С eee ee ee ee

СЧЕТ СОВЕТСКИМ АРХИТЕКТОРА

Собрание жильпов новых домов на

Скульптурное
Волга——Москва. На снимке: скульпту-
ра «Волейбол», работы П. П. Рошояна.

Фото М. Калашникова.

оформление канала

Тверже
алмаза

Алмазная пыль распенивается на вес 30-
лота. Применяется она в промышленности
для обработки очень твердых материалов
(корунл, изделия из победита и т. д.). Co-
ветские заводы пред’являют большой спрос
на драгоценную алмазную «крупку».

В лаборатории твердых соединений Фи-
зико-химического ‹ института им. Карпо-
Ba Tr. Ормонтом и Шафраном разработан
оригинальный промышленный метод полу-
чения мелкокристаллического карбида бора,
по твердости мало уступающего алмазу.

‚ Полученный препарат представляет собой
порошок серого цвета. Он был испытан на
Электрозаводе имени Куйбышева в Москве,
на заводах треста «Русские самоцветы» в
Ленинграде и на других предприятиях. Во
время этих испытаний карбид бора с ус-
пехом заменял дорогую алмазную пыль
при сверлении. и располировке победитовых
фильер («глазки» для протяжки проволо-
EM), агата, яшмы и тому подобных твер-
дых материалов. -

Для изготовления мелкокристаллическо-
го карбила бора в промышленном масштабе
требуется несложное оборудование, которое
быстро может быть изготовлено соответ-
ствующими заводами. Стоимость карбида
‘бора (получаемого из борной кислоты и
угля) в сотни раз ниже цены алмазной
«крупки». Дело сейчас за организацией
нового производства, которое уже в этом
году может сэкономить стране крупную
сумму, затрачиваемую на импорт алмаза.
Однако Главное управление станочно-ин-
струментальной промышленности, давно
осведомленное о результатах работы лабо-
ратории и высказавшееся за скорейшее
проведение этого метода в жизнь, в тече-
ние нескольких месяцев практически ниче-
го не предпринимает для налаживания
промышленного производства мелкокристал-
лического карбида бора.

Лаборатория ведет дальнейшие работы с
карбилом бора. Удалось уже получить в ла-
бораторных условиях карбид бора в виде
кусочков диаметром до десяти и более мил-
лиметров. Некоторые из этих кусочков при
испытании оставляли царапины на алмазе,
то-есть оказались тверже самого твердого
из известных до сих пор. в природе мине-

ралов.
Академик А. ФРУМКИН.

Om имени

б тысяч пайщциков

Председатель правления жилищного то-
варищества тов. Баранов, открывая совеща-
ние, говорит о задачах предстоящего вее-
союзного с’езда советских архитекторов,
подробно останавливается на тех недочетах,
которые имеются в жилищном строитель-
стве на Усачевке.

— Мы имеем немаленький жилой фонл.
6 тысяч пайщиков жилишного товарище-
ства проживают в отстроенных нами 10-
мах. По кажлому дому мы можем отметить
ряд лефектов и в архитектуре, и в плани-
ровке.

Лом № 29, по улице Усачева. Кухни
и даже уборные выходят на фасад, на
улицу.

Лом в Оболенском: переулке, 9, дом по-
слелней стройки, сданный в эксплоатапию
в 1935 голу. Первые четыре этажа имеют
более или менее приличный вид, а пятый
этаж похож на старую казарму. Кроме все-
го прочего, налеплено много балконов, ко-
торые по виду своему напоминают голу-
бятни.

Все наши дома построены плохо, нерят-
ливо. Сегодня нам не мешает вспомнить
тех, кто приложил руку ко всем этим
безобразиям. Дом в Оболенском переулке, 9,
проектировал инженер Гохбаум. Дом №
на Хамовническом плацу— инженер Сиво-
лап. Корпуса 4-й, 1-й и 2-й дома № 9 по
Оболенскому пер. проектировала проектная
контора Мосгоржилсетройсоюза под руковол-
ством инженера Валденберга, `Усачевский
поселок и дома на Малых Кочках—архи-
тектурная мастерская Моссовета.

