ПРОДОЛЖЕНИ!

За девятилетие с 1925 по 1934 г. ое-
новные производственные фонды веего на-
родного хозяйства возросли у нас с 46,5
миллиардов рублей до 94,3 миллиардов руб-
дей, т. е. увеличились, вдвое.

Но важно не только это.

Решающее значение имеет то, как изме-
нилось соотношение между социалистиче-
ской. собственностью (социалистическими
производственными фондами) и  частно-
собственническим хозяйством (его произ-
водственными фонлами) Десять лет тому
‘назад калиталистические элементы в варод-
ном хозяйстве еще играли заметную роль’ и
составляли 6,5 % в производственных фон-
дах всей страны. Вместе с мелким некани-
талистическим хозяйством частная с09-
ственность на средства производства соста-
вляла тогда больше половины всех произ-
волственных фондов Советского Союза.

К 1935 году положение совершенно
изменилось. От капиталистических элемен-
тов. уже не осталоеь ничего. Частная с0б-
ственность на, средства производства ©9-
хранилась только в пределах 4% ко всей
сумме средств производства в нашей стра-
не. 96% средств производетва (производ-
ственных фондов) призадлежит уже госу-
дарству, колхозам и коотерации. Между
тем государство и колхозы ведут громадное
новое строительство, масштаб которого ра-
стет © каждьюг годом.

Социалистическая собственность фастет
на наших глазах в виде новых говудар-
ственных заводов и фабрик, электростанций
и железных дорог, совхозов и колхозов е
их новыми постройками и манинами, с их
новыми животноводческими фермами. Ра-
стут новые города, культурные учрежлевия
и жилью дома. Уже опробован, и’ притом
в хорошими результатами, и включается

ll. Задачи пальнейшей демократизации
советской избирательной системы.

Победа социализма в нашей стране ста-
ла, возможной благодаря тому, что не толь-
ко рабочий класс; но и оеновная Macca
крестьянства встала на сторону общест-
венной (сопиалистической) собственности.

Конечно, весь советский строй способ-
ствовал крестьянам в выборе новего пути,
и советы снизу доверху активно помогали
им во всем колхозном строительстве. Но по-
требовалось все же 12 лет советской вла-
сти, чтобы крестьянские массы убедились
в необходимости социалистической пере-
стройки своего хозяйства и сами оконча-
тельно избрали колхозный путь развития
деревни.

Советский демократизм обеспечил ‘уча-
стие крестьян под, руководством рабочего
класса во веем деле управления новым го-
сударством, в том числе участие в упрар-
лении национализированной крупной про-
мышленностью, показав широким массам
деревни громадные преимущества социали-
- стического хозяйства. Пролетарская дикта>
тура способствовала также широкому во-
влечению крестьян в кооперативное строи-
тельство и вместе с тем во многом уско-
рила рост политической сознательности и
культурности крестьянских Macc. Bee это
вместе взятое подготовило победу колхоз-
ного строя в деревне и теперь дает воз-
можность поставить вопрос 0 дальнейшем
развитии советского демократизма в нашей
стране.

В советской власти, —товорит програм-
ма нашей партии, нашел свое выражение
высший тип демократизма, демократизуа
пролетарского, демократизма для трудящих-
ся. Этот демократизм коренным образом от-
личается от буржуазного демократизма,
являющегося во всех его разновидностях
веего лишь прикрытием диктатуры бур-
жуазии, диктатуры горетки капиталистов
нал громадным большинством, над трудя-
щимися массами.

Ленин так товорил о разнице между бур-
‘`куазной демократией и советской властью:

«Старая, т. е. буржуазная демократия и
парламентаризм были организованы так,
что именно массы трудящихся всего более
были отчуждены от аппарата управления.
Советская власть, т. е. диктатура пролета-
риата, напротив, построена так; чтобы
сблизить массы трудящихея с аппаратом
управления». (Ленин, том ХХТ\, стр. 14).

В «Осбновах ленинизма» товарищ Сталин
дал следующее определение разницы между
буржуазной и пролетарской демократией:

«Демократия при капитализме есть демо-
кратия  капиталистическая, демократия
эксплоататорекого меньшинства, покоящая-
ся на ограничении прав эксплоатируемого
большинства и направленная против этого
большинства. Только при пролетарской
диктатуре возможны действительные «сво-
боды» для эксплоатируемых и действитель-
ное участае пролетариев и крестьян в упра-
влении страной. Демократия при диктату-
ре пролетариата есть демократия пролетар-
ская, демократия эксплоатируемого  боль-
шинства, покоящаяся на ограничении прав
экснлоататорекого меньшинства м напра-
вленная против этого меньшинства».

