= 2”.

Под великим. знаменем
Ленина —

Окончание доклада тов.

Возьмем другой вопросе. Как изье-
стно, ми в царской России, ни в. со-
временных государетвах за рубежом
нациомальный вопрос‘ не был про-
тессивно разрешен. Во многих за-
рубежных буржуазных государствах
взаимоотношемия наций ‘нередко ре-
тулируются штыком и плетью, а за-.
ми такие государства построены на’!
угнетении и принижении правящичн
классами господствующей нации
всех остальных наций. Советская же
власть ликвидировала национальмо-
колониальный гнет, тяготевний нах
народами окраим России, помогла и.
помогает им поднимать хозяйство ин
культуру до уровня передовых цен-
тральных областей страмы, сделала’
эти народы полноправмыми. Угне-
тениые в прошлом окраины стали те-
перь самостоятельными советскими
республиками с развитой экономикой
и культурой. Советская власть впер-
вые в истории сумела создать обста-
новку искренмей дружбы и братекей
солихарноети всех народов, маселяю-
щих Советский Союз Освобождение.
советской властью десятков миллио-
нов людей от нациомально-колюни-
ального гиета — eCTh величайшее
достижение демократии. Известие,
что война является серьезной нро-
веркой прочности и искренности свя-
зей, установившихся между мация-
ми, народами. И вот, во время Отече-
ственной войны, взаимоотношеная
между многочисленными народамя
нашей страмы были похобны отнэ-
щениям членов единой дружиой
семви. В истекшей войне тяга наро-
дов нашей страны к взаимному со-
трудничеству и совместной борьбе за
спасемие Отечества, готовность всех
вародов постоять друг за друга иро-
явились с величайшей яркостью и
трогательностью, Народы Советского
Союза явили миру непревзойденные
примеры братской верности и пре-
данности друг другу. Все народы Co-
ветского Союза сплотились вокруг
русекого народа, как своего старшего
брата, и общими дружными усилия-
ми разбили врага,

Таковы великие плоды советской
демократии.

Из этого видно, какое меоценимое
политическое и идеологическое зна-
чение имеет в жизни советского об-
щества, в жизни нашей партии раз-
работанвая Лениным и Сталиным
теория строительства ммогонаци-
нального социалистического госу-
дарства, основанного на братеком 55-
трухничеетве всех наций, на созна-
тельной и искренней дружбе народов.

Подлимное, а ме мнимое осущеет-
вление демократии предполагает таз-
же единство интересов, морально-
политическое единство всего народа.
Такое единство трудящихся Matt
Тенин считал одной из коренных
особеимостей сопиалистического 96-
щества. «По маттему представлению,
— говорил Ленин, — государств»

ям: Ни угрозы, ни великие страда-

Сталина

Г. >. АЛЕКСАНДРОВА

ленинской партией в духе нерело-
вых, советских идей, в духе социа-
XH3MA.

История  змает много примеров
благородной преданности великих
мужей науки и культуры своим иде-

иня не могли заставить их отречьел
от передовых убеждений. Но это бы.
ли отдельные лица. Ни приилая ис-
тория, ни современное развитие vé-
MecTsBa не змали примера, когда бы.
целый парод, и при том великий на-
род, когда бы все. общество, и при
том многомналиомное общество, бора-
ось под знаменем одного передового
мировоззрения и было бы политиче-!
CKH единым. Теперь история имлет
такой пример. Этот пример дает с0-
ветское общество. В этом — прач-
ность советского строя, жизнеиность
и ненобедимоеть сопиализма.

Этим всем и об’яеняется, почему’

советекие люди, сами созлавшие се-
бе демократический норялок жизни,
горой стоят за свою демократию, за
свою власть, не дают и не халут её
в обилу и считают эту демократию
лучшим и наиболее полным выра,
женнем их коренных интересов. Этим
же об`ясняется, почему во многих
зарубежных госудаютвах выборы, _
скажем, верховного органа госухар-
ственней власти, являются прелме-
том торга межлу имущими клаеса-
ми, в то время как в Совотеком Сою-
зе выборы Верховного Совета явля-

‚ ния, написанные с 1907

Пе постановлению Центрального
Комитета Всесоюзной Коммунистичё-
ской партии (большевиков) выпу-
скается в свет первое издание Сочи-
нений И. В. Сталина,

Настоящее издание содержит про-
изведения, написанные И. В. Стали-
ным с 1901 г. до 1946 г. Веё изда-
ние состонт из 16 томов и будет вы-
пущено в свет в течение 1946—
1948 годов Государственным  изда-
тельством политической литературы.

дут в текущем, 1946 году,

В первый том вхолят произведе-
ния, наннеанные с 1901 гола 4x0
апреля 1907 года.

