11 МАРТА 1935 Г., № 69 (6315)

ПРАВДА.

ГОВОРИТ
РАДИО-
ЛЮБИТЕЛЬ...

себе хороший многоламповый радио-
приемник. Желание скромное, но вме-

газинах ‚«Главэспрома» (Главное уп-
ленности), ни в других магазинах нель-

трансформаторов и др.

С радиолампами особенно неблаго-
получно. Лампы являются важнейшим
элементом приемника, однако их про-
изводство — самый отсталый участок
работы вакуумной промышленности. В
Англии, например, выпускается 630 ра-
диоламп различных наименований. На-
ша вакуумная промышленность в этом
году будет выпускать около 70 типов
радиоламп. Подавляющая часть из них
ни в коей мере не удовлетворяет со-
временных требований.

‚Итак, ‘радиолюбителя. постигла не-
удача. Ни ламп; ни деталей достать
почти невозможно. Он репил приоб-
рести готовый радиоприемник. Резуль-
таты и в этом случае будут малорадо-
стные. В магазинах можно достать де-
текторный приемник с наушниками
или ламтювый с чрезвычайно ограни-
т ченной чувствительностью и избира-

М тельностью. Такие приемники теперь
  редко кого удовлетворяют. Требуются
хорошие многоламповые приемники с

и репродукторами, которые бы давали
щи Чистый звук, хорошую  чувствитель-
муз НОСТЬ и`прекрасную отстройку. В Амг-
ива рике выпускается 201 тип приемников,

из них 183 типа — супергетероиды
и (многоламповый приемник с большой
18 чувствительностью и избирательно-
и стью). Возвратившаяся недавно ‘в
о СССР. комиссия Наркомсвязи сообщает
м интересные сведения о радиотехнике
rim) 8 Америке. Там есть приемники, . ко-

торые автоматически настраиваются
на одну из восьми станций по вашему
  желанию. Приемники обладают пре-

красным звуком, компактны по габа-
ритам, имеют красивый внешний вид.

Нашими современными приемниками
«Главэспром» считает «ЭЧС-3» и
«ЭКЛ-34». По меткому выражению од-
ного из руководящих работников ра-
диофронта, эти массовые приемники
  похожи на последние заграничные 00б-
  разцы так же, как «автомобиль

«форд» выпуска 1928 года на автомо-

биль «бьюик» выпуска 1935 года». Од-
. но только внешнее оформление прием-
ников показывает, насколько бедна
инициатива у руководителей радиопро-
мышленности. Приемники громоздки,
некрасивы, репродуктор расположен
отдельно от приемника. Не прельщает
и цена. Хуже всего то, что даже такие
приёмники трудно’ обнаружить в про-
даже, ибо выпуск их ни в какой степе-
ни не удовлетворяет возросшего ‘за по-
следние годы апроса. В прошлом году
было выпущено лишь 41,000 ламповых
и 10.000 детекторных приемников.
  Это — капля в море.

Количество «радиоточек» на тысячу
жителей по Союзу снизилось с 5,2 в
1931 году до 3,6 к 1 января 1935 го-
да. Это исключительно по причине не-
хватки радиоаппаратуры. И это в то
время, когда мы строим мощные радио-
станции. Позорные цифры говорят са-
ми за себя. Руководство радио: ыш-
ленности показывает всю свою безру-
кость и безынициативность.

р (1

«

и

Нефть является общепризнанным факто-
ром мировой политики. В борьбе за «чер-
ное золото», находящее широчайшее при-
менение в промышленности, питающее ма-
шинвые отделения военных‘ кораблей, мо-
торы самолетов и танков, сталкиваются
интересы главных действующих сил капи-
талистического мира. Его руководящие дея-
тели полностью учли уроки мировой войны.

Из главных участников войны Англия
полнее всех предусмотрела роль нефти в
современной войне: она заблаговременно пе-
ревела 45 проц. военных ‘судов на жидкое
топливо, обеспечив им соответствующую
питательную базу в лице «Англо-персид-
ской компании». 56 проц. акций последней
‚ было сосредоточено непосредственно в ру-
ках британского адмиралтейства.