Характеразуя демократизм нашей совет-
ской системы, Ленин указывал на следую-
щие основные его черты: :

«Социалистический характер демократиз-
ма советского, т. е. пролетарского, в ero
конкретном, данном, применении, — с0-
стоит, во-первых, в том, что избирателями
являются трудящиеся и эксплоатируемые
массы, буржуазия исключается; во-вторых,
в том, что всякие бюрократические фор-
мальности и ограничения выборов отпадают,
‘массы сами определяют порядок и сроки вы-
‘боров, при полной свободе отзыва выбран-
“ных; в-третьих, что создается наилучшая
массовая организация авангарда  трудя-
щихся, крупно-нромышаенного пролетариа-
та, позволяющая @му руководить наиболее
широкими массами эксплоатируемых, втя-
тивать их в самостоятельную политическую
жизнь, воспитывать их политически на их
собственном опыте, что таким образом впер-
вые делается приступ к тому, чтобы дей-
ствятельно поголовно население училось
управлять и начинало управлять». (Ленин,
tom XXII, erp. 465).

В известной брошюре «Ренегат Каутский
и пролетарская революция» Ленин резко
подчеркнул то, на что он указывал так
много раз: о

«Пролетарская демократия в миллион раз
демократичнее всякой буржуазной демокра-
тии. Советская власть в миллион раз демо-
кратичнее самой демократической буржуаз-
р (Ленин, том ХХШ, стр.
350).

в действующий фонд общественной: г06-
ственности Советекого Союза один из новых
гигантов социалистической стройки —
московский метро. (Аплодисменты). Й сс-
тодня мы можем уже поздравить с этим
новьг крупным завоеванием, советской е10-
Яицы не только товарищей москвичей, но
ий всех трудящихся Советского Союза.
(Бурные аплодисменты).

Наша страна коренным образом пере-
строилась в своей социально-экономичеекой
основе, преобразовавшиеь в страну социа-
листическую. Только поэтому стало воа-
можным издание в 1933 году известного
закона, провозгласившего, что «обществен-
ная собетвенность (государственная, код-
хозная, кооперативная) является основой
советского строя, она священна и непри-
косновенна, й ‘люди, покушающиеся на 00-
щественную собственность, должны быть
расематриваемы как враги народа». № это-
му можно только добавить, что уже к на-
чалу 1934 года пролетарекое и колхозное
население нашей страны составляло евы-
ше 124 миллионов человек, а теперь OHO
возросло еще больше. .

Этих коренных перемен в советском 00-
щественном строе наша конституция еше
не отразила. Между тем, по меткому выра-
жению Фердинанда Лассаля, ковституция,
как основной закон страны. должна быть
«действенной силой, которая необходимым
образом делает все остальные закопы ^и
правовые институты». (Ф. Лассаль, «Сущ-
ность конституции»). Из этого следует, что
когда конституция правильно выражает co-
отношение классовых сил в стране, —тог-
да опа является могучим орудием укрепле-
ния обществензюго строя.

Именно поэтому наша конституция
должна быть приведена B соответствие с

Только благодаря этому демократизму с0-
ветской системы, нашей партии удалось во-
влечь в.дело сопмалистического строитель-
ства миллионы рабочих и десятки миллио-
нов крестьян. В свою очередь успехи строи-
тельства социализма позволяют нам теперь
поставить вопрос о дальнейшем развитии
советского демократизма, о доведения социа-
листической демократии до конца.

В то. время, как в Советском Союзе по-
ставлен теперь вопрос © дальнейшей демо-
кратизации избирательной системы в CMBI~
сле замены не внолне равных выборов —
равными,  многостепенных — прямыми, OT-
крытых — закрытымы, во всех буржуазных
государствах мы видим разратие государ-
ственной системы в противоположном на-
правлении, в направлении отрицанйя де-
мократии: и перехода, к фалтизму.

