\

$ НАЯ

1837 r., Ne 122 (7038)

ee

РОЖДЕНИЕ
ГАЗЕТЫ

Как возникло самое название
«Правда»?

Мы стремились получить для ежеднев-
ной большевистской газеты  однословное
наззание. Woman в инспектору типогра-
(ua, который выдавал разрешения на на-
звание газеты. @н заявил, что вее назва-
пня заняты. Н. Полетаев, просматривая
списки разрешенных газет, натолкнулея на
«Правду» — газету религиозно-нравствен-
ного склала, разрешенную к изланию одно-
MY синодскому чиновнику. «С’ездите к
нему и переговорнте», — посоветовал ин-
спевтор типографии. Приехали к этому чи-
новнику, и он за небольшую мзду дал со-
тласие, уступил название газеты. Кажет-
ся, мы ему дали 25 рублей. Таким мане-
рэм получили название «Правда». i

Когда разрешение было получено, об’-
явали о дне выхода газеты. Меньшевики
вепололтились, сезвали в Петербурге co-
брание, были там и большевики Кали-
HEH, я и многие хругие. Пытаясь сорвать
выход «Правлы», меньшевики предложи-
ян организовать кооперативное издатель-
ство. На собрании это встретило массу воз-
ражений. Ни 9 какой кооперации © мень-
шевиками не могло быть и речи. Собра-
ния пронсходили также по районам. Во
франко-русском подрайоне был брошен де-
иагогический лозунг о том, что рабочая
тазета должна изхазатьея рабочими. На бо-
лее тесном собрания я сказал меньшеви-
кам: для чего вы играете в прятки? У нас
с вами партийная война. Все время шли
споры — за кем массы? По «Звезде» уже
было видно, что массы идут за больнтеви-
ками. А с выходом «Правды» все стало
еще более ясным: подавляющее большин=
ство рабочих поддерживало нас.

Руковолящее участие в деле основания
«Правды» и HOATOTOBEH первого номера
принимал Сталин. В первых числах апре-
ля Сталин находился в Нетербурге
у Полетаевых. Шо поводу ленских со-
бытий им была написана статья. Мне
помнится, Сталин был арестован перед
выходом «Правды», но он все же успел
принять непосредственное участие в BH-
нуске тазеты. Сталин прожил у Поле-
таева несколько дней. Ему нужно. было
зачем-то выйти на улицу, но как только
оя вышел за ворота, его арестовали.

При-выпуске газеты из типографии не-
СкОЛЬЕО экземпляров полагалось обязатель-
но снести в цензурный комитет для про-
смотра. Но в то время как шли в
цензурный комитет за разрешением на
РыпУСк, мы трузили на извозчиков кипы.
газет. Пока цензура просматривала первый
номер, мы успевали увозить газеты на за-
вохы:

Однажлы пришел околоточный надзира-
тель конфисковать выпуск, но ни одного
номера уже не было. «Вы хоть нам не-
сколько номеров оставляйте для конфиска-.
ЦИИ»; = сказал околоточный.

Раз как-то пристав вышел из типогра-
фии п садится в извозчичью коляску. Из-
возчик говорит: <Я занят». Иристав ула-
рил его по уху, извозчик ему — в ответ,
и так оба попали в полицейский участок.
Оказалось, что извозчик был полицейским
питиком,  приставленным следить за

«Правлой».
В. ШЕЛГУНОВ.

газеты

Н. Г. Полетаев — официальный изда-
тель «Правды» в 1912 г.

Ф. Раскольников

NPE MSEC TH

Главным руководителем старой «Правды»
был Владимир Ильич Ленин. Чтобы теснее
связаться с газетой и скорее откликаться
на зл0бу лня, он летом 1913 тола нпере-
ехал из Парижа в галипийскую деревню
Поронино, почти на русской гранипе.

Глубоко насыщенные содержанием его
статьн создавали политическое лицо га-
зеты. ;

А на месте, в России, организатором
«Правхы», разработавшам политическую
платформу газеты и составившим план ее
первого номера, был Иосиф Виссарионович
Сталин. После очередного побега из ссыл-
ки, он короткое время жил нелегально в
Питере.

