Б. Ромашов

Образ большого человека

А. Мельников в роли матроса
Куприянова.

Введение в фильм. Картина посвя-
шШается памяти великого ученом Ти-
мирязева. Вы читаете на гранитном
цоколе памятника: «Борцу и мысли-
телю». На бледном фоне высокая фи-
тура. © вытянутыми сложенными ру-
ками,

Мокрый, осенний Петроград 1917
—1918 г. Льет дожль. Отряд матро-
сов ищет спекулянтов и мепючников.
Задерживают солдата © мешками’ My-
хи. Над ним устраивают суд. Протокол
пишет, примостивигиеь у бочки, испу-
танный интеллитент, держащий в ру-
хе пару селедок и кусок хлеба. Спе-
кулянта приговаривают ® расстрелу.
Приговор приводится в исполнение.
Отряд шагает дальше. Хлещет дождь.
Толпа жмется в очередях...

Интеллигент спептит зо-овояси, ис-
пуганно озираясь на выстрелы. И вот
перед вами типичная старопетербург-
ская нвартира. В передней открывает-
ся дверь, седая женщина встречает
интеллигента, который держит в руке
пару селелок и кусок хлеба. Это до-
цент Воробьев (арт. Жаков), к Brit
принес паек своему учителю; -
Д. И. Полежаеву. С иронией он
упоминает о том, что профессор По-
лежаев стал только «елоком». Елок
Полежаев. «Нлок Пушкин», философ-
ствует доцент с разбитым пенене... В
звартире холодно, нетонлено. Через
несколько мгновений в нее входит тот
Же матросский отряд. Ищут запасы
муки. Проходят в кабинет. Огромный,
заваленный книтами, с больптим пись-
менным столом, на котором лежат ли-
сты  дописываемой рукописи. Пустое
кресло с влавленным в него мужским
пальто. Профессор, скорчивиеись,: си-
дит на лесенке у шкафа с книгой в
руке. Он поворачивает свое удивлен-
ное лицо © острой бородкой, с глаза-
ми, светящимися из-под растрепан-
ных бровей. Ему помешали работать.

подходит к столу — чего хотят
эти люди. Может быть им нужны ка-
кие-нибудь научные справки? Матрос
Куприянов (apr. Мельников) об’яеня-
ет причину прихода. Нужно произве-
сти обыск, нет ли спрятанных излиш-
ков муки в квартире профессора.
Обыск, так обыск, зачем терять вре-
мя. Пусть делают...

Профессор говорит с допентом о
своем труле, который он заканчивает.
Теперь можно расомотреть ero побли-
же. Профессор Д. И. Полежаев (арт.
Черкасов) очень худ, немного сутуло-
зал, он говорит тенорком, живо жести-
кулируя. Вся его фигура несет на ce-
бе печать кабинетной работы. Что-то
петупиное в движениях его вырази-
тельной головы © пылающими, как
Уголь, Глазами. Завтра должна  поя-
BUTBCH его статья в тазете. Ее ждут
ученые. В это тревожное время, кот-
да еще раздаются визгливые, лживые
толоса буржуазной печати, когла уче-
ый мир либо с явной вражлебностью,
либо с большой осторожностью отно-
сится к большевикам, эта статья про-
изводит ‘впечатление разорвавшейся
бомбы. «Полежаев пролался большеви-
хам», «Полежаев германский ннтион»,

Статья профессора Полежаева,
зрупнейшего ученого, протянувшего
дружескую руку Октябрьской рево-
люции, обратила” на себя внимание
большевистского ЦК, Владимир Ильич
сразу же предлалает проявить к
нему максимальную  заботливоеть;
Партия ‘окружает ем вниманием и
любовью. Семидесятипятилетний мыс-
литель оказывается мното моложе сво-
их учеников, скатившихся в буржу-
азное болото. t

Полежаев молод потому, что он по-
нимает волнующую свежесть насту-
пления нового мира, В бурном 1о-
70с8 революции кабинетный мысли-
тель слышит призыв к великой со-.
зидательной работе. Подлинный де-
мократ, он понимает, что этот новый
мир строит тот народ, на гроши ко-
торого получали образование люди,
подобные Воробьеву. Взбесивиийся
доцент не может этого понять. Он
скатывается в махровой контрре-
волюции. Путем обмана он берет на
типографии рукопись книги профес-
сора, результат семи лет ето жизни,
чтобы переслать ее для печатания за
границу, :

Профессор Полежаев остается ‘оди:
зоким в кругу ученых коллег. Лишь
несколько человек сочувствует ему.
Надо видеть, как тонко показано в
картине это внешнее одиночество про-
фессора! День его рожления. Он при-
тлашает своих друзей в гости. «Ни:
ЕТО не придет», — злобно бросает ему
з лицо Воробьев, отчаявшийся полу-
чить от своего учителя согласие опро-
вертнуть свою статью.

