На весеннце темы.

В ОРЕНБУРГЕ: ПЛОХО.
РЕМОНТИРУОТ ТРАКТОРЫ,

Сейчас) как и месяц назал, Open-
бургская область плохо ремонтирует
тракторы, В 25 февраля в машинно-
тракторных станциях и совхозах (си-
стемы Наркомзема) области было отремонти-
ровано- 2.452. трактора. При выполнении
плана ремонта тракторов в среднем по
Союзу на 87 проц. Оренбургская область
выполнила план только на 64 процента.
Лишь 5 машинно-тракторных станций за-
кончили ремонт тракторов. Вместе с ‘этих
убтановлено низкое качество произведен-
ных работ. Немало случаев, когда трак-
торы после осмотра возвращались на вто-
ричный ремонт.

Пожалуй, нигде так плохо. не организо-
ван труд рабочих на ремонте, как в Орен-
бургской области. Обезличка, уравниловка
в заработной плате, слабая трудовая дис-
циплина, отсутствие точного графика ра-
бот — таковы главные причины неудовае-
творительного хола ремонта тракторов.

Возьмем мастерскую Соль-Илецкой МТС.
Невзрачное помещение ¢ выбитыми окна-
ми. В мастерской холодно, Вругом грязь,
мусор. Рабочим приходится работать в по-
лушубках м рукавипах. Прекрасное обору-
лование приведено почти в полную негод-
ность. В монтажно-сборочном цехе разобран-
ные станки валяютея на песке. Кругом
труды железного лома. В кузнечном цехе
на три горна работает один кузнец. Авто-
генно-сварочный цех превращен в убор-
ную. Цениое оборудование завалено мусо-
ром. Ироточка гильз поручена некзалифи-
цированным рабочим. Недавно ученик Ле-
масов полученные 18 гильз для проточки
привел в полную негодность.

Таких мастерских в области, к сожале-
нию. немало. Секретари районных комите-
тов партии передоверили ремонт тракторов
директорам малинно-травторных станций,
& те в свою очередь-—старшим механикам.
По. существу никто не несет ответствен-
ности за своевременный и доброкачесг-
венный ремонт тракторов.

; Оренбургокий обком партий вынес не-

мало постановлений о неудовлетворительном

ходе ремонта тракторов. Однако тракторы

попрежнему ремонтируются плохо.
В=0-=. i

‚БЛАГОДУЩИЕ КРЫМСКОГО
о КАРКОМЗЕМА,

Почти во всех районах Врыма начались

полевые весенние работы. Колхозы и сов-  .

хозы заканчивают ранний сев и присту-
пают к массовому посеву ячменя и овса.
Директор Крымского  зерносовхоза тов.
Постоялко сообщает, что на 25 февраля
совхоз засеял 1.058 га ячменя из плама
сева в % тысячи га. Феодосийский зерно-
совхоз засёял 149 га. Вчера на полях сов-
хоза работали 35 сеялок. Совхоз «Джига
Кущи» засеял 100 ra колосовых по два-
KIL заборонованной зяби.
‚ Ранняя весна застала крымский Нар-
комзем врасплох. № 20 февраля, когда сев
уже начался, семенная ссула была завезе-
58 в колхожы Ha проц., & сорто-
обмен произведен лишь на 48 проц.
` Ряд машинно-тракторных станций по-
зорню затянул ремонт тракторов; Кюл.-Ал-
чинская МТС выполнила план ремонта лишь
на 59 проп., Керченская—на 73 проц.
Но даже отремонтированные тракторы не
везде готовы в выходу в поле. Только не-
давно Симферопольская станция рапортова-
ла о досрочном выполнении плана ремонта
тракторов: Сейчас уполномоченный Комис-

сии’ Советского Контроля по Крыму при-

влек Е ответственности директора станции
Зайчика за очковтирательство. Из 20 отре-
монтированных тракторов при проверке за-
бракованю 12 мапиин. Директор Булганаж-
ской МТС Зинченко не побеспокоистся о. свое-
временном  завозе. горючего и. масла. Ни
один трактор на этой станции не’ может
выйти сейчас в поле, так как нет ни грам-
ма ‘масла. ’

‘pation, Кировокого- края)
 Электраческий

„- Мой. разговор
‚. © товарищем
Сталиным.

Доклад делегатки С’езда!
тов. А. Гришиной.

