jes
gph
ого a
нове
пет
ИР
Я
Sa

° 43 АПРЕЛЯ

1937 T., № 102 (7068, -

aS

НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ

НЕУДАЧНАЯ ВЫЛАЗКА
БЕЛЬГИИСКИХ ФАШИСТОВ.

Состоявшиеся 11 апреля в, Врюсселе `до-
полнительные выборы одного депутата в
бельгийский парламент. привлекли к себе
зееобщий интерес.

Бельгийские фашисты, так называемые
‹рексисты», выставили кандидатуру своего
пиера Дегреля. Их предвыборная агитация
приняла Форму подлинного балагана. Дей-
ствуя по рецептам Гитлера, Дегрель уст-
раивал пышные инсценировки и обещал
сотворить чудеса после, прихода «рекеи-
тов» Б власти. «Мы даем существующему
режиму 8 дней сроку», —хвастливо заявлял
он за неделю до выборов.

Против Дегреля была выставлена канди-
латура нынешнего бельгийского премьер-
министра Ван-Зееланда, которую поддер-
жали все антифашистские силы. Компартия
рептила голосовать за Ван-Зевланда вместе
с социалистами, либералами и католиками.
} рутой стороны, партию Дегреля, партию
«рексистов», поддерживал «союз фламанд-
ских националистов». ;

Выборы закончились поражением фаши-

eros. B прошлом году на парламентских
выборах «рексисты» получили в Брюсселе
53 с лишним тысячи голосов, а фламанд=‘
ские националяеты — несколько больше
30 тысяч. 0бе партии собрали около 74
тысяч голосов. Партии, поддерживавиие
кандидатуру Ван-Зееланда, получили в
1936 тоду следующее количество голосов:
социалисты-—85 тыс., католики— 9 тыс.,
либералы — 65 тые., коммунисты — 35
тыс. всего 254 тысячи голосов.
И апреля за Ван-Зееланла было подано
215.840 голосов, т. е. на 22 тысячи голо-
сов больше, чем в прошлом году, а за Дег-
реля — 69.242, голоса, т. е. почти на
5 тысяч меньше.

Бельгия никогда не знала такого разма-
ха избирательной: кампании. Фаптисты тра-
тили ежедневно до миллиона франков. Они
арендовали лля собраний самые большие
помещения, Весь город был наводнен их
плакатами и листовками, они нёпрерывно
устраивали шествия. Каждому избирателю
хоставлялиеь на’ дом фаптистские листовки
и прочая литература.

Помимо невероятной демагогии, дегре-
левцы прибегали к прямому подлогу. Они
издавали фальшивые листовки и сочиняли
письма, якобы от имени компартии. Фаши-
CTH пытались представить коммунистов в
тлазах избирателей зачинщиками траждан-
ской войны, а Ван-Зееланда— «пленником
коммунистов». Вели при всех этих мане-
прах в ухишрениях фалтисты все же поте-
ряли часть толосов, ‘полученных ими в
1936 году, то это свидетельствует о веъ-
Ma конфузном ‘провале.

В‘`ходе избирательной борьбы дегрелев-
цы предстали перед массами в качестве
агентов германского фанетзма. Руковод-
ствуяеь берлинской шпаргалкой, агитато-
ры Легреля всюду выступали против’ кол-
лективной безопасности, против Лиги на-
ций, а также против Франции, обвиняя по-
следнюю в том, что она. якобы

его

Недовольство =
германской печати”

БЕРЛИН, 12 апреля.  (Co6.. норр.
«Правды»). Германская. печать вынуж-
лена признать, что поражение руководи-
теля бельгийских фашистов Дегреля на
выборах в Брюсселе является тяжелым
ударом для фашизма.

По мнению «Лейче. альгемейне цейтунг»,
поражение Дегреля ослабляет надежду на
отход Бельгии от Франции и Англии.
Газета пользуется случаем, чтобы под-
черкнуть, что только. Германия «отстаи-

вает полную независимость Бельгии».

