`’ ПРАВДА.

Второй с’езд колхозников-ударников по-
казал, каких замечательных организаторов
крупного хозяйства выдвинули колхозы в
самые небольшие сроки.

На втором. с’езде колхозников-ударников
почти каждый делегат рассказывал о по-
бедах своего хозяйства, гордился урожая-
ии и удоями в его колхозе. Как о пропелом
делегаты с’езда рассказывали о трудностях
первых двух-трех лет перевода  едино-
личного сельского хозяйства на колхозные
рельсы.

Таких людей было на с’езде 1.433, из
них 390 колхозных бригадиров, 331 пред-
седатель колхоза, 55 трактористов,  ком-
байнеров и механиков, 161 работник жи-
вотноводческих ферм. Две трети участников
с’езда только в последние 4 года стали
колхозниками. Из всех делегатов с’езда две
трети — беспартийные колхозники. Bee
это люди, которым колхозный строй дал
все: выход к зажиточной и культурной
жизни, возможность работать в крупном
производстве и руководить им.

В этих новых подлинно советских кал-
рах колхозной деревни выдающееся место
заняли ‘женщины. Их было Ha с’езде
442 — треть” ‘овбего  б’езла: Из них —
102° бригадира и 27 председателей
колхозов. На первом с’езде колхозников-
уларников — 2 тода назад — женщины
составляли только седьмую часть с’езда.

Каждый из этих людей был живым при-
мером того величайшего переворота, кото-
рый произошел в деревне в. последние го-
ды. Активность женщины на колхозном
с’езде была исключительно велика. Это и
понятно. Женщинам победа колхозного
строя дала не только освобождение от ти-
сков и безвыходности мелкого единоличного
хозяйства, но и действительное равнопра-
вие с мужчинами в семье. Женщины-кол-
хозницы, участвовавшие в сезде колхозни-
ков-ударников, справедливо гордились в
своих.речах и беседах теми сотнями трудо*
дней, которые они выработали наравне с
мужчинами в общественном хозяйетве. Они
справедливо гордились тем, что они не ху-
же мужчин руководят колхозными делами
как председатели колхозов или бригадиры.
Они показывали своим примером, — как
колхозный строй, покончив с отеталостью
и нищетой единоличного крестьянского хо-
зяйства, вместе с тем уничтожил основу
вековечного угнетения женщины, в кресть-
янокой семье. Равноправие для женщин В
деревне завоевала советская власть, когдь
она помогла крестьянам перейти с пути
единоличного на путь колхозный. А всего
несколько лет назад все наши враги рас-
считывали на то, что им удастся поднять
женщин против колхозов. Враги наши, как
всегда, и здесь жестоко просчитались.

Колхозники и колхозницы, выступавшие
на б’езде, рассказывали о полях Северного
Кавказа, давших, несмотря на засуху 1934
года, 160 пудов пшеницы с гектара `(кол-
хоз’ имени Сталина, Кабардино-Балкарской
области, докладывал т. Мережко), о полях
Западной Сибири, давших в 1934 году 120
пудов пшеницы с гектара (колхоз «Новый

ТОРОГО

CE

путь», докладывала т. Зинкова), о льня-
ных посевах Калининской области, давших
с гектара 27 пудов льна-волокна (колхоз
«Гигант», докладывал т.  Барбашев), о
хлопковых полях Туркменистана, на кото-
рых было собрано и сдано государству 190
пудов хлопка с гектара (колхоз «Больше-
вик», докладывал т. Ага-Юсуп-Али), о жи-
вотноводческих фермах Башкирии, где. в
течение года не пало ни одной головы мо-
лодняка (колхоз им. Калинина, докладывал
т. Ахияров), о коровах, давших в Северном
крае удои в 6.687 килограммов (колхоз
«Красный Октябрь», докладывала т. Фо-
мина).

Конечно, на с’езде были представлены
лучшие колхозы. Но лучшими вни стали не
потому, что у них какая-то особая техника
или почва, или особенный климат. У этих
колхозов те же тракторы и малнины, какие
и в других колхозах. Этим колхозам предо-
ставлена в пользование такая же государ-
ственная земля, как и другим колхозам,
Эти колхозы, как и другие, организовались
в последние 4—5 лет. Все отлячие пере-
довых колхозов заключается в том; что они
сумели использовать преимущества круп-
‘ного хозяйства: они сумели хоропюисполь-
зовать машины; и главное ——в этих
колхозах выросли опытные, надежные и
проверенные руководители, и. члены. этих
колхозов научились беречь общественное
добро и честно работать.

