We shal bent Not as

St we et to a

ek tel Se ee te

es

‚ партий и комсомола?

OH

КОТОРЫХ ЗЕ

Из речи moe. IT. HOC ТЬИНЕВА на пленуме Киевского’ ор

Важнейший участок внутрипартийной работы

Товарищи! Наша партия воетда уделялз
и уделяет очень большое внимание вопро-
сам идейного вооружения, марксистско-ле-
нинекого образования коммунистов и ком-
сомольцев. Но на данном этапе вопросы
марксистско-ленинского образования при-
обретают исключительное значение, особен-
но у нас, Украине.

Вы знаете, что идеологический фронт на
Украине был засорен на протяжении ряда
лет националистами, троцкистами и иными

контрреволюциюнными элементами: В тече-  .

ние ряда тет’ имели открытое хождение в
тысячах экземплярах учебники, книги,
статьи Слипанских, Билашей, Наумовых,
Винокуров и им подобных. В течение ряда
тет по этим учебникам и книгам. учились
сотни людей. Много разоблаченных сейчас
троцкистов, националистов, оппортунистов
руководило кафедрами, семинарами, школа-
ми, кружками.

Ясно, что вся эта вредительская, контр-
революционная работа ‘на идеологиче-
ском фронте оставила какие-то следы.
И не всегда эти следы имеют форму книг,
статей, короче товоря, литературной про-
дукции. Гораздо важнее, что некоторые
следы вредительской ‹ работы на идеологи-
ческом фронте остались в головах, в мозгах
тех людей, которые были малограмотными,
учились и воспитывались у этих контрре-
волюциюнеров.

Националистов, троцкистов и прочие ан-
тисоветские элементы мы, как  извество,
кренко погромили. Мы. проделали большую
работу пе расчистке литературной продук-
ции Of контрреволюционното, буржуазного
и мелкобуржуазного. хлама.

Но дело, как я уже говорил, не только
в литературной продукции. Необходимю вы-
править все те вывихи, искривления и
ошибочные прелетавления, которые имеются
в мозгах некоторых членов партии и ком-
сомола в результате вредительской деятель-
ности надионалистов и троцкиетов на идео-
логическом фронте. _

А это — дело нелегкое. Ибо легче обу-
чить, чем переобучить, легче  вобпиталь,
чем перевоспитать. Тут нужна большал,
кропотливая воститательная ‘работа. . Вот
почему марвенстеко-ленинокое обравование
членов партии и комсомола имеет сейчас у
нас, на Украине, исключительное значение.

Но дело не только в этом. Страна наша
быстрыми темпами илет влерех во всех 0б-
ластях строительства социализма. С общим
ростом налней страны, с ростом культуры
широчайших народных масс нас все MeHb-
ше может удовлетворять тот уровень маз-
ксистоко-ленинского образования, на KOTO-
ром находится сейчаю основная масса, чле-
нюв партии и комсомола,

Нас не может уже сейчас удовлетворять
Уровень марксистско-ленинского образова-
ния членов партии и комсомола, который
измеряется основами политграмоты, элемен-
тарныеми знаниями из политэкономии. Сей
чае такой уровень марксистеко-ленинского
образования уже явно недостаточен для
членов правящей в СССР партии.

Нам нужно сейчас более серьезное и
более глубокое знание членами партии’ и
комсомола большевистской истории нашей
партии, истории борьбы партии с разными
антиленинскими течениями и группировка-
ми, истории международного ‘революци-
онного движения, истории Коминтерна. Нам
нужно более. серьезное знание и действи-
тельное понимание членами партии и HOM-
сомола закономерностей капитализма и 050-
бенно его империалистической эпохи. Нам
нуно серьезное и глубокое изучение чле-
нами партии и комсомола опыта социали-
стического строительства в СССР. Нам нуж-
но, чтобы актив — партийный и комсо-
мольский — стал более глубоко осваивать
философию марксизма. Нам надо, короче го-
воря, значительно` повысить уровень мар-

партийного и комсомольского актива,

варища Сталина УП С’ездом * Советов.
Ведь
тического

что в условиях буржуазного

‘в нашей рабоче-крестьянской стране, в

‚ КЛЮЧИТЬ,

нсистсно-ленинского образования, членов
партии и комсомола и в первую очередь

Поймите, товарищи, что дальнейшее раз-

вертывание социалястического ‹ строитель-  ’

ства, приближение к концу второй пяти-
летки выдвигает перед каждым коммуни-
стом и комсомольцем ряд новых вопросов,
осознание и ‘понимание которых. тбебует

теще Soles высокого’ уровня грамотности в

вопросах маркеизма-ленинизма.