В статьях «Новая полоса», «Они хоро-
шо работают», «Тронулась!..» и «Выводы»,
напечатанных в «Звезхе», товарищ Сталин
раскрыл политический смысл и значение
нового похема рабочего движения. Нро-
холжая теоретическую работу, Маркса и
Ленина, он в «Просвещении» разрабаты-
вал национальный вопрос, приводя в бур-
ное восхищение Владимира Ильича и всю
партию.

Сперва у нас не было широко организо-
ванной связи с рабочими массами, и кор-
респонденции носили случайный характер.
Если ‘на фабрике возникал скандал, ‘TO
всегда находился энергичный товарищ,
который тотчас ‘садился за стол и писал
корреспонденцию в газету.

Первоначально рабочая хроника зани-
мала половину четвертой страницы; но по
мере расширения сети’ рабочих корреспон-
дентов, когда с заволов и фабрик Питера,
Москвы, Харькова, Иваново-Вознесенска и
других пролетарских центров протянулись
нити в редакции «Правды», завоевавшей

Se ee a eee

PASE TE ea ee ek ee ne

Как делался

К ДЕСЯТИЛЕТИЮ «ПРАВДЫ».

(BOCOCIIOMHHAHH SI.

1. ЛЕНСКИЕ ДНИ.

Тенские дни явились результатом Столышниского режима «успокоения».
Молодые члены партии, конечно, не испытали п не помнят прелестей’ этого
режима. Что касается стариков, то им, должно быть, памятны проклятой памяти
карательные экспедиции, разбойничьи набеги на рабочие организации. массовая
порка крестьян и, как прикрытие всего этого, — черноеотенно-кадетская дума.
Скованность общественной мысли, общая усталость и апатия, нужда и отчаяние
среди: рабочих, забитость п запутанность крестьян при общем разгуле полицей-
ско-полещичье-ваниталистической своры -— таковы характерные черты Столы-
пинского «успокоения». ,

Поверхноетному наблюдателю могло ноказаться, что эпоха революций канула
в вечность, что наступил период «конституционного развития» России на манер
„Пруссии. Тиквидаторы кричали об этом открыто, проповедуя необходимость орга-
низации Столыпинской легальной рабочей партни. А некоторые старые «больше-
вНЕН», сочувствуя в душе такой проповеди, заблаговременно покидали ряды на-
шей партии. Торжество кнута и темноты было полное. «Мерзость запустения»—
так характеризовалась тогда политическая жизнь Россни.

Ченские дни ворвались в эту «мерзость запустения» ураганом и открыли
для всех новую картину. Оказалось, что Стелыпинский режим не’так уж прочен.
Дума вызывает в массах презрение, а рабочий класс наконил в себе достаточно
энергии для того, чтобы ринуться в бой за новую революцию. Достаточно было
‘расстрела рабочих в далекой сибирской глуши (Бодайбо), чтобы Роесия покрылась
забастовками, а, питерский пролетариат, выйдя: на улицу, одним взмахом смел
с пути хвастливого министра Макарова с его наглым лозунгом «так было, так
будет». Это были первые ласточки начинающегося мощного движения. «Звезда»
была тогда права, восклицая: «мысживы, кипит нанга алая кровь огнем неистра-
ченных сил»... Под’ем нового революционного движения был налицо. —

В волнах этого движения и родилась массовая рабочая газета «Правда».

2. ОСНОВАНИЕ «ПРАВДЫ».

Это было в середине апреля 1912 г., вечером, на квартире у тов. Полетаева,
где двое депутатов Думы (Покровский и Полетаев), двое литераторов (Ольмин-
ский и Батурин) и я, член ЦВ (я как нелегел., сидел в «бесте» у «неприкосно-
венного» Полетаева), сговорились о платформе «Правды» и составили первый
номер газеты. Не помню, присутствовали ли на этом совещании ближайшие
сотрудники «Правды» — Демьян Бедный и Данилов?

Технические и материальные предпосылки газеты были уже даны, благо-
даря агитации «Звезды», сочуветвию широких масс рабочих и массовым добро-
вольным сборам денег для «Правды» на заводах и фабриках. «Нравда» была
поистине результатом. усилий рабочего класса России и прежде всего Питера.
Без этих усилий она не могла бы существовать.