«Ангриф» отмечает, что «Дегрель поте-
рял сражение, но не отказывается от борь-
бы».

хочет г

«окружить Германию». Орган  фалистов
«Пэи реель» начал печатать серию статей
0 «французском потионаже».

Но 060б0е значение имело раскрытие об:
CYOMTCIBCTB, при которых осуществилея
блок между «рексистами» и «союзом фла-
мандеких националистов»: Дело в том, что
«союз фламандеких националистов» пред-
ставляет собой возрожденную под ‚новым
названием партию так называемых активи-
CTOB. Последняя возникла во время герман-
ской оккупации Бельгии при прямом покро-
вительстве брюссельского губернатора фон-
Биссинга. Программа этой партии была
очень несложной: она добивалась отторже-
ния от Бельгии всех фламандеких провин-
ций и включения их в состав Германии на
правах автономного «королевства». После
окончания войны многие «активисты»
были преданы суду и осуждены как из-
менники. ее

Дух фламандского «активизма» был воз-
рожден со времени прихода Гитлера к вла-
сти. «Союз фламандеких националистов»
собрал воедино старых «активистов» и не-
которые однородные группы. Программа
этого сотоза предусматривает отторжение не
только бельгийской, но и французекой
Фландрии, об’единение их с Голландией и
тесный союз нового государства е Герма-
нией. Не требуется никаких пояснений,
чтобы понять, в какой мере отвечает эта
«программа» вожделениям германского фа-
шизма.

За несколько дней до выборов Дегрелю
пришлось опубликовать текст соглашения,
достигнутого между «рексистами» и фла-
мандскими националистами. Оказалось, что
под покровом общих фраз о «дружбе и еди-
нении» было черным по белому написано,
что фламандекие националисты не отка-
зываютея от своей программы. Эффект был
очень большим. Создалась такая атмосфера,
в которой даже руководство бельгийской
католической перкви сочло нужным выска-
заться против Дегреля. Многие, желавшие
раньше  толосовать за него, переменили
свое намерение.

Не следует, однако, переоценивать про-
вал очередной вылазки бельгийских фапи-
стов. 69 тысяч голосов — довольно значи-
тельная цифра для Брюсселя. Достаточно
значителен сам по себе и тот факт, что
кучка авантюристов, заведомых  атентов
терманского фашизма, получает возмож-
ность беспрепятственно организовываться и
грозить расчленением одной из самых ста-
рых демократических стран. Ни для кого
также не секрет, что фашистская демагогия
осталась не без влияния на официальную
бельгийскую позицию в отношении Лиги
наций и коллективной безопасности.

Без попустительства и прямой поддерж-
ки. 60 стороны некоторых. влиятельных
кругов клоун Дегрель не, мог бы играть
серьезной политической роли в Бельгии.

Н. МАЙОРСКИЙ.
Париж, 12 апреля.

Переговоры Риббентропа
и Посида

Бак сообщают, германский посол Риббен-
троп и японский посол `Иосиха проводят
отпуск в одном н том же отеле в Сен-Айвее
(Южная Англия).,

В германских кругах утверждают, что
выбор одного’ и’ того же отеля является
случайным и что беседы двух послов име-
ют частный характер. Но, по словам бер-
линского корреспондента «Ньюс крониЕл»,
переговоры Риббентропа и Иосида имеют
политическое значение и связаны с пред-
стоящим посещением Берлина принцем
Tannoy. (TACO).

Te ee ee

ai ro ne

Командиры - республиканских войск Испании наблюдают за передвижением

противника на гвадалахарском фронте.

