‘ к >

a 57 <=

И

Лролетарпи всех стран, соединяйтесь!

Всесоюзная Коммунистическая. Партия (больш).

Орган Центрального аа и МК. ВКП).

Je 122 (7088) 5 мая 1937 г., среда

ЦК ВКП(б)—ПРАВДЕ»

«Правде» — боевому органу большевистской партии,
неутомимому борцу за дело марксизма-ленинизма, верному
хранителю большевистских традиций — в день ее славного
двадцатипятилетия большевистский привет.

История ленинской «Правды» неразрывно связана
с историей большевизма. Рожденная на волне револю-
ционного под’ема в 1912 году, «Правда» сыграла видней-
шую роль в борьбе за сплочение сил большевизма и
рабочего класса, за победу диктатуры пролетариата и
торжество социализма.
` ЦК ВКП(б)’ уверен; что «Правда» будет и впредь
высоко нести знамя Маркса—Энгельса—Ленина, сплачивая
миллионные массы партийных и непартийных большеви-
ков, помогая им и всем трудящимся нашей родины овладе-
вать большевизмом, ведя их по пути решительной борьбы
с врагами народа, — за победу коммунизма.

‚ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ЦЕНА 10 КОП.

- блоке 1912 года соединилась против боль-

ыы ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ
.   JIAPTHH (GoapmesuKos).

[ед знаменем партии
Ленина—Сталина

Двадпать пять ‘лет назад в Петербурге
вышел первый номер «Правды». В волнах
революционного под’ема, который‘ начался
велед за’ длительной полосой реакции,
возникла ежедневная массовая рабочая га-
зета. Ее творцами, основоположниками и
редакторами были Ленин и Сталин.

°В январе 1912 года на Пражской кон-
ференции нашей партией был решен вопрос
06 издании в России массовой рабочей
тазеты. Участники: этой конференции по-
несли решение партии в партийные ‘массы,
в рабочий класс, на заводы и фабрики —
цитадели большевизма: Передовые рабочие
тоглашней Росени не только одобрили ре-
шение 06 издании рабочей газеты, но
своими пятаками и гривенниками создали
ее материальную базу, без которой выхол
«Правды» был невозможен. С напряжен-
вым вниманием следил Владимир Ильич,
жизший в эмиграции; ‘как- идут сборы
средств на новую газету. :

Товарищ Сталин, живший тогда Ha
нелегальном положении в Питере, возглавлял
отсюда работу партийных организаций в
России. Он руководил «Звездой» в дни
ленских забастовок, принял руководящее
участие в. создании «Правды». На квартире
у депутата третьей Государственной Думы
тов. Полетаева под руководством товариша
Сталина была разработана платформа
«Правды» и составлен первый номер га-
зеты. :

Уже в начальном периоде своего суще-
ствования «Правда» отличалась ‘тем 0с-
новным качеством, которое сделало ее
любимой газетой всей партии, всех созна-
тельных пролетариев. Это — глубокая пар-
тийность в оценке любого события, любого
факта. К каждому явлению общественной,
экономической жизни «Правда» подходила
е единственно правильным, марксистско-
ленинским критерием. Ленин и Сталин
учили всею партию, в том числе партийных
литераторов, искусству марксистского ана-
лиза. Именно благодаря этому «Правда»
всегда ‘умела в сложнейшей внутренней
хозяйственной и политической обстановке
дореволюционной России, в густом клубке
международных отношений видеть и раз’-
яенять широчайшим кругам партии и ра-
бочего класса подлинное существо каждого
события, его внутренние движущие силы.
И это — несмотря на цензурные рогатки
самодержавия!

Высокая  большевистская  идейность,
непримиримость к врагам партии, врагам
рабочего класса, врагам революции — вот
что характеризует ленинско-сталинскую
«Правду» с первых же лет ее существова-
ния. Газета сыграла огромную роль в раз-
греме меньшевиков, ликвидаторов, троп-
кистов, всей этой антипартийной мрази,
которая еще в августовском беспринпипном

шевизма, против революции. енинско-
сталинская «Правда» показывала образец
терпеливого и упорного раз`яснения поли-
тяки и тактики нашей партии широким
массам пролетариев, крестьян и солдат. Она
неотступно разоблачала обман, фразеологию
демагогов и. предателей.

