О детской книжке

(В ПОРЯДКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ) `

В образцовом магазине детской книги в
Москве, на улице Горького, с утра до ночи
раздается в грустное слово:
ет

` Покупатель спрашивает: есть y Bac Ta-
кая-то книга? — Нет! —А такая? —
Тоже. нет!

В магазине ведется статистика: сколько
раз в продолжение лня та или другая про-
давщица скажет покупателям — «нет».
Оказывается, что одна только продавщица
Леля Чалая 12 апреля сего года произнесла
‚это слово 475 раз. А ведь в магазине до
20 продавщии.

Нелавно в магазине состоялось совеща-
ние покупателей и продавцов детской
книги, и один из покупателей, Зима-
рин, сказал: «Для наших детей строят двор-
цы, великолепные школы, но им не да-
ют (?!) детской литературы».

Это, конечно, враки. В минувшем году
Детиздат. выпустил около 36 миллионов
детских книг. Из них один’ только мага-
зин. В Москве, на улице Горького, продал
885 тысяч книг.

„Но какими цифрами измерить то неукро-
тимое влечение к книге, которое за послед-
ние, годы пробудиловь в широких массах
советских детей?

У меня в прошлом году завелась сотня
всевозможных «Мюнхгаузенов»; of этом
случайно проведали соседние ‘школьники,
и скоро мне не стало житья. С’ утра ло
ночи звонили и с парадного хода, и с чер-
ного: «Дайте, пожалуйста. книжку!».
Вскоре это пришлось прекратить, потому
что на третий же день звонки сделались
почти ‘непрерывными, целые армии малы-
шей осаждали квартиру.

Эта пылкая влюбленность детей в кни-
ту — одно из самых радостных явлений
советской культуры. Но... вот несколько
поистине потрясающих цифр.

Енига Маяковского «Что такое хорошо и
что такое плохо» вышла в минувшем году
в Детиздате десятитысячным тиражом.
Между тем в одной только Москве и Мо-
сковской области 3.115 детских библиотек.
Для всех этих библиотек Детский библио-
течный коллектор получил от Детиздата
400 экземпляров: Значит, На каждую
библиотеку столицы пришлось по крошеч-
ному клочку этой книжки.

Одна из лучших детских книг ‘прошлого
года «Белеет парус одинокий» Валентина
Катавва издана в 25.000 экземпляров.
Этого вряд ли хватило бы на. три москов-
ских улицы, но в государственном масшта-
бе На каждого, кто хотел бы прочитать эту
книгу, приходится даже не по странице,
даже нё по строке, а по букве!

Тут, конечно, много виновата политика
детиздатовских тиражей. Можно. ли в та-
ком малом количестве издавать наиболее
актуальных писателей! Именно потому, что
наши бумажные фонды все еще не соответ-
ствуют гигантекому спросу на книгу, нуж-
но печатать только самое лучшее, но зато
большими тиражами.

` Недавно в ленинградском трамвае я вез
с с0бою пачку детских книг. и перелисты-
вал их от нечего делать. Оказалось, что В
наших трамваях это занятие неё’ совсем
безопасно. Так и накинулиеь на меня
пассажиры:
`— Гле купили?.. Откуда достали?

-Ha квартиру ко мне и к другим нашим
детским писателям попрежнему то и дело
приходят @е карандашом и бумагой ураль-
ские, сибирские, кавказские люди: «Дайте,
пожалуйста, списать для ребенка такую-то
детскую книгу. Без этой книги нам нельзя
воротитьея домой». И списывают...

Недавно Совнарком СССР постановил
создать стандартные детские библиотеки
для школ, чтобы каждая школа в Союзе
получила несколько шкафов лучших книг.

Это постановление уже проводится в жизнь:
к концу года число книг, которыми обла-
дают школьники, увеличится больше чем
вдвое. Через год, через два школьники бу-
дут изрядно обеспечены книгами. Hy, 2
дошкольники? Что сделали мы для них?

