yt

17 июня 19

Четверг,

37 г. №

Горький

и «Клим

Яо произведениям Горького — его

оманам, пьесам, повестям,  расска-
зам, по его богатой и разносторонней
публицистике — будут изучать, меж-
ду прочим, и историю русской ин-
теллигенции за последнюю четверть
Х[Х века и первого тридцатипятиле-
лия ХХ века.

Среди русских классиков нет дру-
уого писателя, который ‘бы так свое-
образно «болел» темой русского ин-
теллигента, как Максим Горький. И
не то, чтобы Горький являлся аполо-
тетом русской интеллигенции или
влюбленным сентиментальным идеа-
уизатором ве действительных и вооб-
ражаемых качеств. Нет, наоборот!
Горький был и поныне остается са-
уым жестоким, самым придирчивым,
(амым нелицеприятным обвинителем
той части русской интеллигенции,
характерные черты которой он запе-
чатлел в образе Клима Самгина. Ни-
кто не живописал с такой яркостью,
с такой ‘убедительностью внешнее по-
ведение, быт, идеальный мир образов
и представлений, / психологическое
«нутро», трусливую любовь к покою,
бегство от подлинно революционных
потрясений этих интеллигентиков.

В романе «Клим Самгин» Горький
создал монументальную эпопею ов
русской интеллигенции. На протяже-
нии сорока лет, в течение которых
развертываются многообразные био-
трафии действующих лиц романа,
Горький с исчерпывающей полнотой
показал галлерею русских интелли-
тентов всех мастей, темпераментов,
умонастроений и взглядов на жизнь.
Исключительное, еще“ неоцененное
значение этого романа не только в
ео предельно ясной социальной
идее, но и в той исторической пол-
ноте, с которой ‹ изображены люди
описанной эпохи. Огромная сила ху-
дожника Максима Горького сказалась
в этом, к сожалению, неоконченном
произведении. Я не могу: припом-
нить не только среди произведений
русских, но и английских и француз-
ских классиков ‘такого романа, в ко-
тором жизнь какой-нибудь нацио-
нальной интеллитенции была бы изо-
бражена с такой предельной пгиро-
той, как. в «Климе Самгине». Прежде
всего этим романом посрамлены рос-
сийские интеллитентики, вопившие
06 отсутствии об’ективной художест-
венной меры у Горького.

Ни один писатель, даже из присяж-
ных апологетов «многострадальной»
российской интеллигенции, не сумел
дать такого человечного, об’ективного
и художественно полноценного изо-
бражения русского общества, предета-
вителей различных политических на-
правленнй и философских настрое-
ний (а то и просто без всяких мыслей
и настроений), как Горький в своем
«Климе Самгине». Пестрая галлерея
разночинных русских людей, честно
увлекающихся, резенерствующих, ин-
теллитентов-революционеров и, чако-
hel, оппортунистов всякой масти —
трусливых сотлядатаев наролной жиз-
ни, бесстрастных и бездушно-холод-
ных созерцателей—вот осковные дей-
твующие лица этого огромного по
размерам и значительного по своим
художественным достоинствам  по-
следнего романа Горького. В этом ро-
мане Горький достиг огромных твор-
ческих вершин. ,

После романов Толстого, Лескова,
Достоевского — «Клим Самтин» яв-
уяется дальнейшим . этапом в исто-
рическом развитии русского художе-
ственного романа Не только такие
замечательные эпизоды, как.«Ходын-
ка», посещение китайским послом
Лихун-Чжаном Нижегородской‘ яр-
марки, картины краснопресненских
боев 1905 тода (вся эпическая мощь
которых еще не оценена современной
русской критикой), но и раскрытие
психологического нутра, внутреннего
мира отдельных действующих лиц
романа, отдельных русских интелли-
тентов осуществлены здесь Горьким
& непревзойденной силой художест-
венного мастерства. Клим Самгин
станет отныне в русской истории та-
ким же нарицательным, собиратель-
ным именем для определенной части
трусливо-резонирующей,  бесхребет-
ной интеллигенции, знаменитых
«сорока лет», как в свое время были
для других периодов русской жизни
нарицательными имена Митрофяа-
зутки, Чичикова, Манилова, Руди-
на, Отаврогина и др.

Самгин».

Горький верил в то, что русский на-
род, русский рабочий класс выделит
из своей среды новую интеллитенцию
— яркую, жизнестойкую, влюбленную
в жизнь и умеющую переделывать
жизнь разумно и целесообразно. Вос-
питательной работе с этой новой про-
летарекой, рабоче-крестьянской ин-
теллигенцией и посвятил Горький по-
следние 25 лет своей жизни. Совмест-
ная работа Горького с’ большевиет-
ской партией, работа его с начинаю-
щими писателями из народа, которая
шла у.него параллельно с заботой о
лучших и честнейших кадрах старой,
дореволюционной русской интелли-
тенции (журнал «Летопись», органи-
зация ЦЕКУБУ, издательство «Всв-
мирная литература», к работе в ко-
тором были привлечены все русские

Кукрын иксов

Иллюстрация

«Климу Самгину». Оригинал
принадлежит музею им. А; М.
: Горького

писатели старшего поколения, при-
знавшие Великую пролетарекую ре-
волюцию; организация Большого дра-
матического театра в Петрограде, по-
мощь в организации ВИЭМ ит. п.) —
составляет отдельную, многозначи-
тельную главу творческой жизни
Горького. Он здесь действовал не
только как писатель и литератор, но
и как собиратель творческих сил,
культурных ценностей русского на-
рода и советской интеллитенции, как
трибун и ‘старший товарищ.

