}

}

i>

i}

WN

.
Ke

==>

+

-1

IDO
бре-
ete
у.
Хе
О

pate
at

Е
Г

esti

зто

У
ГВ
Ry}
AI:

mpi:
Oi

ЗИ.
У
ent
у
m
ied

it
x it

Mir
ryt
И
5 BD
cout

ПИ
pao

re
  (№:
putt
yon!

ГБ АПРЕЛЯ 1937 Г., № 95 (7061)

ПРАВДА

1812

——_$—

ВЕЛИКИЙ
ХУДОЖНИК-ПУБЛИЦИСТ

В. И. Ленин всегда © любовью и гор-
достью вспоминал писателей революционно-
освободительного движения в России: Бе-
линского и Герцена, Чернышевского и
Добролюбова, Некрасова и Салтыкова-
Щедрина.

Творчество Герцена-художника— страст-
ный обвинительный акт против действи-
тельности, в которой он жил и от которой
много страдал. é

Политические и литературные враги
Герцена—его современники, как и поздней-
шие буржуазно-либеральные литературове-
ды, не хотели признать в нем большого
писателя. OHH писали 0 «незначительном
творческом даровании» Герцена. А когда
иные из них готовы были поставить Герце-
на в ряд великих имен русской литерату-
ры, то неизменно пытались тут же отри-
цать его заслуги как революционера, де-
мократа, политического борца.

Белинский первый высоко оценил Гер-
цена-писателя, назвал его «большим чело-
веком в нашей литературе». Чернышевский
товорил о «блестящем литературном талан-
те» Герцена, а Лев Толстой указывал, что
Герцен-— писатель, «равный нашим. первым
писателям». А. М. Горький писал: «Ero

Уже в беллетристических произведени-
ях 40-х годов Герцен, искусно обойдя
«кнутобойную» полицейскую цензуру, рас-
сказал о тяжелом положении народных
масс в крепостнической России.

В «Былом’ и думах» художественная
критика николаевской России прозвучала
с небывалой дотоле силой. Гневными елова-
Ши и в ярких образах обличал Герцен в
«Былом и думах» дворянство и высшую
бюрократию во главе с царем. «Во всей
России, писал Tepnen,—or Берингова
пролива до Таурогена—людей пытают».
Одна из глав «Былого и дум» заканчи-
вается словами: «Да будет проклято цар-
ствование Николая во веки веков...»

В романе «Кто виноват?» Владимир
Бельтов, полный сил и благородных стре-
млений, жаждущий деятельности на благо
общества, становится «лишним человеком»,
«умной ненужностью». Помещичье обще-
ство сломило Бельтова. Страдает героиня
романа ТЛюбонька Круциферская. Доктор
Крупов (в Повести того же названия) ста-

дящим к выводу, что «история — авто-
биография сумасшедшего». В «Сороке-во-
оовке» талантливая, человечески-обаятель-

Александ

новится скептиком и пессимистом, прихо- .

= 7

Ss ASS _ 2
Se i
:

(Герцена. И. Н.) ум—ум исключительный
по силе, как его язык исключителен по
красоте и блеску...»

Герцен - писатель вошел в литературу
как автор романа «Вто виноват?», повестей
«Сорока-воровкЯ» и «Доктор  ЁВрупов»,
«Писем из Франции и Италии», очерков
«С того берега» и классического произве-
дения—«РБыдое и думы».

Произведения Герцена— художественные
документы идейно-политичёской борьбы в
России. Они возбудили яростные наладки и
доносы реакционеров типа, Булгарина.

«Азмергеры ото литературы»  боро-
лись с Герценом-писателем, ибо видели в
его произведениях, особенно в «Былом и
думах», ненависть к власти, духовенству,

дворянству, чиновникам и проповедь
уничтожения существовавшего. «образа
правления».

Белинский писал, что главная сила та-
ланта Герцена - писателя — в могуществе
мысли.