ТРОНКИСТСКАЯ «ЛИТЕРАТУРА»
НА СЛУЖБЕ У ФАШИСТОВ °

РИМ, 11 апреля. (ТАСС). Наряду с бер-
линскими и варшавскими источниками
антисоветеких фальшивок ‘материал для
кампании итальянских газет против. Совет-
ского Союза поставляет и троцкистская
«литература». Фашистские газеты с боль-
шой охотой пользуютея этой «литерату-
рой». Так,. «Лжорнале дИталиа» и «Реля-
циони интернационали» построили сегодня
свои клеветнические антисоветские статьи
петиком на материалах книги троцкистекого
авантюриста Виктора Серж. Фашистская
печать не скупится-на комплименты этому
негодяю и называет его книгу «серьезной,
солидной и исключительно интересной».

В фашистской Италии, где жесточайше
преследуется не только революционное
слово, но мало-мальски либеральные бур-
жуазные издания, троцкистская литерату-
ра продаетея открыто и свободно в книж-
ных магазинах. :

fog

АНТИФАШИСТСКИЕ
НАСТРОЕНИЯ

В ИТАЛИИ

ВЕНА, 12 апреля. (ТАСС). Базельская
тазета «Националь цейтунг» помещает
статью своего- специального корреспонден-
та, в которой’ описывается впечатление,
произведенное в Италии поражением ‘италь-
янеких войск в Испании. Корреспондент
пинтет: ^^ ;

«Со времени убийства Маттеоти (вид-
ный итальянский социалист, убитый фа-
птистами в 1924 г.) фашизм в Италии
никогда не подвергался такой сильной
критике, как теперь, после поражения
итальянцев под. Гвадалахарой. Повсюду
обсуждаются известия о победе респуб-
ликанцев в Анлалузии. Радуются не
только противники фашистского режима:
после того как’ стало известно, что на
стороне республиканцев боретея за сво-
боду батальон итальянцев им. Тарибаль-
ди, вотряхнулись и те массы населения,
которые до сих пор были ‘апатичными».

КИТАЙСКАЯ ГАЗЕТА

БЕЙПИН, 10 апреля. (ТАСС). Газета
«Шицзежибао», характеризуя в передовой
статье политику Советского Союза, заяв-
ляет:

(Союзфото).

ЗПИДЕМИ САМОУБИЛСТВ
В ГЕРМАНИИ

БЕРЛИН, 12 апреля. (ТАСС). Количе-
ство самоубийств в Германии растет с каж-
дым днем. Отчаявигиеся, лишенные каких
бы 10 ни было средств к существованию,
люди кончают самоубийством целыми
семьями.

Так, например, из Киля сообщают, что
в Бордесгольме покончили самоубийством
муж и жена, убившие и своего 3З-летнего
ребенка. В рабочем районе Берлина —
Нейкельне отравились газом рабочий Эрих
Роткен 38 лет и его 33-летняя жена.

В Клаусталь-Целлерфельде произошла
обычная в Германии трагедия: глава семьи
Убил жену и дочь, а затем покончил с со-
бой. В Ораниенбурге отравились газом 48-
летний отец и 24-летняя дочь.

В Штутгарте муж застрелил свою жену,
а затем застрелился сам.

В Шарлоттенбурге (район Берлина) от-
равились газом муж и жена. В Таунсгейме
мать утопила в реке двух своих детей —
7-летнюю дочь и б-летнего сына.

Помимо случаев самоубийств целых св-
мей, хроника происшествий ежедневно со-
общает о самоубийствах одиночек всёх воз-
раетов.

—о—

_ ШПИОНСКИЕ
* ПРОЦЕССЫ

В ЧЕХОСЛОВАКИИ

ПРАГА, 11 апреля. (ТАСС). Пражский
краевой суд вчера. приговорил Арнопета
Луккера по обвинению в ипионаже к шести
годам тюремного заключения с поражением
в гражданских правах и к штрафу в‘сум-
ме одной тысячи чехословацких крон.

Одновременно краевым судом в Брно
(главный город Моравии) приговорены
Хокгеймер и Адольф Тёсцара, также по 0б-
винению в шпионаже, к 10 годам тюрем-
ного заключения каждый с поражением
в гражданских правах на паять лет и де-
нежному штрафу в сумме одной тысячи
крон каждый.