Возьмите хотя бы решения о  сове-
ской Конституции, ‘которые приняты по
предложению ЦА ВВШ(б) и яично то:

это— акт. исключительного поли-
’ значения,
широкий отклик как в стане друзей, таж и
в стане врагов нашей великой социалисти-
ческой родины. :
Поймите положение иного политически
малограмотного члена партии или комсо-
мольца. Он знает, что в капиталистиче-
ских странах, в условиях буржуазной де-
мократии, лозунг прямого, равного и тай-
ного голосования служит орудием обмана
и зажабаления трудящихся массе, потому
государства
эти лозунги являются лишь ширмой для
прикрытия господства буржуазии. А сейчас

стране диктатуры пролетариата, в. стране
дополлинной демократии для рабочих и
крестьян, прямое, равное, закрытое голо-
сование становится важнейшим принципом
советской демократии. ‘ i

И вот у этого малограмотного коммуни-
ста или комсомольца возникает в связи с

этим целый ряд вопросов, что вызвало не=

обходимость перехода к этой системе вы-
боров в советы, почему именно на данном
этаме партия сочла, нужным переход к этой
системе, что подготовило этот переход, и

десятки других довольно сложных вопросов

рождаются в голове члена партии и
комсомольца. А ведь он должен суметь
ответить на эти вопросы не только себе, но
и раз`яещить их десяткам и сотням беспар-
тийных рабочих, с которыми он общается

в цехе и во внерабочее время.

Из одного этого примера вы можете за-
какое исключительное значение
имеет сейчас задача марксистско-ленип-
ского образования членов партии и кочм-
сомола.
И, наконец, надо учесть, что мы ‘имеем
сейчас в рядах партии и комсомола тыея-
чи людей, которые начали жить ©озна-
тельной политической жизнью всего 3—4
года тому назад. Для этих людей не только
период зарождения партии иля революция
1905 года, но, пожалуй, даже переход к
новой экономической политике в 1921 г.
является довольно далеким, историческим
этапом, осознанным не по личному опыту
борьбы, а по книге, литературе. Ясно, что
идейное вооружение, марксистско-ченинское
воспитание этих молодых членов партии
и комсомола имеет исключительное значе-
ние, ибо, как указал тов. Каганович в
докладе на ХУП с’езде партии:
«Большевик не может ограничиваться
простой верой в социализм, подобно то-
му, как верит религиозный человек в
царство небесное. Нет, большевик— это
член такой партии, программа, политика
и тактика которой строятся на строго
научных основах марксизма-ленинизма;
большевик —— это тот, кто понимает
неизбежность краха капитализма, неиз-
бежноеть диктатуры пролетариата, обе-
спечивающей победу воциализма. Поэто-
му каждый член партии должен овла-
деть обновами марксизма-ленинизма».
Вот почему, товарищи, идейное воору-
жение членов партии и в частности марк-
‘систско-ленинское образование являются

‘сейчас особо важным участком внутрипар-

тийной работы.

Создать крепкие пропагандистские кадры.

Как же обстоит у нас, в Вмеве, с марк-
систско-ленинским образованием членов
После ХУП сезда
партии внимание к вопросам марксистско-
ленинекого образования коммунистов и
комсомольцев значительно возросло во всех
партийных организациях. Ряд серьезных
достижений в этой области имеет и ната
киевская партийная организация.

Я считаю самым главным, самым важ-
ным достижением то, что как городской
комитет и районные комитеты, так и пар-
тийные комитеты заводов и фабрик веерьез
повернули свое внимание к вопросам марк-
систско-ленинского образования.

Сейчас мы добились повседневного, стсте-
матического внимания со стороны многих
наших партийных комитетов к вопросам
марксистево-ленинского образования. Стади
чаще ставить вопросы партийной м комсо
мольской учебы на заседаниях партийных
комитетов. В дни партийной учебы и се-
кретари и члены бюро заводских, районных
и городского комитетов бывают в полит-
школах и кружках. Стали вникать в со-
держание учебы, в вопросы усвояемости,
Это еще далеко не все, что нужно, но это
уже многое.

