12 МАРТА 1935 Г., № 70 (6316)

п

РАВДА.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА тов. Я. А. ЯКОВЛИ

занность каждой артели организовывать
смешанную  животноводческую товарную
ферму, а в случае наличия большого кола-
чества скота, несколько специализирован-
ных животноводческих товарных ферм.
Примерный устав разрешает в колхозах,
где имеются крупные животноводческие
фермы, где имеется достаточное количество
земель, прикреплять вк фермам специальные
участки земли для посева кормовых куль-
тур. Наряду с развитием общественного

3) ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛОШАДИ ДЛЯ ЛИЧНЫХ НУЖД
KOAXOSHHKA.

Очень важным вопросом почти в кажлой

‚артели является вопрос 06 использовании

хозником общественной лошади для лич-
вых нужд. Внесенный на рассмотрение
©’езда колхозников проект Примерного уста-
ва ‹ельскохозяйственной артели обязывал
правление артели выделять в случае необ-
ходимости несколько лошадей для обелужи-
вания личных нужд колхозников. Казалось
бы, злесь дело обстоит совершенно ясно:
заболел кто в семье колхознарка, или на ба-
зар надо с’ездить, — необходимо для это-
го получить лошаль в правлении. Свадьбу
надо справить — нельзя же не прокатить
молодых и гостей по селу на лошадях. Воз-
ражений против этого предложения не бы-
ло с трибуны с’езда, но в частных беседах
среди делегатов шли по этому вопросу гора-
чие споры. Иные говорили примерно так:
пусть он (т. е. койхозник), если ему лошадь
нужна на базар, наймет у кого хочет, хоть у
елиноличника, почему я должен ему предо-
ставлять в пользование общественную J0-
шаль? А многие ничего не говорили, но
так поступают на практике в подобных елу-
Чаях. Это неправильно. Мы таких людей
должны поправить, чтобы они зря не драз-
нили колхозника. Но мы должны также

‘сразу ударить и по тем людям, которые го-

товы понять новый Нримерный устав про-
¢T0: вали на бубенцах, кати кто хочет на
общественных лошадях и когда хочет — и
в посевную, и в уборку. Мы тут сразу на
два фронта бъем.

4) О НЕДЕЛИМЫХ

Четвертый важный вопрос, где Пример-
ный устав рассматривает сооФношение 0б-
щественного и личного интереса в артели,
—9т0 вопрос о размере ежегодных отчис-
лений в неделимые фонды колхоза: на 119-
купку мапеин, расплату с долгами по сель-
скохозяйственному кредиту, закушку Ma-
териалов для новых построек и тому ш-
добное. По этому вопросу сначала pasro-
релея горячий снор со многими председате-
лями колхозов. Дело в том, что Примерный
устав предусматривает ограничение еже-
тодных отчислений на пополнение нехети-
мых фондов размерами ®т 10, но не свыше
20% денежных доходов артели. Это мень-
ше того, что обычно. отчисляетея теперь в
колхозах на строительство и покупку ма-
шин. На примере т. Короткова, с которым
мне ‘припьюсь поспорить на с’езде, лучше
всего зилно, в чем тут дело. Тов. Коротков—
председатель одного из лучиих колхозов
нашей страны, опытный руководитель кол-
хозного производства. Его колхоз в прошлом
голу большую часть денежных средств
артели использовал для строительства, на
покупку машин и жеребца. Построил он
действительно исключительно много. Но он
же никак не может понять, что нехорошо
у него вышло, когда он большую часть де-
нежных доходов артели загнал на строи-
тельство, & на трулодень колхознику выдал
только 37 копеек.

Мы понимаем таких людей. Мы их лю-
бим за те. что это люди, которые всю жизнь
тотовы отдать за интересы общественного
хозяйства. Такие люди двигают вперед 9б-
щественное дело. Но тем более мы обязаны
предупредить этих людей: не загибайте, не
забегайте вперед, сочетайте общественный
интерес с личным интересом колхозников.
Примерный устав сказал всем колхозам: мы
ограничиваем вас в деле общественной
стройки двадцатью процентами денежных
доходов. Мы это делаем потому, что хотим и
конюшни, и клубы, и коровниви строить
(только не. обязательню все’ построить В
один гол), но и колхознику обеспечить все
растущий не только натуральный, но и де-
нежный доход на трудодень. Если же вы,
дорогие председатели, хотите строить боль-
ше стройте, путь в этому вам не закрыт.
Добейтесь того, чтобы денежных доходоЕ в
артели было больше, заведите побочные от-
расли хозяйства, побольше произволихе то-
варов, побольше их продавайте. Тогда 10—
20% от денежных доходов артели будет
уже не мало. Тогда хватит денег и на по-
стройку конюшен и ва выдачу по трудо-
ДНЯМ. ,