Весьма многозначительна и другая
черта в художественном творчестве
Горького. Нет среди русских писате-
лей равного Горькому по силе клас-
совой ненависти, по остроте презре-
ния, с которыми он относился к пред-
ставителям класса капиталистов.

Алексею Максимовичу Горькому
выпало на долю огромное жизненное
счастье. Он первый возмечтал о но-
вой, вышедшей из народа и отдаю-
щей всю свою жизнь на служение на-
роду русской интеллигенции. Этой.
идее в значительной мере и посвя-
щена была вся его деятельность —

` литературная и внелитературная. И

ему довелось ‘дожить“до тех дней,
когда эта новая русская интеллиген-
ция из рабочих и крестьян вместе с
той частью кадровой интеллигенции
дореволюционной эпохи, которая по-
шла с победившим русским пролета-
риатом, — вместе с нею стала осу-
ществлять дело ‘социалистического
переустройства жизни. Е

Горький — прокурор старой, сам-
гинской, мещанской, окуровской рус-
ской интеллигенции — и Горький —
вожак интеллигенции новой, дейст-
венной, страстной, убежденной, бес-
компромиссной и мужественной.
Горький — писатель, создавший в
русской литературе галлерею интел-
лигентских типов на осмеяние и осу-
ждение грядущим векам, — u  Tops:
кий, пестующий новых писателей,
художников, интеллигенцию техни-
ческих профессий из широких нарол-
ных масс — таковы отдельные грани
многообразной роли, которую Tops-
кий сыграл в исторических судьбах
старой и социалистической” русской
интеллитенции.

Заспуженный деятель науки
проф. Н. БУРДЕНКО

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО _

Моя работа над «Меганами»

«Мещане» Горького зовут к борьбе
со старым строем. «Мещане» =— про-
изведение далеко не беспросветное,
но в нем идеалы автора выше идеа-
лов положительных героев пьесы,
Горький зовет зрителя к таким целям,
о которых еще и не мечтают лучшие
его герои. И, действительно, возьмем
симпатичных, милых Цветаеву, Шиш-
кина, Елену, Тетерева и спросим ce-
бя: мог ли удовлетворить Горького
их внутренний политический, фило-
софский, моральный мир, звал ли он
человечество только к их целям, или
к более высоким? Самые глубокие,
революционные слова и мысли Горь-
кий вложил в уста скромной й ти-
хой девушки, поденщицы Поли. На
вопрос Татьяны; почему изменится
жизнь? — Поля отвечает: «Ведь, ви-
дите, какое дело — не все еще люди
живут! Очень мало людей жизнью
пользуются... Множеству жить-то и
некогда совсем... они только работалот,
куска хлеба ради.., а вот, когда и
ОНИ.... Нил товорит правильно —
«Хозяин тот, кто трудится». Но са-
мую глубокую мысль о социальном
строе выражает Поля — второстепен-
ный и немудрый персонаж «Мещан».

Цветаева — трогательная русская
интеллигентка, учительница. Й она и
Шишкин увлекаются спектаклями
для солдатиков, но есть ли у них
большая, далеко ведущая цель? Ее
нет. Цветаева влюблена в детишек,
но мечтает она только о том, чтобы
воспитать из них будущих врачей,
архитекторов, инженеров, — и не
больше. Ее любовь к детям, мечта о
новом человеке укладывается в нор-
мы установившейся жизни. Цветаева
видит мир неизменно розовым и нре-
красным, она фантазирует по-мани-
ловски, как мечтатель-интеллигент.

Для Горького, бичующего мещан-
ство во всех его проявлениях, образ
Цветаевой, такой, казалось бы, ми-
лый, теплый, сердечный, также яв-
ляется одним из образов мещанетва.

В этой пьесе даже ту часть интел-
лигенции, которую’ Горький как бы
противопоставляет мещанетву, он на
целе сближает с ним. Та интеллитен-
ция, которую называли «чисто,
«светлой» и т. н., с пролетарских но-
зиций Горького также: была мещан-
ской. Это сближение сделано в пье-
се глубоко сознательно. Но показать
это в спектакле — самое’ трудное в
работе над’ «Мещанами»,

Пьеса Горького мне представляет.
ся световым спектром: рассматривая
отдельную полоску, видишь самостоя-
тельную, иногда даже яркую краску,
но в движении все сливается в один
тяжелый, больной цвет мещанства.
Такая трактовка пьесы’ может пока-
заться  безотрадной, беспроеветной,
но на самом деле это не так. Нужно
учитывать реакцию нашего зрителя,
понятв; что мы теперь — далеко впе-
реди положительных героев пьесы.

