iE

я.

г

28 декабря 1943 г., № 306 (1564)

КРАСНЫ

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

На политбеседу о фашистских звер-
ствах собралея почти весь личный со-
став подразделения. Вел беседу парт-
орг т. Егоров. Он рассказывал о фа-
шистевом варваретве, какого еще He
знала летопись человечества, о страда-
ниях и горе советских людей на ок-
купированной немцами территории. Ка-
Жждый приводимый факт был яркой ил-
зюстрацией ипзуверства и звериной же-
стокости немцев.

Все, о чем товорил парторг, крепко
отлагалось в сознании его слушателей.
Баждый думал про себя: «Воздать мер-
завцам по заслугам за окровавленную
и поругажную родную землю!»

Бзволнован был и техник Михайлов.
Да и не могло быть иначе: на фронте
убит его брат, две сестры погибли в
Ченинграде в период блокады.

Егоров продолжал:
А есть у нас в полку такие
варищи, у которых должен быть свой
личный счет мести врагу... В примеру,
товарищ Михайлов. Ему, казалось бы,
надо быть в первых рядах, гореть, что
называется, на работе, & между тем,
как ни странно. Михайлов — один из
самых отстающих. У него несколько ди-
ецяпхинарных взысканий, трудового
усердия он не проявляет, работает ©
прохладцей. Так ли, товарни: Михайлов?

TO-

Тот молчал. Но ryctan xKpacka,  6n1-
стро’ расползавшаяся по обветренному
ину, и судорожные  взлрагивания век

товорили красноречивее слов. Товарищи
испытующе глядели на Михайлова...

Когда беседа кончилась, парторг ушел
вместе с Михайловым. Остались вдвоем.
Техник тяжелое дышал, порывалея что-
то сказать, но, видимо, не находил слов.

Егоров смотрел на него в упор.

— Чт0 же вы молчите?

— Мне стыдно...  CTHTHO... — 6
трудом, запинаясь, пробормотал Михай-
лов,

Там, где была разгромлена
немецкая группировка

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 27 декабря.
(Спец. корр. ТАСС). Мы пролетаем над
местами недавних  ожебточенных 6088.
Лесные массивы сменяются пологими
холмами с  извилистыми = оврагами,
многочисленными озерами с причудлавы-
ми очертаниями берегов. Обычная карти-
на: около выжженных деревень. У пёре-
прав через реки, в узких проходах между
хзерами, в лощинах и лесных просеках—
трулы развороченной вражеской техники,
тут и пушки, и танки, я вереницы рас-
пряженных повозоЕ с грузами, и зане-
сенные сугробами автомашины, тракторы,
вездеходы. зарядные ящики. Это все, что
осталось от немецкой труппировви, уни-
чтоженной нашими войсками.

„Вот как это произошло.

Советские части,  прорвав оборону
титлеровцев между озерами южнее Неве-
ря, прошли через узкую горловину и
оказались в тылу терманских войск. В
первые же дни наступательных Oboes
была захвачена у врага значительная
территория. Гитлеровекое командование
залумало перерезать горловину и TAKUM
образом зажаль наши подразделения в
«мешке»? и уничтожить их. Но moay-
чилось обратное. Героически  ототаивая
проход между озерами, советекие бойцы
продолжали углубляться в оборону про-
ивника, и вскоре в <котле» оказались
не советские, а немецкие части.

Неприятель бросил на помощь своей
группировке крупные силы пехоты,
танков и самоходной артиллерии, но все
контратаки этой группы немецких войск
были отбиты с огромными дая нее поте-
рями. Советские подразделения разру-
били гитлеровокие войска на несколько
Настей, а залем артизлериеты и танви-
CTH нарастающими ударами разгромили
очаги сопротивления немецких гарнизо-
HOB H уничтожили всех не пожелавших
сдаться и сложить оружие фашистских
солдат и офицеров.