произведе-
wo 1913

Второй том водержит

год. включительно.

Третий том составляют произведе-
ния, относящиеся к периоду подго-
товки Великой Октябрьской Социа-
янстической революции (март—ок-
тябрь 1917 года).

В четвертом томе (ноябрь 1917 г.

ния, написанные в первые месяцы
существования Советской власти и в
пернох иностранной военной интер-
венции и гражданской войны.

ются веенародным праздником, вы-
ражением искренней преланности, _
признательности и глубокого
рия народа своей партии, своему.
Правительству, своему дорогому
вождю — товарищу Сталину. (Про-_
должительные аплодисменты).

Ещё у всех в памяти как дружно,
единодушно высказалея  советекий
нарох за политику  болыневистекой
партии и советского правительства
на прошлых выборах. Избиратели от-.
дали тогда свои голоса блоку комму-
нистов и беспартийных. Поеле этого’
проно восемь лет. И наш народ.
ещё и ещё раз убедился, что. на та-
кую нартию, как партия большеви-

отетеит интересы народа, что за по-
литику такого правительства, как
наше советокое правительство, все’
советские люди могут смела голосо-
вать, ибо эта политика строится В
интересах народа, во имя сопиализ-
ма. Наши советские люли говорят

пох знаменем товарища JeHHHa —
  OTHA нашего советского строя. Это’
были голы славного творчеекого vpy-
да и беззаветной борьбы народа, бес-
певоротно  ветавшего на ясный ле-
нинский путь. Этот путь возвеличил
наше Отечество и умножил его силы,
Мы горды и счастливы тем, что про-.
шли этот путь, мудро направляемые.
нашим вождём товаришем Сталвным.
  (Бурные, долго не смолнающие апло-

сильно. сознательноетью массе. Она
енльно тогда, когда массы все зна-
ют, 060 веем могут судить и илут ма
Bee сознательно» (Ленин, Второй

Всероссийский с’езд Советов, Соч.

т. ХХИ, стр. 18—19), Обобиая опыт
политической истории России, Ления
подмечал также. что чем больше 110-
литической своболы в стране, чем
прочнее и лемократичнее ее прелета-
вительные учреждения, тем легче

народным массам учиться политике,

а политика, прежде всего, и ееть

участие в делах государетва. Опыт
учаетия иашего народа в управлении. шеи партии, учитель нарэла, продол-,

государством и самоотверженная за-
мита наролом советекой власти в
Отечественной войне говорит о вы-
CORO политической сознательности
и все укрепляющемея моральном и

политическом елинетве нашего 30.

ветского общества. воспитываемого

дисменты),

Пуеть живет и процветает паша’
великая Родина, наша советская
  власть,  созланная Левиных и
  Сталиным! (Продолжительные апло-,
ен
Слава партии большевиков и с0-
 ветскому народу, нобеждающим под’
` знаменем ленинизма! (Бурные про-!
  должительные аплодисменты).

Да здравствует ленинизм! (Бурные
‚ продолжительные аплодисменты).

Да здравствует великий вождь нА-

жатель дела и учения Ленина, наш
‚ товарищ Сталин! (Бурные, долго не
‚ смолкающие аплодисменты, перехо: я-
щие в овацию, все встают. Участни-
ни заседания стоя поют партийный.
 гимн «Интернационал»).

anne церехода советского государства на

мирную работу по восстановлению

ков, можно смело ноложитьея — она!

также; все эти голы мы твёрдо шли!

Следующие три тома — пятый,
шестой, седьмой — охватывают про-
изведения, относящиеся к периоду

народного хозяйства (1921—1925
годы). Пятый том включает произ-
ведения, написанные с 1921 г. до
смерти В. И, Ленина (январь 1924 г.).
В шестой том входят произведения,
относящиеся к 1924 толу. Сельмой
том содержит произведения, написан-
ные в 1925 году.

Райоты И. В. Сталина периода
борьбы за социалистическую индуст-
риализацию страны (1926—1929
гохы) составляют восьмой, девятый,
десятый, одиннадцатый и двенадца-
тый тома. Восьмой и девятый тома
содержат статьи и речи, локлады и
выступления за 1926 год, десятый и
одиннадцатый тома — за 1927 год,

двенадцатый том — за 1928—1929
  ГОДЫ.

Тринадцатый там содержит произ-
ведения 1930—1933 годов, посвя-
щенные, главным образом, вопросам
коллективизации сельского хозяйст-
ва И лальнейшего развития социали-
стической индустриализации.