Котда у нас будет, наконец, создана под-
линная — не педологическая — наука 0
духовной жизни ребенка, мы поймем, какую
огромную роль в развитии ребенка играет
немудреная, казалось бы, книжка с кар-
тинками о репке, о козе или зайце. Почему
же теперь, когда право на образование при-
надлежит всем без из’ятия, мы даем книгу
только каждому сотому, каждому тысячному
из наших дошкольников? Инига для ма-
ленького ребенка — не лакомство, а почти
всегда насущпый хлеб:

Мудрено ли, что родители, учителя, пе-
датоги придумывают всевозможные проекты
для ликвидации острой нехватки книг для
малолетних детей.

Первый проект: листовки. Из колхозов,
самых далеких окраин получаются настой-
чивые письма о том, что каждую книжку

вать He только книжкой, но и газетной
листовкой: «Вели бы мы могли иметь без
прихоти хотя бы простые листовки с Kap-
тинкой и стишком, это было бы большим
достижением», — пишет агроном 3. Попо-
ва. Таких писем много. :

Конечно, никакие листовки не заменят
нам книг, но книгу нужно верстать, бро-
шировать, сшивать, переплетать, на это
уходят и деньги, и время, и труд. Листовка
гораздо дешевле, для нее не требуется вы-
сокосортной бумаги, ве можно ¢ большой
быстротой напечатать большим тиражом,
Почти всё дошкольные книжки, которые
выходят теперь в Детиздате, можно было
бы, так сказать, перевести’ на листовки.
Олна листовка — первомайские песни,
другая-— «Колыбельная» Ёвитко, третья—
«Золушка», четвертая — «Кот в сапогах».
Почему Америка печатает для детей мил-
‘лиарды листовок; & мы хотим чуть ли не

обрезанным роскошным изданиям?

Разве невозможно оформить листовку так
же хорошо, как и книгу? Разве это не по-
четная задача для наших художников —
придать красоту и изящество самому мас-
совому виду детской печати? Мог ведь Мая-
ковский отдавать все свое мастерство рисо-

ста».

Один из ближайших сотрудников много-
тиражки автозавода им. Сталина «До-
тнать и перегнать» тов. В. Каминский вы-
ступил на конференции с предложением
ко всем редакторам заводских многотира-
жек: раз в декаду перепечатывать у себя
на страницах те дошкольные детские кни-
ти, которые являются сейчас дефипитны-
МИ:

Третий проект: печатать крохотные дет-
ские книжки. в одну шестьдесят четвертую
долю листа. Есть в Нью-Йорке фирма Столл
и Эдварде, которая издает миллионы таких
«лилипутов» для американских дошкольни-
ков. Это — прелестные книжки, с красоч-
ными рисунками, напечатанные мелким, но
четким шрифтом. Через 2—3 года у Дет-
`издата будет возможноеть отказаться OT
таких «лилипутов», но покуда он хорошо
сделал бы, „если бы дал нашим детям в те-
чение ‘ближайших же месяцев 15. или 20
миллионов этих микроскопических кни-
жек.

Впрочем, я уверен, что листовки, «книж-
ки-лилиуты» и проч., если найти для
них истинно художественную, благородную
форму, останутся в литературе и тогда,
когла книжному недоролу будет положен

конец.
К. ЧУКОВСКИЙ.

3.000 ЗАЯВЛЕНИЙ В ВОЕННЫЕ ` УЧИЛИЩА

_ ЛЕНИНГРАДА

ЛЕНИНГРАД, 6 мая. (Корр. «Правды»).
Молодежь Ленинграда и других районов

Союза уже подала в сухопутные военные
училища свыше 3.000 заявлений. Oco-

бенно велика тяга в Краснознаменное во-
енно-инженерное училище, куда подано
более 900 заявлений.