Ни для кого до последнего временм не
было секретом, что капиталисты умели
обеспечить евое господство над массами
трудящихся при любой системе буржуаз-
ной демократии, при любом парламенте и
избирательных правах. Во всяком буржуаз-
ном государетве, так называемым. «обще-
ственным мнением» командует капитали-
стическая пресса, которой помогают. не
только весь. государетвенный аппарат и
полиция, но м целая армия понов и бур-
жуазных литераторов, профессоров и деяте-
лей искусства. Могущественные капитали-
стические тресты в больших странах рае-
поряжаются сотням газет и многими ты-
сячами газетчиков и журналистов. Помеще-
ния для собраний, не говоря уже о церквах,
находятея в руках господствующих клас-
сов, в 10 время как рабочая и вся демо-
кратическая печать живет под полицей-
ским каблуком и подвергается беечислен-
ным полицейским репрессиям. В любом
буржуазном государстве господствующих
партиями в стране и в парламенте являют-
ся партии капиталистов и помещиков. Ка
видите, до. недавнего времени капиталисты’
удобно устраивались пря любой сыстеме
буржуазной демократии и’ парламентариз-
ма... у

Но © некоторых. пор положение измени-
лось. Недовольство в народных низах стаю
путать господствующие буржуазные клас-
сы. Буржуазия стала изгонять остатки
буржуазной демократия и парламентариз-
ма из своей системы управления, Не
только /компартии, но и партий социал-
демократии, вожди которой всегда прояз-
ляли готовность приспособиться в буржу-
эзному ©трою, лишаются легальности ©у-
Ществования. Лишалотся легальности и все
другие рабочие организации. Фашиестская
перестройка тосударства развертывается
теперь полных ходом в ряде стран. Праъ-
да, парламенты еще существуют, по край-
ней мере в списке тосударетвенных учреж-
дений, и в Италии, и в Германии, но на
деле их уже не принимают всерьез. Дело
с представительством в парламент настоль-
ко упростилось, что после событий 30 ию-
ня 1934 года в Германии на место уби-
тых депутатов рейхстага последовало наз-

начение новых депутатов по простому
указанию председателя  национал-социа-
листской фракции в рейхстаге. Теперь

уже не редкость, что правительству пре-
доставляется право издания законов как в
порядке конституция, так и «вне предвн-
денной в имперской конституции проце-
дуры» (Германия, закон 1933 г.). Прин-
цип ответственности перед народом заме-
няется более подходящим для буржуазия
принцитом ответственности только... «пе-
рел богом и историей» (параграф 2-й поль-
ской конституции 1934 года).

Во всех странах капитатжизма идет раз-
витие — от жалкой буржуазной деможра-
тии 5 открытому и неограниченному ча-
сильничеству 20 стоэоны верхушки капи“
талистоз. Госуларственный аппарат cpa-
стаетея с тосподствующими озганазациями
господ капиталистов, и фиговые листочки
демократии отбрасываются в сторону. Это
происходит в фезультате обострения внут-
ревнего политического положения в стра-
нах капитализма и свидетельствует отнюдь
не о прочности буржуазного строя. Еще ня
одна страна He доказала, что переход к
фапкистокой системе управления путем
прямого насилия над маюсаали овидетель-
ствует 00 укреплении буржуазного госу-
дарства и о возможности обеспечения для
него лучших перспектив на будущее. Нет,
этого нельзя доказать, так как террористи-
ческие методы управления свидетельству-
ют лишь 06 окончательном разрыве госу-

даретвенното аппарата с трудящимися
массами, лишь 00 обреченности буржуаз-

ного государства, `

нынешним соотношением классовых сил. и,

прежде всего, в соответствие с полной 19-
бедой принципов социалистической 90ще-
ственной собственности в нашем Союзе, —

и тогда советская конституция в еще боль-
шей мере будет той «действенной силой,

которая необходимым образом делает вое
остальные законы и правовые институты»,
необходимые для успеха строительства ©-

циализма.

Общественная. собственность В нашей
стране победила в ожесточенной борьбе с
враждебными классовыми силами. Ликви-

дация кадтиталистических элементов-—труд-

нейшая задача, завершения которой мы
добились только в последний период. Пере-
житки капитализма остались еще и в эБо-
номике страны, в остатках мелкого чаетно-
го хозяйства. Пережитки капитализма
сильны и в сознании людей, даже в созпа-
нии рабочих и тем более колхозников, не
говоря уже о том, что около 35 миллионов
деревенского населения еще не расеталось

со своим мелко-собственническим хозяй-

ством. Если в свое время Ленин бичекал
традиции (привычки), оставшиеся от капи-
тализма у некоторых групп и слоев рабо-
чих, находящие свое выражение B TOM.
чтобы «дать «ему» (государству ) работы по-
меньше и похуже, — содрать ‘с «него» денег
побольше», TO M теперь еше необходима
повседневная и упорная борьба с этого рода
пережитками капитализма среди отдель-
ных гру рабочих и, еще больше среди
отдельных слоев колхозников.