О черных лестницах
TS ЕН ЕЕК
ш черном снее
ЕЕ Sts  ЧАРЫ ААРЕНЕЧЕР ЕЕ ЗРЕРЕЕНЕУЕЕЕЕ-: SS

— По-моему, — говорит ‘инженер Колос-
KOB,— BCH бела в проектировании напгих
жилых домов в том, что проектировка; ве-
детея не комплексно, разрозненно.

Архитектор не считает необходимым Ев
проекту дома дать’ проект благоустройства
участка, озеленения, разбивки площадок,
проездов и т. д. Когда лом’ сдается в
эксплоатацию, благоустройством начинает
заниматься  управдом, всякий на свой
ВКУС;

Напти архитекторы очень любят прила-
вать ломам форму буквы Г или П. Это их
излюбленный шаблон. Что же получается?
Многие жильцы остаются или в полутем-
ных квартирах, или в квартирах, лишенных
прямого света. Свет туда
женный. У нас есть корпус № 2, где лю-
ди живут в полутьме.
`Ричом наших жилиш является  звуко-
проницаемость. Если в первом этаже я булу
сильно кашлять, то в четвертом  булут
знать, что у меня грипп, не говоря уже
0 том, что если в семье поругаются в пер-
вом этаже, то на четвертом слышны все
ругательные слова. Нужно будет особое
впимание наших проектировщиков обратить
на звукоизоляпию.

В большинетве наптих домов уборные и
ванные расположены посреди корпуса и ли-
шены естественного освещения, что в выс-
пей степени неудобно как с санитарной,
так и с бытовой точки зрения. Нет есте-
ственной вентиляции, нет форточек. Когла
вы купаетесь в ванне, то вся комната
становится мокрой от пара.

Совершенно не удовлетворяет площаль
так называемых общественных мест. Ван-
ная комната-—7 квадратных метров, убор-
ная—1,50—1,80 кв. метра. Кухня— 8 кв.
метров, независимо от количества комнат.

Необхолимо строить две лестницы: парал-
ную и черную. Ни в одном доме у нас нет

Нигде в мире нет такого широкого жилищного строитель-
ства, как в нашей стране. Вот почему. к вопросам архитектуры
проявляют у нас живой интерес миллионные массы населения.
Вот почему предстоящий в июне в Москве первый всесоюзный
с’езд советских архитекторов приобретает огромное обществен-
ное значение.

- За последние годы советская архитектура добилась немалых
успехов. Но в то же время нельзя пройти мимо грубейших оши-
бок, небрежности, халтуры в работе многих и многих наших архи-
текторов. Еще господствует кабинетное проектирование, оторван-
ное от жизни. Нет заботы о живом человеке, о его растущих куль-
турных потребностях. Нет внимания к советскому гражданину,
который хочет жить в красивых, удобных домах.

На-днях правление московского жилищного кооперативного
товарищества «Фрунзенское об’единение» (сюда относятся новый
городок на Усачевке и новые дома, прилегающие к этому району)
собрало совещание актива, посвященное предстоящему с’езду
архитекторов.

Приводим наиболее интересные выступления на совещании.

Ss

опадает отра-

хо М у

черной лестницы. Это очень неудобне
и в пожарном, и в санитарном отноше-
HHSX.

He плохо было бы также оборудовать до-
ма мусоропроводами. Это значительно облег-
чило бы труд домохозяек — не надо булет
носить ведра с мусором через всю лестни-

3   пу и лвор. В Москве уже есть такие мусо-

ропроводы.
Особый вопрос — 06 отоплении домов. В
поселке, где много корпусов, дело дохолиг
до того, что свежий снег за ночь становит-
ся совсем черным: за ночь из трубы выле-
тит столько угля, что все вокруг чернеет.
Проектировшикам следует обратить на это
внимание и ставить очистители.

