Суббота, 5 июня 1937 г, №

26 (372

Халима Насырова

‘ Уже в первом спектакле узбекско-
0 театра выделилась исполнительни-
ца заглавной роли «Гюльсары» Ха-
лима Насырова. Большая  лириче-
(кая теплота, драматическая вырази-
тельность, тонкая музыкальность’ и.
хорошие голосовые данные постави-
и ее по праву на первое место. По-
следующие спектакли закрепили это
первое впечатление; Насырова. дей-
ствительно. одна из наиболее ярких и
талантливых актрис узбекского тезт-
pa. Отличная певица, прекрасная дра-
матическая актриса, она, несмотря на
свой юный возраст, уже достигла вна-
чительного художественного мастер-
ства.

Оценка искусства Насыровой He
может, однако, ограничиться лишь
признанием ее индивидуальных ap-
тистических. качеств. Художествен-
ный облик Насыровой набтоячиво
выдвигает более широкие, принципи-
альные вопросы о’путях развития ‘на-
ционального исполнительства, о.
взаимодействии в нем национально-
то и европейского начала, наконец, ©
сохранении национальных исполни-
тельских особенностей, выразитель-
но ценных, обогащающих мировое ис-
RYCCTBO.

Рождение большой национальной
музыкальной культуры заключается
не только в возникновении значи-
тельных и развитых форм музыкаль-
ного творчества — оперы, симфонии
ит п. — н0 и в образовании само-
бытных исполнительских сил,. кото-
рые по характеру дарования и тех-
ническому мастерству соответствова-
m бы создающейся национальной
творческой культуре, Поэтому, ‚зна-
комясь с нашими молодыми нацио-
нальными культурами — казахской,
узбекской, — мы с таким интересом
следим не только за появлением но-
зых музыкальных произведений, но.
и за рождением национального ис-
полнительского искусства, Й вдесь,
в области исполнительства, перед на-
циональной музыкальной культурой
стоит огромной принципиальной важ-
ности проблема взаимодействия наци:
онального и европейского искусства.

Опыт прошедших национальных
декад со всей неоспоримостью свиде-
тельствует о том, что единственно
правильный путь, по которому может
и должна развиваться национальная
музыкальная культура, — это разра-
ботка неисчерпаемых богатств народ-
ного творчества с помощью’ средств,
выработанных многовековой европей-
ской музыкой. Своеобразие: поэтиче-
ских образов, народного художествен-
ного языка, вокального и инотрумен-
тального колорита живой творческой
национальности. может столько вы-
играть от приобщения к богатейшим
средствам гармонического, симфони-
ческого и темброво-оркестрового пись-
ма, которым располагает европейское
искусство. Это обращение наших
братских народов к европейской
культуре не имеет ничего = общего
© колонизаторским буржуазным на-
‘аждением форм  тосподетвующей
культуры, которое убивает нацио-
нальные основы и стремится заме-
CIHTh национально-своеобразное ис-
вусство нейтрально-европейским. У
Hac каждая национальность, сохра-
Hig своеобразие форм своей жизни,
высоко ценя и развивая исконные
основыг. народного творчества, вбира-
ет, впитывает. в свой организм дости:
жения евронейской музыки, претво-
ряя их сообразно своим органическим
потребностям, своему национальному
звукосозерцанию. Только на этом пу-
ти национальная музыка может по-
пучить мощный стимул дальнейнего
развития и, разомкнув тесные рамки
песенной куплетности,  достигнутв
больших оперно-симфонических мас-
штабов. :

И в искусстве исполнительства, в
частности вокального», должен естёе-
ственно протекать подобный же про-
цесс органического усвоения евроней-
ских форм, которые отнюдь не ени-
мут, не ‘уничтожат своеобразия. во-
кальной манеры данной народности,
обусловленной’ художественным со-
Держанием национальной песни, но
помогут вывести это вокальное HC-
RYCCTBO из состояния ограниченности
на простор широкой вокальной куль-.
туры, необходимой для оперно-сим-
фонической музыки.

