—

меется, что Центральный Комитет партии

ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА
тов. Я. А. ЯКОВЛЕВА.

надо людям дать возможность сказать все,
что у них накопилось, надо дело вести так,
чтобы каждый колхозник чувствовал, что
колхоз — это его хозяйство.

Надо вести дело так, чтобы каждый кол-
хозник понимал, что он работает на себя,
на свой колхоз, а не на председателя.

Хороший председатель артели — это
значит не только твердый и опытный орга-
низатор произзодства, HO это еще такгй
организатор производства, который умеет
подымать сознательность всей массы кол-
XO3HHHOB.

В любом колхознике еще сидит неё мало
предрассудков вчеринего единоличника.
Еще много надо работать, чтобы перевоепи-
таль его по-настоящему. Надо помогать
ему расти, надо помогать ему возможно
быстрее подняться до того уровня, кото-
рый показал с’езд колхозников-ударников.
Олин из лучших способов помочь колхоз-
нику расти — это втянуть его в решение
вопросов, касающихея всей артели. Вот
почему в Примерном уставе сельскохозяй-
ственной артеля определена группа важ-
нейших вопросов, но. которым решение
правления артели без утверждения обшего
собрания является недействительным» Вот
почему к этим вопросам отнесены все
вопросы, касающиеся, производственных
планов, смет, договоров, размеров фондов,

правил внутреннего распорядка, приема и

исключения мз состава артели.
По этому вопросу в Нримернюм уставе
сельскохозяйственной артели сказано так;

«Общее собрание является высшим ор-
ганом управления артели.

Общее собрание:

а) избирает председателя артели и пра-
вление артели, а также ревизибнную ко-
миссию артели, причем ревизионная ко-
миссия утезрждается районным исполни-
тельным комитетом советов; :

6) производит прием новых членов и
‚ исключение из состава артели;

в) утверждает годовой производственный
план, приходо-расходную смету, план
строительства, нормы выработки и рас-
ценки работ в трудоднях;

г) утверждает договор с МТС;

д) утверждает годовой отчет правле-
ния, с обязательным заключением ревн-
зионной комиссии, а также отчеты пра-
вления по важнейшим  сельскохозяй-
ственным кампаниям; ©

е) утверждает размеры различных фон-
дов и количестве продуктов и денег, под-
лежащих выдаче на трудодень;

ж). утверждает правила внутреннего
распорядка артели.
`По всем вопросам, перечисленным в
настоящем пункте устава, решения пра-
вления артели без утверждения общего
собрания являются недействительными.

Общее собрание действительно при на-
пичии не менее 22 общего числа членов
для решения всех вопросоз, кроме вопро.
са о выборе правления и председателя
артели, вопроса об исключении из соста-

ва артели и вопроса о размере различных

фондов, для решения которых требуется
eee на общем ссбрании не менее
% общего числа членов». (Пункт 2%
«Примерного устава»).

4) © ПРЕДСЕДАТЕЛЕ И ПРАВЛЕНИИ АРТЕЛИ.

Об’явить общее собрание артели выюшим
орРапом управлезия делами артели не зна-
чит, однако, устроить кашу из колхозных
дел. Руководить массой—это не значит
такке плестиеь в хвосте отсталых настрое-
ий масе. Чем больше нрав предоставляет
Примерный устав общему собранию, тем
луче и более четко должен ‘председатель
руководить работой артели и ее бригад,
Вопросу 00 обязанностях председателя ат-
тели и всего правления Примерный устав
уделяет большюе внимание. Задача состоит
в том, чтобы сочетать огромный размах само-
деятельности колхозных масс © настоящей
оперативной работой тредседателя и прз-
вления. Вот что говорит Примерный устав
© правлении артели и ее председателе: ,

«Правление артели является ИСПОЛНИ-
тельным органом артели и отвечает пе-
ред общим собранием членов артели за
работу артели и за выполнение ею обя-
зательств перед государством». (Из пунк
та 21 «Примерного устава»). .

«Для повседневного руководства ра-
ботой артели и ее бригад, а также для
повседневной проверки выполнения De-
шений правления общее собрание арте-
ли избирает председателя артели, являкы
щегося вместе с тем председателем пра-
вЛения.

Председатель обязывается собирать
правление не реже двух раз в месяц для
обсуждения текущих дел и принятия co-
ответствующих решений», (Из пункта 22
«Примерного устава»).