Когда ленинград-р
ская киностудия
предложила
поставить фильм,
который
бы величайшего}
русского ученого
Тимирязева, это
задание на первых:
порах показалось =
нам «не по возра-
ety». Bee наши
прошлые работы
были связаны с}
темой Молодежи.
Мы считали, что
молодежь есть на А, Зархи
ша «личная тема». Se
И вот сейчас, когда фильм «Депутат
Балтики» готов, мы как художники
видим, что только любовь советекого
художника к родине, к ее настояще-
му и прошлому, любовь к людям —
участникам и творцам Великой on-
тябрьской революции, только великая
тема борьбы за новый мир является
«личной темой» советском хулож-
ника,

Как мы пришли в этой теме? Что
нас привлекало в этом сценарии?
Возможность показать в фильме ог-
ненную фитуру человека науки, для.
которого не существовало преслову-
той проблемы «перестройки интелли-
тента», человека, который бросился
с головой в революцию в момент,
котла он еще не мог знать, на чьей
стороне будет победа. Так понимали
мы основную идею сценария, и это
позволило нам в немногих образах
и в большинстве своем в камерных
эпизодах показать гигантский разво-
рот событий 1917—1918 гг. 3

Первоначальный вариант сценария
нас не удовлетворил. В этом вариан-
те преобладали коллизии личной, се.
мейно-бытовой драмы, внимание со-
средоточивалось на пассивной пси-
хологии интеллитента, который стоит
перед вопросом — итти ли ему с ре-
волюцией или нет? Вместе со сце-
наристами Л. Рахмановым и Д. Дель
мы учли эти недочеты сценария и

«Депутал Балтики» — прекрасный
волнующий фильм. И что мне ка-
жется особенно ценным — это дости-
тнуто простыми средствами. В кино
есть секрет игры актера, Секрет этот
— настоящая простота, и если она
есть — правда искусства захватывает
зрителя. :

Актер Николай Черкасов создал
незабываемый образ профессора Но-
лежаева. Этот образ исключительно
ярок и убедителен. Черкасов на. ред-
кость талантливый театральный ак-

Бочаров остается ночевать. Профес-
сор долго не может успокоиться. Те:
лефонный звонок. Полежаев подходит,
Кто может авонить ему ночью? «Кто?
Не слышу... Какой Владимир Иль-
ич?.» Профессор закрывает дверь в
столовую и снова берет трубку. «Вла-
димир Ильнч.. Ленин!» Лицо про-
фессора озарлется улыбкой. Ильич
поздравляет ет, спрашивает, не
испытывает ли он в чем-нибудь нуж-
ды... Интересуется его книтой... —
Книга уже печатается... 0 нет, ему
ничего не нужно... — У него все
есть.. Ильич желает ему здоровья...
Ваволнованный Полежаев входит в
комнату, где спит его ученик. он за-
жигает свет, он зовет жену, будит
Бочарова... © волнением он сообщает
HM O том, что 6 ним разговаривал
Владимир Ильич... Это тажое огром-
ное событие в его жизни... :

С глубокой убедительностью пока-
зывает фильм, как вырастает фигура
крупного ученого, вышедшего к рево-
люции из тишины своего кабинета.
Когда доцент Воробьев, притлажшен-
ный на лекцию кв морякам Балтий-
ского флота, не пожелал туда ехать,
Полежаев, не задумываясь, отправ-
ляется к ним сам. Тот же самый мат-
рос Куприянов, узнав о намерениях
профеесора, достает машину, чтобы
довезти Дмитрия Илларионовича...
«Откуда вы достали это ландо!»›—изу-
мленно восклицает профессор, садясь
в старомодный лимузин. Как он вол-
нуется перед лекцией, и с каким вни-
манием слушают его боевые ребята.
Выбранный в Совет депутатом от бал-
тийцев, Полежаев несмотря на незло-

be, на протесты ‘врача, на уговоры

чарова, отправляется на митинг пе-
ред уходом моряков на фронт... Byp-
ной овацией встречает его переполнен
ный зал. Выступление его заканчи-
вается страстным призывом ухоля-
щим бойцам зантитщать революцию, за-
щищать Красный Петроград...