Любители черного цвета

Тов. Матюшев — рабочий, маляр. По ро-
ду своей работы он хорошо знает вее дома
на Усачевке, все их дефекты.

_— То время, говорит тов. Матюшев,—
когда можно было строить «как-нибудь»,
прошло. Строили коробки, а не лома. Наше
правительство категорически сказало: безо-
бразничать со строительством на террито-
рии Москвы не дадим!

Вот вам примеры, как у нас на Усачевке
безобразничали инженеры и художники.
Если делается выступ на улицу, то этот
выступ обязательно бывает и в комнате.
Таким образом, мы в некоторых комнатах
насчитываем ло 12 углов; куда ни повер-
нешься— угол. По комнатам проходят ка-
кие-то балки, и каждая балка множество
раз извивается по комнате, как змея.

- Почему, например, все рамы в наших ло-
мах должны быть выкрашены ‘снаружи
только в черный цвет? Почему нельзя раз-
лелать окна и двери пол дуб? Двери у нас
красят обязательно в три цвета, а рамыы—
в черный цвет.

Додумались ло того, что на  Усачевке
стали красить дома сплошь черной краской.
Мы протестовали, а художник Степанов из
«Мосгороформления» настаивал на одном;
побольше сажи! `

Нахопятея люди, которые стремятся вы-
красить дома в какой-то черный, мрачный
цвет, а нет того, чтобы сделать веселый,
радостный дом.

У нас еше очень много плит, отапли-
вающихся дровами. Куда жильцы дома
склалывают дрова? Пол кровать, в ванну,
в уборную. Архитектор забыл запроекти-
ровать чулан, сарай. Приходить работать
на квартиру,—с дровами не разбереться.
Валишь их в кучу, а потом скандал подни.
мается, что я чьи-то дрова к Дарье Ива-
новне переложил.

„Еще олин важный вопрос: надо прятать
отопительные и водопроводные трубы в

стены, чтобы не было видно в комнате. Ба-
тареи должны закрываться решетками. У
нас все квартиры обезображены трубами и
батареями.

Больше солнца! Z

На совещании активно выступали жен-
monn, Onn говорили о том, что архитек-
торы при проектировке забыли о прачеч-
ных, плохо спроектировали детские сады
и ясли.

— У нае по дому № 7 на Малых Коч-
ках, — говорит тов. Тулянова,—10-й кор-
пус построен таким образом: первый этаж—
жильцы, второй этаж—лётские ясли, тре-
TH этаж— детский сад. При этом уборные
детских учрежлений расположены так, что
канализационные трубы идут через жилые
комнаты первого этажа.

Детский сад расположен на третьем эта-
же, а ясли—на втором. Не было учтено,
что дети могут влезать на окна и упасть.
Такой случай уже был в прошлом году.

У нас в одной большой квартире про-
живает несколько семейств, -а площадь
кухни — 8 квадратных метров. Строили
большие квартиры, напихали туда много
людей — получилось и тесно; и шумно, и
нездорово. В дальнейшем такие много-
семейные квартиры строить нельзя. В та-
ких квартирах, кроме всего прочего, при-
XOANTCH по нескольку раз в лень разбирать
конфликты: «она стирала да пол не под-
терла». «вешалку повесили, & это моя
стенка».

Мы понимаем теперь, что значит жить
хорошо, мы живем хорошо и надеемся, что
еще лучше будем жить. Поэтому необхоли-
мо все это учесть и сделать так, чтобы в
ломах, которые мы: будем дальше’ строить.
было больше солнца, воздуха и простора.

Mow u лифт

Тов. Терпанов касается в своей речи
главным образом двух вопросов: о моли и
лифте.

Самый основной недостаток, от которо-
го страдают жильцы дома № 9 по Оболен-
скому переулку, — это моль. Перегородки
сделаны на войлоке, и в войлоке заводит-
ся моль. Прямо от моли деваться не-
вула. А лифт?

