=
y ai
ВИ
ее
ВА
Нор
И

pores
, И!
)

5 MAPTA 1935 [., Ne 63 (6399)

ПРА

BHAA:

Районная
библиотека.

Ко дню Красной Армии  матвеево-
курганская районная библиотека ре-
шила организовать выставку книг, ос-
Бещающих прошлое и настоящёе нэ-
шей героической армии. Нужных кнаг
в библиотеке не оказалось. Заведую-
щая библиотекой т. Гончарова нашла,
однако, выход: она пошла в отделе-
-ние Книгоцентра и упросила дать ей
заимообразно десяток нужных книг`с
обязательством верчуть их в годном к
продаже виде.

В этой истории, как в капле воды,
отражается общее положение наших
районных библиотек. К началу этого
года по РСФСР насчитывалось. 1.112
районных библиотек сельского значе-
ния. 205 районов совершенно не имели
районных библиотек. В Азово-Черно-
морском крае, например, не имели би-
блиотек 22 района, в Северокавказ-
ском — 18, в Западной области — 256,
в Казакстане— 32.

Не лучше дело и с книжным
фондом библиотек. Типичная мат-
веезво-курганская районная библиотека
насчитывает 2.252 книги. Несколько
разрозненных томов Ленина, десять
книг Сталина, один томик Горъ-
кого, несколько томов старой «боль-
нюй энциклопедии», кой-какая сель-
скохозяйственная литература и беско-
нечно много устаревшей трухи. Таков
«выбор». А читатель с каждым днем
пред’являет все болыший спрос на хо-
рошую книгу.

Районная библиотека призвана об-

служивать колхозы передвижными би-

блиотеками. Делать это удовлетвори-
тельно она сегодня не в состоянии.
Можно спросить: почему же все-та-
ки т. Гончарова пошла одалживать
нужный ей десяток книг вместо того,
чтобы просто приобрести их для би-
блиотеки? Ларчик просто открывает-

ся. У библиотеки нет денег. В среднем1 щение,

` \

Отклики на с‘езд. колхозаиков.
ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ. \

Не будет преувеличением сказать, что в С’езде колхозников-ударников прини-
мапа участие вся страна. Тысячи людей с любовью и вниманием следили за его ра-

ботой по газетам, спушая радиопередачи.

Печатаемые ниже письма-откликм на

с’езд — яркие документы, в которых с безыскусной простотой рабочие, колхозники,
домашние хозяйни, командиры делятся радостью, охватившей их от сознания побед

колхозного строя, благодарностью тому, кто Een

Сталину.

+ *

РАССКАЖИТЕ, КАК ВЫ ДОБИЛИСЬ
ПОБЕДЫ

Мы, колхозники муровлянского сельсо-
вета, Московской области, прочли в газе-
те «Правда» рассказы делегатов 2-го Все-
союзного с’езла колхозников-ударников о
тех огромнейших  достаженвях, которых
лобились их колхозы за последние roc.
Мы видим, что эти колхозы сумели за ко-
ропкнй CPOs провести в жизнь указанше
товарища Сталина: сделать колхозы боль-
шевистскими, & колхозников зажиточными.

Конечно, и наши колхозы идут по пути
проведения в жизнь лозунга. товарища
Сталина: из гола в год  крепнут
и имеют новые достижения, но призчаем-
ся, чо по сравнению © келхозами имени
Сталина,  Кабарлино-Балкарекой области,
«Победой». Дмитровского района, и другими
такими побелителями мы еще сильно от-
стаем. Например, в нашем колхозе «Овет-
Ini путь» пришлось на трудодень 3 xr.
зерновых, в колхозе «Трудовик» —3,84
кг. Ha трудодень. Вот нае интересует
знать подробно, каким образом удалось по-
бедителям-колхозам добиться оплаты трудо-
дня в 42 кг. хлеба. Нельзя ли попросить
работников этих колхозов попробнее опи-
cats в газете «Правда», какая у них поч-
ва и как они ee обрабатьтвалот: ‘сколько
раз они ее вспахивают, применяют ли лу-
в какое время, какое удобрение

по РСФСР бюджет районной библиоте-1 применяют п как добатыся, чтобы навоз в

ки сельского значения в 1934`году со-
ставлял 18.000 рублей. Но сумма эта
значится только в контрольных циф-
рах Наркомпроса. Местные организа-
вии предпочитают тратить эти деньги

*

жет матвеево-курганской . библиотеки
составил... 3.328 рублей.