П. МАРКОВ

——

для детей младшего возраста нужно изла-

всю детекую литературу свести к золото’

вальщика на оформление окон сатиры «Po-  :

’ПРАВДА

СТОЛЕТИЕ
0 ДНЯ РОЖДЕНИЯ
\И, ЧАВЧАВАДЗЕ

ТВИЛИСИ, 6 мая. (Корр. «Правды»),
29 мая исполняется сто лет со дня рож-
дения знаменитого грузинекого поэта и. 0б-
щественного деятеля Ильи Чавчавадзе. При
Совнаркоме Грузии создан комитет по под-
готовке и проведению этого юбилея.

Торжества будут происходить с 29 мая
по 15 июня. Во дню юбилея выйдет пер-
вый том академического издания сочине-
ний Ильи Чавчавадзе, Отдельным акаде-
мическим изданием выйдет биография
поэта.

Государственный драматический ордена
Ленина театр имени Руставели организует
большой литературный вечер памяти Чав-
чавалзо ь

29 ‘мая в Тбилиси открывается выетав-
ка, посвященная творчеству Ильи Чавча-
вадзе. Госкинпром Грузии выпускает
фильм о его жизни и деятельности. В се-
лении Кварели, в доме, где родилея поэт,
организуются музей и_ библиотека его име-
ни. На месте убийства Чавчавадзе, в мест-
ности Цицамури, будет поетавлен обелиск

М, МЕЗЕНИН.

=
ВЕЛОСИПЕД
В КОЛХОЗЕ

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 6 мая. - (Hopp.
«Правды»). В каждом селе, даже в самых
далеких хуторах, по широким нрофилиро-
ванным трактам, проселочным и полевым
дорогам раз’езжают ва велосипедах сотни
и тысячи колхозников. Велосипед. можно
встретить у тракторной будки, у сельско-
го магазина и правления колхоза, у ко-
ровника, на колхозном дворе.‘ Велосипед
вошел в быт колхозника. i

В селе Орлянке на 600 дворов имеется
350 велосинедов. В Мелитопольском рай-
оне; в селе Пеесчаном насчитывается 533
веломашины, в колхозе «Искра» из 120
дворов 108 имеют велосипеды. Всего в
селах Днепропетровской области насчиты-
вается 51 тысяча велосипедов, из которых
35 тысяч приобретены з& последний год.

В колхозах начинает широко разви-
ваться велосипедный спорт: ‘часто прово-
дятся кроссы, гонки, пробеги.

Московский Художественный театр.

Московский Художественный академи-
ческий театр имени М. Горького отме-
чен самой высокой наградой — ‚орденом
Ленина. Ряд выдающихся артистов театра
награждены орденами, пекоторым из них
присвоено почетное звание народных арти-
стов СССР. Художественный театр дал за
тоды революции яркие и замечательные
спектакли, свидетельствующие о том, что
театр крепко вошел в жизнь нашей страны.

*

В 1898 году в Москве открылся Москов-
ский Художественный общедоступный
театр. Его основателями были В. С. Стани-
славский и В. И. Немпрович-Данченко. По-
степенно этот молодой театр завоевал ми-
ровую славу и оказал обогашающее влия-
ние на сцены своей родины и на загранич-
ные театры. Он поставил своей целью дать
широким слоям зрителей лучшие произве-
дения классиков и современной драматур-
тии в наилучшем исполнении. Начинал он
скромно—в небольшом помещении, с не-
Зольшой труппой.
` Первое, что резко отличало Художествен-
ный тватр,—это выдержанность и значи-
тельность его репертуара. Простое пере-
чиеление авторов, пьесы которых театр
играл за свое 39-летнее существование, об-
наруживает его высокую требовательность.
Иностранные классики— Шекепир, Гольдо-
ни, Мольер, Байрон, Диккенс, Бомарше.
Русские классики —Горький, Чехов, 1. Тол-
стой, А, В. Толстой, Островский, Писемский,
Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Тургенев, До-
стоевский, Сбалеыков-Щедрин. Современные
драматурги — Тренев, Ве. Иванов, Леонов,
Затаев, Ю. Олеша, Корнейчук и другие.

(Сила Художественного театра 0б’ясняет-
ся в еще большей степени тем, Что для
выбранного им репертуара он нашел самые
убедительные и правдивые приемы сцени-
ческого воплощения.