С тех пор. ках общественная собетвен-
ость сделалась. главной формой собствен-
ости в Советском Союзе, а следовательно
одавляющая масса населения связана те-
ерь е общественным (государственным,

По другой, прямо противоположной ли-
нии идет развитие в советском тосудар-
стве, — не к сужению демократизма, a it
максимальному и всестороннему развитию
пролетарской демократии. Советская власть
и наша партия ставили и ставят своей
залачей развертывание совезского демокра-
тизма, и, следовательно, всемерное и, все
большее вовлечение рабочих и крестьян во
все дело государственного управления.

Живые факты развития. рабоче-крестьян-
ского государства показывают, как растет
демократизм трудящихся в чашей стране.
Этот рост выражается в различных фор-
мах участия масс в социалистическом
строительстве, Он находит свое выражение
во все растущем участии фабочих и кре-
стьян в работе советов, а также в ‹амих
выборах в советы.

Цифры оказывают, как росло число
избирателей в советы за последние, годы
ий как, вместе с тем, увеличивалась из 19-
да в тот ярка избирателей на выборы. Эти
цифры товорят за себя сами. 4

ПРАВДА:

`ДОКЛАДА тов, Be; MOI

няеея системой прямых выборов ‘не толь»
ко низовых, но и самых высших офоунов

колхозным, - кооперативным) хозяйством,

этих пор для нае еще большее значение
приобрела задача „охраны и укреплени
общественной › собственности, а значит

и задача борьбы © антиобщественными,
антигосударственными,. © антиколхозными
пережитками капитализма в сознании лю-
дей. Приведенные выше цифры о громад-
ных общественных производственных фон-
дах, принадлежащих государству и кояхо-
зам, свидетельствуют о том, какое громад-
ное значение имеет для нае задача охра-
ны и укрепления общественной собетвен-
ности и задача правильного использования
этой собственности в интересах трудящих-
ся. На фабрике и в заводе, в школе ив
учреждении мы должны безусловно 10-
биться бережного отношения к государет-
венной собственности и действительной 05-
щей заботы об ее. укреплении. В колхозе
и в кооперации, в работе на общественных

полях ив общественном магазине мы доля

ны обеспечить всемерную охрану общеет-
венного добра и деятельную общую- заботу
о росте общественного хозяйства. Тогда 2а-
живут лучше и культурнее Bee рабочие,
Bee колхозники, все трудящиеся. Тогда
паши дела еще быстрее пойдут в гору.

Вот почему необходимо внести указан-
ныв изменения в советскую конетитуцию,
приведя ее в соответствие с нынешним со-
отношением классовых сил в Советском Co-
зе. Для нас советская конституция не
просто декларация, а важнейший документ
борьбы за дальнейшее укрепление социали-
стической собственности, за окончательную
победу социалистического общества. (Апло-
дисменты).

В этом ваша первая задача при внесе-
нии изменений в советскую дхонетитуцию.

советской власти. Сохраняя за избирателя
ми право отомва своего депутата из любо-
го органа и обеспечивая при выдвижении
кандидатов участие беспартийных органи“
заций и групп трудящихся,
гигантовий шаг вперед в деле раз
(Аплодисменты).

Во-вторых, 0 замене He
выборов. равными.

вестные преимущества за. рабочими,

борах советских органов.

ся из расчета один делегат
избирателей, а от
обладают крестьяне

поволу еще в 1919 году:

конетитуцию

эс-эры против себя.
низация крестьянства, что делало

от этих преимуществ пе
но к их уравнению». ©
стр. 146).

советская систе-

ма введением прямых выборов сделает
Витя

демократизма трудящихся в налней стране.

вполне равных

Советской конституцией установлены из-
но

сравнению с трудящимися деревни, при вы-
Это видно хотя бы
из того, что на с’езды советов союзных
республик и на с’езх советов Cowsa CCl

представители городских советов избирают-
на 25 тысяч

с’бзда советов, где пре-
— един делегат на 125
тысяч жителей. Ленин говорил по этому

«Меры такого рода, как неравенство ра-
бочих с крестьянами, конституцией вовсе
не предписываются. Конституция их запи-
сала после того, как они были введены в
жизнь. Даже не большевики выработали
советов, ее выработали до
большевистской революции меньшевики и
бни выработали ве так,
как выработала жизнь. Организация про-
летариата па тораздо быстрее, чем орга-

рабочих
опорой революции и давало ‚им. фактиче-

ски_ преимущество. Дальше стоит задача:
еходить постепен-
Ленин, том ХХР ,

7 ФЕВРАЛЯ 1935 Г. № 37 (6283),

OD РА,

#,
ie

крытых выборов закрытыми будет одной us”

важнейших форм проверки прочности к
серьезности этой связи Советов” с труда.
щимися, Этот метод выборов поможет бы.
стрее вскрыть некоторые слабые участки
в нашей. работе.

