wv

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

UA SPAT SY PPTHTA\
crema conse FTA BET A

COBETCKHX RHCATEAEH СССР

Цена 45 коп.

БЕ Eee

у

№21

(2284) Суббота, 18 мая 1946 г.

Музей Л. Н. Толстого
в Аетапове

На станции «Лев Толстой» (быв. станция
Астапово) с 7 ноября 1910 года—дня смер-

Издательский план

я ме и изымает ыы -—^ ‘oS

и реальность

го жадного интереса и вместе с тем такого
серьезного отношения к печатному слову,
как y нас. Мы справедливе гордимся
огромными тиражами научной, политиче-
ской и художественной литературы, про-
изведений классиков и современных писа-
телей. Из года в год ширится число людей,
хля которых книга является насущной по-
требностью. Вее это — следетвие общего
культурного роста социалистическоге об-
щества.

Пятилетний план восстановления и раз-
вития народного хозяйства  СОСР на
1946—1950 гг. предусматривает дальней-
шее повышение материального ‘и культур-
ного уровня жизни народа. 31.8 млин. че-
ловек будут к концу пятилетки обучаться

Би в одной стране не наблюдается тако-

лах, 1.280 тыс. человек — в специальных
средних учебных заведениях, 674 тыс.
человек — в высших учебных заведениях.
Миллионы новых читателей прел’явят и
уже пред`являют требования на книгу. Ра-
ботники литературы, издательств и ноли-
трафической промышленности должны при-
ложить все усилия, чтобы удовлетворить
возрастающие запросы широких масс чи-
тателей.

Велика доля художественной литерату-
ры в общем культурном богатстве страны.
Как бы примечательны ни были цифры,
они дают лишь приблизительное представ-
ление о могучем воздействии художествен-
ного слова на духовную жизнь
Какими цифрами измерить благородные
чувства, которые воспитала в людях со-
ветская литература: яростную ненависть
ко всяких формам угнетения человека,
пылкую любовь к трудовому народу. к
родной стране! Кто нодечитает, сколько
героев — участников Великой (течествен-
ной войны вдохновлялось на подвиги бес-
смертными образами Василия Чапаева и
Павла Корчагина, нарисованными на стра-
ницах книг Дмитрия Фурманова и Николая
Островского! С другой стороны, разве не
говорят о кровной замнтересованности чи-
тателя в развитии советекой литературы
тысячи писем, которые получают ео всех
концов страны наши писатели. Вепомним.
к примеру, как живо откликнулея чита-
тель на выхох четвертой книги «Тихого
Дона», какое он проявил участие Е сульбе
IMOXOXOBCKOIO repos. Эта неносредствен-
ная связь литературы и жизни есть олно
из драгоценных завоеваний советской куль-
туры.

народа.

— _ Условия военного времени вынудили нас

пойтя на сокращение издательских планов.
Значительно уменьшился, разумеется, и
размах издательской деятельности в обла-
сти художественной литературы. How B
самые трудные дни войны слово советско-
го писателя дохолило до читателей не толь-
ко 20 страниц газет и журналов ю и
книг. Еше накануне войны выпуск новой
советской хуожественной литературы - на!
русском языке сосредоточился главным об-

разом в издательстве Союза советских тия
Ва,

сателей «Советский писатель».
первых этатах войны издательство «09-
ветский писатель» было едва ли не един-

ственным центральным издательством, вы-

пускавиюим современную художественную
литературу. Пеювые книжки  писателей-
фронтовиков выходили в этом издатель-
стве.

С жончанисм войны планы издательств
значительно расширились. На — изда-
тельство «Советский писатель»  в0зл0-
жена почетная задача — систематически
знакомить читателя е произведениями CO-
временной пусской литературы и лучшими
явлениями литератур братских республик.
Таким ойгазом оно становится одним
важных пентров, осуществляющих лени
ско-сталинекую политику дружбы народов.
Издательство возобновило начатые еще по
инициативе М. Горького издания больпюго
общекультурного и историко-литературно-
то значения — Большую и Малую библио-
теку поэта, приступило к вымтуску КНИГ
по литературоведению и критике. В соот-

ветствии с этими новыми пгирокими зада-

чами издательство должно вынустить В
1946 г. 52 млн. лиетов-оттисков против
6 млн, в 1911г.