Когда вы посещаете зал Художествен-
дото театра, вам в первую очередь бро-
сается в глаза простота и скромность от-

делки, непохожая на блестящую бутафо-

рию и пышную нарядность других театров,

Простота и правдивость являются отличи-
тельным свойством всего искусства МХАТ.
Они достигаютея путем упорной работы,
творческой изобретательности, . режисвер-
ского и актерского вдохновения.

Художественный театр опирается на луч-
шие традиции русского реалистического
искусства. Он последовательно и категори-
чбеки промизал требованиями простоты и
правдивоети все стороны театральной дея-
тельности. Такое единство могло возник-
нуть в результате работы замечательных
режиссеров-художников. Станиелавский и
Немирович-Данченко-—люди большой твор-
ческой смелости, свежести взглядов  В
внутреннего темперамента, сохранившие 10
настоящего времени всю силу своего ума,
мощь таланта. Они собрали вокруг себя
молодую талантливую труппу.

Театр добился того, что любая, хотя
бы  третьестепенная, роль’ исполнялась
с тавим же вниманием и талантом, как ве-
дущая роль в пьесе. Спаянные единством
художественных “взглядов, глубоко воспри-
нявшие режиесерские методы своих учи-
телей, актеры МХАТ составляют единую
труппу, члены которой часто понимают
друг друга с полуслова и могут играть в
общем тоне и едином стиле. Оттого-то да-
же участвовать в массовых сценах поста-
новок МХАТ — значит пранимать органи-
ческов участие в спектакле. }

Художественный театр хотел, чтобы на
спене прошла яркая, Конкретная. жизнь,
гораздо более значительная и глубокая, чем
обычное театральное” ‘представлёние. Он

боролся против всех случайностей, против

господствующего в других театрах невни-
мания к жизни, против аживых и бута-
форских штампов.

Чем дальше он работал, тем больше он
освобождалея от ненужных мелочей и
лишней детализапни. Ему стало ясно, что
обстановка на сцене должна быть  кон-

кретной, точно соответствовать действитель-
ности, но лишь в той мере, в какой она
‘способна дать не подражание. жизни, а
передать самое типичное, самое. вырази-
тельное. и

Такой же глубокий и сложный путь
Художественный театр прошел в области
актерского искусства. Упорно трудяеь. и
вдохновенно изобретая, тедтр шаг за ша-
гом все дальше углублялея в тайны актер-
ского мастерства. ;

УВ. И. Немировича-Данченко существует
такой принцип —= только «тот режиссер
хорош, которого в замечательном впек-
такле незаметно». Режиссер только помо-
гает актеру раскрыться наиболее глубоко и
понять образ наиболее смело и свежо. На
сцене актер ‘должен не «играть» образ, 3
‚должен им «быть».

Несмотря на временные увлечения услов-
ным и символическим тватром, МХАТ все
более убеждался, что настоящее театраль-
ное искусетво может быть основано только
на глубоком ‘реализме, Ha идейной силе
спектакля. Реализм оставался главным
принципом его творчества.

В самые глухие годы реакции Хуложеет-
венный театр ставил произведения, которые
будили, волновали зрителей. Он не был
театром революционным в прямом смысле
этого слова, но такие спектакли, как «Док-
тор Штокман» Ибсена или пьесы Чехова,
особенно же пьесы Горького, явились для
Москвы и всей остальной страны большим
общественным событием, так как в’живых
‘образах они раскрывали те мысли и стре-
мления, которые жили в лучших предста.
вителях русской интеллигенции.