Франция же в ходе войны остро почув-
ствовала недостаток нефти. №-началу воев-
ных действий ее армия обладала лишь 110
грузовиками, 60 тракторами и 13% само-
летами: в. 1918 г. французская армия рас-
полагала уже 70 тыс. грузовиков и 12
тыс. самолетов, а английские и америкав-
ские войска бросили на Занадный фронт
105 тыс. грузовиков и 4 тыс. самолетов.
В разгаре боевых операций расход горючего
на Западном фронте достигал 12 тыс. бар-
релей *) в день. Эта цифра превзошла все
ожидания. В результате Клемансо был. вы-
нужден обратиться с телеграммой лично в
президенту Вильсону, настаивая на немед-
ленном использовании, в целях снабжения
союзников нефтью, американских нефтена-
ливных судов общей емкостью в 100 тыс.
тонн. о
Oh «Eom воюзники не хотят проиграть воя-
0 ну, — писал Клемансо, — надо, чтобы в
момент решительного германского удара
сражающаяся Франция обладала жидкостью,
необхолимой ей в грядущих боях в такой
же степени, как кровь».

Могущественная американская компания
®Стандарт ойль» пошла навстречу настоя-
ee
и  ‹ 1) Баррель-=136 килограммов:

Предположим, вы решили построить

сте с тем и немного фантастичное. Все
попытки достать требующиеся детали
окончатся полным провалом. Ни в ма-
равление электрослаботочной промыш-

зя достать проводника, конденсаторов,

+

Идея соединения Каспийского и Черного
морей издавна привлекала внимание уче-
ных. Не однажды на протяжении послел-
них 175 лет наиболее дальновидные прех-
ставители науки и техники возвращались
к ней. Но проекты и предложения о саеди-
нении морей умирали в недрах царских ве-
TOMCTB.

За осуществление этой идеи взялись
большевики. Соединение Каспийского и Чер-
ного морей перестало быть только идеей:
Манычский канал строится.

Трасса (путь) Манычекого капала тако-
Ba: она начинается морским каналом по дну
Таганрогекого залива Азовского моря и идет
рвёрх по Дону до устья реки Западный
Маныч. Далее по реке Зап. Маныч до
впадения в нее реки Калаус. Отсюда по
руслу Восточного Маныча и далее через
Калмыцкую степь с выходом в Каспийсков
море у Березякской косы.

Длина Манычского канала—620 кило-
метров.

Во второй пятилетке намечено закончить
так называемый речной путь канала. от
Дона по Западному Манычу до села Див-
ного, протяжением в 350 километров. На
этом участке канала строятся три плоти-
ны, подымающие уровень воды Западного
Маныча и лиманов и делающие эту часть
канала судоходной.,

Каково  народнохозяйственное значение
Манычского канала?

Ве-первых, канал даст прямой выход
бакинской нефти в юго-западную часть Са-
ветского Союза, к Черному морю и отсюда
за границу. Канал явится кратчайшим пу-
тем для вывоза зерновой. и животноводче-
ской продукции Вазакстана и Средней
Азии. Манычский канал свяжет новыми
путями СОСР с Ираном (Персия).

Во-вторых, Манычсекий канал окажет
огромное влияние на сельское хозяйство
Азово-Черноморского края и Северного Каз-
ваза. Канал даст возможность оросить свы-

Манычский канал.

(От азово-черноморского корреспондента «Правды»).

ше 2 млн тектарюв калмыцких и сальских
степей. От устья Западного Маныча до ¢e-
ла Дивного эта площадь обводнёния COCTa-
вит около 450 тысяч гектаров.

В-третьих, Манычекий канал создаст H0-
вые районы промышленного рыболовства.
Как известно, Западный Маныч летом в
ряде мест высыхает совершенно, образуя
огромные горько-соленые лиманы. Рыболов-
ство в этих местах производится только в
периоды весенних разливов.

В результате же проведения канала 00-
разуются два мощных водохранилища. Одно
создается плотиной у хутора Веселого, ®в
размере 32.500 гектаров. Другое-—плюти-
ной у станицы Пролетарской, перекрываю-
щей весь большой Манычский лиман (03¢-
ро Гудило), размером в 105 тысяч текта-
ров. Водохранилища, образуемые каналом,
в полтора раза превышают, например, пло-
щадь озера Ильмень (90 тысяч гектаров).

