26 декабря 1943 г., № 305 (1563)

i

КРАСНЫЙ ФЛОТ —   т

ГВАРЛЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ

В смертельных боях с врагом у лет-

чиков нашей дивизпи, защищающих Бал-
тику; родились традиция, нынё ставшие
священными и нерушимыми для каждого
трардейца-истребителя.

На этих традициях воспитываются мо.
зодые летчики. Она учалея Ha примере
зучшах, -обогащая свое мастерство, умно-
жая боевую
Бессмертные подвиги старших  товари-
щей, подвиги героев, павших смертью
храбрых, вдохновляют молодых летчиков.

ЧТетчик-гвардеен воюду ищет боя с
врагом, навязывает ему бой. С такой
мыслью гвардеец поднимается с аэролро-
ма, появляется нал районами, занвлтыми
противником, летит навстречу врагу, ед-
ва услышав шум его моторов нах намей
землей.

Однажды, когда летчик Бринько нахо-
дилея в воздухе, в его моторё не работах
один цилиндр. В воздухе появился само-
лет противника. Бринько на неисправном
самолете, у которого дымил и чадил мо-
тор, погнался за врагом, настиг его ис
первой очереди сбил:

У гвардейца Татаренко почти не было
боя, в котором он и его питомец не сбили
бы самолеты противника. Однажды, идя
в0 главе четверки истребителей Татарен-
хо встретил шесть немецких бомбардиров-
щиков. Разгорелея яростный бой, к кон-
цу которого 5 <Юнкереов» догорали на
земле. Истребитель Татаренко за 20 60е-

_ вых дней лично сбил 12 фашистских ca-

„молетов.

Примеры боевой деятельности бывалых
летчиков увлекают молодых. И они, при-
шедиие в части на втором и третьехж году
войны, также неотступно ищут врага,
завязывают ему свою волю и поражают
его. Такими показали себя молодые лет-
чики Тевченко, Шилков, Рябушкин, Фе-
дорин, Бычков,

Суворовекое правило —— воевать не
числом, а умением — стало отаячитель-
ной чертой воинской выучки летчика-
тварлейца. :

Шесть истребителей. ведомые Героем
Советского Союза гвардии капитаном Цо-
колаевым, во время барража были неожи-
танно атакованы восемью «Ме-109». Дет-
чики Цоколаева вступили в бой с немцами
и, умело взаимодействуя, сбили четыре
«Me-109>. B этот момент к линии фрон-
та подходили еще две труппы «l0-87>,
числом до 15. У наших гвардейцев горю-
ues и боеприпасы после длительного пре-
бывания в воздухе были уже на исходе.
Bee же Поколаев вновь собрал вею групну
и повел ее в лобовую атаку. Снова заго-
релась жаркая схватка, в результате ко-
торой немцы  недосчитались пяти
«Ю-87». Поколаев со своим ведомым Ге-
расименко сбил два «Ю.87» и два
«Мв-109». Нз успели гвардейцы собрать-

ея. чтобы лечь на обратный курс, как в,

районе боев показалась еще одна группа
бомбардировщиков противника. И хотя
патронные ящики у советских истребите-
лей были уже пусты, все же летчики

‚ не ушли. Цоколаев собрал всю группу и

сомкнутым строем двинулся против нем-
цев, Фрицы, сбросив бомбы на свои же
войска, поспешили удрать. В этом bow
щести советских истребителей против 23
немецких самолетов враг потерял 9 ма-
мия. Налки летчики вернулись без потерь.

В другом случае. 13 самолетов против-
ника пытались прорваться к Ленингра-
ду. Семерка «чаек», ведомая ныне Героем
Советского Союза гвардии капитаном Ба-
туриным, сбила 3 бамолета противника,
остальных обратила в бегство, не лопус-
тив к Фенинграду. Гвардии майор Горба-
чев один в течение 20 минут дрался про-
тив шести истребителей противника.

Богха все патроны были израсходова-
ны, & самолет загорелся, Горбачев тара-
пил противника, сбил его, сам же спустил
ся на парашюте.