Мы сказали «спектр мещанства».
Рассмотрим зке его составные части.
Прежде всего — фон и среда царской
России. Капиталистическая, шкурни-
ческая. Звериная борьба за суще-
ствование. Бессердечная борьба за
копейку сущую, необходимость то-
пить другого, чтобы не. погибнуть са-
мому. Жестокий, но даже в какой-то
мере талантливый старик Бессеме-

HOB — столп мещанотва. Он знает   &

только свою правду — правду копей-
ки. Эту копейку он не уступит даже
детям. «Врешь, одна правда! Моя
правда. Какая ваша правда? Где
она?» — кричит он сыну. Он — си-
ла, тупая и жестокая.

И с ним — ето эхо, его покорная
жена, характер, созданный  столе-
тиями домашнего рабства, религии,
домостроевщины, женщина, не име-
ющЩая права мыслить и чувствовать
иначе, чем мыслит и чувствует ее
муж. Это такая краска спектра, ко-
торая сливается воедино с «краской
мужа»: вместе, рядом—они уже один
цвет.

Сын Петр. Никакой правды у не-
го нет — ни отцовской, ни правды
будущих поколений. Он даже не ли-
берал, по существу, он жесток и жа-
ден, как его отец; так же, как и отец,
он дает взаймы и хорошо помнит,
кому и сколько дал. Конечно, он унас-
ледует имение отца. От старшего по-
коления мещан он отличается толь-
ко своим полуобразованием. По все-
му яростному и злому ‘тексту видно,
что Горький из всех ` персонажей

Алексей Дикий
о <

больше всего ненавидел этого пошля-
ка и болтуна. И совершенно непонят-
но, почему эта роль на театре всегда
была играна невыразительно, неярко,
Роль Петра — одна из главнейших
ролей спектакля. Ошибка театров, мне
кажется, состояла в том, что Петра
старались сделать меньшим меща-
HHHOM, чем ето отец. Не понимали,
что Горький пред’являл ему не мень-
ший счет, чем старику. При этом
Петр внутренне беднее старика. Он—
полное ничтожество, от которого стра-
дают все в доме. Правильно о нем
товорит Перчихин: «Метр? Да чего он
стоит?» Оталкивая два поколения ме-
щанства (и здесь — тема «отцов и де-
тей»), Горький иронизирует больше
над образованным Петром, чем над
стариком-отцом. Роль Петра стано-
вится едва ли не самой оригинальной,
«вкусной» в творческой работе акте-
ра. Петр —это ведь крикун, «три-
OyH>, адвокатишко какой-то, который
тотов по любому поводу забросать
слушателей словами, оглушить трес-
ком фраз. Он постоянно позирует
перед собой, перед Еленой, он на-
Tiel, чувствующий себя героем. Тре-
щит, ко вбем привязывается, а сам—
пустышка, круглый нуль, ничтоже-
ство. Он не способен руководить даже
самим собой. Когда он в конце ньесы
начинает командовать и кричать на
Елену, образ его вырастает до какой-
то чудовищной нелепицы.

Еще одна разновидность мещанет-
ва — Тетерев, певчий, человек с ог-
ромными руками, которому нечего де-
лать в этой жизни, человек, которого
жизнь давно и навсегда обидела и
превратила в какого-то циничного и
злого доморощенного философа. Не-
глупый, одаренный от природы, он
все свои силы тратит как будто бы
на то, чтобы © философеким равно-
душием, безрадостно наблюдать за-
бавные уродства жизни. Он спосо-
бен чувствовать дыхание новой жиз-
ни, он болеет за людей, скрывая эту
боль, но помочь рождению новой
жизни он не в: силах.

Горький наделил Елену Николаев-
ну чертами наивности, доходящей до
глупости Это — пустое существо,
изящное, капризное, «вертушка». Уве-
ренность в своей неотразимости, огра-

‚ниченность, отсутствие элементарного

такта сплетаются у нее в одно целое.
Петр, во имя которого она приносит
себя в жертву, — абсолютный нуль,
и потому жертва ее праздная и глу-
пая. Она не из тех женитин, малень-
кая жертва которых иногда подымает
их на веригину великого подвига. Нет,
большая жертва Елены — лишь пош-
лое недоразумение мещанского быта.

В гнетущей обстановке бессеменов-
ското дома старик Перчихин — чис-
тый, лесной человек — нелеп. Всем
хорош. старик, весь от природы и в
природе. Оторвавшиеь от мещанства,
и уже не понимая его, действуя по

Иллюстрация к

«Климу — Самгину»,

Кукрыниксов
Оригинай__
принадлежит музею им. А, М.
i Горького *

своим чистым побуждениям, от BCE
то сердца, он бессознательно делает
еще больнее тем, кому хочет помочь.
Перчихин — несомненный поэт, наи-
вный, чистый, но кому в этом доме
нужна поэзия?..