Строили пяти—шестиэтажные дома н
не позаботилиеь оставить место для лиф-
тов. Это никуда не годится. Придешь до-
мой усталый, и приходится пешком подни-
маться на пятый— шестой этаж. Больным,
беременным женщинам, старикам, детям
приходится по нескольку раз в день
мерить ступени огромной лестницы.

Усачевке ©

Улоль :

уничтожае”  зелень

— Я начну со строительства Усачев-
ского поселка. Взять хотя бы третий кор-
nyc. Построили дом, и надо же было. дога-
даться в центре всех корпусов’ поставить
котельное хозяйство! Тут деревья, цветы,
клумбы, и тут же сваливается уголь. Це-
лое лето жильцы не могут открыть окон,
потому что угольная пыль летит во все
стороны.

То же на Малых Кочках. Говорить здесь
о зелени не приходится, потому что зелень
кажлое лето уничтожается углем.

Дальше тов. Соловьев указывает на не-
дочеты в планировке новых домов.

— Казалось бы, что строительство, сда-
ваемов в эксплоатацию уже B 1935 r.,
должно было быть образцовым, Вышло же
наоборот: получился «образец» того, как
не нужно строить дома, как не нужно пла-
ниравать.

Есть комнаты в 11,7 кв. метра, при чем
они построены почему-то узкой полоской:
слол поставил, кровать поставил — и про-
ходить негле.

Из всех домов более или менее удовле-
творителен в смысле внутренней плани-
ровки дом №2/3 на Погодинке. Здесь, в
корпусе имени 1905 года, ееть много ло-
полнительных приспособлений для хозяй-
ственных целей: в стенах шкафы, ниши,
большие кладовки, холодильники. В дру-
гих же домах настолько тесно и неудобно,
что буквально негде повернуться.

Слово за вами, ‘.

товарищ архитектор!

— Если заглянете в Усачевский посе-
лок, говорит тов. Фарафонов,—и в 060-
бенности на Малые Кочки, в дом 7, сразу
увидите отсутствие всякого плана в строи-
тельстве, отсутствие всякой мысли архи-
тектора. Большинство корпусов не имеет
солнца. В отношении внутренней плани-
ровки еще хуже. Уборные. например, в
большинстве случаев построены так, что
нет никакой вентиляции.

Недостатком является еще то, что при
составлении проекта дома не предусматри-
вали специально маленькую комнату для
домашних работниц. Домашние работницы
вынуждены проживать или в коридоре
или на кухне.

С благоустройством у нас довольно пло-
хо. В доме № 18/20 на Погодинке жиль-
цы вынуждены и летом держать окна за-
крытыми. Озеленение абсолютно не прел-

‚усмотрено, поэтему при малейшем ветер-

ке подымается уличная пыль.
Нужно также предусмотреть, чтобы
жильцы не глотали пыль и гарь, которые

выходят из труб. Котельная построена
посередине самого дома.
Необходимо все недостатки, которые

здесь отмечались, учесть и изжить, что-
бы в дальнейшем обеспечить более плано-
вое строительство” и более удобные для
наших жильцов квартиры.

— Мы хотим жить, заканчивает тов.
Фарафонов,—в светлых, удобных кварти-
рах, в красиво оформленных домах.

Наши дома, наши новые квартиры и
улицы должны украшать социалистиче-
скую Москву.

Слово за советским архитектором, кото-
рому мы сегодня пред`являем счет и от ко-
торого мы ждем уважения к нам, совет-
ским гражданам, уважения к нашему стре-
млению жить культурно.

10 МАЯ 1937 г., № 127 (7093)

7S eee

Младший командир Ф. М. Антонов —
отличник боевой подготовки Днепров-
ской военной флотилии.

Фото Н. Колли.

