S28

tases

tA

Всесоюзная Номмунистическая Партия (больш.).

Орган Центрального Номитета и МН ВНП(б).
№91 (6337) _ ЦЕНА 10 КОП,

2 апреля 1935 г., . вторник.

О колхозной демократии.

Примерный устав сельскохозяйственной
артели, принятый вторым Всесоюзным c’es-
жом колхозников-ударников, вносит много
нового в жизнь колхозов, особенно в методы
управления колхозами,

В настоящее время по всей стране идет
хеятельное обсуждение нового ‘устава. Де-
сятки миллионов колхозников сами выраба-
тывают окончательный текст основного 38-
хона своих колхозов.

— Новый устав должен хорошо знать и
иметь при себе каждый член артели, —пи-
шет председатель колхоза «Новая жизнь»,
Куйбышевского края, тов. Ольшин. Й это
совершенно правильно. Но ‘этого еще нело-
статочно. Массовое изучение и утверждение
нового устава должно послужить лишь нз-
чалом. развернутой общественной активно-
сти всех членов колхоза. Некоторые мест-
ные организации поняли, однако, э1Т0 «на-
чало» довольно странно. Они начали... с
извращения устава.

Вот несколько примеров.

Солдатско-Александровский райком пар-
тии ‘(Северный Кавказ) постановил закон-
чтить обсуждение и утверждение устава во
всех. колхозах района в двухдневный срок.

«раскачек», в отдельных колхозах сев на-
чалея с невыхолов на работу, се прогулов,
с невыполнения норм. Кто. в этом виноват?
Прежде всего руководители, районные и
колхозные. отвечают за плохую рабо-
ту колхозников. Не может того быть, чтобы
колхозники сознательно не желали честно
работать в своем колхозе. чтобы они не
стремились получить больших доходов.
Колхозная практика знает тысячи и Ты-
сячи примеров. когла даже неисправимый,
казалось, лолырь становилея отличным, 02-
разцовым работником-ударником. Поэтому
мы прямо говорим: раз есть лодыри, зна-
WHT плохо организовано дело. плохо госта-
влена работа и прежде всего воспитатель-
ная работа.

Развертывание колхозной демократии ни
в какой мере не означает ослабления. лис-
пиплины трула в колхозах. Наоборот. тру-
довую дисциплину  нало всячески укреп-
лять. озники знают уже из опыча,
что без лисциплины ничего нельзя добать-
ся. В основе всех достижений переловых
колхозов, в основе зажиточной жизни, 5о-
торой они уже добились, лежит честный,
дисциплинированный труд,

‘сить урожайность клещевины.

англо-советских отношений». По его словам,

А когда несколько колхозов замешкались,
районный земельный отдел разослал им
грозный циркуляр: «С получением сего `В
зуточный срок представить копию. прото-
хола в районный земельный отдел».

..М протокол был представлен.

В колхозе «Новая жизнь», Веселовского
района, Азово-Черноморекого врая, посту-
пили. еще проще. Здесь решили ограви-

хиспиплине труда, а укрепляет ее,
же известно из опыта. Колхозная демоква-
тия— дело не новое для колхозов. Новое co-
стоит лишь в том, чтобы‘ во всех колхозах
установить такой порядок, какой уже су-
ществует в наиболее передовых. Приведем
один из многочисленных примеров.

Общественная актявность не противоречит
Это то-

В Запорожье, Днепропетровской области,

ность и преуспеяние каждой из них с0от-
ветствуют интересам другой, имеет ‘боль-

вел на английских гостей. товари Сталин.

есть передовой колхоз «Искра». Дисиипли-
на в этом колхозе отличная. Невыхолы на
работу для этого колхоза — «лела  лавёо
минувших лней». И вот как в этох Еолхо-
зе вырабатывалея произволетвенный план

читься проработкой устава на нартийно-
хомсомольском собрании, не вынося его на
обсуждение общего собрания колхозников.

Но рекорд головотяпствза побил чимкент-

м

snug Cle tN O, Al HSE

Откликй. на  сообщение об итогах англо-
советских ‘переговоров.

Японский дипломат Тани ‘о продаже
КВЖД.

В СОВНАРКОМЕ: СОЮЗА . ССР. — Повы-

морского’ пути тов. О.
в Арктике в 1935 г.