Некоторые из этих людей по-свое-
му хороши, но в сумме, в массе—ото,
конечно, страшное явление, это сти-
хия, которую может смыть лишь вол-
на революции. Только сильные люди
вырывались из этого болота, подыма-
лись к вершинам, к воздуху. Надо
подчеркивать не какие-то абстракт-
ные идеальные, положительные чер-
ты положительных образов, а жела-
ние их вырваться из своего окруже-
НИЯ.

Зритель должен верить, что Нил
вырвался из лап мещанства навоег-
да. Среди остальных Нил выделяется
своей сильной хваткой человека фи-
зического труда, привыкшего преодо-
левать сопротивление. Он говорит
сам о себе, как о простом, здоровом,
честном человеке, но у него есть и
больше: воля, неудовлетворенность
и храбрость.

Самым важным в работе над «Ме-
шанами» я считаю умение найти от-
дельные элементы мещанства в 06б-
разах, положениях, глубоко изучить,
из каких слагаемых образуется ta
сумма, которую Горький назвал ме-
щанством. Ограниченность, крохобор-
чество, скопидомство, неуважение к
труду и к человеческому достоинству,
слепое подчинение привычке — вот
некоторые из главных слагаемых ме-
щанства. :

Особенно интересуют меня вопро-
сы театра, отраженные в пьесе. По-
ля любит псевдоромантический театр,
ее увлекает красочность и героика
иной звизни. А рядом Татьяна, кото-
рая не признает театра) потому. что
там все неестественно. Одна любит
в искусстве то, что неестественно, но
интересно, другая не любит искус-
ство, потому что в нем интересно, но
не правдиво. Точка зрения Поли на-
ивна, но она интереснее, чем стремле-
ние Татьяны к фотографической прав-
де, ибо в ней бунт против мещанства, _
дух революционной романтики.

Творчество: Горького шло рядом ©
творчеством Чехова, настолько близ-
ко соприкасалось с ним по. приемам,
по методам, что понятна тенденция
иных театров: сблизить обоих драма-
тургов. Но в каждой. постановке не:
обходимо отыскивать те черты, кото-
рые отделяют, а не сближают данно-
то драматурга с рядом стоящими.
Трудно режиссеру, ставящему «Ме-
ан», не попасть в чеховские полу-
тона. Чехов — мастер настроения,
полутона, нюанса. Горький — весБ
целеустремленность, темперамент,
полный тон.

Я думаю, что желание разнообра-
зить, расцветить, разбить одну поз
стоянную декорацию — комнату —
свидетельствует о бессилии режиссе-
ра понять ценность именно одной‘
установки, назойливо давящей, при-
жимающей зрителя, передающей од
‘нообразие и унылость мешанекого
‘быта, который казался бы безвыход-
ным, если бы не живая мысль Горь-
кого, разрушающая этот затхлый,
гнусный мир мещанства. Всякое на-
рушение этото однообразия не помо-.
жет зрителю, а разобьет цельность.
впечатления. Ставить надо в одной
комнате, может быть, в одних и тех
же повторяющихся мизанеценах.
Страшное утром, страшное днем,
страшное вечером — всегда одно и
то же. Его можно уничтожить, но
нельзя изменить. Жизнь сосредоточе-
на вокруг одного стола, за которым
показан неудавшийся чай, неудав-
тийся обед, неудавшийся отдых.
„Стол — центр и сердце всей этой ме-
щанской утробной жизни. Семья рас-
падается. Это видно даже по чаепи-
тию: все пьют чай по углам, линть хо-
зяин упрямо сидит один за столом.

Ритм спектакля, ero Temmepatypa—

неровные. Под’ем и спады настроения’
должны резко чередовалься. Музы-
ки не будет. Я убираю все, что может
отвлечь зрителя. В некоторых местах
лишь шарманка подчеркнет нелепость
происходящего и умолкнет...

«Мещане» своими корнями уходят
в самую толщу, безотрадную глуби-
ну тогдашней действительности, а
вершиной своей поднимаются к рево-
люционным, зовущим высотам.

Горький м актерское мастерство

Высказывания Горького о `театраль-
HOM искусстве мы находим в статьях,
публицистических выступлениях пи-
сателя, в его письмах и наконец в ху-
дожественных произведениях. Bee
эти горьковские высказывания © т6*
атре до сих пор не собраны, не систе-
матизированы, а многие из них пока
не изданы, хотя глубокое изучение
всето, что говорил ‘и писал о театре
зеликий художник пролетариата,
чрезвычайно важно для разработки
проблем эстетики социалистического
искусства. г

Почти не было вопроса, относящего-
©я к театральному искусству, по кото-
tia бы не высказывался писатель.

