РЕВОЛЮЦИОННАЯ  ЛИТЕРАТУРА-—
НА БОРЬБУ С ФАШИЗМОМ!

Pows tiga. ДИМИТРОВА на антифашистском вечере в Доме писателя.

Товарищи, вам извёстно, что по злой
иронии судьбы я оказался в качестве со-
обвиняемотб, сотоварища Ван-дер-Люббе по

_ обвинению в поджоге германского рейхста-
^ 17 Ро меня, как пролетарского револю-
„@оНера, как коммуниста, было заранее яе-
по, что на процесее в Лейпциге произой-
дет схватка межлу немецким пролетариа-
том, международным пролетариатом и’ бур-
жуазней, эпизод борьбы между коммуниз-
мом и фализмом, между пролетарской рево-
люцией и контрреволюцией. Само собою ра-
зумеется, когда солдат находится на фрон-
те, он должен драться — это азбука. Я
должен был драться против фашизма, прэ-
тив национал-социализма, против системы
капитализма — в защиту дела пролетариз-
та, в защиту коммунизма, коммунистиче-
ской партии, в защиту Советского Союза.
Это было ясно, как дважды два —— четыре.

Но с первых дней моего выступления
в Лейпциге я стремился достичь также ря-
да (непосредственных \елей. Должен ска-
зать прямо, я не был полностью уверен

_В ТОМ, 410 мне удается в условиях лейпциг-
мал, суда и при тогдашнем положении
скаяской диктатуры в Германии достичь
то кваосредствеяных целей. Тем не ме-

ской нитал своим долгом попробовать и

мастерсать все, что только возможно, для

ет одивй.

Нет должен был непосредственно до-
лины. Kak пролетарский революционер,
работумунист, с лейпцигской трибуны?
зон тоджога рейхстага, как известно, по
кийермании разлилась волна необуздан-
H, свирепого наступления ya рабочий
16 ив первую очередь на коммуниети-
сую партию. Тысячи и тысячи понали
ныцентрационные лагеря, тысячи и ты-
терзаходились в тюрьмах. Нужно было

К ‘пировать силы пролетариата, за-
не одидры, которые попали в тюрьмы
причиюНтражионные лагеря, новыми: си-

ry перегруппировку сил пролета-
мают  Германии, и в первую очередь сил
обла стической партии, приходилось де-
gayi перекрестным обстрелом фашизма.
морЮдая в тюрьме в Моабите, во время

,4X кратковременных прогулок по тю-

иному дрору, как понемногу менялись
настроения. В апреле и мае наши рабочие
революционеры, арестованные и помещен-
ке в моабитекую тюрьму, ходили ©’ по-
никшей головой. Они удрученно, украдкой
перебрасывалиеь словами о том, что дви-
жение немецкого пролетариата резко отбро-
шено назад. Некоторые проявляли малоду-
ие. Наступил июнь, июль, август, и но-
вые заключенные, вновь арестованные то-
варищи рабочие становились‘ бодрее. Лейн-
иигский процессе сконцентрировал в себе
возмущение миллионов трудящихся Герма-

‘рии против фашистской диктатуры, против
варварского насилия над массами. На лей-
ппигском процессе нужно было громко про-
явить ненависть к фашистскому режиму.
Процесс был трибуной, с которой нужно
было ударить по фашизму, нужно было
показать коммунистам и другим рабочим,
часть которых временно заколебалась и уже
склонна была считать фашистскую стихию
непобелимой, что борьба против фашизма
не только необходима, но и возможна, нуж-
но было показать живой человеческий при-
мер борца против фашизма. Нужно было
подбодрить людей, помочь новому сплоче-
нию сид борющегося пролетариата Герма-
нии и внести элементы колебания и дезо-
риентации в среду национал-социалиет-
ских масс.

Как известно, три месяца продолжалась
борьба в Лейпциге. На трибуне лейпциг-
ского процесса была продемонстрирована
вся гниль ‚немецкого фашизма в лице его
судей, защитников, прокурора, полицей-
ских атентов, комиссаров и других поли-
цейских начальников.