О ПОЛИТИКЕ СССР

и его политикой мира уже стал действи-
тельным защитником всеобщего мира.
Выступающие против агрессии и против
фашизма малые европейские нации смо-
трят на’ СССР, как на своего защитника».

Wale ee ee ee

МАДРИДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ КОМПАРТИИ

МАДРИД, 11 апреля. (Спец. корр. ТАСС).
Вчерашнее утреннее’ заседание мадридской
областной конференции коммунистической
партии происходило под председательством
Франсиско Антон и Санчес.

С докладом о деятельности своей Opura-
ды выступил Мигаль Риос. Бригада Риоса
занимается сбором материалов, утильсырья,
ремонтом всякого рода машин.

Долорес Ибаррури (Пасионария), привет-
ствуя эту бригаду, заявила, что «такие
бригады являются гордостью партии и всех
рабочих». }

Делегат Аранжуоса Фронтера‘ сообщил,
что из 400 жителей Аранжуэса, ‚ находя-
‘щихся на фронте, 350 — члены коммуни-
стической партии, а из 35, погибших в
борьбе с фашизмом, членов компартии— 31.
В его районе в 1936 году было засеяно
5.549 фанег (фанега — 0,6 гектара), а
в этом году засеяно 9.188 фанег. =

Делегат. Арганды (крестьянский район)
Хозе Кесада сообщил, что в июле из 43
коммунистов, входивших в его организацию,
88 отправились на фронт; теперь из 130
членов организации на фронте находятся
80. Он подчеркнул героизм ‘крестьян, не
прерывающих полевых работ ‘под вражески-
ми пулями,   oat

В вечернем заседании выступил коман-
див дивизии Модесто, один из выхающихея
вождей народной армии.

Мигэль Гонсалес, выступивший от имени

‘  ветствием.

металлистов, рассказал о там, что почти
все заводы ‘перешли на оборонную работу
и увеличили производство на 60 процентов.
Гонсалес требовал улучшения работы
транспорта. Командир Ортега также указал
на необходимость урегулирования работы
транспорта и улучшения продовольствен-
ного снабжения рабочих, занятых в возн-
ной промышленности.
“ Луна. Онкиате рассказала 0 работе. ком-.
муниетов — санитарок и санитаров.’ Май-
op Планельес — начальник санитарной ча-
ети центрального фронта — требовал при-
HATHA предупредительных мер против. воз-
никновения эпидемических заболеваний; он
также указывал wa необходимость ^ улуч-
нить питание солдат как в качественном,
так и в количественном отнонении. ^_
Встреченный бурными овациями, гене-
рал Миаха обратился к конференции © при-
Он заявил, что, несмотря Ha
свою перегруженность, счел  небдбходи-
мым воспользоваться приглашением May-
ридского областного комитета партии. Миаха
подчеркнул, что операции на мадридском .
фронте развиваются чрезвычайно успешно
и что народная армия, как один человек,
воодущевлена желанием дать отпор врагу-
Миаха закончил свое приветствие возгласа-
ми: «Ла здравствует демократическая рес-
публика!», «Да здравствует народная ар-
мия!»

ПРЕДВЫБОРНАЯ БОРЬБА В ЯПОНИИ

ТОКИО, 11 апреля. (ТАСС). Комменти-
руя декларацию правительства Хаяси, пред-
ставитель партии Минсейто Сакурауци, по
словам атентства Домей Цусин, подчерк-
нул, что она неубедительна.

Генеральный секретарь партии Сейюкай
Андо, как указывает агентство, в интервью
с представителями печати резко критико-
вал правительство Хаяси, отметив, что
«декларация  беспринципного кабинета,
беспричинно распустившего нижнюю пала-
ту, есть ничтожное лицемерие и. пустые
обещания».