Переход к закрытым выборам потребует
веестороннего усиления работы в, массах,
потребует. новых усилий по раз ясневтю
трудящимся существа

и практической pa-

боты органов советской власти. Этот пе-

реход ‘ударит со всей силой по бюрократи-
ческим элементам и будет для них 101
ной встряской. В целом он поставит вопрос
06 укреплении живых связей советских ор.

танов с трудящимися массами и тем бужт
способствовать оживлению всей работы ‹со-

ветов.

Самый факт перехода от открытых к з4-
крытым выборам ярко’ подчеркивает рот
пролетарекого демократизма B  Copeneroy
Союзе. и стремление советской власти щ-
ставить работу своих органев под усилен-
ный контроль рабочих и крестьян. Если в
правящих классах буржуазных стран те-
перь широко развито пренебрежительное от.
ношение к выборной. системе и к правах
широких масс избирателей, воля которых
подменяется. беспредельной властью горсти
магнатов капитала, то переход к закрытых
выборам в Советском Союзе свидетельствует
о том, что советская власть черпает сво
силы в росте активного Участия Mace »
всем государственном управлении, в усиде
ний массового контроля за работой воет
государственного аппарата снизу доверху,
(Аплодисменты).

Сравним пути развития буржуазных
стран и Советского Союза. Сравнение раз-
вития избирательной системы в странах
калтитализма с развитием избирательной ст
стемы в СССР говорит в этом отношения о

Эти преимущества, в пользу рабочих бы-
ли введены тогда, когда крестьяне еще це-
ликом были мелкими собственниками и в
деревне еще было велико влияние кулаче-
ства. Эти преимущества ‘закрепили руко-
водящую роль рабочего класса в советском
государстве, помогали укреплению  совет-
ской власти и, вместе с тем, обеспечили
широкую помощь пролетарской диктатуры
трудящемуся крестьянству в подеме сель-
ского хозяйства и в последовавшей затем
социалистической перестройке деревни.
Партия всегда указывала, что эти преиму-
щества в пользу рабочих были в свое вре-
мя необходимы для обеспечения завоеваний
пролетарской революции, и неизменно при
этом подчеркивала их временный характер.

( тех пор как писалась советская коп-
ституция, положение коренным образом из-
менилось. Это видно уже из того, что кре-
стьянство в своей массе порвало с мелко-
собственническим хозяйством и, об единив-
шись в колхозах, строит новую социали-
стическую жизнь.

Это не значит, однако, что. уже полно-
стью стерлась разница между рабочим и
крестьянином. Нет, государственные пред-
приятия, в которых заняты рабочие, стоят
выше колхозов по своей социалистической
организованности, а революционная зажал-
ка рабочих, которым за все годы револю-

многом.

ХЦ век и начало ХХ века прил
под знаком развития буржуазной демохуи-
тии и парламентаризма. Всеобщее, прям,
равное и тайное избирательное право бы-
ло главным политическим лозунтох (у
жуазных партий в лучшие POT их раз
вития. В демократизации избирательной вл.
стемы находила свое выражение  уверен-
ность буржуазии в росте своих сил, ве ув:
ренноеть в способности буржуазной власти
подчинять себе масел, как бы в соответ
ствии с их собственной волей, с волей пз-
бирателей. i

За последние два десятка лет положение
в корне изменилось. Прежней уверенности
в силе каниталистического строя уже у
многих нет. Тревога з& завтрашний дель
растет у буржуазных классов; Никто уже
не думает не только © расширения, №1
© сохранении  буржуазно-демократически
прав и свобод. Сыплются на каждом шау
насмешки над  <«четыреххвосткой». ®-
итизм, непримиримо враждебный даже бу-
жуазной демократии и буржуазному парл-
ментаризму, широко входит в моду ивш-
литике буржуазном управления и в теор
‘тосударства. Никакого доверия народных
массам! — таков лозунг правящих ких
буржуазии и их фалкистской атентуры,

щим числом избирателей в советы, соетав-
лявшим в прошлом году 91 миллион че-
ловек!

Из этого видно, что в выборах в Cco-
веты теперь участвует не. только BEA мас-
са трудящихся, но и некоторая часть гра-
ждан ранее не имевших избирательных
прав. Решением Центрального Исполнитель-
ного Комитета СССР уже в 1931 году был
установлен порядок восстановления в гра-
жданских правах тех выселенных кулаков,
которые доказали на деле, что прекратили
борьбу против колхозов и советской вла-
сти и занялись честным трудом. Последую-
щими решениями ЦИК’а были еще облег-
чены условия восстановления в правах за-
нятых общественно-полезным трудом детей
кулаков и самих кулаков, доказавших we-
лание стать честными тружениками с9-
ветского государства.

