонов.

«Я, ученик школы-мастерской  Шляхов
Анатолий, даю свое’ слове, что не буду во-
ровать, буду приходить домой в 8 часов
и включаюсь в конкуре», — пишет быв-
ший школьник-дезорганизатор,

«Во внешкольной работе надо прежде

всего учитывать вопросы детей», — пишет

опытный педагог, прекрасный организатор
внешкольной работы с детьми тов. Бескода-
рова В. И. :

«Моя дочка выкинула номер, — расска-
зывает   продавщица ‘Детенаба. -— Когда
отец закурил в комнате, где спат дети, она
подошла к нему с памяткой врача-педагога
и попросила заключить ¢ ней договор на
выполнение памятки. Отцу стало неудобно,
и теперь он в спальне не курит», —

Сотни родителей-колхозников,  вклю-
зивиихея в конкурс, требуют  pac-
пространить городской конкурс н& дерев-
ик

Важно в опыте нашего конкурса то, что
во главе его стали непосредственно город-
ской комитет ВКП(б) и лично секретарь
городского комитета тов. Андреев. Город-
ской комитет каждый день оперативно за-
нимается конкурсом.

Мы понимаем, конечно, что ‘дело воспи-
тания детей — это не кампанейское дело.
Мы рассматриваем конкуре лишь как одну
из форм широкой. мобилизации обществен-
ности и начало систематической совмест-
ной работы школы и родителей по воспи-
танию` детей.

` А. ХВОРОСТЯННИНОВ,

АКЛ О

своего будущего, И Галя Груздева, которая
хочет быть токарем по. металлу, лучшим
ударником на лучшем заводе страны, пи-
шет: «Я так представляю себе свою жизнь:
утром, с гудком, я уже на заводе. Станок
жужжит. Переливается стружка из-под
резца... Потом обед... Придя домой, я от-
дыхаю, потом иду на занятия. Я учусь
дальше, и скоро я буду инженером».

На вопрос © том, в чем же самое глав-
ное, был и такой ответ: _

— Я хочу быть драматической артист-
кой. Но не просто артисткой, а талантля-
вой. Ведь для того. чтобы быть актером,
нужно обязательно иметь талант, Если у
меня не будет драматического ‘таланта, я
буду архитектором. И для того и для дру-
гого нужно творчество, —это-и есть самое
тлавное,

...Александр” Семенович унес тетрадки к
себе и привычным жестом открыл ящик
стола. При этом он вепомнил о Люсе н рас-
сказал нам о ней;

А вот и ее стихи. Прочитайте!

Е ам

O

Ударники учебы самарсной школы № 6 им. Ломоносова на лыжной вылазке

в детском парке культуры и отдыха,

Фото Д. Каспия,

Ждешь: может быть, уйдут в театр, Ha

К ХИ СЕЗДУ СО

(НАНСЯ: ПРОВОНУ.
ВЕЧЕРА.

Пряходишь из школы ‘в 9—10 часов
вечера. Всея семья ”— отец, мать И обе
сестры — дома. И сразу начинается:

_— Ты. взял. мою резинку, — отдай не-
медленно, Ё

— Не смей садиться за книжку.
испортишь. ; SS :

Шум, споры, обиды. И тав хо 11 часов,
пока нё пойдешь спать. ;

В^ выходной „день вечер начинается, к
сожалению, сразу после обеда. Слоняешься
по квартире, не знаешь, за что приняться.

Тлаза

концерт, к подругам.

Иногда выпадает удача. Все уходят. Тог-
да хорошо, Можно тихонько посидеть, иэ-
думать, В последний раз мне удалось раза-
брать подробно схему 4-лампового радио-
приемника без обратной связи и придумать
приспособления. к нему, Хотелось упро-
стить управление приемником, свести его к
«одной ручке». Все сделал, только получи-
Noch очень сложно. Ну, & закончить ие
удалось. Нет, лучшим вечером является
вечер — подальше от дома,

Прежде всего, конечно, — каток. У нас
каток очень любят. В школе даже подпис-
ной лист ходит: «Кто сегодня на каток».
И вечером целой’ компанией отправляемся
туда. Затем собираемся у товарищей.

Иногда я захожу в гости к учителю.
У нас есть один педагог, Он очень хороший
товарищ, с’ ним можно поговорить и 96
уроках и о личной жизни. Но лучше всего,
очевидно. провести вечер вдвоем с Колей.
Это— мой друг. 6 ним мы разговариваем и
о школе, и © комсомоле, и о будущем.

моих вечерах, как мне кажется,

чего-то нехватает, чтобы жизнь казалась

‘полней, интересней и разьообразней. А че-
го именно, я не придумаю.
АЛЯ ИОФФЕ.

Ученик 9-го иласса 3-й школы
Фрунзенского района.

ПОЧЕМУ Я ПЛОХО
УЧУСЬ?