Искусство Халимы Насыровой яв-
пяется замечательным подтверждени-
ем плодотворности такого развития,
происходящего в советском нацио-
нальном искусстве. Насырова — ярко
национальная исподнительница, но ее
искусство обогалцено культурой ев-

Великое. содружество

Наподобие юного Фархада, и мы —

в эти дни взглянули в волшебное зер-
вало узбекского искусства и... влю-
бились! Влюбились горячо, искренно
и надолго—навсегда!—в узбекский
народ, в его чудные песни и пляски,
В его сказания и легенды! 2
Мысленно возвращаясь к виденно-
му и прослушанному, перебирая в
памяти впечатления этих дней, по-
нимаешь, какой глубокий след оста-.
вило продемонстрированное — узбек-
(5ое искусство-—так же, как раньше
искусство казахов, грузин и других—
в нашем сознании .Нрошедшие дека-
ды искусств не только познакомили
Нас с творчеством братских народов,
Но расширили наше понятие прекра-
сного. Искусство Узбекистана нам
дотоле было сравнительно мало’ зна-
Комо. Исключительно своеобразное и
самобытное искусство это полно та-’
кой могучей внутренней красоты, вы
сокого благородства, чистоты и поэ-
зии, такого совершенства грации, что
сразу же покорило. нашу взыскатель-
ную московскую аудиторию. Но тако
Ва сила всякого настоящего народно-
го искусства. А узбекское искусство
—подлинно народное искусство. Не-
редко понятие народности музыки
сводят у нас к использованию народ-
ных песен, народных плясок. Это при-
митивное и однобокое представление.
Истинная народность ‘искусства Уз-
бекистана в том, что оно раскрыва-
ет нам сердце народа, верно пере-
Дает его лучшие стремления, мечты, *
60 помыслы, его этику. В этом смы-
сле образ Гюльсары в такой же ме-
6 народный образ, как народны
“казочные герои Фархад и Ширин.
Очень важно и ценно, что музы-
кальное искусство Узбекистана так
близко, так непосредственно связа-
Н0 с истоками народного творчества.
о и здесь речь идет не о простом
использовании народных мелодий и
поен, а об умении музыкантов пе-
редатв в своем искусстве Стиль,
‘имел, характер народного искусства.
_юбовь к народному искусству,
забота о нем, мастерское воспроизве-
Дение его образов отличают всех ар-

ропейского исполнительского искусст-
ва, и это открывает огромные возмож
ности ее артистического роста. Диа-
пазон её зудожественно-выразитель-

‚ных средств от этого сочетания зн&-

чительно расширился, ‘не потеряв при
этом своего национального колорита
и. своеобразия. ~ = : a

В спектаклях декады  Насырова
создала два центральных образа:
Гюльсары — молодой узбекской жен-
щины, освобождающейся из тенет об-
щественных предрассудков и куль
турной отсталости, и Ширин’ — юной,
прекрасной, сказочно-романтической
принцессы. В исполнении Насыро-

Bol эти два глубоко различных обра-

за приобретают‘характерные для ак-
терокого состава молодого националь-
ного театра в целом черты неносред-!
ственности, свежести и какой-то на-
HBHOCTH, -y Насыровой ‘проявляю-
щиеся с особенной силой и обаянием:

В игре и пении Насыровой все вре-

мя ощущается больное внутреннее.

увлечение: Сценический образ рож-

дается не из’ «приема», не из 8&-
ученных движений и жестов, & из
подлинного внутреннего ощущения
этого образа: В этом отношении чрез-
вычайно характерно’ об’яснение, ко-
торое дает сама Насырова процессу
своей работы в пьесе «Халима» над
ролью главной героини, проданной
в жены подлому старику. Насырова
говорит об этом: «Я видела страда-
ния моей сестры и я играю сестру
больше, чем героиню пьесы». Так пе-
рекликается молодая, жизненно не-
посредственная . театральная куль-
тура Узбекистана с высокой школой
театрального мастерства Станислазв-
ского, ее теорией вживания в
в изображаемый образ.
Однако эта непосредственность ис-
полнения Насыровой далека от ка-
кой-либо примитивности. Насырова

разительнейших
роли. Многие эпизоды, обоих снпек-
таклей свидетельствуют уже о зна-
чительном драматическом  мастер-

рагима) или последний акт «Фарха-
да и Ширин». (смерть Ширин) для

своеобразное сценическое искусство
несомненно является результатом
развития национального художест-
венного образа средствами европей-
ской театральной техники. Особенно
отчетливо это видно в исполнении
Насыровой роли Ширин, столь близ-

ской литературы (Джульетта, Изоль-

ма, своеобразна и пронизана apoMa-
том ‘узбекской национальной’ куль-
туры Ширин в исполнении Насыро-
вой! Эти нацио ные особенности

рактерных движениях, жестах, мими-
ке, наконец, в интонационном строе
речи актрисы, :