Таковы перспективы рыболовства Tp
окончании только речной части канала.
по окончании всего морского пути площаль
зеркала манычеких водоемов. достигнет
250 тыс. тектаров, а ежегодный улов ры-
бы составит 150 тысяч центнеров.

Недавно закончившаяся азово-черномор-
ская краввая геологическая конференция 6
участием академика Губкина подвела итогя
разведывательных работ в Кадмыцких и
Сальских степях. В Калмыцких степях 0б-
наружены богатые месторождения нефти.
В Сальских степях— большие залежи угля.
Манычекий канал вызовет и ускорит обра-
зование новых районов нефти и угля.

Сейчас ведутся работы наз протяжении
так называемого речного пути канала — от
устья Западного Маныча до села Дивного-
У хутора Веселого возведена. земляная пло-
тина длиной в 6,5 `нилометра и присту-
плено к постройке шлюза. У Новоманыч-
ского сделана земляная дамба в 1.350 мо-
тров как временное сооружение для под емь

BOABI.
А. КОЗЛОВ.

ДОРОГА К ОЗЕРУ РИЦА.

СУХУМ, 10 марта. (Корр. «Правды»).
Начало строительство” живописной дороги
от реки Бзыбь (Гагринекий район) вдоль
Бзыбьского ущелья, мимо реки Геги и да-
лее по ущелью Юншари к высокогорному
озеру Рица. Дорога протяжением в 42 ки-
лометра будет проложена на высоте от 300
до 1.400 метров над уровнем моря.

Cano озеро находится на высоте 860
метров в исключительно красивой местно-
сти. Озеро изобилует фарелью. На берегу
Рицы и в 13 километрах от него, в долине
реки Уалхара, находится ряд минеральных
источников, по типу приближающихся
Copmomy и виши.

Oo O oO

С точностью тысячной
ДОЛИ ПРОЦЕНТА.

ЛЕНИНГРАД, 10 марта. (Корр. «Прав-
ды»). Бригада научных работников радио-
химической лаборатории Центрального Ha-
учно-исследовательского геологоразведочно-
го института построила первый советский
полярограф — нрибор для производства
точнейших химических анализов. Поляро-
граф обнаруживает содержание свинца, ме-
ди и других металлов в горных породах
даже в тех случаях, когда количество ме-
талла составляет всего лишь одну тысяч-
ную процента.

Институт приступает к серийному произ-
водетву нового прибора.

С Oo

п

На Ашхабадском конном заводе разводится ценнейшая ахал-текинсная порода
лошадей, спавящихся своей быстроходностью. На снимке: лошади на горном

пастбище.

=
АН
АЯ

Б. ИЗАКОВ.

НЕФТЬ И ПОЛИТИКА: -°

ниям Влемансо, и потоки нефти потекли на
Западный фронт.

В ином положении оказалась окруженная
блокадой Германия. Не приняв в расчет ва-
рианта длительной, затяжной войны, ее
генеральный штаб очутился перед фактом
острого недостатка жихкого топлива. В ре-
зультате — во время войны в Германии не
только было сведено почти к. нулю потреб-
ление нефтепродуктов населением в тылу,
но пришлось ввести жесточайшие ограни-
чения и на фронте: так, использование
грузовиков допускалось в армии только в
момент решающих столкновений, а авиа-
ция была вынуждена работать на второ-
сортном продукте — бензоле. Нефть стала
путеводной звездой для германского гене-
рального штаба. Г

«Поскольку Австрия не могла снабжать
нас достаточным количеством нефти —пи-
сал Люденлорф в своих мемуарах, — и по-
скольку все наши попытки увеличить про=
дукцию нефти оказались недостаточными,
румынская нефть приобретала для нас ре-
шающее значение, Но даже” после. захвата
румынской нефти вопрос о нефтяных нпо-
ставках продолжал оставаться очень серьез-
ным и причинял нам большие трудности
неё только для ведения войны, но и для
жизни страны. В 1918 году нефтяные ме-
сторождения Кавказа открыли перед нами
более благоприятные перспективы».

