ПО ОБЛАСТНЫМ ЖУРНАЛАМ.

Скучный,
‚ бессодержательный,
вечно опаздывающий.

Редакция куйбышевекого (ранее средне-
волжекого) краевого партийного журнала
«Номмунист» вербует новых и новых под-

писчиков. На розовой обложке из номера
в номер неизменно появляется призывное

0б’явление.
` _ Поднисчикам редакция утготовила нема-
ло благ. Все для подписчика!

Но не помогают нисколько ни блестящие
программы редакции, ни многообещалщие
об’явления. «Продолжается полшиока!» —
вещает релакиня, но тираж журнала тает.
За полгода?журнал постепенно лашился че-
тырех тысяч подписчиков из шести с по-
ловиной тысяч.

Перегруженные, озабоченные думами 06
улучшении журнала релакторы как-то не
удосужились поразмыслить над причинами
столь массового отлива. А причаны эти не
так уж таинетвенны. Журнал живет замк-
нуто. Его редакторы, ‘говоря. их стилем,
словно «на плотах плывут наблюдателями»,
плывут мимо аркой жизни; мимо созида-
лельной работы партайной организации
края.
«Мурнал раз’ясняет решения партии,
(не) освещал важнейшие задачи краевой
партийной ооганизалюии; (не) ведет тео-
ретическую разработку очередных задач

13 марта в Палехе (Ивановская обл.) состоится празднование 10-летия палех-

ской художественной артели. На снимке: палехский художник, заслуженный

деятель искусств И. М. БАКАНОВ занимазтся с учениками художественного
техникума в Палехе.

O п O п п

10 ЛЕТ ПАЛЕХСКОГО ИСКУССТВА. _

Палех — одно из чудес революции: она

сумела поставить себе на службу мастер-

ство прежних иконописцев, жителей этого
владимирского’ села, исстари, из рода в род
поставлявших. свой «святой» товар на по-
требу российского православия. Революция
добилась этого не принуждением, но тем,
что освободила из церковного плена, из
оков косного ремесленничеетва подлинное и
высокое искусство, на протяжении веков
пнтавшееся ‘лучшими соками  пародного
творчества.

За эти десять лет, в самом тееном сотозе
с основными силами социалистического
строительства, неизмеримо выросла; упро-
чилась, приобрела мировую славу Палех-
ская артель живописцев. Как никогда рас-
цвел талант лучших ее мастеров — И. М.
Бананова, И. И. Голиков%, И. П. Вакурова,
А. В. Котухина, И. В. Марничева, Н. М.
Зиновьева, А. В. Ватагина, И. И. Зубкова,
А. А. Дадыкина, Д. Н. Буторина н’ др. До-

партийного строительства” в крае; (не)

ставит на обсуждение вопросы практики

партийного строительства и партийного
руководетва». г :

Эта оценка’ принадлелуит. самой -редахции
«Коммуниста». В интересах справедтявости
мы внесли в это ‘об’яенение «маленькую»
попразку: лобазали лишь слово не, заклю-
ченное нами в скобки. Вначале читатели.
естественно, с нетерпением ждали выхода
журнала. Они верили. что каждый свежий
номер обогатит их опыт, пополичт знания,
окажет помощь в работе. Вскоре вера’ эта
угасла.

Все помнят, что за небольшой срок при-
шлось сменить разложившееся партийное
руководство в Каменке, Пензе и Ульянов-
ске. Вмешательство ЦК партии помогло 0310-

_ровить пензенскую организадитю. «Rowmy-

нист» не раз’яснил широким слоям HH30-
вого партийного актива урокя Каменки и
Ульяновска, не раз’яенил решение ЦВ о
пензенской организации. А ведь это обяза-
тельно нужно было сделать в журнале и
более полно, обстоятельнее и глубже, чем в
краевой газете. Правда, «Коммунист» заго-
ворил однажды об ошибках снятого камен-
ского партийного руководства. Это был раз-
товор с «чужих слов». Мы говорим с «чу-
жих» потому, что своих у редакции не ока-
залось.

