thy
0b
Ml
и

ay
ay
Dy
Ам
У

bi
Oy
Ty

тт

ТИ
) i
ВЫ
у ny
ии
ATE

pang
118.
уг
№.
Oyu
) ed
ny
a
ni
mar

м

Ву

OB

„АЯ 1937 г., № 130

АР

—©_-

Откровенный
разговор

М. ГОРНОВА. `

Домашняя хозяйка

(7096)

Мы, жильцы новых домов, редко видим
архитекторов, но очень часто их ругаем.
Я живу в доме Прожекторного завода на
шоссе Энтузиастов, который строился по
проекту архитекторов Зальцмана и Соколо-
ва. Дом наш жилой. но он’ сделан ко-
раблем: верхние балконы-—в виде лодок,
окна— как иллюминаторы. Я лучше согла-
силась бы жить в хорошем доме, чем в

` плохом корабле. Архитекторы, видимо, со-

вершенно не думают о жильцах лома. Они
не обращают внимания на «мелочи», на
детали, от которых зависит удобство
жилья. Вот, скажем, вентиляция у. нас
сделана так, что служит громкоговорите-
лем: если в олной комнате скажешь сла-
BO, TO OHO через вентиляцию передается
по всему дому. Двери на улицу thanep-
ные, они имеют очень непригляхный вид.
Когда моешь эти двери, они становятся
еще грязнее.

У нас очень много упреков к архитек-
торам, всего даже не Перечислишь. Дума-
ли ли архитекторы об удобном расположе-
нии кухни? Видимо, не’ думали. Иначе
они не проектировали бы так скверно.
Кухни у нас такие, что они превращают-
ся в рассадник грязи. Плиты засунуты в
такой угол, что когла хочешь помыть их,
то надо быть акробатом,  .чтобы к ним про-
тиснуться, и поэтому в кухне постоянно
противный запах горелого жира. Мойки
отсутствуют. Зато есть холодильники. Но
какие? Зимой в них слишком холодно, а
летом — слишком жарко. Мы храним в
них только пустые бутылки и всякий
хлам.

Комнаты у нае не плохие. Однако пер-
вое, что бросается в глаза, это етенной
шкаф, который очень уродлив. Он мне
портит всю домашнюю обстановку. А я
хочу, чтобы квартира выглядела красиво.
Кажется, это — естественное желание, но
архитектор этого не учел. Я живу -в угло-
вой квартире, и для угловой комнаты, ко-
торая является самой большой, сделали
самое маленькое окно. А в комнате, ко-
терая выхбдит на север, окно сделано
огромное, итальянское, во всю стену. Если
же вы захотите его вымыть, то нужно
тренироваться в пирковой школе, иначе вы
5 внутренней стороне стекла не доберетесь.

Надо 0бо всех этих вопросах серьезно
подумать. Построил архитектор дом, сделал
его, — пусть он придет к нам в гости.
Кажлая хозяйка напоит его чае» и расска-
жет о недостатках проекта. Эти замечания
пусть он учтет в своей дальнейшей ра*
боте. Теперь же архитектор оторван от

- масс, для которых он работает.

Не ‘всё архитекторы имеют ‘хуложест-
венный вкус, поэтому нужно привлекать и
художников лля внутреннего оформления
лома. Возьмем такую деталь; как абажур.
Нигде не купишь хорошего абажура, да и
очень дороги эти вещи. В Москве, в центре
торода, есть магазин «Хуложник», который
завешан шелковыми абажурами, но они
соъершенне безвкусны.

Возвращаюсь к вопросу о планировке
комнат. У нас передняя очень маленькая,
и в ней слишком много дверей. Вешалку
повесить совершенно негде, и приходится
пальто забирать в комнату.