В Академии
наук СССР

В Москве открылась конференция хими-
ческой группы Академии наук СССР, по-
священная проблемам высокомолекулярных
соединений — лиофильных коллоидов.
Это — один из важнейших теоретических
вопросов современной химии. Научные ра-
боты в этой области имеют большое прах-
тическое значение для производства кау-
чука и резины, бумаги, лаков и красок,
искусственного волокна, а также для пи-
щевой промышленности. 3

Конференция вызвала большой интерес
среди работников научно-исследовательскит
институтов и промышленных предприятий,
Кроме москвичей, в ее работах принимают
участие научные работники. Ленинграда,
Харькова, Воронежа и других городов. 0
докладами выступают видные советские
специалисты в области коллоидной, ‚хп-
мии — профессора И. И. Жуков, № A. Pé-
биндер, С. М. Липатов, А. В. Думанский,
Н. П. Песков, Д. Л. Талмуд и другие:

Конференция продлится несколько дней.

НЕ

40 спасенных жизней

РОСТОВ-на-ДОНУ, 9 мая. (Корр. «Прав-
ды»). В Туапсе живет шкипер катера Ня-
колай Константинович Спафопуло. Жизнь
этого человека — яркий пример постоянной
готовности в самопожертвованию.

Мальчик Андрющенко’ поскользнулся;
упал в море и начал тонуть. Спафопуло
бросился в воду и спас его.

Группа кунающихся заплыла далеко,
была захвачена штормом и стала тонуть,
На помошь им бросился тов. Спафопуло,
В этот день тов. Спафопуло спаб 7 жизней.

На реке Туапсинке, у железнодорожного
моста велись дноуглубительные — работы.

Разразилея сильный ливень. Уровень в0-,

лы в реке быстро повышался. Начало 3a-
ливать стоявший на середине реки экска-
ватор с находившимися на нем тремя рабо-
чими. Бурный поток мог унести людей в
море. Спафопуло закрепил один конец ка-
ната на берегу и бросился в воду. С огром-
ным риском и нечеловеческими усилиями
он добрался до экскаватора и закрепил за
него второй конец каната. Рабочие, дер-
жась за канат, переправились на берег.

В общей сложности за 10 лет тов. Спа-
фопуло спас 40 человек.

Е Е ЕЕ ЕЕ И КИ ЕЕ

Константин Паустовский

ГОСТИНЕД.

(РАССКАЗ)

Северным летом я приехал в городок
Вознесенье, на Онежском озере. Пароход
пришел в полночь. Серебряная луна низко
висела нал озером. Она была ненужной
здесь, на севере, потому что уже лавно
стояли белые ночи, полные бесцветного
блеска, похожего.на блеск слюды. Длинные
дни почти ничем не отличались от нелол-
гих ночей, —и день и ночь весь этот лес-
ной низкороелый край терялся в сумерках.

Северное лето всегда вызывает тревогу.
Оно очень непрочно. Его небогатое тепло
может внезапно иссякнуть. Поэтому на се-
вере начинаешь пенить каждую едва ощу-
тимую струю теплого возлуха, ченить
скромное солнце, что превращает озера в
зеркала, сияющие тихой волой. Солнпе на
севере не светит, а просвечивает как булго
через толстое стекло. Кажется, что зима
не ушла, а только спряталась в леса, на
лно озер ий все еще дышит оттула запахом
снега.

В садах отцветали березы. Белобрысые
босые мальчишки силели на дощатой при-
стани и улили корюшку. Все вокруг каза-
лось белым, кроме черных больших поплав-
ков. Мальчишки не спускали с них при-
шуренных глаз и шопотом просили друг у
друга лать покурить.

Вместе с мальчишками удил рыбу вихра-
стый веснущатый милиционер.

— А ну, лавай не курить на пристани!
Давай не безобразничать! — покрикивал он
изредка, и тотчас же несколько махороч-
ных огоньков падали в белую воду, шипели
и тасли.

Я пошел в город искать ночлег. За мной
увязалея толетый равнодушный человек,
стриженный бобриком.

Он ехал на реку Ковжу по лесным ле-
лам. Он таскал с собой поседевший порт-
фель со сводками и счетами. Говорил он
косноязычно. как бесталанный хозяйствен-
ник: «лимитировать расходы на дорогу»,
«слелать зас’емку», «организовать закуе-
ку», «перекрыть нормы по линии лесо-

—_ FAD as - = ! aed

wt fae

т ПИ СТОЛУ. яв Sie

Небо выцветало от скуки, от одного при-
сутствия этого человека.