Этого оказалось достаточно, чтобы в пе-
редовых колхозах производить и хлеба, и
мяса, и масла вдвое и втрое больше того,
что те же люди производили раньше, когда
они жили раздробленными мелкими хозяй-
ствазги.

Значение второго Всееоюзного с’езда кол-
хозников состоит в том, что 060 Beem этом
теперь рассказано всей нашей стране ca-
мими крестьянами, руководителями и удар-
никами передовых колхозов. С’езд колхоз-
ников-ударников показал. еще pas всем
колхозникам и колхозницам, что ключ к
зажиточной и культурной жзни находится
в их собственных руках.

Такие передовые колхозы пока еще не
составляют большинетва. Все дело в том,
чтобы опыт передовиков возможно скорее
передать воем колхозам. Bor для чего в

первую очередь и потребовался = новый
Примерный устав сельскохозяйственной
артели,

Вопрос об Уставе — это вопрос 0 том,
хак поднять все колхозы к уровню десят-
ков тысяч передовых, уже ставших боль-
шевистокими, уже превративших своих
членов, в зажиточных.

`В старом Примерном уставе сельскохо-
зяйственной артели — 1930 года — были
записаны те правила, на основе которых
креетьяне переходили от` мелкого
личного хозяйства к крупному обществен-

ному. Теперь вопрос об’единения большин-.

ства крестьян в колхозы, решен твердо и
бесповоротно. Поэтому новый Ус дол-
жен сказать, как нужно жить и рабо-
тать в артели, нак лучше устроить ‚кол-
хозное производство и колхозную жизнь.

Il. ОБ УСТРОЕНИИ ЗЕМЛИ,
ЗАНИМАЕМОЙ КОЛХОЗАМИ.

В докладе на с’езде колхозников-ударни-
ков я приводил несколько примеров того,
как местные власти земли одних колхозов
отрезают в пользу других колхозов или
совхозов, как до сих пор в колхозах н6-
редко сохраняются земельная неблаго-
устроенность, чересполоесица, дальноземелье.
На заседании комиссии с’езда делегаты
приводили вопиющие примеры земельной.
неурядицы,  чересполосицы. Терпеть этого
больше невозможно, если мы веерьез хо-
тим добиться высоких урожаев.

Многие наши работники до сих пор не
понимают того, что каждый участок земли
требует своего особого ухода.

Все знают, что поднять зябь, вопахать
пары, раню посеять — значит очень мно-
го сделать для повышения урожая. Но для
того, чтобы посеянная по пару пшеница
дала высокий урожай, нужно паровые зем-
ли держать действительно чистыми. Для
этого их надо несколько раз за ле\о обра-
батывать, в. разные сроки и, разными ору-
диями, в зависимости от того, какими сор-
няками заражены поля, Одно дело, когда
поле заражено буркуном: здесь пар нужно
вопахать глубоко, после этого несколько
раз перепахать лущильниками,  подрезая
каждый раз корни буркуна, ведя с ним
войну на истощение. Другое дело, когда но-
ле заражено свинороем: тут тоже пар нуж-
но вепахать глубоко, но обрабатывать ето
Halo пружинными культиваторами, выче-
сывать корневища, собирать их и выеу-
ивать на солнце. Чтобы тах обрабатывать
пар, надо энать, каким сорняком заражено
каждое поле. Этого не будет знать тот кол-
хоз, у которого сегодня отрезали для с0-
‚ седнего колхоза или совхоза участок земли,
а завтра ему же прирезали участок от дру-
Гого колхоза.

Ранний сев можно провести только-в од-
ном случае: не ждать, пока вся земля тю-
спеет целиком, а сеять на каждом участке
в отдельности, по мере поспевания почвы.
то может делать только тот колхоз, кото-
рый по опыту ряда лет знает, © ваких уча-
стков раньше сходит снег, где имеются
песчаные участки:

Чтобы, получить хороший урожай, нуж-
но ввести и соблюдать севооборот. Налгри-
мер, в лучшем семипольном севообороте в
Воронежской и Винницкой областях свекла
сеелея после бобовых трав. Все вынхды та-
Koro севооборота можно получить, если все
семь лет строго соблюдать установленный
порядок смены культур в каждом поле.
Повторенное второй и третий раз чередова-
ние культур будет давать все болыний
урожай свеклы.

Суперфосфат, внесенный под люцерну в
хлопковом: районе, скажется на повышении
урожая хлопка через 4—5 лет.

Плодовый сад дает полностью все, что он
может. дать, через 10—15 лет после по-
салки.

Раскорчевка требует вложения огрюмно-
то количества труда. Колхоз пойдет на это

мероприятие всерьез, если он будет уверен,
что десятилетия будет пользоваться уро-
жаем и земля будет у него в бесорочном
пользовании.