Герцен был великим художником-публи-.
цистом. Он не принадлежал к типу писате-
лей, @холодно и «беспристрастно» относив-
шихся к окружавшей действительности.
Да, он был художником «злобы дня»!
Среди грохота больших исторических с0-
бытий писал Герцен. Он горячо участво-
Bal свотм пером художника-публициста в
жизни. 170 творчество было остро и глу-
боко насыщено пафосом борьбы. Ему была
безмерно чужда та примиренность, которую
его современник Тютчев считал истинным
назначением поэзии:

г. о Среди» громов, среди. огней, „.>

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает в нам —
Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре —
И на бунтующее море

Льет примирительный елей.

Как презрительно товорил всегда Гер-
цен о писателях-«книжниках»,  держав-
шихся в стороне от «треволненйй житей-
ских»!

Начиная с романа «Ёто‘виноват?» образ
помещика-угнетателя не сходит со страниц
произведений Герпена. Он глубоко и прав-
диво показал уродство и паразитизм по-
мещичьего быта, воспетого в многочислен-
ных стихах, повестях, романах того време-
ни. Герцен изобразил жизнь помещиков,
ужасающую своей застойностью, скукой,
пустотой, развратом, невежественностью.
(«Кто виноват?», «Былое и думы»).

ae ЕЕ

ная крепостная актриса Анета тибнет в
неравном поединке со своим угнетателем-
креностником.

Кто же виноват? Герцен обвинял совре-

менный ему общественный строй. Он меч-
тал о свободе человеческой
уничтожении рабства.

личности и

В своих западноевропейских письмах,

очерках, в «Былом и думах» Герцен воз-
высился до критики буржуазии.
ционной страстью веет от его рассказов о
революции 1848 года.
очерках «С того берега» Некрасов писал
Тургеневу: «Я плакал, читая «После гро-
зы»,—это чертовски хватает за душу».

Револю-

0 герценовеких

Для Герцена-художника не существова-

л9 «мимо идущего мира». В своих худо-
жественных произведениях Герцен высту-
пает, как непосредегвенный или едва скры-  .
тый участник действия.

Революционная агитация, борьба с рус-
ским креностничеством и самодержавием,

критика западноевропейского буржуазного
общества были жизненным делом Герцена,
делом его личной судьбы.

Герцен искал и воплотил в «Былом и

думах» свою особую художественную фор-

му, соединяющую реальные факты и 109-

тический въвгысел, мысль и фантазию.

Герцен-художник создал в русской лите-
ратуре своеобразный литературный жанр,
в котором органически сочетались две мощ-
ные струи: художественная образность и
публицистический пафос. У Герцена впер-
вые в русской литературе публицистика
стала искусством в подлинном смысле

влова. . ; г

В «мемуарах» Герцена больше бытовой,
психологической, художественной правды,
чем во многих хваленых романах. Его
стиль— стиль страстной лирической испо-
веди, гневного сатирического обличения,
резко устремленной, экспрессивной речи.

Герцен критиковал многих литераторов
своего времени за внутренний холод их
произведений. Он находил, что им недоста-
вало «того, что было в таком избытке у
Белинского... того вечно тревожащего де-
мона любви и негодования, которого вид-
но в слезах. и смехе». Им «недоставало
такого убеждения, которое было бы делом...
жизни, картой, на которой все поставле-
но. страстью, болью». ;

Для Герцена, как и для Белинского,
искусство было подлинной страстью. Его
искусство служило интересам народа.

И. НОВИЧ.

Д. ЗАСЛАВСКИЙ

SAS

А. И. Герцен.

Рисунок художника Астафьева.

Биотфафическая справка.

Александр Иванович Герцен родилея в
Москве 6 апреля 1812 года.

В 1829 году Герцен поступил в Mo-
сковский университет. Год спустя в уни-
верситет поступил Огарев. Вскоре вокруг
Герцена и Огарева образовался тесный
кружок, члены которого находились под
сильным влиянием идей утопического co-
циализма.