Асо, по словам газеты, «Асахи», назвал де-
кларацию туманной, но нашел необходимым
заявить, что «некоторая ясность деклара-
ции по вопросам социальной политики яв-
ляется признаком большого прогресса». Асо
Bee же лобавил, что «общий тон деклара-
ции ничем. не отличается от деклараций
предыдущих бюрократических — прави-
тельств». >

Японские угрозы
`В беверном Китае

ТОКИО, 12 апреля. (ТАСС). Агентстве
Домей Цусин сообщает, что командование
японских войск в Северном Китае заявило
строгий протест властям провинции Хэ-
бэй против повторных случаев «разруте
ния военных телефонных линий, связы
вающих ‘командование японских войск ©
частями, расположенными в Северном Ки-
тае». т i maine

В. протесте указано, что если’ ‘меры
китайских властей не дадут соответству-
ющих результатов. то’ японские войска
«предпримут
собственному усмотрению».

—O—

ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

`В МАНЧНУРИИ

ТОКИО, 12 апреля. (ТАСС). Харбиневий
корреспондент агентства Домей Цусин с00б-
шает, что 9 апреля близ уездного города
Тунхэ (восточнее Харбина) произошло
столкновение японского отряда под коман-
дованием Оаки с партизанским отрядом чи-
сленностью около 200 человек. Японский
отряд, по словам корреспондента, потерял
олного унтер-офицера убитым и одного сол-
дата раненым. i

Генеральный секретарь Сякай Taficioro*

самостоятельные меры 110}

Bee газеты посвятили сегодня свои пе-
редовые статьи правительственной декла-
рации, при чем среди них не нашлось ни
одной; одобряющей: декларацию.

` Газета «Авахи» в частности пишет, что
здравомыслящие люди уже давно не верят
заявлениям 0 развитии ресурсов, проведе-
нии мероприятий в области социальной
жизни и т. д. Газета пространно  кри-
тикует известное намерение правительства,
Хаяси вновь распустить нижнюю палату,
если результаты выборов окажутся для не-
го неблагоприятными, и подчеркивает не-
допустимость осуществления этой угрозы.

По мнению газеты «Хоци», декларация
‚показывает, что правительство считает сво-
ей главной миссией «быстрое увеличение
вооружений. Но какова же будет цена уве-
личенным  вооружениям, — спрашивает
газета, — если они не будут ‘сопровож-
датьея стабилизацией народной жизни?»

Маневры противовоздушной

обороны в Японии

ТОКИО, 12 апреля. (ТАСС). Газета, «Ни-
ци-ници» еообщает, что начавшиеся 10
апреля маневры противовоздушной obopo-
ны закончились утром 11 апреля. Маневры

охватили ряд городов и сел в префектурах

Ванагава, Сидзуока и Циба (восточное по-
бережье острова Хонсю, в районё, приле-
гающем к Токио).
Главная роль в руководстве маневрами,
по словам газеты, принадлежала морской
базе Ибкосука. Темой маневров было -«от-
ражение воздушного нападения’ со. сторо-
ны некоей иностранной державы». :

- Иностранная хроника

3 С 25 шо 23 апреля в Румынии будет
проведена пробная мобилизация 200 тысяч
допризывников.

$ Немецкая фашистская спортивная ор-
танизация «Гармония» организовала в
одном румынском селении «празднество»,
во время которого румынский националь-
ный флаг был забросан тухлыми яйцами,
% портреты румынского короля и наслед-
ника были расотреляны из винтовки: Ру-
мынекие власти арестовали 14 участников
фалнистекого «празднества». и

В Германии запрещено производотво
изделий из серебра высокой пробы:

В ‘ночь на 10 апреля над восточной
частью Кореи пронеслась буря; погибло

` Из заграничных впечатлений

БЕСЕДЯ С АЯЛЕКСЕЕМ ТОЛСТЫМ

В Моекву вчера приехал из-за границы

писатель Алексей Толстой — участник
П конгресса мира и дружбы с в Лон-
Jone. Заседания конгресса происходили

13 — 14 марта.