ти Л. Толстого-—<охраняется в неприкосно-
венности комната, в которой умер великий

Сегодня в номере:

1 стр. Б. Рест. Ленинградская весна. По Советской
стране. Первый русско-башкирский словарь. Отчет-
ные вечера молотовских писателей. 25 лет творче-
ской деятельности Алио Машашвили. Конкурс на
лучший рассказ. Информация. Выставка книги. Музей
Л. Н. Толстого в Астапове. Дом, где жил Пушкин.
Книга`о городе Свердловске. «Песня о буревестнике»
на латышском языке. :

2 стр. Асан Деркембаев. Киргизский эпос «Манас».
Петр Скосырев. «Великий поход». Лев Гумилевский.
Проблемы жанра. Анатолий Кудрейко. Полдень
поэта.

3 стр. С. Трегуб. Дневник Ирины Ирошниковой.
Ф. Левин. Возвращение желаний. Александр Таиров.
Реплика в споре. Информация. Новые приобретения

ровой литературы.

4 стр. Я. Эйдельман. Шолом-Алейхем (к 30-летию
со дня смерти). Л. Жукова. Уральские сказы на
экране. В. Стамбулов. Среди «бессмертных». В Союзе
советских писателей. Как работал Алексей Толстой
Памяти Шолом-Алейхема. В
рситете.

чества. Информация.
Московском униве

Se ae

ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ

ПИСАТЕЛИ-СТАЛИНГРАДЦЫ
СТАЛИНГРАД. (От наш. корр.). До вой-

25 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АЛИО МАШАШВИЛИ

строительству Сталинграда, и пьеса

музея В. Маяковского. Ученые записки Института ми-

над романом «Петр Первый». Вечер народного твор-

Но условия, в которых работает изда- писатель. В 1945 году, в связи с 35-летием   Ны в Сталинграде существовало област-

тельство Союза писателей, не блатоприят- С© дня смерти Л. Н. Толстого, дом, в кото-
ствуют выполнению им новых больших и  РОМ находится эта комната, был передан

в начальных, семилетних и средних шко-

ответственных задач. Презилиум Союза
писателей все эти годы с полным равно-
дупвием относился в судьба своего изда-
тельства, т. е. к делу, в котором самым
тесным образом заинтересован, и писатель
и читатель, и которое должно быть в цент-
ре всей деятельности союза.

Лишенное должной поддержки, лишен-
ное собственной  потиграфической базы,
издательство каждый раз встречается с но-
выми трудностями в работе.

С января 1946 г. для издательства бы-
ла вылелена в Ленинграже олна из типо-
графий, находящаяся в ведении Ленинтрад-
ского Совета, и типография  издательетва
«Московский рабочий» должна была наби-
рать для издательства 100 листов и печа-
тать 2 млн. листов-оттисков в месяц. (-
нако свои обязательства по отношению к
издательству титютграфии не выполняют.
«Московский рабочий», например, факти-
чески прекратил прием заказов  издатель-
ства.

Отсутствие собственной нолиграфиче-
ской базы, приводит к недопустимому за-
тяпиважию сроков производства. i

Повесть В. Овечкина «С фронтовым при-
ветом», так тенло встреченная читателем
и критикой, набиралась в одной типогра-
фии, печаталась в другой. Она находится
в производстве уже 10 месяцев, Ho 20 ux
пор типография издательства «Московский
рабочий» не приступает к нечатанию ти-

а. .
№нига А. Поповского «Влехновенные ис-
катели», в которой рассжазывается © рабо-
те выдающихся советских ученых,  нахо-
дитея в производстве с ноября 1944 года,
и тираж ее до сих пор не выпущен (тино-
графия «Известий»).

«Рассказы» К. Симонова — сданы в на-
бор в 6-ю типографию в мае 1945 г. В
марте 1946 г. пришлось перевезти набор в
Комбинат им. Моссовета, и только на-днях
комбинат приступил в печатанию книги.

В той же 6-й типографии еще в ноябре
1945 г. была полмиеана к печати поэма

М. Алигер. «Твоя победа» и книга стихов

А. Мапаливили. Но обе книги в течение 7
месяцев не печатаются, и неизвестно, когха
они булут напечатаны. Мы привели только

несколько примеров. Но число их можна

увеличить. Так как выпуск произведений
советских писателей на русском языке ©о-
срелоточен главным образом в издательстве
«Советский писатель», то создается поло-
жение, при котором читатели могут быть
фактически лишены новой советской худо-
жественной литературы. Это не может не
отразиться и на развитии самой литерату-
ры.