Результаты этой операции мы видели

EES ЕЕ ЕВЕ ЕЕ СНЕСЕНА ae

й ФЛОТ

— Да, вам должно быть стыдно. Как
вы, советский гражданин и воин, м0-
жете спокойно предаваться отдыху, спо-
койно есть, спать и говорить © това-
рищами? Неужели нет у вас стремления
отдавать все силы боевому делу. чтобы
приблизить час возмездия и за личное
горе и за великое горе родной страны?!

Низко опустив голову, Михайлов глу-
хо ответил:

—Я стану другим, товарищ парторг...
Вы меня понимаете? Мы ненави-
дим и убиваем немецких извергов пото-
му, что аюбим свою родину, на которую
мерзавцы посягают. Но ведь и вы ee
любите!

Михайлов поднял голову. Губы ero
чуть дрогнули. Он с подчеркнутой от-
четливостью сказал:. :

— Люблю! И докажу. Упрекать меня
не придется....

Нарторг пожал руку Михайлова. Они
вернулись к землянке. С этого же дня
техник Михайлов горячо взялся за ра-
боту. Он сказал парторгу правду; yu-
рекать его уже было не за что.

ж*яя

Чем интересна эта политбесела? Парт. ет
орг Егоров взял тему очень актуальную,
удачно подобрал фактический материал,
ярко рассказал. Помимо того руководи-.
тель нолитбеселы сумел хорошо исполь-
зовать местный факт, слелать из него 0б-
общающий вывод. Й поэтому влияние на
слушателей оказалось достаточно  силь-
ным. Ценным было и завершение  кол-
лекливной беседы простым, дружеским
разговором  парторга с т. Михайловым.

Стремление руководителя беседы  до-
вести  воспитательное воздействие до
конца, самому убедиться в том, что
в луше товарища произошел желанный
перелом; — в этом смысл таких бесед.

_ Капитан Д. ДМИТРИЕВ.

Краснознаменный Балтийский — флот.
Командир БЧ-П корабля Н. старший
лейтёнант П. Подосиновиков успешно
подавляет батареи протавника.

Фото В. Фелотова.

Истребители танков

(Спец. корр. ТАСС). Боевая слава о рат-
ных подвигах истребителей Н-ской гвар-
дейской части идет от берегов Волги. Там
еще им не раз прихолилось останавливать
лавины немецких танков.

Битва за Днепром дала новые образцы
мужества и воинской доблести.

..Истребители вместе с пехотой про-
двигались вперед и под покровом ночи

нули пушки на крутые берега, затем вры-
ли их в землю. Это означало — дороги на-
зад нет. Днем и ночью не утихали бои,

На баларею старшего. лейтенанта
Мартьянова шло 15 танков. Подпустив их
на расстояние прямого выстрела, коман-
диры орудий Жигалов и Ламия открыли
интенсивный огонь и зажгли четыре тан-
ка. Остальные, вотретив столь упорное
сопротивление гвардейцев, повернули об-.
ратно и направились в обход. Опасность.
была велика. Гусеницы танков могли каж-
дую минуту вмять в землю и расчеты я
орудия, Но артиллеристы оставались на
местах. 05а орудия были разбиты снаря-
yawn, Тогда расчеты во главе с Лапиным и
Жигаловым вооружились гранатами и ав-
томатами и вместе с пехотинцами броси-
лись навстречу врагу. Немецкие танки
так и не смогли пробиться через позиции
твардейцев.
Показателен бой двух наших батарей с

в районах населенных пунктов Помоно-
сово, Масляки, Барсуки, Халявки. He-
подалеку от Помоносово советекие танки
настигли огромную колонну немецкой
пехоты, пытавшуюся выйти из окружеь
ния, с ходу они обрушилиеь на врага
и уничтожили около 2000 немецких
солдат и офицеров, в лощине и на вы-
сотках по другую сторону деревни в
беспорядке разбросаны  крупнокалибер-
ные немецкие пушки, зарядные ящики,
сожженные машины, исковерканные пу-
леметы и минометы.