Физпономия «Правды» была ясна: «Правла» была призвана популяризовать
в массах платформу «Звезды». «Кто читает «Звезду», —писала «Правда» в пер-
вом номере, — и знает ее сотрудников, являющихся также сотрудниками «Прав-
ды», тому нетрудно понять, в каком направленли будет работать «Правда».
Разница между «Звездой» и «Правдой» состояла лишь в том, что аудиторией
«Правды», в отличие от «Звезды», служили не передовые рабочие, а широкие
массы рабочего класса. «Правда» должна была помочь передовым рабочим спло-

отсталые, широкие слои русекого рабочего класса. Именно поэтому ставила

‚ тогда «Правда» одной из своих задач выработку литераторов из среды самих

рабочих и вовлечение их в дело руководства газетой.

«Мы бы желали, — писала «Правла» в первом же номере, — чтобы рабочие
не ограничивались одним сочувствием, а принимали активное участие в деле
ведения нашей газеты. Пусть не говорят рабочие, что писательство для них
«непривычная» работа: рабочие литераторы не падают готовыми с неба, они
вырабатываются лишь исподволь, в холе литературной работы. Нужно только
смелее взяться за дело: раз — два споткнешься, а там и научишься писать»...

3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ПРАВДЫ».

«Правда» появилась на свет в такой период развития нашей партии, когда
подполье находилось целиком в руках большевиков (меньшевики бежали оттуда),
а легальные формы организации — лумская фракция, печать, больничные кассы,
кассы страхования, профессиональные об`единения — не были еше вполне отвое-
ваны у меньшевиков. Это был период решительной борьбы большевиков за изгна-
ние ликвидаторов (меньшевики) из легальных форм организации рабочего класса.
Лозунг «енятня с постов» меньшевиков был тогда популярнейнтим лозунгом рабо-
чего движения. Страницы «Правды» пестрели сообщениями 0б изгнании из стра-
ховых организаций, больничных касе и профессиональных 0б’единений засев-
ших было там одно время ликвилаторов. Bee шесть депутатских мест рабочей
курии были отвоеваны у меньшевиков. В таком же или почти в таком же безна-
дежном состоянии находилась меньшевистская пресса. Это была поистине герои-
ческая борьба большевистеки настроенных рабочих за партию, ибо агенты ца-
ризма не дремали, преследуя и изничтожая большевиков, а без легальных при-
Брытий партия, загнанная в подислье, не была в состоянии развиваться дальше.
Более того, — без завоевания легальных организаций партия не смогла бы при
тогдашних политических условиях протянуть щупальцы к широким массам
и сплотить последних вокруг своего знамени, она оторвалась бы от масс и превра-
тилась бы в замкнутый, варящийся в своем собственном соку, кружок.

В центре этой борьбы за партийность, за создание массовой рабочей партии
стояла «Правда». Она была не просто газетой, подводящей итог успехам боль-
шевиков в деле завоевания легальных рабочих организаций, — она была вместе
с тем организующим центром, сплачивающим эти организации вокруг подноль-
ных очагов партии и направляющим рабочее движение к одной определенной.
цели. Тов. Ленин писал еще в «Что делать?» (1902 г.), что хоропю поста-
вленная общерусская боевая газета должна быть не только коллективным агита-
тором, но и коллективным организатором. Именно в такую газету превратилась
«Правда» в период борьбы с ликвидаторами за сохранение подполья и завоевание
легальных рабочих организаций. Если верно то положение, что без победы над
ликвилаторами не было бы у нас той партии, сильной своей сплоченностью и
непобедимой своей преданностью пролетариату, которая организовала Октябрь
1917 года— то столь же верно и то, что упорная и самоотверженная работа
старой «Правды» в значительной мере подготовила и ускорила эту победу над
ликвидаторамг. В этом смысле старая «Правда» была несомненно предвестницей
будущих славных побед русского пролетариата.

тить вокруг партийного знамени проснувшиеся к новой борьбе, но политически

_ И. Сталин.

«Правда» № 98, 5 мая 1922. г.