Сами обвиняемые представляли собой
своеобразный политический букет. Среди
них были представители различного рода
слоев, течений, типов и т. д. Был пред-
ставитель революционной части ‚рабочего
класса. революционного пролетариата, был
представитель  люмпен-пролетариата,
эта жалкая и в то же время трагическая
фигура Ван-дер-Люббе! Но был и пред-
ставитель мешанских элементов рабочего
и коммуниетического движения, остатков
и пережитков филистерства, чиновничества
в революционном рабочем движении; та-

* SERRE RURSREERER SOS RES ERE SERS SASS SEE ESSE SESS USERS ES PRES REESE SAAS PORES ES оное ина нова они вининини сс восонсавоннсеоовЕ

HE NE ICMEPH

Массы творили историю, массы ее пи-

шут, — такой вывод можно уже теперь
слелать из опыта работы редакнии «Исто-
рии гражданской войны». В ответ на по-
становление Центрального Комитета об из-
дании истории героической борьбы миллио-
нов рабочих и трудящихся в редакцию 1о-
ступило более трех тысяч рукописей от ак-
тивных ‘участников гражданской войны.
Пишут ударники Магнитогорекого заво-
да — герои освобождения Урала. Подели-
лись своими воспоминаниями люди Сталин-
градекого тракторного — в недалеком про-
шлом партизаны Сибири и повстанцы Ук-
раины. Горняки Донбасса и Сучанеких ко-
пей, бойцы Нервой конной и Чапаевской
дивизий, герои Перекопа и Чонгара. Участ-
ники величественной и драматической
борьбы за сопиализм во веех концах на-
шего Союза сделали своим делом подго-
товку «Исторни гражданекой войных.

He pce присланное одинаково ценно. Есть
лишнее, малоинтересное, часто слишком 09-
щее — обо всем сразу. Но огромная масса
рукописей нмеет самостоятельное  литерз-
турное и историческое значение.

Наряду с документами эти воспоминания
представляют такой ценности материал, без
которого нельзя’ писать историю. Лучшая
часть этих воспоминаний с помощью лите-
раторов будёт обработана, и издана ебор-
никами, как иллюстративный материал к
отдельным томам основной истории граж-
данской войны. i

На основе воспоминаний и документов,
собранных в редажции. предполагается с03-
дать ряд художествеваых произведений,
передающих отдельные наиболее драмати-
ческие моменты гражданской войны. Нани-
санные лучшими, по определению Горько-
го, мастерами слова, книги эти передадут
нашей молодежи и международному проле-
ларнату весь опыт великой войны, расска»
жут о самопожертвовании и преданности

ким классическим типом был известный
нам (я мог бы сказать: бывший наш)
тов. Торглер.

Товарищи, в этой трехмесячной борьбе
коммунизм, как известно, победил. Ком-
мунизм победил благодаря мировой моби-
лизации пролетарских сил и всех честных
интеллигентских элементов; победил пото-
му, что был хотя и неофициальный, ни-
rie не подписанный пакт единого фронта
коммунистических, социал-демократических
и других рабочих партий ппотив немецкого

фализма. Победа была достигнута потому,
что в самой толще национал-социалист-
ских масс создалось сильное онпозицион-
ное движение против провокации нацио-
нал-социализма и проявлялись ‘явные
симпатии к обвиняемым коммунистам.
В течение последних 2 месяцев процесса,
когда все более и более проявлялась
правда, даже  национал-социалиетские
штурмовики и полицейские выражали мне
симпатии и уважение. Гитлер и ero copat-
ники должны были считаться с такими на-
строениями в своей собственной среде.

Я вспоминаю, как Геринг, всемогущий
вельможа фашистской Германии, пришел
на вул е 40—50 штурмовиками и ‘дол
жен был. после того, как меня исключили
из зала заседания, уйти посрамленным
в глазах собственных сторонников.

На этом собрании советских писателей
пусть мне ‘будет позволено выразить He-
которое удивление по поводу того, что
лейпцигский ‘процесс, этот ‘огромный ‘ ма-
териал, этот колоссальный капитал рево-
люцнонной мысли и рёволюционной прак-
тики пролетарского движения, не нашел
даже минимальной разработки и исполь-
зования y Bac. (Голоса: «Правильно, тов:
Димитров!» } } {

Я знаком е некоторыми иностранными
писателями — они, несчастные, не хотят
писать, как буржуазные писатели, только
о любви, только лирически, только о суб’-
ективных переживаниях. Им хочется чем-
нибудь помочь революционному движению
пролетариата. И сидят эти несчастные
таланты и думают, думают и ищут, о чем
бы им написать. Если бы посмотрели они
на живую борьбу миллионов, если бы
посмотрели на тысячи процессов, забасто-
вок, демонстраций, стычек между рабо-
чими и их классовыми врагами, если бы
вемотрелись. они поглубже в материалы
лейпцигского процесса, — они. нашли
бы хорошие сюжеты. Множество отличных
сюжетов нашли бы они.