Четырнадцатый том охватывает
произведения 1934—1940 годов,
посвященные борьбе за завершение

построения социализма в СССР, со-
зданию новой Конституции Совет-
ского Союза, борьбе за мир в обста-
новке` начала второй мировой войны,

Содержание пятналнатого
составляет работа И. В. Сталина
«История ВКП(б). Краткий курс»,

вышедшая отдельным изданием в

1938 году.

Шестнадцатый том содержит про-
изведения периода Великой Отече-
ственной войны Советского Союза:
доклады, выступления и приказы

И. В. Сталина в дни годовщин Вели-
‚ кой Октябрьекой Социалистической

революции, обращения к народу в
связи с разгромом и капитулянией
Германии и Янонии и другие доку-
менты.

Все произведения в томах раепо-
лагаются в хронологическом порядке
по времени их написания или опуб-
ликования. Каждый том снабжен

предисловием, краткими примечани-   Институт Маркса—Энгельса— Ленина при ЦК ВКП(б).

Новые документы В. И. Ленина

К двадцать второй годовщине со
дня смерти Ленина советский чита-
тель получает новый, ХХХУ Леннн-
ский сборник, который ‘прибавляет к
опубликованному литературному  на-
следству Владимира Ильича большую
группу впервые напечатанных доку-
ментов (около 700}.

Сборник охватывает период
1922 гг. и потому вполне естествен:
HO, что наибольшее место в нем
занимают документы, отображающие
деятельность Ленина по организации
обороны молодой советской респуб-
лики, а затем н в области  хозяйст
венного строительства. В эти годы
Ленин посвятил много сил строн-
тельству советского государства,
формированию центральных и мест-
ных органов власти, налаживанию их.
работы, Сборних в новых локументах
отобважает государственную — де
тельность Ленина: Из материалов
сборника вилно, что эту напряжен:
ную работу Ленин проводил в тесном
содружестве с товарищем Сталиным,
Группа документов из военной пере-
писки Ленина и Сталина, а также из
оперативных государственных доку-
ментов, ярко характеризует их совме-,
стную деятельность.

В рамках одной газетной статьи нет
возможности даже кратко и в самых
общих. чертах изложить содержание
и осветить принципиальное и истори-
ческое значение всех опубликованных
в еборнике материалов. Мы остано-
вимся вкратце на новых ленинских
документах, посвященных строитель-
етву социалистической культуры.

1917—

+

% +
Годы ожесточенной борьбы с.
иностранными интервентами и внут-,

ренней контрреволюцией, сопровож-
давшиеся хозяйственной разрухой и
гололом, не остановили культурного
строительства в нашей стране. 1вор-
ческий под ем, вызванный Октябръ-
ской революцией. тяга рабочих
и крестьян к просвещению, к значни-
ям, к культуре требовали от совет-
ской власти удовлетворения политн-
ческих и культурных запросов рас-
крепощенных наролов России. Имен-
но на эти голы выпала залача прове-
дения первых мероприятий по органя-

социалистической культуры и кон-
  кретные указания по руководству
печатью, народным образованием,

кусством, высшим образованием, нау-

цих дружбу двух великих деятелей

ственного творчества,

: *
И. СМИРНОВ
*

зации советской печати, школы, мас-
совой политико-просветительной ра-
боты. Известно, что в эти годы
Ленин, сверх всяких сил перегружен-
ный военными, государственными и
хозяйственными делами, находил вре-
мя для систематического руководства
культурным строительством. :
Один перечень тем, затрагиваемых
в документах, ярко характеризузт
размах. культурного строительства
тех лет, удивительную способность
Ленина охватывать разнообразный
круг государственных вопросов. В
сборнике мы встречаем документы,
излагающие принципы строительства

массовой политпросветработой, —и<-
кой, культурной связью с заграницей,
здравоохранением, радиофикацией
страны. Здесь мы видим большую
группу документов,  характеризую-

русской культуры— Ленина н Горь-
кого, ленинскую заботу о кадрах
культуры, заботу об увековечиванчи
памяти великих людей нашей ролины.

В первую очередь внимание прико-
вывают три новых ленинских доку-
мента, ‘связанных с деятельностью
пресловутого Пролеткульта. Е

Ленин не мыслил формирование но-
вой социалистической культуры вне
овладения массами культурным нас-
ледством прошлого. Поэтому одной
из основных задач Советского госу-
дарства в области культурного стро-
ительства было обращение всех пед-
линных завоеваний мысли и художе-
всех прогрес-
сивных материальных и ховных
культурных ценностей в общенарод-

ное достояние. Ленин реально прел-   ложении, роли и итогах работы Про-

ставлял всю сложность и трудность
этой залачи. И он предупреждал, что
ее нельзя рассматривать, как едино-
временный акт или быстро разреши-

мую проблему.