ногие его суждения о театральном
мастерстве исключительно интерес-
ны и ценны. Здесь мы рассмотрим
Сравнительно узкий вопрос об отно-
шении Горького к актерскому ма-
етерству.
‚В различных письмах, речах, пу*
блицистических статьях, наконец в
Художественных произведениях Горъ-
кий часто касался вопросов актерско-
то мастерства. Он всегда требовал от
актера глубокой культуры, художе-
ственного вкуса, правды.

В очерке «В театре и цирке» ГорБ-
кий говорит о первом большом Bite
чатлении, которое произвел на него
актер. Речь идет о популярном тогда
в провинции Андрееве-Бурлаке.

«С минуты, котда на сценё появил-
ви Андреев-Вурлак в образе Иудуш-
ки Головлева, — пишет Горький, —
Я совершенно забыл 060 всем, кроме
Маленького старичка, в халате, со све-
Зой в дрожащей руке... Все, что де-
ал этот человек, было стралино про-
ето, неопровержимо правдиво и убе-
дительно». Именно простота и прав
Дивость актерской работы произвела
отромное впечатление на молодого
Горького.

Несколько позже, в театральном Ce
зоне 1895—1896 т. Горький, тогда
фельетонист «Самарской  тазеты»
(«Иегудиил `Хламида»), не раз писал
06 игре актеров. Горького возмущает
рисовка в театральной игре. Он 60-
рется за простоту и правду и резко
Выступает против актерских штамм“

пов. «Зубов, — пишет он в одном ua
своих фельетонов, — должен был иг-
рать Фуше из «Мадам Сан-Жен», но
он без конца воспроизводит Вурма из
«Коварства и любви» («Самарская Ta-
зета» 4 сентября 1895 г.). Горький cy-
рово относится к игре большинства

исполнителей, он ведет борьбу. с уко-

ренившимися традициями преслову-
того актерского «нутра». Он указы-
‚вает, что у большинства актеров те“
алра «врожденная ненависть к здра-
вому смыслу».
Игра актеров Московского Художе-
ственного театра, когда он впервые
увидел ее, произвела отромное вие-
чатление на писателя. Горький уви-
дел в творчестве актеров этого те-
‚атра своеобразное воплощение своей
старой мечты об актере, играющем. с
большой правдивостью, об актере вы
сококультурном, чуждом привычных
актерских штампов. Это впечатление,
произведенное на Горького игрой ак-
теров молодого театра, отразилось на
ero письмах к Чехову. «Все они —
играют дивно... Какие они все умные,
интеллигентные люди, сколько в них
ожественного  чутья?.

В другом письме к Чехову, после
репетиции «Снегурочки» Горький пи-
шет: «Как играют Москвин, Качалов,
Грибунин, Ольга Леонардовна, Савиц-
кая! Все хороши, один другого луч-
тие, и — ей богу — они-—как ангелы,

посланные © неба рассказывать лю-

`дям тлубины красоты»и поэзии». Так
р но в шутливых словах
Горький высказал свое отношение к
игре актеров молодого театра, которая
произвела на него огромное впечат-
ление своей правдивостью и поэтич-

ностью.

Горький утверждал самостоятель-
ность актерского мастерства. Он вее-
тда говорит об актере, как самостоя-
тельном художнике, о том, что актер-
ское мастерство в какой-то мере до-
полняет и изменяет замысел автора.
«Драматургу, — писал Горький в ©д-
ном из своих сравнительно недавних
писем, — помогает артист сцены, до-
полняя своим пониманием, свойми
чувствами замысел автора и догова-
ривая мысль пьесы. В этих случаях

автор как бы становится в’зависимо-
мость от артиста, от его ума и талан-
та, и нередко бывает, что артисты те-
зтра, разрабатывая пьесу, изменяют
‚в корне смысл ее» («Рабочий театр»
№ 6 1932 г.). :

Великий художник пролетариата
мечтает о новых взаимеотношениях
автора и актера. Во время своих 6е-
сед с артистами театра Вахтантова
после просмотра «Булычева», Горь-
кий товорит о том, что эту постанов-
ку «можно поставить в заслугу теат-
ра, как пример сотрудничества актера
с автором. Молодые авторы хуже ме-

них сотрудничество с артистами в
высшей степени полезно и ценно.
Лично мне коллективная работа ав-
тора, артистов и режиссера рисуется,
в будущем, в размере более широком,
чем теперь». Таким образом Горький
мечтает о новых формах содружества
драматурга и актера. Недаром, обра-
щаясь к молодым драматургам, Горь-
кий всегда указывает, что они должны
помнить об актерах — будущих уча-
стниках спектакля. «Для того, чтобы
фигуры пьесы приобрели на сцене, в
изображении ее артистов, художест-
венную ценность и социальную у6е-
дительность, необходимо, чтобы речь
каждой фигуры была строго своеоб-
разна, предельно выразительна. Толь-
ко при этом условии зритель пой-
мет, что каждая фигура пъесы может
товорить и действовать только так,
как утверждается автором и показы-
вается артистами сцены» («О пье-
сах»). Лраматург должен всегда пом-
нить об исполнителе. Работа актера
здесь утверждается, как важная,
творчески полноценная работа.
Горький с исключительным внима-
нием относился к актерской инициа-
тиве. К сожалению, у нас издано ма-
ло материалов © непосредственном
участии Горького в творческой рабо-
‘те актеров, о его взаимоотношениях
с ними. Надо надеяться, что товари-
щи, имевшие счастье работать 6
Горьким, выступят еще со своими
воспоминаниями. Работая над пьесой
«На дне» в Художественном театре,
Горький поошрял стремление актеров
к жизненной правде и высокой ро-

ня знают технику драмы, так что для.