С вопросом. о выращивании опытных
руководителей крупвого производства CBA-
зав вопрос о сроках их работы. Если прет-
селатели в артели меняются чуть не ка-
ждый месяц, то опытных руководителей
из таких предселателей не создалнь и хо-
зяйства в артели не поставить. “

Вопрос о сроке работы председателя -
это не только уставной вопрос. Срок работы
председателя колхозов связан неразрывно с
тем, как районные руководящие органы
осуществляют свое руководство колхозами.

Когла Примерный устав устанавливает,
что правление-артели избирается сроком на
2, гола, то тут Примерный устав обращает-
ся не только к членам артели, но и к паф-
тийным и советским органам деревни.
Не секрет, что в ряде краев, областей и
республик нередко райкомы и райисполко-
мы смещают председателей колхозов без
всякого опроса самих колхозов. Недавно
Сельскохозяйственный отдел ЦА обнару-
жил такой случай: бюро  новосельекого
райкома, Курской области, в один прием,
олних решением переместило 28 председа-
телей артели. 00 этом новосельекий рай-
ком составил постановление так, как буд-
то бы речь шла о работниках Райз0 или
канцелярии РИК’а: «такого-то предеедате-
ля. имя рек, переместить из тажого-то кол-
хоза в такой-то» и т: д. Само собой разу-

осуждает подобные методы «руководства»,
как непартийные.

У нае встречаются еще и такие горе-
руководители, которые страхуют себя от
ответственности за плохой ход сева или
заготовок в районе тем. что за день до при-
езда представителей областной власти сни-
мают по 10—15 председателей колхозов.
Тем самым они, доказывают свое администра-
тивное усерлие и оторванность от партии.

Нечего говорить о том, что подобная
практика ничего общего не имеет с боль-
шевистской твердостью. Большевистская
твердость требует иногда не только снятия
с работы председателя колхоза, преступно
проваливающего колхоз, но и ареста его.
По большевистекая твердость не имеет ни-
чего общего с усердием горе-администрато-
ров, которые в один прием устраивают ка-
шу из председателей колхозов своих раи-
OHOB.

Когла Примерный устав  сельскоховяй-
ственной артели говорит о том, что пред-
седатель артели избирается на 2 года, то
тут ограничивается возможность незакон-
ных действий со стороны райкомов и рай-
исполкомов.

Этим самым подчеркивается, что главной
задачей теперь в отношении колхозов яв-
ляется выращивание кадров. Вырастить на-
стоящие большевистокие кадры председате-
лей колхозов и бритадиров——вот чего нам
недостает, чтобы двинуть еще скорее впе-
ред под’ем колхозного производства.

Не случайно: что среди делегатов 2-го
Всесоюзного С`езла колхозников-уларников
было огромное количество руководителей
колхозов. по 3—4—5 лет сидящих в ©д-

ном и том же колхозе. Это уже настоящие.

руководители. Это — люди, которые знают
кажлого члена своей артели. Это — лю-
ди, которые знают каждый клочек земли в
колхозе. Это — люди, которые знают, ка-
кой сорт семян’ лучше всего потхолит к ус-
ловиям их местности. Эти люди знают каж-
дый уголок в колхозе. Такие руковолите-
ли нам нужны, их мы будем иметь, если
неукоснительно будем выполнять. правило,
установленное Примерных уставом, согласно
Готорого правление и председатель артели
избираются на 2 года. Их мы будем иметь,

дело быстро вперед.

если наши районные организации в каче-

стве главного правила в отношении к ра-.
‹стущим кадрам в колхозах будут руковод-

ствовалься указаниями товарища Сталина
Ha совещании с металлургами:

«НАДО БЕРЕЧЬ КАЖДОГО СПОСОБ-
НОГО И ПОНИМАЮЩЕГО РАБОТНИКА,
БЕРЕЧЬ И ВЫРАЩИВАТЬ ЕГО. ЛЮ-
ДЕЙ НАДО ЗАБОТЛИВО И ВНИМА-
ТЕЛЬНО ВЫРАЩИВАТЬ, КАК САДОВ-

“НИК ВЫРАЩИВАЕТ ОБЛЮБОВАННОЕ
ПЛОДОВОЕ ДЕРЕВО». .

Eoan так заботливо Halo выращиваль
работников Ha заводах, где кадры создава-

лись десятилетиями, то веще большей mepe
это относится к людям, которые только ро-

ждаютоя как общественные работники. Для

колхозных калров общественное хозяйство—
в новинку. Из них самый старый, самый
опытный ‘имеет только 4—5 лет опыта.