Возьмите фигуру Ван-дер-Люббе. На при-
мере Ван-дер-Дюббе надо показать, как мо-
жет рабочий стать орудием классового вра-

га. На отрицательном примере Ван-дер-Люб-.

бе можно воспитывать тысячи молодых ра-
бочих и весты борьбу против влияния фа-
шизма среди молодежи.

Мы переживаем в рабочем движении в
разных странах своеобразные сдвиги. Тов.
Смолянский рассказал ряд фактов. о раз-
витии чародного фронта против. фашизма в
Термании. В этот период на работу по co-
биранию сил, перегрунппировке сил про-
летариата, расслоению в рядах социал-де-
мократим, по отрезвлению широких трудя-
щихся масс больше,. чем когда бы то ни
было, необходимы кадры революционеров.

ДА ПЕ

рабочих и трудящихся нашей социалисти-
ческой родины, отразят ‘тот пафос, кото-
рым дышит каждая страница «Истории
гражданской войны».

Книги эти должны дать портреты леген-
дарных героев, вроде Пархоменко — старо-
го большевика, дружинника революции
1905 г. Отдельные работы расскажут о та-
ких полныха высокого героизма эпизодах,
как «Ворбшиловская колонна» — борьба и
отход под  Царицын’ нескольких тысяч ‘до-
нецких шахтеров во главе с Климом Воро-
шиловым; «Оборона Царицына», где твор-
ческая энергия и железная воля Сталина
сломали широко задуманный. план конто-
революции— создать единый фронт против
страны Советов; «Южный поход» — поход
многих тысяч красноармейцев во главе с
Якиром и Гамарником от Одессы до Киева,
700 километров в боях с махновцами, пет-
люровпами и деникинцами; «Рейд под Ор-
лом»; «Исторический прорыв Первой кон-
ной».

Изучение и систематизация рукописей
составляют только часть вспомогательной
работы над «Историей гражданской вой-
ны». Огромное внимание было уделено би-
блиографии (просмотрены книжные и. га-
зетные, русские и иностранные фонды
крупнейших библиотек Москвы, Ленинграда
и ряда областных центров) и особенно ар-
хивным материалам. Уже первое знаком-
ство с архивами открыло такую картину,
которая заставляет по-новому оценить ряд
крупнейших событий великой пролетарской
революции и гражданской войны. :

Достаточно вспомнить письмо Ленина от
24 октября в Центральный Комитет боль-
шевиков с призывом «во что: бы то ни
стало сегодня вечером, сегодня ночью аре-
сетовать’ правительство». Этот страстный
призыв вождя вошел во все наши хресто-
матии, как свидетельство исключительной

Эти кадры нужно воспитывать, & они в0с-
питываютея на практической борьбе’ и
преодолении трудностей, на живых приме-
pax. Я вспоминаю: что в’ литературе ока-
зало на меня особо сильное впечатление в
дни моей юности? Что повлияло на харак-
тер мой как борца? Должен сказать прямо:
это была книга Чернышевского «Что  де-
лать?» (Аплодисменты). Выдержка, кото-
рую я приобретал в лнй своего участия в
рабочем движении в Болгарии, выдержка.
уверенность и стойкость до конна во время
лейпцигского суда, —— все это, несомненно,
имеет связь © художественным произведе-
unex Чернышевского, прочитанным мною в
дни юности,

ной литературе герои пролетарского движе-
ния в Германии, Австрии,
и лругих странах? Где эти образцы, которым
могли бы подражать миллионы?
также отрицательные живые примеры, по-
казывайте людей с мясом, кровью, вроде
Ван-дер-Люббе, чтобы молодежь училась на
живых примерах.

воспитания революционного поколения.
могайте нам, помогайте партии ‘рабочего
класса, Коминтерну, дайте меткое оруляе
борьбы в художественной форме — в сти-
хах, романах, новеллах! Помогайте воспи-
тывать кадры. революционеров своим. худо-
жественным творчеством!

