а.

ПРАВДА.

Пообластным

журналам.

ate Bb. „М. Д—ч“, „М. Л.—Г.“.

В декабрьские дни 1934 года, когда вся
страна обсуждала важнейшие решения но-
ябрьского Пленума ЦЕ ВАП(б), подиисан
был к печати номер 7-8 журнала «боциа-
листичесное хозяйство Татарстана». В этом
номере органа Госплана Татарской ACCP,—
восемь печатных листов, 128 страниц, —
не нашлось и одной страницы, чтобы от-
метить решения Пленума ЦА.

Можно было бы счесть столь странное
обстоятельство политической ошибкой,
если бы... Есла бы просмотр и. этого. но-
мера и всего комплекта журнала за 1934
тод не показывал, что здесь таится нечто
большее.

В № 7—8, о котором идет речь, нате-
чатавы, между прочим, четыре статьи, под-
писанные различными — инициалами —
«Р. Б.», «М. Д—ч», «М. Л—Т.». Когда
вчитываешься в статьи, становится ясным,
что авторы их имели все основания пря-
татьеся за инициалалги.

«@оновные организациенно-методологиче-
ские проблемы плановой работы» — так
называется первая статья. Каков же основ-
ной принцип, выдвитаемый «Р; Б,»? Крат-
ко сформулировать его можчю так: план
это-де не боевое руководство к действию,
не обязательная директива, а лишь прог-
103, предположение 0 путях развития хо-
зяйства. Но ведь это не большевистская, а
меньшевистская установка: такую форму-
лу уже когда-то давали равгромленные пал-
тией  контрреволюционные  «плановики»
Громан, Базаров и К°, ‹Р. Б.» проводит
меньшевистевую трактовку планирования.
Но в этом нет ничего удивительного, —
«Р. b.» — ato P. Bpolirwan, старый мень-
певик. ‘>

Постоянные сотрудники журнала — это
матерые ‘контрреволюционеры, администра-
тивно-обытыные меньшевики, эсеры, петлю-
ровтия. Вот их краткий перечень: Ла-
выдович — меньшевик c 1901 года, Шия-
манович — петлюровский министр, Cep-
геев —— сын кулака, Шендриков — сын за-
золчика и, наконец, Либер-Гольдман —
бывший член ЦВ меньшевиков, тот самый
Либер, которому немало бичующих строк
посвятил Ленин.

И вот таким людям отдан на откуп жур-
нал Госплана Татарии! Либер заполнял
журнал ‘своими раюсуждениями 0  комму-
налыном и жилищном хозяйстве, и немало
хонтрреволюционной клеветы по адресу`с0-
ветской власти было ‘напечатано в его ста-
льях и в № 3—4, ив № 78, и других

номерах журнала. Давыдович. избрал . своей.

специасьноетью животноволство и доказы-
вает всячески преимущества» единоличного
животноводства перед колхозным и госу-
дарственным. Кулак Сергеев писал руково-
дящие передовые статьи, посвященные ве-
сеннему севу, уборке и другим с.-х. кам-
паниям, деликатно умалчивая o борьбе з
кулачеством или предлагая лишь «изоли-
ровать кулака».

В последние лни января 1935 года, ког-
ха, наконеп, прозрели и слепые из обкома
ВКП(б). республиканская газета «Красная
Татария» посвятила подвальную статью

этому журналу — гнезду контрреволюцие-

неров. «Умело прикрываясь... маскируясь
и лавируя;, классово чуждые элементы из
номера в номер отравляли страницы жур-
нала ялом враждебной илеолопии», — так
пиптет теперь «Красная Татария». Н 6 это
не совсем верно. Когла читаешь’ статья Ли-
бера, Давыдовича и К°, видишь отчетливо,
что они порой вовсе не масклровали своей
контрреволюциозной пропаганды. Писал же
открыто Либер о советских городах:

«На коммунальное хозяйство в целом й
на отдельные его предприятия обычно смо-
трели, главным образом, как на основные
источники доходов городского бюджета; во-
просы улучшения непосредственното обелу-
живания культурно-бытовых и санитарных
чужд населения отодвигались нз второй
план». р

Что ж тут замаскированного 7 !