Они проявляются и в вокальном
искусстве Насыровой. Халима Насы-
рова. —
певица. пленительный, несколь-
ко тортанный тембр голоса,
пользование приемами, которые на-
ши вокалисты назвали бы «белым»
звуком, необычайная, часто’ Неожи-
данная ритмика и динамические от-
тенки — таковы особенности ee во-
кального стиля-`И вместе‘ с тем ”На-
сырова, — не этнографическая: певи--
ца в узком смысле‘ этого слова, ‘Свои
природные, национальные вокальные
качества она чрезвычайно, обогатила
обучением в европейской школе пе-
ния, не утратив при этом основных
национальных черт. Насырова широ-
ко и свободно вокализирует, подчи-
няя свое, исполнение: разнообразным

У европейской певицы было бы, быть
может, серьезным вокальным недо-
статком, как, например, тот же «бе-
лый» звук, — у Насыровой полно
своеобразного очарования и вырази-
тельности,

Искусство Насыровой‘ могло выра-
сти в результате. тесного взаимодей-
ствия местных народных и европей-
ских форм искусства. Пожелаем же
самой молодой народной  артистке
СССР еще больших успехов в’ее даль-
`нейшей работе над развитием узбек-
ской оперной исполнительской вуль-
а М. ПЕКЕЛИС.

_М. Гринберг

тистов узбеков. Этому умению лю-
бить, холить свое народное искусстве.
мы, русские, должны учиться у у3-
бекских товарищей. Сейчас, вдосталь
насладившись узбекским искусством
— песнями, изумительными плясками,
—нашим русским артистам нужно с
еще большей внергией взяться 3a
собирание, изучение и исполнение
русского народного творчества —это
был бы, может быть, косвенный, но
не маловажный итог узбекской дека-
ды.

Мы/ особо подчеркиваем это, ибо,
‘если узбекам нужно многому учить-

ся у своих ‘русских товарищей, то и.

нашим русским артистам, музыкан-
там, композиторам, `балетмейстерам,
певцам многое можно перенять .и
взять у узбеков, грузин, украинцев
и 1 д. Как никогда, в дни yader-
ской декады . мы почувствовали’ нод-
линный интёрнациональный харак-
тер той строящейся у нас социали-
стической культуры, которая, прио-
бретая у каждого народа свою нацио-
нальную форму, остается единой в
‘своей сушности; в евоих устремле-
ниях, в своих идеях.

Содружество’ равноправных квуль-
тур, осуществляемое в нашей стране
(декады нацибнальных искусств —
одна из форм проявления этого с0-
дружества), заключает в себе не толь-

ко глубокий политический смысл, но
имебт для нас ‘огромное художествен-

ное, эстетическое значение. В прош-
лом номере «Советского искусства»
в статье о «Фархаде и Ширин» мы
говорили о характере использования
и обработке народного- песенного ма-
териала: А ведь и этот вопрос тоже,
по существу, упирается в «проблему
солружества». :

Интерес к народной песенности Во-
стока проявляли многие компози-

торы прошлого; Но’для многих из них”

восточная народная песня всегда ос-
тавалась пряной, пикантной чэкзоти-
кой». Композиторы эти. смотрели. на

‚да она приезжала в. Москву. Меня. по-

роль,   она преподносит зрителю казкдое дви-

создает тонкий узорный, полный вы-
‚ деталей рисунок

стве Насыровой. Стоит вспомнить
третье действие «Гюльсары» (у Иб-

I `цы в инсценировке «Колхозный той».
того, чтобы в этом убедиться. И это,

кой образам европейской драматиче-

да). И вместе с тем сколь неповтори-.

выражаются B едва ‘уловимых ха-

ag выраженная узбекская.

частое.

сейчас В стране социализма.

семье кустаря. Десяти лет от роду он

драматическим заданиям. И то, что!

‘ной чайхане, а затем культурно 0бслу-

Участники денады узбекского искусства в Москве, награжденные орде ном Трудового Красного Знамени (сле ва направо): Мукарама Тургунбаева — солистка Узбекского музыкаль-

-10го театра, Максума Кариева — заслуженная артистка республики, Абрар Хидоятов — народный артист республики, Л. Сарымсакова — артистка Узбекского музыкального театра,
Мухитдин Кари Якубов — народный. артист ‚республики, Тамара Ханум Петросьянц — народная артистка республики, Уста-Апим Камилов — бубнист, герой труда, Сара

Ишантураева — заспуженная артистка республики, Я. Г. Горбунов — нач. Упраел. по делам искусств при СНК Узбекской ССР, Халима`Н

Р. М. Гпиэр — народный артист РСФСР, АзССР’и Узбекской ССР, Тохтасын Джалилов — народный‘ артист республики, композитор, руководитель

Замеудтельные танцы Тамары Ха-  вой, так же как и веего ансамбля,
нум я видел несколько лет назад, ког-   чувствовалась болыйая школа и ма-
Hepa танца Тамары Ханум. *,

До революции узбечка не танповала
на сцене. Сейчас раскрепощенная ye-
бекская женщина впервые появляет-
ся на ецене. Вместе с ней появляется
новая культура женского националь-
ного танца; Тамара Ханум ‘одна ид
первых стала пропагандировать жен-
ский танец среди широких масс тру-
дящихся.