Перспективы по части кавказской неф-
ти оказались для германских генералов ме-
нее благоприятными, чем они выглядели на
первый взгляд. Им удалось только поню-
хать ее запах. Но этот заманчивый запах,
повидимому, запомнился им надолго.

* oe *

Готовясь к «реваншу», германские им-
периалисты во всю ширь поставили перед
собой вопросе о енабжении нефтью, значе-
ние которой для ведения военных действий
тем временем еще больше возросло. Правда,
внутри самой Германии концерн: «Й. Г.
фарбениндустри» ‘наладил массовое произ-
водство синтетического газолина (в част-

Фото Е. Микулиной.

ности на заводах «Леуна-верке»). Но этого
явно недостаточно для широких планов
германских империалистов; в поисках в03-
можных источников снабжения нефтью. их
взоры устремились за’ рубеж и встретились
там со смятенными взорами сзра Генри Де-
тердинга — главы могущественной англий-
ской нефтяной компании «Роял дэч шэлл»,
одного-из крупнейших вдохновителей анти-
советского лагеря за рубежом.

Детерлинг установил контакт с наиболее
агрессивной частью германской буржуа-
зии и притом с той ее частью, которая
исповедывала в области внешней политики
«стремление Ha Bocrok»,—c национал-с0-
циалистами. Заодно с шведским аферистом
Крейгером‚ британский’ нефтяной магнат
стал щедро финансировать национал-социз-
листекое движение. В благодарность господа
Розенберги всячески подкрапивали по его
вкусу внешнеполитичеекую программу ге-
уханского фаттизма. В recom сотрудниче-
стве Розенбергов с британекой нефтью —
корни тех поблажек, которые основополож-
ники «расовой теории» предоставляют бри-
танокой нации в кругу прочих. «неполно-
ценных» народов.

По мере того как терманский фашизм
развертывает подготовку к новой войне,
явственню растут его деловые связи с OPH-
танской нефтью. При посещении Детерхин-
том Германии в конце 1934 тода ив one.
рале 1935 г. он обсужлал с Гитлером, Шах-
том,’ Герингом и ‘другими’ ‘руковолителязмия
фашистской Германии. вопрос - о предоста-
влении последней «нефтяного. займа». › В
нынешней обстановке, котда германскому
фаптизму крайне необходимы капиталы На
выполнение огромной военной программы,
«нефтяной заем» явно носил бы характер
военного займа. Более того; Детердине до-
говаривается с фапистоким правительством
00 установке нефтяных колонок и цистерн
вдоль новостроящихся автомобильных до-
рог, имеющих непосредственное стратегиче-
ское значение для переброски войсковых
частей на восток и запад.

ето спиной стоят влиятельные крути бри-

0 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯХ
Й ХИЩЕНИЯХ МЕТИЗОВ
В МОСКОВСКОМ ОТДЕЛЕНИЕ
МЕТИЗСБЫТА.

(Постановлевие Бюро Комиссии
Советского Контроля).

Провергой, произведенной группой Парт-
совконтроля пря МЕ ВАП(б) и Комиссией
Совотского Контроля при СН ОССВ уста-
новлено, что‘в Московском отделении Ме-
тизебыта имели место злоупотребления и
хитенил метизов, & также неправильное
их ‘ Пубпределение:

а} складское хозяйство Московского от-
деления Метизебыта находилось в престун-
но-бесхозяйственном состоянии: все весы
при проверке оказались неверными, ‘потре-
бителн систематически ‘обветивались. Си-
стематическое хищейие метизов прикрыва-
лось фиктивными актами о недостаче ме-
тизов при приемке.

В результате на 1 января 1935 г. на
складе Московского отделения Метизебыта
оказалась недостача: 39 тонн гвоздей, 2,5
тонны подковных гвоздей, 16 тонн элек-

тродной и электросварочной проволоки,
33 тонн болтов, 2,5 тонны посуды
ит Ле 7 ;

6) распределение метизов производилось
с большим опозданием (планы сбыта соста-
влялись ‘По истечении квартала) и не в
соответствии с выделенными. потребителям
фондами. Пой

Комиссия Советского Контроля“ считает,
что все эти злоупотребления и хищения
явились следствием бездеятельности.и при-
тупления классовой блительности .с0 сто-
роны управляющего Московским › отделе-
пием Метизсбыта Неналтовского, ‘а также
совершенно неудовлетворительного  руко-
BOACTBA отделением со стороны Всесоюзной
конторы Метизебыта,.