Если это указание товарища Сталина
ваши деревенские организации выполнят
всерьез, мы безусловно двинем колхозное
# *

Иные думалт, что раз Примерный устав

принят, то дело в шляпе. На самом же

деле с принятием Примерного устава ра-
бота только начинается. 240 тысяч код-
X030B B трехмесячный срок должны pas-
работать и принять окончательные уета-
вы. Это дело нельзя пу на самотек,
тут нужны настоящее большевистекое ру-
коволство и помощь колхозам. -

Что сейчас самое главное и неотложное:

Первоег——Немедленно взяться за нанесе-
ние на карты границ колхозов, за‘ устра-
нение чересполосицы и дальноземелья, что-
бы уже в нынешнем году основиая часть
FOIX030B могла получить согласно пункта
2  Примерного устава государственные
акты о закреплении земля— навечно.

Второе —Не допустить ошибок в опре-
делении размера приусадебной земли. Стро-
To соблюсти указания пункта 2 Примэр-
ного устава, который установил, что 033-
меры приусадебной земли могут колебать-
ся от 44 до № тектара, а в отдельных
районах до 1 тектара в зависимости от
областных и районных условий, устанз-
вливаемых НИЗ союзных республик на
основе указаний НКЗ СОСР.

Третье — Соответственно тому, к какой
группе районов согласно 5 пункта Устава
относился данная местность, записывать в
Устав артели количество скота, которое
может иметь в личном пользовании кол-
хозный двор.

Четвертое — Определить точные оазмеры

отчислений в неделимые фонды артели, не  .

нарушая пределов, установленных пунктом
12 Примерного устава, т. е. от 10, но не
свыше 20% денежных доходов артели,

Пятое — Не мудрить 0с0бо при выхабот-
ке окончательных уставов. Соответетвенто
условиям края, района и данного колхоза
вносить в пункт шестой Примерного устава
все те изменения, в которых. доляины отра-
зиться местные  особезности. Остальных
пунктов Примерного устава не следует ме-
нять, поскольку они определяют общие лля
всех колхозов главные правила устроения
колхозной жизни, принятые 2-м Всесоюзным
с’езтом  колхозников-уларников и утзер-
жленные Совнаркомом CCCP и ЦК ВПО).

Шестое — Обеспечить внимательное рае-
смотрезме в районных исполнительных ко-
митетах советов каждого  регистрируемого
устава и не допускать нарушений Пример-
ного устава. :

Седьмое — Обсуждать и принимать уста-
вы в артелях так, чтобы еше крепче под-
нять колхозную массу на борьбу за превра-
щение всех колхозов в большевистекие п
всех колхозников в зажиточных, на борьбу

за успешное проведение сева и хорошую’

подготовку к уборке.

Восьмое — Неуклонно проводить в жизнь
установленное пунктом 14  Примерного
устава правило, согласно которого колхлз-
ница освобождается от работ за месяп 10
родов и на месяц после родов с сохранением
содержания в половинном размере ередней
выработки трудодней.

ЛДезятое — Производетвенную и оргали-
заицонную работу в артели на деле
строить на оснюве нового Устава.

Под руководством товарища Сталина 2-й
Всесоюзный с’езд колхозников-уларников
день за днем работал нах Примерным yeta-
вом, учитывая опыт передовых колхозов и
отдельных районов. Товариш Стализ и ло
с‘езда и во время с’езда уделил огромпое
внимание новому Примерному уставу. Un
слушал каждую речь колхозника wad Cesc,
разбирал каждое предложение на комислии
@’езда, беседовал с десятками делегатов,
проверял разные стороны дела, — и все эте
для того, чтобы выработать такой Пример-
ный устав, который действительно пуможет
всей массе колхозников двинуться скорее
вперед к зажиточной и культурной жизлн.

Это урок ввем коммунистам, как вало ра-
ботать над вопровами устроения колхозной
жизни, (Бурные, долго не смолкающие апло-
дисменты).

u0~

12 МАРТА 1935. Г.. № 70 (6316).

ПОЧТА В ГОРАХ ДАГЕСТАНА.
Между отдаленными, расположенными. в горах селениями и районным центром
городом Хасав-Юрт налажена почтовая связь. На снимке: приехавший с гор чеченец

опускает письмо в почтовый! ящик в поселке Стерч-Кертч.