Лесные полосы дают полностью’ залциту

полям только через 10—20 лет после n0-

садки:
Словом, если мы хотим получить от зем-
ли не худосочные 50-пудовые урожая зер-

на, не жалеие 15-пудовые урожаи льна-

волокна, а из года в год 100-пудовые уро-
жаи зерна, 30-пудовые урожаи льна-во-
локна, надо из года в год упорно и терпе-
ливо прилагать к колхозной земле забот-
ливый Уход хозяина. А настоящим хозя-
ином можно считать только тот 5олхоз, ко-
торый знает каждый участок своей земли
и из году в год работает над ее улучшени-
ем. Для, того, чтобы колхоз почувствовал
себя настоящим хозяином, надо чтобы
каждый колхозник был вполне уверен, что
земля останется У него навечно, что он и
ero дети будут пользоваться результатами

‘своих трудов на общественном поле,

Вот почему в проекте Примерного  уста-
ва сельскохозяйственной артели, внесенном

на рассмотрение с’езда, предусматривалось,

что земля, занимаемая артелью,  «закрей-
ляется за артелью в бессрочное пользова-
ние». р
Товарищи Сталин, Молотов, Калинин,
Ворошилов, Каганович на заседании комис-
сии с‘’езда внимательно слушали pew
колхозников. Колхозники рассказывали 0
том, как у нас иногда кромсают землю,
предоставленную государством в пользова-
ние колхоза. После этого товарищ Сталин
счел необходимым еще яснее, еще крепче
сказать о закреплении земли за колхозом.
Он предложил, при общем одобрении всех
членов комиссии, сказать, что земля, зани-
маемая колхозом, «закрепляется за артелью
в бессрочное пользование, то-есть навечно».

миссаров и Центральным Комитетом пар-
тии. Значит, решение с’езда колхозников-
ударников о закреплении навечно за кол-
хозом занимаемой им земли стало законом.
Чтобы не допустить в вопросе о земле ни-
каких кривотолков и обеспечить неукосни-
тельное выполнение ` закона, — каждому
колхозу будет выдан государственный акт
на вечное пользование землей. 0б этох При-
мерный устав говорит следующее:
` «Каждой артели выдается районным
исполнительным комитетом советов госу-
дарственный акт на бессрочное пояьзова-
низ. землей, в котором ` устанавливаются
размеры и точные границы земли, нахо-
дящейся в пользовании артели, при чем
сокращение этих земель не допускается,
а допускается лишь их увеличение — ли-
бо за счет свободных земель  государ-
ственного фонда, либо за счет излишних
земель, занимаемых единоличниками с
тем, чтобы никаная чересполосица при
этом не допускалась». (Из пункта 2
«Примерного устава»).

едино-.

ними. Он сказал им прямо, учитывая, чт

артели утвержден Советом Народных №9-

ПАГ  716
  OMWSHOlO CESAL
ДОНЛАЛ ЗАВЕДУЮЩЕГО СЕЛЬХОЗОТДЕЛОМ
HA MOCHOBCHOM и ЛЕНИНГРАДСНОМ ПАРТИ
1. ВЫРОСЛИ РУКОВОДИТЕЛИ

И РУКОВОДИТЕЛЬНИЦЫ
НОВОЙ КОЛХОЗНОЙ ДЕРЕВНИ.

Этим  рабоче-крестьянекое государство
говорит колхозам: вы уже заканчиваете со-
бирание участков раздробленных мелких
крестьянских хозяйств в крупные земель-
ные массивы колхозов; государство закрен-
ляет эту землю-в вечное пользование кол-
х030в; теперь работайте над этой землей
так, чтобы из года в год росло плодородие
землм, чтобы исчезли сорняки, чтобы из
года в год росло богатство колхозов и всей
нашей родины,

Олнако это только одна сторона вопроса
об устроении земли. Если бы Примерный
устав ограничился только тем, что закре-
пил за каждым колхозом навечно занимае-

мую им землю, то этим было бы сделана

лишь полдела. Этим была бы уничтожена
межколхозная обезличка земли, но еще с0-
хранилась бы обезличка земли внутри кол-
хозов. Внутриколхозная  обезличка земли
означает, что бригады и колхозники из: го-
да в год работают на различных. участках
колхозной земли, Такая обезличка-— злейший
враг колхозной зажиточности. Мы ничего
не могли поделать с этой обезличкой земли
в 1930 году. Тогла большая часть земля
была еще в руках единоличников. Тогда

TE

< крестьяне понимали ROI-
хоз, как работу скопом.
Другое дело теперь. Но-
YP кажиый колхоз раз-
билея на бригады. Вол-
хозные бригады уже co-
стоят в большинстве
случаев ‘из постоянного
состава, людей. Теперь
каждый колхоз может и
должен, разбив землю на
поля  севооборота, дать
каждой полеводческой
бригаде в каждом’ поле
севооборота пюстоянный
участок земли. Тогда на
деле будет покончено с
обезличкой земли,

Так это и запикано в
Примерном уставе сель-
скохозяйственной артели:

«Земли артели раз-

биваются на ‚попя в

соответствии с утвер-

жденным севооборотом.