Четчики Балтики с восхищением вепо-
минают, как гвардии подполковник Ни.
китин, будучи ведущим шестерки «И-16»,
отражал налет 10 80 вражеских бомбарди-
Товщиков. Бой закончился тем, что фа-

ВЕНЕ

РЕНО ЕВЕ ИЕ

Авторитет

Грутпа наших самолетов, вылетевшая
в боевую операцию, повстреналаеь 6
«Мессершыиттами-109>. Врагов было
больше, чем наших истребителей. Не-
смотря на это, лейтенант Ткачев ринулея
им навстречу и врезался в самую гущу. В
ожесточенном бою он проявил незауряд-
ную смелость. Но, вернувшись © полета,
не встретил ни одобрения, ни похвалы.
Командир эскадрильи сухо спросил его;

— Товарищ лейтенант, вы не забыли,
хакое имели 606806 задание?

— Her, we забыл, товарищ командир:
сопровождать звено «Петляковы-2» Ha
бомбежку вражеских об’евлов.

— А если не забыли, то как могли вы
ввязаться в бой, бросив бомбардировщи-
хов на произвол судьбы? Вам было пору-
чено охранять их. А вы что сделали?
Показали свою лихость? А кто должен
был защищать «Петляковых-2»?

Ткачев смущенно молчал. В его постун-
хе проявилось отважное стремление ис-
требителя завязать бой в противникум
даже тогда, когда тот гораздо сильнее.
Но, ввазавшиеь в бой и бросив бомбар-
дировщиков, лейтенант ‘Ткачев совершил
проступок, который мог кончиться тра-
гически,

Истребительная часть, где служил Тка-
чев, имела особый «профиль» — сопро-
вождать и охранять «Нетлаковых-2» и
«Ильюшиных» во время бомбежек м
штурмовок. о Однако влюбленные в 0806
дело летчики-истребители ценили большие
всего уничтожение вражеских самолетов.
Количество сбитых было главным, если
не слинственным, критериём MCKYCOTBS

летчика, его заслуг, его доблести. A
«обычное» сопровождение  бомбардиров-
щиков и штурмовиков казалось делом

почти будничным, лишенным ореола. В
esol личный счет летчик даже не зано-
сил числа вылетов ва сопровождение.
«Ето сколько сбил» — вот что его инте-
ресовало.

Как и в случае с Ткачевым, в этом от-
ражался пылкрй дух подлинных истреои-

ВЕНЕТО

шистокая армала была рассеяна, пять
«Ю-88> сбито.
Это не отдельные эпизолы ^ воздушных

боев, в которых тот или другой летчик в
большей или меньшей мере проявляет
вв0в мастерство, — это выработавшийся
 установившийея етиль гвардейцев.
Для летчика-гвардейца любовь к коман-

славу балтийских асов.  лиру воплощает в себе не только высокую

дисциплину, но и непоколебимую веру в
воинское мастерство руководителя боя.
Бот почему во время воздушной схватки
с противником хетчик-гвардеец никогда
пе забывает, что его долг, его обязан-
ность — всеми мерами охранять жизнь
- командира, обеспечить ему возможность
командовать, руководить боем, безукосни-
тельно выполнять его приказания.
Вспоминается такой эпизот. Восемь
потребителей пох командованием Героя
Советского Союза Цокотаева отражали на-
`лет 50 «Юнкерсов» и «Мессершмиттов».
В разгар боя к шедшему в лобовую ата-
ку против «Ме-109» Цоколаеву полкрал-
ся немецкий истребитель. Положение со-
здалось опасное. Тогда летчик Стрельни-
ков бросился на выручку командира. Рис-
KYM собетвенной жизнью, он выбил Из-
под хвоста командировкой машины немец-
кий истребитель и повредил его. Цокола-
ев тем временем расправился с «Ме-109»,

на которого шел в атаку. Благодаря само--

отверженности ведомых и умелому руко-
водотву боем со стороны ведущего было
сбито 10 бомбардировщиков и истребите-
лей противника. :

Геропческую самоотверженность проя-
вил молодой летчик Мочабели. Увидев
Бомандира в опасности, он подставил свой
самолет под огонь противника и тем са-
мым спас жизнь гвардии капитана Бату-
рина, ныне Героя Советского Сотоза, На
изрешеченном самолете Мочабели вернул-
ся на аэродром и отлично произвел посад-

RY.