Тамара Ханум провела два’ урока
национального танца’ с ‘работниками
балета Больнтото театра. Она ознако-
мила нас с техникой, манерой, харак-
тером и стилем узбекского танца. При-
ступив с интересом к изучению этого
танца, мы почувствовали большие
трудности в освоении его’ деталей и
характера и’старались уловить стиль
замечательного национального танца.
Узбекский танец сыграет большую
роль в развитии культуры советекого
балета и всего хореографического ис-
`кусства,.

Работники русского балета ‘были
‘очень рады видеть на сцене Большого
театра прекрасное искусство братско-
то узбекского народа. Спектакли и
танцы узбеков доставили нам искрен-
нее наслаждение. Мы уверены в том,
что в недалеком будущем Госудаф-
‘ственный узбекский музыкальный
театр создаст больной балетный снек--
такль, в котором еще больше развер-
нут свое яркое дарование Тамара Ха-
нум, Мукарама Тургунбаева и другие
мастера ‘хореографического искусства,
Узбекистана. =

` Заслуженный ‘артист республики
АСАФ МЕССЕРЕР

ражала, в ее танцах необычайная жиз-
нерадостность, исключительная музы-
кальность, ритмичность, удивительная
‘выразительность рук. Все движения
Тамары Ханум органично связаны,
естественны. С.каким тонким вкусом

жение!

Характерность узбекского танца вы-
ражается в мельчайших нюансах дви-
жения кистей рук, корпуса, шеи. Я
бывал в Ташкенте и неоднократно ви*
дел узбекские танцы, но они были
‘несколько подчеркнуты и резки, 0со-
бенно в движениях шеи. Тамара Ха-
нум-эти же самые движения‘ иснол-
‚няет. очень мягко. и трациозно:

‚Во время декады узбекского искус-
ства мне особенно понравились тан-”

Хорошо -и ритмично хореографиче-
ский ансамбль Узбекской филармонии
и Узбекского музыкального театра, ис-
полнял. хорезмекий народный хоровод
с плясками: в постановке Тамары Ха-
нум. Она замечательно танцовала и
одновременно пела песню. Обаяние,
выразительность и темперамент ис-
‘цолнения танцев Тамарой Ханум в0с-
хищали зрителя. С большим мастер-
ством Тамара Ханум ‘вместе в Мука-
pam Тургунбаевой исполнила танец:
«Катта-Уюн» с хореографическим ан-
самблем, под великолепный аккомпа-
‘немент бубниста. Уста-Алима: В этом
танце ощущалась абсолютная слит»
ность движений в передаче настрое-
ния танцев. В исполнении молодой:
талантливой танцовщицы Тургунбае-

и УетаАлим Бамполюш
eee р о ster а :
Бубен Уста-Алима имеет свою исто-   живает.бкрестные маргелайские кинг
ию. ‘Звучит он давно, но никогда не   Лаки.
a Sais sano, 0 4608 xunyvett  , 22 Ba Toma — © 1924
ee eee Уста-Алим сумел отыскать в народе
радостью; как звучит сейчас. Это по-

: 3 “   4% подготовить к самостоятельной ра-
нятно; никогда У ста-Алим нежил та- боте 26-талантливых музыкантов-пе-
кой, творческой жизнью, - как живет

даготов, которые и сейчас преподают.
в городах Узбекистана. о
` Уста-Алим во-время декады узбек-
ского искуества в Москве предстал не
только как замечательный мастер, но
и как учитель, воспитавший свыше
ста учеников, среди которых такие
мастера узбекского искусства, как на-
родная артистка Узбекской республи-
ки Тамара Ханум, артистки Розия
 Ханум, Мукарам Тургунбаева и мно-
гие другие.

Алим. Камилов, как сообщается - 0.
нем в сборнике «Участники декады
узбекского искусства», родился в
1875 г. в тороде Маргелане; Уста-Адим
назвали его позже, когда он стал мае-
тером искусства. Алим родился в

потерял отца. Приютил Алима дядя,
‚8 был. тот дядя = арбасоз, арбы мао-:
терил и сам же сбывал. ^

Пятнадцать лет дядька продержал
У себя Алима в качестве бесплатного
подмастерья.