А. Н. Толстой рассказал корреспонденту
«Правды» о работах конгресса и о своих
встречах с английскими и французскими
писателями.

— На   конгрессе мира и дружбы с
(ОСР, состоявшемся в декабре 1935 года,
участвовали делегаты 1.500.000 избирате-
лей. На П конгрессе были представлены де-
легаты почти от 3 миллионов английских
траждан. Кто был в числе избирателей?
Свыше 900.000 членов разных профсоюз-
ных организаций, до 800.000 членов ко-
оперативных организаций, свыше 500.000
работников просвещения, около 500.000
членов различных папифистских организа-
ций. :

На конгрессе выступали люди, в голосу
которых в Англии очень прислушиваются.
В первый же день выступила член парла-
мента герцогиня Аттольская. Известно, что
прежде она враждебно относилаеь к СССР--
На конгрессе она горячо пропагандировала
дружбу и‘еближение с СССР.

Выступал крупный общественный дея-

тель профессор Бернард Пейре. Он много
лет назад жил в России и прекрасно владеет
русским языком. Профессор Пейре долгое
время являлся противником Советского ‹С0-
ю3за. Так было до его первой поездки В
СССР. На конгрессе ов говорил как явный
сторонник Советского. Союза.
; Блестящую речь произнес настоятель
Кентерберийского собора Джонсон. Он по-
своему подводил основу под пропаганду
идей мира.

— Нам говорят, — сказал он, —— что в
СССР—безбожники. что там ведут антире-
лигиозную пропаганду... Но суть в том, что
в Советском Союзе творят.дело правды, ис-
тины. Именно там создается человеческая
правда. Поэтому. необходимо защищать

Р. защитнать то, что делается в СССР.

Его речь произвела сильное впечатление
в Англии, где еще многие находятся в пле-

А. Н. Толстой.

ну лживых сообщений газет, враждебных
нашей стране.

Мне запомнилось еще одно выступление.
Это было на одном из последних заседаний
конгресса. Выступал английский учитель.
«Мне лано 3 минуты, но я и не собираюсь
много говорить. Скажу о важнейшем, при-
веду факты, заявил он. Ученик с 0по-
зданием приходит в школу. У него болез-
ненный вид, землистый цвет лица. Почему?
Охазывается, емусна улице сделалось дур-
но, таБ как он голоден. Другой ученик при-

<>
&

ходит в школу в башмаках матери, так как

в семье только одна пара башмаков на
‚ всех...» 4 ;
Пренодаватели, учащиеся, — духовные

лана, общественные деятели, члены пар-
ламента развертывали с трибуны конгрес-
са убедительную агитацию от лица широких
слоев населения Англии за мир, за дру-
жбу с Советским Союзом. Это не случай-
ный успех, это — начало глубокого пони-
мания того, что у нас делается. Нам‘ надо
полдержать эти стремления, шире’ знако-
мить англичан с нашей литературой, ко-
торой они весьма интересуются, с нашими
культурными ценностями, искусством, нау-
вой. Мне кажется, что было бы полезно
посылать в Англию советских профессо-
ров, чтобы они читали там доклады, осве-
щающие советскую культуру.

Как приняли на конгрессе мое выступ-
ление? Я не ожидал, что моя речь, произно-

‚ сившаяея на русском языке, будет преры-

ваться аплодисментами. Я приготовился к
тому, что прочту свою речь при молчаний
аулиторни, и читал быстро, чтобы дать но-
том слово переводчику. Но, очевидно, мно-
гие делегаты конгресса понимали мою
речь MO интонациям, жестикуляции и
отлельным словам, которые на’ всех `язы-

ках. эвучат одинаково: Слушали меня
внимательно и особенно аплодировали,
когда. я говорил ‘0 равноправии жен-

щин в СССР. о том, что у нас нет нацио-
нальной розни, что ‘все народы Советского
Союза; как братья, созлают свою культуру,
свое будущее, у

Когда конгресс закончился, был дважды
продемонстрирован фильм. «Заключенные».
Я ne считаю эту картину одним из. луч-
пгих произвелений советской кинематогра-
фии, во она имела выдающийся успех у
аудитории. Даже такая, средняя. для нас

картина, несравнимо” выше халтурных
фильмов, которые преподносит заграничная
винопромышленность.