Олним из серьезных наших достиже-
ний в постановке марксиетско-ленинекого
образования я считаю то, что мы стали

привлекать Е пропагандистской работе се-

хретарей партийных комитетов, парторгов,
районный и городской актив.

Неплохо, я считаю, прошло и комплекто-

вание сети в этом году, Мы в этом году
имеем по Киеву сеть партийного проевеще-
ния, насчитывающую как-никак 780 еди-

ниц, охватившую учебой 13.800 человек.

Повысилась также посещаемость политшкол
и политкружков. Эти достижения. бесспор-
ны, и незачем их умалять.

Но, товарищи, переоценка сделанного не
рекомендуется ни в какой облаети работы,
а тем более на этом участке. Вее то, что мы
в этом году сделали для улучшения маркси-
стско-ленинского образования, это, правда,
серьезные, но только лишь первые шаги
в направлении подлинно-большевистской
организации пропаганды. Учтите прежде
веего то, что те достижения, о которых я
выше говорил, пока еще относятся He Kd
всем первичным партийным организациям,
Учтите, что у нас еще имеются десятки
первичных партийных организаций, в ко-
торых положение с марксистеко-ленинским

образованием из рук вон нлохо. Учтите, на-

конец, что те достижения, которых мы до-
бились на этом участке, являются пока еще
по преимуществу достижениями‘ организа-
ционного порядка.

`Нужна еще очень большая, кропотливая
повседневная работа как B+ направлении
дальнейшего организационного укрепленая
сети марксистско-ленинского образования,
так и особенно в направлении борьбы за бо-
лее высокое качество и лучшие результа-
ты учебы, лучшую усвояемость.

В связи с этим я хотел бы остановиться

‘на некоторых практических вопросах поста-
новки маркеистско-лечинского образования.

Надо прежде всего усвоить, что цен-
тральным звеном постановки марксистске-
ленинского образования является пропаган-
дист. В свое время В. И. Ленин в письме
к товарищам, обучавшимея в партийной
школе на острове Капри, очень выпукло
показал роль пропагандиста в партийной
учебе. Вот что Владимир Ильич писал в

этом письме: \

«Bo всякой Школе самое важное —
идейно-политическое направление лекции,
Чем определяется это направление? Все-
цело и исключительно составом ‘лекто-
ров. Вы прекрасно понимаете, товари-
щи, что всякий «контроль», всякое «ру-
ководетво», всякие «программы», «уста-
вы» и проч., все это— звук пуетой по
отношению к составу лекторов. Никакой
контроль, никакие программы и т. J.
абсолютно не в состоянии изменить того
направления занятий, которые опреде-
ляютея составом лекторов».^

Вы видите, что В. И. Ленин уделял пре-
подавателю, пронагандисту центральное ме-
ето в обеспечении нужного нам идейно-по-
литического содержания и направления
партийной учебы.

Как же обстоит ‘у нас дело с кадрами
пропагандистов как в смысле их состава,
так и работы с ними?

Я, прежде всего, приведу вам некоторые
цифры, характеризующие состав пропаган-
дистов киевской городской. партийной орга-
низации. Вот данные о партийном стаже
645 пропагандистов г. Киева:

Mie bet р ЕТ
89 21 215 109 54 77 80°
Вы видите, что’ ‘ подавляющая Часть

наших пропагандистов является.‘ члена-
ми партии с 1924 года и ‘позднее, при

который . Получил

3 важнейших задач пропаганды и

a

чем около трети всего состава пропаганди-
стов — члены партии с 4930 года и позд-
Hee,
Посмотрим, что предётавляют собой на-
ши кадры пропагандистов © точки зрения
их теоретической вооруженности. Вот не-
которые данные по этому вопросу. Из 276
учтенных по этому вопросу пропагандистов:

Учились в ИКИ — {5 чел.
Учились в коммунистиче-
ских высших учебных
заведениях и Kypcax

марксизма-ленинизма — 106 »
 Окончили совпартшколу — 63 »
Окончили курсы пропа-

гандистов ; » +402 >

Приведу  вам еще данные о пропаган-
дистеком стаже ‘наших пропагандистов.
Меньше’. года руководят школами, и круж-
ками 106 человек, от одного до двух лет —

257 человек, свыше двух лет — 300 чс-

ловек.