Сначала украдкой, потом емелей, с
двенадцатилетнего возраста Алим
учился игре на бубне. Сперва; это бы-
‘ми несмелые шахи дилетанта-самоуч-
ки. Но когда Алиму исполнилось 80
лет, он так владел бубном, что луч-
muh и: непревзойденный маргелан-
ский бубнист Саид-ака согласился по-
святить Алима в тайны «правильной:
игры на бубне». 37 ,

С первых же дней революции Уста-

лим сколачивает музыкальный ан-
самбль, который сперва играет в крас-

народное творчество Востока как на
источник «музыкального. сырья». На-
родная песня использовалась * Kak
‘мертвый, застывший материал, как
диковинный орнамент,

‚ Нет и в помине, и. не может быть
такого отношения к народной песне
У советских музыкантов. В самом ха-
рактере, в самом стиле обработок нз-
родных песен должно отражаться
любовное отношение, глубокое ува-
жение, которое питает & народному
творчеству подлинно советский ху-
‘дожник. Этим должны руководетво-
‘ваться наши композиторы, наследуя
лучшие традиции великих русских
музыкантов (Глинка, Римский-Корса-
‘ков, Мусоргский, Бородин, Чайков-
ский и др.). Развитие национальной
культуры каждого народа идет у
нас в теснейшем творческом со-
дружестве с культурами других
народов нашего Союза, и в первую
очередь с культурой русской, ‘как
передовой культурой братского на-
рода. Русские музыканты оказывают
огромную помощь напгим националь-
‚ным композиторам. и музыкантам.
Роль Р. Глиэра и В. Успенского, на“
пример, в развитии узбекского ис-
кусства ‘поистине огромна.

Отмечая эту помощь, которую ока-
зывают ‘русские музыканты нацио-
нальным музыкантам и композито-
рам, мы должны попутно развеять
‘существующее обывательское ‚безгра-
мотное представление о том, что на-
циональной музыке якобы у нас при-
вивают  европейскую технику. Голой
техники вообще нельзя привить
искусству. Техника в искусстве
всегда неразрывно связана с’ опре:
деленным  бодержанием, — которое
она помогает передать и выразить.
Hama национальные музыкальные
культуры ныне творчески оплодотво-
ряются ‘всем тем лучшим, что созда-
но было европейским искусством и
прежде всего искусством русским —
мы имеем в виду содержание этого
искусства и связанные с ним опре-
деленные средства и принципы ху-
дожественной выразительности. Ha-
циональные декады искусств (в этом

тоже их огромная ценность) показа-
ли, как богат практический опыт, на-
копленный нами за последние годы
В этой области. А в св06е время
сколько пустого и дурного’ «теорети-
зирования» развели некоторые наши
«исследователи» в вопросе о том, как
должно развиваться национальное ис-
кусе1во. Практический опыт совер-
шенно разбил все домыслы. : этих
«теоретиков», никогда не знавших и
не ощущавших подлинной жизни ис-
кусства. Несмотря на, это, однако, до
сих пор всякого рода «левацкие» про-
жекты и архи-‹р-р-революционные»
теории не изжиты еще до конца.
«Сломаль темперированную звуко-
вую систему» (принятую в европей-
‚ской музыке), заменить ее натураль-

фонического оркестра — отголоски
этих старых взглядов, и «теорий» и
поныне дают себя знать в области
национальной музыки, Пора раз нав-.
сегда покончить с подобными «тео-
риями». Нора понять, что любая—
пусть самая расчудесная—звуковая
система, которая будет устанавливать
особые нормы, особые правила, 0со-
бые специальные требования для на-
циональных музыкальных культур,-=
такая система для. нас уже априори
неприемлема, Ибо устанавливать ка-
кой-либо особый звукоряд, особую
систему для музыкальной культуры
узбеков, казахов и других восточных

стра,’ МуЗафар Мухамедов: — художественный руководитель и главный режиссер Узбекского музыкального театра,

°

Итоги декады

Во Всесоюзном комитете соетоя-.
лись два совещания, ‘посвященные
‚недавно закончившейся декаде уз-
‘бекского искусства. С докладами вы-