Я написал спевиальное › вступление в
фильму «Заключение», рассказав 2 67-
здании трудовых коммун. 10 ‚Перековке
людей, о советской кинематографии. Это

. Естественно, что мне,

вступление оглашалось ‘перед `демонотра-
цией фильма-и советской кинохроники.

Конгресс показал, что широкие. круги ан-
глийской интеллигенции с особенным вни-
манием и глубоким сочувствием следят за
созданием моральных ценностей социализма.
как гражданину
СССР, было очень отрадно видеть и слы-
шать это. бы

С большой теплотой рассказывает А. Н.
Толстой о своем пребывании у известных
экономиетов ‘и общественных деятелей —
Сиднея и Беатрисы Вебб.   }

— dro — ‘вершины мировой интелли-
генции. Супруги Bei? — представители
высокой европейской культуры... Двое ста-
риков живут в маленьком коттедже, у пре-
красной зеленой поляны за Лондоном. Они
мыслят молодо и свежо, как юноши.

Полвека они работают над социально-эко-

номическими проблемами. Беатриса Вебб
говорит, ‘что в этом тгоху исполняется
50 лет с тех пор; как она написала свою
первую , книжку.

И внешне они выглядят. молодо. Сидней
Вебб зимой и летом ходит без пальто, в
пиджаке, ежедневно утром отправляется на
прогулку 3a 10 . километров. Беатриса
Вебб — ей 80 лет, — сидя на’ низенькой
скамеечке перед камином, изящна и молода
блеском ума и молодостью ` мыслей.

Говорили мы 060 всем; главным обра-
зом 0` литературе. Сейчае Беатриса Вебб
работает над своей биографией. Первая
часть биографий ужё вышла из печати.

Я видел Бернарда Шоу. Это была моя
вторая ветреча с ним. В первый раз,
когла Пу был в СССР, он поразил меня
своей нервностью, сухостью. В Лондоне, у
себя дома, Шоу был. гостеприимен и лю-
безен. Разговор шел о политике, о лите-
ратуре. Ло‘ обыкновению ‘Шоу говорил
парадоксами. Это — его обычная манера
разговаривать. Он товорит так, видимо, для
того, чтобы вызывать в собеведнике горяч-
ность спора.

В конце нашей. беседы Шоу заявил:

— Я всегда и веюду-выступал и буду
выстунать в защиту СССР. Я считаю, что
при ланном положении вещей дело мира—
в дружбе Англии с СССР и. Францией.
Если бы Англия вздумала заключить союз
с Японией, то это было бы началом конца
66’ истории. Я всегда выступал ‘и’ буду
выступать на защиту СССР

Я виделся’с Г, Уэллеом, который был

на конгрессе, и со Стефаном Цвейгом.
Цвейг говорит, что у него теперь нет ро-
дины и он избрал местом жительства,
Англию. Очень доброжелательно настроен-
ный к нам, он говорил, что, будучи не-
давно в Италии, страдал, читая в газетах
всякие торжествующие глупости по’ пово-
ду процесса антисоветского троцкистского
центра.

В Англии внимательно прислущиваются
ко всему, что связано с Советским Cow-
зом. Каждая строчка, каждое мнение, вы-
‘сказанное в «Правде» и «Известиях», pac-
проетраняется там и вызывает отклики.
Большой интерее к CCCP проявляет ан-
глийская ‘молодежь. а

В Англии есть молодые поэты, пишущие
социальные пьесы и поэмы. Одного из них
я спросил, как он их печатает, ведь нуж-
но найти излателя. Он мне ответил: «Я.
главным образом, сам читаю свои ‘поэмы
и пьесы перед аудиторией с трибуны».