Я не знаю, от кого весе это зависит, кто
за это отвечает, но у нас все угловые
комнаты сырые. Мы здесь живем вот уж
третий год, но дом до сих пор, как гово-
гится, не пришел в себя после строитель-

ства. :
ey

О КРАСОТЕ `
И УДОБСТВАХ

. Е. ЛИБОВ

Инженер Прожекторного завода

Архитекторы очень любят ссылаться на
разные об’ективные причины, якобы меша-
ющие им осуществить свои замыслы. То,
говорят они, материалов нет, то нормы не
те и т. л. Мне кажется, что можно слелать
хорошую кухню, хорошие окна и распла-
нировать все, как следует, удобно и хорошо,
и ничто этому не мешает.

втором доме Прожекторного завода,
тле я живу, на шоссе Энтузиастов, балко-
ны выходят на северную сторону. Эти
балконы открыты, а на южную сторону
закрыты. :

Мне кажется, что архитекторы в своих
проектах имеют в виду лишь, так сказать,
общие проблемы, а мелочи вовсе упускают
из вилу. Межлу тем мы, жильцы, сталки-
ваемся прежде всего с лосадными мело-
чами: с мойкой, с трубой. с форточкой и
прочими «деталями», которые портят нам
удовольствие от нового и в общем непло-
хого Жилья.

У нае имеются два лома, строится тре-
тий, а рядом главный административный
корпус. Но ансамбля пока нет. Алминистра-
тивный дом просто врелительеки построен.
Tam 40 проп. годной площади ушло пол
колонны.

Чтобы слелать лом «покрасивее», его
спроектировали в 110 метров длиной и 10
метров шириной. Колонны стоят на четвер-
том этаже. Рассказывают, что архитектор
поставил колонны потому, что здание осе-
ло,— архитектор испугался. Жильцы лома
говорят, что здание будет осаживаться, а
колонны будут выпирать из крыши.

В этношенаи ‘планировки архитекторами
допускаютея исклюзртельные безобразия.
Фэбрика-кухня построена чуть ли не в Пе-
рове, вместо того, чтобы построить ее по-
ближе. Е

Конечно, у нашего дома есть и хорошие
стороны: -в квартирах — ванные, умы-
вальные, хорошие кухни. Но говорить 06
этом, как о большом достижении, по-моему,
нельзя. Нужно, товарищи архитекторы, 5
мелочам побольше присматриваться, и т0-
гда у вас красота к таким мелочам сама
приложится.

—©--

НЕ ВИЖУ

АРХИТЕКТОРА
А. САМОЙЛОВ

Рабочий-строитель

Я сам — строительный ‘рабочий, сейчас
работаю на стройке нового семиэтажного
лома на 1-й Мешанской, № 83. У нае
был большой затор из-за отсутствия чер-
тежей. В процессе стройки все меняется,
дзже конструкции переделываютея на-
ходу.

0 комнатных шкафах и мусоропроводах.
У нас ‘вместо шкафов делают на кухне
так называемые антресоли, так же в ван-
ной комнате. На них будут складываться
чемоданы, корыта и т. д. Я работал во
многих домах, и жильцы одобряют это ме-
роприятие.

Очень ненормально то положение, что
архитектор ограничивается составлением
проекта, а сам на стройке почти не бы-
вает. На 1-й Мещанской, где я сейчас ра-
ботаю, я архитектора еще ни разу не ви-
дел. В другом доме, где я работал в про-
лом году, архитектор показался всего

два раза.
egy

НУЖНО ДУМАТЬ
0 ЖИЛЬЦАХ

К. ПЕРШИКОВА

Домашняя хозяйка

Я — ломашняя хозяйка. Живу в доме
1-го Шарикоподшипникового завода. Боль-
ше нас, хозяек, никто так много не нахо-
дится в квартире, никто больше нае не
имеет так много дела с кухней, с ванной
и т. д. Поэтому наш голос для архитек-
торов должен звучать особенно веско.