ступили музыковед Г. Хубов и ба-
летмейстер И. Моисеев. Тов. Хубов
подняй ряд очень важных принци-
пиальных вопросов. Должен ли ком-
позитор, обращаясь к фольклорному
материалу, быть только аранжиров-
щиком народного мелоса, или же он
должен творчески сего перерабаты-
вать. Последний нуть т. Хубов ечи-
тает более верным. Только так и
можно создать национальную узбек-
скую оперу. Хубов затронул также
проблему вокального искусства, в
частности, вопрос о специфической
торловой подаче звука узбекских пев-
цов. j

Тов. Хубов правильно указал, что
нельзя разделять узбекскую музыку
прошлого на «народную» и класси-
ческую («макомы»), которая будто бы
выражала ‘исключительне идеологию

феодально клерикальной и байской

верхушки общества. Этой неверной
‘классификации придерживаются и
некоторые работники узбекского ие-
кусства.

С содержательным и обстоятельным
докладом, посвященным оценке эле-
ментов балетного искусства в узбек-
ских спектаклях,
Моисеев. В’ прениях выступили: уча-
стники узбекской декады. Народная
артистка Союза ССР Халима Насы:

рова, народный артист Кари Якубов
указывали, что забота о расширении.
технических вокальных приемов уз-

выступил Игорь

узбекского

Центральный Исполнительный Ко-
митет СОСР за выдающиеся заслуги
в деле развития узбекского музыкаль-
ного и танцовального искусства по-
становил наградить

Орденом Трудового Красного вна-
мени: > о Ss

Заслуженную артистку Узбекской
ССР, солистку Узбекского музыкаль-
ного театра Халиму Насырову, заслу-
`женную артистку Узбекской СОР Са-
ру Ишантураеву, артистку Узбекского
музыкального театра Лютфихан Са:
рымсакову, художественного руково-
дителя и главного режиссера Узбек-
ского музыкального театра Музафара
Мухамедова, бубниста, героя труда,
Уста-Алима Камилова, народного ар-

руководителя ансамбля национально-
то оркестра Тохтасына Джалилова,
народного артиста Узбекской ССР Аб:

Узбекской ССР Тамару Ханум Петро-
‘съянц, солистку Узбекского музы-
кального театра’ Мукарама Тургун-
баеву, народного артиста Узбекской
ССР Мухитдин Кари Якубова, народ-
ного‘ артиста РСФСР, АзССР и Узбек-
ской ССР Рейнгольда Морицовича

ырова — народная артистка

‚тиста Узбекской ССР, композитора,

рара Хидоятова, народную артистку :

\ :
Ho 1926 —

Глиэра, начальника Управления по
делам искусств при СНК Узбекской
ССР Якова Григорьевича Горбунова,
заслуженную артистку Узбекской
ССР Максуму Кариеву.
‚ Орденом Знак почета:

Драматурга Камила  Нугманова
(Яшена), заслуженного артиста Уз-

бекских певцов должна сочетаться ©
бережным отношением к националь*
ной вокальной культуре. То же’ са>.
мое применительно к освоению 6вро-
пейской культуры танца было выска-
зано народной артисткой Тамарой Ха-
нум. Тов. Керженцев отметил в сво-
ем заключительном слове исключи-
тельное разнообразие и звуковое бо-

“Декада узбекского искусства. На-
Ханум. «Танец

ным звукорядом, отказаться от сим-.

гатство оркестра узбекских нацио-
нальных инструментов. После некото-

‚рой. модернизации часть ‘узбекских.
инструментов. может быть использова.

не только в составе симфониче-

самблей. - é

К следующему приезду Узбекский
музыкальный театр должен будет по-
казать нам самостоятельную узбек-
скую оперу на современный сюжет,
самостоятельный узбекский балетный
‘спектакль и одну постановку клае-

сической европейской оперы.

родная артистка республики Тамара.

со змеей». ae

народов—9это -вначит отрывать.   эти
культуры от’ русской культуры, от
русекого-искуества. Об’ективно такие

теории отражают в себе влияние на-

ционалистических, повинисТических
«теорий» культуры. 7 :

Симфонический оркестр не «отме-
цяет» ни народные песни, ни народ-
ные национальные инструменты. Ha-
оборот, введение симфонического ор-

кестра должно всячески стимулиро-

вать развитие народного инструмен-
тария;
родные инструменты в состав сим-
фонического оркестра.