Вот почему Примерный устав сельскохо-
зяйственной артели говорит, что из получз-
емых доходов артель:

«пополняет недепимый. фонд артели
для понупки сельскохозяйственных ору-
дий и скота, оплаты строительных мате-
риалов, расплаты с рабочими, привлеказ-
мыми на строительство со стороны, ДЛЯ
очередного взноса сельскохозяйственно-
му банку по долгосрочным кредитам, при-
чем отчисление на пополнение недепи-
мых фондов производится в размере от
19, но не свыше 20 процентов денежных
доходов артели». (Из пункта 12, подпунят
«д» «Примерного устава»).

Таким образом, и в деле отчисления в не-
делимые фонды Примерный устав сочетает
интересы общественные и личные так, что-

животноводства в колхозах, что. является
главным, ‘Примерный устав для различных
районов нашей страны предусматривает
в строго ограниченных размерах нормы
личного владения скотом в колхозных дво-
рах.

Каждый район найдет себя в этом Пра-
мерном уставе. В этом сила нового Пря-
мерного устава сельскохозяйственной `ар-
тели.

Для того, чтобы избежать разбазаривания
лошадей без нужды, с’езл принял поправ-
ку, которая хорошо раз’яснила дело. По-
правка состояла в том, что лошадь для лич-
ного пользования отпускается за плату.
Это значит: если келхознику нужно 110-
ехать на базар или справить свадьбу, —
пожалуйста, получай общественную  л0-
шадь в свое пользование. Но для того, что-
бы счет был и лошадей без толку не гоня-
ли, чтобы не получилось так, что иной на-
хал или кум председателю ездит на 00-
щественных лошадях через день без нуж-
ды, а тот’ кто поскромнее не пользуется.
лошадью ни разу в год, несмотря на острую
нужду, — Примерный устав предусматри-
вает плату за пользование общественными
лошадьми. Само собой разумеется, что пла-
та за пользование лошадьми должна быть
умеренная, или натурой или деньгами, как
это удобнее колхозникам в том или ином
районе. В Примерном уставе  сельско-
хозяйственной артели по этому вопросу
сказано так: : :

«Из обобществленного рабочего скота
правление артели . в случае необходи-
мости выделяет несколько лошадей ana
обслуживания за плату личных нужд
членов артели». (Из пункта 4 «Пример-
ного устава»).

Вот как разрешает Примерный устав во-
проб о соотношении общественного и лич-
ного интереса колхозника на примере поль-
зования ‘общественными лошадьми для лич-
НЫХ НУЖД.

ФОНДАХ АРТЕЛИ.

бы обеспечить целиком общественный инте-
рес, но чтобы вместе с тем это не вызвало
лишних и ненужных споров с колхозника-
ми, лишнего и никому ненужного недоволь-
ства колхозников.

В заключение этой части доклада я дол-
жен добавить вот что. Почему мы могли
пойти в 1935 году на некоторое увеличение
количества’ скота в личном пользовании
колхозного двора? Ответ на этот вопрос со-
вершенно ясен. Мы смогли на это пойти
именно ‘потому, что окрепла общественная
основа колхозного производства — yKpe-
плена колхозная общественная  собствен-
ность. Если бы в 1930 году мы определили
колхозному двору такую норму личного вла-
дения скотом, которую Примерный устав

намечает теперь, мы погубили бы колхо-  ’

зы, — мало кто выходил бы на обществен-
ную работу. Другое дело — теперь. Колхо-
зы окрепли, встали на ноги, от распределе-
ния доходов по едокам перешли к распреде-
лению доходов по трудодням. Основная мас-
са колхозников поняла, что назад к едино-
личному хозяйству нет дороги. С помощью
передовых колхозников мы отстояли колхоз-
ную собственность от кулацкого натиска
1932 года. Миллионы колхозников поняли
на примере своей жизни, что крупное об-
щественное хозяйство, если честно рабо-
тать. дает больше дохода чем единоличное.
В сознание миллионов колхозников внедри-
лось понимание того, что общественная с0б-
ственность священна и неприкосновениа.

Вот почему именно теперь стало возмож-
ным допустить некоторый рост количества
скота в личном владении колхозных дворов,
но в пределах строго ограниченных в зави-
симости от различных районных условий.