Один из Hallux танков первым вы-
рвался на 1060е Невель-—Городэк.
Командир этой машины. лейтенант Воль-
сон, заметив лвигавшуюся по  mocece
автоколонну неприятеля, направил Ha
Hee свой танк. 15 повозок и автомашин
были разбиты. В этот момент на 10666
6 другой стороны выскочили немецкие

самоходные орудия и несколько трупа 18 немецкими танками. Когда вражеские
пехотинцев. Вольсон один продолжал   машины были так близко, что можно бы-
сражаться © численно превосходящим   ло стрелять в упор, заговорило орудие

врагом, пока не подошли основные на-
ши силы. ae

В другом месте к огневым позициям
артиллеристов вышло около 1.500 не-
мецких солдат и офицеров, имевших в
своем’ распоряжении несколько «ферди-
нанлов». Ратарейцы встретили их бег-
лым огнем. Вначале расчеты одних ору-
дий били по головной части колонны в
то время, когда другие пушки громили.
её хвостовую часть. Затем разрывы сна-
рядов стали сближаться, покрывая всю
плошаль, на которой находился против“
ник. Самоходные орудия немцев сразу же
повернули обрално, бросив пехоту. 1
панике начали разбегаться и стрелки. Но
снаряды настигали их всюду, и вскоре
почти вся колонна полегла под отнем
‘боветеких артиллеристов.

Ни одному немцу Не удалось выбрать-
ся из «котла». Сотни их сдались в плен,
a Te, которые не пожелали сложить ору-

водкой с первых выстрелов гвардеец под-
жег лвь танка «Тигр». Три машины под-
жег командир орудия старший сержант
Барболин. Обоим ям присвоено звание Ге-
pos Cosercroro Corsa.

На-днях артиллеристы вотупили. в бой.
с крупными силами противника сразу же
поеле долгого и трудного марша. Первой
ветретилась с врагом батарея старшего
лейтенанта Рымарь. Орудие Героя Совет-

острия немецкого танкового клина и при-
няло на себя тлавный удар. Бой длился.
долго. Погиб наводчик Русакович, вышел
из строя и весь расчет. Раненый Петрюк
один продолжал оставаться на боевом по-
сту 30 тех пор, пока © помощью других
расчетов атака врага не была отбита.

Истребители танков Н-ской гвардейской
части стойко вотретили атаки немцев юго-
восточнее Кировограда. 17 вражеских ма-
шин подбили они в этих боях.

К же SS Sa a

Строго хренить военную тайну

Умение держать в строжайшей тайне
свои замыслы и в то же время раскрыть
замыслы противника является важней-
шим условием для успешного ведения
боевых действий как на суше, так и на
mope. Старая военная ипотина гласит:
<Если бы армия знала, что. хочет делать
другая армия, — она разбила бы эту ар-
уию». Во всех войнах противники всегда
стремились всеми средствами узнать воз-
можно больше друг © друге и сохранить
в секрете сведения о своих силах, их
расположении, оперативных планах.

Значение военной и государственной
тайны в современной войне еще более
велико. Свеления, добытые в самых от-
‘даленных местах, могут быть быстро до-
ставлены по назначению посредством
радио и использованы командованием
противной стороны. Современные техни-
ческие средетва позволяют быстро пе-
ремеетить крупные силы армии и флота
по сигналу разведки. Всякое разглаше-
ние военной тайны в нынешней войне
чревато „более тяжелыми последетвиями,
чем в прежних войнах.

Еще в 1937 г. товарищ Сталин, призы-
вая партию и народ к повышению `бди-
тельности, указывал, какое серьезное
влияние на исход боевых действий мо-
жет оказать ^ проникновение вражеской
разведки в оперативные замыслы коман-
дования: «Чтобы выиграть сражение во
время войны, для этого может потребо-
ваться несколько корпусов  красноар-
мейнев. A faa Toro, чтобы провалить
этот выигрыш на фронте, для этого до:
статочно насколько человек шпионов,
где-нибудь в штабе армии или даже в
штабе дивизии, могущих выкрасть 0пе-
раливный план и передать его против-
HURY>.