ДОНЕНКАЯ ДОРОГА
  ПОГРУЗКУ НА

Народный комиссар путей сообщения
тов. Л. М. Каганович дал указание моби-
лизовать внутренние ресурсы на Донецкой
дороге. В ответ на имя тов. Кагановича
получена следующая телеграмма:

«Ваше указание о мобилизации вну-
тренних вагонных резервов на Донецкой
дороге выполняем. На пленуме Донец-
кого обкоха №П(б)У 7 марта был по-
ставлен этот вопрос. Принято соответ-
ствующее решение.

8 марта в Артемовске проведено епе-
циальное совещание начальников экс-
плоатапионных отделений и политотде-
лов, где, исходя из лучших показате-
лей, достигнутых отдельными станциями,
разработаны конкретные меры по каждо-
му отделению. Решено:

Уменьшить простой транзитного  ва-
гона вместо нормы по плану в 7,3 ча-
са до 6,6 часа.

Уменьшить простой вагонов под гру-
зовыми операциями, доведя его вместо
плановой нормы В 21,5 часа до 19,35
часа. Отсюда” оборот вагона вместо пла-

Фото Л. Гайкоровича.

МОЖЕТ УВЕЛИЧИТЬ
1.00 ВАГОНОВ, —

новой нормы в 2,76 суток должен вы-
полняться в 2,53 суток.

9 марта всем отделениям вменено ив
обязанность довести новые оперативные
задания до каждой станции. Праняты
меры, чтобы к 20 марта снизить наля-
ume больных вагонов текущего ремон-
та на 400 единиц.

11 марта в обкоме партии созывают-
‚ся директора трестов и заводов для раз-
работки конкретных цифр снижения
простоя вагонов на заводских путях
(примерно на десять процентов). Ma-
кеевский завод обязался простои ваго-
нов снизить с 21 часа ло 18 часов.

Такым образом, за счет сокращения
оборота и простоя вагонов, указанных
выше показателей Донецкая дорога по-
 лучит 3.036 вагонов, что даст розмож-
ность увеличить погрузку в плановом
количестве вагонного парка на 1.200
‘вагонов.

Секретарь Донецкого обхома НП(б)У
САРКИСОВ.

Начальник Донецкой дороги
Е ЛЕВЧЕНКО».

Варя Бахолдина отвечает В. С. Молокову.

2 марта в «Правде» было напечатано
письмо Героя Советского Союза В, С. Моло-
вова делегату второго Всесоюзного с’езда
колхозников-ударников, члену ВЦИК, стар-
шему механику Таловской МТС, Западно-
сибирского края, Варе Бахолдиной.

Ниже мы печатаем ответ Вари Бахолди-
ной В. С. Молокову: „

— Когда я пишу это писбмо, ты уже
приближаешься к острову Диксон. Я ни-
сколько не сомневаюгь B-TOM, что трудней-
ший перелет ты закончишь успешно.

Немного. о себе. Из Москвы я вернулась
в конце февраля. Сразу же окунулаеь в ра-
боту. Развернули мы сталинский поход.
Ты наверно знаешь; что во время с’езла
колхозников-ударников я беседовала с то-
варищем Сталиным. Он интересовалея рабо-
той нашей МТС. Вот это. внимание и заботу
нашего любимого вождя Сталина мы дол-
жны оправдать быстрой и хорошей работой.

Должна я сказаль: рабочие ремонтной
мастерской Петлеванный, Карпенко, Лал-
ков и другие поработали на славу, работа-
ли так, как не работали никогда. Ремонт
тракторов закончен. Траеторы опробовань-—
качество ремонта хорошее,

Сейчас мы подчищаем хвосты на других

even
‚ Ч. НИКУЛИН.
мы

В Москве была особенная типтина. Люди
вопросительно глядели в окна генерал-гу-
бернаторокого дома. Но что можно было
разглядеть за бельмами плотных белых зз-
навесей? 1

Ночью в литературно-художественном
клубе сидели три полунощника, три много
вилевших московских старожила.

Один из них был посредственный лите-
ратор, сын знаменитого писателя. Иросто-
душный повеса, он любил посидеть в при-
ятной компании, пошутить ‘с красивыми
женщинами. Радикальные интеллигенты
называли его отца «совестью России», и
слава умершего отца тяготила сына. Слава
великого - отца проникла в народ, хотя
между народом и привилегированными кру-
гами была пропасть.

Сын великого старца был до удивления
похож липом на отна. В семнадцатом году
ему было уже за пятьдесят, он был строев
и сед, седая борода закрывала ему грудь.