Вот, товарищи, основные данные, харак-
теризующие тип, облик наших пропаган-
дистеких кадров. Вакой общий вывод на-
прашивается из этих данных? Основной
вывод тот, что кадры наших пропаганди-
стов. молодые, а, главное, , малоопытные. ,

Это значит, что наши ‘пропагандисты
требуют систематической повседневной ра-
боты над. повышением их теоретической
нодготовки и уровня их пропагандистского
мастерства. Вот почему работа с пропаган-
дистом является буивально краеугольным
камнем всей нашей работы по’ марксистсно-
ленинскому образованию. т :

Нам надо, во-первых, добиться того; что-
бы пронагандист изо дня в день рое в емы-

сле овладения теоретическими знаниями.

Нечего греха таить, есть у нас еще такие
пропагандисты, которые ограничивают ра-
боту по повышению своего теоретического
уровня подготовкой к очередному занятию
в’ политшколе. Это никуда неё годится. Bec-
спорно, что тщательная подготовка к каж-
дому очередному занятию — важнейший
элемент теоретического робта пропаганди-
ста. Но только этим одним ограничивать
работу пропагандиста над собой
нельзя. Для того, чтобы руководить полит-
школой или политкружком, особенно сей-
час, надо знать во много раз более слуша-
телей. А это возможно только при упорной,
настойчивой работе пропагандиста над по-
вышением.. своего теоретического уровня.

‚ Нам? надо, - во-вторых, выработать в- на-
шем  пропагандисте высокую партийную
принципиальность, острое политическое

чутье, ‘Умение воспитывать своих слушате-

лей в духе ленинско-сталинской неприми-
римости`х врагам партии, к гнилому либе-
рализму и обывательскому блатодушию, в
духе беззаветной преданности делу партии
и рабочего класса. ‘ }

Нам надо, в-третьих, чтобы пропаган-
дист работал. над собой в смысле повыше-
ния своего не только теоретического, но и
‘общекультурного уровня. Глубокое знание
ленинизма, политической экономии, эконо-
мической ° политики, истории — все это
абсолютно необходимо для пропагандиста, и
за овладение этими знаниями он должен,
как я уже говорил, вести упорную, на-
стойчивую борьбу. Но для полноценного
пропагандиста и этого мало. Полноценный
пропагандиет должен хоропю знать .художе-
ственную литературу, классическую и с0-
временную, советскую и переводную, он
должен быть в курсе веех новинок театра,
кино, чтобы пустить все эти рычаги в ход

в своей воспитательной работе и сделать
увленатель-.

пропаганду образной, яркой,
ной, убедительной. Работа над повышением
общекультурного уровня пропагандиста яб-
ляется сейчас важнейшей задачей борьбы
за высококвалифицированные пропаганди-
стокие кадры.

надо, в-четвертых, чтобы пропаган-

рии, экономики, литературы Украины, 310-

А теперь, я хочу сделать некоторые
замечания по вопросу 0 качестве нашего
марксистеко-ленинского образования‘ и 06
усвояемости. $

Первое. Это о языке: нашей пропаганды.
Владимир Ильич не раз говорил, что одна

агита-
ЦИИ STO!

«Уметь говорить просто и ясно, до-
CTYHHEIM массе языком, отбросив эеша-
тельно прочь тяжелую артиллерию муд-
реных терминов, иностранных ‘слов».

В сожалению, никак нельзя сказать, что-
бы все наши  пропагандисхы  следеваля
этому мудрому ленинскому правилу.

Прежде всего, мы сплошь и рядом стал-
киваемея с многочисленными фактами, ког-

PKCHCT

никак

дист был хоропю вооружен знанием исто-.

Выше идейное содержание учебы,

2 i: ниманием всего про-
цесса строительства

культуры, ‘ советской
украинской › гоеудар=
‚ ственности.. Я должен
сказать, что в на.
стоящий момент толь-
ко треть наших про-
пагандистов ведет за-
нятия на украинском
языке Но ведь вы
сами понимаете, что
украинизация ‘марк-
систско — ленинского
‚ образования “отнюдь
ne исчерйываётся од-
ним лишь изложени-
ем на украинском
языке, . Необхадямо дб-
— биться, чтобы пропа-
воспитательную
боту в‘ политиколе,
политеружке украин-
‚ским материалом. А
этого мы сможем до-
битьея лишь ‘В. Том
‚ случае, если прона-
‘тандист будет знать
этот украинский ма-
f териал. :
Ham надо, в-пятых,
” чтобы
знал завод, фабрику,
ганду, работу этого
предприятия,
дневную жизнь’ и на-
строения : ‘рабочих.