Это интересный moment. Миллионы
англичан действительно ничего не чи-
тают, кроме газетной хроники о боксе, бе-
гах, сенсационных происшествиях и т. д.
Для меня было новостью, что английские
молодые поэты-социалисты выступают пе-
ред народом на площадках co своими
поэмами.

Мне не удалось посетить ‚английские
тватры, а в кино нам показали нагремев-
шую премьеру, которую. считают. лучшим
фильмом сезона. Тема этого фильма заим-
ствована из «Дамы с камелиями». В
ной роли снята пресловутая Грета Гарбо.
Это—-ужасный фильм: никакого здравого
смысла! Кинематографическая техника по-
ставлена на службу низкопробной халтуре.

Возвращаясь в Москву, я около двух не-
дель провел в Париже. На приеме. в пол-
предетве СССР. я встретился с французски-
ми хуложниками, писателями, ‘критиками.
Среди гостей были Люк Дюртен, Жан-Ри-
map Блок, Шарль Вильдрак, Луи Арагон,
Ф. Мазереель, профессор. Ланжевен.

Две недели назад во Франции вышел
мой роман «Петр 1» (в хорошем француз-
ском переводе. Пресса встретила’ его с боль-
шим вниманием. Официозная газета «Тан»
сочла нужным поместить статью критика
Андре Пьерра пол заголовком: «Товарищ
Толстой в Париже» (слово «товариш»
было взято в кавычки).

Французская молодежь хорошо знает и

тлав-

русских классиков, и нашу современную
советскую литературу, интересуетея ею.
Меня часто спрашивали, что у нас нового,
что, собираются писать.

В Париже я осмотрел территорию между-
народной выставки, се открытия ожи-
лают с нетерпением. Бельгийский павильон
уже готов. Советский и германский павиль-
оны достраиваются. Любопытно, что рабо-
чие-немцы, привезенные сюда из Герма-
нии для строительства павильона, окру-
жены кордоном: им не разрешают общать-
ся и разговаривать со строителями других
национальностей.

В Париже с большим интересом ожидают
приезда во время выставки советского. те-
атра и в особенности балета. Советский
балет — это первое, о чем вас спрашивают
французы.

Для нашего искусства было бы чрезвы-
чайно полезно перевезти из Парижа в СССР
выставку художника Дега. Мы знаем его
лишь по небольшому количеству картин.
Это — мастер огромной силы. На выставке
Дега виден.весь процесс его исканий, ра-
боты над движением, формой, рисунком,
колоритом. Знакомство с творчеством Дега
принесло бы большую пользу нашим мо-
лодым художникам.
  Мои’ планы дальнейшей литературной
работы? В июле я должен закончить роман
«Хлеб» («Оборона Царицына»), задержан-
ный окончанием ‘из-за моей поездки на
лондонский конгресс. ~

С апреля по конец мая я буду работать
над пьесой о Ленине. Предполагаю закон-
чить ее в мае. Пьеса охватывает три лня
Октября—это решающие дни вооруженной
борьбы. В этой работе, как и в работе над
романом «Хлеб», я пользуюсь материалалит,
предоставленными мне редакцией «Ието-
рии гражданской войны».

Летом этого года должна быть законче-
ва вторая часть фильма «Петр 1». Первая
часть, как известно, уже закончена. Ре-
жиссер. тов. Петров ожидает моего приезда.
в ЧШенинград, чтобы вместе ее просмотреть,
Рассчитываю, ч10 во второй половине
апреля она, будет готова для лемонстри-
рования в кино. Для второй части потре-
буется еще заснять батальные снены —
морское сражение. Петровского флота,

* жх

Вчера вечером А. Н. Толстой с

женой
выехал в Ленинград. Ри