соко ценя печатное слово, Ленин и
Сталин сами руководили «Правлой», актив-
но сотрудничали в ней. Владимир Ильич
шлет из-за границы письма и статьи по
волнующим вопросам, указывает на от-
дельные ошибки, особенно подчеркивает
вопросы партийности и массовости газеты,
умело направляет огонь по меньшевикам,
ликвилаторам. К литературной и организа-
ионной работе в первой массовой больше-
вистской газете привлекались самые авто-
ритетные партийные товарищи. Крупную
роль в организации и работе «Правды» со
лня ее основания играл В. М. Молотов.
В состав редакции одно время входил
М. И. Калинин. Ближайшее участие в ра-
Gore дооктябрьской «Правхы» принимали
большевики — ленутаты Государственной
Думы: Полетаев, Петровский, Бадаев, Му-
ранов, Самойлов, Шатов. Сотни ныне вид-
нейших партийных, госуларственных › ра-
ботников, хозяйственников, ученых сотруд-
ничали в «Правде», были ее первыми  раб-
корами и распространителями.

` Силу «Правды», источник ее влияния
и успеха Ленин и Сталин видели в тесной,
  органической связи газеты с массами. Вот

почему правдист был всегда символом,

олицетворением массовика, пламенного аги-

татора и организатора масс. & сожалению.

многие ‘партийные руководители стали за
последние годы по-иному смотреть на пе-

роли и значении этого
пропаганды, агитации и организации масс
нашло свое практическое преломление в
содержании «Правды», приемах и методах
ее литературной и массовой работы. Эти
славные, сложившиеся в течение истекше-
го двадцатипятилетия большевистекие тра
диции нашей печати нужно перелать каж-
дому большевику— партийному и непартий-

чать. Они начали сползать с большевист-
ских позиций в этом вопросе. Партийные
организации могут и должны учиться тому,
как повседневно’ руководить и отвечать 3a
газету, у Центрального Комитета партии и
товарища Сталина.

Учение Ленина и Сталина о печати, a
могучего орудия

ному, и, конечно; прежде всего советским
журналистам. История «Правды» есть
‘неот’емлемая, неразрывная часть истории

нашей. партии. Ибо в центре борьбы «за

партийность, за создание массовой рабочей

партии стояла «Правда» (Сталин). Рожден-
ная на волне революционного под‘’ема в

1912 году, «Правда» сыграла виднейшую
роль в борьбе за сплочение сил большевиз-
ма и рабочего класса, за победу. диктатуры
пролетариата и торжество. социализма.

В последнем номере журнала «Больше-
BHE» опубликовано письмо товарища
Сталина составителям учебника истории
ВЕП(б). Этот исключительный по своему
значению документ поможет всей партии,
всем трудящимся организовать подлинно-
научное изучение истории нашей партии.

Задача всей печати — дать на основе
сталинских указаний правильное напра-
вление работе пропагандистской сети, по1-
вергнуть глубокой, серьезной критике исто-
риков, чьи работы страдают недостатками,
отмеченными в письме товарища Сталина.
Сами работники прессы обязаны в совер-
шенстве усвоить историю нашей партии.

Крупнейший недостаток большинства со-
ветских журналистов — недостаточно ши-
рокий политический и культурный кру-
Гозор, что сказывается (и довольно ощу-
тительно!) на наших. газетах. Это нетер-
пимо! Особенно нетерпимо сейчас, когда
в жизни страны происходит политиче-
ский поворот и невиданными темпами ра-
стет хозяйственная и политическая актив-
ноеть трудящихся. Нетерпямо и потому,
что слабой политической квалификацией
многих работников печати пользуются вра-
ги народа, вредители, японо-германские
троцкистские агенты, прибегающие к дья-
вольским ухишрениям, чтобы нанести
ущерб нашей родине, ее хозяйственной и
оборонной мощи.