Вы идете в районную. библиотеку и

надеетесь попасть:в культурную обста-

новку. Не тут-то было. Вы попадаете в
сырое, полутбмное, тесное помещение.
Здесь, как. правило, ютится районная
библиотека. И хороню еще, если пре-

доставляют такое помещение. В Коль-  .

чугинском районе, Ивановской области,
районная библиотека совсем не имеет
помещения. Если же районная библио-
тека очутилась в светлом, хорошем по-
мещении, это продолжаться долго не
может. Наглядный пример дает тагиль-
ский горсовет. Помещение районной
библиотеки занято под общежитие ми-
лиции, в Чернушах помещение заняли
сод призывной пункт, в Ивделе — под
буфет.
_ Так выглядит сегодня районная би-
блиотека сельского значения. Ни нуж-
ных книг, ни достаточных средств, ни
даже сносного помещения. И вина в
этом в первую очередь руководящих
районных организаций. Нельзя найти
такой райисполком или райком, кото-
рые бы на заседании ма или
вопрос о районной би-
блиотеке. Только решительный пово-
рот внимания к библиотеке со сторо-
ны местных организаций и партийно-
го актива поможет наиболее быстро
превратить наши районные библиотехи
в сильнейший инструмент партии для
воспитания масс колхозников. С бес-
призорностью районных библиотек по-
ра покончить. -

Бор. ГАЛИН.

Р

Шхуна ушла в полдень, и Кривдун остал-
ся один ‘на берегу. Один, если не считать
«Казбека» — сильного, выносливого пса,
вожака собачьей упряжки, которую ему
оставили для фактории в Преображении. Он
долго смотрел, как удалялась от берега шху-
на, покачаяваясь на волнах. Только через
год он снова увидит ее. Он провожал ее
глазами до тех пор, пока она не слилась
с волнистой линией горизонта. Оглянув-
шись, он увидел контуры дальних сопок.
четко: вырисовывавшихся в этот ясный день.
Лучи некялимого солнца простирались блед-
но-желтой, узкой и неподвижной полосой;
было тихо, безлюлно; он свистнул. позвал
«Казбека» и пошел к ярангам, разбросан-
ным в глубине залива. В них жилн чукчи,
охотники на морского а пушного зверя. 0т-
ныне ему придется с ними иметь дело, ио-
стоянно сталкиваться, вести торговлю.

Яранг было до двух. десятков, от дому
фактории в ним было пути несколько кило-
метров. Первые недели ушля незаметно в
работе: он сортировал товары, устраивал
зимний навес, заводил первые знакомства
с чукчами. Но вскоре, едва наступила по-
лярная ночь. он почувствовал, что ему че-
го-то нехватает. Он решил лучше’ и бы-
стрей изучить язык своих соседей, но
острота внезапно охватившего его чувства
тоска и одинечества не проходила. Крив-
дун бродил вокруг фактории с винчесте-
ром, но стрелял редко. Его поражало небо,
такое несходное с его небом — голубым
и безмятежным. под которым он родился.
А злесь, темное и низкое, оно часто. и
внезапно заволакивалось густыми снежны-
ми облаками, иногда облака таяли, paccTy-
пались, и в небе метались всполохи, меняв-
шие свои очертания и цвет. Они взлетали
вверх багряными полосами и на миг, пэ-
BHCHYB в воздухе, срывались вниз, голубе-
ли, розовели и охватывали половину небо-
свола. чтобы затем, медленно растаяв, со-
всем исчезнуть.

В 1925 году демобилизованный кавале-
паст, черноволосый, рослый казак из ста-
ницы Змейской, Георгий Терентьевич Крив-
дун попал на Чукотку. Все, что он в лет-
стве читал или слышал о далеких путеше-
ствиях. ему хотелось теперь осуществить.
У него не было ясных целей, когда он про-
биралея на Север. Сульба забросила его

один год хорошо о перепрел, как прово-
дят снегозадержание и орошение (каким
способом). Какие меры еше были провеле-
ны. которые помогли добитьея такого вы-

не по назначению. Недаром.весь 610]-] COH0PO урожая, проводится ли яровизация-

ВОРОНКОВА Евдокия, СОЛОЗЬЕВ
Степан, СОЛОВЬЕВ Изан, ХОЛОДНОВ
Степан, ЛУНИНСКИЙ М.