Бюро Комиссии Советского Контроля
постановляет:

Дело о злоупотреблениях и хищениях
на складе Московского отделения Метиз-
сбыта передать прокурору СССР т. Вышин-
скому для немедленного расследования и
привлечения всех виновных к судебной
ответственности, в том числе и управляю-
mero Московским отделением Метизебыта,
т. Неналтовекого.

Зам. Председателя Комиссии
Советского Ночтооля АНТИПОВ. -

Секретарь Бюро Комиссии
Советского Контроля МАНФРЕД.

о.

Богатства
Нагольного Кряжа.

СТАЛИНО, 10 марта. (Корр. «Правды»).
В Есауловском участке Нагольного Кряжа
в шурфе № 8 найдена на глубине 22 ме-
тров мощная кварцево-карбонатная жила,
насыщенная серебряно-сурмяной рудой. В
беседе в корреспондентом «Правды» дирек-
тор и главный инженер треста: «Донбасспо-
лиметаля» в Нагольном Кряже тов. Доро-
феев сообщил: т

— В архивах Глебовской компании, кото-.
рая до революции владела Нагольным Ёря-
жем, материалы, относящиеся к 1892 году,
подтвержденные экснертизами проф. Менде-
леева, акад. Чернышева, Ковалевского и
других ученых, определяли минимальный
запас месторождений (свинца, цинка и 3е-
ребра) в 2.670 тыс. пудов. Однако эта
цифра относилась к двум небольшим уча-
сткам, принадлежавшим Глебову. Сейчас
работы ведутся по всему Нагольному Кря-
жу на площади свыше 1.500 кв. киложет-
ров.

— Открытие мощной  свребряной жи-
лы, — сказал т. Дорофеев, — говорит о
колоссальных богатствах, которые скрыты в
Натольном Вряже. ;

Разведочные работы форсирутются. С на-
ступлением теплой погоды будет пущена
бегунная фабрика. К’ сожалению, темпы
работы в значительной степени задержива-
ются Главцветметаллом, не отпускающим
Нагольному Кряжу необходимых средств и
механизков. Рабочие Нагольного Кряжа в
течение двух с половиной месяцев не по-
лучают заработной платы.

сы
ЕЕ

Но сэра Генри отяюдь нельзя рассматри-
вать как некую абстраклную категорию:
его связи с правящими сферами Англии

“достаточно широки и прочны, чтобы можно

было с полным правом утверждать,’ что’ 3%

танекого империализма. Именно при по-
средстве сэра Генри эти круги считают для
себя наиболее удобным! оболрять. германский
фашизм на военные авантюры в Восточной
Европе. В этом свете становится особенно
понятной более чем лвусмысленная позиция
Англии в вопросе о восточном пакте взаим-
ней поддержки.

В интересах своих воинственных анти-
советских планов «Роял дэч шэлл» разви-
вает интенсивнейшую международную дея-
тельность. Можно утверждать, что редкая
антисоветская провокация обходится без
участия агентов сэра Генри.

В февральском номере парижского жур-
нала «Ревю мондиаль» Даниэль Перрей
бросает Детердингу обвинение в том, что
он раздувал антисоветскую кампанию во
французской печати с целью. «спутать кар-
ты» всякий раз, когда намечалиюь ковжрет-
ные шаги в направлении франкю-советекого
сближения; Перрей открыто. обвиняет, прес-
су печальной памяти фабрикалга духов
Коти в. поддержке детердинтовских кампа-

Изданная в Нью-Йорке в конце. 1934 ro-
да книга американского публициста Хэнин-
тена «Секретная война» содержит людо-
пытные разоблачения о посещении Детер-
дингом Соединенных Штатов осенью. 1934
года.