Все это показывает, что в Советском
Сотюзе открыта дорога вк полноправной жиз-
ни для всех честных тружеников и что
круг лишенцев все больше сокращается,

ы идем к полной отмене всяких ограни-

В первые годы перехода к мирному
строительству, в 1922—23 тг. явка на
выборы в советы обыкновенно не дости-
тала и 40%. избирателей, а в сельских
местностях она нередко была около 20
25%. общего количества сельских избира-
телей. Затем положение из гола в год ста-
ло улучшаться.

чений в выборах в советы, введенных в
«в качестве временных мер
с попытками эксплоататоров от-

свое время
борьбы
стоять или восстановить свои привиллегии»,
Kak говорит программа ВКП(б). Этими фак-
тами подтверждаются неоднократные за-
явления Ленина о том, что введенные у

ную победу социализма, Вследствие этого
за рабочим классом и теперь должна сохра-
ниться руководящая роль в строительстве

ции приходилось стоять на передовых по-
зициях борьбы с капитализмом и его пере-
житками, не может не предетавлять. пре-
имуществ по сравнению. с остальной массой
трудящихся в деле борьбы за окончатель-

нас ограничения всеобщего’ избирательного
права имеют лишь временный характер.‘
В то время, как все новые буржуазные
страны ликвидируют остатки избиратель-
ных прав населения, Советский Союз все

социализма. ne

Но после того, как велед за робочими н
крестьяне встали в ряды непосредствен-
ных строителей социализма, \расчистился
путь к ликвидации всякой разницы между

РОСТ ЧИСЛА ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ЯВКИ
НА ВЫБОРЫ В СОВЕТЫ ПО СОЮЗУ ССР.

(В миллионах человек):

Se a =;   Gnme noaxoquT k NMONHOH OTMEHE BCAKHX  Docounnn Hm крестьянами и прежде всего к

и ge es x =   ограничений всеобщего избирательного пра-   устранению разницы в избирательных пра-

a BES a 83  ва, (Бурные, продолжительные аплодисмен-   зах. (Аплодисменты). Теперь рабочие и
SES Be у а ты}. крестьяне заняты одним общим делом, они

Ban Ge Re В качестве неотложных мер по дальней-   заняты социалистическим строительством

1926 тм; ч’-76 39 51   Шей демократизации советской системы,   на основе советского строя, а советская
1927 ль 18 39 50   Централывый Комитет партии ставит перед   власть невиданно  окрепла, и потому
1929) FOR ga Se BE 52 64 настоящим с ездом, следующие вопросы: прежние мотивы к существованию разницы
1931 д. ‚ 86 62 72 Во-первых, о замене многостепенных вы-   в избирательных правах между рабочими и
1934 ооо ь 91 77 $5   боров прямыми. крестьянами должны отпасть. Проведение

В настоящее время у нас существует
система прямых выборов толыко для город-
ских и сельских советов. избираемых непо-
средетвенно на месте’ рабочими, крестьяна-
ми и красноармейцами. Въыпестоящие орга-
ны советской власти, начиная от райиспол-
Комов, выбираются не прямым голосованием  )
избирателей, а на соответствующих с`ездах

замены не вполне равных— равными выбо-
рами для всей массы трудящихся должно
еще больше сблизить рабочих и крестьян,
должно еще больше укрепить их союз, a
значит и мощь советской власти. (Аплоди-

Еще в 1926 ив 1927 годах на выборы
являлась едва только половина всех изби-
рателей, а в последнюю . избирательную
камнанию (1934. год) явка достигла 85%
избирателей. Явка избирателей в городах,
как правило, выше, чем в деревне, но
если в 1934 году в городах явка избира-

телей достигла 93%, то и в сельских
местностях она уже достигла 83%.