Рорла, носа.
СТАТЬЯ: И. Лежнев — Крупное открытие.
ГЛУБЖЕ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ ПАРТИИ: И У
П. Иванов—Удмуртский обком не знает своих

пропагандистов. С. Диковский — Азов.

Начальник Главного управления Северного

Проф. Воячек — Новое B лечении уха,

ПО ПРОВИНЦИАЛЬНЫМ ГОРОДАМ:

ОТКЛИКИ НА СООБЩЕНИЕ ОБ ИТОГАХ АНГЛО-СОВЕТСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ.

`’Пролетарни всех стран, соединяйтесь!

1S

Ю. Шмидт—о работах

[НГ @IMIE DIE: ©
ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ ИЗВЕСТИЯ:
Германские самолеты и моторы.

50 лет научной деятельности академика

_ В. Р. Вильямса.

Китайская труппа Мэй Лань-фана в Ленин-

в хорошем состоянии. граде.

Вчера

в Ленинград вылетел дирижабль

‘ «СССР В-2».

ATMOCHEPA ДРУМБЫ И ОТКРОВЕННОСТИ, Прибытие г-на Идена в Варшаву

ЛОНДОНСКАЯ ПЕЧАТЬ ОДОБРЯЕТ ИТОГИ МОСКОВСКИХ
ПЕРЕГОВОРОВ,

(По телеграфу от лондонского корреспондента «Правды»).

ЛОНДОН, 1 апреля. Bee газеты без
исключения продолжают давать самую бла-
гоприятную информацию 9 результатах мос-
ковских переговоров.

Некоторая сдержанность наблюдается при
постановке вопроса, каковы же будут бли-
жайшие ‘задачи британского правительства.
Но глубокая искренность и последователь-
HOCTh мирной политики подчеркива-
ются газетами энергично и безоговорочно.

«Создалось впечатление, что СССР хочет
лишь 9днего, — чтобы его не трогали и
чтобы ему лали возможность продолжать
огромную работу пб реконструкции страны,
которая только начинается» — пишет коррес-
пондент «Таймс». Он отмечает, что москов-
ское коммюнике «ясно отражает улучшение

фактов, что вооружения растут, увеличи-

вая общий страх».

Дипломатический корреспондент «Дейли
телеграф» Леннокс отмечает, что  мо-
сковские переговоры и их результаты
«представляют собой разительный успех в
отношении кежлу большевистской Россией
и капиталистической Британией». Далее он
заявляет: «Большое значение визита заклю-
чается в устранения взаимных подозрений
и создании новой атмосферы дружбы и от-
кровенности».

Rian пи «Таймс», «Дейли телеграф» под-
робно останавливается на личной роли го-
варища Сталина в переговорах, отмечая
глубокое впечатление, произведенное им на
британских гостей. Он пишет:

«Сталин поразил британских делегатов
не только своим ‘знанием межлународных
вопросов. но и пониманием характерных
особенностей ‘и точек зрения других
стран».

Остальные газеты подтвержхают  оенов-
ные выволы «Тайме» и «Дейли телеграф».
«СССР и Британия единодушны во всех ос-
новных вопросах», — таков характерный за-
головок «Дейли экспресс». «Ньюс кроникл»
дает заголовок: «Англо-советский фронт ми-
ра». Заголовок «Дейли геральл» гласит:
«Британско-советекое соперничество окон-
чено».

Вемхинге пишет в «Ньюс кроникль»:

«Что бы ни случилось в Варшаве, те-

«фраза в официзльном коммюнике, в кото-
рой обе страны подчеркивают, что нелост-

шое значение».
Ворреспонлент «Таймс» 06060 останавли-
вается на том впечатлении, которое произ-

«На британских гостей произвели
большое впечатление мощь и спокойствие
Сталина и его глубокое знание и пони-
мание международных вопросов», — 3a-
являет он.

«Таймс». указывает, что товарищ Cra-

(По телефону от специального корреспондента «Правды»).

НЕГОРЕЛОЕ. 1 апреля. Лоря хранитель
печати г. Антони Илен в сопровожления
своего парламентского секретаря. члева
парламента лорла Кренборн. советника по
лелам Лиги напий министерства иностран-
ных пел Стрэнга. личного секретаря Хэвки
сегодня, в 12 часов 50 минут, поябыл в
Негорелое. Вместе с английскихи хелега-
тами в Негорелое прибыл’ заместитель за-
велуюшего третьим запалным отделом На-
ролного комиссариата иностранных чел
тов. Вейнберг. Tos. Вейнберг проводил
г. Илена ло советско-польской гранипы.