«Не случайно — пишет Хэнинген,—сам
сэр Генри посетил нашу страну в. конце
августа 1934 г., как раз в момент, когда
переговоры с СССР, казалось, сдвинулись
с мертвой точки. Он утверждал, что прибыл
для обычной беседы со своим «лобрым дру-
гом» Уолтером Тигль (председатель могуще-
ственной «Стандарт ойль компани»). Он по-
сетил Тигля, но затем отправилея в Ва-
шингтон, где завтракал е Рузвельтом. До-
статочно провокационное зрелище: старею-
щий нефтяной Наполеон, ожесточенный враг
Советов, находится в Вашингтоне в. момент,
когда посол Трояновский пытается догово-
риться с государственным департаментом
{министерство иностранных дел)!..»
` «Будут ли бесконечно препятствовать всей
системе  русско-американской . торговли и

ИВАНЫЧ, НЕ ПОМНЯЩИЙ
РОДСТВА.

1 марта «Правда» напечелала заметку
«0б одной злополучной цитате». Речь шла
о том, что в «Известиях ЦИК OCCP a
ВЦИК» была помещена статья 3. Гинзбург
«Отцы и дети» и к ней дан эпиграф:
«Революция не революция, если она не
проявляет величайшего внимания в де-
тям». Этот эпиграф, как читатель «Прав-
ды» уже знает, ошибочно приписываяся
«Известиями» Ленину.

Заметка «Правды» ‘  преследовала лишь
нравоучительные цели: побудить редакции
наптих газет добросовестно цитировать.

Редакция «Известий», вместо того, что-
бы по-большевистски исправить ошибку ч
извиниться перед своими читателями, на-
пенатала извинение автора статьи... перед
редакцией «Известий». Вют его текст:

«Приношу редакции «Известий» из-
винение з& то, что в моей статье «0т-
цы и дети», напечатанной в номере от
21 февраля, я привела непроверенную
цитату и тем самым ввела в заблужде-

ние редакцию.
у 3. Гинзбург».

Этими самым «Известия» публично как
бы сняли с себя ответственнюсть за печа-
тавмый в газете материал.

‘ Но уязвленное самолюбие не давало по-
коя редактору «Известий». И тут на по-
мощь подоспел некий «Старый пионер»,
подсказавший ему, что эта же цитата напе-
чатана была шесть лет тому назад в, «Прав-
де». Обрадованный редактор не полюбопыт-
ствовал даже, о каком номере «Правды»
идет речь и что там напечатано, и бухнул

во вчерашнем номере «Известий» статей-
ку: «Еще pas 0б одной злополучной цита-
те». Теперь уже «Известия» признали хо-
пущенную ими ошибку, надеясь  как-ни-
будь разделить ответственность 3a нее с
«Иравдой». :

Если бы почтенная редакция заглянула
в номер «Правды» от 30 июня 1929 го-
да, на который «Известия» ссылаются, то
она была бы мало обрадована. Во-первых,
цитата, приведенная тогда в «Правде», яв-
но отличается от того, что рекламирова-
лось эпиграфом к статье 3. Гинзбург. Ho
нынешний редактор «Известий» был бы
еще более омрачен, если ‘он посмотрел бы,
что напечатано под пресловутой цитатой
на той же странице «Правды»;от 30 иь-
ня 1929 года. Он нашел бы там евою под-
пись и «незабываемую» статью громадней-
ших размеров: «Теория «организованной
бесхозяйственности». Эта статья являлась
развернутой программой. правых оппортуни-
стов и перекликалаесь с идеями воинствую-
щего фашизма.

Если бы ссылка на номер «Правды» 1е-
стилетней давности была сделана тепе-
решним редактором «Известий» в порядке
личной самокритики и воспоминаний о с8-
бе и некоторых своих тотдалиних релак-
ционных осоратниках, это можно было бы
даже приветствовать. Но ссылка эта де-
‘лаетея, по словам «Известий», в поисках
«уравнительной справедливости» древних».
Вряд ли требуется доказательство, что та-
кие поиски сулят одно беспокойство редак-
торам, ‘не’ зтомнящияе родства.

незнание нновооси сонно сонно нас нононо оное оснанноонисаосованонияо?,

НОВОЕ В НАШЕЙ ЭКОНОМИКЕ:

СОВЕТСКАЯ ТОРГОВЛЯ
СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА.