леткульта, Ленин запрашивал заме-

этот запрос говорилось, что Пролет-
культ «является автономной органи-
зацией, работающей под контролем итии и Советекого государства

«Культурная задача не может быть
решена так быстро, как задачи поли-
тические и военные, —. говорил
Ленин. — ..Политически победить
можно в эпоху обострения кризиса в
несколько недель. На войне можно
победить в несколько месяцев, а
культурно победить в такой ‹рок
нельзя, по самому существу дела тут
нужен срок более длинный, и надо к
этому более длинному сроку приспо-
собиться, рассчитывая свою работу,
проявляя наибольшее упорство, на-
стойчивость и систематичность».

Идеологи Пролеткульта, отрекав-
шиеся от классического культурного
наследства, созданного трудом
многих поколений, своими нигилиети-
ческими рассуждениями могли дезо-
риентировать трудящихся, отвлечь 4X
от упорной и систематической рабэ-
ты в области культуры, к котопой
призызал Ленин. Пролеткультовцы,
провозгласившие себя творцами «но-
вой», неизвестно каким путем формн-
рующейся культуры, не связанной с
культурным наследством предшество-
вавших поколений, ориентировались
на стижийное влечение рабочего клас-
са к культуре. Они считали это сти-
хийное влечение вполне достаточным
для разрешения всех проблем наукн,
искусства, просвещения, а потому от-
вергали руководящие начала партин и
Советского государства в деле куль-
турного строительства.

Ленин предупреждал руководите-
лей Наркомпроса о политически оши-
бочной линии идеологов Пролеткуль-
та. В августе 1920 года, накануне
первого Всероссийского с’езда Про:

стителя наркома просвещения М. Н..
Покровского;

«1) Каково юридическое положение
Пролеткульта?

2) Каков и 3) кем назначен его ру-
коволящий центр? ;

4) Сколько даете ему финансов от
НКПроса?

5) Еще что есть важного о по-

леткульта».
В ответной записке Покровского на

Первые три тома Сочинений вый-

— 1920 г.) печатаются произведе-

тома

Об излании Сочинений
И. В. Сталина

ями справочного характера и биог- !

рафической хроникой.

Сочинения И, В. Сталина печата-
ются тиражом в 500 тысяч экзем-

Тираж изхания будет распроетра-
няться по индивидуальной подписке,
Книготорговое об’единение государ-

нает принимать подниску на Сочи-
  нения И, В. Сталина с 1 февраля
  1946 года.

Условия подписки: цена каждого
тома — 6 рублей, Подписка будет
  приниматься книжными магазинами
государственных издательств.

По мере выхода отдельных томов
Сочинений И. В. Сталина часть ти-

через книжные магазины.

#%
#

Выходящий в ближайшее время
первый том Сочинений И. В, Сталн-.
на содержит произведения, написьн-
ные с 1901 года до анреля 1907 го-
да.

Й этот период товарищ Сталин в
борьбе с различными антимарксиет-
скими и оппортунистическими течз-
ниями создает хенинско-искровские,
большевистские организации в Зз-
`кавказье и руководит их деятельна-
стью. В своих произведениях он

принципы марксистеко - ленинекоге
учения.

Том открывается двумя статьзмя,

вой статье «От редакции», посвя-
щенной изданию группой грузинских
  ревелюционных марксистов первой
  нелегальной — грузинской газеты
«Брдзола» («Борьба»), раскрываетея
значение нелегальной печати как
орулия в революционной борьбе пре-
летарната.

В статье «Российская социал-де-
 мократическая партия и ее ближай-
шие задачи» ноказывается несоетоя-
тельность утопического социализма,
  нодвергаются критике занадно-евро-
нейские  реформисты - бернштейни-
анцы и их последователи в России
«экономисты» и обосновывается не-
обходимость сильной и тесно спло-
ченной революционной марксистской
партии. В статье намечаются бли-
жайшие задачи партии но руковод-
ству политической борьбой пролета-
рната против царского ‘самодержа-
  BEA. Я

`В-статье «Ках понимает сопнал-

(1904 г.) даетея теоретическое обос-
норание и раз’яснение программы
‚ марксистской партии по националь-
  ному вопросу, разоблачается буржу-
азный национализм грузинских фе-
дералистов — социал-демократов и
других националистических групи
в Закавказье.

Статья «Классе пролетариев и пар-
  тия пролетариев» (1905 г.) посвя-

партии и в особенности ленинской
формулировки первого параграфа
устава партии.