Есть лишь один единственный Путь
ликвидации отставания нашей печати. Он
указан в решениях Пленума ЦЕ ВКП(б),
в докладе и заключительном слове товарища
Сталина. Этот’ путь — овладение  боль-
шевизмом. Здесь ключ к решению девяти
лесятых всех задач, которые стоят перед
нашей печатью!

Печать СССР выросла в гигантскую си-
лу. Свыше 9.000 газет излается в нашей
стране. Сталинская Конституция, гаранти-

рующая подлинную свободу печати для
всех трулящихся, обеспечивает материаль-
но-техническую базу для каждого пе-
чатного органа. Дело, стало быть, за совет-
скими журналистами. Они должны, следуя
славным традициям «Правды»,  создан-
ной Лениным и Сталиным, делать каждый
номер газеты острым, идейно-насыщенным
по содержанию. лоходчивым, увлекатель-
ным по. форме.

«ЦК ВКП(б) уверен, что «Правда» будет
и впредь высоко нести знамя Маркса—
Энгельса— Ленина, сплачивая миллионным
массы партийных и непартийных больше-
виков, помогая им и всем трудящимся на-
шей родины овладевать большевизмом, веля
их по пути решительной борьбы с врагами
народа.—за победу коммунизма».

Эти приветственные слова Центрального
Комитета нашей партии вселяют новые
силы в сердца всех работников печати,
BYOXHOBISIOT их на новые великолепные
дела. ати ‘слова, как путеволная звезла,
будут ярко гореть на нашем победоносном
пути. Все свои силы, всю свою энергию,
рее свои таланты отдаст многочисленная
армия работников советской прессы, мил-
лионы рабкоров и селькоров на осуще-
ствление задач, поставленных партией и
правительством.

Под непобедимым знаменем партии
Ленина— Сталина, под руководством Цен-
трального Комитета ВКП(б) и товарища
Сталина— вперед, к новым победам комму-
низма!

ленинско-сталинской «Право»

’

Товарищи Ленин, Сталин и Молотов в редакции «Правды». (Лето. 1917 г.).

К АЩАТИТИИЕТИЮ   Тест

«ПРАВДЫ»

Появление «Правды» в 1912 году,
появление прорвавшей царскую ле-
гальность первой открытой массо-
вой большевистской газеты, зна-
меновало начало нового револю-
ционного под’ема в России, что
этот под’ем идет под гегемонией
большевизма, что в рабочем клас-
се нашей страны поднимаются те
силы, ‘которым было суждено
не только сбросить царизм, но н
совершить первую социалистиче-
скую революцию, международное
значение которой растет на наших
глазах. Теперь это каждому видно.

За четверть века своей истории
«Правда», вместе с большевистской
партией, как ее верный и славный
знаменосец, испытала многочислен-
ные репрессии старого режима, не
малое число измен и предательств
со стороны временных попутчиков
партии,
и злобу всех и всяких врагов осво-
бождения рабочего класса. Вместе
с тем с именем «Правды» за эти
двадцать пять‘ лет связаны все
успехи нашей борьбы, победа
Октября, торжество социализма в
стране советов.

Теперь наш путь расчищен. Си-
лам народов Советского Союза да-
ны все возможности свободного
роста и расцвета, которого не
удастся остановить нашим врагам

‘из лагеря капитализма, фашизма.

Надо только помнить о наших обя-
занностях: честно трудиться и не-
устанно учиться тому, в чем мы
еще слабы, не успокаиваться на
успехах и не забывать ‘о враге и
его злых подвохах нашему делу,
быть готовым к боям и держать
порох сухим.

Тогда, и только тогда, мы будем
настоящими «правдистами».-

беспредельную ненависть.

Рисунок художника П. Васильева.

убликованная статья В. И. Ленина

«Рабочая Газета» — популярный орган нашей партии, издававшийся в Париже с 12 ноября

1910 г. по 12 августа. 1912. г. (всего вышло 9 номеров).

«Рабочая Газета» основана и редактиро-

валась Лениным. Написанный Владимиром Ильичем в октябре 1910 г. проект «Об’явления об
издании «Рабочей Газеты» не был им дан в печать, и печатается здесь впервые.