Предпосылки для это-

го имеются сейчас весьма благоприятные.
Достаточно сказать, что из 500 учтенных
пропагандистов 400 ведут пронаганду на
своем же заводе, в своем учреждении. Но
то, что мы в этом году добилиеь значи-
тельного уменьшения количества «импорт-
ных» пропагандистов, — это ‘еще полдела.
Надо, чтобы пропагандист был не только и
не просто учителем на заводе, а политиче-
еки авторитетным товарищем, который хо-
polo внает- все то, что в данный момент
волнует, чем живет та группа коммунистов,
которых партия доверила ему воснитывать.

Таков, товарипки, тот тип пропагандиста,
который ‘нам сейчас необходим, над воспи-
танием, выработкой которого мы должны
сейчас непрерывно работать;

Как же организована работа, с пропаган-

зации? Бесспорно, что и в этом отношении
1934—1935 учебный год внес много но-
вого, полезного. Я имею в виду оживление
работы старых и. создание ряда новых
парткабинетов. Нет никакого сомнения в

занятиям.

леки даже не от идеала, & от минимально,
я бы оказал, необходимых требований. Дело
в том, что наши парткабинетье и пропагая-
дистовие семинары, в лучшем случае, окл-
зывалот помотнь пропагандиету в отношении
содержания занятия, к которому OH TOTO-
тится. Но они пока еще очень мало воору-
жазют пропатантиета в отношении методики

1G как разои нехватает нашему молодому,
малоопьгному пропатандисту.

чения по спорным вопросам, активаизиро-
вать аудиторию. Короче говоря, жи: нехра-
тает того, что называется методическими
навынами. -

H por kak pas B этом самом, как
кабинеты и пропагандистские семинары
мало, крайне мало помогают пропахандисту.
Все те лекции, доклады, беседы, занятия,
которые проводятся во парткабинетах и
пропагандистских семинарах, они воору-
жают пропагандиста по содержанию. заня-
тий, которые он должен проводить..Й это
очень хорошо. Но ртого мало, это только
полдела. Нам надо сейчас налечь на мето-
дическую помощь пропагандисту.

Кроме того, надо неизмеримо лучше по-
ставить политическую информацию пропа-
гандистов, Ведь вот даже на этом нашем
пленуме, где специально стоит вопрос 0
маркеистеко-ленинеком образовании, я ви-
жу не так уж много пропагандистов. Надо
привлекать лучших пропагандистов на за-
седания пленумов и бюро партийных ко-
митётов. Надо практиковать специальные
районные и ваводекие собрания пропаган-
дистов для их информации по актуальным
обшеполитичесвим и местным вопросам.
Надо организовывать” для них лекцин,
просмотры новых пьес, Новинок кино,
выставок. Надо. помогать им в’ приобрв-
тении ‘новинок художественной и полити-
чёекой литературы. Надо, одним словом,
поднять ‘работу с пропагандистом на не-
измеримо более высокий уровень, чем
сейчас, и дать почувствовать пропаган-
дисту, какое исключительно ответственное
значение. придает ему партия, доверив ему
мозги и «души»’ воспитываемых им KOM-
мунистов и номсомольцев.

>

да пропатандист и ‹ам говорит языком
учебника, а, глазное, требует и от елума-
телей формулировок обязательно языком
учебника. Ясно, что это никуда не годетея.

Нам нужно понимание вопроса, кам
нужны четкие формулировки, но вовсе не
обязательно, чтобы всё слушатели отвечая
одними и теми же словами из ‘учебника.
Ведь этак к зубрежке не трудно скатиться.

Вот вам пример. На одвом из заводос в
канамдатской инколе, — я не стану назы-
вать вам, в какой школе и кто ее руково-
дитель, — один из слушателей на вопро

руководителя — в результате чего появи-

лось государство — отвечает: ©

«Вогда общество отало развиваться,
` появились частная собственность, классы

КО-ЛЕНИНСТКОТС

одскою партийного’ комит

советской украинской

=  гандиет насыщал свою
ра-

пропагандист
где он ведет. пропа-

HOBCE-

листом у ab, B виевокой городской органи-

TOM, что парткабинеты уже сейчас оказы-
вают серьезную помощь пропагандисту В
его работе над собой и в ето. подготовке Е

Однако и парткабинеты, и пропатандист-
ские семинары, и вся ната система ра9о-
ты © пропатандистом пока еще весьма да-

проведения занятий. А этого-то больше взе-

Вель вся беда’ многих наших молотых
пропатандистов в том и состоит, что, не-
редко зная дабке хорошю материал завятия,
они ‘не всегда умеют правильно его 19-
строить, расположить, правильно сделать
переходы ‘от’ одного вопроса к другому,
дать исчерпывающие, убедительные заклю-

говорится, «больном пункте» наши парт-

ДОЗАХ

= классовая борьба между ними, Именно
тогда, когда классовая борьба  заостри-
лась; возникло государство».