Наконец, еше один практический вопрос.
Примерный устав предоставил право каж-
дому колхозному двору иметь в личном
владении определенное количество екота;
любой колхозник подечитает, сколько нуж-
но для этого зерна. А откуда это зерно
взять? Серьезный источник для прокорм-
ления скота только один — общественное
артельное хозяйство. Примерный устав го-
ворит  колхознику: «Ты хочешь иметь
свинью с поросятами, — Устав тебе идет
навстречу — разволи! Но учти заранее,
что этого ты достигаешь только в том слу-
чае, если общественное хозяйство укре-
пишь, если трудолней к примеру выра-
ботаешь не 200, как в прошлом году, а
300, если на трудодень получишь не 3—5
килограммов хлеба как в проиылом году,
а 8—10 килограммов».

Это надо намотать нА Ye тем людям,
которые в колхозе добиваются 3—5 кило-
траммов хлеба на трудодень и носятея
после того трубой по всему району с кри-
ком: мы победили, у нас 3 кило на тру-
додень. (0 том они не думают, что 3 KHAO
хватает для того, чтобы прокормить людей,
но нехвалит для того, чтобы прокормить
свиней и птицу. а

Значит, с какого боку к  колхозному
делу ни подходи, какой вопрос обществен-
ного или частного интереса колхозника ни
рассматривай, прежде всего надо помнить
об общественном хозяйстве, прежде всего
надо крепить общественную собственность,
свято беречь ее, честно работать, — здесь
корень зажиточной и культурной жизни
колхозника, здесь источник его благосо-
стояния.

1/. 0 ЧЛЕНСТВЕ В АРТЕЛИ.

1) НЕСОЗНАТЕЛЬНЫХ—СДЕЛАТЬ СОЗНАТЕЛЬНЫМИ.

Есть колхозники несознательные. В них
еще крепко сидит ` вчерашний  единолич-
ник. Они нерадивы в работе. Они не вы-
полняют норм выработки. При первом зев-
ке бригадира они норовят прогулять рабо-
чий лень. Как с ними быть? Часто таких
людей сразу выкидывают из колхозов.
Факт, что за последние два года из колхо-
зов исключены сотни тысяч колхозников.
Среди них часть  неисправимых врагов
колхозов, но часть людей несознательных,
не привыкших еще к общественному тру-
ду. Правильно ли будет, если этих несо-
знательных мы будем сразу вышибать из
колхозов, не попытавшись их исправить?
Конечно, неправильно. é

С точки зрения чиновника сразу выши-

`бить из колхоза малосознательного легче,

чеи исправить его. Однако мы не можем
исходить из интересов чиновничьего удоб-
ства.

Мы обязаны напомнить многим из тех
хороших председателей колхозов, которые
в отношении малосознательного колхозника

ют одно средство — исключение, мы
олжны наломнить им 0 том, что они
сами еще только 4—5 дет назад были
единолячниками. В четыре—пять лет кол-
хозный строй превратил их в передовых
бойцов за колхозное дело. Если бы рабоче-
крестьянское государство 4—5 лет назад
сочлю нынешних колхозных передовиков без-
надежными людьми, мы никаких колхозов
теперь не имели бы. Значит—и теперепенгям
передовикам в колхозах нужно проявить п9-
больше терпения к несознательным: ‘попы-
таться их исправить, внушать им, как в
колхозе нужно работать, а если не вы-
шло —— перейти к мерам наказания и лишь
безнадежных и неисправимых — исклю-
чать. Е
Из  миллионов еще. имеющихся малосоз-
нательных колхозников мы сможем создать
и создадим, если будем работать по-ленин-
ски, по-сталински, сознательных участни-
ков социалистического общества. Надо толь-
ко понимать, что этого не сделать сразу.
Елиноличное хозяйство существовало ты-

сячи лет. Подавляющее. большинство колхо-
зов существует только 5 лет. Как же мож-
но думать, Что все нынешние колхозняки
уже стали сознательными участниками с0-
циалистического общества? Ясно, что тут
еще много лет придется поработать, чтобы
перевоспитать людей. А если тут действо-
вать только способом исключения ‘из кол-
хоза, то только напортишь дело.

Вот какие меры внушения и исправления
и наконец взыскания и наказания пред-
лагает применять Примерный устав, сель-
скохозяйственной артели в отношении тех
колхозников, которые пока еше являются
малосознательными: ;

«За бесхозяйственное и нерадивое от-
ношение к общественному имуществу, за
невыход без уважительных причин. на
работу, за недоброкачественную работу
и за другие нарушения трудовой дисци-
плины и устава правление налагает на
виновных взыскания, согласно правилам
внутреннего распорядка. например: перс-
делать недоброкачественную работу без
начисления трудодней; предупреждение,
выговор, порицание на общем собрании;
занесение на черную доску; штраф в раз-
мере до 5 трудодней; перемещение на
низшую работу; временное отстранение
от работы». (Из пункта 17 «Примерного
устава»)..

2) ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ КОЛХОЗА.