Огромную роль в этом смысле сыграла
драматургия М. Горького. Горький оказал
колоссальное влияние на расширение гори-
зонта театра и на проникновение на ero
спену социальных идей тех лет. Не удиви-
тельно, что царское правительство ответило
рядом репрессий на стремление театра быть
проводником прогрессивно - общественных

Hh послано 19 тысяч эк

RRR OO ewes ee eee

имени К. А. Тимирязева в саду академии. Слева направо: профессор Г.
тинген и студенты плодо-овощного факультета Г. Tk

ВЕСНА
В МИЧУРИНСКИХ
САДАХ

‚ МИЧУРИНСК, 6 мая: (Корр. «Правды»).
В садах Центральной селекционно-генети-
ческой лаборатории имени Мичурина царят
весеннее оживление. В большом масштабе
ведутся опытные работы и работы по. раз-
множению мичуринских сортов. Посажено
200.000 личков для прививки мичурин-
скими сортами и посеяны плодовые сЁмена,
которые осенью этого. года далут 300.000
экземпляров подвойного материала.

В салах лаборатории зацвели минлаль
и абрикосы. Начались  седекционные
работы. В этом тоду будет подвергнуто

опылению неё менее миллиона цветков,

Работы лабораторий пе ограничиваются
пределами Мячуринека: во все концы стра-
земпляров мато9-
ного материала мичуринских сортов.

Oo

ВРАЧИ ВЫЕЗЖАЮТ

К КОЧЕВНИКАМ

АЯМА-АТА, 6. мая. (Морр. «Правды»).
Наркомалрав Казахекой ^ республики по-
сылает 10 комплексных экепедиций В
самые отдаленные кочевые районы с зала-
нием организовать лечебную помошь насе-
ленйю. В состав каждой экспелиции вхо-
дит 25 человек, в том числе врачи всех
специальностей, Каждая экспедиция распо
лагает 8 автомашинами, рентсеновским Ka-
бинетом, полным набором медицинсвих
инетрументов, медикаментами, палаткамн.
По окончании работ экспедиций все их
оборулование будет передано районным
стационарным больницам.

ЕО:

УГОЛЬ И НЕФТЬ
В ТУНДРЕ

КРАСНОЯРСК, 6 mas. (Hopp. «Правды»).
В районе устья реки Малая Хета, на не-
сколько сот километров севернее Игарки,
теологоразведочная партия обнаружила, на
глубине 70—90 метров пласты каменного
угля, а на глубине 100 метров—признаки
нефти (газовые выделения).

Практические занятия студентов Московской сельскохозяйственной академии

Р. Эй-
Солопов и Л. С. Флерова.
Фото М. Калашникова.

идей. На театр сыпалиеь цензурные запре-
щения, реакционная печать выступала
против него, подвергала насмешкам.

Уже к 1914—1916 годам театр. увилел
полный разрыв между своими намерениями
и возможноетью их осуществления. Россия
нереживала тяжелую реакцию. Художе-
ственному театру нечего было ставить. Он
‘уделял преимущественное внимание клас--
сикам и все с большим отчаянием видел,
что его искусство теряет нужное общест-
венное окружение и связь е народом. $ го-
ды войны это стало особенно ясно. Театр
почувствовал совершенную необходимость
перехода к более широким проблемам и во-
просам, чем те, на которые позволяла. ему
откликаться современная ему драматургия,
отличавшаяся глубочайшим пессимизмом.
Поэтому он, отказываясь от новых постано-
вок, искал спасения в работе над класси-
ками и в усиленной разработке вопросов
актерского воспитания.

Освобождение театру принесла Октябрь-
ская социалистическая революция. С са-
мых первых шагов театр был окружен 00-
щественным вниманием и поддержкой.
Страна видела, что ‘получает в наследство
от прошлой культуры замечательную ху-
дожественную сокровищницу. И хотя на-
род ждал от этого театра самых горячих
откликов на происходящие революционные
события, тем He менее никто не торопил
театр и не требовал от него снижения сво-
его мастерства. Наоборот, от театра хотели
и ждали, чтобы он отдал все свое богат-
ство, все.свое вдохновенье на то, чтобы по-
казать новому зрителю великолепные про-
изведения классического искусства и но-
вую полноценную драматургию, которая
отражала бы жизнь советской страны.