мантике. Он поправлял исполнителей:

только в тех случаях, когда. иснол».

нение ролей казалось ему нежизнен-
ным, неправильным, неестественным.

Он` всячески приветствовал мастер-.
ство актера, помотавшее с особенной:

тлубиной и выразительностью  рас-
крыть созданный писателем образ.
Известно обращение Горького в Ка:
чалову после. исполнения последним

роли барона: «Это вовеем не то, что

я написал. Это гораздо больше того,
что я написал». :

Участники торьковских  сиектак-
лей другого передового театра энохи
1905 года, театра В. Ф. Комиссаржев-
ской (Нелидов, Любош и др.), всно-
минают сейчас, что и здесь Горький
©. исключительным вниманием отно-
сился к творчеству актеров, к их ини-

ниативе и вместе с тем возражал про-

тив отдельных элементов символики
и поверхностного натурализма, кото-.
рые были в постановках театра. ©о-
здавая образы своих пьес «Дачники»
и «Дети солнца», Горький имел в
виду определенных исполнителей ве-
дущих ролей. Несомненно, роль Лизы
в «Детях солнца» создана Горьким
специально для Комиссаржевской, ©
учетом ее творческих возможностей,
ее излюбленных образов, ее манеры
игры.

Считая актеров самостоятельными
творцами и ближайшими  сотрудни-
ками драматурга, Горький в исклю-
‘чительным вниманием относился к
актерской импровизации. Мы нахо-
дим у Горькото ряд интереснейших,
до сих пор мало известных высказы-
ваний об искусстве актерской импро-
визации. Еще в дни своей ранней мо-
лодости, в 1892 году, Горький, ©03-
давая народный теалр, мечтая 06
актерах-импровизаторах. Впоследет-
‘вии, уже работая с Художественным
театром, Горький предлагает Стани-
славскому организовать труппу ак-
теров, которая странствовала бы по
деревням, ставила бы народные
спектакли, и в этих спектаклях ис-
полнители сами должны были с08-
давать пьесы, как во времена, пред-
пествовавшие Мольеру.

Наконец, в 1914 году; после возвра-
щения в Россию, Горький предлагает
актерам тогдашней студии Художе-
ственного театра ряд тем для импро-
визационных ‘представлений. Эти
импровизационные. представления

‘терекую культуру. К вопросу об ак-
‘терской импровизации Горький воз-
вращался и впоследствии, создавая,
к сожалению утерянный, сценарий
«Работяга Словотеков» для Театра
народной комедии. О тех же вопро-
`сах импровизации Горький говорит и
в своих беседах с актерами Вахтан-
‘товского театра.

Актерская импровизация была для
Горького не только формальным прие-
-мом. Высказывания Горького о зада-
‘чах актерской импровизации резко от-
личаются от понимания той же им-
провизации рядом так называемых
«режиссеров-новаторов» сравнитель-
но недавней эпохи. Для Горького им-
провизация — не только прием, не
только метод воспитания актерского
мастерства. Импровизация, по мысли
Горького, помогает актеру принимать
участие в самом литературном твор-
честве драматурга. В’горьковеком по-
нимании импровизации нет элемен»
тов стилизации. Недаром, говоря об
импровизации, Горький вспоминает
о замечательных актерах-импровиза-
торах народного театра, о трубаду-
рах, мейстерзингерах и русеких ли-
цедеях—«скоморохах>. Актеров на-.
гих дней, привыкших иметь дело
лишь с литературным
импровизация должна приблизить 8
этим истокам подлинно народного
творчества. Импровизация развивает
энергию и инициативу актера, позво-

близкие народу, исключительно яр-
кие, правдивые, доступные. Импро-
визация для Горького — это путь K
подлинно народному актеру.

%

В горьковеких ‘художественных
произведениях мы находим образы
работников театра, мастерски вылен-
ленные рукой гениального художни-
ка. Эти образы чрезвычайно важны
для понимания отношения Горько-
го к задачам театрального искусства,
в частности, к вопросам актерского
мастерства.

Актер в «На дне» занимает болБ-
шое место в развитии действия пье-
сы, во всей галлерее горьковокого дна.
Но для того времени, когда писалась
пьеса, этот образ был в какой-то мере
театрально-полемическим. Здесь Горь-
кий ставил вопрос об актерском мз-
стерстве. В этом образе как бы во-

должны были номочь воспитать ак-  площалея социальный распад рус-

материалом,

ляет ему создавать образы, подлинно  .