Вечером вновь .
клуб коммуны (Можгинский
ярко ‘освещен.
свет его риден далеко

коммуны. Коммунары и

«Трактор»

за пределами

колхозниюм ‘соседней артели «Отроитель»

собраликь слушать доклад делегата вто-
рого Всесоюзного с’езда колхозников-удар-
ников Анны Нивифоровех  Гришиной—
комуунарки 4 Трактора». Это о ней товаритк
Ежов упоминал в докладе мандалной комис-
сии, как о  передовом борце за социалисти-
ческое животноводство.

Я, — начала Гришина, — видела всех
натвих вождей. Товарищ Сталин каждый
день бывал на в’езде, попросту разговари-
вал с делегатами. Я сидела в тридцать ше-
стом. ряду и не осмеливалась раньше подхо-
дить ближе к президиуму. Но мне 00сед-
колхозник сказал, что он только-что беседо-
вал с товарищем Сталиным. Решила и\ я
хоть немного поговорить с. тем, в вому тя-
нутся с любовью. вое трудовые люди MA-
ра. Пошли мы сниматься с товарищем
Сталиным. Вот я и думаю: использую этот
момент для беселы с. нашим любимым вож-
дем. Когда нас усаживали, я ‘сидела внизу,
перед Сталиным. Фотограф говорит: «Вас не
видно». Я поднялась, отодвинула мужчин,
стала посредине их, недалеко от. Сталина.
Сталин говорит: «Сейчас тебя видно бу-
ет». Потом он спралеивает: «Как рабо-
лаете?» Я отвечаю: «Работаю хорошо». Он
спрашивает: «Из какого колхоза?» А я
ему говорю: «Не в колхозе, а. в коммуне
«Трактор», Удмуртской республики, рабо-
лаю». Сталин: «Как же у вас в коммуне?»

Я отвечаю: «Мы фактически —как зв арте- .

au, Bee y Hac по трудодням, ‘но скот весь
обобществлен». Сталин спрашивает: «А n0-
чему колхозники не имеют коров?» Я отве-
чаю: «Они хорошо обеспечены молоком и не
хотят брать коров». А затем спрашиваю:
«Как, товарищ: Сталин, можно ли нам далъ-
лие тах оставалься?» Товарищ Сталин от-
вечает: «ели коммуна идет вверх, то мож-
но так остаться, если же” коммуна идет
книзу, то ‘ни в коем случае нельзя».

В комиссии товарищ Сталин внес пред-
ложение освободить колхозницу BO время
родов на два месяпа: месяц до родов и ме-
ся’ после. ‘ (Аплодисменты, ‘возгласы:
«Правильно!»).

В -1932- году; когда я была -на район-
ном с’езде колхозников, нас катали на гру-
зовике. Тогда -я считала себя самой счаст-
ливой. А сейчас грузовик мне ‘кажется те-
легой. Летала на самолете в Балезино, езди-
ла под землей, Была в Большом театре,
видела оперу «Князь Игорь», видела в
кино «Чапаева», была в зоопадже.

После ‘° доклада Тришиной секретарь
парткома коммуны Собин по’ пунктам чи-
тал новый устав, который все единодушно
одобрили. Собрание решило еще раз устав
проработать в бригадах, школах и круж-
ках, (Корр. «Правды»).

—O—

Последние единоличники
вступили в Колхоз.

КУРСК, 28 февраля. (Корр. «Празды»).
Редакция «Курской правды» издала приня-
Pht с’езлом колхозников-ударников При-
мерный устав сельскохозяйственнюй артели
отдельной брошюрой тиражом, в 25 тысяч
экземпляров.

Елиноличники группами идут на собра-
ния, заходят в хаты‘ колхозников-активи-
стов послушать устав.
`В Курской области, в связи“ 6 0б-
суждением решений с’езда  колхозников-
ударников, началея новый прилив едино-
‚личников в колхозы.

— Мы поняли, что колхозы ведут к
светлой и хорошей жизни, — пишут в сво-

ем заявлении разуменские  единоличникя
(Белгородский район) Ефимов и Кузьми-

ся честно работать.

Познакомивттиеь с новым уставом, в а7-
тель «Новый ‘быт» (Ковышевский район)
‘ветупило 5 единоличных. хозяйств. После
этого ‘в’ ‘селе’ единоличников. не осталоеь.