Статья о каменских делах, появившая-
ся в десятом номере «Коммуниета» под за-
головком «КА чему приводят канцелярско-
бюрократические методы руководства», пе
репечатана пеликом из краевой газеты
«Волжская неммуна». Эта статья была на-
печатана в газете 29 мая, а расторонные
релаклозы «Коммуниета» сдали ее в набор
29 июня. Читатели получили эту «новия-
ку» в августе.

В числе других «новинок». изобретатель-
ная редакция преподнесла в этом же но-
мере сталью тов. Ноздровской. Но и эта
статья перепечатана из «Волжекой ком-
муны».

Это — не случайное явление, не еди-
ничный энизол. В последующих номерах
«Коммунист» усердно перепечатывает раз-
личные статьи из краевой газеты. Номер
11—12, вышедший в августе, целиком
состоит из выступлений краевых партий-
ных работников м
крайкома. Не журнал, & сборник речей,
уже напечатанных в прессе краевой и
районной.

Следующий номер, тринадцатый — четыр-
налпатый, также не свободен от перепеча-
TOK. Например, статья «Первый опыт по
организации сочувствующих» за таин-
ственной подписью П. Н. И. весьма похожа
на одноименную статью в «Волжекой ком-
муне», написанную тов. Шестерниным.
В журнале напечатано и радиовыступление
секретаря крайкома т. Шубрикова, посвя-
шенное задачам уборки. Но эту речь мы
читали 27 июля в краевой газете, черея
несколько дней она появилась во всей
районной печати. А редакторы «Коммуни-
ста» лишь 22 августа подписали номер к
печати! ;

Во второй половине сентября — новый
сюрприз — «августовский» номер журнала,
Опять знакомые, читанные и проработанные
статьи.

Из веех обязательств, провозглашенных
в рекламных об’явлениях, редакция жур-
нала более или менее добросовестно выпол-
няет`один только пункт. Обещанные в виде
приложения на отдельных страницах удоб-
ноге формата постановления крайкома по-
являются регулярно. Благо, редакции He
приходится над этим особенно трудиться.
Приложения, стало быть, есть, а самого
журнала нет. Он сам смахивает на плат-
ное. хотя ненужное приложение к «Волк-
ской коммуне». о.

Непонятно, ночему веё’ время состав
редакции и ответственный релактор жур-
нала укрываютея за туманной подписью:
редколлегия. Надо полагать, руководители
журнала делают это не столько из скром-
ности, сколько из чувства стыда. В самом
деле, мало чести подписывать такой. скуч-
ный. бессодержательный и вечно опазды-
вающий журнал, хотя он и является орга-
ном краевого комитета партни.

хх * *

Последний имеющийся у нас номер жур-
нала вышел не так лавно— в декабре
1934 года. Поговаривают, что крайкох
намеревается продолжить выпуск «Комму-
ниста». Если и ‘хальше журнал будет еле-
довать старым своим традициям, то вряз
ли можно поздравить Куйбышевский край-
ком с таким намерением.

——<®—

ПО СЛЕДАМ
МАТЕРИАЛОВ «ПРАВДЫ».

«НЕ ИЗВРАЩАТЬ ЗАКОН 0 СЕЛЬСКОМ
КУЛЬТСБОРЕ»

Уполномоченный Комиссии Партийного
Контроля по’ Северокавказскому краю
т. М. Кахиави сообщает, что факты, изло-

женные в заметке «Не извращать закон 9
от
3 марта, подтвердились. Заведующий № 3-
доиским районным финотделом Лютых 0т-

сельском культеборе» в  «Правле»

странен от работы.

на июньском пленуме’

гоняют «стариков» мастера так вазываемо-
го «второго поколения» — Баженов, Каур-
ues, Турин, Баранов и др. Подрастает и
обильная смена — десятки молодых нале-
шан и цалешанок, обучающихся живопиеи
в созданном не так давно художественном
техникуме.