ЛОКУМЕНТ
ПРОПТЛОГО .
Свидетельство № 3393

Выдано от с.-петербургского градоначаль-
ника, на основании п. 17 прилож. к ст. 114
уст. в ценз. и печ. (по продолж. 1906 г.)
на выпуск в свет в г. С.-Петербурге га-
зеты «Правда», по следующей програм-
ме: 1) статьи по вопросам внутренней и
иностранной жизни и политики, 2)  кор-
респонденции из России и заграницы,
3) телеграфные и телефонные сообщения,
4) беллетристика и стихотворения, 5) фель-
етоны и библиография, 6) научные статьи
по всем отраслям знания, 7) отчеты о за-
седании Государственных Думы и Совета,
8) земство и городское самоуправление,
9) экономические вопросы и торгово-про-
мышленная жизнь, 10) хроника, 11) те-
атр и музыка, 12) художественный отдел,
13) смесь, 14) спорт, 15) справочный от-

дел, 16) сатира и юмор, 17) иллюстрации,

портреты, рисунки и карикатуры, 18} 06°-
явления.

Срок выхода в свет: от одного до семи
раз в неделю.

Подписная цена: на 1 г.— 4 р. 50 к., на
6 м-— 2 р. 25 к., на 3 м-— Тр. 15 к., на
1 у 40 к.

Издатель Николай Гурьевич Полетаев.

Местожительство: 8 Рождественская ул.,
д. № 41.

Ответственный редактор Михаил Егоро-
вич Егоров.

Местожительство: Измайловский полк,
7 рота, д. № 3-5.
. С.-Петербург, апреля 10 дня 1912 г.

За градоначальника помощник его,
камергер высочайшего двора Лысогорский.

ВЕЛИЩИХ ПОБЕД

симпатии масс, рабочая хроника постепен-
но захватила всю четвертую страницу, а
затем завоевала и третБю.

Могучий  подем рабочего движения
в эпоху «Звезды» и «Правды» сопровож-
дался огромным количеством забаетовок.
В эти дни влияние «Правлы» вырастало в
гигантскую силу. Тогда партийная газета
большевиков об’единяла и формулировала
требования и лозунги” масс, добивалась
перерастания экономической стачки в по-
литическое движение, организовала басту-
ющих и вела их от победы к победе.

Ве время стачек «Правда» стала печа-
тать черные списки штрейкбрехеров. Это
имело громадное м0-
рально - воспитатель-
ное значение.

редактировании

хроники = стачечного
движения  Еремееву
помогал молодой то-
варищ Георгий Шит-
ловекий. Над его сто-
лом торчал  вбитый
в стену огромный
гвоздь, который мы
называли «гвозлем
штрейкбрехеров»” на
него Шидловский ве-
шал письменные по-
каяния штрейкбрехе:
ров, которые букваль-
но осаждали Георгия,
умоляя его в ближай-
шем номере налеча-
тать их заявления.

— Товарищ Шид-
ловский, — говорили
они, заглядывая ему

ЧЕТЫРЕ СТРАНИЦЫ

Четыре газетных страницы. В каждой
странице пять колонок. Необычная лля
тех дней простая, суровая газета, каждая
строка которой дышит мужественной р6-
волюционной правдой. . Е

«Правда». Ежедневная рабочая газета,

Воскресенье, 22 апреля 1942 г. Цена

2 коп».

Все звучит легально, обычно.

И тут же внизу короткое, взятое в рам-
ку сообщение:

«По независящим от издателя обстоя-
тельствам  об’явленная продажа № 1
«Правды» по повышенной цене в пользу
семей убитых пенских рабочих не мо-
жет состояться».

Итак, все понятно: царские жандармы,
стрелявшие в ленских шахтеров, наложили
тяжелую лапу на «Правду», солидаризиро-
вавшуюся со своими братьями тю’ классу.

‚Короткая передовая. Называется — «От
редакции».

«Нужно ли доказывать, что русскому
рабочему необходима своя политическая
газета? °

..Рабочему классу нужно знать прав-
ду! Рабочая газета «Правда» должна
отвечать своему названию; этим она вы-
полнит своз назначение».