ПРАВДА:

выстроенный большой

на, — просим принять в колхоз, обязуем-

Председатель нолхоза «Янга Турмыш» (Татария) тоз. ВАЛЕЕВ читает
колхозникам доклад т. Яковлева о Примерном уставе сельхозартели на

2-м с’езде колхозников-ударников.
п п п п 0

В Саратовском крае прошлый год отме-
чен очень низким урожаем. С гектара собн-
рали в среднем 4—5 центнеров зерна.
Естественно ожидать, что приближение ве-
сеннего ‘сева здесь широко используют,
чтобы ‘поднять колхозников низ. борьбу 3a
высокий урожай. Г

Действия некоторых краевых организа:

‘ций заставляют, однако, повременить 6 та-

БИМ ВЫВОДОМ. :
На-лнях состоялся пленум краевого ис-
полнительного комитета советов. В числе
прочих вопросов на повестке дня стоял ло-
клад руководителя Крайплана . Волынско-
ro о народнохозяйственном плане ма
1935 год. Участникам пленума была роз-
дана соответствующая броппора, в которой
были собраны все таблицы, цифры и 0б’-
ленения  к ним. Открываем страницу, где
напечатан: план урожайности на 1935 год
по Саратовекому’ краю. ‚ Прежде всего сле»
дует  мотивировка: мощность ’ тракторного

‘парка’ возросла на 55 проц., количество
‚автомобилей-—нз 81 проп., удельный `ве6

механической тяги в. сельском хозяйстве
повысилея с 44,8 проц. в пропиюм голу
до 58 проц., улучшилась агротёхника, ок-
репли колхозы ит. д. :

Bee этб очень хорошо, `но ‘при всем’ этом
ржи озимой планируется ‘получить ‘с та
6,4 центнера, пшеницы озимой— 6,5. цент-
Hepa, нтеницы яровой — 7,2 - центнера,

opca—9 центнеров, подсолнуха—5,6 цент- .

Hepa; к
Докладчик дошел до таблицы и запну-
ся. Дело в том, стал он об’яснять, что
цифры еще не согласованы с крайкомом и,
возможно, будут изменены. :
Дело в том, что Крайплан запланировал
урожайность более низкую, чем средняя по
Союзу, и руководствуется явно минималист-

Ч ским планом. Вся система планирования

урожайности в ‘Саратовском крае. покоится
на совершенно ненонятных методологиче-
ских . основах.

Чтобы выяснить этот вопрос поглубже,
мы заинтересовались контрольными . цифра-
ми на 1935 год, составленными в районах
Взяли наудачу 15 районов, i

Пугачевский  райнсполком, ^ представляя
23 января свой план, пишет: «Контрольные
цифры на 1935 год, в. основу которых по-

ложено решение 5-го районного. с’езда сове-

тов с. учетом лимитов края (подчеркнуто
мною. — А. Д.), утвердить со следующими
основными показателями: «Урожайность
тектара в центнерах»

1934г. 1935+.

Рожь озимая. 3,37 5,5
Пшеница яровая 6,67 ~ 6,0.
Ячмень 6,85 5,1
Овес 7,08 ATS
Просо 5,77 5,8
Подсолнух 3,12 4,3.»

Подозрительное планирование.

(От специального корреспондента «Правды»).

Фото Напкова (Союзфото).

г 10 Oo п п

Как видим, по большей части культур
урожай планируется ‘еще более низкий, чем
в прошлом году.

Вот к чему приводят «лимиты» DAA.
Сущность онтибки Крайплана сводится к то-
му, что он действительно установил «лими-
ты», по которым равняются многие районы.
Установка неверная, по существу оппорту-
нистическая, Если в Куйбышевевом крае,
например, популярен лозунг «За 10 цент-
неров с гектара!», то почему в Саратовеком,
крае, с легкой руки Крайплана, говорят о
лимитах урожайности, точно речь“ идет сб
отпуске дефицитного кровельного железа.
Такое планирование, не соответствующее
огромным возможностям края, разоружает
партийные ‘организации, `Больпюе полити-
ческое дело превращается в чиновничье
крючкотворетво. =

Другой пример. Духовницкий район.
Если в 1934 году этот район собрал пше-
ницы с тектара 7,1 центнера, то в
1935 году он собирается взять 7,2 центне-
ра (как бы не выйти из лимитов!), ячме-
ня — вместо 7,2 центнера в 1934 roxy
хотят собрать 6,6 центнера. По остальным
культурам — 6e3 изменения.