Мититься © таким отношением к делу.
большого культурного значения нельзя. И
в первую очередь должен помочь своему

излательству президиум Союза советских!

ратуры судят не по пироковещательным

планам, не по количеству заседаний и с00-

раний, а по выптедштим книгам.
  Следует залать вопрос: сделало ли самю

}

: ло ли оно достаточно усилий,
  влечь внимание писательской

` ности к своей деятельности? Обсуждалея

}
{

писателей. Кому, как не Союзу писателей,

следовало бы знать, что о состоянии INTEC

IK хоть раз на широком собрании писате-

лей, а не только на заседании презилиума

ва? Имеет ли издательство тщательно раз-

ими лелается для предотвращения не Meee
  законных жалоб авторов на
  сроки прохождения рукописей в самом из-
  дательстве?

Необхолимо обеспечить всемерное рас-
  тирение выпуюка художеетвенной литерл-
туры. Излательство Союза советских. пига-
телей хлолжно работать так; чтобы сувре-
  менная нужная книга своевременно 10X0-
хила ло читателя.

——<—> —__—_——_

Выставка книги

Научно-исследовательский институт по-
лиграфической промышленности ОГИЗ’а ор-
ганизовал выставку художественного и

*’ полиграфического оформления книги.

На выставке нредставлена книжная про-
хукция центральных издательств, выпу-
щенная в 1944—1946 гг. В пяти отделах
выставки экспонированы образцы изда-
ний Гослитиздата, «Советского писателя»,

Детгиза, «Молодой гвардии», Госполит-
издата- Издательства Академии наук,
Гостехиздата, Учпедгиза и др. пер-

вом разделе показаны способы оформле-
ния одного и того же типа книг в различ-
ных издательствах. Второй раздел посвя-
щен технологии оформления — качеству
бумаги, переплетов, краски и т: и. В треть-
ем — демонстрируется работа наших луч-
ших художников-оформителей. На двенад-

цати нерсональных стендах экспонированы
книги, оформленные художниками Н. Иль-

иным, С. Тилингатором, Н. Седельниковым,

Б Титовым, Г. Фишером, П: Суворовым,
Н. Николаевцевым и др.

Книжной иллюстрации отведен специ-
альный зал, где даны лучшие образцы ра-
боты В: Фаворского, Кукрыниксов, П. Аля-
кринского и ДР.

В особой витрине экспонированы 17
книг, отобранных Выставочным комите-
том, как лучшие образцы оформительско-
го искусства-

Выставка открылась вчера в Доме архи-
тектора. Директор Огиз’а П. Юдин в крат-
ком вступительном слове охарактеризовал
задачи выставки:

На вечере, посвяшенно
А. Покрышкин и М. Покрышкина.

ae

CCH CCCP тематический план издательст-

работанный план, который бы точно отоа-
из. Жал состояние нашей литературы? Работ-
н_  Ники издательства законно жалуются на’
` сроки производства в типографиях, но что.

длительные

в ведение Центрального музея Л. Толсто-

го. В ближайшее время здесь будет создан
музей с экспозицией материалов, характе-
ризующих последние дни жизни Л. Н. Тол-
стога.

Музей в Астапове будет пятым музеем в
СССР, посвященным жизни и творчеству
Л. Н. Толстого.

Дом, где жил Пушкин

ОДЕССА. (От наш корр.). В ближайшее
время в Одессе будет восстановлен разру-
шенный неменко-фашистскими варварами
дом № 13 по Пушкинской улице, где жил
Пушкин.Здесь предполагается создать му-
зей, в котором будут собраны материалы
о пребывании Пушкина в Одессе, литера-
турные альманахи того’ времени, первые
издания произведений Пушкина, описыва-
ющих Одессу: В этом доме будет оборудо-
вано помешение Одесского филиала Сою-
за советских писателей Украины, комнаты
для литературных вечеров.

В партийной организации ЛССИ

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). На-днях
состоялось отчетно-выборное собрание
партийной организации Ленинградского
отделения Союза советских писателей. С
докладом о работе партийного бюро за
год выступил заместитель секретаря парт-
бюро Н. Григорьев. .

В прениях по докладу приняли участие
Е. Катерли, В. Дружинин, Е. Вечтомова,
В. Владимиров, А. Кривошеева, А. Про-
кофьев, К. Фадеева, А. Розен, А. Решетов,
T- Трифонова, С. Бытовой, А. Голубева.