Твардейцы дорожат своими машинами
и даже в пылу боя не забывают о том, что
вверенную им боевую технику нужно бе-
речь и сохранять для дальнейшей борьбы.

Таков стиль наших зетчиков-гвардей-
цев, таковы ах традипии. Эти традиции
рождались и закреплялись в многочислен“
ных боях. С первых дней Великой отече-
ственной войны гвардейцы провели более
двух тысяч воздушных боев и сбили за
это время 773 вражеских самолета. ‘Нани
летчики потопили 148 вражеских кораб-
лей. В операциях 10 наземным целях
уничтожено 100 танков, 40 танкеток,
1134 автомашины, 571 повозка 149 ору-
дий, 310 пулеметов, 58 железнодорожных
вагонов, 5 паровозов, 11 складов с бое-
припасами и горючим. Истребители-гвар-
дейцы уничтожили несколько тысяч фа-
шислеких солдат и офицеров. 3a достиг-

нутые боевые успехи наша дивизия уд-1-

стоилась почетного звания 1-й гварлей-
ской. 16 летчикам присвоено звание Ге-
роя Советского Союза, 623 человека на-
граждены орденами и медалями  Совет-
ского Со10за. :

Воинекое мастерство летчика-гвардей-
ца освящено патриотических чувством
любви к родине. преданностью делу пар-
тии Ленина — Сталина. Великие идеалы
ведут в бой наших сталинских соколов,
внунгают им жгучую ненависть к немецко-
финоким мерзавцам. «Мы армию нашу ра-
стили в сраженьях» — говорится в новом
государственном гимне Советского Союза.
В этих сраженилх мужали балгийские
летчики, становились гвардейцами, рожда-
лись славные гвардейские традиции.

В грядущих боях за освобождение 0
немецких извергов Ленинградской обла-
сти, Латвии, Эстонии, Карело-Финской
республики на долю истребителей-гвар-
дейцев Балтики выпадет большая боевая
работа. ‘ :

Принимая гвардейское знамя, летчики-
истребители поклялись свято хранить 00-
евые традиции гвардии, умножать ее сла-
‘BY новыми подвигами. Слово свое гвар-
дейцы держат крепко.

Гвардии подполковник П. РОЙТБЕРГ.
Краснознаменный Балтийский флот.

тало неприетупными

скима партизанами.

Еще не так давно, до наступления,
наш передний край южнее  Невеля
проходил по восточным берегам нееколь-
ких озер, расположенных неподалеку хруг
от друга. Германское командование ечи-
свои позиции На
этом участке фронта, так как узкие про
отранства между озерами, по которым
могли бы пройти наши части, проетре“
ливались не только мощным  фровталь-

ным, но и фланговым огнем немецкой.

артиллерии. Однако. одна наша часть
сделала то. что казалось почти невоз-
можным. Неожиданно дая противника
она обрушилась на него веей мощью сво-
ето огня, прорвала оборону на участке,
где этого меньше всего можно было жи
дать, и стала выходить к важным онор-
  ным пунктам в тылу неприятеля. В 00-
разовавшуюся узкую брешь хлынули пе“
хотные, танковые,  кавалерийевие под”
разделения, потянулиеь обозы и AaBTO-
колонны е боеприпасами, горючим, фу-
разжом, продовельетвием.

Территория прорыва ежедневно увели“
чивалаеь, но путь, по которому зо
снабжение всем необходимым выдвинув“
щихся вперед войск, попрежнему лежал
через узкую
Пытаясь ликвидировать наше настунае-
ние и отрезать прорвавшиеся советские
войска, немцы. подвергли дорогу oate-
сточенвому  перекрестному  артиллерий-
скому обстрелу. ]

Еели внимательно присмотреться Е
местности, то почти Ha каждом mary
можно увидеть запорошенные енегом BO
ренки — следы непрерывных  отневых
налетов. Пехотиннам и кавалеристам, во-
дителям машин и танков нужно было 0б-
задать ‘крепкими нервами, Чтобы пройти
этот короткий, но опасный отрезок пути.