кренко воевала за дело своего класса всеми
средствами, в том числе и художественной
литературой.
остатки рыпаретва? «Дон-Кихот» Серванте-

в руках буржуазия в ее борьбе против фео-
дализма, против аристократии. Революцион-
ный пролетариат нуждается хотя бы в одном
маленьком Сервантесе (смех), который дал

буржуазии задержать колесо истории.

ния читать нашу революционную литера-
туру. (Смех). Не могу и не понимаю,

‘я говорю: нет, у рабочих это не пойдет.

дисменты),
ными именами. Но’ я думаю, что после

вые условия, новые возможности для I~

центра, разгромить «Правду» и разоружить

ходилея в подполье), вождь революции раз-

Где изображены в нашей художествен-
Болгарии, Китае

Давайте

‘Огромную роль имеет литература в ae
0-

В свое время революционная буржуазия

Что сделало. посмешищем

са. «Дон-Кихот» был сильнейшим орудием

бы такое орудие борьбы. (Смех, аплодисмен-
ты). Фашизм —— это последняя попытка

Я читаю много, когда могу. Я должен
сказать, не всегда у меня хватает тёрпе-

He
специалист. (Хохот). Но, поскольку я знаю
хассы, знал рабочих, знаю их пеихологию,

Рабочий посмотрит и увидит, что там нет
типов, там нет примеров, которым можно
было бы подражать. Не тот революцион-
ный писатель, вто. только повторяет: «Да
здравствует революция!»  Революционным
писателем ‘может. ‘считаться лишь TOT, кто
содействует революционизированию рабочих
масе, мобилизует их на борьбу против вра-
та. (Голоса: «Правильно». Аплодисменты).

Вы меня извините, я, может быть, ре-
зок. (Голоса: «Просим, правильно!» Апло-
дисменты). Вы меня’ знаете не со
вчераптнего дня ‘(продолжительные аплс-
я называю вещи  собствен-

того, как создалея союз советских пивате-
лей, вы, советские писатели, получаете но-

рокой плодотворной работы.

Писатели Советского Союза находятея в
самых благоприятных условиях для твор-
ческой работы. Писатели текого С9-
юза живут’ в стране, гле кипит стройка,
энтузиазм, под’ем, где кипит прогресе; са-
мая атмосфера, самый воздух Советского
Союза — творческий.

Революционным писателям за рубежом
приходится ведь преодолевать исключитель-
ные трудности, бедствовать, подчас сидеть
в тюрьме или в концлагере.

Нужно решительнее поставить художе-
ственное творчество на службу пролетар-
ской революции, на борьбу против фаптиз-
ма, против капитализма, на борьбу за мо-
билизацию и революционное воспитание
масс. Нужно, чтобы художественное произ-
ведение революционизировало миллионы
беспартийных ‘и  социал-демократических
рабочих, популяризируя ° социалистиче-.
ское строительство и великие  дости-
жения Советского Союза. Надо поста-
вить художественное творчество на служ-
бу великому революционному идеалу мил-
лионов трудящегося человечества. (Anno-
писменты. Оваций. «Да здравствует Дими-
тров!», «Ура Димитрову!» Долгие anno-
дисменты).

революционной настойчивости великого ру-
ководителя. Новые данные заставляют го-
ворить и о другом: о глубокой ‘прозорли-
вости великого стратега. За каждой строкой
письма стоят ‘торы’ фактов, сложнейших
драматических интриг, мобилизация колос-
сальных сил,

Шаг за шагом восстановлен до мелочей
весь план Керенского. В Петроград стянуты
были юнкера. С ближайших фронтов вы-
звали ‘казаков. В столицу шли броневики.
На Северном фронте спешно грузились эше-
лоны артиллерии и пехоты. Из Финляндии
ближе к Питеру передвигалась кавалерия.
В Москву послали драгунов. Под ружье по-
ставили всё ударные отряды — более 50
тысяч штыков. Революционная столица бы-
ла зажата в кольцо. Рано утром 4 октя-
бря, до созыва П с’езда Советов, предпола-
галось выступить ‘против революции: раз-
вести мосты, отделить рабочие районы от

гарнизон. Нлан Керенского, как и все по-
бедные реляции старого режима, кончалея
иленением армии и захватом «неприятель-
ской столицы». В 11 часов вечера 24 ок-
тября должен был пасть Смольный — штаб
революции.

Не зная всех деталей плана (Ильич на-

глядел маневр врага и своевременно нанес
сокрушительный удар.

Один этот решающий момент революцин
заслуживает большого полотна. А сколько
еще материалов в архивах?