5’: п В я

п

СЕРГЕЙ КСЕНОФОНТОВИЧ КОРОТКОВ—
/председатель колхоза имени Сталина,
Вурнарского района, Чувашской АССР,
член ЦИК Чувашской республики, де-
легат 2-го Всесоюзного с’езда колхозни-
ков-ударников,

ГЕ М,

сюда случайно, и он вовсе не был готов к
той большой и разносторонней работе, ко-
торая здесь обрушилась на него внезапно.

Это была трудная, очень трудная дая
него зима. Первая самостоятельная зимов-
ка. С тоской он разделалея, и чувство оди-
ночества прошло с того момента, когда вн
ближе, вплотную сошелся с теми, с кех
ему пришлось не. только торговать, но.даже
учить их. ‘А это было нелегкое дело по-
тому, что он сам с трудом читал и писал.
Он должен был тщательно готовиться к заня-
тням со своим первым учеником, веселым и
общительным. Ниляу, который первым из
жителей яранг пришел к нему. Вроме a3-
буки, которой он взялся обучать чукчей,
кроме лвух— трех старых брошюр, у него
еще был потрепанный без начала и конца
роман 1. Н. Толстого, некоторые, особенно
понравившнеся места которого он знал поз-
ти наизусть.

Широкоплечий парень с зеленой, крепко
в’евшейся в тело морской татуировкой —
штурвальное колесо в змея на крепких ру-
ках, лицо девушки на выпуклой груди, —
он не был подготовлен к роли учителя. Он
не был сразу готов к тому, чтобы судить,
разбирать тяжбы чукчей, налаживать со-
ветекую власть, быть  женорганизатором,
агитатором и пронаганлястом. Но он делал
это все петому, что никто другой не мог
за него делать, а, кроме того, он чуветво-
вал какую-то ответственность перел’ мате-
риком. Он был советским человеком.

..Он не сразу завоевал авторитет у чук-
чей. Долгое время они присматривались к
плечистому русскому, который шагал рас-
качиваясь, как матрос: в своих повадках,
в приемах торговли он резко отличался OT
рыжебородого высокого шведа; тот обменн-
вал порох на убитого зверя быстро и ловко,
при этом щедро угощал крепким, забираю-
щим дух спиртом. А этот, черноволосый,
действовал прямолинейно, без спирта, и ут-
вержлал, что «швел обманывал вас, пил
вашу. кровь...» ,

У чукчей были свои перекупщики, ко-
торые торговали и вели переговоры от име-
ни бедных. Русский же взял на себя за-
боту о всех охотниках и добявалея пря-
хых, открытых отношений: ты сам при-
ходи в факторию и покупай, что тебе. нуж-
но. Их поражало и восхищало, что он ве-

страну к этим победам, товарищу:

*

Я АПЛОДИРОВАЛ ЕЗДУ

Аплоднементы. Крики «ура», перехоля-
щие в овацию. Восторг и радость пролетар-.
ских сердец. Хвала 4) _po-
дине. Благодарность великой партии и лю-
бимому Сталену. Вот что я услышал, стоя
у грозкоговорителя. Только ли я один?

кажется, что в эти дни по всей зем-
ле Советского Союза пролетали невилимые
радиоволны из Кремля. И в тысячах кол-
хозных изб, в сотнях клубов и читален,
на заводах, в красноармейских казармах
люди ловили все слова, несшнеся оттуда.

Слушая по радио заседания с‘езда кол-
хозникоз, я ярко представлял себе, ках
выглядит этот ©’езд. Я видел президиум,
в котором сидели наши мудрые вожди во
тлаве с товарищем Сталиным, видел зал,
в котором сидели полтеры тысячи тучтих
люлей колхозной деревни.

Вот кончает свой доклад тов. Яковлев:
«Товаришу Сталину, верному гродолжатэ-
лю цела Ленина — колхозное ура».

Н сразу елиный гул восторга. елиный
крик, вырвавшийся из тысяч грудей.

Я тоже аплодировал ©’езлу. Аплолиро-
вал нашему Сталину за то, что тысячи
людей, и меня в том чиеле, не забыл то-
Bap Сталин, вывел из вчщеты и голода
к ратостной, светлой «xan. Я кончил
военную школу, стал красным  команди-
ром. После выпуска пошел в военную
летную школу. Исполняется моя мечта, я
скоро буду летчиком.

Курсант военной школы

И. НАЗАРОЗ.
Гор. Оренбург.

—_

РАДОСТЬ ВСЕЙ СТРАНЫ

Я внимательно следил по «Правде» за
работой 2-го с езда колхозников-ударников,
на который полторы тыкячи
знатных людей колхозного дела и своими
устами рассказали всему миру о тех чуде-
сах, которые они творили, особенно за н9-
слелние лва года.