Очень часто наши строители сдаютьдома
недоделанными, а потом, когда жильны
в‘едут, начинается целая история — то
одно нало поправить, то. другое. При этом
нам говорят: «вы, жильцы, эксплоатируе-
те дом, вы его и переделывайте». Это —
безответственность! Архитектор думает
только о проекте, а не о готовом доме и не
о жильнах, которые будут в этом доме
жить долгие годы.

Вопрос о числе комнат. Допустим, их
три. Но почему они вее одинаковы и стан-
дартны? Олна комната — спальня, другая,
скажем, столовая, где по вечерам собирает-
ся вся семья,—-— это своего рода центр об-
щественной жизни семьи. А планируют по
стандарту и комнату для детей, и спаль-
ню, и столовую. Разве это не равнодушие
со стороны архитектора?

Нало проектировать так, чтобы облег-
чить. жизнь домашней хозяйке, у которой
почти все время уходит на неполадки в
кЕартире. <

Теперь относительно стенных шкафов.
Мы стараемся не иметь лишних вещей,
чтобы меньше было грязи и пыли, но все-
таки какие-то вещи есть, и стенные шка-
фы играют колоссальную роль. В хороших.
больших домах это предусматривается, a
в домах рабочего поселка не предусматри-
вается. Если нет стенных шкафов в кухне,
вы «украшаете» стены всякими полочка-
ми, которых, кстати сказать, на базаре
не купишь.

домах нашего завода окна сделаны
так, что их нельзя мыть без риска выва-
литься на мостовую. Если бы архитектор
хоть раз в жизни сам вымыл окна, то оп
немедленно переделал бы их.

У меня есть вопрос, от которого архи-
текторы могут отмахнуться, как от мело-
чи, не имеющей практического значения.
В кажлом новом доме хозяйка прежде все-
го вешает на окна занавески, а вешать их
не на чем. Неужели нельзя во время по-
стройки сделать крючки? Нам приходится
самим забивать гвозди. уродовать и разру-
шать стены. .

Продуктов хранить у нас негде. Обычно
мы храним за окном. Чем больше жиль-
цов. тем больше свертков висит за окнами.
Было: бы неплохо в кухне иметь неболь-
шой шкафчик. маленький холодильник.

На жилищное строительство советская власть тратит еже-
годно миллиарды рублей. Вопросами архитектуры жилых домов
горячо интересуются широкие слои трудящихся. Эти вопросы
будут обсуждаться на всесоюзном: с езде архитекторов.

На-лнях в редакции «Правды» состоялось совещание, в ко-
тором приняли участие архитекторы и жильцы новых домов,
Выступавшие указывали на серьезные недостатки нашей архи-
тектуры. Эти выступления, часть которых мы сегодня печатаем,
заслуживают внимания предстоящего с’езда архитекторов и всей }

советской общественности.

Я живу в одном из домов завода «Шари-
кополшипник» пять лет. Эти лома строи-
лись одновременно с заволом. строила их
контора Мосстрой. (Строительство началост,
в сентябре 1931 г., а в январе 1932 гота
в первый лом уже в’езжали жильцы. Crpo-
или скоро. но плохо. У нас ло сих пор 06-
валивается штукатурка в комнатах.

Я работаю на заводе по жилищному хо-
зяйству, и, когда распределяеть новые
квартиры, сразу сталкиваешься с тем, что
рабочий получает недостаточно удобное и
некрасивое жилье. Новый жилец начинает
строить в комнате перегоролки. Если мы
этого не разрешаем, он строит баррикады
из шкафов. Это происходит потому, что при
проектировке здания не заботились об улоб-
HOM расположении комнат.

Я не могу себе лаже представить, как
можно делать такие некрасивые окна, ка-
кие делают в наших домах. У нас окна
квадратные, и если неудобно вытирать
окно в три раствора, то в новых ломах еще
хуже. Вы раскрываете окно, как ворота, и
рама выходит наполовину в комнаты. Ko-
гла вы беретесь за раму, она все время
шевелится, как продольная пила. Когда вы

х

екту архитектора Н. Е. Лансере.