В зловещем свете антисоветской войны,
подготовляемой империалистами, включить-
ся в работу над «Историей гражданской
войны» — значит обобщить опыт миллно-
нов, подготовить к борьбе огромные. массы
трудящихся великой социалистической ро-

ДИНЫ,
И. МИНЦ.

тических произведений и романов продол-
жает служить интеллигент, который хочет
признать советекую власть, — некоторым
из них это еще с трудом удается, неко-
торым BOBCe не удается.
шей степени скучно, и писаню об атом сто
раз. А теперь мы приближаемся к 20-
летию
свой интеллигент: тот, кому, к 17-му году
было 10—15 лет, а сейчас—30 и за 30.

Отражен ли он в наших пьесах, в наших

поставить, и мне кажется, что этот вопрос

очень

Речь тов. А. М. Горького,

Товарищи, вы услышите. здесь

интересные доклады, о которых я разрешу
себе поделиться © вами моим впечатлением.
Я читал эти
имеют свои достоинства, но мне кажется
что все вместе они обладают одним недо-
статком:
ком много в них снекуляции еловамИ, тео-
ретизажии.
люди совершенно искрение и по потребно-

сти, глубоко ими чуветвуемой, хотят уста-

новить некие нормы, каноны, шаблоны.

Они хотят это сделать чисто теоретически,

не опираясь на тот материал, который _
частью они уже сами  создали
© драматургах),
с этим материалом, конечно, идет матез
риал повестей,
и те же приемы, одно и то же творчество,
одни и те же идеи и, наконец, один и тот
же материал, требующий единого метода
для его оформления.

доклады. Многие из них

слишком они теоретичны, слинге

Получается впечатление, Ч

(я говорю

частью знают. Рядом

романов ит. д. — ода

Мне кажется, что должны быть поста-

влены простые вопросы: почему наша ли-
тература отстает, почему наша’ драматур-
гия слаба, почему она не дает больших ^
характеров, которые ведь в действитель-
ности-то есть! Почему драматургия все
время вращается около старых тем, уже
изжитых?

Все еще героем большинства храматур-

это. в BBIC-
советской власти, и у нас есть

Это — наш интеллитент, . съ пролетария.

романах в той ‘степени, с той силой, какой
он заслуживает, какой он достоин? Не от-
ражен. Почему? Этот вопрос нужно будет

следует поставить в такой плоскости: при-
знаем ли МЫ за искусством право преуве-
личивать явления” социальные  положи-
тельные и отрицательные? Спорить по
этому вопросу’ следовало бы. Без решения
этого коренного вопроса, мы не поймем от-
личие социалистического реализма от про-
сто реализма. Без этого мы не усвоим ме-
Towa  социалистического реализма. Bee
большие произведения, все те произведе-
ния, которые являются образпами высоко-
хуложественной литературы, покоятся
именно на преувеличении, на широкой ти-
пизации явлений. Не пора ли нам к этому
делу приучаться? Ess)

To обстоятельство, что мы отстаем, что
мы относимся к действительности слепо,
явствует из того, что за последнее время
стали очень много писать о‘ школе,
0 школьниках. Hexopomo пишут. Мы,
литераторы, Hé позабогитиюь  вокрыть
причины, почему явилось вот это. нехо-
рошее? Мы не позаботились векрывать
очень многое, что следовало бы вскрыть.
Наша обязанность — это отражать - дей-
ствительность. .Мы--ее не отражаем. По-
чему? Вот вопрос.

Hac много, но работаем мы мало. Может
быть, это ‘0б’яюняется тем, что. мы плохо
знаем материал? Живем ‘далеко? В сторо-
не от него? а

НА ПЛ

Доклад тов. И. Беспалова на пленуме
правления союза советских писателей был
посвящен аценке состояния литературной
критики и формулированию ее основных
задач. : ;

Тов. Беспалов возражает против огуль-
ного осуждения нашей критики, отрицанил
ее роста и достижений. По своим принци-
пам, идеалам и целям, за которые она бо-
ретея, наша критика ‘стоит неизмеримо вы-
ше предреволюционной русской критики п
критики капиталистических стран. Она ©в0-
бодна от духа торгашества; высоко идейна
и служит делу социализма.