Олнажды, на глухом железнодорожном по-
лустанке, он вышел из вагона первого
класса и гулял в одиночестве по путям.
Снег ложился густыми хлопьями на его
меховую шапку, башлык и седую бороду.
и. возможно, он был более чем всегда
похож на своего отца. И вдруг, гуляя в
одиночестве, он увидел, что за ним оста-
рожно идут следом три старика-крестьяна-
ва. Наконец, они осмелели, подошли, и
он, сняв шапку, сказал:

_ Лев Николаевич, откройся нам, 3Ha-
ем, что ты’ не помер.

Сын великого писателя сам. рассказывал
об этом случае, и, когда его спрашивали,
что же он сказал этим крестьянам, —Выпя-
тив грудь и сердито тряхнув бородой, он
отвечал: ,

— Ну, натурально, послал куда следует.

Й вот этот человек силел в февраль-
скую ночь в клубе, рядом со своим ста-
рым приятелем, профессором, старшим Bpa-
чом психиатрической больницы, У этого
человека были странности, и многие ‘об’яе-
няли эти странности и чудачества тем, что
старик почти сорок лет провел в самом
тесном общении с душевнобольными: Тем
не менее это был веселый собеседник и на-
ходчивый человек.

Олнажды, во время обхода палат боль-
ницы, на площадке пятого этажа врача
окружила группа больных, и один, стра-

давший манией изобретательства, сказал:‘

участках и в ближайшее время организуем
пробные выезды в поле, чтобы еще раз
проверить все ло каждой мелочи. В эти ке
дни мы организуем широкую проработку
сталинского устава колхозной жизни, окон-
чательную выработку устава артели.

С новым уставом колхозники, конечно,
уже знакомы. После приезда из Москвы я
почти ежедневно ‘выступаю в колхозах с
стчетами о с’езде. Волхозники и колхозни-
цы очень интересуются работой с’езда. Меня
засыпают вопросами. Я уверена, что мы
сделаем нашу МТС передовой в стране, ло-
бъемся в этом году небывалого в нашем
районе урожая. :

Напоследок я хочу высказать два поже-
лания. Во-первых; чтобы наша переписка
не ограничивалась первыми пвеьмами, ко-
торыми мы обменялись.

Второе — не можешь ли ты на обрат-
ном пути завернуть из Новосибирска к нам,
в Таловскую МТС. Прилети, мы тебя до-
стойно встретим, попотчуем блюдами зажи-
точных колхозников. А ты покатаешь нас
на своем самолете. Посадочная площадка и
все, что надо для твоего самолета, у нае
будет. Прилети, Василий Сергеевич!

ВАРВАРА БАХОЛДИНА,

— Николай Николаевич, вы сомнева-
лись в том, что я открыл способ летать.
Уверяю вас, что я прав. Вы должны сами
испробовать мой с1060б. Сейчас мы вас
выбросим из окна, и вы благополучно
опуститесь вниз, на землю, -

Николай Николаевич оглянулся. On
стоял один среди группы возбужденных
больных. Служители отстали от него, окно
было открыто, и, пока он молчал, двал-
цать рук подняли его’ на воздух.

— Погодите, — ‘закричал оя, — He
так надо пробовать ето способ летать.

Вольные послушалиеь, и врач с необы-
чайной убедительность» продолжал:

—- Нет ничего трудного в том, чтобы ле-
тать сверху вниз. А BOT давайте отпра-
гимся вниз, во двор, и снизу я попробую
взлететь вверх, в окно. Вот как надо прэ-
бовать его способ. =

Они снустились по лестнице, и тут слу-
жители освободили врача.

Даже этот находчивый человек, остро-
умный собеседник, был молчалив в м02-
ковскую февральскую ночь. Зато много го-
ворил третий — профессор  государетвенно-
го права, признанный московский злато-
yer. Поглаживая золотисто-седую бороду,
ой старался обосновать законную преех-
ственность власти Государственной думы.
Однако никто не мог точно сказать, чт
происходит сейчас в Петрограде. Неизвест-
HO откуда появились слова «Кекегольх-
ский полк», «Волынский полк», «Петро-
павловка», «адмиралтейство», «Хабалов»,
HO их. произносили еще. невнятно и впол-
голоса.