Говорят, что я грубый. Это. неверно: так,
немножко резковатый. Понятно, смешно
считать меня за ребенка, хотя мне только
и 13 лет. Почему я плохо учусь? Ну, как
сказать... Тут трудно. разобраться. Я мало
внимания уделяю урокам. Я больше читаю.
Прочел почти всего Льва Толстого. «Живой
труп» только не читал. Верно, что я за
последнее время распустился. Я знаю, что
могу заниматься, чувствую это. Но не могу
себя заставить спокойно сидеть на уроке.
_ Вот физика — очень интересный пред-
мет. Но опытов по физике мало, А жаль...
Например, мы проходили по электричеству
и матнетизму устройство телеграфного ап-
парата Морзе. Посмотрели аппарат—и толь-
RO. Разве нельзя было поставить опыты
так, чтобы в. классе вести прием и пере-
м по’ ae аппарату?

ногие ребята не успевают потому, что
родители не помогают ‘им, а, ‘наоборот, ме-
шают заниматься. Кю мне это не относится.
Векоторые ребята у нас — переростки. Им
хочется применить свою физическую силу,
а негде. Тогда они дерутся. Я думаю, что
таким ребятам надо переходить в школу
фабрично-заводского ученичества. Там мож-
но учиться и работалъ.

Я — старый пионер. С 1929 тода. Я
люблю пионерекую организацию и всегда
эхотно выполнял поручения. Это не мешало
занятиям, потому что свободного времени
оставалось много, и я массу читал.

- И. РЫЖИК.
Учении УНП класса шиолы № 18
Баумансного района.

Bex

«Стройка... вверх. Далеко видна.
Это. что-то многоэтажное.

Дом ли? Пола! И вдруг ноняла,
Это... aloe... важное».

— Видите,— сказал, подмигнув, Алек-
сандр ович,—— девятый клаос не ра-
зошелся @ седьмым.

Вак это сказано у Люси?—<В торже-
стве человеческой мысли и в радости на-
ших побед!..» Вот, оказывается, в чем
дело.

Александр Семенович походил: по ком-
нате, заложив руки за спину. Рыло уже
поздно, и он, конечно, очень устал. В
шестьдесят лет трудновато итти в ногу е
этим молодым поколением.

— А это Чья карточка?—епросили мы.

На столе в простой рамке стояла фото-
графия какой-то молодой группы. На фо-
тографии карандашом было написано:
«Мои любимцы». ‘

— 910 и есть седьмой класс. Вее они
здесь. Вот Женя, вот Светлана, not Anema
Зариков. Только эта карточка со значе-
нием.

— A x0?

— Если они поступают неправильно
или учитьея начинают скверно, то карточ-
ка отсюда убирается. Правда, это редко
бывает. Лучший класс... краснознаменный.

— Но. все-таки бывало?

Как же! Недавно я убрал карточку.
Пронюхали. Пришли. И так, как будто бы
между прочим, спрашивают:

Александр Семенович, где наша кар-

№

точка?

— Бак где?— говорю.—В альбоме.

— Почему же это?

— Я им об’ясняю, что на столе У меня
карточки лучших друзей, которые меня по-
portal и с которыми у меня общий язык

— А мы?— говорят.
tah A BE,—orseyaio,—ner. Barra у нас
а, а теперь вся кончилась. Учит
вы плохо. an
— И что вы думаете, исправились. Те-
a See на прежнем месте.
чексанлр. Семенович хитро улыбнул
и добавил: ee me
— Я им всегда говорю: пошалять мож-
но, и покричать, и поозорничать. Но учить-
ся должны отлично. «Неуды»—этого я. не
прощаю и прощать не буду. Как хотите
& это— самое важное. :

Т. ЛЕОНТЬЕВА.

ВЕТОВ. РСФСР,

ШКОЛЬНОИ МОЛОДЕЖИ—КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

13 ЯНВАРЯ 1935 Г., @ 13 (6259).

МОП, СЫН-— РЕДАКТОР
ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ,

Я на производстве — 20 лет, член пар-
тии, член районного совета. Зарабатываю

5300 ‚рублей-в месяц, Муж комапдирован в

политотдел на травспорт. {2%

Муж был контужен на войне. 4 годз он
был” дворником. Мы жили в подвале, еы-
ром и холодном. Сейчас у нас квартира х
всеми удобствами в новом доме.

У меня хвое детей. Сын учится в’ воеь-
мом классе, дочь — в пятом.

После постановления ЦЕ партии школа
перестроилась, и на детей больше стали 06-
ращать внимания. Но главный недостаток
в 10м, что нехватает учебников и литера-
туры. Часто бывает так: приходит ребенок
ломой, надо готовить уроки, а он ничего не
лелает. Оказывается: «Это сделал, это ед?-
лал, а этого не могу, потому что одна
книжка на троих, сейчас побегу к Манечке,
к Танечке, и если они приготовили урох,
то дадут книжку мне», Нехватает книг по
истории, а урок задают, и если не выпод-
нишь, учитель говорит; поищи книгу у
соседа. Год проходит, & дети предмета не
изучили, :

Недаюно у нас был Л. М. Наганович. Мы
рассказали ему о том, что слабо поставлена
массовая работа с детьми, Дети много вре-
мени проводят зря. В выходные дни 6 ни-,
ми не‹ведут никакой культурно-просвети“
тельной работы, они ‘без толку болтаютсл
дома. Мало развлечений, дети не ходят в,
театры, мало лекций для них.