1834 rox — год крутого. перелома в
жизни Герцена, Огарева и их друзей. Тай-
ная полиция «накрыла» кружок, Герцен
и Огарев быди арестованы, началось «де-
ло». Девять месяцев пробыл Герцен в
тюрьме. Затем он был сослан в Пермь и
вскоре отправлен в Вятку. В начале
1838 тода Герцен был переведен во Вла-
димир. В 1840 году Герцен с семьей переез-
жает в Петербург, где поступает на службу.

Вскоре полиция перехватывает одно из

«крамольных» частных писем Герцена,  и в.

1841 году его вновь ссылают, на этот раз
в Новгорол. Здесь Герцен написал ряд фи-
лософских статей и начал роман «Кто ви-
новат?». В 1842 году Герцен возвращается
в Москву.

В 1843 году Герцен получает отказ на
просьбу о выезде за границу. Через не-
сколько лет, после смерти ”отца, он полу-
чает заграничный паспорт и в 1847 году
с семьей уезжает за границу.

В Париже Герцен непосредственно на-
блюдал реводюцию. 1848 года.

В начале пятидесятых годов Герцен
закончил «Письма из Франции и. Ита-
лии» и написал статью «Русский на-
род и социализм» — горячий протест про-
TUR ложного представления о России, как
0 стране сплошного варварства,

В 1852 году Герцен приехал `в Лондон
й надолго остался! здесь.

В Лондоне Герцен начинает основной
труд своей жизни — «Былое и думы».

В 1853 году Гернен организовал в Лон-
доне «Вольную русскую типографию».

В 1856 голу к Герцену в Лондон при-
ехал Огарев. Вместе с ним`Герценв 1857 г.

приступил к изданию знаменитого журна-.

нала «Колокол».

В начале 1870 тода Герцен простудил-
ся, заболел воспалением легких, и 21 ян-
варя 1870 года его не стало.

ГЕРЦЕНОВСКИЕ

Общественность столицы широко’ отме-
чает 125-летие со`дня рождения знамени-
того русского писателя-революционера Але-
ксандра Ивановича Герцена.

В доме № 25 на Тверском бульваре, где
125 лет назад родился Герцен, 8 апреля
откроется выставка, устраиваемая Литера-
турным институтом при союзе писателей.
Завтра в  Доме советского писателя откроет-
ся большая выставка памяти Герцена, орга-

Вольное русское слово

Пушкин тщетно’ рвался за границу. Царь
не пускал его. Он долго не пускал и Гер-
цена. На прошении Герцена о выдаче ему
заграничного паспорта Николай Г собствен-
воручно положил резолюцию: «рано».
бандармский генерал граф Бенкендорф за-
ботливо закрепил эту резолюцию лаком.

Но Герцену удалось провести жандармов.
Николая   не обмануло его чутье
сыщика: Герцен оказался на свободе слиш-
KoM «рано». Ему было всего 35 лет, он не
угасал в чахотке, ‘как Белинский, не поте-
рял веры в жизнь, как Грановский, не
проклял царскую Россию, как Чаадаев, как
Печерин. Он был здоров и полон страстной
ненависти к царю и жандармам, в про-
дажной, гнилой бюрократии, к подлому
крепостничеству. и i

Герцен увозил с собой русский паспорт
с царской печатью и ненасытную жажду
воли и борьбы. Начиналея 1847-й год.
В России было тихо, мрачно и тоскливо,
как в тюрьме. В Пруссии было тихо и чин-
но, как в канцелярии, как в казарме. Но
во Франции, в Италии кипела, бурлила
предреволюционная жизнь. Герцен словно
попал из приемной генерала Дубельта в
наэлектризованные борьбой социалистиче-
ские кружки Парижа.

Здесь собрались самые восторженные го-
ловы Европы. Здесь можно было встретить
первых учеников Сен-Симона и Фурье.
На рабочих собраниях выступал сам Кабе,
«папаша, Кабе», как его называли, любовно
и фамильярно, парижские  пролетарии.
Здесь среди германских эмигрантов Гер-
цен узнал Маркса и Энгельса. Воздух
был насыщен социалистическими утопиями
и буржуазными иллюзиями. Маркс и Эн-
гелье относились к ним критически. Гер-
цен окунулся с головой в эту атмосферу,
опьяненный словами о свободе и респуб-
лике.