Тяжелый кризис рабочего движения и со-
пиал-демократической партии в России все
‘еще продолжается. Распад партийных ор-
танизаций, почти повальнее бегство из них
интеллигенции, разброд`и шатания среди
‘оставшихся верными  социал-демократии,
уныние и апатия среди довольно широких
слоев передового пролетариата, неуверен-
ность в том, где путь выхода из этого по-
ложения, — таковы те черты, которыми
отличается современное положение. Не. ма-
ле находится малодушных и маловеров сре-
пи социал-демократов, которые готовы от-
чаяться в. возможности разобраться в царя:
щей путанице, отчаяться в задаче восета-
новления и укрепления партии, Р.С.Д.Р.П.
с ве революционными задачами и традиция-
ми, готовы махнуть рукой и замкнуться в
личную жизнь или в узкие, мелкие круж-
ки, занятые одной. «культурной» работой
ит. п.

Кризис продолжается, но его конец уже’

ясно виден теперь, дорога к выходу вполне
намечена и испробована партией, разброд и
шатания отлились уже в довольно опреде
ленные и весьма определенным образом оце-
ненные партией течения, направления,
фракции, — а определенность антипартий-
ных течений, ясная оценка их есть уже
половина избавления от разброда и ша
таний.

Чтобы не поддаваться отчаянию и разо-
чарованию, необходимо только понять всю
глубину источников кризиса. Через этот
кризис нельзя перескочить, ero нельзя
обойти, его можно только изжить в упор-
ной борьбе, ибо это кризис не случайный,
& порожденный особым этапом и экономи-
чесного и политического развития России.
Самодержавие царит, как и прежде. Еще
грубее насилия. Еще сильней бесправие.
Еще наглее экономический гнет. Но само-
пержавие не может уже держаться тольно
старыми средствами. Оно вынуждено де
лать новую попытку, попытку  открытото
союза с черносотенными помещиками-кре-
постниками, с октябристскими - капитали-
стами, союза в Думе-и через Думу. Всем,
кто не потерял способности лумать, очевил-
на безналежноеть этой попытки, очевидно
нарастание нового революционного кризиса
Но. этот революционный кризис подготов-
ляется в новой обстановке, при неизмери-
мо большей сознательности, сплоченности,
организованности классов и партий, которых
ло революции 1905 г. не было. Русский ли-
берализм из добродушной, мечтательной.
рыхлой и сырой оппозиции благих пожела-
ний превратился в крепкую, парламентски
вышколенную партию интеллигентных бур-
жуа, которые являются сознательными вра-
гами социалистического пролетариата и ре-

Институт Маркса—Энгельса—Ленина при ЦК ВКП(б).

Объявление об издании Рабочей Газеты.

[OxnTraGpE. 1910 r.]

волюционной расправы крестьянских масс
с гг. крепостниками. Илянчить уступок.
‘У монархии, грозить ей революциею (нена-
вистной и страшней для самого либерала),
вечно ‘изменять освободительной борьбе н
перебегать на сторону врага — такова не-
избежная, в силу классовой природы неиз-
бежная, участь либеральной, конетитуци-
онно-лемократической, партии. Русское
крестьянство доказало свою способность к
массовой революционной борьбе, если она
начата пролетариатом, и свое свойство бес-
конечно колебаться межлу либерализмом и
социалдемократией. Русский рабочий класс
доказал, что он единетвенный до конца
революционный класс, единственный руко-
водитель в борьбе за (буржуазную даже)
свободу. И теперь великая задача продол-
жения борьбы за свободу может быть ре:
шена и будет решена только революпион-
ной борьбой пролетариата, увлекающего за
собой массы трудящихся и эксплуатируе-
мых. Действуя в новой обстановке, среде
более сознательных и более сплоченных
врагов, рабочий класс должен перестроить
и свою партию, Р.С.Д.Р.П. На место руко-
водителя-интеллигента он выдвигает руко-
водителей из рабочей среды. Растет новый
тип с. д. рабочего партийца, самостоятель-
но ведущего все лела партии и способного
сплотить, объединить, организовать вдеся-
теро и во сто раз большие, по сравнению
с прежним, пролетарские массы.