Ответ, как. видите, не из исчерпываю-
щих, но свидетельствующий о TOM, что
слушатель оюновное в вопросе понял. Не-
много подправить ‘и можно удовлетвориться,
особенно учитывая, что это в кандидатеной
школе.

Но’ вот пропагандиста этот ‚бтвет не удо-
влетворяет, он его квалифицирует как He-
правильный ‘и заставляет этого рабочего
и всех остальных слушателей ответить
буквально ^\ языком ^ учебника,   Есть, по-
нятно, классические формулировки, кото-
рые коммунисту надо знать, но абеолютно
неправильно строить занятия на языке и
словами только учебника.

Или вот вам другой пропатандист, к0-
торый руководит кружком по истории пар-
тии. Во время занятий он все Bpema Yi0-

5 -

требляет такие слова, как  «ортодокф»,
«SUMTOH>, «вонцепция», 2 «олигархия»,

«атиграф» и т, п. Но самое интересное 3
этом случае то, что вогда слушатели, На-
конец, ‘не стерпели и попросили об’яс-
нить значение этих слов, то пропагандист
не смот этого сделать. :

В чем тут дело? А дело тут в том, что
иной малоквали ванный  пропатан-
дист, «нахлебавтииюь» «ученых» слов и не
переварив их сам, стремится’ обязательно
вывалить их перед своей аудиторией. Я пе
хочу, сказалъ, что у нас много таких про-
патавлиетов, старающихея блеснуть Своей
«ученостью», 30 все же’ отдельные такие
имеются У с. rg an

Борьба за ясный, понятный язык про-
паганды-—одна из важнейших задач борь-
бы за высокое качестве партийной учебы,
за высокую усвояемость слушателей.

Второе. Это о борьбе против упрощен-
ства и поверхностности в партийной уче-
бе. Вы помните, одно время в сети пар-
тийной ‘учебы стали применять «полит-
удочки»,  «политбои», — «политлотереи»
я т. а. надуманные формы. Вы помните,
наверно, котла партийный комитет’ одного
из уюраинеких заводов распространял 80+
просних ереди ‘рабочих, который <одержал
вопросы такого типа: «1) на какие 4 фак-
тора расчитывает ОССР в борьбе за мир?
2) какие 11 задач стоят перед нашей нро-
мышленностью? 3) кавие 6 задач стоят пе-
ред нами в области идейно-политической
работы? » ил. д ил. п. 5

- ПВ ВАП(б) категорически: осудил все эти
формы «учебы» шменно потому, что они
подменяли идейное вооружение членов пар-
тни и `комоомола зубрежкой и натасвява-
нием. = :

Но было бы неверно прелетавлять cede
дело тажим образом, что, отменив все эт
«политбои» и «лолитудочки», мы  покон-
чили с упрощенетвом в партийной и  ком-
еомольской учебе; «Политлотерей» у нае
сейчас нет, а вот ворюсники и зубрежка
по ‘ним применяются в наших политиволах
довольно нередко.

Вот вам некоторые факты.

В школе транспортного цеха на зазоде
«Большевик», пропагандист задает слушаз-
телям 4—5 вопросов. Те добросовестно 3а-

‘пиеывают эти вопросы. и; как ‘по анкете,

дают ответы на них, отисывая их из учеб-
ника. А когда поставишь перед слушателя-
мн этой пколы тот же вопрое, то оли
обычно не могут ответить. Выхолит, в тег-
ради записано, & в голове ничего не озта-
лось. Ясно, что такое усвоение слушателя-
ми есть прямой результат зубрежки и  ме-
ханической записи ответов на’ вопросник
пропагандиста.