Возможность закупать на месте в нуж-
ном количестве ряд материалов, прежде
бывших остродефицитными и распределяв-
шихея по нормам, приводит ко многим весь-
ма положительным последствиям. Снижает-
ся себестоимость  блатодаря сокращению
расходов, в ‘частности транспортных, 10
«добыванию» и доставке этих предметов
из других районов. Наносится сокруши-
тельный удар практике накопления излиш-
них «страховых», а иногда и «товарооб-
менных» запасов, лежащих мертвым тру-
зом, практике кое-где еще сохранившихея
антигосударственных товарообменных опе-
раций. Все это ведет к повышению значе-
ния советского рубля для хозяйственных
организаций, к усилению хозрасчета. Уси-
ливается контроль рублем со стороны поку-
пателей, а это заставляет улучшать каче-
ство, ассортимент средств производства, на-
лаживать подлинно культурную торговлю
ИМИ.

Уже в 1934 тоду значительные массы
средств производства были выделены в ры-
ночный фонд. 1935 год дает огромный
прирост этих рыночных фондов. Так, по
железу сортовому рыночные фонды растут
в полтора раза, по железу кровельному—
вдвое, по гвоздям и проволоке—в полгора
раза, цементу—в два с половиной раза,
сконному стеклу—в два с половиной раза.
Впервые пускается в продажу на рынок
пелый ряд различных видов средств произ-
водетва. Широкий рынок получает до 3 млн
кубометров леса, весьма значительные мас-
сы разновидных строительных материалов,
химикалий, большое количество автомашин,
сельхозмашин и т. д. Широкому рынку от-
пускается 36 проц. всех фондов оконного
стекла, 21 проц. фондов рвоздей, 10—11
проц. леса, 7—8 проц. кровельного желе-
за, 7—8 проц. белил, 6—7 проц. олифы,
6 проц. толя, 5 проц. фанеры и т. д. Коли-
чество зкелеза, гвоздей, проволоки, отпу-
скаемое рынку, превышает 80 тыс. тонн.
‘Ona лишь связанная ¢ хлебозакупками
продажа средств производства потребкоопе-
рацией (конец 1934 г. начало 1935 г.)
достигает огромной суммы в 200 млн руб-

могут бросить на страдающий от де-
прессии американский рынок?»

«Пока мы пишем эти строки’ (сентябрь
1934 г.), за сценой действуют темные си-
лы. Детердинг от’езжает в Европу с улыб-
кой удовлетворения, государственный де-
партамент ворчит: «соглашения пока нет»,
а большую цокупательную силу, которую
могут бросить Советы на американский ры-
нок, все еще тормозят,—и в равной степени
тормозится американское восстановление».

Так союзники германского фашизма тру-
дятея, не покладая рук, над созданием ме-
ждународной обстановки, благоприятствую-
щей военным авантюрам на востоке
Европы.

$ * +

Не менее остро сказывается борьба импе-
риалистов за нефть в бассейне Тихого
океана. *

Японский империализм одновременно
издает закон о нефтяной монополии в Манч-
жоу-Го и закон, регулирующий продажу
нефти иностранными фирмами внутри са-
мой Японии. Оба эти закона яветвенно
преследуют одну цель-——обеспечить импе-
рию жидким топливом к подготовляемой
«большой» войне.

Нефтяные разработки на японских
островах, на Формозе и в Манчжурин обес-
печивают лишь около одной трети потреб-
ности Японии в жидком топлире. Нелостаю-
щее количество ввозится ею преимуще-
ственно из Калифорнии, из Голландской
Индии и из Персии. В случае войны Япо-
ния может быть отрезана от основных
источников снабжения нефтью. Этими
соображениями об’ясняется издание в KOH-
це 1934 г. закона, предписывающего ино-
странным нефтеимпортным фирмам создать
внутри страны запасы горючего, равные
их 9-месячному торговому обороту. А в
Манчжоу-Го— районе, непосредственно при-
легающем к возможному театру будущей
войны, — японские власти об`явили нефтя-
ную монополию, каковая, по их мнению,
лучше всего соответствует задаче снабже-
ния горючим войсковых соединений.