Что же касается. развития и с9-

вершенствования народных ‹ нацио-
нальных инструментов, то тут = MHL

должны отметить следующее. Усовер-

‘шенствование инструментов, на наш

взгляд, не должно приобретать не-
кий самодовлеющий, чисто «техни-
ческий» характер. Не «вообще» усо-
вершенствовать инструменты нам-ну-
жно. Те, кто работает в этой обла-
сти, должны уловить процессы изме-
нения содержания народного. творче-
ства, которые происходят сейчас, дол-
жны изучать новые интонации, но-
вые ритмы, которые рождаются в на-
родной песне и танце, понять новые
художественные запросы, которые
пред’являют сейчас исполнители к
своим. инструментам. И отсюда имен-
HO—OT нового содержания и новых
требований искусства-—исходить B

то оркестра, но и в составе других
национальных инструментальных ан-

`  конструкции

Надо` смелее вводить на-

‘бекской ССР, Ятыма Бабаджанова,

театра. Карима Закирова, артиста Уз-.
бекского музыкального театра Мама-
джана Халмухамедова, заслуженного
деятеля искусств, руководителя хоро-
вой капеллы Николая Назаровича
Миронова,
Мухтара Ашрафи, художника Свято-

руководительницу балета Веру Ни-
колаевну Губскую, народного певца

ного артиста Узбекской ССР Гавриз-
ля Джурабаевича Талмасова, народ-

`В орденоносном узбекском акаде-
мическом театре драмы им. Хамза в
Ташкенте состоялся митинг; посвя-
щенный декаде узбекского искусства
в Москве.
‚ Участники митинга отправили пред-
седателю Всесоюзного комитета, по Ае-
лам искусств т. П. М. Керженцеву
радиограмму, в которой пишут:

своей работе по реконструкции ста-
ринных народных инструментов. Мы
вовсе не отрицаем влияния, которое
оказывают на самое развитие искус-
ства новые технические и значит вы-
разительные возможности музыкаль-
ного инструментария; Но, повторяем,
ведущим, решающим в процессе  ре-
и совершенствования
народных инетрументов должно бы

содержание искусства. ^ 2

ЕЕ

Здесь мы подходим к общему, важ-
нейшему вопросу. Народное искус-
ство не надо, нельзя воспринимать в
статике, как нечто раз навсегда дан-
ное и неподвижное. Народное искус-
ство мы обязаны брать в движении,
в динамике. Какие в этом смысле
‘примечательные и интересные про-
цессы совершаются ныне в народном
национальном искусстве!  Достаточ-.
‘но сопоставить песни, которые распе-.
ваются, например, в инсценировке
«Саиль» (дореволюционное народное
узбекское гулянье) и в «Колхозном
106». Какие новые, неведомые дото-
‘ле интонации появились в народной
(мелодике Узбекистана! Как по-ново-
Гму используются ‘инструменты в

1 «Тов»: здесь они соединены в целый.

оркестр-—замечательно звучит
народный ансамбль!

‘этот

Бесспорно, что ‘отромное влияние
на узбекскую песенность ныне ока-
взывает и русская народная  песен-
‚ность, Интересно слушать было, как
«но-узбекски» звучала песня «Полю-

‘  Kos, которую пел узбекский. хор. С.

другой стороны, как заметно влияние `
‘революционной советской русской
‘песни сказывается, например, в. но-
вой узбекской песне о великом
Сталине.

На стиле узбекского музыкального
исполнительства сказывается ‘сейчас
и наша русская вокальная школа,
традиции которой перенимают луч-
пгие узбекские певцы. . Богалейшие
вокальные возможности сейчас  от-
крываются перед_ Насыровой, same-
‘Чательно соединяющей в своем мя-
стерстве своеобразие ` узбекского на-
‚родного пения и приемы русского во-
кального искусства: То же можно
сказать и о Кари Якубове. Конечно,
это все лишь начало работы по овла-
дению вокальной школой, так же,
как постановки «Гюльсара» и «Фар-

солиста. Узбекского _ музыкального.

композитора дирижера

слава Александровича ` Афанасьева, .

Муллу-Туйчи Ташмухамедова, народ-

Залог дружбы народов

— Мы верим, что организационная

‘с нашим русским искусством, ¢ ute

СССР,
ансамбля национального `орке-
Фото С. Гурарий.