Разочарование было так же глубоко, как
п увлечение. За несколько месяцев Герцен
прошел основательную школу буржуазной
демократии, увидел ее фасад со словами
«свобода, равенство, братство», увидел ее
подлинную классовую изнанку. Он видел,
как буржуазного болтуна-республиканца
Ламартина сменил деловой генерал буржуа-

зии Кавеньяк. Он был свидетелем того, ка
гарижекая буржуазия издевалась над про-
возглашенным революцией «правом на
труд». Он видел баррикадные бои. Он
слышал, как солдаты Кавеньяка расстре-
ливали рабочих.

Он постарел в один день, но и вырос
сразу как революционер. Двадцать лет на-
зал он и Огарев, восторженные и мечта-
тельные юноши, приносили историческую
свою клятву на Воробьевых горах в Мо-
скве. Садилось солнце, нод’ горами рассти-
лался огромный город, за ним-— необ’ятная,
закрепощенная в рабстве страна. Герцен и
Огарев клялись отдать всю свою жизнь
для освобождения России от-рабства.

Теперь в Париже, прижавшись лбом к
стеклу окна, в бешенстве и тоске он слу-
шал отдаленные равномерные залпы. Бур-

жуазия убивала рабочих. Классовая прав-  /

да предстала во всей евоей наготе. И Гер-
пен давал клятву: ло конца своей жизни
не забывать этих дней, хранить в душе
святую ненависть.

‚ В Лондоне его окружала холодная 0б-
становка буржуазного парламентаризма.
Герцен был «свободен». Но пелена раз на-
всегда спала с глаз. 8а внешними форма-
ми буржуазной демократии он различал все
тот же обман.

OH излил свою страсть и свою
тоску, гнев и любовь в очерках «С того бе-
рега». Эта политическая элегия в прозе
привлекла внимание всей читающей, всей
прогрессивной Европы. Стиль Герцена пле-
нял еще прежде, чем привлекали его мыс-
ли. В публицистике никто до него не мог
с такой силой выразить душевное волнение.
Глубокая политическая лирика подымала
очерки: Герцена на ступень выдающегося
художественного произведения.

Реакция, наступившая после 1848’ г.,
была для революционной интеллигенции
того времени жестоким испытанием. В ра-
зочаровании и в вынужденном бездействии
эмигрантской жизни проверялись люди.
Олни закалялись для будущих боев, кри-
тически оценивали прошлое, делали вывод
для себя и для своей партии. Другие сги-
бались под тяжестью поражения. Револю-
ционный Налет быстро сходил, обнажая

ee ee eis

душу мещанина. Пеесимистический инди-
видуализм заполнял пубтоту. Й целыми
сталами ренегаты шли, как блудные сыны,
к родительской буржуазии.

Герцен был среди тех, кого закаляла
борьба. Герцен не ушел в одиночёство, что-
бы перестрадать евою драму. Перегорели
многие его либеральные. иллюзии. Окрепла
его воля, его жажда борьбы, его страстная
любовь.к русскому народу. Революционная
Гвропа потерпела крушение, социализм
Сен-Симона и Фурье обнаружил в ней свое
бессилие. Но Россия оставалась, как и
была, мрачным царством крепостничества,
оплотом жандармского насилия для всей
Европы.

Оттуда, из царской России, из ненавист-
ной канцелярии ПШ отделения пришел при-
каз Герцену: вернуться немедленно, чтобы
подвергнуться расправе. Герцен опублико-
вал свой насмешливый отказ. В г.
сенат «изгнал» Герцена из России и ли-
ил его оставшегося в России имущества.
Это все, что мог сделать царь в сознаний
своего бессилия. В 1853 г. Герцен основал
«Вольную русскую типографию» в Лондоне.
Он положил начало революционной публи-
цистике, Kak организованному — делу.
Русское министерство иностранных дел
ломогалось от европейских правительств
мер борьбы с изданиями Герцена. Но они
проникали сквозь все германские, француз-
ские и русскиё жандармские рогатки. `Ни-
волай [ умер за полгода до выхода в свет
первого номера
звезды».