т

А. М. Горький. Барельеф работы скульптора Нисс-Гольдман

На второй день после приезда
Алексея Максимовича с острова
Капри в 1928 г. он посетил наш
спектакль «Бронепоезд». Я, испол-
нявший роль студента Миши в
«Бронепоезде», нашел такое место на
сцене, откуда удобно было наблю-
дать за Алексеем Максимовичем.

Горький впервые посетил Худо-
жественный театр после разрыва ©
ним, происшедшего в 1912 г. в свя-
ви © намечавшейся постановкой
«Ставрогина». И мы, молодые акте-
ры, пришедшие в МХАТ через 10
лет после этого события, внималель-
но следили за выражением лица
Алексея Максимовича. Лицо его вы-
ражало большое волнение. Он неп-
рерывно прикладывал нлаток в гла-
зам,

— Слушай, парень, Ле-нин! — го-
ворил Окорок американцу, — Ле-нин!

Алексей Максимович, сдерживая
слезы, глядел на эту сцену, замеча-
тельно разыгранную Баталовым и
Степуном. Я видел, как задрожали
утолки его губ, и он заплакал.
`Это были слезы радости великого
русского писателя. И не только 3a-
мечательная сцена об’яснения Вась-
ки Окорока с американцем вызвала
эти слезье Горький радовался тому,
что наш театр снова вернулся на
путь социальной, народной правды,
которому изменил своей  постанов-
кой «Николая Ставрогина».

После спектакля Алексей Макси-
мович пожелал пройтись по театру.
Он энергично шатал по сцене, по
‚закулисным помещениям. Вместе с
ним ходили по театру актеры во
тлаве с нашими «стариками», среди
которых выделялась высокая, изяш-
‘ная фигура. Константина Сертееви-
ча Станиславского. Официально это
называлось, что МХАТ принимает
Гу себя в гостях вернувшегося из
Италии в Москву Горького. Факти-
чески же все получалось как раз
-наоборот: как зоркий и требователь-
ный художник Алексей Максимович
производил своеобразный смотр
театру. :

Помню шатавшего чуть-чуть поза-
ди Алексея Максимовича, еще He
‘успевшего разтримироваться Верши-
нина — Качалова; поминутно остана-
вливавшетося рядом с Горьким Ста-
ниславского. Константин Сергеевич
обращался к Алексею Максимовичу
на «ты». Не помню точно, говорил
ли «ты» Станиславскому также и

несколько лет. Вдали Горький уви-
дал нашего героя труда, заведующе-
то монтировочной частью Ивана
`Ивановича Титова. Их встреча была
очень теплой, сердечной.
Дело было в начале лета. Дни
были долгие. И после окончания
спектакля улицы еще были окутаны
толубыми сумерками. У выхода из
театра собралась огромная толпа,

ской художественной богемы.

Актер в пьесе «На дне» — один из
характерных представителей того по-
коления актеров прошлого: века, ко-
торые исключительно полагались на
свое «нутро», которые отрицали не-
обходимость для актеров подлинной
учебы, настоящего культурного вос-
питания. С этими принципами акт6р-
ской игры Горький вел борьбу всю
свою Жизнь.

«Образование ничто. главное
талант... Аплодисменты — это водка».
Вот основа философии актера в «На
дне». Это примитивная и наивная
эстетика актерской богемы, против
которой выступает великий проле-
тарский писатель. Горький показы-
вает, как такое отношение к искус-
ству приводит не слишком устойчи-
вото человека к запою, к деклассиро-
ванности, как оно тяжело влияет на
его судьбу. А вместе с тем этот горь-
ковский актер в прошлом, повиди-
мому, не чужд был каких-то соци-
альных запросов». 0б этом говорит хо-
тя бы стихотворение, отрывки из ко-
торото он читает: Это одно из стихо-
творений В. Курочкина (по Беранже)
«Безумцы», где автор вспомивает о
«безумцах» Сен-Симоне, Фурье и Ан-
фантене. Это стихотворение было ис-
ключительно популярным в шести-
десятых годах среди тогдалиних ра-
дикальных интеллигентов. Его читал
и наш актер.

В отличие от актера в «На дне» дру-
тая предетавительница актерского
мира, Татьяна во «Врагах», на голову
выше окружающей ее буржуазной
среды. К пониманию правды борюще-
тося рабочего класса Татьяна пришла
«своим путем», путем художника.
Как подлинный художник, Татьяна
почувствовала, героизм борцов из ра-
бочего класса и вместе с тем, как ху-
дожник, она видит, насколько бес-
плодна и пошла жизнь господствую-
щих классов.