Тысогорекий район решил увеличить
урожайность в таких’ размерах: ржи озимой
намечает собрать 5 центнеров с гектара
‘вместо © 3;1 центнера в прошлом‘ году,
пшеницы озимой вместо 2,9 центнера —
4 центнера. ,

Другие 12; районов; т; в. большинство из
отобранных 15 районов, дают противополож-
ные сведения: Они собираются значительно
увеличить урожайность против прошлого
года и наметок Крайплана, при чем ‘обосно-
вывают это дело Ховольно солидно, указы-
вая, что’ они уже: сделали я смысле arpo-
техники, -снегозадержания и что они пред-
полагают сделать весной; В этом ‚случае
средние цифры Крайплана виснут в возду-
хе: очевидно, возможности районов не
изучены, массовый контроль .по планиро-
ванию ‘не привлёчен. Средняя неверная
цифра стрижет, таким образом, все районы
под одну гребенку:

И еще: одна деталь: существует план
урожайности Наркомзема СССР, выработан-
ный для Саратовского края. В краевом зе-
мельном ‘управлении считают, что этот
нлан, кстати. сказать, более высокий, чем
план Врайплана, близок к истине, Почему
же Крайплан пренебрег мнением земельного
управления? as

Высокая урожайность — это не отвле-
ченный лозунг. Борьба за высокий урожай
требует точного расчета сил и ясной про-
траммы. Если программа путаная, то она
‚может помешать успеху дела. Саратовский
‘крайком несомненно внесет необходимую
ясность,

А. ДАВИДЮК.

не ‘засыпаны, инвентарь He  отремонтирэ-

1 МАРТА 1935 Г., № 59 (6305).

Доходы до сих пор
_ не распределены. _

(Or. челябинского корреспондента
«Правды»).

Передовые колхозы Челябинской области
давно уже обмолотили хлеб, распределили
доходы и готовятся к весеннему севу.
Нагайбакском районе такие колхозы можно
пересчитать но пальцам. Это—один из са-
мых отстающих в области районов. Семена

ван.

° Секретарь районного вомитета партии
тов. Абайлуллин и другие районные, рабог-
ники готовы привести десятки «об`евтив-
ных» причин, об’яеняющих отставание
района. Они не замечают или не желают
заметить одной, и самой существенной: 8
большинстве волхозов до сих пор не рас-
пределены доходы. Лопущены большие из-
вращения. По существу распределение дэ-
ходов заменено беспрерывным авансирова-
нием. При этом очень часто совершен-

но не учитывают количества  труло-
дней, выработанных  колхознивамя. Так
постущали, например, в колхозе «Тугу-

зак». Здесь всех колхозников разбили на
три группы. Для важдой группы установи-
ли определенный. размер авансов. =

В колхозе «1 мая» долгое время не рас-
пределяли доходов. «Бланков. нет», —тово-
рил сперва председатель колхоза. Сычев.
А когда пряшли бланки, Сычев нашел но-
вую причину:

— 0бмолот не закончен, трудодни пол-
ностью не записаны.

Колхоз имени Сталина находится в не-
скольких шагах от районного комитета
партии. В этом колхозе- также не распре-
делены доходы. Волхозникам выдают аван-
сы. Свыше. 1.000. гектаров хлеба еще не
обмолочено. Председатель колхоза Мукваев
умышленно задерживает распределение 20-
ходов. о

Райком партии не знает положения в
колхозах. Этот же колхоз имени Сталина
хвалил на районном с’езде советов пред-
седатель районного исполнительного коми-
тета партии тов. Садыков. Он заявил, что
колхозники получат не меньше 17 вило-
граммов на трудодень. Между тем правле-
ние колхоза собирается: распределить д0-
холы только лишь весной, и 17. килограм-
мов оказались нереальной цифрой.

А. ДУНАЕВСКИЙ.

Гектары высокого
урожая хлопка.

БАКУ, 28 февраля. Бригадир. колхоза
имени Сталина, Кирово-Абадекого района.
Мамед Орудж Оглы выделил гектар высо-
кой урожайности, обязавшиеь дать с него
30—35 центнеров `хлопка..

В помощь бригадиру. Бакинский научно-
исследовательский институт хлопководства
выделил специальных научных работников.
Почин знатного бригадира подхвачен кол-
хозами и бригадирами Али-Байрамалинеко-
го района. Бригалир Бегляр из колхоза
«Сабир» обязался дать с гектара урожай
в 25 центнеров, & со всего массива— по 20
центнеров. Гектары высдкой урожайности
выделяют бригады колхозов имени Кали-
нина, Нариманова, «Муздур»,. «Ени-Ёл»,
«коммунизм» и другие. Предложение Ма-
мед Орудж Оглы обсуждается также и
в других районах Азербайджала,

«Бакинский рабочий» — БЕЛЫЙ.
Onis

_ Устав — каждому
колхознику.