Й с первого же дня своего  выхола
«Правда» призывает рабочих не’ только
сочувствовать газете, а активно делать ее.

«Пусть не говорят рзбочие, что писа-
тельство для них «непривычная» рабо-
та: рабочие ‘литераторы не падают гото-
выми с неба, они вырабатываются лишь
исподволь, в ходе литературной работы.
Нужно только смелее взяться за дело:
раз—два споткнешься, а там и на-
учишься писать...

We es ee ee ee

в глаза, — разрешите смыть пятно позора.
Бель товарищи прохода не дают!

— Подождите, — хладнокровно отвечал
Шидловский. — Ваша очередь еще не
пришла. Видите, сколько штрейкбрехеров
висит на гвозде. Мы не можем составить
завтрашний номер только из одних ваших
покаяний.

Крупную роль играл в «Правде» Вяче-
слав Михайлович Молотов. Облалая широ-
ким кругозором и политическим темпера-
ментом революционного бойца, он с порази-
тельной быстротой откликался на всякую
злобу дня. Если в утренних газетах с00б-
щалось о каком-нибудь крупном событии,
то после. полудня Вячеслав Михайлович
приносил в редакцию написанную на уз-
ких полосках бумаги статью, заметку или
фельетон для подвала.

Кроме газет, он читал журналы и книги,
слелил за литературой по рабочему вопросу

ВЕСА

Итак, дружнее за работу!»

Рабочее движение перешло грань. На-
чался под’ем. Растут силы и вера’ рабочего
класса в свою конечную победу.

Статья 6 Государственном совете, ‘кото-
рый обсуждал законопроекты 0 страхова-
ний рабочих. Выступали царские министры,
представители фабрикантов и заводчиков.
Конечно, никто мнения рабочих по этому
вопросу не спрашивал.

С гневом обрушивается «Правда»
буржуазных и помещичьих политиков.

«Где свобода стачек и профессиональ-
ных организаций? Где страхование ра-
бочих от инвалидности и старости? Где
защита детского и женского труда? Где
сокращение рабочего времени для взрос-
лых?

Вместо всего этого рабочих сотнями са-
жают в тюрьмы, подвергают ссылке и
даже расстреливают за участие в «не-
наказуемых» экономических  стачках.
`Свобода профессиональных организаций
зачахла под замком у охранного отде-
ления»,

Снова и снова возвращается «Правда» к
ленским событиям, будит сознание рабо-
чих, призывает их к классовой  солидар-
ности. Факт за фактом собирает «Правда»,
показывая тяжелую рабочую жизнь.

Четвертая страница заканчивается за-
меткой о том, что в фонд «Правды» посту-
пило 19 апреля от рабочих 92 р. 57 Е.

на

И ниже: «18 апреля пост. в пользу се-

мей, пострадавших от лен. расстрелов эт
двух рабочих, — 1 р. 60 к.».

Так — от первой до последней страни-
цы-—«Правда» жила делом рабочего класса.

и революционному движению и’нередко да-
вал «Правде» подробный критический раз-
бор какой-нибудь книжной новинки. Иногда
тут же в редакции, вооружившись ножни-
цами и клеем, он за общим рабочим сто-
лом составлял для очередного номера
«Правды» обзор печати.

После выборов в Г” Государственную
думу, с осени 1912 года вплотную подошла,

к «Правде» пятерка депутатов-большеви-
ков: Петровский, Муранов, Бадаев, Самой-
лов и Шагов.

Особенно часто посещал редакцию Гри-
горий Иванович Петровский, печатавший
в газете свои статьи.

_ «Правда» воспитала целое поколение
партийных литераторов и видных совет-
ских работников. Молодое поколение боль-
шевиков, выросшее около «Правды», с0-
ставило актив постоянных сотрудников
газеты, куда входили Конкордия Нико-
лаевна Самойлова, ее муж А. Юрьев, Демьян

Первый номер «Правды» 22 апреля (5 мая) 1912 года. /

fe Se ee

РАБОЧЕЕ
ЛВИЖЕНИЕ

К ленским событиям

— Забастовки рабочих в связи с проте-
стом по поводу ленеких событий продол-
жаются:

—- На механическом заводе Рейхеля;
придворная фабрика экипажей — 350 че-
ловек; экинажная фабрика Крюммеля, бу-
матопрядильня Гергарди; обойная фабрика
Плотнова; фабрика Гека, фабрика Паля и
мн. других»

— 20 апреля об’явили однодневную за-
бастовку рабочие Сормовских заводов в
Нижнем-Новгороде.