Перел своии от’езлом г. Илен направил
из Негорелого народному комиссару по ино-
странным делам тов. Литвннову телеграм-
му, в которой отметил оказанный ему в
Москве серлечный прием и выразил уве-
ренность в том, что московские переговоры

приведут кв дальнейшему разватию дру-
жественного сотрулничества между
и Антлией в хеле мира.

В 14 часов 9 минут г. Илен и сопро-
вожлавшие его липа выехали в Польшу.
Олновременно выехали прибывшие В
CCCP в связи с визитом г. Илена roppec-
понденты «Лейли телеграф». агентства
Таваса,. агентства  Рейтера. «Лейли re-
ральд», «Дейли мейль» и «Энтрансижан».

$ < =

ВАРШАВА, 1 апреля. (ТАСС). ‘Сегодня
вечером лорд хранитель печати Иден и
сопровождающие его липа прибыли в Вар-
шаву. На вокзале Илена встречали министр
иностранных хел Бек, представители анг-
лийского посольства и журналисты.

В ПАРИЗЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ. .

(По телеграфу от парижского корреспондента «Правды»).

ПАРИЖ, 1 апреля. Сообщение, отубли- сен с тем, пишет газета, что восточ-
кованное после окончания советско-бритаа-  ный и дунайский пакты и воздушная
ских переговоров. принято в Париже с чу8-   конвенция связаны друг с другом и что
ством глубокого уловлетворения. Вся печать   кажлое из этих соглашений имеет общее
придает большое значение переговорам, как   значение.

‚ другом не хотят. Так могут думать лишь
‚ бюрократы; лишь плохие руководители кол-

`жения можно лишний раз убедиться на
‘примере сегодняптнего хня,
-екий район,

- < первого же часа начат организовано, без

ский городской земельный отдел (Казак-
стан). Руководитель оного учреждения ЁЕр-
мзгамбетов издал‘ следующий приказ: ‘«На-
значается председателем колхоза ‹ имени
Лапина в селе Каменная Балка тов. Зай-
nes 4. М. Предлагается т. Мамаеву сдать
Bee дела с надлежащими приемно-сдаточ-
‘ными актами и копии представить мне».

Подобным возмутительным выхолкам бю-
рокралов холжен быть положен конеп.

Задача партийных организаций—не до-
пускать легкомысленного отношения к
обсуждению. Примерного устава,  утвер-
жденного партией и правительством.

Примерный устав совершенно точно оп-
ределяет роль колхозной общественности,
роль общего собрания. *

Многие и притом важнейшие вопросы,
которые раньше решались правлением или
одним только председателем, теперь будут
утверждаться общим собранием, то есть
всеми колхозниками. Сюла входят такие
вопросы, как договор с МТС, утверждение
тодовоге производственного плана, план
строительства и нормы выработки, утвер-
ждение ‘размеров различных фондов, коли-
чества продуктов и денег, подлежащих вы-
даче на трудодень, и т.д. Широкая колхоз-
ная ‘демократия должна теперь стать осно-

вой ‘работы сельскохозяйственной артели,

Колхозняк должен почувствовать себя хо-
зяином своего колхоза и, как подлинный,
хороший хозяин, вникать во ве,

Нет никакого сомнения, Что повышение
общественной активности и хозяйственной
инициативы всех честных колхозников
пойдет лишь на пользу волхоза ий даст ему
возможность быстрее двигаться внерел. Из-
вестно, что до сих пор общественная эк-
тивность была наиболее развита в перело-
вых колхозах. Наоборот, в отсталых обще-
„ственность была развита значительно сла-
бее. В этом и лежит однё из причин их
отставания.

Не следует думать, что разница в обще-
ственной активности в передовых и отста-
лых колхозах зависит от состава колхоз-
ников: в одном-ле люди хотят участвовать
в управлении делами своего колхоза, & В

хозов, не умеющие правильно организовать
работу.

Нет плохих колхозников — есть плохие
руководители. В правдивости этого 19л9-

Вот Армавир-
Азово-Черноморского края.
Здесь уже начался массовый весениий cer.
Й вто время, когда во многих колхозах сев

лин, подчеркивая грозный характер воен-

на 1934 гол. 1 января правление колхоза
представило на рассмотрение и утвержде-
ние общего собрания
план. Собрание внесло в проект плана 217
письменных предложений. Эти предложе-
ния не только дополнили и изменили план,
но из них составилея отличный
правлению.