Или вот вам другой пример. Пропаган-
дот кандидатской школы механического
цеха Краснознаменного завода заставляет
слунателей заптисывать формулировки, пе
разбирая их ео слушателями по существу и
не раз’яеняя их. Пропатандист в ответ на
вопрос-—«Что такое диктатура пролетариз-
та»— ликтует: «Диктатура пролетариата—
неограниченная власть». Слушатели заити-
сывают. А один из них не досльншал и за-
нисал: «Диктатура пролетариата—ограни-
ченная власть», как записал, так 0
тетрадке и отвечает.

Борьба против натаскивания, против зу-
брежки, против поверхностности и упро-
щенества. в партийной учебе продолжает

В заключение я хочу коснуться вопросз
96 унраинизации  марксистско-ленииекого
«бразования. Но прежде чем перейти в во-
просу об украинизации маркеистско-ленин-
ского образования, я хочу пару слов ска-
зать вообще об украинизации.

Я уже неоднократно говорил 0 том, что
THI лет дело большевистской украинизации
находилось нев больневиетских руках.
Враги, конечно, пытались проводить свою.
буржуазную, а не советскую  украиниза-
цию. Они сознательно старались залормо-
зить строительство советской украинекой
культуры, оказывали упорнейшее сопроти-
вление подлинно большевистской укрпаини-
зации.

Врагов мы погромили, крепко погромиали.
Остатки врагов успешно нами сейчас. вы-
корчевываются. вот враги пытаются
представить сейчас дело таким образом,
что, мол, до 1933 тода украинизацея бы-
ла, а вот после этого периола разгромили
украинскую культуру. Г

ы-то знаем, о какой украинизации ло
1933 гола говорит враг. Он говорят 05
украинизации в, Эретенюков, Сли-
панеких, Билашей — этих заклятых врагов
Советской Украшны, этих шпиков п аген-
тов иностранных  контрразвелок. Для наб
все эти разговоры, этот лай разбитого вра-
Ta вполне понятен; Раз враг лает, значит
попали мы в точку,

Но не в этом сейчас дело.. Плохо 10, что
есть у Нас некоторые коммунисты, которые
5 вопросам украинизалии подходят He co-
всем так, как следовало бы, не по-больше-
BECTCRH..

Есть у; нас такие члены ВП(б)У, кото-
рые уже украинизировались, неплохо, а не-
которые даже очень хорошо влалеют язн-
ком, но за последнее время они стали дез-
украинизовызаться и даже перестали го-
верить по-украински, Нужно прямо оказать,
что эти люди льют воду. на мельницу вра-
га. Это— серьезное явление, на которое мы
0с0бое внимание.

5 МАРТА 1935 Г., № 63 (6309)

р

= a 1 АИС

ema 22 февраля 1935 зола.

остазаться гкажнейшей, решающей задача
борьбы за’‘высокое начество марксистсно-
ленинского  образования.

‚Третье. Это об увязке в занятиях обще-
политических. вонросов в, местным мате,
риалом данного завода, фабрики, учрежде-
ния, с житейским опытом самих слута-
телей. Дело ‘это хорошее, нужное и пря
правильной постановке весьма содействует
лучшему усвоению вопроса.

Ясно, что легче защепиться за близкое,
понятное рабочему из жизни его завода
пли ‘фабрики или из его житейского ”опыть
п отсюда уже подводить его в общеполи-
тическим, выводам, Но, к’ сожалению, \\на-
ши пропагандисты агнерируют. эту задачу,
а иные и пытаются увязывать общетоли-
тические вопросы в местным. материалом,
no это им слабо удается.

Вот: вам некоторые ‘факты, 4

Вот, например, занятие в одной из по,
литшкол завода «Ленинская кузница»,
Речь идет о забастовке как форме - клас-
совой борьбы. Нропатандиет буквально вы.
мучивает из себя фразы по учебнику, з3.
нятие проходит исключительно скучно,
Присутствовавший на занятии один» из ра-
ботников культпрона горкома задал (с раз.
решения пропагандиста) вопрос слушщате.
лям: участвовал ли кто-либо из них воть
да-нибудь в забастовке?. Оказалось, чт
среди слушателей школы имеется несколь:
ко участников крупнейшей политической
забаетовки по поводу Ленских событий и
учаетники забастовок на, этом We заводе,
Развязались языки, беседа прешла ожи-
вленно, и в заключение сделаны необхо-
димые выводы.