Миллиарды рублей вкладывает советска;
влаеть в коммунальное хозяйство, в дело
оздоровления городов. Преимущества совет-
ских городов перед капиталистическими
уже не могут не признать за границей да-
же буржуазные деятели. А в советском
плановом журнале, наперекор фактам, на-
перекор очевидности, пропатандируются за-
тасканные меньшевистекие «тезисы».

Особенность труппы  контрреволюцион-
ных ‘писак., засевших в журнале «Социа-
листическое хозяйство Татарстана», вопое-
KH утверждениям «Красной Татарии», в
том и состоит, что они открыто пропаган-
дировали меньшевистские и  эсеровокие
взгляды; a партийные и советские O}-
таны Татарии были настолько слецы, что
не замечали этого. В этом главная ваня
обкома ВКП(б), только в конце января вы-
несшего решение о журнале.

Рирочем, своей вины обком не признал
и, видимо, даже не почувствовал до сего
дня, В постановлении, опубликовазном 25
января, обком об’явил строгие  выговогы
редакторам журнала, поставил на вид ра-
ботникам культиропа, но ми словом не за-
икнулся 06 ответственности самого обкома
за столь скандальное положение.

— <

Выставка картин
художника ЛМ. Б. Грекова.

Центральный дом Врасной Армии п м0-
сковский 6003 художников организуют
большую выставку картин хуложника
М. Б. Грекова. На выставке будет предста-
влено свыше 340 работ покойного худоя-
ника, охватывающих все его  творчеетво,
начиная от ученических работ до поелед-
ней картины, законченной художником в
ноябре 1934 г., за два дня до выезда в
Севастополь, где он вскоре скончался.

НТА ЕН

Театр юного зрителя
в Кара-Калпакии,

ТАШКЕНТ, 8 февраля. (Корр. ‘ «Прав-
.ды»). В Туртукулё-—столице Кара-Калиакии
— начал работать на`каражалпакском п
русском языках Театр юного зрителя. До
Октябрьской революции Кара-Валпакия ue
имела своего литературного языка, пе име-
ла даже алфавита. ‘

Труппа театра составлена из любителей-
школьников, выступления которых поль-
зуются большим успехом среди детей.

петреполитену

„ОН ВДОХНОВЛЯЛ НАС НА ВЫПОЛ-
НЕНИЕ СЛОННЕИШИХ ЗАДАЧ“.

(Резолюция ударников станции «Крымская площадь»).

Начатое по инициативе товарища Ста-

лина а проводимое под непосредственным
повседневным руководством
его соратника, любимого всеми метростроез-
нами
строительство первой очереди. лучшего в’
мире метрополитена нашей красной столи-
цы окончено.

ближайшего

Моисеевича Кагановича

Лучшие люли нашей великой родины, де-

легаты УИ С’езда Советов, уже имели воз-
можность в качестве почетных гостей быть
первыми пассажирами метро. В ближайшие
дни эту возможность получат все пролета-
рии, все трудящиеся нашей красной ста-
TIBI.

Успененому завершению этого грандиоз-

нейшего сооружения в столь короткие сро-
ки мы, ударники-строители метро, прежде
всего обязаны умелому, конкретному, опе-
ративному руководству со стороны Москов-

ского комитета партии и прежде всего той
помощи, которая оказывалась. новседневно
нашим любимым Лазарем Моисеевичем Ва-
гановичем. Недаром на шахтах его зовут
нашим «главным. инженером»!

Это он в самые трудные моменты, в са-
мые напряженные дни нашего строитель-
ства вдохновлял нас, полнимал на разре-
шение сложнейших задач, которые стояли
перед нантим коллективом.

Это он своей исключительной проница-
тельностью, вникая в каждую мелочь, в
каждую деталь, по всем вопросам давал ис-
черпывающие указания.