В этой картине, волнующей, такой
человечной и теплой, много тонких
деталей. Образ профессора Полежаева
совершенно замечательно передан та-
лантливым актером Черкаховым. Про-
сто, тлубоко, обаятельно. Настолько
интересно, что о нем одном можно бы-
ло бы написать целую статью. Образ
наполнен большим идейным содержа-
нием. В нем, в сушности, центр филь-
‘ма. Но хороши и друтие исполнители,
Прекрасно играет арт; Домалтова же-
ну Полежаева, с той же трогательной
простотой. Как хороши их сцены. Ве-
села в день рождения. Игра в четыре
руки на рояле вальса Ребикова.

Симпати фигуру большевика
Мипти Бочарова дает Б. Ливанов. Роль
сама но себе не центральная и образ
знакомый, но Ливанов эносит в нею
много свежести, здоровья,  притяга-
тельной онлы. Хорош и матрос Купри-
Янов (Мельников). Режиссеры Хей-
фиц и Зархи с болыним уменьем и
яркостью, чрезвычайно скупыми при-
емами, создают исторический фон

дают наполненный внутренним дря-
матизмом киноспектакль,

Пусть сюжетный каркас кое-гле Be
сколько ослабевает. Центр тяжести не
в0 внешних событиях, а в глубоком
раскрытии основной темы и образа, В
актерском исполнения; в диалогах вы
чувствуете все время подводное тече-
ние.

Фильи показывает, какое отромное
значение имеет TA кинематографии
драматургия, дающая крулные обра-
зы. Какими богатыми возможностями
облалает звуковое кино, соединяющее
слово с мыслью, сбединяющее язык
ИНО © языком театра.

Но самое тлавное, что в «Депутате
Балтики» звучит со всей страстно-
стью большой’ человеческий образ
(чего так нехватает в нашей драма-
тургии). Это замечательный образ
советского ученого, борца и мыелитв-
ля, в котором выражена глубокая
правда революции. Он трогает вас ча-
ото до слез, показывая не только ве-
ликое место науки в социалистическом
обществе, но H великую роль человека
нашей эпохи...

`Профессор Попежаев (Н. Чер

Но там, перед экраном, не такие
мысли и чувства волнуют зрителя
«Депутата Балтики». Он живет вме-
сте с профессором Полежаевым, он
волнуется его волнениями, мыслит
его мыслями. Потому что картина от
начала до конца пронизана пафосом
революнии. - у

Удача фильма в том, что в нем
явственно ощущается во всем своем
величии Ления. Он не показан на
экране физически и все же его 0б-
раз есть в фильме. Полежаева вооду-
шевил гений Ленина, Ленин оконза-
тельно толкнул Полежаева на путь
союза с революцией, и величие уче-
ного, завоеванного Великим Октябрем,
еще больше оттеняет трандиозность
вождя социалистической революции.

Идейное богатство картины огрем-
но. Каждый зритель найдёт здесь
нечто свое, особенное, кажущееся ему
наиболее важным, наиболее близким.

Вот отряд моряков расстреливает
публично на улицах красного Питера

«Каждое поэтическое произведение
должно быть плодом пафоса, должно
быть пронизано пафосом», — писал
Белинский, разбирая великие творе-
ния Пушкина. Картина «Депутат
Балтики», посвященная К. А. Тими-
рязеву, в высшей степени гронизана
пафосом — пафосом социалистиче-
ской революции, пафосом борьбе на-
шего народа за счастье человечества.
В огромном кругозоре, в колоссаль-
ном историческом горизонте, который
открывается перед зрителем, —тлав-
ная сила этого фильма.

«Депутат Балтики» нас, зрителей
двадцатом года Великого Октября,
зрителей сталинской эпохи, подымает
еще выше. Мы непосредственно ощу-
щаем и переживаем пафос нашей се-
голняшней борьбы за построение ком-
мунистического общества.