MHOTHX колхозах имеются. Как могло слу-
читься, например, что в некоторых колхо-
зах Нагайбакского района, Челябинской ой-
ласти. ла и в других районах ло сих пор
нв распределены доходы 1934 года? Хлеб;

производственный

яаказ

Совершенно ясно, что такой план и та-

кой наказ выполнялись всеми с особенной
охотой. Каждый колхозник знал, что в че-
му, да и правлению и. бригадирам
было требовать от каждого безусловной

ACI ie

хиспиплинированности в рэботе.

Вот какой принцип деловой демократия
лолжен быть проведен во всех колхозах.
Пра этих условиях станет просто  невоз-
можным ряд недочетов, которые еще‘ во

святый с тысяч гектаров, лежит в скирдах
необмолоченным и портится, & на трудодни
хлеб не выдан. Это возмутительное безобра-
ae, граничащее с преступлением, стало
возможных только вследствие  безответ-
ственнбети предселателя и правления кол-
хоза перел колхозникалми.

Расширение колхозной демократии в
колхозах не снижает роли руководства в
колхозе, роли председателя и правления.
Чем больше прав предоставляет Примерный
устав общему собранию, тем более четко
должен руководить председатель работой
артели. А руководить массой — вовсе не
значит плестись в хвосте отсталых. нз-
строений.

Ясно, однако, что с ростом общественной
активности усложняется. становится более
ответственной работа руководителей колхэ-
за. Но это-то и хорошо. Теперь скорее опре-
делится негодность некоторых руковолите-
лей, их елабая работа. На место плохих,
неголных работников станут новые, знающие
свое дело и умеющие проводить линию паф-
тии руководители. В колхозе растут новые
люди. отличные работники. Второй, с’езд
колхозников-ударников  продемонстрировал
такой рост людей. какого никогда еше не
знала деревня. За хорошими работниками в
колхозах’ дело не станет. Нахо только сме-
лее вылвитать их на руководящие работы.

Общественная активноеть уже сейчас,
на весеннем севе и в подготовке к нему, по-
может быстрее подтянуть отстающие кол-
хозы, поможет быстрее достигнуть обиль-
ных урожаев и зажиточной жизни. А в
этом теперь самое главное:

ной опасности, «не распространялея о гер-

маской ‘опасности и. напротив, выражал

чувство уважения к германскому наролу и
его достоинствам и выразил убеждение в
безуспешности любой попытки подавить
или изолировать полобную страну, находя-
щуюся в пентре Европы». : ;

Подволя итог московским
корреспондент «Таймс» пишет:

«Визиты в Берлин и Москву оконча-
тельно выяснили положение. Однако
проблема сохранения мира попрежнему
трулна. Достигнута «ясность», но толь-
ко оптимисты могут надеяться, что бу-
дут извлечены соотнетствующие уроки.

Наиболее раепространенное мнение,
это — что все зависит от Англии, ко-
Торая не’должна оставить никаких сомне-
ний относительно политики, которой она
будет придерживаться, если мир будет
- нарушен. Но-ночти везде -гонланиот, 316
имеются почти непреололимые  трухно-
сти на пути к приданию этой ясности
политике Британии.

В этой связи многие наблюхатели, хо-
тя и приветствуют тот яркий свет, ко-
торый тшролили визиты в Берлин и Мо-
скву на опасное положение вешей в Ёв-
роте, не чувствуют себя вправе   преда-
ваться оптимизму. Они считают, что вы-
яснение положения не меняет реальных

БЕРЛИНСНАЯ ПЕ

БЕРЛИН, 31 марта. (ТАСС). В пентре
внимания германской печати продолжают
стоять московские переговоры Идена. Вруп-
нейпгие газеты с нескрываемым огорчением
вынуждены констатировать, что эти пере-
говоры представляют собой серьезнейпгаяй
таг на пути англо-советского сближения п
являютея новым крупным успехом внелтней
политики СССР.

Московский корреспонлент «Дейче аль-
гемейне пейтунг» Юст в большюй теле-
грамме пишет:

«Московские переговоры Идена с Лит-
виновым представляют собой попитиче-
ское событие большого значения, которое
спедует рассматривать не только под
угпом зрения общеевропейских вопросов
и не тольно в связи с пондонским ком-
мюнике и предшествовавшими берлин-
скими переговорами». ;

Газета указывает, что Иден является
первым британским министром, который
совершил путешествие в Москву с офи-
циальным визитом.