Мы, ударники 8-й диетанции метро стан-
ции «Крымская площадь», просим прави-
тельство присвоить лучшему в мире метро
имя любимого руководителя московекого
пролетариата — товарища Л. М. Кагано-
вича.

МЕТРО ДОЛННО НОСИТЬ ИМЯ. СВОЕГО

ОРГАНИЗАТОРА. ``

(Резолюция рабочих 13—14 шахты).

Рабочие 13—14 шахты на своем ми-

тинге, посвященном пропуску поезда по
всей линии метрополитена, с величайшей
радостью отмечают достигнутые успехи. в
строительстве метро:

Достигнуть таких огромных успехов в

короткий срок мы сумели потому, что вдох-
новителем и организатором строительства

метро был любимый рулевой московских

большевиков Л, М. Каганович.

Неустанная борьба Лазаря. Моисеввича

с трудностями, ветречавшимися на пути

ИНЖЕНЕРЫ МЕТРОПОЛИТЕНА.

На Метрострое сплотилея замечательный
коллектив работников. сочетавших энту-

зиазма с глубоким знанием техники дела.
Усмешное окончание строительства первой

очереди метро во многом было обеспечено

грамотным, искусным и оперативным тех-
ническим` руководством.

1 января 1932 года, когда строитель-
ство только начиналось, ua Метрострое
было всего 128 инженеров и техников; &
к моменту окончания работ первой оче-
реди — их насчитывалось уже около 4%
тысяч.

По происхождению большинство. инже-
нерно-технических работников метро —
габочие и крестьяне. Несколько цифр о
возрастном составе технических кадров

Три года назад я внервые столкнулась с
тем, ‚что такое настоящая психиатрия,
в небольшом городке Крейплингене (Швей-
цария), на берегу Боденского озера. Там
есть лечебница, считающаяся одной из
лучиих в мире. Она замечательна тем, что
тииически воспроизводит все подобные ей
учреждения, собрав, как в фокусе, их чер-
ты. достоинства и недостатки.

Начать с того, что в это очень дорогое
и  привилегированное заведение Beyer
странный и мрачный вход; тяжелая, тем-
пая дрель в прихожую, куда проникает ма-
лю света; постройка  дедовских времен,
сырая, старомодная, с небольшими охонца-
ми; вокруг мало зелени; в гаубине двора
тощий, полный сырости и. комаров сад:
Никаких «кабинетов», — ни рентгена, ни
гелио-, ни электро-, ни гидротерапии. Зато
в глубине двора—переплетная и рукодель-
ная мастерская. Три поколения назад мо-
лолой, талантливый пеихиатр построил этот
дом, тогда модную «виллу», на зеленом
лугу с чудесным видом на ‘озеро и стал
«лечить» душевнобольных и `неврастени-
ков. Прошли годы, зеленая лужайка за-
строилась, город придвинулея к озеру,
модная вилла оказалась старым, темно-
ватым домиком в глубине улиц, без
зелени, без воздуха и без вида на 03еро.
Дед завещал ее сыну, сын внуку, и все
сни, прелставители той же фамилии, 10й
же «фирмы», учились психиатрии, хотя
бы и не имели к ней никаких способно-
стей, и продолжали «дело» своего’ прелка.
За три поколения методы, приемы и обору-
дование этого дела изменилиеь, так мало.
что сличение старых проспектов е новыми
говорит больше о прогрессе в типографеком
деле, нежели о прогрессе в психиатрия.
Но то, что в выпуклом «семейном» виде
представлено в Врейцлингене как история
одной фирмы, повторяется и BO всех
концах света, только в ухудшенвом виде,
как петория самой пеихиатрии. Crappie до-
ма и мрачные входы — потому, что но-
вых не строят или подражают стилю ста-
рых; убожество оборудования — потому,
что установилея  однобокий «душевный»
метод лечения душевнобольных (психоте-
рапия), где ни рентген, ни эдектрокабине-
ты. не требуются,

° Почему пенхиатрия отстала, когда все
остальные области  медипины развились?