Как показал опыт отечественной вой-
пы, немецко-фашистские захватчики при-
бегают к самым изошренным и коварным
приемам, чтобы выведать наши HaMepe:
ния, собрать нужные им сведения, про’
никнуть в наши военные тайны. Извест-
HO, что немцы давно набили pyky, Ha

шиионаже. Когха-то один из самых кро-
вавых прусских королей Фридрих П пи-
вал: «Маршал де-Субиз требует, чтобы за
ним следовало сто поваров, я же пред-
почитаю, чтобы передо мною шло сто
шпионов». Гитлеровцы, следуя этим раз-
бойничьим традициям, стремились и
стремятся как можно шире раскинуть
питионекую сеть.

Нет возможности подробно перечис-
ить все сведения, предотавляющие инте-
рес для вражеских агентов, все, что со-
ставляет военную тайну. Врага особенно.
интересуют численный состав наших
войск и их лислокация, количество и ка-
чество вооружения, состояние связи,
дорог и всех видов транспорта, размеры
потерь оружия и живой силы. Немецкая
разведка всячески пытается выяснить
размещение наших военно-морских баз
и приморских аэродромов, количество
боевых кораблей и их вооружение, сроки
выхода кораблей в море ит. д,

Чтобы парализовать деятельность He-
менких шпионов, не дать врагу возмож-
ности получить какие-либо сведения, от
паждого советского бойца и офицера

ни елова. 0ба моряка были заживо сож-
жены на костре.

Чудовищным пыткам подвергли немцы
захваченного в плен гвардии сержанта
Бокалова, стремясь узнать у него номер
его полка. Притворившийся убитым,
боец Ковалев видел, нак у раненого сер-
жанта немцы отрезали кинжалом не-
сколько пальцев, вначале на одной, а по-
TOM Ha другой руке. Бокалов не издал ни
звука — он до конца оставался верным
воинской присяге, оберегая военную
тайну.

Бывалые моряки, прошедшие через
горнило войны, хорошо знают всю силу
и значение военной тайны в боевой 00-
становке. Война повысила, обоетрила
чуветво бдительности у советоких моря-
ков. Однако встречаются еще люди, ко-
торые по легкомыслию и беспезности до-
пускают разглашение военных секретов.

Болтливость до сих пор существует
кое-где в нашей военной среде. В энской
столовой Военфлотторга офицеры неред-
ко ведут разговоры на служебные темы,
не стесняясь присутствия  обслуживаю-
мего персонала. В фойе Дома флота эн-

ской базы on a8 ii
требуются постоянная настороженность Pc oe ee
ит а a встретил старшину © корабля. название
т ts ры и и которого было обозначено на ленточке:
и а и, а и бескозырки. Не обращая внимания на
а ав Никакие ухищрения п окружающих, друзья начали громкий
ово Врага, Никакие иопьтания, разговор, в котором они рассказали друг

другу, сколько времена пробыли в похо-
дах, где сейчас стоят их корабли на ре-
монте и т. д. В счастью, поблизости ока-
зался офицер, который прервал эту вред-
ную болтовню.

Подобные беспечность и легкомыелие
создают благоприятную почву для дея-
тельности шпионов. Нельзя забывать,
что и у стен могут быть уши. Офицер Т.
в оживленной беседе у своего знакомого
часто пасалоя служебных вопросов.
Ивартирная хозяйка, паходивиаяся за
фанерной перегородкой; хорошо слыша-
ла содержание этого разговора и поспе-

даже самые страшные пытки, He заста-
BAT честного советского воина отступить
от этой ЕЛЯТВы..