В брошюре «Коротко о партийных
разногласиях» (1905 г.) в статье
  «Ответ социал-демократу» и в «Писъ-
` мах из Кутаиса» защищаются и раз-
 виваются основные идеи книги В. И.
  Ленина «Что делать?» — роль и зна-
чемие социалистической идеологии в

Наркомтроса и субсидируемой по-
  CHEER, Подчеркнув трижды слова
«под контролем», Ленин заметил на
полях: «Как его сделать реальным?».

Известно, что руководитель Нар-
компроса А. В. Луначарский, причя-
мавший участие в работах первого
с’езда Пролеткульта в октябре 1920
года, не выполнил указаний Ленина
и не вскрыл в своей речи на е ’езле
антимарксистской сущности идеоло-
гии Пролеткульта. В связи с этим
Ленин срочно составил проект резо-
люции «О пролетарской культуре», в
котором изложил  большевистехую
точку зрения на пути и методы фоз-
мирования социалистической культу-
ры. В сочинениях Ленина опублико-
ван этот проект резолюции, В ХХХУ
Ленинском сборнике публикуется
«Набросок резолюции о пролетарской
культуре».

Bor как сформулировал Ленин oc-
новные задачи культурных организз-
ций в социалистическом государстве:

«1. Не особые идеи, а марксизм.

2. Не выдумка новой пролеткуль-
туры, а развитие лучших образ-
цов, традиций, результатов суще-
ствующей культуры © точки
зрения миросозерцания марксизма и
условий жизни и борьбы пролетари-
ата в эпоху его диктатуры.

3. Не особо от НКПроса, а как}
часть его, ибо РКП + НКПрос = %
пролеткульта.

4. Тесная связь и соподчинение
Пролеткульта НКПросу».

Эта ленинская запись «для себя»
выходит далеко за рамки темы ©
Пролеткульте. Здесь в восьми стро-
ках Лениным изложены принципы cO-
циалистической культуры, ее филосо-
фия. В этой краткой записи мы нахо-
дим установки для понимания важ-
нейших методологических вопрозов!

‘ской партии.
пляров.

ственных издательств (Когиз) начи-,

разжа поступит в розничную продажу.

обосновывает и защищает основные.

написанными в 1901 году. В передо-_

демократия национальный вопрос?»

щена защите ленинского учения о0\

\ченным к работе хуложникам-

me

рабочем движении, В этих произве-
дениях дается всестороннее освешо-
пие идеологических основ маркеиет-

В том входит ряд работ, в которых.
развиваются вопросы тактики пар-
тии в период первой русской резо-
люции 1905 года. К ним отмосятся:
  статьи «Вооруженное восстание и
наша тактика», «Временное револю-
цномное правительство и социад-
демократия», бронпора «Две схваг-
‘ких и др.

В том вхолят статьи «Аграрный
вопрос» и «К аграрному вопросу»
  (1906 г.) и речь на У Об’единитель-
ee с`езде РСДРИ «0 пересмотре ar-
рарной программы»,

Итогам четвертого 06’единитель-
вого с‘езда РОДРИ посвящена бро-
°ниора «Современный момент и 06*°-
`динительный в’езд рабочей партин»
(29067 2.).

В ряде статей: «Классовая боръ-
‘Gan, «Фабричное законодательство и
пролетарская борьба» (1906 г.) и др.
освещается вопрос о роли партии и
профсоюзов в клаесовой борьбе про-
летариата.

- В том входят также прокламации,
  написанные И. В. Сталиным от иуе-
‘HH закавказских . большевистских
организаций» В этих прокламациях
‘выдвигаются призывы к революпя-
онной борьбе путем вооруженного
восстания против самодержавия И
остатков крепостничества.

Первый том завершается работой
«Анархизм или социализм?» (1906
  —1907 гг.), в которой освещаютея
теоретические основы маркенетской
партии— диалектический и исторк-
ческий материализм, вопросы воциа-
` листической революции и’ диктату-

CTCKOH партии, как политического
руководителя рабочего класса.

Подавляющая часть вошедиих в
‘первый том произведений была опу-
бликована в грузимекой нелегальной
и легальмой революционной печати
На русском языке большинство этих
произведений появляется впервые.

Первому тому Сочинений предпо-
`слано предисловие автора.

Выход в свет Сочинений И. В.
Сталина явится важным событием в

‚ кворецкого района столицы,

ры пролетариата, значение маркеи-

‚Подготовка
в Верховный

Более тысячи человек приняло
участие в предвыборном собрании
доверенных лиц и избирателей Мос-
состо-
явшемся 15 января в клубе Дома
правительства. Речи агитаторов и
доверенных лиц были посвящены
канлидату в депутаты Совета Сою-
за — главному архитектору Москвы
Дмитрию Николаевичу Чечулнну.