Решение ЦК ВИП(б) от 23 апреля
1932 г. и сформулироважные товарищем
Сталиным принципы  социалистического
реализма создали наиболее благоприятные
условия развития критики. За последние
три года консолидированы на основе тео-
рии Маркса Энгельса Ленина— Сталина
критические кадры, заложены юсновы ро-
ст& критики, свободной‘ от групповых сам-
патий, борющейся за высокое идейное и
художественное качество советской литера-
туры. ‚
Однако работу литературных критиков
советской страны все же нельзя считать
уловлетворительной. о

На основе анализа состояния литератур-
ной критики докладчик выдвигает перед
вей ряд важнейших задач. Изучение и
критическое овладение классическим лите-
ратурным наследством, глубокое `и всесто-
роннее знание классиков маркоизма-лени-
низма, разработка проблем социалистиче-
ского реализма на основе конкретного ана-
лиза литературных явлений, настойчивая
борьба за создание обобщенных типов на-
шей эпохи, за высокохудожественную фор-
MY литературных произведений, — таковы
важнейшие основные задачи советской ли-
тературнюй критики.

В ярком содоклале на тему «Чего ждет
писатель от критики» выступила тов.
М. Шагинян. Основные положения содокла-
да писательница иллюстрирует конкретным
материалом, давая разбор многих литера-
турных произведений и критических ста-
тей о них.

Писательница призывает критиков вдуу-
чиво подходить к литературному произвё-
дению, умея видеть в кнчге целостный
художественный организм. разобраться в
художественной ткани вещи.

Тов. Шагинян выдвигает перед совет-
скими критиками и литературоведами за-
дачу создания истории советской литера-
туры, которая сыграет большую роль-в
росте всей советской ‘литературы и лите-
ратурной критики. Bi

Далее писательница указывает, что пол-
нятие культурного уровня критики невоз-
можно без знания современной литературы
зарубежных стран и современной литера-
туры наших советских республик. При-
влекая большой материал, тов. Шагинян
доказывает, что критик не может поста-
вить ни одной большой темы в своих
статьях, не рассматривая, как эта тема
разрешается’ в соответствующих произведе-
ниях писателей братских республик.

мечет
any,

в ттт тен
om, <

Я позволю себе обратить валше внимание
на следующее. Тут будет прочитан: доклад
о работе еекретариата «Истории Граждан-
ской войны», Мне думается, что для вас
этот доклад будет интересен. Секретариа-
том собран огромнейший архив, в архиве
этом прекраснейший материал по граждан-
ской войне. Он собран, классифицирован, и
по любому вопросу каждый, кто захочет,
сможет найти там любой документ.

Мне думается, что есть также и другие
пункты, тде можно достать материал в
больлюм количестве.

Мне кажется, что все мы как-то не ‘так
работаем. Возможно, что это очень суб’ек-
тивное впечатление. Работают мало и пло-
хо. Могут ли работать лучше? По-моему, мо-
гут. Что для этого надо сделать? Надо каж-
то приподнять себя, товарищи, надо с пре-
дельной ясностью представить себе ту ог-
ромную ответственность, какая ‘лежит на
нае перед нашей страной.”Да ине только
‘перед налтей страной, ибо у’ нас учатся про-
летарии всех стран. Это надо’ пояять.

Нало устранить из нашего обихода все
те мелочи, которым мы придаем слишком
большюе значение. Нужно взяться за серъ-
езную работу. Скоро придется праздновать
—и хороню празлновать — 20 лет бытия
советской власти. 20 лет удивительной ра-
боты партии, работы пролетариата. К этим
20 годам следовало бы как-то подтянуться.
Возможно, что я неуместно все это гово-
рю, но такова у меня внутренняя потреб-
ность — сказать, что в назей области что-
то неладно; ыы

Следует как-то вооружиться, следует
взяться за широкую работу, за большие ра-
боты. Надо организоваться. Если тяжело pa-
ботать т единолично, так да-
вайте организуем группу, давайте разбе-
рем весь этот материал 20-летней работы,
огромной работы, мировой работы. Давайте
попробуем работать группами, коллектива-
ми. Времени осталось немного. — 22 меся-
ца. Я предложил бы подумать В этом на-.
правлении, поговорить просто, лружески, от-
крыто.

Я кончил. (Бурные аплодисменты, все
встают). i é

EHY ME.

Утреннее заседание пленума 3 марта
началось с доклада тов, Афиногенова о теа-
тральной критике. _

Докладчик приводит множество приме-
ров, показывающих. что далеко не всегда
театральные критики выполняют свою вы-
сокую фоль с должным чувством ответ-
ственности, назвал десятки статей раз-
личных авторов, где обстоятельный кри-
‘тический анализ похменяетея пуетой бол-
товней.