В полях севооборота  к

каждой полеводчеснкой

бригаде прикрепляется
постоянный участок на
весь срок севооборота».

(Из пункта 3 «При-

мерного устава»).

Это должно быть сде-
лано в каждом колхозе
безо всяких исключений. Тогда мы зало-
жим основу для превращения колхозного
хозяйства в действительно культурное и
лвинем дело повышения урожаев быстро
вперед.

Попутно одно замечание о наших земель-
пых органах. Они хранят пока по поводу
выполнения этого решения странное спо-
койствие и молчание. В Примерном уставе
говорится о недопустимости какой бы то
ни было чересполосицы. Ясно, что каждый

колхоз потребует и должен потребовать.

при получении государственного акта на
вечное пользование земли, устранения 4
чересполосицы, и длинноземелья, и дально-
земелья, вели они еще сохранились. Вто
захочет навечно закрепить за собой черес-
полосицу? Значит надо, не теряя ни одно-
го дня, мобилизовать всех землеустроите-
лей и земельных техников для нанесения
границ колхозов на карты. Надо выявить
все случаи земельного неустройства, чтобы
немедленно начать их устранять.

Нели земельные органы за это дело не
возьмутся как следует быть — по-больше-
вистоки-—их сурово’ будет карать правя-
тельство.

Ш. 0 СОЧЕТАНИИ В АРТЕЛИ
ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ KOJIXO3HUKOB
С ИХ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ.

Товарищ Сталин на первом с’езде кол-
хозников-ударников говорил 0 маленьком
недоразумении © колхозницами. Дело шло

о корове. Это было в начале 1930 года. Мы.

это недоразумение уладили, Вопрос был
разрешен по инициативе товарища Стали-
на. Тогда в Примерном уставе сельскохо-
зяйственной артели было записано: каж-
дому колхозному двору разрешается иметь
одну корову в личном пользовании.

С тех пор накопился огромный опыт кол-
хозного строительства. Окрепла обществен-
ная основа производства в колхозах.

Второй ©’езд колхозников-ударников с9-

бралея через год после семнадцатого пар-.

тийного с’езда. В своей речи на партий-
ном ‚с’езде , товарищ Сталин показал, что
сельскохозяйственная артель именно потому
стала основной формой колхозного движе-
ния, Что она правильно сочетает личные
бытовые интересы колхозников с их 06-
щественными интересах. г
На заседании комиесии второго с’езда
колхозников-ударников товарищ Сталин
снова с Ленинской прямотой и ясностью
показал, что артель не отрицает личных
интересов колхозников. В артели с0ч9-
таются личные интересы колхозников с
общественными. Артель постепенно и тер-
пеливо приспособляет личные интересы
колхозников к общественным интересам,
но считается с ними. Товарищ Сталин на
комиссии с’езда сказал так:
«Еспи вы хотите укрепить артель,
если вы хотите иметь массовое колхозное

если вы. этого хотите добиться, — вы
при нынешних условиях должны обяза-
тельно учесть, кроме общих интересов
колхозников, их личные ийтересы».
Исходя из этого, товаринг Сталин попра-
вил ряд колхозников-передовиков, которые
требовали покрепче зажать приусадебную
землю или личный скот в колхозных дву-
рах. Товарищ Сталин крепко поспорил ©

в этом случае они отражали настроение
и требование не всей колхозной массы,
не большинства ее, а лишь передовиков—
меньшинства: -

«Вы нисколько не учитываете личных

` интересов колхозников, когда вы гово-

рите, чтобы не больше одной десятой
части гектара приусадебной земли дать
колхознику. Некоторые думают, что но-
рову нельзя давать, другие думают, что
свиноматку нельзя давать. И вообще вы
хотите зажать колхозника. Это дело не
выйдет. Это неправильно».