о п

строительства, и их умелое преодоление
вселяли в каждого из нас любовь к работе.
желание работать быстрей и лучше, вее-
asin бодрость и тотовность штурмовать
трердыни грунтов.
‚ Общее собрание рабочих считает, что ме-
трополитен должен носить имя вдохновя-
теля и организатора строительства метро—
нашего любимого рулевого Фазаря Моисее-
вича Кагановича.

Общее собрание просит правительство
присвоить московскому“ метрополитену имя
Л. М. Кагановича. м

Коллектив строителей стапции метро
«Дворец Советов», -рашее строивший T0-
нель 5 и 6-бис дистанций, 3a послелнии
TO работы являлся одним из передовых
краенознамевных коллективов.

Мы могли добиться таких успехов только
потому, что нами руководит наша великая
пергия Ленина Оталина.

Мы уверены были в победе нотому, что
ната партия непоколебима, что нет таких
крепостей, которых не могли бы взять
большевики. i

В течелие всего периода строительства
метрополитена нами практически руководи-
ли МК ВВП (6) и Моссовет.

Мы чувствовали’ каждодневное PYROBOI-
ство лучшего соратника ‘товарища Сталина
— руководителя московских большевиков
Л. М. Кагановича.

_Мы, коллектив строителей 5 и б6-бие ди-
станций; чувствовали это руководство всю-
ду и везде, Шла ли фечь 9 способах про-
ходки тоннелей, или о проекте  ставции,
или ‘об архитектурной отделке —мы всег-
да получали конкретные указания от нц-
его лучнего ударника и «главного инже-
вера» Л. М. Кагановича.

Постройка первого советского и лучшего
в мире метро тесно связана с именем Л. М.
Кагановича. Он полюбил метро, как свое
детище, и вооружил 70-тысячный коллек-
тив метростроевцев энтузиазмом. Мы, мет-
ростроевцы, бееконечно любим Л. М. Ка-
тановича за его заботу о первом советском
метро. ;

Московский метрополитен должен носить
имя рулевого московских большевиков —
Л. М Кагановича. Коллектив строителей
тоннелей и станции «Дворец Советов» про-
сит правительство присвоить московскому
метрополитену имя Л. М. Кагановича.

Метростроя показывают, что они в подав-
ляющем большинстве представляют собой
советский. технический молодняк. В п9-
следние месяцы строительства первой оче-
реди’ на метро было занято 2.273 инжене-
ра и техника в возрасте до 30 лет, 1.503—
yo 40,her и 697чвыше 40 лет. Среди
инженерно-технических работников Метро-
строя было 790: членов и кандидатов ‘пар-
тии и 388  комсомольцев.

Начальник строительства метрополитена
П. П. Роттерт — один из бывиктх рувоволи-
телей `Днепрос?роя. Заместитель начальника,
строительства Е. Т. Абакумов—-старый гор-
‘няк, крупнейший организатор строительства,
метро. Почти всегда его. можно было, застать

Слева — направо: тт. Роттерт, Абакумов,

МАРИЭТТА ШАГИНЯН.

Есть группа болезней, коренщихся в с0-
циальных условиях и называемых соци-
альными. Душевная болезнь неизмеримо
больше, чем всякая другая, может быть на-
звана социальной, она — не. только про-
дукт, она гиперболизированное выражение
социальных условий. К

Когда я, советский человек, увидела боль-
‘ных Крейплинтена, я поняла, что болБ-
шинство этих людей не смогла бы ветре-
тить в Союзе. Как нет у нас банкира, ко-
лониального полковника, биржевика, жерт-
вы кризиса, импотента, пресыщенного от
избытка, так нет и пенхически  боль-
ных, заболевших на этой почве. Мавии ве-
личия, преследования, навязчивые идеи,
формы их проявления, течение болезни —
все показалось мне в этом маленьком мире
кривого зеркала чудовищным  гротеском
ва капитализм, почти художественно до-
водящим до вае в изуродованных. образах
картину социального быта и двигательных
сил этого быта — частной собственности,
карьеризма, авантюризма.