Но найдутся такие колхозники, которые
окажутся неисправимыми. Найдутся такие
колхозники, которых не исправят ни 0б-
щественные меры порицания, ни осужде-
ние со стороны всех честных членов ‘ар-
лели, ни штраф, ни перемещение на низ-
шую должность. Таких неисправимых при-
дется исключать из состава артели. 06 этом
в Примерном уставе сельскохозяйственной
артели говорится так:

«В тех случаях, когда все принятые
артелью меры воспитаныя и наказания
оказываются недействительными, в стно-

. шении неисправимых членов артели пра-
вление ставит перед общим собранием
вопрос об их исключении из артели», (Из
пункта 17 «Примерного устава»).

Если бы однако Примерный устав огра-
ничился только этим и не установил бы, в
каком порядке надо. проводить исключение
из колхозов, то он сделал бы только пол-
дела. Где речь идет о судьбе сотен тысяч
живых людей, мало установить общее пра-
вило: сначала —внуши, затем-—накажи, и
только после, если все это не поможет —
исключи! Нужно предусмотреть _подробко
все правила, как проводить исключение,
чтобы ‘не допустить злоупотреблений. Я
приводил на с’езде колхозников-ударников
пример того, как в колхозе «Червона Бе-
резина» исключили  колхозника Ивана
Шпака за критику председателя и притом
еще записали в протоколе: «исключить его
за недобрую работу, за кляузу всякого ро-
да с целью опорочить ту или иную 060-
бу». Видите, какие случаи бывают. Страна
y Hac большая, и отсталости еще не
мало. А то бывает нередко и так: поста-
новит председатель колхоза «исключить»—-
и готово, постановит ` сельсовет «искли-
чить из колхоза» — и готово, постановит
райком «исключить из колхоза» — UM DO-
тово!

Колхозов $ нас — 240 тысяч, люли
бывают в колхозах разные. Значит, нужны
строгие правила. Чтобы люди у нас не счи-
тали общественное дело государственной
важности своим домашним делом, вот ка-
кой порядок исключения из колхоза уста-
навливает Примерный устав сельскохозяй-
ственной артели.

Исключаль из состава артели можег
только общее собрание членов _ артели.
Исключение из состава артели каким бы
то ни было другим органом, буль то правле-
ние колхоза, буль то бельсовет, райиспол-
ком или райком, или уполномоченный
края, — не допускается. Если какой-либо
другой орган; «помимо общего-собрания чле-
нов артели, исключит ‘кого-либо из’ арте-
ли, то руководители будут виновны в пре-
вышении власти, в нарушении законов
SCCP.

Но этого мало. 06 ином человеке зани-
сано в постановлении, что ето исключило
«общее собрание», а на деле оказывается,
что в его исключении принимала участие
едва десятая часть членов артели. Это то-
же негоже. Личных счетов у людей, кото-
рые всю жизнь живут рядом друг е дру-
том; сколько угодно. Вот почему Иримерный
устав требует, чтобы на общем собрании,
которое принимает решение об исключении
из колхоза, присутствовало не менее двух
трезей членов артели.

У нас в первые тоды революции был
хороший обычай: в протоколе каждого со-
брания записывалось, сколько человек при-
сутствовало и сколько человек принимало
резолюцию. Неплохо было бы восстановить
этот обычай. Иной раз в протоколе пишут,
что на собрании присутствовалю две трети
членов, а еколько именно человек присут-
ствовало—в протоколе не затисывалт. Как
в этом случае проверить, присутствовало ли
действительно две трети, или это только
показалось секретарю собрания? Примерный
устав сельскохозяйственной артели преду-
смалривает, что в акте об исключении хол-
жно быть указано точно, сколько колхозни-
ков присутствовало на собрании.

И этого еще мало. Может быть и так:
в начале собрания присутствовало лействи-
тельно две трети, а вопрос 00 исключении
председатель отложил до конца собрания,
когда осталась одна четвертая часть членов.
Чтобы этого не было, Примерный устав
сельскохозяйственной артели требует запи-
си в постановлении 06 исключении точного
числа голасовавших.

Примерный устав предусматривает пра-
во исключенного обжаловать решение сво-
ей артели 06 его исключении в районный
исполнительный комитет советов, который
окончательно решает вопрос. Некоторые
председатели РИК’»в маленько обижены
этим решением: они-де занимаются важ-
ными государственными делами, утвержда-
ют посевной план колхозов, ликвилируют
прорывы, а вдруг колхозный Устав, утвер-
жденный Совнаркомом и ЦК ВКП(б), тре-
бует от президиума РИК’а рассмотреть
каждую жалобу исключенного из колхоза,

притом ге по бумаге, не через работника

Pai30, a самому непосредственно в при-
сутствии предселателя артели и` жалоб-
щика!