Но еще больше мужества  потребова-
20сь от скромных, незаметных тружени-
вов войны--дорожников. Каждое прямое
попадание снаряда выводило дорогу из
строя, могло задержаль движение колонн,
`подброску резервов. Дежурившие здесь

дни и ночи ремонтники из дорожно-9ко- ‘(Сиец. корр. ТАСС).

горловину между озерами.

Действующая армия: Немецкяй эшелон с грузамя, пушенный нод откос белорус-

Фото Е. Полшивалова (ТАСС,.

Дорога наступления

плоатационного батальона майора Редь-
кина тотчас же бросались к воронке с
яопатами, носилками со щебнем и пес-
ком, и моментально по отремонтирован-
ному участку снова восстанавливаловь
движение,

Не добившись результата от артилле-
рийского обстрела, немцы решили 347
врыть горловину. Для этой цели они
сконцентрировали на небольшом участке
фронта превосходящие силы. В бей была
брошена пехота и 80 танков. из них 20
«Тигров». Но противник вновь просчи-
талея. В этот день немцы оставили на
поле боя 47 подбитых и сожженных тан-
ков, сотни трупов своих солдат и офи-
церов, но дорогу перехватить не смогли.
И сейчас еще все напоминает здесь 06
этом сражении. Занесенные снегом тут и
там стоят в лощинах и на пригорках не-
мепкие танки со снесенными башнями и
перекошенными стволами орудий.

Во время боя поток машин и людей.

пришлось направить по проселочной до-
роге. Она лежала межлу двумя озерами
и пересекала протоку, через которую был
перекинут узкий деревянный мост. Не-
мецвие артиллеристы  пристрелялись Е
мосту, тяжелые орудия врага метоличе-
ски обрушивали на него снаряды. Но не
успевал рабсеяться дым от взрыва енал

ряда, как к месту повреждения бежали с.

бревнами и досками бойцы MocToeTpon-
тельного батальона инженер-капитана,
Тарасова. Работая под непрерывным от-
нем противника, строители обеспечили
безостановочное лвижение по мосту.
Сейчас эта дорога уже потеряла свое
первоначальное значение. Немецкие пд-
зиции отброшены отоюда на многие ки-
лометры, и советские войска, продвинув-
шись вперед, приобрели прекрасные KOM
муникации, Но никто не забудет о же-

‘стокой борьбе в проходах между озерами.

о борьбе, обеспечившей налим войскам
успех на широком участке фронта.
_. Е. КАПЛАНСКИЙ.
1-й Прибалтийский фронт, 25 декабря.

Военные рационализатовы

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 25 де
кабря. (Спец. корр. ТАСС). Свыше rica
чи предложений внесли за время отене-
ственной войны рационализаторы и из0б-

ретатели частей противовоздутнной оборо-
ны Ленинградского фронта. Итоги
большой работы подводит выставка, oT”
крывшаяся в клубе Н-ской части.
собраны наиболее ценные работы
леристов, прожектористов,
связистов.

артил-
аэростатчиков,

партийной организации

телей. В специфических же условиях
части жажда истребительных нобед при-
обретала характер недооценки задач с0-
провождения, что было неправильно, да-
же вредно. И партийная организация co
всей остротой поставила об этом вопрос.

Доклад сделал капитан Меркулов.

— Кого воспитывает наша часть?
AcoB или мастеров сопревожде-
ния? Конечно, каждому  истребителю
свойственно благородное — стремление

стать асом. Но в условиях боевой рабо-
ты нашей части мы воспитываем He
асов, а мастеров сопровождения, Mar
стеров не исключительно нападения, &
главным образом защиты и охраны на-

ших бомбардировщиков и штурмовиков.

А разве это менее благородная задача?

Меркулов напомнил случай с летчиком
Чернышенко. Четыре наших - самолета,
охраняя бомбардировщиков, вступили в
бой с шестью, «Фокке-Вульфами-190».
Тетчик Черныпненко, чтобы спасти ох-
раняемый им бомбардировщик, подставил
себя под удар немецкого истребителя.
Чернышенке пожертвовал собой. Бом-
бардировщик остался невредим и успели
но громил немецкие об’екты.