Театральной теме посвящена’ одна,
из наиболее замечательных горьков-
ских новелл «Рассказ о безответной
любви». Конечно, неправильно счи-
тать, будто бы в этом «Рассказе» речь
идет главным образом о безнадежной
любви молодого купца к актрисе. Oc-
новной темой рассказа является твор-
чество, в частности творчество актер-
ское, творчество театральное, в усло-

Торький, бывший моложе его на

Фото Н. Попова,

Ее ere eos

_Betpeya Ha cnektakne

пожелавшая приветствовать любиз
мого, родного писателя. Один мальз
чуган взобралея на ворота МХАТ.
Горький добродушно нахмурил JH
цо, погрозил мальчику пальцем и
буркнул:

— Куда ты залез, пострел? Что я,
архиерей, что ли?

Мальчик смутился, покраснел, нб
со своего поста не слез, а продол-
жал восторженными глазами  сле-
дить за высокой, худой фигурой
удалявитегося Горького.

Вторая моя встреча се Горьким
была во время авторской читки
«Достигаева» в МХАТ. Когда Алек-
сей Максимович закончил чтение
пьесы, я спросил его:

— Откуда фамилия Достигаев?
Случайная она или взята писателем
с намерением?

— Нет, не случайная это фами-
лия, — ответил мне Горький. — Есть
такие люди, которые: всю свою
жизнь торопятся поспеть за кем-ни-
будь, кому в жизни везет больше,
чем им. Они проявляют огромную
изворотливость и суетливую Hae
пористость в стремлении достичь
свои маленькие, пошленькие цели.
Так торопится по  булычевским
следам и _Достигаев.

Осенью 1932 года, в связи © 60-лет-
ним юбилеем великого писателя,
нашему театру было присвоено имя
Горького. У многих сочетание МХАТ
и Горький вызывало известное недо-
умение. Считалось, что мы являемся
«театром - Чехова» и что однажды
появивитаяся на занавесе нашей
сцены чайка определяет наши твор-
ческие судьбы на все будущие вре-
мена. Но основная -группа работни-
ков нашего театра, к которой я при-
числяю и наших «стариков», и ак-
теров среднего поколения, и арти-
стическую молодежь, — все были
единодушны в одном. Мы действи-
тельно многим обязаны Чехову. Худо-
жественный театр воплотил чудесные
литературные создания Чехова на рус-
ской сцене; Чехов определил и с03-
дал наш репертуар в годы творче-
ского становления Художественного
театра. Но боевой, реалистический
дух в наш театр внесли замечатель-
ные произведения Горького. В «На
дне», «Мещанах», «Детях солнца»

впервые прозвучали ноты социаль-‘

ного протеста с подмостков нашего
театра.  Противоноставлять имена
Чехова и Горького нелепо. Эти два
великих русских писателя ‹ относи-
лись друг к другу с глубочайшим
уважением и с чувством нежней-
шей сердечной дружбы. В творче-
стве Чехова нам была близка его
нежнейшая, тончайшая лирика, &
в пьесах Горького — его протестую-
щий, призывный жизненный peas
изм.

Заслуженный артист республики

°И. КУДРЯВЦЕВ

виях буржуазного окружения. ПутБ
тероини романа, Ларисы Антоновны,
— 910 типичный путь, по-своему пе-
редовой актрисы начала нынешнего
века, которая мечтает о театральном
‘новаторстве, но нопадает в атмосферу
закулисных интриг, сплетен и пре-
увеличенного «внимания» некоторых
поклонников ее талантов. Горький
с изумительной яркостью показывает,
как проституируется искусство, на-
сколько трудной является работа
женщины-актрисы в буржуазном те-
атре. Несомненно, даровитая актриса
Лариса Антоновна растрачивает свой
талант, опускается и медленно гибнет.

«Рассказ о безответной любви», нам
кажется, является одним из лучших
в русской литературе произведением

`на театральную тему. Для знакомст-

‘ва с бытом русского театра. начала
нынешнего века этот рассказ не ме-
нее важен, чем «Таланты и поклон-
ники» и «Лес» Островского для по-
нимания того же театрального быт®
70—80-х годов.

Яркие картины характерного театз
рального быта эпохи реакции пока-
зывает Горький в рассказе «Ренети-
ция». Во главе театра здесь режиссер,

‚ который «пользовался репутацией но-

ватора и, рассматривая артистов, как
‘музыкальные инструменты, которые
он должен настроить, презирал их».
Этот характерный представитель теа-
тра эпохи реакции, театра условно-
эстетического, бесконечно далекого от
жизни, «человек, похожий на гнома,
который молча вызывает себе на по-
мощь духов тьмы» — жестоко осмеян
Торьким.

’Актерские образы в художествен-
ных произведениях Горького всегда
являются полемическими. Рисуя сво-
их героев-актеров, Горький здесь бо-
рется с тем, что было в старом театрё
ему органически враждебно. Высту-

‘пая против старого понимания ис“

кусства, он утверждает здесь свое ноз
вое толкование актерского творчества;

‘он’ выступает в защиту актера-граж-

данина, актера-творца, актера боль»
шой идейной силы, подлинно народа
ного актера. За такого актера. вели»
вого мастера-реалиста, большото ху-
дожника народного театра, всю свою
жизнь боролся великий пролетарский
писатель.

И. БЕРЕЗАРК