Фильм — исторический, он опери-

‘рует материалом прошлого, но он сб-
ращен к будущему. Такова истинная

касов) и его жена Мария Алексан

суть исторического художественного

мародера-грабителя. Е убнвает ре-

В тости лействительно никто не при-
ходит. Холодная квартира пуста. Враг
близок в Петрогралу. Мрачная ночь
висит над горолом. Революция орга-
низует силы, чтобы дать отпор бело-
твардейцам. Но профессор налеется,
зто друзья его не оставят, Он возвра-
щается домой. Накрыт стол. Никого
нет. И никто не прилет Все отверну-
лись. Они проведут этот вечер вдво-
ем. И профессору делается’ грустно,
Больно разочаровывалься в людях. Ов
стоит во весь рост на экране, по пе-
тушиному задорно вокинута его го-
това, дрожат губы, в ресницах еле:
зы... Но сколько внутренней силы в
этом молчании! Он не олинок, нет. Он
#е может быть одинок! Надо видеть,
6 какой ласковостью и любовью On
зстречает в этот унылый вечер своего
ученика большевика Бочарова, Как
оживленно течет их беселя Как
грустно поют они традиционную пес-
Eo «
зершенстве. Больше того: актер Чер-
Касов своей игрой поставил меня не».
фед необходимостью удеслтерить евои
силы, чтобы Полежаев в романе сы
грал сам себя не хуже, чем сыграл
его Черкасов в кино. Это очень труд»
но, и я не уверен, что справлюсь.
Особенно приняв во внимание толь-

фильма перед романом. Талантливей-
ший актер Черкасов указал автору.
верный путь, верный с1особ, как
сделать обаятельным и ролным для.
миллионов людей образ великого ми-
рового ученого, на 76 оду жизни

для самых птироких масс, — юмор:
Поллин

т

тероявля

тя в кажлом слове, по-

тероя. Действительно великий челб-

чувством юмора, чтобы нам, простым
смертным, было с ним легко и ево-
бодно. И сцасибо большому и yMHO-
му актеру, так удачно воопользоваве.
шемуся испытанным оружием искус-
ства — смехом. А то мы подчас за-
бываем, что юмор — оружие большого
искусства, & не только обязательная
принадлежность искусства малых
форм.

злесь O06 отдельных достоинствах
фильма как режиссерских, так и ак-
терских, ибо достоинств очень много
и вое они имеют право на самые.
подробные характеристики. Тем более
‘не стоит говорить о недостатках, ко-
торых, напротив, очень немного 8
фильме и, во всяком случае, было
значительно больше в сценарии, В
процессе устранения многих (и суще-
ственных) этих недостатков возникла,
необходимость привлечь для драма“
тургической помощи писателю-еце-
Hapucry — опытного драматурга
Д. Деля. Еще более естественно была
привлечь к работе над сценарием ре-
жиссеров-постановщиков, Коллектив-

достатки первоначального варианта
были устранены. Правда, главный,
центральный образ сценария — По
лежаев — не претерпел почти ника-

дилося под счастливой звездой, зато
вокруг нею выросли и окрепли лру*
тие герои, раздалась вширь и вглубь
эпоха. Бочаров в моем сценарии был
провинциальным профессором, ыы
езжающим в Петроград из своей Ка-
зани, в научную командировку. Бо-
чаров без колебаний шел за Поле-
жзевым, которото любил и верил ему
во всем. Тем самым Бочаров был
противопоставлен Воробьеву и другим
ученым саботажникам. Мои товари-
щи по дальнейшей работе над. сце-
нарием сделали Бочарова большеви-
ком и бывшим студентом. возвраща-
ющимся из ссылки. Это был смелый
и верный ход. Сразу была усилена
Фоль коммунистической партии в
судьбе Полежаева и во всех происхо-
дящих вокруг него событиях,

Значительно обогатилась и окреп-
ла в фильме общая атмосфера и об-
остановка первых дней революций в
тороде Ленина. Огромное количество
деталей И мелочей найлено режиссе-
рами уже в процессе семки. Причем
постановщики оказались настолько

и мелочи, которые им легко даются,
‘не заслонили главного, не помешали.
энергичному движению драмы. Про-
изведен умелый . отбор. ,

Такой же отбор был произведен я
в отношении ряда эпизодов, на пер-.
вый взгляд вполне законно суще-
ствовавших в спенарии и все-таки не
вошедших в картину. Правла, мно-
Toe Из того, что оставалось за бор-
том, мне жаль, но это уже, конечно,

обостренная авторская жалость. Ма».

тери всегда страшно за ребенка, ко-
гда хирург производит ему операцию,
хотя бы самую пустяковую, вроде
удаления занозы.

Режиссеры фильма «Депутат Бал-
тики», произведя все необходимые
и важнейшие операции, не только неё.
причинили вреда моему детищу, но
сделали из него во многих отноше-
ниях замечательное произведение со-
ветокой кинематографии. Aye
поздравляю их и благодарю.

a
(0 Te ше.

ко что сказанное о преимуществах.

беззаветно отдавшего себя револю-_
ции. Этот художественный секрет, _
делающий гороя понятным и родным.

‘Ный-выюсокочеловеческийюмор—

ступке, движении этого. отнюдь не.
легкомысленного и He комического.

век должен обладать таким большим

Я не имею возможности говорить.

зрелыми мастерами, что эти детали.