На обложке этого журнала были поме-
мены портреты казненных декабристов.
«Полярной звездой» назывался альманах
Рылеева. Так устанавливалась прямая
связь Герцена с декабристами.

Крымская война и смерть Николая I
всколыхнули Россию. Тишина тюрьмы была
обманчивой. Со сцены сходило поколение
либеральных дворян. Нарождалось и выхо-
лило. новое поколение— революционных
демократов-разночинцев. В утреннем тума-
не 60-х годов очертания новых классов и
групп казались неопределенными.

‚В этом тумане зазвучал «Колокол»

герценовской «Полярной:

ДНИ В МОСКВЕ

низованная Государственным литературным
музеем совместно с союзом советских пи-
сателей.

В крупнейших библиотеках столийы чи-
тателям будут продемонстрированы спе-
пиально подобранные материалы и издания,
характеризующие жизнь и творчество
А. И. Герцена.

Всесоюзный радиокомитет проводит цикл
передач, посвященных творчеству Герпена.

: (TACC)

.

р Иванович Герцен

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
О ГЕРЦЕНЕ

От декабристов к Герцену, от Герцена к
шестидесятникам протянуты живые нити
русского революционного движения.

Влияние декабристов на Герцена и его
сподвижников было огромно. Известно, что
Герцен еще в детстве зачитывалея запре-
щенными стихотворениями Рылеева и Пупе-
кина, которого воспринимал прежде всего
как поэта, выражавшего декабристские на-
строения. -

‚. В 1864 году Герцен писал: -«Я помню,
как... ударял, словно колокол... стих Ры-
леева и звал на бой и гибель, как зовут
на пир». Не этим ли юношеским впечатле-
нием от стихов казненного поэта продикто-
вано название герценовского «Колокола»?

«Декабристы разбудили Герцена» (Ле-
нин). Он хранил их образы и в изгнании.
Велико было ‘воздействие декабристов на
Герцена. В свою очередь ощутительно его
влияние на следующее поколение револю-
ционеров-разночинцев во главе с Черны-
шевским. :

В начале 50-х годов молодой Чернышев-
ский ‘уподоблял свою будущую судьбу
сульбе Искандера (псевдоним Герцена). В
дневнике Чернышевского есть интересней-
шая запись его разговора © невестой. Он
предупреждает ее обо всех опасностях, ко-
торые ожидают ее, если она решится стать
его женою. Проводя параллель между собой
и Герценом, он кратко рассказывает ей
историю семейной жизни Герцена, подвер-
гавшейся тяжелым испытаниям в годы
ссылки и изгнания. «Я не равняю себя,
например, с Искандером по уму, но должен
сказать, что в резкости образа мысли не
уступаю [ему] и что я должен ожидать
подобной участи». Но Чернышевский не
только не уступал Герцену, а, наоборот,
превосходил его в резкости образа мыслей,
и Участь его была много горше участи
Герцена.

Ленин говорит: «Герцен развернул рево-
люционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили,
закалили революционеры - разночинцы,
начиная с Чернышевского...» Ленин же
указывает, что Чернышевский умел
и <подцензурными статьями  воспиты-
вать настоящих революциенеров...» Когда
даже самое имя Герцена (не говоря
о его сочинениях) было под строжайшим
запретом в России, Чернышевский всё же
сумел в двух своих статьях передать чита-
телям «Современника» всю историю ипдей-
ного развития Герцена и его друзей. Более
того, Чернышевский по-своему пересказал
в этих статьях соответствующие главы
«Былого и дум», которые незадолго до того
Герцен начал печатать в Лондоне.