Неправильно поставлено в школе пита-

ние. Например, пришел ребенок учиться в
первый класс, ему 7 лет, он не в состоя-
нии с’есть школьный обед. Наряду © на
учится ученик 9-го класса. Он получает
тот же самый обед. Надо подразделять
ребят разных возраютов и кормить их п
обезличенно.
’ Сын мой учится в 8-м классе. Учится on
хорошо, но он какой-то одиночка, и мие
это не нравится, может быть потому, что
я вама выросла на фабрике. Там, если чего
не знаешь, спросишь: если плохо делают,
помогаешь другим изжлть недостатки, 8 в
школах этого нет. 9то—больнюй минус.

Сын мой. — редактор школьной газеты:
С 8 лет начал читать газеты. Сейчас ре-
гулярно ‘читает «Комсомольскую правду»
и «Правду». Часто он меня информирует в
событиях. В день убийства тов. Кирова я
работала в ночной смене, и сын думал, чо
я не знаю об этом. Прихожу домой и смот-
рю: на комоде лежит экстренный выпуск
стенной газеты. Он говорит, что нё спал №
3 часов ночи, делал стенгазету и положил
на видное место, чтобы я узнала 00 убий:

стве тов. Кирова.
ГУЛЮТИНА.
Прядилыцица Трехгорной ману“
—о—+

Покажите” в” литературе
советского учителя,

(Письмо. писателям).

Я учитель, но не тот, который знала
читателю по старой литературе. Старые
писатели, будучи почти вее из привиле-
тировачных классов, смютрели на учителя
свысока, небрежно, по-барски, и если ино“
гда говорили о нем, то не иначе, ках топ-
KO 0 его плохих сторонах. .

Образа учителя, как мастера, формирую-
щего человека, в литературе. до революция
дало не было. А в начпи дни, после реж-
люции, как показан учитель?

Надо прямо сказать, что вы, товарящи
писатели, позаимствовали свой - взгляд 1
учителя у старых писателей. Нельзя, ко-
нечно, сказать, что вы совсем не говори
Te 06 И Говорите. Но о каком учи-
теле? 0 том, который является нашим в93-
Tom? Вы показали людей, создавших чз-
рующую нашу действительность. Но нас,
Учителей, не показали, — как будто. мы
только свидетели эпохи... Это не так! Ты-
сячи и десятки тысяч хороших, нредан-
ных делу партии учителей работают в с-
ветских ‘школах.

Вонтрреволюционеров, агентуру класло-
вого врага и тех, кто попал в ряды учя-
тельства случайно, разоблачать надо. №
вместе е этим надо показать и подлинао
советекого учителя, как он воспитывает
молодое поколение, показать, что’ он совер-
шенно несравним с Беликовыми (repoit pac-
сказа Чехова) и им подобными. Показать,
наконец, что в нашей стране учитель дей-
ствительно стоит на той высоте, на кото-
рои он не стоял и не может стоять в ва-
питалистических странах. Мы форм
руем человека, его психику и кул
туру. Мы пробуждаем`и выращиваем в нем
те качества, которыми гордимея не только
мы, но и вы, и вся советская обществен-
ность. Я не хочу ‘сказать. что это делают
исключительно учителя, но роль учителя
B этом огромна. Й вы должны показать,
как мы сираваяемея с этой ролью. Ум
живем в стране, где качество  являет“я
важнейшим мерилом. Почему же вы. №-
роге товарищи писатели. не показали 10
сих пор качества нашей учительской pa-
боты? Почему вы не’ покажете нашу 13-
дость, горлость, счастье? Вобтитывать #9-
вое поколение в новой, еще невитанной
стране, для новой, замечательной и яркой
жизни— это очень большая ралость. Пока:
жите это. покажите так, чтобы это было
ясно и понятно каждому.

Показана ли в литературе школа? Вель
показать ее нало! учнтедя и ученлка!

«Дневнике Кости Рябцева», в «Ре-
публике Шкид» показаны школа п учени-
ки 1925—1927 тг. Похожа ли на чих
школа’ сегодняшнего дня? Ни в какой #е-
ре. Говорят 0б этом многие и много. а вот
показать новую школу желающих пока
нет. А между тем в этом теперь большая
потребноеть, и не только лля школы, учи-

теля и ученика. но и для миллионов. роди
телец,

А. С. ЛЯМИН,

Учитель Ш.-Бугранской неполной
средней шкопы сарэтовсной сель-
скохозяйственной зоны, Саратовско-
го края.

ча

Я