КУЙБЫШЕВ, 28 февраля. (Корр. «Прав-
ды»). Новый устав  сельскохозяйственной
артели нужно напечатать в миллионах эк-
земпляров. Устав должен быть в каждой
семье колхозника. na

Лучше всего сделать так, чтобы устав
артели имелся в трудовых книжках кол-
хозников. Таким образом, каждый колхоз-
ник и колхозница будут хорошо знать устав
й еше успешнее будут бороться за его- вы-
полнение.

Председатель колхоза «Новая жизнь»,
Куйбышевского края, ОЛЬШИН.

В Комиссии Партийного .
Контроля при ЦК. BKII(6).

(0 НАРУШЕНИИ ПАСПОРТНОГО
ЗАКОНА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ.

Комиссия Партийного Контроля проверил
ла выполнение паспортного закона админи-
страцией фябрично-заводеких предприятий.
Установлено, что решение ЦИК a CHK
СССР от 27 декабря 1932 г. об очистке ре»
жимных городов «от укрывающихся кулац-
ких, уголовных и иных антиобщественных
и ия руководителями пред-
триятий гр нарушается.
nae НВ нанимать на работу бес-
паспортных Бюро Комиссии Партийного
Контроля. об’явило строгий выговор члену
президиумз Ростовского горсовета т. Штуль-
баум И.”В., начальнику строительства Po-
eropckoro TeaTpa T. Cram6nep A. BM. a cexpe-
тарю комиссии по труду при СНБ РОФСР
т. Быстрицкому А. Я. :

За нарушение паспортного закона об’яв-
лен выговор помощнику директора по най+
му рабочей силы завода № 22 (Москва)
т. Гайлие И. М., директору Пролетарекогф
паровозоремонтного завода (Ленинград) т-
Пурышеву И. П., директору Невского
химкомбината т. Сиренно А. Н. и ди-
ректору Октябрьского вагоноремонтного 33-
вода (Ленинград) т. Скрыпниченко Л. П.
`Вюро Комиссии Партийного Контроля
предупредило директорув, секретарей парг+
комов и председателей завкомов указанных
предприятий, что если и в дальнейшем бу-

дет обнаружено нарушение ими паспортно-

то закона, то к ним будут применены более
суровые партийные взыскания.

Хозяйственным  наркоматам поручено

усилить” ответственность главных управлё-

ний за наем и увольнение рабочей силы на
годчиненных им заводах.

ПРОМКООПЕРАЦИЯ БАШКИРИИ
НЕ ВЫПОЛНИЛА ДИРЕКТИВ ХУ! С°ЕЗДА
ВКП(б) 0 ПРОИЗВОДСТВЕ ШИРПОТРЕБА

Банкирская промысловая кооперация
выполнила производственный плая 1934г.
всего. на 60 проц. 0б’ем производства из
тода в год снижается. Богатые ресурсы
местного сырья (лесные массивы, ликора-
стущие волокнистые заросли, ягоды, пло-
доовощи) не используются для производства
товаров ширпотреба в соответствии с ука-
заниями ХУП с’езда партии. Хуже веего рз-
ботают как раз те промысла, которые
снабжаются местным сырьем.

В практической работе промысловой ко-
операции Башкирии нет конкретного руко-
водетва, нет большевистской борьбы 32

план. Накладные расходы в два рзза пре-

вышают установленные нормы. В системе

кооперации обнаружено большое количество

растрат и хищений.

Совет Народных Комиссаров Башкирии
не обеспечил руководства  промыкловой
кооперацией, несмотря на то, что при Сов-
наркоме имеется специальный с омитет
этой кооперации. Местные райкомы партиз
и районные исполкомы не уделяют внима-
ния промыеловым артелям.

Бюро Комиссии Партийного  Вонтроля
предложило Башкирскому обкому ВЕЩб) и
Совнаркому немедленно принять меры для
улучшения работы  кустарно-промыеловой
кооперации и обеспечить выполнение пла-
нов 1935 года. Принято к сведению за“
явление секретаря Башкирского областного
вомитета ВАП(б) т. Быкина, что ‘вуковот-
ство башкирского кооперативно-промыело-
вого совета снято с работы и привлечено

‚5 партийной ответственности, а конкрет-

ные виновники развала работы и хрилений
привлечены и к судебной ответетвенности.

Бюро Комиссии Партийного  Кортроля
об’явило выговор бывшейу заместителю
председателя Совнаркома Башкирии и пред-
седателю комитета промкоопералии при

‚ Совнаркоме т. Толстому А. Н.