Шестая глава «Очерков гоголевекого пе-
риода русской литературы» Чернышевского
была смелой попыткой в сжатой и завуа-
лированной форме’ передать самые яркие
эпизоды из истории русской общественной
мысли 40-х годов. Не имея возможности
называть имена тех лиц, которым поевя-
щена эта часть «Очерков», Чернышевский
с изумительным мастерством описывает
историю их внутреннего развития, прибе-
гая к различным намекам и иносказаниям.

Несмотря на все цензурные рогатки,
Чернышевскому удалось рассказать He
только о повороте Белинского к Фейербаху,
HO и о политическом эмигранте Герцене.
В этой статье Чернышевский напомнил
тогдашним читателям о лучших заветах и
традициях тоглашней русской политиче-
ской публициетики.

И Герцен по достоинству оценил эту
смелую попытку Чернышевского. Она вы-
звала у него новый прилив веры в в03-
можность расширения революционного дви-
жения в России. 30 ноября 1856 г., озна-

ss a Ce ИЕ АЕ ЕЕ ИЕ Е ЕЙ Е НЫ

Герцена. «Vivos уУ060»—зову живых, — Эти
слова были напечатаны на первой страни-
не журнала под изображением колокола.
Они дошли к Герцену через Шиллера:
шиллеровским идеалистическим духом были
проникнуты и некоторые статьи.

К кому обращалея Герцен? Он оставил
в России своих друзей, пылкую и мечта-
тельную молодежь 40-х годов, поклонни-
ков Шиллера и немецкой идеалистической
философии. Прошло десять лет с тех пор,
как Герцен бросил последний взгляд на
царских орлов на русской границе. Он
оторвался от России.

Россия казалась ему теперь .страной,
которая может избежать буржуазного раб-
ства. В патриархальной крестьянской 06-
шине, знаменующей отсталость русской
экономики, Герцен увидел оплот «социа-
лизма», спасение русского народа. На руи-
нах буржуазно-демократических иллюзий
распускались иллюзии народничества. Это
были мечты Герцена, лишенные историче-
ской почвы. Россия была взволнована слу-
хами о переменах, о реформах, об освобож-
длении крестьян. Буржуазные иллюзии
расцветали, как лопухи. Среди дворянского
общества образовались смехотворные пар-
тии ‹александровцев» и «константинов-
цев», — по имени царя и его брата.

Волновались крестьяне. Страх перед
ними действовал на царя сильнее, чем дво-
рянские либеральные заниски. Ненависть
& помещикам и непримиримую волю к
борьбе выражали разночинцы-демократы.
Но царская цензура заглушала всякин
честный голос. В России говорили шопотом
и намеками. Все готовились и ждали...

И вдруг впервые прозвучало вольное
русское слово! Герцен говорил в Тондоне
словно перед микрофоном, о котором и не
мечтали тогда. Герцен говорил в Лондоне,
его читали в России, и’ все цензурные и
жандармекие рогатки были бессильны. Гер-
иен заставил себя слушать. «Колокол» по-
являлся регулярно на столе царя во двор-
це, и его передавали из рук в руки в уни-
верситетах, в редакциях, в канцеляриях.
Его читали офицеры и чиновники, про-
фессора и студенты.
  В «Колоколе» Герцен развернулея во
сем своем публицистическом блеске. Его
статьи волновали глубокой своей ‘искрен-
ностью и убежденностью, гневом и сар-
казмом, любовью к народу и ненавистью
к его врагам. Герцен был выдающимся ма-
стером коротких заметок, в которых каж-
дое слово — убийственный эпитет, меткий

wewwses EASESES EA - at wits apytumma ход 1a0- yp svens Spit Apyry Bsa, SPSS as “HU” ~WSUTHHON, pi OEE, =F

образ. Ero фраза поистине «стреляет».
Герцен бичевал больших и маленьких са-
трапов, и «Колокола» боялись в провинци-
альном чиновничестве больше, чем сена-
торской ревизии. ;

«Колокол» звонил регулярно, властно.
Ou звал живых на борьбу. Но Герцен не
сразу разобрался и со своей стороны в том,
Ето жив, а кто помер в России. Он опи-
рался сначала на свои дружеские связи.
Он будил Аксакова, Боткина, Тургенева
и других. Он требовал освобождения кре-
стьян, отмены телесных наказаний, свобо-
ды слова.