Нельзя не отметить важнейшее значение
роста участия женщин в выборах B_ co-
веты, что является важнейшим показате-
лем включения новых многомиллионных
сил во все советское, социалистическое
строительство. у

По сравнению с 1926 годом, когда в
городах явка женщин на выборы составля-
ла всего 43%, а в сельеких местностях
28%, мы имеем в последние выборы по-
вышение явки женщин на выборы в го-
родах—до 90%, а в о сельских местно-
стях—д0 80%. Следует еще сказать, что
в городах явка на выборы женщин-—чле-
нов профсоюзов стоит на том же уровне
(93%), как и явка’ мужчин членов проф-
союзов (93%). Наконец, весьма показа-
тельны цифры роста участия женщин в
выборах по сельским местностям в рес-
публиках Средней Азии: в Узбекекой рес-
публике с 7,8% в 1926 году эта явка
поднялась до 72% в) прошлом году; в
Туркменской республике с 2,5% в 1927
году эта явка поднялась до 73 %, в прошлом
году; в Таджикской республике эта. явка
с 22% в 1929. тоду поднялась до 67%
в 1934 году. С этим не мешает сопоста-
вить такой факт, что еще до сих пор жен-
щины вовсе лишены избирательных прав
в таких странах, как Италия, Франция,
Япония, Португалия, Бельгия, Голландия,
Югославия, Греция, Бразилия и Аргентина.
. Советской конституцией обеспечивается
участие в выборах и право быть выбран-
ным в советы всем трудящимся в возрасте
от 18 лет и выше. Никаких ограничений
по национальной принадлежности или по
полу у нас не ‘вуществует. Единственное
ограничение советская конституция уета-
навливает для экоплоататорских элементов
и для наиболее враждебных трудящимея
прислужников старого строя (бывшие по-
лицейские, жандармы, попы, и т. н.).

Насколько, однако, незначителен ‘про-
цент лишенцев, показывают хотя бы но-
следние выборы в советы. В 1934 году
лишенных избирательных прав из всего
взрослого населения страны было 2,5%,
что составляет немного больше 2 миллио-
нов человек. Сопоставьте эту цифру с об-

советов. В результате этого ‘райнсполкомы

гъбираются -—— 10 двухетепенной системе,

краевые и областные иеполнительные ко-

митеты, а также руководящие органы а3то-
номных республик—по трехстененной си-
стеме, центральные испелнительные коми-
теты союзных республик, имеющие области,
и Центральный Исполнительный Жомитет
Союза ОСР — во четырехстепенной системе
выборов. .

В свое
оправдала и, несмотря на свои недостатки,
обеспечивала необходимую живую’ связь с
массами руководящих органов советской
власти.

Но теперь, после достижения громадного
хозяйственного пох’ема значительного укре-
пления связи города: ‹ деревней и повышге-
ния культурности и политической активно-
ети масс, мы можем и должны сделать зна-
чительный шаг вперед в деле демокрализа-
ции нашей иобирательной снстемы, Цен-
тральный Комитет партии ставит перед. на-
стоящим с‘ездом вопрос о замене многосте-
пенной системы выборов прямыми ‘выбора-
ми всех советеких органов от городского и
сельского советов до Центрального Исяюл-
нительного. Комитета Союза Советеких Co-
циалиетических Республик включительно.
(Аплодисменты).

Никаких непреодолимых препятствий для
проведения этой систезх выборов в отноше-
нии райисполкомов, край и облисполкомов,
ЦИК’ов союзных республив и ЦИК’а Сотоза
OCP теперь не существует. С другой сторо-
ны, ‚прямые выборы поднимут еще выше
авторитет органов советской власти и еще
больше усилят связь этих органов © пиро-
кими маюесами трудящихся. Рабочие и кре-
етьяне_ будут лучше знать своих атрелета-
вителей не только в районе и области, чо
ин 8 центральных органах советокого госу-
дарства, будут с ими еще непосредствен-
нее связаны, и тем` самым вся работа ру-
ководящих органов советской власти JOLT
жна подняться на более высокую ступень,

В то время как все новые и новые
страны капитализма отходят от систехы
прямых выборов и чаще всего заменяют
выборы простым назначенством чиновников
сверху м до самого низа, в Советеком (-
юзе система многостепевных выборов заме-

время эта: система выборов себя

b

ы ЗАДАЧ, ОВетокой ВЯ

аетсЯ в ликвидации разницы
е

в нашей стране. Осуществить эту задачу

протяжении целого ряда лет, Но мы долж
ны неуклонно, однако, стремиться к тому

пользовать все средства, способные прибли-
зить ее решение,

Замена не совсем равных— равными вы-
борамн для всех трудящихся будет во мно-
гом способствовать дальнейшим  уснехам
продвижения нашей страны по пути созда-
ния бесклаесового социалистического обще-
ства. (Аплодисменты). Сближая рабочих и
крестьян; еще больше укрепляя их взаимо-
доверие и поднимая тем самым авторитет
рабочего класса и коммунистической пар-
тии, как руководящей силы всего нашего
строительства, замена неравных выбо-
ров— равными гигантски двигает вперед все
делю строительства социализма в нашей
стране. (Аплодисмёнты).