— В Луганске рабочие заводов Гартма-
на и патронного завода в количестве 1.500
человек бастовали один день.

— В Москве 20 апреля рабочие завода
«Свет» ушли из завода с пением «вечной
памяти». Не работали в этот день около
300 человек. На Коломенском заводе рабо-
ты 21 анреля возобновились.

— Из Баку телеграфируют, что рабочие
промыслового района, постановили отчислить
однодневный заработок в пользу семейств
рабочих, убитых на ленских приисках.

0 апреля, с обеда, по поводу про-
теста против Ленских событий, бастовали
рабочие фабрики жестяных изделий Кока
Бермана. Всего не работало 13 человек.
Ижорский завод посада Иолпино.
19 апреля с утра рабочие, в виде протеста
против Ленских событий, прекратили рабо-
ты и в количестве свыше 3.000 человек с
пением «вечной памяти» вышли на ули-
цу. Конные стражники пустили в ход на-
гайки и рабочие были рассеяны.

Из 1-го № «Правды».

Se SS aa Se ae

Бедный, Максимилиан Савельев, Андрей
Бубнов, Иван Акулов, Леонид Старк, Вла-
химир Васильевский и другие.

Беллетристический отдел «Правды» воз-
тлавлялея великим пролетарским писателем
Максимом Горьким.

Еще до появления «Правды» ликвида-
торы открыли неистовую кампанию против
гэзеты большевиков. Когда рабочие стали
собирать деньги на ежелневную рабочую
газету, то ликвидаторы, пытаясь не допу-
стить ее возникновения,
предложили слияние

большевистской

«Звезды» с худосочным «Живым делом»

пля достижения пресловутого «единства»,
под контролем беспартийных рабочих и,
разумеется, под руковедством меньшеви-
ков. Они заготовили штампованную резолю-
цию и разослали ее по заводам, приглашая
рабочих подписываться под ней.

Хитрая механика ликвидаторов состояла
в том, чтобы раство-
рить партию в беспар-
тийном рабочем с`езде,
& партийную тазету
большевиков отдать
под контроль беспар-
тийных рабочих, ко-
торыми руководили
бы меньшевики. Ано-
нимная «группа ра-
бочих инициаторов»,
о которой  упоми-
нается в резолюции,
на леле представляла
собой шестерых лик-.
видаторов.

За неделю до выхо-
да. «Правды», 28 ап-.
реля 1912 г., эта
группа созвала ле-
гальное собрание на
Гребецкой улице, что-
бы  сорваль выход
«Правды». Но интри-
ги и козни диБвида-

демагогически .

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ
ДЕНЬ

22 апреля (по старому стилю) 1912 го-
да вышел первый номер «Правды». Уже
с утра 21 апреля у нас в типографии на-
блмюдалось приноднятое, как бы празлиич-
вое настроение. Выйдет газета! Устана-
вливались кассы для набора, отвели место
для верстки номера. В это время был m0-
лучен пе.зый оригинал рукописи, при-
‚сланный из релакции. Вогда материал был
передан наборшикам, они c возгласами
«ура» принялись набирать его. Вечером
в редакцию «Правды» пришли и  редак-
ционные работники, среди них — Молотов,
Полетаев, Еремеев. Стали собираться рабо-
чие-корреспонленты и представители от
рабочих. организаций. Когда первые
экземпляры газеты вышли из-под  ма-
шины, на улиме и во дворе можно было
увидеть подозрительных людей: то были
сышики п шпики охранви.

Шаг за шагом завоевывала газета сим-
патии рабочих. Нехватало тиража. Был
недостаток в бумаге. Мало было типограф-
ских машин. Притесняла полиция, цен-
зура. Прежде чем выпустить газету в про-
лажу, цензурный комитет проверял но-
мер. Мы обязаны были доставлять ему га-
зету.