Злесь и кроется разгадка, почему отета-
ла психиатрия. Представьте на минуту, что
лорд такой-то или купец такой-то болели
двенадпать лег ин вдруг вызлоровели. Их
заместитель в живом мире получил наелед-
ственное пэрство, кресло в палате лордов,
соответствующую женитьбу, состояние, за
лвенадцать лет умноженное, — и все это
он должен вернуть выздоповевшему. Полу-
чается сложная драматическая коллизия,
имущественная и социальная. Она потря-
сает общество и внушает невольную мыель,
что больному, раз он заболел, уж лучше
было бы не выздоравливать. Не только в
романах, на каждом шату в жизни ветре-
чалотся случаи, когда врачам и персоналу
платят огромные деньги за эту именно «не-
вольную мысль». Отсюда и получается, что
в мире частной собственности душевная б0-
лезнь, . срязанная, ‚ с, потерей . прав, ста-
становится не стольно предметом науки,
сколько прадметом юрисдикции. Нрактиче-
ски это выражается в двух вещах: боль-
ных или ‘пололгу скрывают, или слалот в
больницы «на-совсем». Характерно, что
больницы в Антлини так и называются
«Asylum’H», —- He лечебные места, а убе-
жища. Понятно, что в первом случае ле-
чить трудно, во втором как будто и не
нужно, и. сама психиатрия не стимули-

в шахтах, где он руководил подземными ра-
ботами,

Олним из. наиболее. рекорлных участков
по быстроте строительства был Афрбатокий
радиус. Глазный инженер Арбатекого ра-
диуса тов. Г, Ломов, применив траншейный
©10с0б проходки тоннеля, сумел блестяще
выполнить работы и. избежать разрушения
крупных жилых домов.

На строительстве Арбатского радиуса
особенно проявил себя инженер Зарецкий,
который прекрасно организовал  проходху
тоннеля у дома Коминтерна и на станции
«Арбатская площадь».

Наиболее трудными участками руководн-
ли инженеры-большевики тт. Нучеренко и
Тягнибеда. Первый руководил проходкой

shes

Шелюбский, Ломов, Кучеренко, Гоцеридзе, Гертнер.

руется ни на какое движение вперед. Если
дазке в отдельных случаях наука делает
судорожные скачки (например, в той же
Швейцарии, где практикуют разные встря-
ски, длительные смешанные наркозы и т. д.,
чтобы вышибить больного из его инер-
ции), то в массе своей душевнобольной
рассматривается как неизлечимый хроник,

а врач-психиатр — как нечто среднее меж-*

ду пастором с требником и смотрителем с
ключом. Прибавьте сюда п репутацию
тайны и ужаса, созданную вокруг душевно-
больного опять же потому, что он не толь-
ко «болен», но и попал в сложный право-
вой переплет, и вы очертите весь круг, в
котором пришлось развиваться ‘психпатрии.

Я не специалист, но мне кажется, этот
порочный круг новлиял также’ и: на лу
странную  «дематериализацию», ° которей
подверглась терапия душевных болезней.
Надо сказать, что душевнобольной обла-
дает одним поразительным свойством: do-
лезнь как бы вынлючает в нем целые уча-
стки нервной системы, ведавиеие другими
чувствительными местами его организма,
и, например, почечник, годами страдавший
от почки, когда был нормальным, пере-
стает на нее жаловаться, заболев пеихи-
чески; страдавптий колитом и всею жизнь
сидевший на тертых супах начинает, не
разбирая, есть что попало и не чувствует
боли. Кататоники (больные, впавшие в не-
подвижное состояние), как думают врачи,
вообще ко всему бесчувственны. И вот
вместо изучення этого люботытнейшего яз-
ления, вместо клинического наблюдения
над тем, что же происходит в это время в
пораженных органах, психиатры  остав-
ляют в стороне всякую общую тератию.
Душевнобольные годами лежат в больни-
цах и убежищах без того, чтобы им иселе-
довали мочу или кровь, сняли рентген.
Между тех это «выключение» нервных уча-
стков есть любопытнейпий факт в орга-
низме. У нас доктор Сперанский, как из-
вестно, добивается такого «выключения»
искусственно, чтобы лечить пораженный ор-
ган, & тут мы пмеем  маюсовые  триме-
ры естественных выключений. Больше т9-
го: даже новые способы лечения психозов
прививкой малярии или неожиданной траз-
мой (пробовали даже в воду бросать) до-
казывают, что. связь тут есть, что в
организме «клин клином вышибается», и