переговорам,

ПЕРЕДОВИКИ УГОЛЬНОГО ДОНБАССА.

Группа лучших ударников шахты №
шахт в 1934 г. (слева. направо): сидят —
начальник 3-го участка, А. И. Мирошниченко —з
машинист врубовки, В. П. Ткачев машинист в
шахтой: №-6, С. Д.

обрынев —машинист вру

Н. А. Моисеенко—крепильшик, Д. Я. Фомин—накидчик, И. Г.
абойщик, Г. И. Мирошниченко—забойщик; стоят: Ф. С. Михайлов—
А. Рогов—пом. зав.

22 имени Кирова (Донбасс), занявшей первое место на всесоюзном конкурсе

Ростокин—

убовки, Ф. К, Жалковский—перестановщик, Н.

перь открыт, путь для конференций в
Стрезе, в которой. по мнению многих, в
том числе и французских госуларствен-
ных деятелей» лолжен участвовать и
представитель Советекой России».
«Морнинг пост» пишет:

«Послав Идена в Москву и Варшаву,
 Англия показала с предельной ясностью,
что она не безразлична к судьбе Восточ-
ной Европы. Это — ответ на предложе-
ние Гитлера гарантировать мир на За-
паде в обмен на предоставление ему сес-
боды действий на Востоке».

Вечерние газеты подробно цитируют ce-
годняшние передовые «Правды» и «Изве-
стий».

ж я *

Все корреспонденты отмечают прекрасное’

впечатление, которое произвел на англий-
ских гостей московский метрополитен. Кем-

‘мингс пишет, чта_ московское метро произ-

вохит «во всех отношениях лучшее внечат-
ление, чем лондонское и нью-йоркское».
Большое впечатление произвел также
авиационный завод, посешенный англий-
скими гостями. «Вее были поражены пре-

красным, здоровым видом рабочих на заво-.

де, гле все. повидимому, организовано са-
мым эффективных образом», — нишет
«Дейли телеграф».

` Майорский.

ЧАТЬ ОГОРЧЕНА.

Особо подчеркивая значение приема Иде-
на товарищем Сталиным,  корреспонхент
утешает себя надеждой, что московские пе-
‘еговоры, так же как и берлинские, не
приведут к конкретным решениям.

Лонлонский  корреспонлент «Кельнише
пейтунг» резюмирует высказывания ан-
глийской печати по поводу московских пе-
реговоров Идена в следующих словах:

«Суммируя все, можно сказать, что
СССР может быть вполне довопен от-
кликами, которыми сопровождает моснов-
ские переговоры английская печать всех
направлений»,

Близкий к авторитетным. хозяйственным
и правятельственным кругам информациов-
ный бюллетень «Фюрербрифе» пишет:

«Поездкой Идена в Москву начнется
согласование политики между двумя дер-
жавами, которые издавна являются са-
мыми значительными европейскими ан-
типодами (противоположностями). Если
принять во вниманме роль этих держав
в недавнем прошлом, то Нельзя оспари-
вать, что СССР одержал внешнеполити-
ческий успех... Путь СССР за последние
два года является путем от изоляции до
чрезвычайно подчеркнутого влияния на
европейскую политику. Мы не хотим
сегодня останавливаться на той цепи со-
бытий и западноевропейских ошибок, ко-
торые умело быпи использованы Совет-
ским Союзом и дали ему возможность
играть эту роль. Сегодня с этой ролью
нужно считаться как с фактом, за игно-
рирование которого можно жестоко по-
платиться. Это пучше всего доказывается
нынешней расстановкой сил в Европе.
Щупальцы, протянутые теперь Ангпией
к Москве, имеют для британской поли-
тики значение, которое нельзя недосце-
нивать»,

Далее «Фюрербрифе» в общих чертах
указывает, что значение СССР в британ-
ской политике не ограничивается европей-
свими проблемами, & в значительно боль-
шей степени определяется проблемами, свя-
занными © Азией.

«Франкфуртер пейтунг»
статье пишет:

«Советское правительство наспаждает-
ся триумфом. В Москву mpeanant англий-
ский министр, чтобы обсудить с ним
европейские проблемы. Иден приехал не
столько в качестве английского министра,
сколько в качестве уполномоченного по
вопросам европейского мира, что, правда,
но должно оспабить чувство удовпетво-
ренности у большевиков. Со времени ре-
вопюции 1917 г. они проделали большой

в переловой

путь. Взгляд назад на пройденный путь  .