— Вот пример доблести! Не вообще
быть храбрым, не вообще нападать на
врага, 8 быть верными стражами бомбар-
дировщиков и штурмовиков, обеспечить.
их удары по немецким бандам. -

Партийное собрание оставило тлубокий
след в сознании летчиков части. Образ
самоотверженно погибшего Чернышенео
стоял перед их глазами. :

Партийная организация не ограничи-
лась партсобранием. Изо дня в день ком-
мунисты и партийный актив раз ясняли
особенноети боевой деятельности части,
се задачи, и через некоторое время с не
хоопенкой сопровождения было пожон-
чено раз и навсегда. В части заве-
ден огромный щит, на котором на-
ходятся фотографии Bcex летчиков ¢
личных боевым счетом под каж
дой фотографией. На первом месте

боевого счета обозначено количество со-

провождений. Например: :
Старший лейтенант Ломанин:
Боевых вылетов — 470,
Сопровождений — 168.
Воздушных боев — 51.
Сбитых лично самолетов — 7,
Сбитых в группе самолетов — 16.

Старший лейтенант Павлов:

Боевых вылетов — 470.
Сопровождений — 209.
Воздушных боев — 939..
Сбитых лично самолетов — 4.
Сбитых в группе самолетов — 4,

и

‘St

OrpoMHYy! пользу принесло вмешатель-
ство партийной организации и в другой
вопрос принципиальной важности, свя-
занный в введением в строй новой мате-
риальной части,

Преимущества самолетов типа «Яков-
лев» перед старыми хотя бы в скорости
общеизвестны. Но освоение новой мате-
риальной части-—дело сложное. Не сра-
зу можно научиться выжать веё из новой

машины. В течение некоторого времени  .
летчики, летавшие попрежнему на при-

вычной и великолепно изученной мами-
не, сбивали больше немецких самолетов,
нежели летчики, пересевшие на «Яки» и
только еще начавшие их осваивать по-
настоящему.

Между тем настал момент перейти на

«Яки» и чем, кто летал и& старых

машинах. В stor переломный °пе-
риод у части летчиков появились
своеобразные «консервативные» настрое-
waa. Они любали свои машины,
немало блестящих боевых успехов
одержали на них, и кое-кто начал так
рассуждать: «Мы еще многое можем вы:
жать из старой техники. Пусть молодые
летчики сядут на новые машины, & мы и
на старых не отетанем».

Партийная организация решила ocy-
дить эти настроения со всей прямотой и
резкостью и внести исчерпывающую яс-

этой

Здесь

По инициативе стариего лейтенанта Ар-
хипова и капитана Ольховского сделана
установка для связи между приборами,
что увеличивает точность огня по воздунг
ному противнику. Предложение старшего
лейтенанта Протасова’ позволяет точно
учитывать влияние ветра при стрельбе.
Интересны изобретения Желтова — при-
бор для проверки точности работы слуха-
чей, старшего сержанта Юзова— усили:
тель для телефонной связи и Др.

ность в вопрос об освоении новой техни-
ви. На партийном собрании была безого-
ворочно осуждена болзнь трудностей,
связанных © необходимостью  переучи-
ваться. Истребитель нового тина обладает
блестящими тактическими и технически-
ми преимуществами. Эти машины на-
много усилят нашу воздушную мощь и
умножат наши боевые успехи в том
случае, если летчики . овладеют ими В
совершенстве. Надо мобилизовать всю
энергию, чтобы быстрее справиться 6
этой задачей.

Технико-тактические преимущества но-
вых самолетов были разобраны со всей

тщательностью. После нартсобрания ком-

мунисты с утроенной энергией взялись за
освоение новых машин, показывая при
мер остальным летчикам. 2
Помогла и популяризация боевого
опыта других авиачастей, летчики кото-

рых сражались на таких же машинах.
На
строения исчезли, и боевые успехи части  .

В результате «консервативные»
на новых машинах быстро ношли в
гору. Летчики части стали искусными
воздушными мастерадеи. «Яков».

Партийная организация установила
прекраеную  правтиву
вдумчиво разбирать волнующие летчи-
ков вопросы, Всем авторитетом партий-
ного коллектива она воздеиствовала на
отдельных товарищей, воспитывала их,
выправляла промахи и ошибки.