Председателю Всесоюзного совета прэ-
мысловой кооперации т. Василевскому ука-
зано на то, что, несмотря на неознократ-

‘ные выезды работников Всекопромсовета в

Башкирию, оздоровление работы промкоопе-
рации не было достигнуто. Например,
строительство Стерлитамакского фарфоро-
фаянсового завода велось преступно-бесхо-
зяйственно. Тов. Василевекому предложено
направить в Башкирию для постоянной ра-
боты группу специалистов-произвотетвен-
ников. Предложено также оказать органи-
зационно-техническую и материальную по-
мощь башкирской промкооперации.

А. СВРЕБРОВСКИЙ.

Начальник Главного управления золотой промышленности.

зол

Золотая промышленность до революции
была простым кустарным промыслом. «30-
лотой ‹ промысел» — таков был и офици-
альный термин для добычи золота, приня-
тый в законодательных актах царским пра-
вительством. ey

Однако этот промысел давал царскому
правительству немало золота. Добьча ко-
лебалась от 2 до 3 тысяч пудов в год; ре-
кордным годом в России был 1910 год,
давший 3,205 пудов чистого золота.

Советская золотая промышленность дав-
но’ значительно превысила эту рекордную
цифру!

_ «Россия стоит на четвертом месте в ми-
ровой добыче, хотя размерами своих золото-
носных районов она превосходит каждую
из конкурирующих, стран. Добывается в
нашем государстве около одной десятой всей
мировой добычи золота», — писал до ре-
волюции большой знаток золотого дела
5. 9. Анерт.

Старая Россия стояла на четвертом ме-
сте в мире, — Советский Союз уже стоит
на втором. А превосходя каждую из коп-
курирующих . стран размерами своих золо-
тоносных районов, советская золотая про-
мышленность Может, должна занять и зай-
мет первое место. в мире по добыче 30.10-
та! С нами конкурирует только Трансвааль
{Англия). :

Из всего количества расеБитного золота
в старой России механическим путем бы-
ло добыто 5,6 проц. (драгами и’ гидравли-
ками). Все остальное раесыпное золото
добывалось = исключительно ° мускульным
трудом, путем жесточайшей эксплоатации
рабочих «шайной нонтрреволюции под вер-
ховенством царя», как называл, Владимир
Ильич Ленин золотопромыныенников.

Как же ‘могли добывать большюе количе-
ства золота без механизации, почти одним
мускульным трудом?

—

ОТО.

BWP ee

Дело об’ясняется очень просто. Рабочий,
кроме своего обычного рабочего дня, что-
бы иметь возможность существовать от се-
зона к сезону золотого промысла (а он был
в основном сезонным), вынужден был за-
трачивать еще несколько часов на инди-
видуальную добычу золота, на так назы-
ваемое старание. Это- первое, а второв:
золото добывалось хищническим способом,
существовала система. варварской эксплоа-
тации богатых. месторождений по принци-
пу «после нас хоть потоп». }

Это. удостоверяет  золотопромытленник
Преображенский:

«Можно привести следующую анало-
гию. В данный момент Ленское товарище-
ство имеет. кусок сыра, забралось в его
сердцевину, грызет ее во-вею, но на какое
время хватит ему этой сердцевины, сказате
нельзя».

Но ни Ленское товарищество, ни другие
предприниматели нак ни старались, не мо:-
ли без механизации «сгрызть» весь сыр.

Первый удар войны; отлив рабочих, пре-
кразцение доставки химикатов и 0оборудо-
вания из-за границы (а своей `произвол-
ственной базы золотая промышленность не
имела) толкнули вниз добычу золота. В
1917 году было добыто лишь 26 тонн 30-
лота. Интервенция, атаманщина на Даль-
нем Востоке, колчаковщина в ` Сибиря
довели добычу золота ло 2 тонн в 1921
тоду. г Иа

`Й лишь поеле того как Урал, Сибирь и
Дальний Восток были очищены от бело-
гвардейцев, советская власть Начала вос-
станавливать золотую о промышленность.
Партия послала туда людей, собрала раз-
битые ‚остатки золотого’ промысла, восста-
новила’ их, вооружила’ техникой, и сей-
час мы находимся на первом месте в мире
по запасам и на втором месте по добыче
золота. Мы уверены, что выполним указа-

ние товарища Сталина: учетверить добычу
золота.