‘«Вы пюди передовые. Я понимаю, что
вы очень заботитесь о’ колхозном строе,
о колхозном хозяйстве, Но разве. все
нопхозники такие, как вы? Вы же мень-
шинство в колхозах. Большинство не-
сколько иначе думает. С этим. надо
считаться, или нет? Я думаю, что надо
считаться». 3

Начнем с вопроса о’ размерах приусадеб-
ной земли. Примерный устав сельскохозяй-
ственной артели предусматривает. выделение
в личное пользование каждого колхозного
двора из обобществленных земельных уго-
дий по небольшому участку. в виде. при-
усадебной земли (огород, сад). Таково общее
правило, устанавливаемое Примерным уста-
вом. Когда же Примерный устав переходит
к вопросу о ‘том, что собой предетавляет
этот небольшой участок в’ различных ус-
ловиях, то он намечает различные‘ разме-
ры для разных районов. ;
Под Ленинградом или под Москвой отве-

движение, которое должно охватить MHT~
лионы дворов, а не единицы и сотни,

«Если у вас в артели нет еще изоби-
лия продуктов и вы ‘не’ можете ‘дать от-
дельным копхозникам, их семьям, все,
что им нужно, то колхоз. не  можег
взять на себя, чтобы и общественные
нужды удовлетворять и личные, Тогда
лучше сказать прямо, что вот такая-то
область работы общественная, а такая-
то — личная. Лучше’ допустить прямо,
открыто и честно, что у колхозного дво-
ра должно быть свое личное хозяйство
небольшое, но личноеХ Лучше исходить
из того; Что есть артельное хозяйство,
общественное, большое, крупное и ре-
шающее, необходимое для удовлетворе-
ния общественных нужд и есть наряду
с ним небольшое личное хозяйство, н8-
обходимое для удовлетворения личных
нужд колхозника. Коль скоро имеется
семья, дети, личные потребности и лич-
ые вкусы, то с этим нельзя не счи-
аться, И вы, не. имеете права не счи-
аться с личными бытовыми интересами
слхозников. Без этого невозможно
креплять колхозы. Сочетание личных
интересов колхозников с общественны-
и интересами колхозов—вот где ключ

Так вождь трудящегося народа товарищ

лин учил колхозников-передовиков ру-
ководить колхозными массами, вести кол-
хозные массы вперед, укреплять колхозный
строй. Товарищ Сталин требовал от пере-
довиков не отрываться от масе, не порож-
дать ненужного и совершенно излишнего
недовольства, а учитывать настроения и
запросы масс, как это всегда делал Ле-
HHH:

«Тут надо считать не до тысяч, как в
сущности считает пропагандист, член
мапенькой группы, He руководившей
еще массами; тут надо считать миллио-
нами и десятками миллионов. (Ленин,
т. ХХУ, стр. 230).

Исходя из указаний товарища Сталина,
Колхозный с’езд записал в Примерном уста-
ве, как укреплять общественное хозяйство
в артели — эту основу самого существова-
ния колхозов и их роста. Наряду с этим
Устав. определил размеры личного хозяй-
ства колхозных дворов: размеры приусадеб-
ной земли и количество скота в личном
пользовании колхозных дворов.

Другая сторона дела, которая получила
необычайно яеное выражение. на этом с’ез-
де, заключается в том, что СССР-—огромная
страна; одна шестая ‹ часть мира, #
условия в различных частях нашей страны
самые разнообразные. Если бы Примерный
устав не учитывал особенностей и интере-
сов разных районов, то он не мог бы стать
Примерным уставом сельскохозяйственной
артели для всего СССР. Дело идет не только
0б учете особенностей областей или краев,
или республик при проведении какого-ня-
будь общего мероприятия. Так же стоит. во-
прос о руководстве районами’ со стороны
области, о руководстве колхозами со: сторо-
ны района.

1) 0 РАЗМЕРАХ ПРИУСАДЕБНОЙ ЗЕМЛИ.

сти колхозному двору в ‘6го личное поль-
зование четверть тектара приусадебной
земли будет вполне достаточно. На четвер-
ти гектара он сможет удовлетворить свой
частный интерес без ущерба интёресу об-
щественному. Но`ебли под Ленинградом или
Москвой колхозному двору _ выделить в
личное пользование гектар. пли даже пол-
гектара приусадебной земли под огороды,
то наверняка такой колхозник наплюет нз
общественное хозяйство, ибо он в нем нуж-
даться не будет.

Попробуйте на Кубани отвести колхоз-
ному двору четверть гектара или даже пол-

— ROAXOSHHIN

LIH BHI1(6) Tos. AHOBJIEBA Я. А.
ИНЫХ АНТИВАХ.