Первое слово поедоставляется на-
чальнику цеха фабрики «Гознак»
А, Боканчикову.

— Коллектив рабочих, инженеров,
техников и служащих фабрики «Го-
знак», — говорит он, — был одним
 из инициаторов выдвижения тов.
Чечулина кандидатом в депутаты
Совета Союза Верховного Совета
@GGEP.

Тов. bBoxkanquKkos
тов. Чечулина, как общественного
деятеля и зодчего, создавшего заме-
чательные архитектурные сооруже-

шей родины.

Старший научный сотрудник Ин-
ститута географии

характеризует

Г ния в столице и других городах на-

Академии наук.

к выборам

Совет СССР

Встречи с избирателями

МОСКВОРЕЦКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ г. МОСКВЫ

жизни и деятельности Д. Чечулинаи
обрисовала его путь от рабочего до
главного архитектора столицы.

В заключение выступил кандидат
в депутаты Совета Союза по Моск-
ворецкому избирательному округу
г. Москвы Д. Чечулин.

—- Я глубоко взволнован довери-
ем, ‘Которое мне оказано выдвиже-
нием моей кандидатуры в депутаты
Верховного Совета СССР, — сказал
Д. Чечулин.

Д. Чечулин рассказал участникам
собрания об успехах, достигнутых в
реконструкции Москвы.

’-- Как главный архитектор города,
сказал он,—я вместе со всем кол-
лективом московских архитекторов
учитываю опыт зодчества прошлых
лет, совершенствую свое творчест-
во, Я приложу все усилия, чтобы
столица нашей великой и могучей
родины — Москва, где работает со-
  ветское правительство во главе с ве-
  ликим и любимым Сталиным, была
самым красивым, самым лучшим го-
` родом в мире!

СССР Н. Успенская рассказала @

ж*

Участники собрания послали при-
ветствие товарищу Сталину.

*

СВЕРДЛОВСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ г. МОСКВЫ - a

Доверенные лица и избиратели

‚га встретились в театре имени
К. Станиславского и В. Немирови-

ты Верховного Совета СССР О. Ф.
Леоновой.

Тепло и задушевно говорили вы-
ступавшие о своём кандидате — до-
чери советского народа, мужествен-
ной  патриотке Ольге Федоровне
Леоновой.

дарственная деятельность, как депу-
тата Верховного Совета СССР перво-
го созыва, просветительная роль, как
педагога, проходила у нас на гла-

искусств И. Я. Гремиславский.—Оль-
ге Федоровне мы доверили наше бу-

нее? Я призываю всех голосовать за
тов. Леонову — кандидата блока
коммунистов и беспартийных!

Старейшая учительница столицы

И. ДЗЕРЖИНСКИЙ

аи

Партийная организация Ленинград-
ского государственного: академиче-
`ского Малого оперного театра реко-
  мендовала меня в качестве председа-
теля участковой избирательной ко-
миссии. &

‘ментом большого творческого Ha-

ских романсов «Залетная птица» и
тель» по Пушкину, торопясь вручить
партитуру постановщикам будущего
спектакля. .

идейной жизни нашей партии.

В — произведениях товарита
Сталина обобщен огромный исторя-
  ческий опыт борьбы большевиетекай
партии за победу социалистической
революции и построение сопиалистн-
ческого общества в нашей стране, за
создание и укрепление советекоге
  государства. В трудах товарища
’Сталина развита и обогашена мовым
опытом марксистско-ленинская тео-
  рия.

Сочинения товарища Сталина ока-
кадрам и советской интеллигенции в
изучении истории и теории большее-
вистекой партии, в овладении марк-
` систеко-ленинской наукой о закомах
развития общественной жизни и пу-
THX строительства  коммунистиче-
ского общества.

чают в этом документе необычайно
цельное и яркое освещение.
i

Самые разнообразные вопросы из
области искусства входили в орбиту
деятельности Ленина, как Председа-
теля Совнаркома. Национализация
театральных предприятий и произве-
дений искусства, охрана памятников
культуры и старины, тематика кино»
хроники, подготовка кадров работни-
ков искусств, улучшение материаль-
ного положения деятелей искусств,
установление намятников - деятелям
революцин и культуры — вот далеко
не полный перечень вопросов, зани-
мавших Ленина, о чем красноречиво
говорят документы ХХХУ Ленинеко-
го сборника.