Вто эти знатные люди, сотворививие чу-
леса на «Руси»? Это мы — бывшие батра-
ви, пастухи, кухарки, прачки. теперь:
траятористы, О BI, бригадиры,
редседатели колхозов, члены  правитель-
ства.

Меня, бывшего батрака, работавшего с
раннего возраста У кулаков Утяжского,
Корягина и других свыше 10 лет. весьма
тронуло и обрадовало, когда я читал статьи
и речи бывших батраков, пастухов, куха-
рок и т. д— тт. Танкина, Короткова, Ша-
поваловой, й и прочих ораторов
2-ю с’езда колхозников, ставших теперь
знатными людьми всего Союза.

‚ Когда; ‘эти, теперь зналнее люци, ‘были
батраками, ‘пастухами, кухарками, тогда,
они себя считали самыми несчастными
людьми. Это я mo cede знаю. Я сам видел
нужду; горе, голод и побои от хозяев, и
жизнь мне, несмотря на мой юношеский
возраст. была Torta не мила. Теперь я
стал командиром-топографом, и вот, читая
статьи знатных людей, своих бывших co-
ралеиков-балражов, вместе с ними пережи-
ваешь и свою радость в настоящей и бу-
душей жизни. и ощущаешь их
радость в победе. Бывиеие рабы стали ге-

роаями.
Командир РККА К. КИРЮЛИН.
Г. Харьков.

Е.

ликолепно знает, что нужно каждому охот-
нику. Постепенно они убеждались, что ты-
какого подвоха с его стороны нет: торгов-
ля ведется честно, человек держит себя хо-
рошо, не задирает носа кверху. Й что 0со-
бенно подняло его в их глазах, — это его
уменье метко стрелять, в море он ведет се-
бя, как настоящий охотник. Они подметили
еще одну черту в его характере: человек
этот не любит много обещать, ‘но слово его
крепкое.

Летом они оказали ему большое доверие:
взяли на’ охоту, в море. Вельбот вел Ненек,
низенький, худой старак. Он хорошо орнен-
тировалея в море, по каким-то неулови-
мым для Кривлуна признакам находил мор-
жа,— охота была удачная, и Кривлун, как
и другне охотники, бил зверя отлично. На
обратном пути вельбот окружила стая мор-
жей; один из них с ревом кинулся к шлюп-
ке и клыками ухватился за борт. Он ревел

и грозил перевернуть вельбот. Это был здо-

ровый, лоснящийся морж, рирка, как его
называли чукчи.

Кривдун заметил, что чукчи как-то
странно и внезапно притихли. Он поднял.
свой винчестер, но чукчи закричали:
не стреляй! А морж с ревом отходил от
шлюпки и с ревом набрасывалея BHOBb.
Охотники подняли весла, и только один ста-
рик говорил. Это был Ненек, седой, морщи-
нистый чукча. Он ласково, голосом покор-
ным и с большим уважением к моржу ска-
зал, что в шлюпке‘ никого нет, кроме чуд-
чей, здесь нет русских, здесь все свон.
Старик отвел клыки ревущего моржа от
борта и бережно опустил их в воду. Он дал
уйти моржу. Охотники налегли на весла
и поплыли к берегу.

— Вы его обманули, — лосадуя, что онн
упустили моржа, сказал Кривдун,—вы к
его обманули! Сказали, что здесь нет рус-
ских, а все чукчи.

Охотники засмеялись, а Ненек успоконл
его:

— Это ничего. Он не узнает, что ты
был с нами, Иорген.

Они звали его Иоргеном. Так звали ero
чукчи на всем побережье до самого Ванка-
рема. За все голы, которые он прожил иа
Чукотке, он только на пятом году побыл па
материке, чтобы оформить свое вступление.
в партию. Его не тянуло на материк. Его
перестало тянуть на поиски необычного. Эн
понял, что здесь он нужен, полезен, и, пре-
красно изучив язык чукчей, стал, для них
тем человеком, своим Иоргеном, который
олицетворял собою советекую власть, пар-
тию, подымающую людей из нищеты и не-
вежества.

ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА ШАПОВАЛО-

ВА—колхозница колхоза «Большевик»,

Калачеевского района, Воронежской об-

ласти, член ЦИК СССР, делегатка 2-го

Всесоюзного. с’езда колхознинов-удар-
ников,

О вом О О

ПРИЕМ В КОЛХОЗЫ НА ОСНОВЕ
НОВОГО УСТАВА,

ВОРОНЕЖ, 4 марта. (Корр. «Правды»).
На собрание первой бригады колхоза «Ми-
ровой Октябрь», Раненбургского района,
прашел 70-летний старик-единоличниек Ти-
хонов Иван Федорович. Они пришел нослу-
шать о новом коллектявном уставе.

— Ироме колхоза, лучшей жиз для
крестьянина не найти, примите в колхоз, —
сказал Иван Федорович. — Дальше нам,
единоличникам, разхумывать нечего. з

Тысячи единоличников Воронежекой об-
ласти, подобно Ивану Федоровичу, с кол-
хозных собраний, тде обсуждается устав,
ухолят колхезниками.

В Маячурянском, Елань-Коленовском, Рас-
сказовеком и других районах области едя-
ноличники встунают в колхозы.

В колхозе «Краеные пески», Воронцов-
ского района, за 3 месяца вступило 211
единоличников. В верхнелозовеком сельсо-
вете,. Хлевенского района, создан новый
колхоз — имени Варейкиса. ;

Елиноличники принимаются в колхозы на

основе нового устала.
М. СУХАНОВ.

В КРЫМУ СЕЮТ БУККЕРОМЬ.

В связи с опубликованием в «Правде»
от 23 февраля корреспонденции «В Крыму
сеют буккером» сообщаю: т

В первые дни в Евпаторийском, Сакском,
Симферопольском и других районах был 9б-
наружен ряд случаев сева буккером. В от-
ношении виновных приняты и принимаются
строгие меры взыскания. В Евпаторийский
район командирован член бюро обкома пар-
тии для принятия исчерпывающих мер на
месте.

Мною лично при 0б езде нескольких рай-
онов в течение трех дней не было обнару-
meno буккерного сева. Я встретил лишь
лхва случая применения буюкера на вепале-
ке; что также решительно преследуется на-
ми. В виду необычных климатических
условий, слишком раннего развертывания
массового сева обратим внимание на глуби-
ну заделки семян, чтобы предохранить по-
севы от возможного похолодания.

т «Правды»,  предостерегающий
против буккерного сева, будет нами крепко
учтен в дальнейчюм при проведении сева.

Ерьгиская партийная организащил не на
словах, a на деле борется за рекордный
урожай в 1935 году.

Секретарь Крымского обкома ВКП(б).

СЕМЕНОВ.

(Передано по телеграфу).

Когда он попал в Ванкарем, то ужас-
нулся царившей здесь бедности м отсталэ-
сти. Бушевали сильные ветры, и шхуна,
приведшая его в Ванкарем, не успела уйти:
она затонула в десяти милях от берега.
Да, отсталость здесь была отчаянная. По
тем ‘интересней было работать. К этому вре-
мени он имел опыт работы в Преображе-
нии, бухте Нровидения, заливе Кресты, мы-
се Дежнева, к тому же ему помогала же-
на. Ее звали Тынэ. У нее были короткие,
русые косы, он звал ее Катей. Она вела
работу среди молодежи, она же руководила
женской попивочной мастерской. Грамоте
‘она выучилась легко и быстро. Но год епу-
стя этого уже было мало для нее. Надо бы-
ло итти дальше, и они вдвоем ренили, что
она поедет в Ленинград, в Институт народов
Севера. Так и было елелано: весной она

уехала во Владивосток и взяла с собой
двухлетнюю дочку Тамару. 2
Тоеку по ним он заглушил работой.

Здесь ‘было еще больше дел, чем на дру-
гих факторжях: надо было вести курсы ко-
операторов, советского строительства, регу-
лярно обхолить яранги, следить за чисто-
той в них, поошрять лучших охотников, ру-
ководить кандидатской группой, учить чук-
чанок печь лепешки...

Осень принесла много неожиданного: от
охотников он узнал, что Тынэ, русоволосая
Катя, не добралась до Владивостока: ее
настигла пурга в тундре, она простудилась
и умерла. А дочка осталась у чукчей. Ou
заставил себя еще сильней, еще крепче
взяться за работу. Затем стало известно,
что мимо Ванкарема прошел  скованный
льдами «Челюскин». 13 февраля корабль,
раздавленный льдами, пошел ко дну. Крив-
дун узнал 06 этом 19-го. Волу же ночь в
фактории при свете  двадпатилинейной
керосиновой лампы маленькая ячейка во
главе с Иоргеном обсуждала гибель кораб-
ля и судьбу высалившихся на лед людей.