«Но Герцен принадлежал к помещичьей,
барской среде. Он покинул Роесию в
1847 г., он не видел революционного на-
рода и не мог верить в него. Отсюда его
либеральная апелляция к «верхам». Отею-
да его бесчисленные слащавые письма в
«Колоколе» к Александру Н Вешателю, ко-
торых нельзя теперь читать без отвраще-
ния. Чернышевский, Добролюбов, Серно-Со-
ловьевич, представлявшие новое поколение
революционеров-разночинцев, были тысячу
раз правы, когда упрекали Герцена за эти
отступления от демократизма в либерализ-
му. Однако, справедливость требует ска-
зать, что при всех колебаниях Герцена
между демократизмом и либерализмом, де-
мократ все же брал в нем верх». (Ленин).

«Колокол» звал и будил новых людей,
новое поколение, не знакомое Герцену, ино-
го, чем он, классового происхождения.
«Герцен развернул революционную агита-
цию. Ее подхватили, расширили, укрепи-
ли, закалили революционеры-разночинцы,
начиная с Чернышевского...» (Ленин).
Герцен был первым воспитателем револю-
ционной молодежи 60-х годов.

Вольное русское слово звало, будило,
полымало на бой. Оно требовало действий.
Оно влекло за’ собой революционные вы-
ступления. Герценовский «Колокол» ста-
новился знаменем революции. Но сам Гер-
цен был только революционером-публици-
стом. Его вера в силу вольного слова бы-
ла безгранична, и он был. действительно
властителем дум революционной молодежи,
Но действия требутот организации, борьба
нуждается в партии, имеющей программу
и руководителей. :

Революционные  демократы-разночинцы
читали с увлечением «Колокол». Но они
не находили в «Колоколе» той политиче-
ской определенности, какой требовала бур-
жуазно-демократическая революция. Герцен
на себе испытал драму отцов и детей бур-

троценсть р Одинцима

комившись © «Современником», Герцен
писал М. К. Рейхель: «Новости из Роесии.
и не такие узнаете; да, двигается вперед.
В «Современнике» говорят 060 мне и о
Белинском, называют меня: автор «то
виноват?» Еще запоем мы © вами: «Вниз
по матушке, по Москве-реке».

Столь же интересна и другая, мало по-
пулярная статья Чернышевского «Стихо-
творения Н. Огарева». Невинно название
ее. На первый взгляд невинно и содержа-
ние статьи, а между тем смысл ее в том,
что под видом оценки поэзии ближайшего
друга и соратника Герцена — Н. Огарева
Чернышевский выражал в рецензии отно-
шение молодого поколения революционеров
к своим учителям.

К этому времени Чернышевский, по его.
собственному свидетельству, уже имел
образ мыслей, «не совсем одинаковый с по-
нятиями Герцена...» Но вместе с тем он
видел в нем и в Огареве прямых предне-
ственников нового революционного слоя—
разночинцев, которые выступят на смену
дворянскому поколению революционеров.

В своей рецензии Чернышевский писал:
«Быть может, многие из нас приготовлены
теперь к тому, чтобы слышать другие ре-
чи... речи человека, который становится
во главе исторического движения с свежи-
ми силами... И те, которые действительно
готовы, знают, что если они могут теперь
сделать шаг вперед, то благодаря тому _
только, что дорога проложена и очищена
для них борьбою их предшественников, и
больше, нежели кто-нибудь, почтут дея-
тельность своих учителей».

Из этих строк ясно видно, насколько
сильно было у Чернышевского сознание”
заслуг Герцена перед молодым поколением
революционеров, не забывающих о своей
преемственной связи в Искандером.