подсобное добавочное личное  животновод-

товарищ Сталин еще раз учит нас— работ-

по-уравниловски, а с учетом

хозяйстве, будь то зерновой, свекловичный.
льняной, картофеле-овощной или хлопковый
район. Земледелие здесь требует от колхоз-

42 МАРТА 1935 Г., №70 (6316)

-УДАРНИКОВ,

гектара приусадебной земли. Колхозник бу-   Здесь надо давать, по крайней мере, полгек-

дет готов рассориться с вами всерьез и бу-
дет прав по-своему. Полгектара у него’ не-
редко занимает только один сад. Там до сих
пор немало таких колхозных дворов, ко-
торые имеют по два гектара приусадебной
земли. Это недопустимо много. Это превра-
щает колхоз для таких колхозников лишь
В способ обманным путем пользоваться
колхозными льготами. Но определить раз-
мер приусадебной земли на Вубани в чет-
верть или даже в половину гектара также
нельзя. Тогла нужно’ будет забрать часть
сала у колхозного двора, не говоря уже о
том, что у него в этом елучае не останется
земли для посадки овощей, картофеля или
корнеплодов для скота. здесь, очевидно, на-
до положить на колхозный двор гектар
приусадебной земли.

Если взять районы Узбекистана, где при-
усадебная земля поливная, то четверти тек-
тара приусалебной земли хватит вполне.
Колхозник сможет обеспечить себя овоща-
ми, дынями и скот кормами. Но есть та-
кие районы Узбекистана, где приусадебная
земля не поливная. Если вы здесь колхоз-
ному двору отведете четверть гектара при-
усадебной земли, то он взвоет TAK, что в
Москве будет слышно. И правильно. сделает.

тара. :

а районы Холмогорокий или Bo-

логодекий, Северного края. Тут исстари

очень развито животноводство, поэтому чет-
верти гектара здесь нехватит для приуса-
дебной земли в колхозном дворе. Ясно, что

в Заволжье, где климат засушливый, надо

положить гектар приусадебной земли на

колхозный двор, & в Воронежской и Вур-
ской областях—от 14 д №, омотря по
условиям района.

Bee это, по предложению товарища Ста-
лина, учел второй с‘езд колхозников-удар>
ников. С’езд отказался всю нашу страну ме-
рать на один аршин и определил для раз-
ных районов различные размеры приусадеб-
ной земли.

В Примерном уставе сказано:

- «Размеры приусадебной земли, нахо-
дящейся в личном пользовании KONX03-
ного двора (не считая земли под жилыми
постройками), могут колебаться от \
гектара до 35 гектара, а в отдельных
районах—до 1 гектара в зависимости от
областных и районных усповий, устана-
вливаемых наркомземами союзных респу-
блик на основе указаний  Наркомзема
Союза’ ССР». (Из пункта 2 «Примерного
устава»).

2) РАЗМЕРЫ ЛИЧНОГО 2KHBOTHOBO ACTBA
ima B KOAXO3HbIX ABOPAX.

Наряду с основным и главным-—колхоз-
ными животноводческими фермами—яе0бхо-
димо в каждом колхозном дворе развивать

ство. Оно должно удовлетворять личный ин-
терес колхозников. В отношении количества
скота в личном пользовании колхозных дво-
ров имеется еще большее разнообразие ме-
жду районами, чем в отношении размеров
приусадебного участка. На этом примере

хозяйства и
руководить. не
особенностей

ников различных отраслей
управления—тому, чтобы

различных районов.
Возьмем любой земледельческий район,
где земледелие играет решающую роль В

ника огромной части его рабочего времени.
Земля в этих районах наиболее распахана.
Под паллней находится большая часть земли
й только незначительную часть занимают
сенокосы и выгона. В этих районах должна
быть установлена норма личного владения
скотом колхозными дворами меньшая, чем

В районах животноводческих. Если бы МЫ

определили в этих районах ту норму лич-
ного владения скотом, которую определяем
для животноводческих районов, то заведомо
подорвали бы земледелие и подрубили бы
тот корень, которым питается в сельскохо-
зяйственной артели все—и основное обще-
ственное хозяйство и добавочное личное хо-
зяйство колхозного двора. Вместе с тем нор-
ма скота в личном владении колхозного дво-

ра в этих земледельческих районах увели-

чена ‘против того, что предусматривалось
прошлым Приамерным уставом 1980 года.
На это мы смогли’ пойти потому, что по
сравнению с прошлыми тодами ныне оБреп-
ла общественная  собетвенность — основа
колхозного производства. Некоторое увели-
чение нормы личного влаления скотом кол-
хозными дворами, без ущерба обществен-
ному производству, даст законное удовлетво-
ение личного интереса «добросовестного
колхозника. Колхозник может здесь за счет
олучаемых по трудодням зерна и кормов
4бзавестись большим количеством скота.
Чем это предусматривалось прошлым При-
мерных уставом. Вот почему в новом При-
ерном уставе по вопросу 0 количестве
Чкота в личном пользовании каждого кол-
Чозного двора в земледельческих районах
сказано так: ;