Был у нас для этой цели 65-летний
сторож Матвей, который в этом деле играх
очень большую роль. Как только отпе-
чзтают первый номер, Матвея посылают
с номером в цензурный комитет, который

находился в 14 километра от типографии...

Но Матвей шел очень медленно, и пока
цензура получала номер, мы выигрывали
время, газета уже гуляла по городу.

Однажды, когда все отпечатанные номе-
ра «Правды» лежали у машины, запако=
Банные в пачки, нагрянула полиция. Ири=
став Литвинов вошел в типографию, около
дверей расставил городовых. Опи увидели
газеты и обрадовались. Газет лежало 25—
30 тысяч экземпляров. Вынести их нам
никак нельзя было. Вогда Литвинов ушел
в экспедицию, я, стоя у машины, сделал
знак лифтеру Конюшкову,, чтоб выносили
газеты. В один момент от них неё осталось
и следа. Интересно было смотреть на горо=
довых, они думали, что это было распоря-
жение пристава и свободно пропустили
рабочих с пачками газет. Последние две
пачки схватил сторож Андрей. Пристав
отлянулся и видит, что Андрей идет с та-
зетами. Пристаз за ним, а Андрей наверх.
В типографии печаталась не одна только
«Правла», а и правые газеты. Андрей,
вбежав в редакцию «Земщины», схватил
две пачки газет «Земщина» и пошел наз
встречу приставу. Тот на него набросился,
но ничего не мог поделать, так как увидел,
что Андрей несет «Земщину». Потом мы
подменили «Земщину» на свои газеты.

Когда первый номер «Правды» был
сверстан и бывшие на выпуске товарищи
начали спускаться с 4-го этажа, из редак=
ционной комнаты в машинное отделение,
опи увидели незабываемую  волнующую
картину. На лестнице, в машинном отде-
лении, в коридоре, на типографеком дворе
толпились рабочие питерских фабрик и за-
водов. Оказывается, они пришли еше с вез
чера за первым номером большевистской

«Правды». Н. ВИНОГРАДОВ.

М. Е. Егоров, беспартийный набор-
щик, зитц-редактор «Правды», офи-
циально подписывал газету в каче-
стве редактора в 1912 г.

ЕЕ ee САХ И

торов кончились крахом. 5 мая, в 7 часов
утра, вышел первый номер «Правды».
Тиквидаторы встретили ее в штыки.
«Правде» приходилось пробивать себе
путь с боем, на каждом шагу опровергая
бессовестную клевету меньшевиков, закля-
того врага нашей партии — Троцкого,

После целой серии конфискаций, штра-
фов и привлечений к суду царское прави-
тельство закрыло «Правду». Но через
несколько дней, как феникс из пепла,
возникла. «Рабочая Правда». Ее ожидала
та же участь. Тогда одна за другой появи-
лись на свет: «Северная Правда», «Правда
Труда», «3a Правду»,  «Пролетаревая
Правда», «Путь Правды», «Рабочий» и
«Трудовая Правда».

Расположение материала, шрифт, список
сотрудников оставались без изменения.
Между читателями и продавцами газет
установилось взаимное понимание. Рабочие
подходили к газетчику, произносили слово
«Правда» и сразу получали ту газету,
которая им была нужна, независимо от
ее временного названия.

Борьба с полицией поглошала массу
энергии. Редкий номер обходился без
конфискации, штрафа или привлечения к
суду. Но, несмотря на жестокие преследо-
вания; газета проникала в массы и птироко
распространялась среди ‘рабочих.

Мы постоянно задерживали отправку
в цензуру контрольных экземпляров
«Правды».

И когда городовой приходил в типогра-
фию и протягивал ордер о конфискации
«Правды», он находил несколько мятых и
порченых листов, которые с гордостью уно-
сил, как трофеи.

° Накануне войны, когда петербургские
улицы покрылиеь сетью баррикад, а редак-
ция «Правды» стала штабом начинавией-
ся революции, охранное отделение 21 июля
(8 июля) 1914 года произвело нападение
на «Трудовую Правду», арестовав в ре-
дакции и конторе около сорока челове:

So