(ознательный боец и офицер скорее по-
тибнет, чем выдаст врагу военную и го
сударственную тайну. Во время  сен-
тябрьских боев за Новороссийск немцам
удалось захватить тяжело раненых мд-
раков лейтенанта Рыбнева и рядового
краснофлотца Иващенко. Требуя выдачи
военных сведений, фашисты жестоко
истязали петекающих кровью моряков:
кололи штыками, обрезали у них уши и
носы, но ни боец, ни офицер не обронили

С вос

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 27 декабря.   ограничился

форсировали Днепр. На руках они вытя-!

старшего сержанта Буачидзе. Прямой на-

ского Союза Петрюка выдвинулось против  .

шила поделиться новостями с соседками. вым документам проявил

‚ Вомментируя исторические решения
Тегеранской конференции руководителей
трех держав, иностранная печать едино-
душно подчеркивала, что одним из важ-
неиших ев итогов является достижение
полной договоренности относительно
совместных = согласованных
армий союзников на европейском конти-
ненте. Отдельные командиры будут
руководить своими кампаниями Но
BOO они будут действоваль в рам
ках и соответственно графику единой
согласованной стратегии. Проблема 6oe-
вого взаимодействия операций на раз-

ных фронтах, наиболее эффективного ко-.

ординирования ударов, наносимых по
врагу союзными вооруженными сила-
ми, —— одна из основных проблем коали-
ционных войн, коалиционной стратегии.
В ходе нынешней войны гитлеровекой
Германии уже ‹ приходилось в известной
степени испытывать тяжесть слившихея
ударов вооруженных сил союзников.
сенью прошлого года, когда армия
Роммеля докатилась до ворот _Алексан-
дрии и фашистская пресса, захлебываясь
от восторга, вопила о близком выходе’ к
Суэцкому каналу, героическая оборона

Сталинграда сорвала все планы гитле-

ровского командования на Ближнем Bo-
стоке. Тщетно Роммель взывал тогда кв
Титлеру с просьбами о новых подкрепле-

ниях, новых танках и самолетах. Его го-.

ое оставался в буквальном смысле
«гласом вопиющего в пустыне». Гитаер,
оставивший в те дни горы немецких и
румынских трупов у стен Сталинграда,
присылкой Роммелю...
фельдмаритальского жезла, который при-
годился ему не более, чем Наулюеу под
Сталинградом. Гитлеровский генеральный
штаб, вместо того чтобы оказать помощь
Роммелю, вынужден был тогда перебро-
cums из Африки в район Сталинграда
основную массу бомбардировочной авиа-
ции. 8-я английская армия генерала
  Монтгомери получила благодаря всему
этому желанную передышку, новые под-
крепления и мощную технику.

В то время когда гитлеровские пол-
чище истекали кровью под Сталингра-
дом, армия Монтгомери перешла в на-
ступление и нанесла Роммелю под Эль-
`Аламейном тот сокрушительный удар, от
которого он не смог уже оправиться.
Итало-германские войска покатились нз
запад по пескам пустыни, а затем были
и вовсе выбиты с африканского конти-
нента.

Влияние Сталинграха на африканскую
битву отмечала в те дни и пресса налтах
союзников. Английский журнал <«Найн-
тине сенчюри энд афтер» писал: «Тем,

что мы можем вести борьбу за: Египет с.

явной надеждой на успех, мы обязаны
русским. Совершенно очевидно; что пос-
ле захвата Крита немцы могли бы 063
особого труда вторгнуться в Египет, ес-
ли бы не бросили евои силы против Рос-
сии и воли бы Россия не оказалась
столь могущественной державой. Упорно
защищая Сталинград, русские тем самым
защищают и Египет», =
Лето и осень нынешнего года принесли
новые осязательные результаты боевого
взаимодействия фронтов. Высадка ‘союз-
ников в Сицилии, их вторжение в Юж-
ную Италию совпали по времени е пол-
ным провалом июльского наступления
Титлера на Курском направлении и нере-
ходом Красной Армия в наступление на
огромном фронте от Смоленска до Вуба-