Неизвестный молодой человек вошел в
зал клуба и громко сказал:

— Окончательно подтвердилось. В Ile;
трограле—револющия...—и тут. на него
залпипели изо всех углов, и профессор-зла-
тоуст сказал Грустно и укодизнанно`

— Поберегите. хоть себя, молодой чело-
век,

Рее менялось, теряло тривычные 449:
мы, преображалось в эту странн\ю ночь.

Вот адьзтат, радикал с революционным
прошлым. Через две недели он будет мо-
сковоюнм гралоначальником. Вот разбитной
актер, конферансье в военной форме г
георгиевекой медалью и трехцветной лен-
точкой в петлице. Через две недели он
будет позтравлять граждан своболной Por-

си с револющией, и в петлице у него бу-! Отарый человек вытирал` очки грубым

[тая зрение,

Вы в китайском театре. Сидите боком к
сцене; за длинным узким столом, на KOTO-
ром чашки с негорьким светлым чаем, аР-
бузные семечки, мандарины. Редко кто из
зрителей смотрит происходящее на’ сцеве
внимательно от начала до конца.

Это и невозможно: ведь спектакль, ©0-

стоящий из пелых пьес и из отрывков, тя-
нется с утра и до поздней ночи. Чаше
зритель приковывается к действяю лять
тогла, когда оглушительный бой леревяч
ных колотушек со спены возвещает инте-
реснейший энизод` спектакля: сцену ли п0-
елинка, смерть героя, расставание  люЮ0я-
щих, известную арию или появление знз-
менитого актера —— приманку спектакля.
Две двери ведут из-за”кулис на полмост-
ки, лишенные рампы, открытые публике со
всех трех сторон. ]
Вот под звук медных гонгов и рев фан-
фар выходит неестественным шагом витязь,
ж того ослепительный, ‘что хочется за-
жмуриться.

В театре нет декораций, но можно поду-
мать, что замечательнейнтие краски и Y30-
ры лучших декораторов сосредоточилиеь Ба
шелковом, богато расптитом одеянии актера
и на его тиаре из шелковых помпонов и
радужных птичьих перьев.

Витязь лержит в руке белый хлыст с
кистями и движется по сцене, играя этам
хлыстом. Хлыст и походка условны. Белый
хлыст означает, что витязь гарцует на. бе-
лом коне. Вот хлыст отдан оруженосцу, по-
ходка изменяется. Это значит—герой сошел
© коня.

34 спиной витязя укреплены четыре
пестрых флага —9то он идет во главе че-
тырёх полков. :

Через сцену воины бурно проносят не-
сколько флагов в волнообразных узорах.
Это значит-—-буря ‘проносится чад головой
героя.

Флаг с изображением колеса несут рРЯ-
дом с шагающим витязем. Это значит—
он елет в повозке.

Шино витязя— страшная маска, рослись,
напоминающая татуировку. Но и в этой
роспией свой смысл. Если лицо витязя за-
чернено, это означает его неподкупноеть.
Навстречу витязю выходят, фехтуя меча-
ми и копьями, лругие. Их лица в зеленых
и синих фазводах. Фазаньи перья колы-
шутся по бокам. Это значит — они вар-
вары.

Воинственная пьеса кончается фаргом.
По сцене смешно бегают, бросают вызы-
вающие хохот реплики актеры, у которых
переносица и веки закрашены белым.
Это-— комики, буффоны. Ирасное пятно во
лбу персонажа означает, что это— положи-
тельный тип.

Во время действия по сцене шмыгают
люди в обычных халатах без грима. Они
подбрасывают под. колени  кланяющихся
актеров подушечки, чтоб не пачкались 50-
татые одеяния, полносят актерам чашу
ая — ополоснуть горло после пения, или
подают зеркало, чтобы поправить грим тут
же, на сцене,

Эм— «слуги сцены». Их зритель не за-
мечает.

_И так же, вак условны примы, как. пве-
тисты Костюмы, как необычна похолка,—
неестественны и голоса. Актеры поют, но
поют не по-налнему— тончайшим сдавлея-
ным Ффальцетом под аккомпанемент двух-
CIPVHHBIX скрипочек или флейт.

На наш слух нельзя сказать, грустная
это мелодия или веселая. Они грустны ила
веселы в зависимости от слов и от собы-
тий, которым сопутствуют. ‘

И вот на сцену выхолит женщина. Ев
движения плавны, почти беспомощны,
исключительно грациозны. Она—воплоще-
ние нежности и покорности.

Вюогда она поет о разлуке или о предан-
ности, зрители  разражаются  яростными
криками одобрения: «Хао! Хао!»—что зна-
чит: хоро.