Материалы сборника вновь напоми-
нают нам 0б одном из невыполнен-
ных нашими скульпторами заданий
Владимира Ильича. Речь идет об ус-
тановлении в Москве памятника
Карлу Марксу. Еще в декабре 1919
года, с полного согласия и одобре-
ния Ленина, Совнарком принял реше-
ние соорудить памятник Карлу Марк-
су на плошади Свердлова. Мз мате
риалов сборника видно, как Ленин
лично участвовал в рассмотрении и
утверждении эскизных проектов па-
мятника, требовал от Наркомпроса
внимательного отношения к привле-

Глубоким уважением к памяти дея-.
телей русской культуры проникнута
леловая записка Владимира Ильича в
Петроградский совет.

«Мне сообщают, — пишет Ленин,—

1) что скульптор Гинибург, изгото-
вляющий бюст Плеханова, куждаегся
в материалах, глине и проч.

2) что могилы Плеханова и Засу-
лич заброшены.

Нельзя ли дать приказ по обоим
пунктам присмотреть, налечь, прове-
рить?».

истории строительства социалиетиче-
ской культуры и актуальнгиших
проблем современности. Сочетание
традиций и новаторства, нсторичес“о-
го опыта и опыта современности. мно-
гованиональность форм советской
культуры и монолитность ее социа-
листической илейности, многообэазие
творческой инициативы деятелей со-
ветской культуры, коллективов, ©р-
ганнзаций и руководящее начало пя5-
полу-

‘ча. Он был инициатором срганизации

Охрана народного достояния, в том
числе культурных ценностей, была
постоянной заботой Владимира Илья:

госулаг твеннсй охраны памятникое.
искусства и старины, лично’ Japan
распоряжения. касающиеся реставра:
ции памятников. Так, в одной Ha
сРОоИХ записок в мае 1918 года Ленин
писал:

жуг серьезную помошь партийным,

‚ ховный Совет СССР я принимал уча-

стие в деятельности одной из участ-

ковых избирательных комиссий
г. Москвы. Эта работа дала мне ог-
ромное моральное удовлетворение, и
  сейчас я с радостью снова взялся за

дело.
  жинского округа Ленинграда, пред-
седателем которого я являюсь, об’е-
диняет свыше двух тысяч избирате-
лей. Среди них рабочие-строители,
восстанавливающие в Ленинграде
творения величайших зодчих, уче-
ные, конструкторы, ` педагоги, инже-
неры, актеры и художники.

Проверяя списки избирателей, по-
сещая их дома, выполняя другую по-
вседневную и, на первый взгляд,
будничную работу, я встречаюсь с
представителями самых разнообраз-
ных профессий, знакомлюсь с их
интересами, с особенностями их тру-
да и творчества.

Эти впечатления обогащают мой
опыт художника.

Ближайшие мои помощники по
руководству избирательной комисси-
ей — директор школы т. Шадрина,
партийный работник т. Цветков и

Преплагаю в срочном порядке про-
извести рестазрацию Влалимирских
ворот (кремлевская башня, выхоля-
mia K Аеторическсму музею), пору-
чив кому-либо из архитекторов по-
указанию П. П. Малиновского пред-
ставить смету и наблюсти за исгол-
нением работ».

Владимир Ильич уделял больнюе
внимание кино, как важнейшему из

Лениным путь обеспечивал нам €93-
дание картин, проникнутых коммуни-
стическими идеями, возможность
выращивания советских мастеров ки-
ноискусства, способных перейти от
публицистических фильмов к CO3Na-
нию художественных произведений
больших обобщений. Ленин неодно-
кратно давал конкретные указания о
тематике кино и фотохронике научно-
го и публицистического содержания,
оказывал практическую помошь. ра:
ботникам кино в создании картин,

26 ноября 1920 года
Ильяч набрасывает тематику
фотохроники:

«l) Материнские дома и охрана
детства.

2) Дворцы, превращенные в дет-
ские лома,

3) Фронт Врангеля».

Забота советской власти о детях,
передача дворнов детским домам, ор-
ганизация детских консультаций —
все это ростки новой жизни, о кото-
рых интересно и важно рассказать
советокому народу языком киноис-
кусства. «Фронт Врангеля» к тому
времени был уже ликвидирован. Но
запечатлеть героическую борьбу на
пленке было почетной задачей работ-
ников кино. Хроникальный фильм о
борьбе против Врангеля мог быть
прекрасным историческим докумен-
том о смелости, мужестве и бесстра-
шии советских воинов в борьбе за 00-
Дину:

Владимир
KHHO-

kat

Большая группа ленинских локу-
ментов, публикующихся в сборнике,
показывает неустанную  ленинскую
заботу о людях. Обращение артистов
и писателей лично к Ленину co евои-
ми просьбами и нуждами встречали

«Тсваришу комевданту Кремля

живейший отклик Владимира Ильича.

Свердловского избирательного окру-.