Два лучших мастера — престарелый

И. М. Баканов и И. И. Голиков получили
в 1933 г. звание заслуженных деятелей
искусства.

Палех не замыкается в основном своем

11 МАРТА 1935 Г. № 69 (6315)

Но ыы о a ang eS

художественном: производстве — в роспиги
изделий из папье-маше; в последние годы
палешане успешно работают по `фарфору,
в области книжной иллюстрации, в теат-
рально-декоративном деле и т. д. Среди
них имеются опытные и талантливые ма-
стера фрески (стенной живописи), которые
ныне участвуют в росписи крупных зда-
ний в Иванове и лр. городах.

Под заботливой опекой пролетарекого
текстильного Иванова, при содействии госу-
царственных, художественных,  писатель-
ских организаций Москвы, при’ деятельной
помощи А. М. Горького, A. С. `Бубпова,
Я. С. Ганецкого, недавно умершего писа-
теля-коммуниста Е. Ф.. Вихрева неузнавае-
мо ‘изменились за последние годы произвот-
ство, условия труда и быта палехских ху-
пожников. Артель работаез в собственных
каменных домах, в светлых ‘и опрятных
мастерских. Помимо художественного тех-
никума организован обширный Музей на-
лехского искусства, в ведение которого пе-
редана древняя сельская церковь с цен-
ными фресками. Проложено итоссе, соели-
няющее Палех е г. Шуей—33 кли. Не-
давно постановлением ЦИК СССР Палех
превращен в районный центр. Некогда убо-
гое, грязное и пьяное российское село ны-
не превращается в замечательный очаг ху-
дожественной  сопизлистической культуры.

13 марта, в день 10-летия, в Палехе от-
крывается больная выставка работ артели.

Н. АЛЕНСЕЕВ.

+

ПО МАСТЕРСКИМ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ.

Снульптор Борис Норолев.

Королев является наиболее конкретным
из всех наших скульпторов. Вместо обра-
зов-символов он показывает живых, реаль-
ных людей, где вместе со сходством, е

подлинной реальностью внешних форм да-

ны черты внутреннегв облика человека —
его характер. }

Вот почему мраморный бюст Ленина ра--
боты Королева является одним из лучших:
таким же идеальным портретом в мопумен-
тальной скульитуре являетея и Бауман с
«Искрой» в руках, в памятнике, воздвиг-

HYTOM B Москве, и монолитная, поражаю-

mas свеей жизненностью, статуя рабочего
в «Памятиике борцам революции» в Сара-
тове. И это относится не только к циклу
исторических портретов Королева, но ик
сложной композиции отдельных сцен на
революционные темы.

В сложные барельефы он вводит людей
из реальной жизни, подчеркивая опреде-
ленные характеры, ясно очерченную инди-
видуальность. Сцены из истории револю-
циенного движения, обычно изображенные
Королевым в барельефах, просты и памят-
ны, здесь нет и тени предвзятости, это —
воспроизведение реальной жизни.

Нередко можно застать Королева в ero

——
ЕТ

мастерской ‘за не совсем обычной для
скульнтора работой. Он делает макеты,
арки, стены, баллюстралы целой площади.
В математически четкой конструкции ар-
хитектурных форм он как бы испытывал
целесообразность существования срёли них
скульптуры. Как четок и верен этот твор-
ческий метод Королева и как необходим он
многим из наших скульпторов!

И сейчас, сооружая огромнейший памят-
ник Ленину в Ташкенте, Б. Королев рань-
ше всего делает макет площади, а затем и
проект памятника. С каким увлечением
скульптор работает над этим сооружением!
Мастера привлекает здесь и новая трактов-
ка образа. Ленина н новый. материал —
газганский мрамор из залежей Нур-Атин-
екого района, не уступающий по: цвету и
качеству знаменитому  каррарекому мра-
мору.

Первый мрамор, ломка. которого уже на
чата, будет отдан Ha создание памятника
Ленину. Новый материал подсказывает
скульптору и новые формы, цвет — чисто
живописное разрешение всего памятника.
Все это дает большую радость в работе.