Метрестроевцы просят правительство присвоить
имя Л. М. Кагановича.

МЫ. НАНДОДНЕВНО ЧУВСТВОВАЛИ
РУКОВОДСТВО Л.

(Резолюция строителей станции «Дворец Советов»).

М. НАГАНОВИЧА.

Да здравствует наш Сталин, по инициа-
тиве которого строилея московский метро-
политен!   ;

Да здравствует лучший соратник товари-
ша Сталина — наш главный инженер,
Л. М. Каганович!

Вахерел, к новым победам!

хх * .

В редавиию поступили ходатайства 0
присвоении первому совётекому метрополти-
тену имени тов. Л. М. Кагановича также
от рабочих, инженеров и служащих шахт
№№ 9 и 9-бис, 10—11 (станция «Охот-
ный Ряд»), 12, 13—14, третьей, четвер-
той, шестой и седьмой дистанции, комсо-
мольского коллектива  кессонной группы
метро, работников Кировской станции и Ap.

——_` <

НА ЛИНИЯХ МЕТРО.

Во время учебной экеплоатации в одном
из поездов метро совершил поездку пред-
седатель ЦИК СССР тов. М. И. Калинин.
Рабочие Метроетроя встречали тов. М. И:
Калинина приветствиями и возгласами
«ура».

В четырех поездах метрополитена, ко-
торые курсировали вчера, совершили 10-
ездку Шесть тысяч лучших ударников
Метростроя со своимл семьями. По пути
следования поездов рабочие-ударники вы-
ходили на. станции м осматривали их.

Заканчивается подбор обслуживающего
персонала для московского метрополитена.
Штаты начальников станций и поездов, де-
журных по блок-посту укомплектованы
полностью. Подбираются контролеры, кас-
сиры и уборщицы.

Вчера на всех линиях метрополитена
шли дальнейшее опробование механизмов,
проверка путей, аппаратов.

тоннеля под рекой Ольховкой, а второй —
под рекой Неглинкой.

Прагмеры исключительной ‚выдержки и

‚ распорядительности. много фаз. показывала

сменный техник Софья Киеня —— Комсомюл-
ка, единственная девушка, работавшая в
кессоне. :

Мы назвали только некоторые имена.
Следует отметить выдающуюся фаботу ин-
женеров-ударников: Гертнера, Шмидта, Го-
церидзе, Танкилевича, Ермолаева, Гурова,
Терпигореваа  Барышникова,  Рохваргер,
Соловьева, Макарова, Шелюбсного и мно-
гих, многих других.

Дунюй всей армии  метростроевцев,

их организатором и вдохновителем был Ла-

зарь Моисеевич Каганович.

om

10 ФЕВРАЛЯ 1935 Г.,.№ 40 {6286},

На_ темы
т AHA.

{Из статей и писем,’ поступивших
в редакцию).
Сотни тысяч трах-

Вторая торных подшипников
жизнь П00д- изнашиваются и BH-
иитника. — б®абываются. Эт —

бесх о зяйственность,
Подшипник изготовляется из высовокаче-
ственной стали, и если он совершенно из-
носился, — его надо пустить в перенлав-
ку, в мартен. Но есть немалое количеств
подшипников, которые можно отремонти-
ровать и восстаневить. На Московском под-
пиитниковом заводе существует специзль-
ный цех ремонта, который возвращает
полшипнику вторую жизнь.