«Каждый колхозный двор В ЗЕРНО-
ВЫХ, ХЛОПКОВЫХ, СВЕКЛОВИЧНЫХ,
‚ ЛЬНЯНЫХ, КОНОПЛЯНЫХ, HKAPTO-

ФЕЛЕ-ОВОЩНЫХ, ЧАЙНЫХ aH ТАБАЧ-
НЫХ РАЙОНАХ может иметь в пич-
ном пользовании корову, Ao. 2 го-
лов молодняка рогатого скота, 14 сви-
номатку с приплодом или, если правле-
ние колхоза найдет необходимым, 2 сви-
номатки с приплодом, до 10 овец и коз
вместе, неограниченное количество пти-
цы и кроликов и до 20 ульев». (Из пунк-
та 5 «Примерного устава»).

Иначе дело обстоит в земледельческих
районах с развитым животноводством. Возь-
мем районы Барабинекой степи Западню-©и-
бирекого края. Это районы земледельческие.
Олнако и животноводство, в силу. благопри-
ятных природных уеловий и десятилетиями
сложившегося людского опыта играет’ здесь
большую роль. Это — исстари сложившие-
ся районы товарного маслоделия. Здесь под
пашней от 14 до № земли. Сенокосы и вые
тоны превышают палиню по своим размерам.
Таких районов не мало в нашей  страве,
тлаюныем образом, на, севере и востоке. В ним
относятся еще, например: Приалтайские
районы того же Западно-Сибирского края,
Иптимокие м Тобольские районы Омской 0б-
ласти ит. д. Для этих земледельческих рай-
онов с развитым животноводством Примеэ-
ный устав предусматривает норму скота в
личном пользовании колхозных дворов в ча-
CTH коров, свиней, овец и коз, примерно в
два раза превышающую норму основных
земледельческих районов без развитого жи-
вотноводства. В Примерном уставе сказано
Taki;

«Каждый колхозный двор В ЗЕМЛЕ-
ДЕЛЬЧЕСКИХ РАЙОНАХ С РАЗВИТЫМ
ЖИВОТНОВОДСТВОМ может иметь a
личном пользовании 2—3 коровы и кро-
ме того  молодняк, от 2 до 3 свиноматок
с приплодом, от 20 до 25 овец и коз вме-
сте, неограниченное количество пгицы и
кроликов и до 20 ульев. К этим районам
относятся, например: земледельческие, не
смежные с кочевыми, районы Казакста-
на, полесские районы Белоруссии, Черни-
говской и Ниевской областей Украины,
районы Барабинской степи и Приалтай-
ские районы  Западносибирского нрая,
Ишимская и Тобольская группы районоз
Омской области, горная часть Башкирии,
восточная часть Восточной Сибири, зем-
педельческие районы Дальневосточного
края, Вологодская и Холмогорская труп-
пы районов Северного края», (Из пункта
5 «Примерного устава»).

В старом Примерном уставе сельскохо-
зайственной артели 9TH земледельческие
районы с развитым животноводством не бы-
ли выделены в особую группу. Это был
крупный недостаток старого  Примерного
устава, который теперь исправлен.

Иначе дело обстоит в  снотоводческих
районах Казакстана, смежных с кочевыми
районами, в Калмыцкой степи, в горных
районах северокавказских автономных pet-
публиь, а также в закавказових 6©003-
ных республиках, в Хажассии м некоторых
других районах. В Хакассии пашня соета-
вляёт едва № часть всей земли. Здесь
пашня в несколько раз меньше сенокосов и
выгонов. Земледелие играет небольнтое нод-
собное значение. Решающую роль играет
животноводство. Огромное количество кол-
хозов с полукочевым животноводством. В
горных районах Кавказа, например, как
правилю. колхозы и колхозники. на зиму
стягивают скот вк местам своих поселений,
а с весны до поздней осены кочуют 60 ско-
том по прекрасным пастбищам Вавказекого
хребта. Этим районам устанавливается для
личного владения колхозныхи дворами нор-
ма по коровам и овцам, примерно в два, ра-
за выше той, которая установлена для зем-
ледельческих районов с развитым живот-
HOBOACTBOM.