Собрание отметило, что партийная ор-
ганизация ленинградских писателей приш-
ла к отчетно-выборному собранию спло-
ченной и готовой к выполнению истори-
ческих задач, поставленных перед пар-
тией товарищем Сталиным и законом о
пятилетнем нлане восстановления и i

вития народного хозяйства СССР.

Собрание указало и на недостатки в ра-
боте партийной организации.

Выступивший на собрании секретарь
Дзержинского районного комитета партии
т. Королев поставил ряд практических за-
дач перед партийной организацией писа-!
телей и выразил уверенность, что она в
ними справится-

в состав которого вошли: П. Капица (сек-
 ретарь), А. Прокофьев, Л. Браусевич,
И. Бражнин, Т. Кожемякин, Н. Григорьев
и Б. Лихарев.

„Песня о буревестнике“
на латышском языке

Опубликованная 45 лет тому назад в апре-
ле 1901 года «Песня о буревестнике» Горь-
кого переведена на латышский язык
Антоном Авеном и напечатана на страницах
литературного приложения прогрессивной
газеты «Диенас Лапа» («Ежедневная газе-
та», 1902 г.). «Песня о буревестнике» была
напечатана также в литературном журнале
«Апскатс» («Обозрение», 1903 г.), затем
в 1905 г. в сборнике стихотворений «Накот-
` нес Сканяс» («Звуки будущего» )—под ре-
  дакцией Яниса Райниса и весной 1919 года,

‚ Изхательство все OT HETO зависящев, ЧТо-  в суровую для` Советской Латвии пору, в
: бы нормализовать свою работу? Приложи-  газете «Циня»- «Песню о буревестнике» пе-
i чтобы при-’реводили несколько раз. Один из послед-
обтествен-! них переводов принадлежит народному пи-

сателю Латвии Андрею Упитсу.

Книга о городе Свердлозске

СВЕРДЛОВСК. (От наш корр.). Два с
` лишним века назад. по гениальному замыс-
лу Петра Первого на Каменном Поясе был
основан завод-крепость, названный Екате-
ринбургом.

Более столетия этот город был един-
ственным центром горнозаводской про-
мышленности на Урале. Мамин-Сибиряк
справедливо называл его «живым узлом,
  завязанным могучей рукой Петра 1».

Октябрьская революция и сталинские
пятилетки преобразили город- Трудящие-
ся Свердловска внесли болыной вклад в
дело социалистической индустриализации
  страны. В полной мере величие их трудо-
  вых подвигов раскрылось в дни Великой
  Отечественной войны. }
  Книга «Свердловск», вышедшая из печа-

ти в Свердловском областном издательст-
ве, раскрывает наиболее яркие, памятные
страницы биографии города со дня его ос-
нования до наших дней. Эта книга — кол-
лективный труд ученых, писателей, крае-
ведов-

Книгу открывают приветствие Свердлов-
ску маршала Жукова, статьи маршалов
Малиновского, Толбухина и генерала ар-
мии Баграмяна.

В книге напечатаны воспоминания
П. Бажова «Наш город», статьи и очерки
В. Данилевского, К. Свердловой, М. Ша-
гинян, А. Караваевой, Н. Поповой, И: Лик-
станова‚ Ю. Хазановича, Е. Хоринской,
стихи Ю. Верховского, К. Мурзиди.

Завершают книгу документы — рапорты
уральцев товарищу Сталину за все воен-
ные годы:

м Празднику Победы в клубе писателей. Справа налево; С. Михалков, А. Твардовский, Н. Гарнич,

Собрание избрало бюро партийной ор-   лей прошли отчетные
ганизации Ленинградского отделения ССП,   Е. Трутневой и переводчицы Н. Арбене-

ное литературное об’единение, которое
распалось в связи с уходом в армию боль-
нгинства его участников.

После окончания войны ‘писатели, воз-
вращавшиеся в Сталинград, работали вна-
чале разобщенно и лишь недавно об’еди-
нились в литературную группу при ре-
дакции газеты «Сталинградская правда».

Творческие встречи литераторов про-
водятся два-три раза в месян. Обсужда-

лись стихи поэта В. Балабина, рассказ   ками обороны и творческую помошь им ный ae ee aoe, ee
начинающего прозаика Ал. Дубравина   в литературном оформлении их воспоми- ne = 6 иляру- осиздате Гру-
(Гусева) «Святой камень», посвященный зии выйдет собрание сочинений ноэта. Гру-

А. Шейнина «Счастье с нами».