под’ема мог бы, пожалуй, даже вызвать

некоторов головокружение».

Далее «Франкфуртер цейтунг» дает об-
щий обзор исторического развития СССР и
при этом с огорчением констатирует, что
«победу и укрепление мощи Советов обес-
печила ‘недостаточная подготовленность ин-
тервёнций союзников» И «отсутствие един-
ства-в- ЕЕ

дальнейшему шагу в борьбе за мир.
«Поездка Идена в Москву, — пишет
Д` Ормессон в «Фигаро».—являеётся важ-
ным поворотным пунитом в истории
ангпо-советских отношений ‘и даже В
истории всей Европы».

Д’Ормессон перечисляет прачины, заста-
вившие Англию изменить свою политику.
Важнейшей причиной является . угрожаю-
шая позиция Германии и ее отказ прам-
кнУуТЬь 5 Боллективной организации Mapa.
Британская политика прошла «решитель-
ный этап». Если Гитлер, прололжает даль-
ше Д’Ормессон, льетил себя надеждой, что
ему уластся заставить Англию. измензть
свою политику и вовлечь ее в своего Рода
крестовый поход против ООСР, то

«OK лишний раз показал свое чрезвычай-

ное сходство с Вильгельмом И и то, что

в вопросах внешней политики он прояв-

пяет такую me фантазию, как и его им-

ператорский предшественник».

Официозная «Тан» посвящает MOCKOB-
ским переговорам передовую статью.

«Выяснение отношений между Лондо-
ном и Москвой и укрепление англо-созет-
ских снязай. имеет в настоящий момент
огромное значение для попитической эво-
люции Европы, Вряд ли у германской
дипломатии остался теперь какой-либо
шанс для использования в целях особой
политИки «Третьей империи» расхожде-
ний между Великобританией и СССР и
какая-либо возможность увлечь Англию
за собой в проведении политики несо-
трудничества с Советским Союзом в мз-
ждународном масштабе,

Еспи вспомнить то, что быпо еще не-
сколько месяцев назад, то нужно при-
знать, что произошла эволюция огром-
нейшего размера, результаты которой
должны скоро сказаться»,

Тазета подчеркивает важность того фак-
та, что Англия относится сочувственно к
заключению восточного пакта, «который
должен явиться основным элементом в
проектируемой системе всеобщей безопас-
ности»: ;

Приветствуя антгло-советское коммюни-
ке, «Пти паризьен» пишет: ‘

«Нельзя не поразиться, видя различие
между этим текстом и паконичным ком-
мюникеа, изданным после берлинского об-
мена мнений. В то время как Саймон
подчеркивал в палате общин сильное рас-
хождение в мнениях между Германией
и Англией, англо-советское коммюнике
подчеркивает отсутствие каких-либо про-
тиворечий между интересами обеих
стран. Это отсутствие противоречий яв-
ляется само по себе благоприятным
симптомом для будущих возможностей».
Пертинаже в «Эко де Пари» называет

англо-советекое коммюнике «чрезвычайно
сердечным». On также подчеркивает ра-’
зительный контраст между ним и берляч-
ским коммюнике. Для того, чтобы понять
все значение англо-советского Есумюнике,
пишет Пертинакс, нужно помнить, Что
проект северо-восточного пакта взаимной
помощи находился все время в центре
внимания английского министра и его 69-
беседников. «Фраза, которая подчеркивает
этот факт, богата содержанием».

Подобно «Тан», Пертинаке  подчерки-
вает, что обе стороны признали, что пакт
должен быть заключен даже без согласия
Германии и Польши.

«После этого коммюнике,—заявляет. да-
лее Пертинаксо—уже никто не сможет
сказать, что в бпижайшие нэдели
Франция должна будет сделать выбор
между Англией и своими союзниками в

Центральной и Восточной Европе. Анг-
пия признает справедливым To, что
Франция пытается сейчас сделать для
спасения мира»,

«Эр нувель» вновь возвращается к в0-
просу, который журвал уже раз затронул,
а именно к необхолимости участия
на конференции в Стрезе. Mp COras-

«СССР, в преданности которого Aeny
мира Ангпия теперь убедипась, гафан-
тирует безопасность на западе и Sotto
He вропы. В виду гитлеровской спас
ности необходимо торжественно засви-
детельствовать тесную — солидарность
Франции, Англии, Итапии и СССР. При-
сутствие СССР в Стрезе придаст пактам
именно то значение, которое им должен
был придать Берлин».