В подразлелении, которым командовал
старший лейтенант Павлов, был команди-
ром звена старший лейтенант Р. Павлов
был искуснее его как пилот, нот. Pp,
превосходил ero m0  лотному ста
жу и в глубине у
нев опытных, чем Павлов. Между ними
пошли нелады. Дело заключалось не
столько в нарушениях служебной  дис-
циплины т. Р., сколько в неправильном,
болезненном взгляде его на свои отноше-
ния к командиру подразделения:

Из заседание партийного бюро вызва-
ли обоих. Разговор был прямой, OTKPO-
венный и товарищески резкии. =

`— Ты ч10 же думаешь, — «нажи-
мал» нат. Р. командир части, — что
таким поведением улучшишь мнение 0

полно изучены

— ‘ изучать и

души считал себя не ме-

Q противотральной стойкости немецких

морских мин

Состояние и тавтико-технические дан-
ные немецкой минной техники достаточно
специалистами Военно-
Морского Флота. Выяснены некоторые
‚тонкости, подчеркивающие особенности
использования мин. К ним можно отнести
свойственные всем конструкциям два са-
мостоятельных тактических элемента.
Один из них назовем живучестью, а вто-
рой — противотральной стойкостью. 0ба
они очень важны, имеют много общего,
но и отличны друг от друга. Эти элементы
нельзя не принимать в расчёт при разра”
ботке средотв борьбы. \

Под живучеетью обычно понимается
способноеть мин противостоять тральным
бредетвам, Такое определение безусловно
правильно, когда речь идет о старых 06-
разцах. Но эта формула далеко не полна
при оценке мин последних типов.

Раньше степень живучести практиче-
ски определялась присутствием
тарных технических средств. Вначале это

был сдвоенный минреп, позднее отрезок
цепи, введённой в ходовой конец минрепа,
буфер, конструкция соединения минрепа
и, наконец, противотральные приепособ-
ления в виде специальных кошек, реза-
вов, пропускателей ит. п. Все эти вле-
‘менты едва ли делали мины более живу-
чими или увеличивали их способность
противостоять тралам. Если исключить
кошки, резаки, пропускатели ит. п., то
единственно действенной являлаевь цепоч-
ка, которая неё позволяла резаку перере-
зать тралящую часть. Но и этот элемент
был пассивным. Он предназначалея для
сохранения мины, не воздействуя актив-
но на трал.

Самая живучесть, как понятие о сло-
собности сохранять боевые качества пос-
ле длительного пребывания в воде, на за-
данном углублении, является функцией
прочности минрепа и сочленяющихся с
ним углов. Известно, что немецкие мины
старых конструкций именно в этой части
были очень мало надежными. 06 этом
свидетельствует большое число плаваю-
щих на поверхности воды, оторвавшихся
от якорей мин.

Разрабалывая конструкции, применяе-
мые в современной войне, немцы пред-
приняли многое, чтобы увеличить спо-
собность мин сохранять боевые качества
на более длительные сроки. Нротивник
отказался от спаренных минрепов: нахо-
дясь под водой, они соприкасаются друг
с другом и быстро перетираются. Немцы
применили несколько новых конструкций

лизации резервов на Танкосгроятельных
заводах. Наибольший ‘эффект дало внед-
пение поточной системы. Этот метод
особенное птирохо применяется в механи-
ческих цехах, На поток переведена обра-
ботка основной маесъыг деталей. Благодаря
этому на Кировеком заводе, Уралмашза-

Социалистического Труда тов. Максарев,
выпуск частей и узлов машин возрос на
55—60 процентов.
На поточные методы перешли и броне-
  корпусные цехи. На заводе, где директо-
ром тов. Максарев, работает конвейер для
сварки танковых корпусов. На всех заво-
дах стационарная сборка танков замене-
на конвейерной. :
Помимо крупного  производетвенного

ряд других рационализаторских меропри“

элемен-`

эффекта внедрение поточной системы и.

заграждения

буферов — пружинный, масляно-поршне-
вой, телескопический, резиновый, пружин-

но-многоступенчатый и другие, передела-

ли конетрукцию присоединения минрепа.
Они подбирали наиболее выгодную форму
корпуса, добивались увеличения остаточ-
ной пловучести, Попыток было много, но
заметного увеличения длительности Ooe-
вой службы мин под водой они не при-
несли.