К этому новому рабочему и обращаемся
мы в первую голову с нашей Рабочей Га-
зетой. Этот рабочий вырос из того возра-
ста, когда ему могло нравиться, чтобы с
ним говорили сюсюкая, чтобы его кормили
молочной кашицей. Ему нужно знать вее
0 политических задачах партии, о ее стро-
ительстве, о внутрипартийной борьбе. Ему
не страшна неприкрашенная правда о пар-
тии, укреплением, восстановлением и пе-
рестройкой которой он занят. Ему не по-
могают, а приносят вред те общереволю-
нионные фразы, те слащаво-примиренче-
ские возгласы, которые он находит в сбор-
никах «Вперед» или в газете Троцкого
«Правде», не находя ни там, ни здесь яс-
ного, точного, прямого изложения партий-
ной линии и ‘партийного положения.

Это партийное положение очень труд-
ное, но главная трудность состоит не в
том, что партия страшно ослаблена и ор-
ганизации зачастую совсем разбиты, и не
в том, что обострена внутрипартийная
борьба фракций, а в том, что передовой
слой социалдемократических рабочих недо-
статочно ясно сознал сущность и значение
этой борьбы, недостаточно сплотилея для
успешного ведения ее, недостаточно само-
стоятельно и недостаточно энергично вме-

*

шалея в нее для создания, поддержки, *

укрепления того партийного ядра, которое
‘выводит Р.С.Д.Р.П. из разброда, развала и
шатаний на твердую дорогу.

Эта дорога намечена вполне решениями
декабрьской 1908 тода Sep vee ne
витыми в решениях пленума Ц.К. 1910
года. Это ядро состойт из того союза орто-
цоксальных большевиков (противников от-
зовизма и буржуазной философии) и пар-
тийных меньшевиков (противников ЛИкВИ-
даторства), который сейчас ведет, на деле,

а не в силу формальных только отноше-.

ний, ведет главную работу в Р.С.Д.Р.П.

Рабочим говорят, что этот союз только
усиливает и обостряет фракционную борь-
бу, борьбу с ликвидаторами и отзовистами
«вместо» того, чтобы бороться с ликвида-
торством и отзовизмом. Это — пустая фра-
за, это одно сюсюканье; предполагающее в
рабочем не взрослого человека, а ребенка.
Неприятна та правда, что при слабости
партии, при разбитости` организаций, при
неизбежности заграничной базы всякое те-
чение легко составляет фактически совер-
шенно независимую и. самостоятельную от
партии заграничную фракцию, но эту
правду смешно (или преступно) скрывать
от. с.-д. рабочего, который должен пере-
строить свою партию на основе определен-
ной, точной, ясной партийной линии. Са-
мые нежелательные фориы фракционной
борьбы господствуют y Hac сейчас, это
несомненно, но именно для того, чтобы пе-
ределать формы этой борьбы, необходимо
передовым рабочим не морщить презри-
тельно нос, не отмахиваться фразой от
неприятной (для диллетанта, для гостя в
партии) задачи  перелелки неприятных
форм неприятной борьбы, а понять суш-
ность и значение этой борьбы и поставить
работу на местах так, чтобы по каждому
вопросу ‘социалистической пропаганды, по-
литической агитации, профеесионального
движения, кооперативной работы и т. д.
и т. п. определять ту грань, за которой
начинается уклонение от социалдемократии
в либеральное ликвидаторство или полу-
знархический  отзовизм, ультиматизм и
т. п., вести партийное дело в правильной
линии, определяемой этими гранями. 0д-
ной из главных задач Рабочей Газеты ста-
вим мы — помочь рабочим в определении
этих граней по каждому из важнейших
конкретных вопросов современной русской
действительности.

Рабочим говорят: именно объединитель-
ная попытка пленума (полного собрания)
Ц. В. в январе 1910 г. доказала бесплол-
ность и безъисходность внутрипартийной

Окончание см. на 2-Й стр.

ee