`В: 1927 году началось восстановление з0-
лотой промышленности, и с этого, или еще
точнее—с 1928 г., добыча стала в большей
степени механизирована. В настоящее вре-
мя 70 процентов с лишним золота добы-
вается механизированным путем, тогда как
раньше добывали только 24 проц. - j

Американских фабрик, то-есть фабрик с
законченным циклом обогащения золотой
руды, у нас еще в 1928 голу не было,
сейчас -мы имеем 6: амальгамационных фаб-
рик в 1928 г. было 34, теперь — 85:
заводов для извлечения золота химическим
путем (цианизация) было 11, теперь —56.

В 1928 году у нас была одна электри-
ческая драга, теперь — 16. В настоящее
время всего паровых и электрических драг
в золотой и платиновой промышленности--—
85, по сравнению с 1928 г. увеличение в
три раза. Гидравлик в 1928 г. было 32,
сейчас работают 190. У ‘наб есть своя,
прироко поставленная, геологоразведочная
служба.

Все это сделано благодаря тому, что то+
рарищи Сталин и Орджоникидзе и вся на-
ша партия исключительно заботились
9 золотой промышленности. Нигде, ла-
же во время. аляскинской горячки в
Америке, добыча золота не имела такого
высокого годового прироста, какой мы имэ-
ли в 1934 г. Нечто подобное происходило
лишь в Калифорнии в 1850—1852 гг., ю
это была лишь вспышка, и уже в 1853 го-
ду там добыча снизилась, а в 1858 г.
пала значительно. ‘ee

Разведки наши из гола в год. проверяют
старые и ‘находят новые месторождения,
Проверено такое крупнейшее месторожде-
ние, как «Белая гора», запаеы и. водержа-
ние золота в которой лают возможность `ор-
ганизовать огромное предприятие. Чрезвы-
чийно ‘интересен район реки Зеи, разраба-
тываемый довольно‘ давно, но и в этом рай-
онё совершенно’ не тронуто рудное’ золото.

Замечательно месторождение `«Рифмано-
ва гора» (рудное золото). Здесь возможна
организация крупных предприятий. Неда-
леко отсюда, от станции Большой Невер,
идет дорога на знаменитые Алданские при-
иски, созданные‘ полностью при советской

власти. Эта дорога построена нами протя-
жением в 700 километров, шоссирована-и
дает возможность проехать на легковой ма-
шине от магистрали. до. самого центра Ал-
ханских приисков-—Незаметного—за 18 ча-
сов. Дорога проходит. через два хребта —
Яблоновый и Ивата, гле летом, даже: в ию-
ле и августе, не сходит с перевалов снег.

Мне приходилось бывать на Аляске, и я
знаю’ хорошо так называемый Чилькутекий
перевал от. Джуно’ ло ` Верхнего Юкона, ло
Форти-Майл и других приисков. Это рас-
стояние в 260 километров воспето Джеком
Лондоном и другими писателями, но оно но
своей трудности’ перехода не может быть
ставнено с Иватинским. .

Еще три— четыре. года. назад, когда ив
было автомобильной. дороги,  Иватинский
перевал приходилось‘ переходить пешком
или верхом на лошадях. Все время дующие
ветры делали это путешествие страшно
трудным. Только настойчивость и энергия
большевиков созлали’ такой тракт, сделали
работу, какую американцы’ в своей Аля-
ске. никогда не проводили.

Прочтите аляскинские рассказы Джека
Лопдона, что он пишет о ветрах и условиях.
в которых люди жили и ‘добывали золото.
Но никогда в Америке, в районах золотых
приисков и на подступах к ним не было
таких ‘холодов, какие бывают у ‘нас. Там
никогда не бывает 40 Традусов холода и
таких ветров, как у’ нае, И, однако, какам
ореолом рыцарства, самоотверженноети, гё-
роизма И смелости окружает Джек Лонтон
своих героев! А 0 наших золотничниках
почти никто не пишет.

В Алданском районе; где в 1926 году

‘ничего решительно не было, героизм такпх

товарищей, как Васильев, Бертин, Столяр
и другие. выявил колоссальные возмозкно-
сти Алдана. Там ‘поставлены Aparna, но-
строены олектростайции. Недавно около
Орочена, на’ Лебедином, найдена’ золотая
руда. Алдан россыпной станет Алданом и
рудным. и

В советское время открыто Балейское
месторождение. Там‘не’ было ничего пять
лет назал, а теперь” нз Балее— прекрасный
рудник, хорошая фабрика. Строится вторая
фабрика  производйтельностью на 1.000
тонн руды в сутки, работает драга.