Не ищите в сюжетах этих пьес еего-

ФЕВРАЛЬСНИЕ НОЧИ.

дет пышный, ярко красный бант. Вот ка-
лека— музыкальный критик— на костылях,
вызывавший сострадание и симпатию. —
через две недели вы найдете его имя в
списке агентов охранки.

В четвертом часу ночи клуб опустел.

Старики уехали. Автомобиль повернул
на Тверскую, и тут ему помешала теле-
га. Три дощатых некрашеных ‘гроба’ стая-
ли на телеге. Это отправлялись в’ поеаел-
ний рейс три доблестных солдатз русской
армии, умершие от ран в лазарете купчи-
хин Коншиной.

Утром по притихшей ‘Тверской мимо

’угрюмых прохожих ехали конные  жан-

лапмы.

Дробь копыт и бряцание уздечек отчат-
ливо слышались в морозном воздухе. Всал-
ники Е кони двигались, как призраки, и
нечезли, точно растаяв в воздухе.

Мы взилели их в последний раз.

Вечером вырвался на свободу и ипро-
мчался по московским улицам первый гру-
зовик. На крыльях грузовика лежали.
вытянув винтовки, солдаты. бСолааты и
ппатские стояли, обнявиеись, на платфор-
ме грузовика. Самодельный красный paar
глелил глаза, как зарница.

« Старый человек, бывший политический
ссыльный, стоял на тротуаре; держаеь за
фонарный столб. Ему было за шестьдесят
Скрюченные` ревматизмох пальцы обхваты-
вали фонарь. Ревматизм paspvmiaa ero
сердце, горячее большое сердце старого
бунтаря. Болели и дрожали ноги, когла-то
легкие и сильные ноги, уносивише его от
городовых и шпионов и легко шатавшие
по тротуарам Изрижа и Цюриха.

Стекла его очков запютели. Неизвестно
от ‘чем, от напряжения или душевного
волнения, текли из его глаз слезы. Напря-
он смотрел ва проезжающих
солдат.

Да это те же питнели, те же фуражки,
те же погоны на панелях и тяжелые зло-
вонные сапоги’ Люли в таких  шинелях
стреляли в переулках Пресни в. рабочих.
Люди в таких птинелях вели его в каторж-
ную, пересыльную тюрьму. Люди в Таких
пюгонах стояли по обе стороны, когда о
сидел на скамье  подеудимых в военно-
окружном суде. Люли в таких шинелях
били его приклалами ружей в Иркутске.

МЭй ЛАН-ФАНЫ—
ГАШ ГОСТЬ.

дняшних событий, людей и страстей. Дз-
же язык арий — древний. Это все средне
вековье, легеада, феодальный эпос, 18
действуют военачалыьнияи, принцессы, ви-
тязи, монахи, представители  мистиче-
ской чертовщинье—духя и отважные раз-
бойники. Только в комедиях и фарсах, соч-
ных и грубоватых, чувствуется пульс реа-
листического полнокровия.

Этот театр, поразительный своей древ-
ностью (он зародилея тысячи лет Basal),
конечно, является проводником феодаль-
ных добродетелей и конфуцианских прин-
nanos. Почитание предков, о покорность,
церемонноеть оквозят в жестах и интона-
WAX.

Расцветши как театр дворцовый, в даль-
нейшем он стал достоянием  широчайших
иасс. Можно спокойно сказать, что еслн в
Китае из десяти человек едва-едва ofa
может прочесть книжный. иероглиф, то яз
тех же десяти разве что один не сумеет
‘прочесть иероглиф театральный.

Живуч этот театр необычайно. Содержа-
ние его пьес обессмысливаяюсь давно. №
е каким трулом сегодняшняя эпоха взры-
вает старую театральную форму! Медлен-
но растут в городах реалистические театры
на овротейский манер. Но зато в полити-
ческих бурях стал близок китайским мас-
сам агитационный театр, работающий но-
выми приемами.

И все же величайшее мастерство древиз-
го’ театра. дает себя знать даже в агитке,
и дальнейший рост китайского театра’ ве-
мыслим без учета этого мастерства и ие-
пользования выразительнейшего из создан-
ного им.

Но вернемся к спектаклю.

Вот, закончив свое выступление, гра-
циознейшая героиня уходит со спены,
чтобы через несколько минут превратиться
в мужчину. с

Ведь в китайском театре, как правяло,
роли исполняются мужчинами. Относитель-
но недавно появились чисто женские
труппы, и уж совсем молод театр, где
актрисы играют вместе с мужчинами.