ча-Данченко с кандидатом в депута-

— В& общественная работа, rocy-

зах, — заявил заслуженный деятель

дущее, воспитание наших детей. Что
может быть почётнее и ответствен-

Почетное поручение совпало с мо-
пряжения: я завершал цикл лириче-.

заканчивал комическую оперу «Ме-

Во время прошлых выборов в Вер-

33-й избирательный участок Дзер-,

всех искусств. Он придавал особое
значение кинохронике и считал, что
с нее нужно начинать произволетво
советских фильмов. Указанный

областей нашего

А. М. Туманова посвятила свою речь
характеристике Леоновой, как педаз
гога. О плодотворной, кипучей депу-
татской работе О. Ф. Леоновой гово-
рил слесарь-стахановен Тормозного
завода А. С. Тоисов.

С большим интересом было вы-
слушано выступление доктора архих
  тектурных наук М. И. Ильиной.

Тепло встреченная аудиторией,
  лауреат Сталинской премии А. А. Яб-
лочкина говорила об участии совет-
ской женщины в Великой Отечест-
венной войне.

В заключение слово получила
О. Ф. Леонова. Она принесла трудя-
щимся района благодарность за ока-
занное ей доверие.

Простыми словами рассказала
О. Ф. Леонова собравшимся о своей
жизни, о работе в качестве депутата
Верховного Совета СССР.

Под бурные аплодисменты совеща-
ние приняло приветствие товарищу
И. В. Сталину.

дзержинсий Радостный долг

elle TPH товарища — директор завоз
да, железнодорожник и военнослу-
жащий. Е

Совместно мы направляем дея-
тельность агитпункта. Из института
растениеводства и артиллерийского-
училища на пункт приходят агитато-
‘ры. Ботаники, биологи и командиры
Красной Армии беседуют с избира-
’телями о происхождении вселенной,
`о дарвинизме, о метеорологии, о во-
енном искусстве, об истории русско-
го народа.

По моему предложению в план
очередных мероприятий на агит-
пункте внесены встречи избирателей
с мастерами искусства, культпоходы
‘в театры и кино. В ближайшие дни
  Ha агитпункте состоятся доклад о
’ произведениях современных компо-
зиторов, выступления актеров ленин=
градских театров и мой творческий
отчет.

Избиратели Дзержинского округа
выдвинули кандидатом в депутаты
Совета Союза поэта Николая Семе-
новича Тихонова и кандидатом в де-
путаты Совета Национальностей Ми-
\хаила Ивановича Калинина.

Сейчас наша задача заключается в
том, чтобы рассказать каждому из-
бирателю участка о заслугах этих
достойных кандидатов в депутаты
Верховного Совета СССР.

Великая демократия социали-
стического государства приобщила
работников искусств к роднику об-
шественной жизни, из которого они
черпают новые вдохновенные обра-
зы и мечты.

Радостно сознавать себя участни-
ком грандиозного всенародного
под’ема, который создала подготовка
к выборам.

Многие материалы сборника еще
раз свидетельствуют © трогательном
внимании и постоянной — заботе
Ленина о здоровье, условиях жиз-
ни и работе Алексея Максимовича
Горького. Вот телеграмма Владимира
Ильича к Крупской, из которой мы
узнаем, что Ленин настоятельно сове-
товал Алексею Максимовичу  про-
ехаться на пароходе по Волге отдох-
нуть.

Вот задание управляющему делами
Совнаркома: «Поговорить с Красиным
© Горьком ивсячески ускорить полу-
чение денег Горьким» (для организа-
ции лечения писателя за границей).

Многочисленные предложения
Горького советскому правительству
по самым разнообразным вопросам
всегда встречали поддержку Ленина.
Издание книг, воспитание бережли-
вого отношения к народному добру
и многое, многое другое заботит пи-
сателя. И Ленин внимательнейшим
образом вникает во все предложения
Горького.

ae

Хуложественная интеллигенция на-
шей страны. принимает активное уча-
стие в социалистическом строитель-
стве, но ее деятельность может раз-
виваться плодотворно лишь в Том
случае, если работники искусств про-
никнутся высокими идеями коммуниз-
ма, усвоят коммунистическое миро-

воззрение. Распрсстранение маркси-
стской  теорни, коммунистической
идеологии в среле работников ие:

кусств Ленин считал необхолимым и
требовал внесения в учебные поа-
граммы высших художественных
учебных заведений основ коммуни-
стического учения.

Систематическое изучение литеря-
турного наслелства В. И. Ленина
имеет огромную, ни с чем не сравни-
мую важность для работников всех
искусства. Новый
Ленинский сборник привелечет вни-
мание самых широких слоев совет-
ских читателей, в том числе и прея-
ставителей хуложествеиной ^ интел-
лигенции чаш» страны