Конечно, это дело хлопотливое для мно-
гих РИК’ов. Но вместе с тем это дело
исключительно важное. Вопрос ведь идет о
судьбе человека. Кроме того, разбираясь до-
скональну в том, почему исключен тот или
иной человек из артели, иной раз. прези-
диум РИК’а сможет узнать правду о дей-
ствительном положении артели, загодя, &
не через месяп после прорыва, как это
чаще всего бывает.

Bor почему пою вопросу о том, как про-
волить исключение из колхозов, в Пример-
ном уставе сельскохозяйственной артели
сказано так:

«Исключение из артели может быть
произведено только по решению общего
собрания членов артели, на котором
присутствует не меньше двух третей об-
щего числа членов артели. В протоколе
общего собрания членов артепи обяза-
тельно указывается число колхозников,
присутствовавших на собрании, и число
голосовавших за исключение. В случае
обжалования чпеном. артели постановле-
ния об его исключении в районный ис-
полнительный комитет советов вопрос
решается окончательно президиумом
районного исполнительного комитета со-
ветов в присутствии председателя пра-
вления артели и жапобщика». {Пункт
8 «Примерного устава»).

Все это не значит, что надо снисходи-
тельно относиться к вору, который раехи-
щает колхозную собственность, к злодею,
который вредительствует по отношению к
колхозу. rie

Олно дело — перевоспитание несозна-
тельного или малосознательного, — здезь
Ленин всегда требовал и Сталин неизменно
требует со стороны руковолителей терие-
ния, выдержки и широкого применения ме-
тодов убеждения. Е

Другое лело — злодей, который в моло-
THIKY подбросил кусок железа или yrno-
бил лошадь. В отношении таких врагов
народа и Ленин всегда требовал и тоБа-
рищ Сталин требует от руководителей как
партийных, так и беспартийных величай-
шей бдительности и суровости. Здесь речь
может WITH лишь о наказании шо всей
строгости закона 0б охране общественной
собственности. Поэтому-то в Примерном
уставе сельскохозяйственной артели пред-
усмотрен следующий пункт:

«Всякое расхищение общественной
колхозной и государственной собствен-
ности, вредительское отношение к иму-
ществу и скоту артели и машинам МТС
рассматривается артелью, как измена об-
щему делу нолхоза и помощь врагам
народа.

Лица, виновные в таком преступном
подрыве основ колхозного строя, перз-
даются артелью в суд для напожсния
наказания ‘по всей строгости законов ра-
боче-крестьянского государства». (Пункт
18 «Примерного устава»).

3) КАК БЫТЬ С ЕДИНОЛИЧНИКАМИ?

Епиноличников в сельском хозяйстве
осталось еще немало. Их не менее 4 мил-
лионов дворов. Значит около 20 миллио-
нов крестьянского ° населения не вошло
еще в колхозы.

быть с ними? Волхозы очень Не-
охотно принимают. их в свой соетав,—-это
всем известно. Но никак нельзя считать,
что все эти миллионы люлей—пропалкие
для социалистической работы. Из них не-
мало тажих, которые, станут честными 23-
ботниками в совхозах и на заводах, не-
малая часть их пойдет в колхозы.

Можем ли мы помиритьея с тем, что
некоторые колхозы закрывают перед ними
двери? Не можем. У всех в памяти, с
какой ясностью товарищ Оталин на 1-м
колхозном с’езле высказался против того,
чтобы без разбору всем единоличникам 3а-
грывать лоступ в колхозы. Очень  Ччето
при вступлении в колхоз от единоличника
требуют, чтобы он сразу оплатил стоимость
лошади, которую он разбазарил года два
назад, и внес полностью семена. А это
ему непосильно. Тут уж отказывают еди-
ноличнику в приеме на «законных» OCHO-
ваниях. Чтобы поменьше было таких «за-
конных» оснований, Примерный устав пред-
усматривает, что колхозы обязаны оказать
честному елиноличнику известное снисхо-
ждение при его вотуплении в колхоз. Вот
что по этому поводу записано в Пример-
HOM уставе сельскохозяйственной артели:

«Крестьяне - единоличники, продавшие
своих лошадей в’ течение последних двух
лет перед вступлением в артель и не

/ имеющие семян, принимаются в артель
при усповии обязательства . внести из
своих доходов с рассрочкой до 6° пет
стоимость лошади и семена натурой».

(Из пункта 7 «Примерного устава»).

Помочь честным единоличникам `всту-
пить в колхоз 060бенно важно именно те-
терь. Ведь в 1935 году будет производить-
ся выдача колхозам актов на вечное поль-[
завание землей, & земли нескольких едино-!

личников нередко залтутывают границы зе-
млепользования колхозов.