Мы шли по дошатым тротуарам, черему-
ха пвела в холодных ночных садах, за от-
крытыми окнами горели неяркие лампы.

У калитки бревенчатого лома сидела нз
скамейкё тихая светлоглазая девочка и
баюкала тряпичную куклу. Я спросил ее,
можно ли переночевать в их ломе. Она мол-
ча кивнула и провела меня по скрипучей
крутой лестнице в чистую горнипу. Чело-
век, стриженный бобриком, упрямо шел
следом.

В горнице вязала за столом старуха в
железных очках и сидел, прислонившись в
стене, хулой пыльный старик с закрыты-
ми глазами,

— Бабуша, — сказала левочка и пока-
зала на меня куклой, — вот заезжий про-
ситея ночевать.

Старуха ветала и поклонилась мне в
nose.

— Ночуй, желанный, сказала она на-
распев.—Ночуй, буль гостем дорогим. Толь-
ко тесно у нас, не взыщи,—прилется на
полу постелить.

— На низком уровне, значит, жизнь у
вас организована, гражданка, — придирчиво
сказал человек, стриженный бобриком.

Тогла старик открыл глаза, — они были
у него почти белые, как у слепого, — и
медленно ответил:

— Такого, как ты, ни сон, ни ум не 0бо-
гатят. Терпи — притерпищься.

—- Имей в виду, гражданин, — сказал
человек, стриженный бобриком, — с кем
разговариваешь! Должно, в милиции не
сплел.

Старик молчал.

— 0х, батюшка, — жалобно пропела ста-
руха,—не обижайся на странника. Безлом-
ный он, бродячий старик, чего с него спра-
шивать.

Человек, стриженный бобриком, оживил-
ся. Глаза его сделались
свинновыми. Он тяжело хлопнул портфелем

чеке

Она была туманной,
странным казалось ее одиночесгтро Ha rpo-
малдном зеленеющем небе.

— Безусловно чуждый старик,— сказал
он с торжеством.

— Надо соображать, кого в дом пускаете.
Может, он беглеп из коннлагеря или пол-
польный монах. Сейчае мы выясним его
личность. Как тебя звать? Откуда родом?

Старик усмехнулся. Девочка уронила
куклу, и губы у нее задрожали.

Родом я отовсюду, ответил спокой-
но старик.— Нигде нету для меня чужби-
ны. А зовут меня Александр.

— Чем занимаешься?

— Сеятель я и собиратель, — так же спо-
койно ответил старик. — В юности хлеб
сеял и хлеб собирал, нынче сею доброе
слово и собираю иные чудесные елова.
Только неграмотен я, — вот и приходится
все на слух принимать, на память свою по-
лагаться.

Человек, стриженный бобриком,
ченно помолчал.

—- Документы есть?

Есть-то есть, только не для тебя
сни писаны, милый человек. Документы
у меня дорогие.

`— Ну, — сказал человек, стриженный
бобриком, — мы найдем того, для кого они
писавы.

И он ушел, хлопнув дверью.

— Сырой человек, неспелый.— сказал,

помолчав, старик. — От таких бывает в
жизни одна суета.

Старуха поставила самовар. Она певуче
сокрушалась, что нету у нее в ломе ни
кусочка сахару, — забыла купить. Само-
вар ей жалобно полпевал. Девочка посте-
лила на стол чистую суровую скатерть.

озада-

И:

От скатерти пахло ржаным хлебом.

За открытым окном блистала звезда.
очень большой, и

Ночное чаепитие меня не удивило, —

давно я заметил, что ееверным летом люди

лолго не спят. И сейчас за окном у калит-

KH соседнего лома стояли две девушки и,
обнявшись, смотрели на тусклое озеро. Как
всегда белой ночью,
лись блелными от волнения, печальными
и красивыми.