Художественный театр почувствовал в
окружающей эпохе оплодотворяющую силу
и мощь. Он упорно и талантливо воспи=
тывал мололые кадры, которые, наряду с6
старыми, составляют сейчас его труппу.
Руководители театра считают, что никогда
он еще не обладал такого рода сильным 60-
ставом, как в настоящее время. Он сохра-
нил в своем составе наиболее крупных
актеров, как Качалов, Москвин, Леонидов,
Лилина и Аниппер-Чехова, которые про-
шли с ним весь его творческий путь.
Он сохранил своих руководителей и 06-

ГГисьма в

В АКАДЕМИИ: АРХИТЕКТУРЫ

редакцию

НЕБЛАГОПОЛУЧНО

‚ Уважаемый товарищ редактор!
При Всесоюзной академий архитектуры

существует факультет архитектурного yeo-
вершенствования (ФАУ), призванный гото-
вить высококвалифицированных зодчих. Со-
став аспирантов-аесистентов
был специально подобран из наиболее спо-
собных молодых архитекторов,
практический стаж проектно-строительной
работы.
пуска ФАУ —— 10 членов партии,
летнее ‘пребывание в академии, без отрыва
от производства,
тить свои теоретические знания и повысить
евоё профессиональное мастерство.

факультета

имевших

Из 12 человек предстоящего вы-
За трех-

мы должны были обота-

Прошло 3 года. Как же факультет архи-

тектурного усовершенствования выполнил
возложенные на него задачи?

За время нашего пребывания в академии

мы, ассистенты-аспиранты, получили He-
которые ‘знания только по иностранным
языкам и рисунку. Основные пля нас лис-
пиплины — архитектурное проектирование
‘и история архитектуры — совершенно не
преподавались.
твердых
кратно обращались по этим вопросам Е

ректору
представляли

У нае вообще не было
учебных программ. Мы неодно-
академии тов. ЁВрюкову, даже
ему разработанные нами
проекты индивидуальных учебных пла-

нов аспирантов, но никаких результатов
не добилиеь.

Наш факультет совершенно оторван от

жизни, от задач социалистического строи-
тельства. Конкретная научно-исследователь-
ская работа подменяется постановкой
страктных проблем, не имеющих ничего 0б-

аб-

щего с нашей архитектурной практикой.

Достаточно указать, что, например, в про-

шлом учебном году нам было поручено в
порядке «научной работы» проектирова-
ние... дивана в египетском стиле и двери в
греческом стиле. Более актуальных про-
блем у руководства академии для нас не
нашлоебь.

К сожалению, такое положение не только

‘
.

Veaxaemsiit Topapum pexaxrop!
Гигантский под’ем советской музыкаль-
ной культуры продолжает поражать своим
неиссякаемым творческим потоком,

На протяжении каких-нибудь ‹несколь-
ких месяцев мы явились свидетелями трех
необыкновенно ярко впечатляющих собы-
тий: победа советских пианистов в Вар-
шаве, триумф советских скрипачей в Брюс-
селе и всесоюзный смотр юных дарований
в Москве;

Эти факты, вызывая в каждом из-нас
сознание большой гордости,  обостряют
в то же время опасение за дальнейшее раз-
витие исполнительского мастерства, когда
молодой музыкант после завершения выс-
шего специального образования вступает
на артистическую дорогу.

Нало прямо и. во весь рост поставить
вопрос о срочной подготовке культурных
советских руководителей и организаторов
концертного дела. Эти руководители, рабо-
тая в филармонии, должны принять на себя
всю’ ответственность за такое же успешное
и гармоничное воспитание исполнителя нз
концертной эстраде, какое он имеет в 0б-
ласти учебной и творческой в музыкаль-
ных школах и консерваториях ,‚ под руко-
волством наших лучших педагогов и про-
фессоров.

Между тем концертные организации в их
нынешнем виде обнаруживают резкое от-
ставание от жизненных темпов и требова-
НИЙ.