Несколько слов о возможности приема в
колхозы бывших кулаков и дежей лишен-
цев. Старый Примерный устав—1930 го-
да-— отвечал нз этот вопросе одно: ни быв-
ших кулаков, ни детей лишенцев прини-
мать в колхоз нельзя. И это было совер-
пенно правильно.

Ели бы мы этого правила не преду-
смотрели в Примерном уставе 1930 го-
ла, кулаки здорово затрулнили бы укреп-
ление колхозов. Нробравшиеся в колхозы
кулаки и полкулачники еще в 1932 тоду
пытались взорвать колхозы изнутри. Мы
нанесли им удар  по-большевиетеки, мы
вышибли из колхозов и сурово наказали
многих кулаков, пробравшихся в колхозы,
чтобы там вредить.

Теперь, когда колхозы окрепли, Прирмер-
ный устав говорит колхозам: среди быв-
их кулаков есть, как показывает оЦыт
Беломорстроя, некоторая ‘часть. людей, ко-
торая исправилась и хочет честно радо-
тать в колхозе. Среди детей  лишениев
есть немало’ таких, которые уже в течение
ряда лет добросовестно работают на 00-
щественно-полезной работе. Таких людей,
конечно, с оглядкой и строгой проверкой,
чтобы под видом исправившихся не про.
лезли волки в овечьей шкуре, Примерный
устав разрешает принимать в состав чле-
нов артели. Вот что сказано по этому во-
просу в Примерном уставе сельскохозяй-
ственной артели: =

«В артель не принимаются кулаки и

все лица, пишенные избирательных прав.

ПРИМЕЧАНИЕ: Из’ ятия из этого пра-

вила допускаются: д

а) для тех детей лишенцев, которые

в течение ряда лет занимаются обще-

ственно-попезным трудом и добросовест-

но работают; -

6) для тех бывших кулакев и членов

их семейств, которые, будучи высланы

за противосоветские и противоколхозные

выступления, в местах новых поселений
в течение трех лет своей честной рабо-
той ‘и. поддержкой мероприятий совет-

B А о
ской власти показали, что они `исправи-

лись». (M3 пункта 7 «Примерного
устава»).

4) 0 ПОСТОЯННЫХ БРИГАДАХ.

Вы видите из этого. что одной из важ-

нейших задач Примерного устава являетея.

обеспечить устойчивость личного состава
колхоза, положить конец последним остат-
кам. текучести и одновременно ввести в
колхозы и перевоспитать еще оставшихся
трудящихся единоличников. Но обеспечить
устойчивость личного состава в колхозе —
это ‘еще далеко не все.

Бывает так, что в колхозе уже ‘2—3 го-
да сложился основной состав, а все же де-
ло не идет. Это чаще всего бывает в таких
колхозах, где колхозники не знают своего
места в колхозном производстве, где нет
бригад. .

Известно, что в старом Примерном уета-
ве — 1930 года — елово «бригада» даже
не упоминалось. Оно и понятно. Тогда, в
1930 году, Примерный устав  сельекохо-
зяйственной артелм обращался к крестья-
нам-единоличникам и товорил им: об’еди-
няйтесь, чтобы работать сообща, — работа
сообща в крупном общественном хозяйстве
выгоднее работы в одиночку в мелком хо-
зяйстве. Как построить работу в колхозе,

`чтобы не было обезличкы, этого еще никто

не знал. Опыта не было, — и в Примерном
уставе 0б этом ничего не было записано.

Теперь уже этим ограничиться нельзя.
Теперь колхоз, в котором люди работают,
не разбившись на бригады, где колхозник
не знает своего постоянного места в кол-
хозном производстве, — это уже колхоз
отсталый. из отсталых.

Поэтому новый Примерный устав гово-
PHT колхозам: чтобы извлечь всю выгоду
из работы сообща, из общественного про-
изводетва, надо весь молхоз разбить на
бригады (полеводческие и животноводче-
ские). Каждый колхозник должен знать; в
какой полеводческой или животноводческой
бригаде он состоит, на каком участке земли
или в каком  коровнике работает его

_—_\. ВОПРОСЫ

Вопросы управления рассматриваются в
Примерном уставе подробно как с точки
зрения производственных и культурных за-
дач артели (пункт 6-й). таки с точки
зрения обязанностей м прав различных ор-
танов управления (пункты от 19-го ло
25-10).