В ближайшее время литераторы. ознако-
мятся с новым романом М. Лобачева «В
Сталинграде», обсудят произведения про-
заиков Н. Сухова, С. Горбунцова, молодо-
го поэта В. Костина и других местных аз-
торов.

Сталинградская литературная группа
считает своей важнейшей и почетной за-
дачей сбор материалов о героической
обороне Сталинграда, встречи с участни-

наний о сталинградской эпопее.

«ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ»

СИМФЕРОПОЛЬ. (От наш. корр.). В
Симферополе вышел из печати сборник ма-
териалов и документов «Героическая обо-
рона Севастополя». Сборник подготовлен
Коымской комиссией по истории Великой
Отечественной войны. В разделе «На под-
ступах к Севастополю» помещены сводки,
которые ежедневно выпускались штабом
Севастопольского укрепленного района в
течение всей обороны города. Публикуют-
ся также очерки и заметки из газет, вы-
ходивигих в осажденном городе-герое.
Другие разделы сборника посвящены геро-
ям Севастопольской обороны 1941—42 гг.,

помощи крымских партизан защитникам
города русской славы, отзывам иностран-
ной печати о Севастопольской обороне. В
сборнике помещен очерк Евгения Петро-
ва «Прорыв блокады» — о героическом
походе лидера «Ташкент», который про-
рвался сквозь кольцо вражеской блокады
к осажденному Севастополю. Автор при-
нимал участие в этом походе.

В сборнике публикуется также акт о
злодеянии фашистских варваров в Сева-
стополе — разрушении знаменитой Сева-
стопольской панорамы.

ЮБИЛЕЙ ЖУРНАЛА «МОЛЛА НАСРЕДДИН»

БАКУ. Недавно исполнилось 40 лет co
дня выхода первого номера популярного
демократического журнала «Молла На-
среддин», издававшегося под редакцией
выдающегося азербайджанского писателя-
сатирика Джалила Мамед-Кули-заде.

Литературная и научная общественность
республики широко отметила эту дату. В
отделении общественных наук Академии
наук Азербайджанской ССР состоялось
заседание, на котором кандидат филологи-
ческих наук М. Джафаров прочитал до-
клад «Роль журнала «Молла Насреддин» в
развитии общественной жизни Азербайц-
жана». Кандидат филологических наук М.
Пашаев сделал доклад на тему «Мамед-
Кули-заде, как журналист». Заслушаны бы-
ли также доклады научного сотрудника
института литературы А. Мир-Ахмедова—
«Из истории журнала «Молла Насреддин»
и научного сотрудника института литера-

туры О. Гасанова—«Об. иллюстрациях жур-
нала «Мюлла Насреддин».

В Академии наук Азербайджанской ССР
организована большая выставка, иллюстри-
рующая жизнь и творческую деятельность
Мамед-Кули-заде. Кроме книг, брошюр и
газетных статей, на выставке представле-
ны все номера журнала «Молла Насред-
дин». Специальный стенд посвящен азер-
байджанским и иранским журналам и га-
зетам, которые формировались под силь-
ным влиянием «Молла Насреддина». На со-
седней витрине размещены материалы, раз-
сказывающие о сотрудничестве в журнале
виднейших азербайджанских писателей—
Сабира, Ахвердиева, Джафара Джабарлы,
Ордубады и других.

В клубе писателей состоялся вечер, но-
свяшенный творческой деятельности Ма-
мед-Кули-заде, На вечере выступили с

воспоминаниями писатели Мамед Саид Ор-

дубады, Азиз Шариф и другие.

ОТЧЕТНЫЕ ВЕЧЕРА МОЛОТОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

МОЛОТОВ. (От наш. корр.). В молотов-
ском отделении Союза советских писате-
вечера поэтессы

вой.

Е. Трутнева работает много и плодот-
ворно. Недавно в Молотовгизе вышел
сборник избранных стихов Е. Трутневой
«Родина». В Детгизе готовятся к выпус-

iS ее книги для детей «Тропинка», «Побе-

да», «Грибы», «Радуга».
Е. Трутнева познакомила собравшихся

с новым сборником своих стихов «Год»

У

и книжкой «Азбука», которые включены

местным
года:
а втором вечере — Н. Арбенева, автор

издательством в план текущего

многих русских переводов произведений

западноевропейской литературы, прочита-
ла в новом своем переводе рассказ Дик-

кенса «Четыре сестры», бретонскую ле-
гендлу «Чортова мельница» несколько
французских сказок и те отрывки из кни-
ги английского капитана Кокрэна «Пове-
ствование о пешеходном путешествии по
России и Сибири», в которых автор рас-
сказывает о Перми двадцатых годов прош-
лого столетия.
A
Коми-пермяцкне писатели Степан Ka-