«Попюлер» пишет:

«Сотрудничество между Англией и
СССР в настоящих условиях усиливает
возможности разрешения отнюдь не ка-
тастрофическим образом кризиса, вспых-
нувшего благодаря германским вобруже-
ниям и агрессивным планам, провозгла-
шенным правитепями «Третьей  импе-
рии».

з < =

ПАРИЖ, 1 апреля. (ТА©С). Содержание
и тон опубликованного сообщения © бесе-
дах Илена в Москве произвели здесь огром-
ное впечатление,

Общее впечатление, произведенное мос-
Бовским коммюнике, можно резюмировать
словами спецкора агентства Гаваса, кото-
рый заявляет, что в ряде пунктов это ком-
мюнике -

«идет даже дальше всего того, Ha TO

могли надеяться пюди, верившие в анг-

по-советское сближение».

Пресса приводит также и ряд соображе-
ний, которые, по ее мнению, определили
позицию английских представителей в мос-
вовских переговорах. Эти соображения сво-
дятся в основном к трем моментам: 1) по-
знция Гитлера в берлинских переговорах,
2) разрядка атмосферы в советско-япон-
ских отношениях и 3) искренний характер
советского миролюбия и, в частности, бес-
спорно оборонительный характер советских
вооружений. i

По первому пункту московский коррес-
пондент агентства’ Гаваса пишет:

«Ангпо-советское сближение является
в значительной мере последствием того,
что в окружении Идена принято назы-
вать ‹опаснейшей дипломатической не-

_ повкостью Гитлера».

* По второму пункту корреспондент агент-
ства Гаваса замечает, что английские
представители в Москве убедились в отеут-
ствии у руководителей советской политики
какого бы то ни было намерения прово-
цировать обострение отношений между
Англией и Японией.

Наконец, третьим и одним из нзиболее
решающих моментов было, по словам фран-
цузской печати, то обстоятельство, что «в
английских кругах растет убеждение в том,
что военный аппарат СССР является по су-
ществу своему аппаратом оборонительного
характера».

Касаясь дальнейших последствий moc-
вовских переговоров. газеты, указывая на
благоприятное впечатление в лондонских
кругах, подчеркивают, что теперь следует
выждать, какое решение примет англий-
ский кабинет. Констатируя удовлетворение
советских кругов, московский ‹ корреспон-
дент «Тан» замечает:

«Впрочем, этот оптимизм не отличает-
ся слепотой, и в Москве хорошо отдают
себе отчет в том, что на английскую по-
питику в отношении СССР могут влиять
весьма сложные факторы. Здесь не за-
бывают и с предвыборных соображе-
ниях»,

Что касается международных  послед-
ствий московских переговоров, то здесь, в
Париже, высказывается мнение, что опуб-
ликованное коммюнике, если не помешает
полностью, то во всяком случае может за-
труднить маневры тех французских Еру-
гов, которые ло сих пор еще не дали до-
статочных локазательств искренности свое-
то отношения к проектам организации‘ без-

Р   спасности, в первую очередь к проекту

восточного пакта.

СССР—ПОБОРНИК МИРА НА ВОСТОКЕ

ПРАГА, 1 апреля. (ТАСС). Комментируя
итоги переговоров Илена в Москре, близкая
в Бенешу «Лилове новины» пишет:

«Из всех событий в дипломатическом
мире за последнее времд наибольшее
значение следует придавать пребыванию
Илена в Москве. Этот визит по своему
значению превосходит даже предстоящую
в Отрезе конференцию. Переговоры в

‚ Берлине настолько изменили позицию

Англии в вопросе о восточном пакте, что

Англия, повидимому, не только снимет

свои. розражевия против восточного пад-

И ЗАПАДЕ.

та, но и будет его рекомендовать, в пер-
вую очередь Польше. Кроме того, сле-
RyeT ожидать улучшения отношений ме-
жлу ООСР и. Японией.

Тем самым центр тяжести междуна-
родной политики снова будет перенесен
на Запал, rae Советский Союз булет
иметь возможность продолжать свою ра-
боту для дела мира в пользу всех наро-
дов и покажет себя еще более сильным
союзником своих друзей, чем это было

‚ И до сих пор».