В большинство конструкций контакт-
ных якорных мин было введено нрисно-
собление, взрывающее мину после отрыва
её от минрепа и всплытия на поверхность.
Мина, выставленная в море и вопаываю-

щая, не Чолжна мешать движению и ма-

невру своих кораблей. Цель этого при-
впособления — не демаскировать загразж-
дение, облегчить звукометрическое на-
блюдение заним, морально воздействовать
на экипажи тралящих кораблей.

Вее указанное выше призвано обеспе-
чить группу тактических требований, o6’-
единяемых понятием живучести мины, её
способности сохранять боевые свойства
после длительного пребывания пох. водой.

Совершенно другую группу тактических
требований составляет протизотральная
стойкость. Наиболее ярко выражено это
новое понятие для контактных мин в гоф-
рированной трубке, нбдрывном патроне
на минрепе, перебивающем тралящую
часть, и пр. Такие приспособления выво-
дят из строя трал при встрече с миной, В
неконтактных минах этой цели служат
приборы кратности, механизмы срочно-
ети и другие приспособления. Они взры-
вают мину при изменении гидростатиче-
ского давления, при падении на берег и
на мелкое место, защищают её от близ-
ких взрывов.

Немцы, рассчитывая на скоротечную
войну, пренебрегали способностью мины
долго находиться под водой. Вводя но-
вые средства минной войны (неконтакт-
ные мины), они уделяли основное звнима-
ние активному воздействию на тральные
средства. Подтверждение этому можно
найти при анализе тактико-технических
данных немецкого минного арсенала, в
котором большую часть составляют
средства для борьбы с мелкосидящими
кораблями и тралами. Имеются три типа

минных защитников, два из которых —

многократного действия. Ограждая такой
противотральной зашитой большие  ми-
ны, немцы стараются обеспечить им нор-
мальные сроки живучести.

Инженер-майор Г. ЛЕБЕДСНОЙ.

ТАНКОСТРОНТЕЛИ МОБИЛИЗУЮТ РЕЗЕРВЫ

В Наркомат танковой промышленности   ятий позволили освободить в цехах зна-
подведены предварительные итоги моби-  чительную площадь.

Большая площадь, в частности, о680бо-

дилась 6 переходом на кокильное литье.

Кокиль на танковых заводах применяется
теперь для литья самых разнообразных
металлов: чугуна, углеродистой я легиро-
ванной стали, бронзы, алюминия. Этот ме-
тод дает значительную экономию. Отлив-

воде и на заводе. где директором Герой   ка только четьгрех стальных форм на од-

ном танковом заводе позволила сберечь на
каждом комплекте 1580 килограммов
жидкой стали, более 8 кубометров формо-
‚вочной смеси. 1800 литров кислорода и
300 литров ацетилена. При этом пройзво-
дительность труда возросла на 300—400
процентов.

На ряде танковых заводов унифициро-
ваны технологические процессы отливок.
Это нововведение дает на каждую тысячу
машин экономию в 4 миллиона 250 тысяч
рублей. -(ТАСб).

КНИГА О ПОЛКОВЫХ ГЕРОЯХ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 25 декабря.
(Спец. корр. ТАСС). Немцы окружили на’
блюдательный пункт, на котором ‘нахо-
дился комсорг полка Павел Золотухин.
Перед ним был выбор — сдаться в плен
или погибнуть смертью героя.

— По моему наблюдательному пункту—
огонь! — скомандовал он. Отважный воин

EE Sra bien Agri ЕЕ ELEY AE EB OIE

себе командования и товарищей? A
знаешь золотое изречение: «Вто не уме-
ет подчиняться, TOT не умеет и коман-
довать»? Мы очень хорошо видим, что
ты перерос обязанности командира
звена. Но напрасно думаешь, что тебя
скорее выдвинут, если будешь так HO-

будеть упоретвовать, не будешь поддер-
живать авторитет командира подраз-
деления, придется, может быть, и снизить
тебя. Ведь ты великолелно знаешь, что
старший лейтенант Павлов — замеча-
тельный летчик, что им гордится вся
часть... Ну, скажи сам, украшает ли твое
поведение звание советского командира?