‚ Нередко бывает.” что критик) обязанный
влиять на вкусы зрителей и. воспитывать
их, плетется в хвосте у ‘зрителя. Доклал-
чик енова приводит несколько примеров из
критических статей, посвященных киршу-
новскому «Чудесному  сплаву». Авторы

этих статей признают комедию Киршона

хорошей, основываясь не на конкретном
анализе самого произведения. & исключи-
тельно на том, что публика в зале смеетея.

Основным вопросом нашей театральной
критики в настоящее время является во-
прое о соотношении характеров и обстоя-
тельств в произведениях нашей драматур-
гии. Формула Энгельса о типических x2-
рактерах и типических обстоятельствах
выражает собой основную меру при оценке
драматургических произведений.

Задача драматургии и театральной кри-
тики — непрерывно расширять тематику
сценических произведений.

2 * * *

Первым в прениях выступил. ветречен-
ный громкими и долгими аплодисментами,
народный артист республики В. И. Неми»
рович-Данченно. ,

— Голос театральногд. критика, — сказал
тов. Немирович-Данченко,—это для нас,
театральных деятелей, голос по ту сторону
занавеса. Это голос, к которому мы прн-
слушиваемея с’ особой жадностью, хотя
нередко и притворяемся равнодушными и
незаинтересованными.

Народный артист поделился с аудиторией

чрезвычайно интересными воспоминаниями,

0 взаниоотношениях театра и театральной
критики в далеком, дореволюционном про-
шлом,

Рассказывая о возмутительных выходках
в печати рецензента «Нового времени»,
В. И. Немирович-Данченко не находит слов
для выражения своего возмущения. ›

— В каждой речи должна быть кон-
цовка, — заканчивает он свое выступле-
ние.-—Позвольте, я скажу для концовкл.
Хоть я и моложаво выгляжу, но’ скрывать
не стану, мне за семьдесят лет. Конечно,
я не могу сказать, что все буржуазнов,
что во мне было, я выбросил из себя. Это
не ‚так просто. Но вот что я должен ©ка-
зать: всю жизнь я был связан © театром
и никогда не было так хорошо работать
в театре, как теперь. :

Пленум правления союза советских писа-
телей бурно аплодирует народному артисту.

* *

Вчера на вечернем заседании выступили
в прениях тт. Нусинов, Войтинская, Ама-

глобели, Любимов-Ланской, — Бронштейн,
Бирсанов, Десницкий, Шиллер, Танров.

ния и Центрального научно-исследова-
тельского института. методов краеве-
ческой работы. Январь 1935 г., № 1,

встретите сотни людей, ©.
дием изучающих свой край.
заглядывают в его историю, роются В па-
мятниках и архивах,
природные богатетва. Мы имеем в Bin
краеведов. Прошло уже то время, Когда Ha
краеведческую работу смотрели как Ha Ka-
кое-то чудачество. Сейчас почти все пони-
мают, что краеведение дело серьезное и
полезное. Интерес в краеведению сильно
возрос и вызвал к жизни новые формы
этой общественной деятельности. Вместо
старых краеведческих бюр), сыгравших
свою полезную роль, когда само движение
бы,
общества изучения местного края. Эти до-
`бровольческие организации фабочих, кол-
хозников, учащихся, интеллигенции, нес
мненно, расширят об`ем краеведческой дея.
тельности, ы

Реорганизация краеведческой работы на во-
вых началах поможет изжить остатки за: .
мкнутости и

4 МАРТА 1935 Г. № 62 (6308)

РИБЛИОГРАФИЯ. ‹ }

«Советское: краеведение»,

Орган Центрального бюро краеведе-

Во многих районах нашей страны вы
большим уеер-
Они аытляю

стремятся познать

еще малочисленных, ‹ейчах, создаются

повысят ее результативность.

Ёраеведы Союза имеют свой централь-

вый журнал «Советское краезедение», ре-
дактор А. Нончеев. Уже в
содержание журнала явно не удовлетворя-
ло многих краеведов. Журнал был с\х,
скучен,
умел увязывать работу краеведов с общимя
хозяйственно-политическими задачами, ко-
торые стояли перед страной.