лица девушек каза-

— Ленингралские это  комсомолки, —

сказала старуха. — Дочери капитанов, на
лето всегда приезжают.
сверлящими A}

Старик сидел с закрытыми глазами и

молчал, как будто прислушивалея. Потом
ОН ОТБЫЛ глаза ий ВЗлохНУЛ._

_ ‘скамью.

— Ведет, — сказал он горестно. —
Прости, бабушка, меня, дурака, за локуку.

Лестница скрипела. По ней тяжело по-
дымались люди. Без стука вошел человек,
стриженный бобриком. За ним шел вихрас-
тый озабоченный милициовер, — тот, что
улил рыбу на пристани. Человек, стрижен-
ный бобриком, кивнул на старика.

— А ну лавай, дед, — сурово сказал
милиционер. — Давай выясняй свою лич-
ность. Налаживай локументы!

— Личность моя простая, — ответил
старик, — только рассказывать долго. Ca-
дись, слушай.

— Ты поскорей, — сказал  милицио-

нер. — Сидеть мне некогда, — надо тебя в
отделение представить.
В отделение, родимый, мы завсегла
с тобой успеем, в отделении разговор ко-
роткий, не с кем душу отвести. Мне седь-
мой десяток пошел, помру я не нынче—
завтра на чужом дворе. Значит, должен ты
меня вытерпеть.

— Ну, лавай, — согласилея милицио-

Hep, — только не путай!
Зачем путать! Жизнь моя чистая,
ее не запутаешь. Все мы, Федосъевы, были
со стародавних времен ямщики ла оевуны.
Дел мой Прохор был великий певеп, по
всему тракту от Пскова до Новгорола голос
свой пропел. проплакал. Голос беречь на-
ло, он не зря человеку лален, и лед мой
берег, берег, ла не уберег, — сорвался.
Может, знаешь иль нет, — жил у нас в
Псковской губернии знаменитый земляк
Алексанлр Сергеевич поэт Пушкин.

Милиционер ухмыльнулся.

— Еще бы не знать-то!

— Из-за него лел голос свой и сорвал.
Встретились они на ярмарке, в Святогор-
ском монастыре. Дел пел, Пушкин слушал.
Потом пошли они в питейное завеление и
просидели ло ночи. 0б чем гуторяля — нн-
кому не известно, только дел вернулся ве-
селый, как хмельной, хоть вина почти и
не пил. Говорил потом бабке: «От слов и
от смеха его я захмелел, Настюшка, — та-
кой красоты слова, — лучше всякой моей
песни». Была у лела одна песня, очень
ее Пушкин уважал,

Старик помолчал и вдруг запел звеня-
щим томительным голосом:
Эх. по белым полям, по широким
Наши слезы снежком замело!
Девушки полошли к окну и, обнявшись,
слушали. Милиционер осторожно сел на

— Да, — вздохнул старик, — многие
времена прошли, умер дед столетним ста-
риком и песню ту велел петь своим сы-
новьям и внукам. Однако не про то я го-
ворю. Раз зимой будят леда ночью, сту-
Чат в оконце, велят запрягать по спешной
казенной надобности. Вышел дед с крыль-
па, видит — полно жандармов, — ходят,
звенят тесаками. Ну, думает, опять везти
каторжан. Однако нет никаких арестан-
тов, а на санях черный гроб лежит, ве-
ревками увязан. Koro ж это, думает. и в
могилу, страдальца, в оковах везут, кого ж
это парь и после смерти боится! Подошел к
гробу, смахнул рукавицей снег с черной

крышки и спрашивает жандарма: «Кого
поБезем?». «Пушкина, — говорит жан-
харм. — Убили его в Петербурге». Дед

отступил на шаг, скинул шапку и покло-
нилея гробу в пояс. «Ты что ж, знаком
ему, что ли?»— спрашивает жандарм. «Пес-
ни я ему пел». «Ну, так теперь петь не
будешь?» Чочь была тяжкая, крепкая, ды-
хание в груди замерзало. Подвязал дед бу-
бенцы, чтобы не гремели, сел на облу-
чок, поехал. Тихо кругом. только полозья
свистят, да слышно, как тесаки стучат и
стучат о гроб глухим стуком. Накипело у
деда на сердце, от слез заболели глаза, со-
брал он весь свой голос и запел:
Эх, по белым полям, по широкнм...