Все те, nro yntax IIpumepuniit yeras, 96-
ратили вероятно внимание на то, какое
большое место занято в Примерном уставе
перечислением основных производственных
и культурных задач артели. Почему так
подробно Нримерный устав останавливает-
сея на этах вопросах? Потому, что кресть-
янин, бедняк и середняк. искони в силу
условий своей жизни вынужден был удо-
влетворяться халым. И теперь в колхозах
нередко бывает так, что нынешний кол-
хозник. достигнув в колхозе урожаев, то-
варности и уровня жизни еередняпкого хо-
зяйства, готов этим удовлетвориться. Меж-
Ду тем с точки зрения рабоче-крестьянско-
го государства это совершенно недопустимо.
Прежний уровень — единоличника-середня-
ка — это уровень недостаточный и неудо-
влетворительный.

Огромные районы нашей страны почти
лишены садов. Нужда в деревне была та-
кая, и взаимная злоба из-за общей нужлы
была так велика, что посаженную на уеаль-
бе яблоню кто-либо обычно ломал еще до
того, как она начинала приносить плоды.

В нашей стране имеются десятки тысяч
прудов, которые могли бы давать миллионы
пулов рыбы. Лля того, чтобы пруд очистить
и завести в нем рыбу, требовалась общая
работа всего села. А разве можно было на-
ше село поднять на’ общую работу, когда
люди жили по пословице: человек челове-
KY — ВОЛК.

На огромных просторах нашего Заволжьл,
юго-западной части Сибири, в Сальских

2) КУЛЬТУРНЫЕ

Тот же пункт 6-й Примерного устава
подробию рассматривает те культурные за-
дачи, которые стоят перед артелью. Дело
идет о том, что зажиточная жизнь — это
не значит только сытая жизнь. Зажиточ-
ная жизнь — это значит и сытая и куль-
турная жизнь.

Добиться зажиточной жизни — это зна-
чит добиться и обилия продуктов и на-
стоящей культуры.

Культура нашей деревни пока-что тако-
ва, что бороться приходится за самое про-
стое.

Много ли у нас деревень, станиц, хуто-
ров, кишлаков и аулов, где имеется па-
рикмахерская? А колхозник не хочет быть
похожим на заросшего волосами старого
единоличника. ; :

Много ли у нас деревень, станиц, ху-
торов, кишлаков и аулов, где имеются на-
стоящие бани? А колхозник хочет к воскре-
сенью помыться в бане, как в городе. `

Многие колхозы завели полевые станы
Много ли у нас колхозов, где эти станы
светлые и чистые, где они не похожи на
худшие ночлежки вповалку? Колхозник,
который проводит в поле с весны до осени
день и ночь, хочет пообедать, хочет по-
спать в чистом и светлом стане.

Много ли у нас деревенских улиц, где
можно пройти весной и осенью, не увязнув
в грязи? А передовой  колхозник хочет.
чтобы его улица была похожа на город-
скую. ‘`

Много ли у нас деревенских улиц, .06б-

саженных деревьями? Их можно насчитать  -

единицы. Город обсаживает свои улицы ле-
ревьями. Неужто этого не захочет сделать
колхоз, ечитающий себя передовым?

За создание клубов, библиотек и читален,
за внедрение газет, книг, ралио, кино с
каждым месяцем будут все крепче драться
колхозы.

Нелоступной мечтой крестьянина-едино-
личника столетия было наесться доотвала.

Чтобы дела в колхозе шла в гору, каж-
дый колхозник должен знать, что он будет
работать как через год, так и через два
года на тех же бригадных участках, что
и нынешний год. Надо, чтобы каждый кол-
хозник знал, что сорняки, которых не про-
полет его бригада в нынешнем году, заду-
шат хлеб в будущем году на участке его
же бригады.

Чтобы дела в колхозе шли в гору, нало
каждому колхознику знать, что если его
бригада покроет вверенных ей коров He
племенным, а простым быком, то даже че-
рез 4—5 лет члены бригады будут тер-
петь убытки, коровы будут давать MeHh-
пе молока и бригада будет получать мень-
ше дохода.

Как вилите для укрепления колхоза и
сохранения устойчиности его членского са-
става образование бригад в колхозе имеет
очень большое значение.

Примерный устав о том, как организо-
вать’ и закрепить членов артели в работе.
говорит следующее:

«Из членов артели правление создает
производственные бригады.

Полеводческие бригады выделяются
на срок не менее полного севооборота.
Полеводческой бригаде отводятся

участки в полях севооборота на срок
севооборота.

За каждой  полеводческой бригадой
правление колхоза закрепляет. по cne-
циальному ‘акту весь необходимый ей
инвентарь, рабочий скот и хозяйствен-
ные постройки.

_ Животноводческие бригады выделяют-
ся на срок не менее 3 пет.

За каждой животноводческой бригадой
закрепляется правлением артели про-
дуктивный скот, необходимые для 06-
служивания инвентарь и тягло и живот-
новодческие постройки». (Из пункта 14
«Примерного устава»),

УПРАВЛЕНИЯ.

1) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ АРТЕЛИ.

степях ежегодно сотни миллионов пудов
хлеба можно было бы спасти, если бы 0б-
садить поля лесными полосами. Для этого
необходима была общая работа всего селз.
Для этого нужно, чтобы каждый видел в
своем соседе прежде всего участника общей
работы, а не волка. В старой деревне этого
не было.

Другое дело теперь. Теперь у нас кояхо-
зы, товарищеское хозяйство, и человек че-
ловеку не волк, а товарищ.

0 мерах по созданию действительно куль-
турного и передового хозяйства, о новых от-
раслях сельскохозяйственного производетва
ан говорит Примерный устав в пунк-
те 6-м.

Кто следит за тем, как началось обсуж-
дение Устава в колхозах, тот знает, что
пункт 6-й Примерного устава. стал одним из
самых боевых пунктов. Сюда передовые кол-
хозники стремятся вписать те задачи евоэ-
го хозяйства, которые превратят его в’ лей-
ствительно передовое культурное хозяйство
со 100-пудовым, ане е 50-пудовым урожа-
ем-зерна, с удоями в 2 — 3 тые. литров,
& не в жалкую тысячу литров.

Чем больше развернется инициатива ¢a-
мих колхозников в этом деле, тем лучше.
То, что записывается обычно. в посевном
илане колхоза, этою самое малое, это толь-
ко счет площадей, которые нужно засеять.

Инициатива и сознательность передовых
колхозников могут очень многое добавить к
этому, чтобы полностью использовать пуе-
имущества общественного труда и высокую
технику. Тогла вся масса колхозников VBI-
лит, что колхоз обязан и может измерять
успехи своего хозяйства не по уровню еди-
ноличника-середняка, & по уровню самого
передового земледельца-колхозника, живу-
щего зажиточно и культурно.

ЗАДАЧИ АРТЕЛИ.

и напиться до тошноты, а затем отоспаться
вдосталь.

Теперешний передовой колхозник хочет
повысить свою трудовую квалификацию.
Он хочет стать трактористом, шофером.
комбайнером, фельдшером, скотеиком. Он
хочет слушать радио, видеть в кино «Ча-
паева». °

И это понятно. Колхоз означает не толь-
ко переход от мелкого единоличного сель-
скохозяйственного производства к круп-
ному общественному сельскохозяйственно-
му производству, но и приближение усло-
вий дерезенской жизни к Услозиям куль-
турной городской жизни.

Вот почему Примерный устав. сельеко-
хозяйственной артели предусматривает, на-
ряду с производственными обязанностями
артели и ее правления, и культурные обя-
занности артели и ее правления. Примей-
ный устав обязывает правление и всех
членов артели:

«Повышать трудовую квалификацию
членов артели, содействовать кспхозни-
кам в деле подготовки из них бригади-
ров, трактористов, комбайнеров, шоферов,
ветеринарных фельдшеров и санитаров,
конюхов, свинарей, скотнинов, забанов,
пастухов, работников хат лабоваторий».
(Из пункта 6, подпункт «и» «Примерногс
устава»).

«Поднимать культурный уровень чле-
нов артели, внедоять газеты, книги, ра-
дио, кино, создавать клубы, бибпиотеки
и читальни, обзаводиться банями. папик-
махерскими, оборудовать светлые и чи.
стые станы в поле, приводить в порядск
деревенские улицы, обсаживать их раз-
личными, особенно плодовыми дерезвья-
ми, содействовать нолхозникам в улу-ч-

шении и украшении их жилья». (Из
пункта 6, подпункт «к»  «Примерного
устава»),

Мы уверены, что почти каждый колхоз

что-либо се0е внесет в этот TVHST
устава, чтобы дело культуры двинуть
вперед.

3) ОБ ОБЩЕМ СОБРАНИИ.

Важнейший вопрос ° управления — это
вопрос 0б общем собрании членов артели.
Даже среди лучших председателей колхо-
зов есть не мало таких, которые думают:
раз у меня дела идут хорошо, на кой мне
чорт ‘терять время на общие собрания.
Есть и такие, которые при случае zante
похваляются: дела у меня хорошие, чело-
век я опытный, меня уважают, а общее
собрание созывал последний раз — полгола
назад.

Такие люли, буль у них хотя бы семь
пядей во. лбу, обязательно и притом He-
ожиданно для себя на чем-либо серьезном
сорвутея. В таким людям прорыв в.кол-
хозных лелах подбирается неожиданно, как
вор ночью. Такие люди не понимают того,
что, когда строить новое дело, надо люлям
дать высказать свое мнение, свой опыт.

ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА
тов. Я. А. ЯКОВЛЕВА СМ. НА 4-Й стр.