TOM Год}

мало связан с местами, не всегда

Вышел с большим опозданием первый,

январский номер ‘(этого года!) журнала.
«Советское

краеведение». Что нового?”
Открываем январский номер. Передовая

на актуальную, нужную тему «0 повыше-
‘нии революнионной блительности». Вторая
статья называется «К организации работ

краеведческих обществ в 1935 году». Чи-
таешь и ждешь конкретной программы ра-
боты для краеведов. Но ничего подобного
нет. Общие фразы! При чем кое-где эта
статья неряшливо и даже путанно формули-
рует очень ответственные вещи. Говоритея,
например, в ней © «колхозно-совхозной си-

стеме»,

Кто не знает, что такого термина у нас

нет.

В вышеупомянутой сталье мы ветре-

чаем такую фразу:

«Наше-социалистическое строительство,
перейдя на бопее высокий уровень, ну-
ждается в еще более широком развитии
производительных сил страны на основе
развертывания товарооборота между го-
родом и деревней, краями и районами».

Сталинская формула о взаимодействии

между производством и товарооборотом яв-
но переврана.

У товарища Сталина в его докладе ХУП

с’езду партии сказано: 4

«Чтобы экономическая жизнь страны

могла забить ключом, а промышленность и
сельское хозяйство имели стимул к даль-
нейшему росту своей продукции,
иметь еще одно условие, а именно, —раз
вернутый товарооборот между городом и де-
ревней, между районами и областями стра-
НЫ...»

надо

Из остальных материалов, помещенных

в этом номере, интерес представляют статья
Н. Коробкова «Старый Мерв и проблема
ирригации» и Н. Черемухиной — «Некото-
рые итоги в работе краеведческих музеев

в борьбе с бездорожьем». Хороши неболь-
шие статейки В. Сенкевич «Моя поездка
к хантам» (остякам) и И. Богословского о

О
oat

2 RP ATT

Panne

AES te ty

фольклоре Молдавии. Остальной материал.

сух и ло читателя журнала не дойдет.
Скулным, очень скудным продолжает оста-
ваться и в этом номере журнала отдел «На
местах». А ведь именно. сейчас, когда крае-
ведческое движение становится массовым,
этот раздел нужно было бы особенно силь-
но расширить и улучшить. Это позволило
бы, кстати говоря, увеличить журналу
свой писательский актив, который пока не
выходит “за” пределы двух— трех десятков
имен.

Даже краткая характеристика содержа-
ния январского номера «Советекого краеве-
дения» показывает, что журнал еще не. пе-
рестроилея в соответствии, < теми задача-
ми, которые перед ним сейчас ставятся.

Я. ЯШИН.
—о—-

«ОГОНЕК» 0 ПЕРВОЙ КОННОЙ,

В 15-летию Первой конной армии редах-
ция журнала «Огонек» выпустила спе-
циальный номер, <

Отлично подобранный. свежий, яркий ма-
териал о Первой конной оставляет прекрас-
ное впечатление, дает полное представление
о людях Конной армии и о роли ленинской
партии и товарища Сталина в созданин
конницы, сыгравшей славную роль в прэ-
летарской революции. ;

Помещенный материал весьма разнообра-
зен: документы, выдержки из статей, прн-
казов, дневников, рассказы, очерки, воспо-
минания, стихи. `

Сборник для писателя, поэта и художни-
ка может, служить первоначальным мате-
риалом в работе над большим монументаль-
ным полотном о Конной армии. Я говорю—
первоначальным материалом только потому,
что редакция «Огонек» не ставила себе
задачей дать полную картину строительства,
жизни и побед Первой конной. Эта задача
еще стоит перед нашими военными истори-
ками и представителями советского искус-
ства. ;

Следует также отметить, что борник
без ущерба для качества материалов вы-
пущен редакцией (редакционная бригада—
тт. С. Абольников, Еф. Зозуля, В. Мику-
лин) в короткий срок — около 2 меся-
цев и, находясь на высоком литературно-
художественном и техническом уровне, пе
является любительским изданнём для не-
скольких тысяч читателей, а выпущен в
массовом тираже и по доступной цене.

С. БУДЕННЫЙ.
—°о с
ВЫСТАВНА РАБОТ В, А. СЕРОВА

В связи с 70-летием со дня рождения
художника В. А. Серова Государственная
Третьяковская галлерея открывает в конце
марта выставку его’ произведений, Будут
представлены живопись и графика веех пе-
риодов творчества художника.