Л. ВАРШАВСНИЙ.

SSS

~ ея
Se

ГОРОДСКОЕ

ПАССАЗИР

Последние 50 автобусов системы «Лям-
чиз», привезенные из-за границы в 1929
году, бызи отданы городу Иванову. С тех
нор автобусный транспорт, впервые п5-
явившийся у нас в 1924 тоду, стал попол-
нятьея исключительно маптинами советсвого
производства.

15-ЛЕТИЕ ТЕАТРА
_ «СКАТУВЗ»,

2 ноября 1919 года ортанизовалась ла-
тышокая театральная студия «Окатувэ».
1 марта 1932 г. она превращена в Госу-
дарственный латынюкий театр,
Длительность студийного существования
театра «Окатувэ»  00’ясняется не творче-
екой слабостью м коллектива, а ИсЕлю-

чительно тем, что было трудно создать 1ро-  В условвях, когда сравнительно неболь-
фессиональный латышский театр в ССР:   пке число городов’ имеет трамвай, автобус

латьниское население в стране немногочие-

должен и может быть применен как можно
ленно и живет в разных концах Советско-

шире. Роль автобуса Bo  внутрисородском
ro Союза. тралюпорте трудно переопенить. В 1932 го-
» Латышюкий театр вынужден быт покать   у в городах РСФСР (без Москвы и Ленине
особую форму работы. Зимний сезон театр   града) автобусы перевезли 201 миллион
проводит в Москве, работая нах новыми 519-   пассажиров, в 1934 году — 237 миллио-
становками и обслуживая снектавлями 4а-   нов.
тышеких трудящихся города Москвы, 3  Прибытие в районный, даже в областлой
летом уезжает в длительные  кульТ-  город новых автобусов — почти всегда
походы пю латьмноких клубам и Колхозам   праздник для населения.
па территории всего ОССР. Но ческолько удовлетворяется тигантекая
Долг солидарности с товарищами, борю- потребность населенных пунктов в автооу-
шимися в Латвия, необхолемость преодоле- сах? В городах и ‘крупных поселках
ния буржуазных и псевдореволюционных   РОФОР имеется всего лишь полторы тыся-
тезтральных традиций, ориентащия ках На  чи автобусов. В 1935 году Наркомхоз
городского, так и на колхозного зрятеля—   РОФСР дает городам и поселкам толь-
вот главнейнтие моменты, которые BO MHO-  x9 300 новых автобусов. Празда, В
TOM определяли как творческие ‘продлемы   этом году автобусы получалот такие OT-
лальншекого театра «Окатуво», так. и. пол-   даленные пункты, как Якутск, ‚Фрунзе,
б0;, его репертуара. `Ойрот-Тура  (Ойротекая_ автономная 05-
Песмогря нз сложность этих задач и на] ласть), Микоян-Шахар. (Карачасвская авто-
неблагоприятные условия работы (нет г00-   помная область), но зато такой огромный
ственного помещения, приходится нольз-   промышленный и культурный центр, ка
ваться неудовлетворительным помещением с   Свердловск, в качестве подкрепления на це-
необорудованной сцетой), творчеений фост лый год получит... 4 автобуса, или
мололюго тезтра все же неоспорим.  № луЧ-   Брянск, не имеющий трамвая, получит
их постановкам студийного пернода  3 автобуса. Разве не крохоборческим вы-
(«Паш» Шарля Ван Ферберга, «Разлом»   глядит намеченный Наркомхозом план зве-
Тавренева, «Вей, ветерок» Я. Райниса) За   ления в 1935 году автобусного лвижения
3 гола преессиональной работы театр ири-   всего в 15 городах! Не забудем, что мно-
соединил ряд’новых удачных постановок.   гие из 97 пунктов РОФСР, где автобусное
Хупожественнюе руководство театром   лрижение уже существует, обладают авто-
«Скатувз» я осуществлял в течение Всех   бусным парком только в одну — три м1-
15 лет. В дин организации стулия  =

> > в =.