Работник этого цеха тов.
пишет: q ;
«За’ 4934 г. мы получипи от МТС, сов-

хозов и колхозов 114.658 старых. и негод-

ных подшипников. Это составляет в весе

369 тонн высоносортной стали. Из них

признаны годными к ремонту 86.658

штук, остальные как утиль сданы в

мартеновские печи на переплавку,

В 1935 году мы хотим дать стране
400.000 отремонтированных подшипников,
Этим мы сэкономим более 1.500 тонн вы.
сококачественной стали».

Or имени коллектива цеха автор обра:
щается ко всем организациям СССР, пме-
щим тракторы, с просьбой установить связь
с заводом и присылать старые подшипники,

А. Налганов

Музыкальная

культура глубоко

зыкальная проникает в Mace
трудящихся = Совет-

энциклопедия ского Союза.  Вруш-

ным источником популяризации музыки и
распространения музыкальных знаний не-
сомненно является радиовещание. Но и рз-
дхиовещание не может удовлетворить отром-
ный ‘интерес к музыке и не может дать
того уровня знаний; который стремятея
получить многие любители музыки.
Экономист  Ханженковокото рудника
(Донбасе) тов. А. Санович предлатает из-
дать популярную музыкальную энциклопе-
дию, рассчитанную на средний уровень лю-
бителя и слушателя музыки.
«Музыкальная энциклопедия должна
охватить в пределах хотя бы однотом.
ника теорию и историю музыки. Студент,
инженер, рабочий, колхозник должны
найти в этой энциклопедии раз’яснение
общеупотребительных музыкальных тер-
минов, данные о композиторах, операх,
симфониях, сведения о различных музы-
кальных направлениях».
—`<

ЗОЛОТО НА ЮГЕ КИРГИЗИИ

ФРУНЗЕ, 9 февраля. (ТАСС). Разведы-
вательная партия Главного управления 30-
лотой промышленности обнаружила Ha. wre
Киргизии, в Араван-Буринском районе, з-
лото. В мае будут проведены более глубо-
кие разведки.
понес веянаи ние ов анносаововониянит

ПО СЛЕДАМ

Нужна му-

«Преступники под крыльшком”
народного суда».

Факты, указанные в фельетоне т. J]. 3a-
славского «Преступники под крылышком
народного суда» («Правла», 15 января) в
террористическом покупении кулака Jer-
воступа на селькора Алексеенко в Злато-
польском районе, Иневской области. пол:
твердились при проверке выехавшей на
место комиссией со старшим следователех
во главе.

Следствие закончено, и дело о террори-
стическом покушении передано военному
прокурору. Возбужден вопрос © привлече-
нии к ответственности лиц, смазавщих по-
литическуо сторону дела.

потому довольствоваться одной психотера-
пией нельзя, & надо держать в поле зре-
ния весь организм больного. Далее: узость
и олнобокость лечебного метода ведет и к
технической  невооруженноети: нет лабо-
раторий, нет  научно-исследовательских
кадров, нет сравнительных материалов. Й

это состояние пеихиатрии, порожденное с0-

циальным характером душевной болезни в
мире частной собственности; перешло #
нам по наследству, принято нами без кри-
тики и продолжается без пересмотра! *). Из
всех участков нашего быта психиатрия —
самый отсталый и самый убогий. Социа-
лизм как будто обошел его стороной: за 17
лет после революции в Москве, где насе-
ление увеличилось в 21% раза, пеихиатри-
ческие койки числом остались едва ли не
те же, и не было построено ни одного но-
вого злания для душевнобольных.

Пока невнимание к этому участку не
менялось, страшная скученность больных
не менялась (хотя академик Павлов еще
5 лет назад заявил о недопустимости для
шизофреников быть в общих палатах), по-
ка лучшие наши клиники и институты 2
профессорами Краснушкиным, Внуковых,
Гейером, Каннабихом, Серейским и др. не
могли в полной мере развернуть свои ра-
боты из-за немыслимой тесноты, хотя мно-
гие из этих работ замечательны по своим

результатам, — одно. все же изменилось у
нас решительно и радикально: это сам
больной.