Иностранные нефтеторговые организации,
и в первую очередь американские фирмы,
подняли в ответ на издание этих законов
большой шум. Японские министерства тор-
TORI HM иностранных дел были засыпаны

лей (в том числе примерно. на 70 млн
рублей грузовых машин, 60 млн рублей
сельхозмашин, свыше чем на 40 млн руб-
лей леса). Весьма значительные массы
средств производства продаются сейчас кол-
хозно-товарным фермам.

В 1935 году средства производства будут
продаваться на широком рынке и в го-
родах. Так, например, согласно  реше-
нию CHK CCCP, во втором квартале
в ряде крупных городов в 43 магазинах
начнется открытая продажа  ремонтно-
строительных, москательных и скобяных
товаров. Кроме того, открывается 12 мага-
зинов повышенного типа для продажи этих
товаров более высокого качества и широко-
го ассортимента. В ряде городов разверты-
вается сеть. лесных складов для широкой
торговли полным ассортиментом строитель-
ных лесных материалов повышенного каче-
ства.

В нынешнем году существенно меняется
самый характер реализации фондов широ-
коге рынка, в частности в отношении. кол-
х030в, вместо снабженческого распределе-
ния развертывается продажа их через тор-
товую сеть. Правильная организация нро-
дажи колхозам средств производства создает
мощные дополнительные стимулы к развер;
тыванию колхозного производства и колхоз-
ной торговли. у

Развертывание советской торговли не-
которыми средствами производства  ста-
вит неотложные задачи по планирова-
нию и учету этого исключительно
важного и нового процесса. Вопросы
мобилизации необходимых для этой тор-
говли фондов, в особенности колоссаль-
ных местных ресурсов, развертывания и
размещения сети кредитования, метолоз
торговли требуют весьма пристального вни-
мания. Наконец, продажа средств производ-
ства широкому потребителю, в том чиеле
и колхозам, должна включаться в состав
розничного товарооборота. Иначе цифры
0б’ема и темпов роста розничного оборота
будут искусственно преуменьшены.

Л. ГАТОВСКИЙ.

крупной покупательной силе, которую Су-  дипломатическими  протестами и недлву-

смыеленныюми угрозами. И японскому’ титте-
риализму, находящемуся в нефтяной зави-
симости от заграницы, пришлось пойти на-
непятную. Начались длительные перего-
воры между японским правительством и
иностранными нефтяными фирмами, при-
ведшие к фактической отерочке применения
закона. По последним сведениям, между
иностранными нефтяниками и японским
министерством торговли ожидается заклю-
чение компромисса,  сводящегося к по-
вышению цен на нефть; в этом случае ино-
странные нефтяники дают согласие на уве-
личение запасов горючего внутри страны,
рассчитывая покрыть расходы по возведе-
нию новых хранилищ и по содержанию их
за счет японского же кармана.

«Бунт» иностранных нефтяников на-
глядно продемонстрировал янонскому импе-
риализму его уязвимое место. В результате
усилилась тяга Японии к созданию соб-
ственных концессионных разработок за гра-
ницей, в первую очередь в Голландской
Индии и на Южноамериканском материке.
Что касается последнего, то внедрение
туда японского империализма еще более на-
калит создавшуюся там обстановку.

В Южной Америке уже в течение не-
скольких лет идет война между Боливией
и Парагваем за нефтеносную область Чако.
За спиной Парагвая стоят британские неф-
тяники, за спиной Боливии — американ-
ские. «Стандарт ойль» приобрела обширные
нефтяные концессии в Боливии, которые
остаются, однако, неразработанными велед-
ствие того, что страна не имеет выхода к
морю. Завоевав порт на реке Парагвай,
Боливия получила бы доступ к Тихому
океану. пова-члю  паратвайские
войска теснят боливийцев и британские
нефтяники торжествуют.

B доупих пунктах Южной Америки. и в
первую ‘очередь в Колумбии, в Перу, в
Венецуэле, как и в Мексике, англо-амери-
канекая борьба за нефть также достигла
крайней напряженности. Не лучше поло-
жение и на Ближнем Востоке...

Когда-то лорд Керзон бробил крылатое
слово © том, что в мировой войне союз-
ники «приплыли к победе на потоках
нефти». С одинаковым основанием можно
утверждать, что на потоках нефти капи-

талистический мир плывет в новой войне.