На долю Кривдуна выпало следующее:
закупить у чукчей сто оленей на мясо для
челюскинцев. Это была тяжелая задача, по-
таму что чукчи отказывались продавать жи-
вых оленей ‘). Вместе с пограничником Не-
больсиным и несколькими чукчами он ушел
в тундру добываль оленей. Шли на юго-
восток, по реке, по сопкам и к вечелу вто:
рого дня у замерзшей узкой речонки увиде-
ли вдали стойбище. Молодой, веселый Роль-
тен вдруг замолчал, загрустил. Иорген вни-
мательно посмотрел ему в лино. «Что с т0-

1) Это связано у них с суеверием, что
продажа живых оленей повлечет за со-
бой массовый падеж оленей, навлечет на
чукчей бесчисленные бедствия.

e +

За четыре года—с 1930 по 1934 —
тяжелая промышленноеть дала транспорту
85 тыс. товарных вагонов. В 1935 году
намечено построить 80 тыс. товарных
вагонов. Это почти столько же, сколько
за 4 предыдущих года, вместе взятых, и
без малого в три раза больше прошлогод-
него выпуска. Ясное дело, что выполне-
ние такой программы требует мобилизации
всех CHI тяжелой промышленности и
дружной совместной. работы ряда отраслей
хозяйства. Ясно также, что товарное ваго-
ностроение “B этом году является таким
участком хозяйства, который заслуживает
совершенно исключительного, ни Ha ми-
нуту не ослабевающего внимания.

Борьба за программу товарного вагоно-
строения началась весьма вяло. Январ-
ский план выполнен только на 57 прон.
Вместо решающего шага вперед вагоно-
строительная промышленность в январе
осталась на позициях января 1934 года.
Тогда было построено 1.528 вагонов,
& теперь — 1.535. Это — совершенно не-
терпимое топтание на месте.

Февраль принес первую победу. Месяч-
ный план по товарным вагонам для НАПО
выполнен на 109.3 проц.

3a два прошедших месяца,‘ по предва-
рительным данным, изготовлено 6.673 то-
варных вагона (в двухосном исчислении),
из них для железнодорожного транспорта—
6.080 вагонов.

В феврале лостигнут значительный
прирост выпуска вагонов в сравнении с
прошлым годом — на 42,6 upon. Ho из
приведенных  сопоставлений совершенно
ясно, что прирост всё же еще недостато-
чен. Интересы выполнения годовой про-
граммы требуют движения вперед гораздо
более крунным шагом. Ведь для выполне-
ния программы в этом году надо почти
утроить темпы выпуска продукции по
сравнению с прошлым годом.

Февральский план выполнен. Это хоро-
шо! Но при оценке февральского успеха
нельзя забъывать одного весьма существен-
ного обстоятельства, которое может иметь
решающие последствия в марте.

Большинетво заводов  вагоностроения
приетупило к выполнению февральской

КОРОТКО О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИТОГАХ.

Вагоностроение в феврале.

программы с богатым заделом деталей.
Поздняя и. некомплектная поставка метал
ла, металлических изделий и леса в ян-
варе привела к срыву месячной програм-
мы, но все же позволила заводам создать
занасы деталей. Таким образом, значи-
тельная часть январской работы заводов
фактически была реализована в виде гото-
вой продукции в феврале. Это относится
к большинству заводов, которые выпол-
нили план в январе лишь на 50—60
проп., перевыполнив его в феврале на
40—50 проц.

Теперь мартовскую программу эти 3a-
воды начинают почти без задела деталей.
А ведь мартовская программа больше фев-
ральской. Поэтому необходимо с первых
же дней мобилизовать все звенья заводов
на образование нормального задела дета-
лей, обеспечивающего бесперебойную рабо-
ту каждого цеха. Иначе февральский успех
может смениться новы: прорывом в марте.

В этом году для выполнения программы
вагоностроення был привлечен ряд заво-
дов. ранее вагонов не производивших,
в том числе «Ростовоельмали», харьковевяй
«Серп и молот» и другие заводы сельско-
хозяйственного машиностроения. Qua да-
дут значительную часть всей программы.
Пова-что эти. заводы лишь готовятся к 0с-
воению нового для них ‘вида производетва.
И эту подготовку нельзя признать удовле-
творительной. Им нужна большая помощь,

В феврале снабжение вагоностроитель-
ных заводов значительно улучшилось.
Однако и здесь попрежнему наблюдается
ряд совершенно нетернимых фактов. Вот;
к примеру, на «Красном Профинтерне»
лежат 300 изготовяенных ваг-нов без
осей. Ночти 50 прон. получаемой е Вуз=
нецкого и Макеевсхого металлургических
заводов осевой заготовки — брак. Разу-
меется, такое выполнение заказов совер
шенно нетерпимо.