Концертный этан Ha творческом пути
исполнителя занимает значительное место,
и от умения! по-настоящему организовать

на нашем факультете. 3а все тохы своего
существования академия не дал ви 04н0-
го практического предложения В области
жилишного, коммунально-бытового, п0о-
мышленного строительства, планировки го-
родов и т. д. С преступным равнодушием
академия прошла мимо решений партии и
правительства о генеральном плане рекон-
струкции Москвы, 06 индустриализации,
удешевлении строительства.

Академия не привлекла к своей работе
ни одного из наших крупных мастеров ар-
хитектуры. Больше того, ректор академии
тов. Крюков передоверил руководство. под-
готовкой кадров лицам, не имеющим ника-
кого отношения к архитектуре. главе
учебной части всей академии ставились:
специалист по иностранным языкам Ras-
качев, искусствовед с музыкальным укло-
ном Тарасов и т., п. Разумеется, эта бес-
печность давала возможность врагам народа
творить в стенах академии свое гнусне
дело. у
С переходом академии в веление Beeco-
юзного комитета по делам искусств поло-
жение не улучшилось. Председатель Bee-
союзного комитета по делам искусств
тов. Керженцев вместо практической по-
моши академии ограничивается Фиксиро-
ванием ве недостатков. Отдел архитектуры
Комитета по делам искусств, помещаю-
щийся в стенах академии и возглавляе-
мый тов. Толмачевым, бездействует.

Грандиозные задачи строительства тре-
буют большого внимания к подготовке
архитектурных кадров. Это дело государ-
ственной важности, и для того, чтобы спра-
виться с ним, нужна коренная перестрой-
ка всей системы работы академии. :

Необходимо, наконец, добиться, чтобы
Всесоюзная академия архитектуры действи-
тельно стала научным архитектурных
центром.

Ассистенты-аспиранты Академии
архитектуры Е. ЧЕРНОВ, К. ДЖУС,
Е ВЕЙС, A. НЕЛЬМИШНАЙТ,

А. ТУРКЕНИДЗЕ.

ОБ ОРГАНИЗАТОРАХ
КОНЦЕРТНОГО ДЕЛА

работу исполнителя и руководить ею зазт-
сит масштаб развертывания его даровазия
и мастерства,

Высказанные соображения уместно под-
крепить одним чрезвычайно показательных
примером, указав на деятельность coneT-
ского музыкального организатора Когана
Павла Павловича. Этот человек полностью
посвятил себя работе по выявлению и про-
движению молодых музыкантов, и его мно-
голетняя талантливая работа оказалась
весьма продуктивной.

Такие исполнители, как квартет Глазу+
нова, квартет Комитас, Давид Ойстрах,
Эмиль Гилелье, Лиза Гилельс, Фихтенгольд,

Помык, Врюшков, Зоя Лодий, Голянд, До- ›

ливо, Разумовская, Перельман, Н. Осипов
и лр., начали и продолжали свою артисти-
ческую деятельность под руководством тов.
Когана, достигнув, Как известно, популяр-
ности и широкого признания.

Это показывает, к каким результатах
может привести целёустремленная и прз-
вильне организованная концертная дея-
тельность, Даже тогда, когла она ирояв-
ляется в единичных случаях. :

‚Надо, чтобы такая деятельность была
применена в широкой повседневной прэк-
тике-концертных организаций.

Заслуженный деятель иснусств,
профессор Одесской консерватория
П. С. СТОЛЯРСКИЙ.

Заслуженный деятель искусств, ,
директор Московской  консерва».
тории проф. Г. Г. НЕЙГАУЗ.
Проф. Московской консерватории
К. Н. ДОРЛИАК.

вователей, которыё продолжают
вести €fo художественную линию. Он co-
здал кадры молодых режиссеров. В его
труппу вошла молодежь, воспитанная уже
за годы революции, пеотрывно связанная
жизнью страны и работающая на осноне
проверенных ‘методов театра. Такие имена,
как Тарасова,  Еланская,  Отепанова,
Андровекая, Доброправов, Хмелев, Пиванов,
Кедров и многие другие, ‘стоят в первом
ряду советских актеров.