раваев и Николай Попов пблготовили aaa   ~~

издания сборник текстов народных песен,
записанных ими в селах и деревнях Коми-
Пермяцкого округа. В сборник также вхо-
  WAY тексты песен, написанных самими поэ-

ТБИЛИСИ. (От наш, корр.). 20 мая испюл-
нится 25 лет литературной деятельности.
выдающегося грузинского поэта Алио Ма-
шашвили. Для проведения юбилея поэта
ССП Грузии выделил комиссию в составе:
И. Гришашвили (председатель), Шалва Да-
диани, И. Мосашвили, К. Каладзе, Г. Натро-
швили, А. Гацерелиа и Н. Чачава. По рез
шению юбилейной комиссии, 20 мая в по-
мещении театра оперы и балета им. 3. Па-

зинское издательство «Советский писатель»
выпускает сборник лирических стихотво-
рений А. Машашвили.

КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ РАССКАЗ

КИЕВ. (От наш. корр.). Редакция респу-
‘бликанской газеты «Радянська Украина» и
Союз советских писателей Украины об’яви-
ли конкурс на лучший рассказ и новеллу
на военную или послевоенную тему. По-
следний срок представления рукописей —
1 июля 1946 г. Все премированные расска-
зы и новеллы будут помещены в газете
«<Радянська Украина». В состав жюри кон
курса входят: М. Рыльский (председатель)
Л. Поломарчук, И. Золотоверхий, Л. Ноз
виченко, Е. Кирилюк и Ю. Яновский.

ВЕЧЕРА РУССКОЙ СЕКЦИИ й

МИНСК. (От наш корр.). Русская секния
Союза советских писателей БССР “провела
несколько вечеров русских писателей Бе.
лоруссии, участников альманаха «Отчизы
на». Вечера состоялись в воинских частях,
в областной библиотеке имени Пушкина, в
Педагогическом институте имени Горького.
С чтением своих произведений выступили
Л. Токарев, А. Шарапов, В. Лютова, Я. Сим-
кин, Е. Садовский, Н. Погребняк, Г.`Овруне
кий и др.

Вскоре в Белгизе выходит в свет альмач
нах «Отчизна» № 2, в котором публику
ются новые произведения К. Титова, А.
Шаронова, Л. Шапиро, Л. Токарева, А. Кон-
дратского, Д. Ковалева и др.

ВОССТАНОВЛЕН МУЗЕЙ
И. НИКИТИНА

В настоящее время поэты работают над
переводами стихов с русского на коми-
пермяцкий язык. для школьного учебника !

тами.
«Родная речь».

ПЕРВЫЙ РУССКО-БАШКИРСКИЙ СЛОВАРЬ

УФА. Язык башкир стал изучаться толь-   об’ем его — 75 печатных листов. В состав-‘ ЩИХ в краях и областях РСФСР.
  лении словаря участвовала группа лингви-. аа

ко после революции. Академией наук СССР
и Башкирским научно-исследовательским
институтом языка, литературы и истории
проведено 14 экспедиций по изучению жи-

‚ вого разговорного языка. На основе мате-

риалов экспедиций разрабатываются воп- и че словарей в oe ВОД! ского металлургического завода «Сер и
росы диалектологии. редакцие члена-корреспондента каде молот». Кружок был основан в 1929 г.

Капитальным трудом в области башкир-
ской филологии является «Русско-башкир-
ский словарь». Он состоит из 35000 слов,

стов: К. Ахмеров, А. Харисов, 3. Шакиров,
Т. Баишев, И. Ицюулатов, А. Кутушев,
И. Мингалеев, А. Бикмурзин и др. Сло-
варь выпускает издательство иностранных

мии наук СССР проф. Н. Дмитриева, кан-
дидата филологических наук К. Ахмерова
ги Т. Баишева.

ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЧЕБОКСАРЫ. (ТАСС). Подведены итоги
республиканского конкурса на лучшие
произведения литературы, искусства и
истории, об’явленного в ознаменование
25-й годовщины Чувашии:

Премия в 10 тысяч рублей присуждена
Турхану — автору повести «Деревня в вет-
лах», являющейся в чувашской литературе
первым крупным произведением, отобра-

жающим самоотверженный труд колхоз-
ников в дни войны: Высокую оценку по-
лучила поэма народного поэта Чувашии
  Эльгера «Он бессмертен». В поэме выведен
  образ одного из героических защитников
  Ленинграда — сына чувашского народа,
  пулеметчика Ивана Смирнова, отдавшего
свою жизнь во имя спасения Родины от
  фашистских захватчиков.

ПИСАТЕЛЬСКИЕ БРИГАДЫ НА ПОСЕВНОЙ

АНДИЖАН. (Наш корр.). Андижанское
отделение Союза советских писателей Уз-
бекистана направило в хлопкосеющие кол-
хозы области пять писательских бригал
для проведения литературных вечеров и

Б. РЕСТ

Прошел год с того дня, когда город-
герой праздновал победоносное завер-
шение Великой Отечественной войны, в
летопись которой записан и его леген-
дарный подвиг. Год мирного созида-
тельного труда, на протяжении KOTO-
рого Ленинград неутомимо восстанав-
ливал заводы, дома, дворцы и парки,
научные институты и музеи, возрождал
свою культуру, искусство.

Издано в городе Ленина

Книжная лавка писателей на Невском
проспекте пользуется в Ленинграде боль-
шой популярностью. Покупатели неизмен-
но находят здесь библиографические ред-
кости, уникальные издания, книжные рари-
теты. Однако не только отделами букини-
стической книги интересуются посетители.
Их внимание все больше привлекает отдел
новинок современной художественной ли-

тературы. свою работу еще ‘один. ленинградский   Эрмитажа академик И: Орбели. Он расска-

Недавно в книжные магазины и библио.   театр -— оперная студия Ленинградской   зал о том,. как гитлеровцы бомбили и об-
теки поступили: «Ленинградский  альма-   Консерватории. Как и до войны, . тысячи  стреливали Государственный Эрмитаж —
нах», выпущенный МЛениздатом; книга слушателей собираются на концерты Госу-   сокровишнину мирового искусства и кулья

Ольги Берггольц «Говорит _Ленинград»—
написанные для радио стихи и публицисти-
ческие выступления-беседы, с которыми
поэтесса изо дня в день выстулала у мик-
рофона в период ленинградской ‚обороны;
книга стихов Н. Брауна «Мой светлый
край», роман И. Кратта «Остров Баранова»,
первая часть повести Л. Борисова об Алек-
сандре Грине — «Волшебник ‘из  Гель-
Гью» и другие произведения ленииград-
ских писателей. Е

Почти одновременно поступили в прода-
жу две книжки журнала «Ленинград»
(№№ 3—4 и 5). На-днях будет получен

‚ очередной номер ежемесячника «Звезда».

В первый же послевоенный год Ленин-
град снова стал крупным’ книгоиздатель-
ским центром, Художественную литерату-
ру издают сейчас в Ленинграде пять изда-
тельств: Гослитиздат, «Советский  писа-

\ сбора материалов о передовиках-хлопко-
робах. В составе бригад — андижанские

поэты и прозаики К. Ахмадит, Улфат, Сай-

фий, Офтобхон Халбатырова, Махджури:

тель», «Молодая гвардия», Детгиз и Ле-
нинградское газетно-журнальное и книжное
издательство (Лениздат). В этом году пять
ленинградских издательств намечают к из-
данию 359 книг об’емом—5 392 авторских
листа: 3

У театральной афиши

Десятки тысяч ленинградцев каждый ве-
чер заполняют зрительные залы Академи-
ческого театра оперы и балета им. Кирова,
Академического Малого оперного театра,
Академического театра драмы им. Пушки-
на, Государственного театра комедии,
Большого драматического театра им. Горь-
кого, Театра музыкальной комедии, Госу-
дарственного театра драмы, Нового теат-
ра, театра им. Ленинского комсомола, Те-
атра юного зрителя, Эстрадного театра,
цирка, трех кукольных театров... _

В Праздник Победы, 9 мая, возобновил

дарственной филармонии. Академические
капеллы, литературные и музыкальные
вечера — в других концертных: залах:
Все чаще появляются афиши театраль-
ных премьер. Вслед за балетом «Золушка»
Академический театр им. Кирова возоб-
новил постановку «Пиковой. дамы».. Пока-
зав новый балет ленинградского компози-
тора Чулаки «Мнимый жених»; Малый
оперный театр заканчивает работу. над
оперой Прокофьева «Война и мир». Нос-
ле недавней премьеры «Путешествия Пер=
ришона» Лябиша Театр. комедни покажет
в мае <На всякого мудреца довольно, про-
стоты» Островского и «Смех и. слезы»
С. Михалкова. В Театре драмы готовится
постановка’ новой комедии М. Зощенко
«Очень приятно»: Успешно прошла премь-
ера Академического театра им. Пушкина —
пьеса Б, Лавренева «За тех, кто в