Начать с того, что у нае исчезта осноз-
ная социальная предпосылка душевного за-
болевания — неуверенность в завтрашнем
дйе. Миллионы людей жили при капита-
лизме впроголодь, под вечной утрозой без-
работицы, без чувства будущего, а сейчас
сто семьдесят миллионов людей дышат пол-
ным дыханием, живут в спокойном созаз-
нии своей нужности обществу. Уверен-
ность в оудущем—олна из причин тех не-
израсходованных запасов нервной энергия,
которые поражают иностранцев в нашей
молодежи и наших строителях. Но мы пере-
жили империалистнческую и гражданскую
войны, выдержали острейшие классовые
бои, мы переучивались на старости лет, мы
лихорадочно учились целыми поколениями,
не унаследовавшими от предков навыка к
уметвенному труду, — и естественно, что
психические заболевания У нас не исчез-

=) На социальный характер душевной бо-
лезни обращают внимание многие наши
врачи, —см. например, статьи д-ра М. А.
Неусихина и ‘материалы первого психиа-
трического сезда в Харькове. Но вывода

из этого наш Наркомздрав до сих пор пе
сделал.

ли. Только новый «душевнобольной» 10
характеру своих тразмы и своего бреда уже
качественно отличается от прежнего.
Ели бы журналист с каранлапюм, в п9-
гоне за новым человеком, заглянул в эт
мир, он увилед бы интересные вещи. Ни-
кто у нас больше не сходит с ума из-за 60-
язни, что лопнет банк; никому не приходит
в голову вообразить себя Фердинанлом У.
Ho зато появились новые -мании, п.в
этих новых маниях можно проследить, ках
реагирует на болезнь новое общественное
сознание больного. Наш невротик и пеихи-
чески заболевший почти всегда обнаружи-
вает болезненное повьниение требователь-
ности н себе. Его травмы и навязчивые
мыюли сводятся в основном к боязни He
выполнить того, что больному кажется не-
обходимым для жителя советской страны;
Бредовой комплекс состоит страдания
от мнимой вины, обвинения себя в несо-
ветском поведении, желания бежать в
верховные органы и оправдываться.
Если свести наших больных 6
теми, кого я видела в ИКрейцомантене,
наши покажутся жителями другой плане-
ты. Но ведь это изменение водлвает и к +0-
вой психиатрической методике! Оно требу-
ет перевооружения нашей  психматрии,
уничтожения старых форм мзоляции боль-
ных, веселых, просторных мастерских, при-
влекательных зданий,  научно-иселедова-
тельских лабораторий и комплексного на-
блюдения за организмом больного. Между
тем в огромном лихорадочном етроятельстве,
охватившем все стороны жизни нашей
единственной в мире страны, при огромных
кредитах, отпускаемых курортам и санато-
риям, где здоровые отдыхают и восетана-
вливаются, мы до сих пор не удосужились
построить хотя бы два—три санатория для
больных, чей бред и чья боль, хотя ив
кривом. зеркале, но с потрясающей вырази-
тельностью показывают, насколько сильно
даже в больном сознание себя членом со-
циалистического общества.

На-лнях Моссовет выпустил книгу добав-
лений к наказу, где опубликована, впрочем,
только часть этих многочисленных Jobat
лений. Но и в этой части москвичи около
15 раз повторяют требование увеличить
число лечебниц для нервных и психиче-
ских больных, А если прибавить сюда на-
казы 09 эпилептиках, © дефвктивных детях,
алкоголиках и других, число вырастет и 10
полусотни.  Наркомздрав, уточняя свою
строительную программу, должен серьезно
учесть это требование московских заводов
и предприятий м заложить. наконец. мате-

риальную базу для развития нашей совет-
ской психиатрии.

МАТЕРИАЛОВ. «ПРАВДЫ».

i