В Прямерном уставе сказано так:

«Каждый кслхозный двор В РАЙО-

НАХ НЕКОЧЕВОГО И ПОЛУКОЧЕВОГО

ЖИВОТНОВОДСТВА, ГДЕ — ЗЕМЛЕДЕ-

ЛИЕ ИМЕЕТ НЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ,

А ЖИВОТНОВОДСТВО ИГРАЕТ РЕША-
`ЮЩУЮ РОЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕ, может

иметь в личном пользовании от 4 до 5

коров и кроме того молодняк, от 30 до

40 овец и коз вместе, от 2 до 3: свино-

маток с приплодсм, неограниченное. ко-

личество птицы и кроликов, до 20 ульев,

а также по одной лошади или по одной

кумысной кобылице, или по 2 вёрблюда,

или по 2 оспа, или по 2 мула. К этим
райснам относятся, например; скотовод-
ческие районы Назакстана, смежные $
кочевыми районами Казакстана, живот-
новодческие районы Туркмении, Таджи-
кистана, Кара-Калпакии и Киргизии,
_ Ойротия, Хакассия, Западная ‘часть Бу-
рято-Монголии, Калмыцкая автономная
обпасть, горные районы Дагестанской

ACCP, Чечено-Ингушской, Кабардино-

Балкарской, Карачаезской и Осетинской

автономных областей Северного Кавказа,

а также горные районы Азербайджан-

ской, Армянской и Грузинсной ССР».

(Из пункта 5 «Примерного устава»).

Наконец, возьмем кочевые районы Ка-
закстана,  Бурято-Монголии, — Нагайский
район. Здесь дело обстоят опять-таки сов-
сем по-другому. В казакетанских кочевых
районах пашня составляет меньше 2% we-
пользуемой земли, сенокосы и те. соста-
вляют лишь 2% используемой земли. По-
давляющая часть земли находится под вы-
гонами. Здесь земледелие не имеет почти
никакого зпачения, & животноводство яв-
ляется всеоб‘емлющей формой. хозяйства.
Жолхозники здесь вынуждены Bee продо-
вольственные продукты, кроме мяса, поку-
пать на стороне. Ясно, что нельзя их ме-
рить той же меркой, как районы земледель-
ческие или даже как районы полукочевого
животноводства. Тут своя мерка нужна,
если мы хотим исправить ошибки, которые
допускали в этих кочевых районах неред-
ко местные товарищи, увлекаясь переводом
кочевников на оседлость без заблаговре-
менной подготовки земледельческой базы
и оседлого жилья. В этих районах для кол-
хозных дворов устанавливается норма
личного владения коровами вдвое большая,
чем лля районов некочевого м полукоче-
вого животноводства, а.по овпам и козам
лаже в 3—4 раза большая. Злесь кроме
того. допускается иметь в личном подьзо-
ваним колхозного двора до 10. лошадей; от
5 до 8 верблюдов. В кочевых районах ло-
ша и верблюд составляют в значитель-
ной мере часть домашнего хозяйства ко-
чевника. (Кибитка, передвигающаяся  не-
прерывно по беспредельным пространствам
казакских засушливых степей). Вот поче-
му в Примерном уставе сказано так:

«Каждый колхозный двор В РАЙО-

НАХ КОЧЕВОГО ЖИВОТНОВОДСТВА,

ГДЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ НЕ ИМЕЕТ ПОЧТИ

НИКАНОГО ЗНАЧЕНИЯ, А ЖИВОТНО:

ВОДСТВО ABNAETCA ВСЕОБ’ЕМЛЮ-
WEA ФОРМОЙ ХОЗЯЙСТВА, может

иметь в личном пользовании от 8 до 10

коров и кроме того моподняк, 100—150

овец и коз вместе. неограниченное коли-

чество птицы, до 10 лошадей, от 5 до 8

верблюдов. К этим районам относятся,

например: кочевые’ районы Казакстана,

Нагайский район, кочевые райсны Бу-

рято-Монголии». (Из пункта 5 «Пример»

ного устава»).

Особо в птице и кроликах. Никаких ог-
раничений размеров личного владения кро-
ликами и птицей новый Поимерный устав
не намечает ни в каких районах. Мы отка-
зываемся считать у колхозницы какое ко-
личество птицы и кроликов она развела. —
пусть разводит ‘побольме, — от этого бу-
дет только польза государству, колхозам,
колхозникам и рабочим.

Значит, дело с развитием животновод-
ства в новом Примерном уставе сельскохо-
зяйственной артели обстоит следующим 0б-
разом:

Примерный устав ` предусматривает обя

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА
тов. Я. А. ЯКОВЛЕВА СМ. НА 3-й стр.

=>

©

Pi

eee