Из крупных заводов февральский план ~

не выполнили: «Красное Сормово», «Ёрас-
ный  Ирофинтерн», завод им. Марти и
харьковский «Серп и молот».

В марте ‚нужно работать значительно

лучше.
Я. МУШПЕРТ.

СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО ПАРТАКТИВА,

3 марта во Дворце им. Урицкого состоя-
лось собрание ленинградского партийного
актива. Появление в президиуме тт. Жаа-
Hosa, Чудова, Угарова и заведующего
Сельскохозяйственным отделом ЦК ВЬП(б)
тов. Яковлева было’ встречено продолжи-
тельными аплодисментами.

Собрание заслушало доклад тов. Яковле-
ва о втором Всесоюзном с`езде колхознико»-
ударников.

Докладчик подробно “остановился на
уставе, принятом с’ездом:

— Выработанный под непосредственным
руководством вождя нашей партии това-
рища Сталина новый Примерный устав
сельскохозяйственной артели является бое-
вой программой борьбы колхозных масс за
превращение колхозов в большевистские,
программой борьбы за зажиточную жизнь
na BCeX - KOTXOSHUKOB..

—= (Самое замечательное на с’езде—это
люди, выступавиие на нем, люди, которых
воспитал колхозный строй и для которых
нет больше жизни вне колхоза.

В прениях по докладу выетупали тт. Мо-
розов, Подрезов, Вериссз, Филиппов, Бобре-
нек, Васильев, Геликман, Вдозин и Позерн,
отметившие огромное историческое значение
работ с’езда и принятого с’ездом нового
римерного устава сельскохозяйственной
артели — сталинского устава колхозной
жизни.

Собрание актива одобрило решение 08-
ластного комитета ВКП(б) о посылке 309
руководящих работников города Ленина
в районы области для раз’ясвения колхоз.
никам нового Примерного устава сельскохэ-
зяйственной артели.

Новая. образновая больница в Куйбышеве.

КУЙБЫШЕВ, 4 марта. (Корр. «Прав-
ды»). В Куйбышеве закончилось строи-
тельство первой очереди клинической боль-

ницы-—настоящего дворца народного здра-

вия. 28 февраля состоялось ` открытие
больницы и начался прием больных
в нервно-терапевтическое ‘отделение.

В выеоких, сверкающих чистотой кори-
дорах, палатах и кабинетах масса воздуха
и света. На окнах, на столиках, в нишах
стен — цветы и зелень. Совершенно нет
специфической больничной обстановки.

себя знать. Но день прощанья пришел. В *

бой?» — спросил он по-чукотеки. Рольтен
молчал, отворачивался. «Что с тобой, го-
вори». Он, наконец, рассказал, что богатый
Цинетыгин:. грозился: у тебя, Рольтен, ку-
хлянка сейчас белая, в тундре она будет
красная, в крови... Рольтен говорил нехотя,
тихо, точно стыдился своего страха.
Иорген оставил Рольтена и пересел на
другие нарты, к Ярагу. °
Они подошли совеем близко к стойбищу,
но никто не выходил их встречать: Иорген

тронул за плечо Ярага: «Поехали». Но
Яраг покачал головой, просто сказал:
«Йорген, у меня дети». «И у меня есть

дочка, — улыбнулея Иорген, — ее зовут
Тамара. Ты веришь мне?» Яраг молча по-
тнал собачью упряжку. Никто не выхохил
им навстречу. Иорген знал, что за ними
следят, и тернеливо ждал, не выражая ни-
какого беспокойстра. Он оказался прав: из
одной яранги вышла старуха, она долго
вематривалась в Иоргена, затем удивленно
сказала: rg Hecate

— Амын, тури пакиргин? Ах, ты при-
ехал?

— Hn, za, — подтвердил Иорген и ша-
гнул. в ярангу.

Векоре пришли все чукчи этого стойби-
ща’ Иорген позвал Рольтена, показал на
него чукчам и сказал: «Богатый Пине-
тыгин грозилея, что вы убьете его. Правда
это?» Они закричали, негодуя: «Неправ-
да, ложь!» «Но чего ты хочешь?» — в
свою очередь они спросили его.