А Ме ое

брание, на котором присутствовало 28 че»=
  ловек—прозаики, поэты, очеркисты, работ+

пой писатель Семен Бабаевский. i

стихотворения и рассказы молодых начи-

}

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ВЕСНА

ee
oe
cE

mates -MyseH Huxutuna. Mozonexp fr. Bo-!)

фии поэта, восстановила музей, и
‚ снова приходят горожане, бойцы, школьни- i

‘ ки» (по сценарию Евг. Шварца).

„была ирнглашена в Эрмитаж на открытие

ВОРОНЕЖ: (От наш. корр:): Воронежцы
часто называют свой горол Никитинским.
И это понятно. Здесь родился и жил изве-
стный русский поэт Иван Саввич Никитин:

Немцы разрушили дом, в котором поме

ронежа собрала книги, портреты, фотогра=
сюда

ки, чтобы почтить память поэта:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГРУППА
_ ПРИ «ПЯТИГОРСНОЙ ПРАВДЕ» ~

if

ПЯТИГОРСК (От наш. корр.). При редак-
ции газеты «Пятигорская правда» создава
литературная группа молодых писателей.
На-лнях состоялось организапионное <0-

ники газеты. Руководит литературной групи.

На этом же собрании Ю, Либелинский и \
С. Бабаевский рассказали о проходливлией
в Москве конференции прозаиков, живу-

«ВАЛЬЦОВКА»

Возобновились занятия в старейшем ли-
тературном кружке «Вальновка» москов-

На занятия пришли литкружковпы, вер-
нувииеся с фронта, а также и новые рабо-
чие и служащие завода. Уже ироведено че-
тыре занятия, на которых обсуждались

нающих писателей.

В дальнейшем намечено провести встре“
чи членов кружка с писателями. Руко-
водит «Вальцовкой» поэт Николай Фае-
ров.

ЖУРНАЛ «ШАРКИ СУРХ»

СТАЛИНАБАД. (От наш. корр.). Союз
советских писателей Таджикистана возоб-
новил выпуск ежемесячного хуложествен-
ного журнала «Шарки Сурх» («Красный
Восток»). В первом номере журнала, поме-
шены произведения поэтов и прозаиков:
М. Миршакара, Улуг-Заде, Рахими, Дехо-
ти, Икрами, стихи Пушкина в переводе
А. Лахути, поэма Бедиля «Комде и Модан»
и другие.

БВ павильонах Ленфильиа

В поисках «снежной натуры» постано*
вочный коллектив картины <«Пеловитый
океан» выехал в Заполярье. «Ледовитый
океан» — одна из новых работ ленинтрал-
ской студии «Ленфильм». В павильонах
этой киностудии начались семки «Золуш-
Идет
подготовка к с’емкам картины «Лекарь Пи-
рогов». Эту кинопостановку по сценарию  ,
Юрия Германа осуществляет лауреат Ста-
‚линской премии Г. Козинцев. Многие ле-
нинградские писатели и драматурги рабо-.
тают над новыми сценариями для «Лен-
фильма».

Музей на берегу Невы
_ Среди свидетелей советского обвине-
ния, выступавших на Нюрнбергском
процессе главных военных преступников,
был -также и директор Государственного

туры: 1
‚ Эрмитаж, как известно, был снова от-
крыт 7 ноября 1945 г. В реставрированз
ных залах полностью восстановлены му-

зейные экспозиции и выставки. С тех пор
свыше 5.000 экскурсантов ежедневно посе-
щают Эрмитаж, в котором попрежнему
продолжается напряженная восстанови-
тельная работа. 2 мая труппа писателей

выставки произведений франнузского при»
кладного ‘искусства ХУП-—ХУШ веков.
9 мая открылись выставки фламандской
живописи и графики, итальянской и испан. “
ской живописи ХУЙ в.

10 мая открылись также первые залы‘
Русского музея — крупнейшего после !
Третьяковской галлереи собрания нациоч
нального русского искусства, =
ГРАД. (Наш kopp.),