Жанларм его бъет ножнами в спину, а
лед не слышит, поет. Вернулся домой, лег,
молчит, голос на морозе застудил. С ‚той
поры 1о самой смерти говорил сипло. од-
ним шопотом.

— От сердца, значит, пел, — пробор-
мотал, сокрушаясь, милиционер.

— Все, родимый, надо от сердца де-
лать, — сказал старик. — А ты ко мне
пристаешь, — кто я ла что. Пеени я пою.
Такое мое занятие. Хожу промеж людей
и пою. Гле какую новую песню услышу—
запоминаю. К примеру, слово ты сказал—
эте одно, — а слово это самое ты про-
пел,—выходит, сердешный. мой, другое, —
оно полго в еердие дрожит. Песенную силу
беречь надо. Какой народ петь не любит—
плевый тот нарол, нету у него правильно-
го жизненного понятия. А об документе ты
не тревожься. документ я тебе покажу.

Старик вытащил трясущимися руками
из-за пазухи серую ладонку и достал от-
туда бумажку:

На. читай!
— Зачем мне читать! — обиделся ми-

_  лиционер.—_Мне ее читать нет теперь на-.

добности.. Я тебя и так вижу. Сиди, де-
душка, отдыхай. А вы, гражданин, — мн-
лиционер обернулся к человеку, стрижен-
ному бобриком, — лучше шли бы ночевать
в дом колхозника, там вам способнее. Идем-
те, я вас доведу.

Они вышли. Я взял бумажку у старн-
ка и прочел: «Дано это удостоверение
Александру Фелосьеву в том, что он яв-
ляется собирателем народных песен и ска-
зок и получает за это пенсию от прави-
тельства Карельской республики. Beew
местным властям предлатается оказывать
ему всяческую помощь».

— Эх, горе, — сказал старик. — Нету
хуже, когда у человека душа ‘сухая. Вянет
от таких жизнь, как трава от осенней
росы.

Мы пили чай. Девушки, обнявшись,
ушли к озеру, и в легком ночном сумраке
белели их простые ситцевые платья. Туск-
лая луна опускалась в воду, и в саду cpe-
ди берез печально крикнула ночная птица.

Светлоглазая девочка вышла на улицу и
снова тихо сидела у калитки и баюкала
тряпичную куклу. Я вилел ее из окна, №
ней подошел вихрастый милиционер и су-
нул ей в руку сверток с сахаром и 62-
ранки.

— Давай отнеси дедушке, — сказал
он и густо покраснел. — Скажи, гостинеи.

Мне самому некогда, надо на пост стано-
ВИТЬСЯ.

Он быстро ушел. Девочка принесла свер-

ток с колотым сахаром и баранки. Старик
засмеялся.

— Жил бы я,— сказал он, вытирая сле-
зящиеся глаза, — еще долгое время. Жал-
ко помирать, уходить от ласковости люд-
ской, и-и-и, как жалко! Как гляну на
леса, на светлую волу, на ребят да на

травы — прямо силы нет помирать.
— А ты живи, желанный, — сказала
старуха. — У тебя легкая жизнь, про-

стая, таким только и жить.

Днем я уехал из Вознесенья в Вытегру.
Маленький пароход «Свирь» шел по кана-
лу, задевая бортами за плакун-траву,
разросшуюея по берегам.

Городок уходил в солнечный тусклый
туман, в тишину и даль летнего дня, и
низкорослые леса уже охватывали нас тем-
ным кругом. Северное лето стояло во-
круг — неяркое, застенчивое, как светло-
глазые здешние дети.

тЫ

и
re

tng
ney
CoH