Художественный тёатр сохранил в своем
репертуаре наиболее крупные достижения
своих прежних лет. До настоящего време-
ни ставятся такие вещи, как трагедия
Толетого «Царь Фелор Иоаннович», впервые
поставленная в 1898 году, «На дне» Горь-
кого — в 1902 г., «Вишневый сад» Чехо-
ва — в 1904 г., «Синяя птица» Merep-
линка — B 1908 г. Вместе с тём он ввел
в свой репертуар, наряду ¢ советскими
пъесами, такие  классические произведения,
как «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Горя-
gee сердце» н «Гроза» Островского, «Мерт-
вые души» Гоголя, «Никвикский клуб»
Диккенса, «Воскресение» и «Анна Rape-
нина» Толстого. Театр как бы раздвинул
рамки своего творчества. Но во все эти ра-
боты тватр привнес нечто существенно
новое, что отличает его постановки класб-
сических произведений от спектаклей
предреволюционных лет. Он берёт класси-
ческие пъёвы на широком социальном фоне.

Он освобождает романы Толетого от ре-

упорно

ний» неё морализирующего Толстого, & пы-
лАЮщее` яркими красками, богатое социаль-
ное полотно. В «Анне Карениной» Худо-
жественный театр видит глубочайшее раз-
облаченив лживой светской морали и лице-
мерных законов царизма. Он дает эти
спектакли, передавая атмосферу эпохи,
прелесть языка, сложность образов, тон-
кость психологических переходов.

Еще ярчё сказались эти ‘свойства МХАТ
на спектаклях современного репертуара.
Впервые в МХАТ правда революции 6 по-
трясающеёй силой зазвучала в «Бронёпо-
езде», в инсценировке повести Ве. Ива-
нова, показанной в 10-летию Октябрьской
социалистической революции. Театр хотел
избежать декламационности, сохранить су-
ровый пафос и большую Человечность при

лигиозной проповеди и видит в «Воскресе-

изображении гражданской войны и партя-
занского восстания. И он рассказал о из-
роде, восставшем за свою свободу. Театр
с горячностью и радостью ощутил в этом
спектакле свою творческую связь с рево-
люционной действительностью.

Театр ощущает внимание Й любовь 69-
ветского зрителя. Эта любовь широких Mace
налагает на театр самые большие 0бя3а-
тельства. Нотому-то он и направляет все
свои силы- к тому, чтобы раскрыть, #а-
ряду с величайшим классическим наеле-
дием, социальный смысл. нашей советской
действительности.

Театр посвящает ряд Фпектаклей поли-
тическим проблемам современности. Он п0-
казал на своей сцене гразжданскую войну,
современную. деревню, жизнь современной
молодежи, научную среду, и чем ближе
он соприкасался с действительностью, те\
яснее видел, насколько она оплодотворяет
его творчество, захватывает зрителя.

еатр считает, что простота и правди-
вость необходимы и доступны советскому
театру больше, чем какому бы то ни было.
Он полагает, что надменная декламациов-
ность и нарочитая крикливость чужды н8-
шей эпохе. Оттого он предпочитает внет-
нюю строгость кричащей пестроте костюха
и самодовлеющей пышности декорация. Оп
стремится во тому, чтобы зритель во все
время действия был взволнован, обрадовайь
опечален, потрясен спектаклем.

Как и в предреволюционные голы,
М. Горький оказал решающее революциой-
ное влияние на театр. МХАТ, поставил
«Врагов» Горького и в пьесе ощутил т
единственно возможный подход к действи-
тельности, который всёгда соединяет в He-
разрывное целое Классовый и художе-
ственный анализ.

Советская действительность вливается В
МХАТ горячйостью мысли и правдой боль
ших чувств.

Театр жадно ждет произведения, кото-
рое поможет ему раскрыть поэзию и гё*
ренку советской действительности в #8
целом с той художественной радостью, ко-
Topas наполняе? сейчас весь коллевтив
театра, принимающий награждение 610
орденом Ленина как величайшее творче-
ское. обязательство перед страной.

“и

sn

соч а