Или возьмите другой пример, Занятие
в одной из. политшкол завода «Большевик».
Занятие посвящено вопросам внутрипар-
тийной демократии, Как ‚раз незадолго пе-
ред тем на этом заводе еменили секретаря
нартийного комитета. Казалось бы, что для
пропатандиета исключительно блатодарный,
отправной, так сказаль, пункт. Ho on mpo-
ходит мимо этого местного факта, сухо н
нудно  пересказывает соответствующий
раздел учебника.

’Наряду. с игнорированием. местного ма-
териала и житейского опыта елушателей
мы имеем факты, когда пропагандист з3-
валивае? занятие такой кучей местных
фактов, что-никак не доберется к тем 05-
щенолитическим выводам, к которым он
должен подвести. слушателей,

Все это, товарищи, результат одного и
того же: плохо у нас налажено методиче-
ское руководетво пропатандистом;, о чем я
уже выше говорил. и
‚ Четвертое. Это 0б использования” худо-
жественной литературы B
Использоваятие художественных. 00р830 im *
отрывков в политшколах и кружках для”

иллюстрации тех или иных политических

положений и идей является сильнейшим
орудием пропатанды,

Я мог бы напомнить вам многократное
использование товарищем Сталиным обра-
зов художественной ‘литературы в’ своях
докладах и выступлениях. Вспомните хотя
бы образ учителя Беликова из. чеховского
рассказа «Человек в футляре» с его «как
бы чего не вышло», использованный това-

рищем Сталиным в заключительном слове.
на ХУТ с езде для показ» правых онпор-”

тунистов во. всей их «красе»,
Использование образов и отрывков `хуло-
жественной литературы должно быть вне-
дрено в занятия сети партийной учебы,
ибо это, во-первых, воспитывает у слуша-
телей вкус к чтению художественной лите-
ратуры, а, во-вторых, делает пропаганду
более яркой, образной, увлекательной, убе-
дительной.
Но и это дело нужно делать умеючи, к”
месту и с чувством меры, Be
Пятое. Это об усволемости слушателей,
Надо прямо сказать, что далеко ‘Не’ везде
у нае в этом отношении благополучно.
Ведь для нас, товарищи, в  конечном-т
счете важен не самый процесс обучения,
а. то, что остается в головах у слушателей,
и то, что измеряется умением человека
ориентироваться в политической обстановке
и повышением его политической  актив-
ности. ;
Вачество учебы, усвояемость во многих
школах у нае хромают, И именню на эту
сторону. дела надо нам сейчас налечь изо
всех сил,

у

За украинизацию марксистско-ленинского
образования.

А потом о выдвижении украинских кад-
pos. VY нас выросло много советеких укра-
пнекях кадров, преданных до . последней
канли крови делу, социализма, делу нашей
партии. 910 наши колхозники; эго наша
укгаинская интеллигечция. Разве мало Ux
У нах, этих новых, подлинно советских ук-
раинских кадров:

Нам нужно сейчас очень энергично го-
TOBUTL и выдвигать кадры из украинекой
советской интеллитенции, из
людей колхозов. Учить их надо, двигать
надо, это наши люли. Конечно, тут яе 6e3
разбора пужню отбирать: но смелее  гото-
ть, смелее выдвигать на ответственную
работу—и на советскую, и на партийную,

В связи со всем этим приобретает ис-
калючительное, значение вопрос 00 украини-
зации маркеиетско-ленинского образования.
Ведь поймите, товарищи, что даже. сейчае
у нас, в Амеве, украннизовано всего лить
34 проц. сети партпросвещения. Но дело
че тольво в языке. Задачи, которые стоят
сейчас перех’ нами. в области украиниза-
ции и выдвижения украинских  хадров,
требуют, чтобы наряду с повышением’ про-
цента украинизованных школ в сети пар-
тийной учезы мы внедряли в партийное 96-
учение не только украинский  #зык, 8
укратискую историю, экономику и культу-
ру, Если мы этого не сделаем, мы допустим
большую ошибку в деле  марксиетоко-ле
винекого воспитания членов партии и ком.
сомола.

Таковы, товарищи, те вопросы, которые
я считал необходимым перед вами поста’
ВИТЬ.

Достижения в этом, году мы кое-какие
имеем, Это бесспорно. Но это, повторяю,
первые шаги. Борьба за высоноквалифици-
рованного пропагандиста, за качество, за
высоное идейное содержание ‚. партийной
учебы, за унраинизацию — марксистско-ле“
нинсного образования должна сейчас стоять

з центре нашего внимания, (Б   ло
дисменты). И

пропаганде:

передовых ,

—— Oe me et ie