{

25 декабря с конвейера трижды орде-
‘ноносного завода № 183 сошел  послед-
ний танк в счет плана 1943 года. В н0-
ябре работники этого завода, воодущев-
ленные историческим докладом товарища
Сталина 6 26-й годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической революции,
обратились ко всем рабочим, инженерно-
техническим работникам и служащим
танкостроительно0й промышленности ©
призывом увеличить выпуск боевых ма-

Si Saas ЕО ен

В результате неуместной словоохотливо-
сти Т. сведения, представляющие воен-
‘ную тайну, стали достоянием широкого
круга лиц. :

Чюди, склонные к болтовне, забываю-
щие о своем служебном долге, сами того
не замечая, разглашают секреты и в. ча:
стных беселах и в разговорах по теле-
фону. По окончании курсов военнослу-
жащий Е. сообщил по телефону своей
знакомой наименование части, в которую
он назначен, и ее местонахождение. Та-
ким образом он мог дать в руки Bpame-
ской развелки ценные сведения, ибо
агенты врага жадно подслушивают теле-
фонные разговоры. ;

Кажлый военнослужащий должен пом-
нить, что «больших» и «малых» воен-
ных тайн не существует. Все сведения,
которыми располагает тот или иной воен-
нослужащий по характеру своей службы,
должны быть известны только ему и тем,
кому это надлежит. Доверять служебные
сехреты своей семье, друзьям,  знако-
мым — значит совершать преступление
перед родиной. -

Для соблюдения военной тайны иск-
лючительно важное значение имеют хра-
‘нение, пересылка и передача секретных
документов. Небрежное хранение таких
документов и допуск в ним других 00-
трулников, не имеющих к ним прямого
отпошения, оставление хотя бы на ко-
реткий срок комнаты, где хранятся эти
документы, незакрытой, всякие наруше-
лия правил официальной переписки —
все это может послужить лазейками для
шпиона,

Eme более усугубляется вина воен-
нослужащего, который своевременно не
заявит 06 утере документа, В сожале-
нию. находятся ‘еще безответетвенные
люди, которые пытаются скрыть свою
вопиющую беспечность. Военнослужа-
щий П.. ожидая © доверенными ему сек-
ретными бумагами прибытия парохода,
задремал. Проснувшись, П. обнаружил,
что они исчезли из полевой сумки. Po-
тозей своевременно не заявил о пропа-
же и этим затруднил розыск  похищен-
ных документов. :

Преступное пренебрежение к Cexper-
0 офицер В,

действий

`Танкостроители выпо

‚щие это подлежат суровой

ого лазутчика. . Были

‘ними. Например, краснофлотец К.

ока, запада и

ни. Этим об’ясняется тот факт, что Гит-
лер не смог оказать Муссолини помощи
и обрек своего дрогнувшего союзника на
полное банкротство. «Поражения фаши-
стеких войск на  советеко-германском
фронте ‘и удары наших союзников 10
итало-немецким войскам потрясли всё
злание фашистского блока и оно теперь

разваливается на наших глазах»
(Сталин). .

яя
Первая мировая война 1914—

1918 гг., как и нынешняя, быль войной
коалиций. Опыт единой и активной коа-
лиционной стратегии, поставившей в
конце концов на колени вильгельмовскую
Терманию, был куплен дорогой ценой.
Разгром блока центральных держав мог
быть достигнут гораздо быстрее и 60
значительно меньшими жертвами, вели
бы союзники в ходе войны более дружно
согласовывали свои военные усилия и
_внергичнее оказывали друг другу под-
держку в тяжелые моменты,

«Мы должны были устранить основ-
ную причину ошибок 1915, 1916 и 1917
годов. В чем она заключалась?» —
спрашивает Ллойд-Дэкордж в своих