Награждение ‘участников декады

искусства

ного певца Мадраима (Ширази) Яку-
бова, народного певца Ирка-Кари Ка-
римова, заслуженного артиета Узбек-
ской ССР МЛутфулла Назруллаева,
композитора, дирижера. Талыба Ca-
ыкова, солиста Узбекского музы-
кального театра Бяба-Рахима Mup-
‚заева, народного артиста Узбекской
ССР Гавриэля Мулакандова, народ
ного артиста Узбекской ССР, ранее
награжденного орденом Трудового

Красного знамени, Маджидов Маннон

Уйтур, художественного руководите-

ля Ташкентского театра оперы и 6a-
лета Эмиля Иосифовича Юнгвальда-
Хилькевича, заслуженного о деятеля
искусств Виктора Александровича
Успенского, директора Музыкального
театра Босита Вахидовича Кариева,
солистку музыкального театра Хали-
му Рахимову, солистку о Узбекского
музыкального театра Розию Каримо-
‘ву, исполнителя хивинских народных
танцев Рахима Аллаберганова, дири-
жера Натана Борисовича Грубина;

`солистку Узбекского музыкального

театра Назиру Инограмову.

митет ОССР постановил:

присвоить звание народной артист
ки СССР заслуженной артистке Уз-
‘бекской ССР Халиме Насыровой;

ганизации Узбекского музыкального
театра и музыкальных ансамблей на-
‘традить орденом Трудового Красного
знамени заместителя председателя
СНК Узбекской ССР Абдуллу Кари-
мовича Каримова, орденом Знак По-
чета заведующего Нультнросветотде-
лом ЦК КН(б) Узбекистана Курбана
Берегина,
*

Совет Народных Комиссаров‘ Союза
ССР постановил:

выдать денежную премию участни-
кам гастролей в Москве: Узбекского

‘зармоний — в размере двухмесячного

оклада.
Увеличить на 3 миллиона рублей

размер капиталовложений и ассиг

нования Всесоюзному комитету по де-

лам искусств на 1937 год, отнустив

эти ассигнования из резервного: фон-

да Совнаркома Союза ССР.
*

Совет Народных Комиссаров СССР
`ностановил за добросовестную, энер-

узбекского искусства наградить цен-
ными подарками 37 работников ис-
кусств Узбекской ССР.

связь’ Комитета с узбекским искус
ством, которая нашла, такое яркое вы-
ражение во время декады в Москве,
еще окрепнет. Это явится залогом,
дальнейшего творческого роста всего
национального по форме и социали-
стического по содержанию искусства.

ДАВИДОВИЧ, ИЛЯЛОВ, ТАГАЕВ,
МАГЗУМОВА, КАЮМОВ, ТАБИ-
БУЛЛАЕВ, НАБИ РАХИМОВ

‚хад» только первый этап становления
узбекского оперного искусства.

Что же, не означает ли это, что
в национальном искусстве происхо-
дит процесс нивелировки? Нет. Hao-
борот, нивелировка означает обедне-
ние. В наше же национальное .ис-
кусство новая жизнь народа, новая
тематика, теснейшее единение с ис-
RYCCTBOM других народов. Союза BHO:
cat богафейшее множество новых
красок, новых интонаций, новых рит-
мов. Невиданный расцвет нацио»
нальных культур переживает наша
страна. И это еще раз подтверждает
то положение, гениально сформули-
рованное товарищем Сталиным, что
пролетарская общечеловеческая куль
тура «не исключает, а предполагает
и питает национальную культуру так
же, как национальная культура не
отменяет, а дополняет и оботащает
общечеловеческую пролетарскую
культуру>.

Еще и еще раз вдумываясь в смысл
этих мудрых слов, понимаешь,
как неразрывно, воедино связаны
сейчас судьбы узбекского искусства

кусством Грузии и Украины, Казах-
стана и Белоруссии, с искусством
всех народов нашего Союза. То, что

волнует сейчас узбекских композито- -

ров, не может не касаться и не вол-
новать нас. Так же как вопросы, по
которым мы спорим, не могут HO
касаться узбекских музыкантов B
этом мы убеждаемся ежечасно. Доста-
точно одного ‚примера. Мы говорим,
что узбекским композиторам нужно
овладевать симфонизмом Чайковско-
то. Но ведь и у нас, у русских му-
зыкантов, все эти годы существова-
ла серьезная недооценка творчества
Чайковского,—и разве не едины здесь
наши задачи, наши мысли, наши тре-
бования? :

И потому так важно нам устано-
вить (после декады в особенности)
крепкие постоянные связи с узбек-
скими музыкантами, дирижерами и

артистами, певцами и композиторами, ^

Мы ведь составляем единую семью
советских музыкантов. Так руку же,
товарищи.—на дружбу, на совмеот-
ную борьбу за наше искусство во
славу налией родины, нашего наро-
да, нашей партии, во славу Hamers
любимого вождя, учителя и дру—
товарища Сталнив,

за успешную работу в области ор- _

‘музыкального театра и Узбекской Фи-

тичную работу по подготовке декады“