Тов. Р. сильно переживал упрёки коман-
дира части и остальных товарищей. Ко-
гда ему дали слово, он призналея, что
поступал неправильно, действовал, не
задумываясь, подчинялась настроению и
ложно понимаемому самолюбию. Сейчас он
многое передумал и оценил по-другому.
Самое замечательное то, что после
` этого разговора на бюро тт. Р. я Навлов
сильно подружились. Не один бой с
вражескими летчиками они провели кры-
лом к крылу, защищая друг друга и вме-
‘ств напцадая на врагов. -

Более тяжелый случай имел место с
летчиком Бакаловым. Выполняя боевое
залание, наши летчики попали под силь-
ный огонь немецких  зениток. Во-
мандир звена смело бросился в самый
огонь. & Бакалов, го ведомый, летчик
молодой и мало оботрелянный,  расте-
‘рялея и отвернул в сторону.

Бакалова отстранили от полетов —
наказание для летчика самое страшное.
Он терзался м томизея от бездействия ий
сознания своей ошибки. Затем его вы-
звали на бюро. Летчик Ткачев напомнил
ему подвигы смельчаков, завоевавтих
‚ славу части. Многие из них погибли

} смертью храбрых, защищая честь части,

советской авмация, родины. А что сде-
зал Бакалов?.. oe

Бакалов не выдержал. Слезы полились
из его глаз. Но кикто не удивлялся. Все
понимали, что этими саезами кончился
волевой кризис, которому поддалея не-
опытный аетчик. Упреки коммунистов

ситься со своим самолюбием. Наоборот,

погиб, но с иным погибло и много врагов.

О подвигах Золотухина, Героев Совет-
ского Союза Александра Торцева и Саида
Алиева, о боевых делах многих молодых
воинов рассказывает рукописный альбом
«Книга героических подвигов  комсомоль-
цев Н-ского полка», выпушенный силами
бойцов и командиров части.

SR

не придавили его, а подняли, вдохну-
ли новые моральные силы. -

— Возьмите меня в 60й, — просил
Бакалов. — Зачем мнё убеждать вас сло-
вами, что я понял свою ошибку? Дайте
мне возможность показать себя на деле.

В первом же вылете ему пришлось
участвовать в жестокой воздушной
схватке. Бакалов дрался отлично. Веко-.
ре он был награжден орденом Красного
Знамени. Кроме самого Бакалова, все
забыли о минуте малодущия, которой он
поддался. Он завоевал уважение товари-
щей как храбрый, бесстрашный летчик.

Парторганизация не только выправ-
aia людей — она растила их, поднима-
ла. Пришел в часть молодой восемнадца-
тилетний летчик, младший лейтенант
уравлев. С каждым вылетом углубля-
лось его мастерство. Скоро он получил
‘орден Красного Знамени. Это был «безот-
казный» летчик. Длл него как будто не
существовале ни усталости, ни трудно-
стей. На земле он вел себя безукоризнен-
но. Скромный, подтянутый, выдержанный.
Тозарищи смотрели на него с любовью.
Многие говорили, что он превзошел иных
летчиков, имеющих гораздо больший лет-
ный стаж, что еще немного — и ему, мо-
лодому летчику, можно будет доверить
командование подразделением.

Партийная организация поручила ®у-
равлеву выступить с докладом «Мои сто
боевых вылетов». В части до сих пор
помнят этот исключительно  содержа-
тельный доклад. Без тени похвальбы и
без ложной скромности, об’ективно разо-
брал Шуравлев свой боевой опыт. До-
клад продолжался полтора часа. С не-
ослабным вниманием слушали летчики,
как подробно я поучительно анализирэ-
вал Муравлев допущенные им промахи
ий оплошности, как он разбирал различ-
ные варианты вражеской тактики и на-
иболее удачные свои маневры в боях.

Так парторганизация энокой истреби-
тельной части воспитывает и сплачивает
летчиков. Й вместе в ростом боевых yc-

‚ ехов части рос и укреплялся идейный и

моральный авторитет’ партийной органи-

зации.
Капитан Е. ДОБИН.