— Оленье мясо для людей с погибшего
корабля.

Он говорил с ними от имени партии,
итаб которой в Москве, он говорил от име-
ни Ленина и Сталина, от имени большеви-
ков, которые взвалили на свои плечи
большую заботу: вывести всех бедных лю-
дей на вольную, счастливую дорогу. Чукчи
слушали, не перебивая. Затем поднялись
и ушли, оставив его одного в яранге. Oa
терпеливо ждал. Вечером они позвали его
и сказали:

— Мы тебе верим, Иорген.

Он поехал дальше, в тундру, в другие
стойбища, они же сами погнали оленей в
Ванкарем.

Челюскинцы и летчики внесли в ровную,
небогатую событиями жизнь маленького се-
ления бодрую, оживленную струю—ощуще-
ние Москвы. В конце лета Кривдун получил
отпуск на материк. Это совпадало с деся-
тилетием его работы на Чукотке. Было так
много велких дел (предстоял выпускной эк-
замен курсов советского актива, надо было
привести в порядок дела фактории), что
мысль 0б от’езде не беспокоила, не давала

Это скорее первоклассный дом отдыха, чем
больница. № услугам больных книги, га-
зеты, радио, шахматы и шашки. Врачеб-
ные кабинеты оборудованы по последнему
слову медининской науки.

Больница имеет свои теплицы, оранже-
рею, фруктовый сад и больное пригород-
ное хозяйство, овощами которого она
обеспечена до нового урожая. С весны на-
чнется строительство  гинекологического,
нервного, детокого, второго терапевтиче-
ского и других отделений.

акгусте он сдал факторию своему заместите-
лю, в последний раз обошел яранги, прощал-
ся с чукчами и взошел на пароход. Отошли
они в полдень. Он стоял на верхней палубе,
крепко ухватившись руками за перила. Бе-
рег поплыл куда-то в сторону. Ему что-то
кричали собравшиеся на берегу охотники;
маленький, проворный Еттувье стоял по-
одаль от других и выстрелами в небо про=
щалея с Иоргеном.

Здоровый, крепкий человек, но в эту ми-
нуту его вдруг придавило тоской, он даже
пожалел, что уезжает в отпуск,—так при-
вязалея он к людям этих пустынных и су-
ровых мест. Берег скрылся, они вышли в
открытое море. Он еще долго стоял один на
палубе, пристально всматриваясь в едва
видимые очертания сопок.

Дочку, трехлетнюю Тамару, он забрал из
чукотской яранги на мысе Дежнева и и-
ехал дальше к Владивостоку.

..Москва несколько  оглушила его. Он
бродил по ев шумным улицам, охваченный
жаждой познать все, что изменилось. здесь
за те десять лет, которые он провел на Чу-
котке. Выносливый и крепкий, он уставал
от обилия впечатлений, от того, что его за-
ставляли подробно на бумаге отчитаться 3%
Bee годы работы. Он уставал настолько, что
порою забывал о Ванкареме, о близких ему
людях. Однажды он пошел в Большой театр.
Шла опера. Любовная история шута, кото-
рую разыгрывали на сцене, тронула его, и
он сидел, не шевелясь. Когда же оркестр
десятками разнообразных инструментов,
бесчисленными звуками, то нежными, т9
грозными, вдруг обрушился на зал, Иривдуи
привстал со своего места. На него зашика-
ли, и он покорно опустился в кресло, но ся-
лел с трудом, явно принуждая себя. Это
было свыше его сил слушать спокойно та-
кую. величественную, потрясающую музы-
ку. Иорген полузакрыл глаза и увидел себя
в тундре: ровным, быстрым шагом бежали
собаки, Узкие нарты легко ‹ скользили п9”
хруетящему безбрежному снегу, ветер бил в
лицо. (Там, вспоминал он, там, в Ванкаре-
ме, тоже пели, но какая это жалкая музы-
ка по сравнению с этой: низкие гортанные
звуки, подражание морским птицам, зве-
рям...

А в Ванкареме сейчас бушуют рез-
кне ветры; они разгоняют облака в небе,
обнажают зеленые звезды; в факторет при
свете керосиновых ламп идут занятия на
курсах ликбеза. Он не сказал, но твердо
решил про себя: ладно, меньше’ чем че-
пез год я вернусь туда. Не позже. Севернее

анкарема, на мыс Отто Шмидта.