Если вы спросите актера, важ он хотел
бы играть, он, вне сомнения, вам ответят:
«Как,Мэй Лан-фан». у

Ибо нет, на китайский вкус, образа co-
вершеннее, чем тот, который создается на
сцене Мэй Лан-фаном.

Происходя. из актерской семьи, Мэй Лая-
фан начал свое театральное восхождение
после революции 1911 года. Его театр на-
зывается «Новый театр старых форм». В
этом названии природа театрального ре-
форматоретва Мэй Лан-фана.

Он не трогает содержания пьес. Его пн-
тересуют только средства выражения. 9
сливает воедино два раньше раз’единенпые
амплуа — добродетельной героини и 60блаз-
нительницы, и женский образ в его исиол-
нении становится много  психологичнез,
чем иконописный образ классического тедт-

. Он удаляет из спектакля излишне. яр-
жую распветку и умеряет оглушительность
традиционного оркестра.

В его лице впервые китайский театр
выходит на мировую. арену.

_ Если буржуазный зритель Европы и
Америки приучен относиться к китайско-
уху театру свысока. как к экзотическому,
ликому, непонятному зрелищу, тб с3-
ский зритель, воспитанный в духе вели-
чайшего внимания к наниональному 189р-
честву, несомпенно окажет этому театру
и лучшему его представителю то внимание,
которого заслуживает театр.” близкий и род-
ной почти половине населения всего земно-*
о шара.   у

Так приезд театра Мэй Лан-фана в Mer-
ку театрального искусства нашей эпохи--
Москву— приобретает 060бо0 высокое куль-
турное значение, если учесть, с каким
под’емом провожала его прогрессивная. сиж-
патизирующая Советскому Союзу общест-
венность Витая.

С. ТРЕТЬЯКОВ.

SSS

Ea nd
ОЧЕРК.

Ghia

чистым платком. Туман застилал ему глз-
3a, он был близорук. Когла же’ он’ надел
очки, то увидел двух солдат и одного
штатокого. Штатский был в летнем паль-
то и сапогах с лакированными голенища-
ми. На нем не было шапки. Он был лые.
Голый сужённый кверху череп блестел на
солнце. Это был рютмиетр  жандармерня

`Николай Двураковский. Он был из №-

сковекой лворянекой семьи Дуражовеких.
Александр Третий разрешил им имено-
ваться Двураковекими.
Свобода, папаша, — сказал старому
человеку солдат и показал на MacTpa.
Соллаты вели ротмистра по ЦШетровке.
Кажлый день, именно в этом часу, в
пятом часу тюлюлудни, ротмистр делал евою
предобеденную прогулку. Он шел, притюл-
няв плечи; почти не сгибая ноги, тяжелая
сабля в белых металлических   HORAK,
бренча, волочилась за ним. ^_ .
Сейчае он шел по привычному пут,
почти не сгибая ноги, п два солдата ©
винтовками наперевес шли впереди и 1по-
зади него.

— (Свобода. ‘папаша — сказал старой
человеку боролатый соллат,— он вышел й3
ворот гостиницы «Метрополь». В руках
у ‘него был большой свернутый трехцвет-
ный флаг. Он развернул флаг и взял Ко8-
чик белого пологнитна в зубы и с треском
оторвал белую и синюю полосу и бросил
ее под ноги прохожим. Затем пюднял вы-
COKO древко и, помотав им в. воздухе, раз-
вернул в воздухе-узкую багровую 001067
кумача. Темнело. В лиловых, густых
сумерках зажглиеь желтые четырехуголь-
ники окон. По головам и плечам, из ру
в руки поползли белые, только-что’ отис-
чатанные, сырые листки. По формату Е
шрифту прокламации они пвапомннали на-
спех отпечатанные в нелегальной типо-
графии: .

«В Московский Совет рабочих и 00.1141
ских депутатов избрано... РОДРИ-больше-
ВИКОВ...»

Старый человек не мог оторвать глаз 67
этих черных, раоплывающихея. букв, oF
сырого оттиска листовки, Через  двенал-
цать’ лет’ после пятого года открыто Ha-
бирали и открыто печатали слова «еопиал-
лемократов-— большевиков». Буквы расплы-
вались, в непреодолимом волнении cTaplls
поднес листок в самым глазам.

He