То, что гораздо позднее вся Россия чи-
тала в «Былом и думах» о борьбе Герцена
и Огарева с самодержавием, это Чернышев-
ский мог передать в 1856 году лишь ци-
татами из стихотворений Огарева «Старый
дом», «Друзьям» и др. И все же в своей
рецензии Чернышевский довольно про-
зрачно уподоблял Герцена Ахиллу, а Ora-
рева — Патроклу, которые берут присту-
пом Трою, т. е. твердыню самодержавия.

Рецензия говорит о глубоком понимании
Чернышевским исторической роли Герцена.

Впоследствии образ мыслей Чернышев-
ского становился все более революцион-
ным. В политических идеалах он опередил
своего учителя. «...Чернышевский, развив-
ший вслед за Герценом народнические
взгляды, сделал громадный шаг вперед
против. Герцена», — говорит Ленин.

К концу 50-х годов назревшие pacxo-
ждения между ними вылились в известное
столкновение Герцена с радикальными раз-
ночинцами. Оно отмечено статьей Герцена
«Very dangerous!!!» («OueHb опасно») и
поездкой Чернышевского в’ Лондон для
об’яснения с Герценом.

В 1862 году Чернышевский был аресто-
ван, как и десятки других лиц, обвинен=
ных в сношениях © «лондонекими пропа-
гандистами». Ближайшим поводом и пред-
логом к аресту послужило письмо Герцена
в Россию, в котором он выдвигал проект
издания «Современника» за границей co-
вместно с Чернышевским.

Герцен в «Колоколе» неоднократно вы-
ступал с гневными протестами против рас=
правы царского правительства над Черны-
шевским, которого он, несмотря на разно-
гласия, считал самым замечательных
публицистом своего времени.

Н. БОГОСЛОВСКИЙ.

жуазного общества. Он звал живых. Когда
живые вышли, он не узнал в них своих.
Разночинная молодежь показалась слиш-
ком радикальной Герцену, воспитанному в
преданиях 40-х годов.

Размолвка с Чернышевским и Добролю-
бовым не охладила революционного пыла
Герцена. Реакция, наступившая = после
польского восстания 1863 г., снова про-
верила и наново закалила Герцена. Он
опять оказался в одиночестве. Прежние
либеральные друзья осыпали его насмеш-
ками и бранью. Он был непоколебимо ве-
рен революции.

Герцен шел вперед. Он не освободился
до конца от своих буржуазно-демократиче-`
ских иллюзий. Но он разошелся с Бакуни-
ным как раз в то время, когда Бакунин
вел двурушническую борьбу против. Интер-
национала Маркса и Энгельса. Бакунин
ставил своей целью взорвать изнутри
Интернационал и разложить его. А Герцен
в 1869 г. именно с Интернационалом, с
борьбой международного пролетариата свя-
зывал свои надежды на освобождение че-
ловечества.

Новая линия намечалась в развитии по-
литических взглядов Герцена, новые ноты
слышались в его слове. Но смерть оборва-
ла эту линию при самом ee начале.

Вольное русское слово, впервые сказан-
ное Герценом, уж не замолкало больше. У
Терцена учились все другие представители
зарубежного вольного русского слова. Воз-
никали и революционные типографии в
самой России. Но до Ленина вольное рус-
ское слово не имело такого мастера, как
Герцен, не имело и такого влияния, как
при Герцене. Ленинская «Искра» зажгла
пламенем широчайшие массы пролетариата,
подняла их на борьбу и претворила рево-
люционное слово в революционное дело.

Вольное слово коммунизма звучит те-
перь на необ’ятных пространствах нашей
страны. Рабочий класс облалает мощными
печатными машинами, бумажными фабри-
ками. Он создал свою печать, свою публи-
цистику, своих величайших мастеров слова.
Мы вепоминаем с благодарностью о скром-
ном печатном станке в Лондоне, о «Вольной
русской типографии», в которой зазвучало
русское слово, не знавшее царской пен-
зуры. Й какое бы расстояние. ни отделяло
нас от Герцена, он остаетея и для нас
мастером живого, одухотворенного, насы-
щенного страстью политического слова.