Мне удалось осмотреть все рудники  Бо-
лорадо, расположенные на Скалистых горах,
и побывать в очень врасивых местностях
Амадора, Эльдорадо, Маринозы, располо-
женных по склонам Снерры-Невады. Но ни-
какие местности по всем речкам, спускаю-
щимся с этого хребта, притокам америкав-
ской реки Русской *), реки Станислава,
Сакраменто и др., не могут итти в сравне-
ние с нашими реками Шилкой, Ононом,
Ингодной, Хилок и другими, где добывает-
ся золото. Красота местности, может быть,
Тоже служила некоторой причиной . того,
что наш народ охотно шел на золотые при-
иски, несмотря на тяжелые условия жизни.
Там была красота, дикость, примитивность
обстановки, — вее это для энергичных на-
тур, которых у нае в Советеком Союзе
хоть отбавляй, имело очень много привле-
кательного. Почему же это не волнует на-

ших писателей?
* * *

Все, что сделано до настоящего вре-
мени; то-есть увеличена добыча в послед-
ние годы в 15 раз, перевыполвена програм-
ма 1934 года все это сделано благодаря
тому, что товарищи Сталин и Орджоникидзе
лично занимались золотом, давали людей.
ставили их в такие условия, чтобы они
могли работать как следует в далекой тайге
и степи. ; : ;

Но все, что до сих пор делали, —это толь-
ко подготовка к дальнейшей работе. Хотя
наша добыча в прошлом году перешагнула
американскую, но методы нашей работы.
освоение оборудования. механизация до сих
пор отстают`от американских. Нам нужно у
себя построить рудники которые  былн
бы лучше оборудованы, чем Поркупайн-
Майн, Хомстевк, Джунс, ‘чем рудники Коло-
рало в Калифорнии.

Нам нужно улучшить жизнь людей. У
некоторых наших разведчиков-поисковикоз,
молодых инженеров, молодых хозяйственни-
ков, работающих в новых местах, где зимой
по шесть месяцев они совершенно отрезаны

——

1) Этому названию не надо удивляться.
так как Северная Калифорния была перво-
начально колонизирована русскими, а за-
тем после длительной борьбы с испанцами
присоединена была к США в 1856 году.

от мира, вошло в привычку щеголять. своей
пряискательской жизнью, жить в деревян-
ном срубе, а то и в палатке, не заботясь 0
примитивных удобствах, которых  можЕо
достигнуть, но которые, как им. кажется,
«не соответетвуют духу героики». И когла
мне с большим трудом удавалось заставять
молодых разведчиков заботиться об элемен-
тарных удобствах, они говорили: «Серебров-
ский, ты уже стареешь, не любишь спать
в палатке при 10 градусах мороза». Вогда
я настаивал, что вместо двойной палатки,
которая насквозь  промерзает, можно поста-
вить рубленую избу, они на это отвечали,
что это неинтересно, что «это не жизнь
приискателей»,

Теперь и на приисках и в условиях раз-
ведки мы’ учимея жить культурно, чтобы
культурно работать. Но для этого многое
еще нужно сделать: построить хорошие. жя-
лища, клубы, бани, столовые. Мы должны
поступать так, как учит нае товариш Ста-
ЛИН: «...Беречь каждого способного и пони-
мающего работнина, беречь и выращивать
его. Людей надо заботливо и внимательно
выращивать, как садовнин выращивает 0б-
любованное плодовое’ дерево». Особенно э0
необходимо на приисках, где дорог каждый
ударник, осевший на постоянную работу,
каждый инженер и техник. сохраняющий и
на прииске культурную городскую обста-
HOBRY.

На приисках нужно развернуть культур-
ную созетскую торговлю, организовать свои
зерновые и скотоводческие совхозы, помочь
рабочему, старателю обзавестись и курами,

и поросятами, и баранами. и лошадьми, и
коровами.

Много еще внимания надо уделить стара-
телям. Старателю нало дать разведанную
влощадь или помочь ему доразведать то,
что ему известно, оказать первоначальную
помощь оборудованием, транспортом, сред-
ствами. Надо научить его ‘простейшим ви-
дам работ, помочь построить жилище, баню,
клуб, наладить для него общественное пп-
тание. Улучшив положение рабочих, мы
з0бъемся еще большей добычи золота.

Мы перегнали Америку, теперь перего-
ним и Англию и займем первое место `в

мире по добыче золота, оставив
позади
Трансвааль. ? в

ы