Если в буржуазных государствах правя-
щие классы не только не думают о расши-
рении избирательных прав трудящихся, но,
охваченные паникой перед надвигающимися
событиями, видят задачу укрепдения своей
власти в окончательном отстранении трудя-
щихся от участия в государственном упра-
влении, 10 возможность замены в нашей
стране неравных выборов равными свиде-
тельствует 9 громадном росте сил Советеко-
го Союза и, вместе с тём, создает предно-
сылки для дальнейшего всестороннего укре-
пления советского государства. (Аплодис-
mere,

аконец, в-третьих, о за
выборов занрытыми. een
лье политическое значение этой ме-
ры всем нам хороню понятно. Переход к за-
крытым выборам будет означать еще одну
форму. на проверки ‘связи органов
> власти е широки»
О рокими массами тру-
нас существует немале способ -
верки связи руководителей Вия о
нов с рабочими си крестьянами. Замена от-

.

уже ликвидированы. Одна из самых глав-
чим классом ик вом На основе
обеспечения полного торжеетиа социализма
пролетарская диктатура может лишь на

чтобы облегчить решение этой задачи и ис-

буржуазной демюкратии и парламента»
ма в  неприкрытой террористический
власти капитала над трудящимися под bi-
шистским флатом —— таков путь’ развитии
буржуазных стран за последний пери,

Советский Союз идет совершенно но д-
гому пути развития. ;

Даже в первый период, когда силы раб:
чего класса еще были малы и известные
ограничения в избирательной системе быт
неизбежны, ‘советский строй был воплоще-
нием высшего типа демократизма, означан-
щего привлечение к государственному уп
равлению широких масс трудящихся в ю-
виданных нигде размерах. Последовательно
проводя свой курс, провозглашенный пр-
траммой нашей партии и советской консти-
туцией, мы пришли к отмене отдельных 9г-
раничений в избирательной системе, времен-
ный характер которых Ленин ‘нелзменю
подчеркиват.

Пришло время, когда страна Советов в
целях дальнейшего укрепления советокой
системы может перейти к полному вопж-
щению в жизнь всего, что есть лучшего в
всеобщем, прямом, равном и тайном 1збя-
рательном праве на основе советском
строя. (Аплодисменты). Если буржуазии в
странах капитала приходится теперь 0пд-
вывать. то, что записано в качестве высших
достижений буржуазного тосударетва в Ct
же учебниках, в ее же литературе и обще
ственной науке, то советская власть берет
все лучшее в развитии современных г9(\-
дарств и смело воплощает в зкизнь в инте
pecax трудящихся и против эксилоатато-
ров, в интересах строительства социализуа.
(Аплодисменты). Советы были и остаются
основой нашего строя. Но то, что быю
лучшего в парламентаризме, a именно:
прямые, равные и закрытые выборы пред
ставителей в органы государственного упра-
вления ‘при всеобщем участии в этом всех
трудящихся, как этого требует советская

конституция, должно быть теперь  полно-
стью проведено в Советском Союзе.
Мы получаем, таким образом, дальней

шее развитие советекой системы в ве
соединения — непосредетвенно выюранных
местных советов с непосредственными #8
выборами своего рода советских парламен-
тов в республиках и общесоюзного 00891
ского парламента. (Продолжительные апло“
дисменты).

Если в лагере буржуазии нет больше
веры даже в свою демократию и в св
парламентаризм, то это нам понятно. Бур-
жуазный строй смотрит уже в свою MOTH
лу. С другой стороны, мы уверены, 470
не только трудящиеся нашей страны, 0
и далеко за границами Советского (003%
будет правильно понято значение дальней:
шен демократизанаи нашей избирательной
системы, значение осуществляемого нзмя
всестороннего демократизма. Что бы ни го:
ворили про Советский Союз его классовые
враги, — и в малом, и в большом, и ви
дельных государственных реформах, и в
предлагаемом сейчас изменении ‘избиратель-
ной. системы виден рост сил пролетарского
государства и его уверенность в победе.
(Аплодисменты).

; Из этого сопоставления путей развития
уржуазных стран и Советского Союза бу-
дут сделаны свои выводы как нашими
врагами, так и нашими друзьями. Мы пой:
мем, если в стане буржуазии раздадутся и
только злобные пророчества, но и голо
удивления перед смелостью нашей партин.
развертывающей знамя пролетарского де

ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА
ТОВ, В, МОЛОТОВА СМ. HA ei CTP.