ПОЧЕМУ Я РУГАЮ
АРХИТЕКТОРА

М. ПЫШКИНА

Начальник жилищно-коммунального отдела 1-го Шарикоподшипникового ‘завода
им. Л. М. Кагановича

хотите открыть или закрыть раму, она за-
стревает то вверху, то внизу.

Почему бы не сделать таким образом,
чтобы верхушка была закреплена и рама
открывалась на пол‘окна. Какая гарлина
удержитея наверху. когла весь этот сарай
открывается! Дома я кляну всех архитек-
торов. г й

Когла я принимаю новые дома, то я ча-
сто не хочу их принимать из-за имеющих-
ся дефектов, мне же отвечают: не кричи,
пель в проекте не предусмотрено всего, чего
ты требуёшь. Значит, виноваты архитекто-
ры, которые‹ кула-то исчезают. когла дом
готов. При сдаче домов не знаешь, кто их
проектировал. Солоно пришлось бы архи-
тектору, если бы я его видела при поиемке
плохого дома...

Скажу еще, что мы строим жилищ
меньше. чем можем. У нас на заволе и ма-
териалы есть, и деньги есть, но как-то так
получается, что эти деньги не исполь-

зуются. В 1936 голу мы не использовали
1.200.000 рублей. В этом голу нам ассиг-
новано 10 миллионов, и я знаю наперед,
что этих денег опять не используют. Тре-
буется больше любви и внимания к строи-
тельству жилых домов. :

Жилой дом работников Всесоюзного института экспериментальной меди-
цины (ВИЭМ) в Ленинграде, на Кировском проспекте, построенный по про-

Фото Л. Андреевского.

О ФАСАДЕ

И ЖИЛЬЦЕ
Г. УРСУЛ

Рабочий Прожекторного завода

Большинство наших архитекторов счи-
тает свою функцию законченной = тогда,
когла подписал свой проект и сдал его
заказчику. А потом строитель может сде-
лать с проектом все, что ему. прилет в го-
лову, — это архитектора не волнует.

Разумеется, во многих недостатках на-
ших жилых домов повинен и сам архитек
тор. В доме Прожекторного завода (на шос-
се Энтузиастов) ванны устроены без сто-
ка. Попробуешь душ пустить, а из ванны
воду девать некула. 0 таких «пустяках»
никто не подумал, а мы, жильцы, чуветву-
ем это каждодневно.

В наших квартирах сделали балконы
под названием лолжии. На кажлый такой
балкон затрачено два с половиной метра
жилой площали. Это никуда не годится.
Архитектор думал только о хуложествен-
ном оформлении дома, а об интересах жиль-
цов, которые будут жить в доме, он 60
вершенно забыл. Нужно делать красивый
фасад так, чтобы это не было в ущерб удоб-
ству жилья.

oO ==

_ ЗАЗНАИСТВО
И БЕЗГРАМОТНОСТЬ

И. ВАЙНШТЕЙН

Архитектор

У нас, в союзе архитекторов, *часто бы-
вают вечера смычки с летчиками, парашю-
тистами, а вот с жильнами, с потребите-
IMU Hallux сооружений, у нае ни разу
не было совместного собрания, на котором
можно было бы обсудить многие больные
вопросы архитектурной практики. В союзе
много говорят о конструктивизме, форма-
лизме HT. п., а о том, как улучшить
строительство жилья, мы почти He слы-
шим. Между тем много домов выстроено и
строится людьми элементарно HerpaMor-
НЫМИ.

_ Среди архитекторов сильно развиты за-
знайство и самомнение. Выстроил дом — и
думает, что создал гениальное сооружение.
А стоит привести сюла грамотного чело-
века, и он найлет в этом «гениальном» со-
оружении уйму ошибок.

нашей стране есть немало крупных
снециалистов-архитекторов. Но  исполь-
зуются они явно нёлостаточно. Вот, на-
пример, академик Жолтовский. Разве он
используется в достаточной мере? А ведь
такие мастера. как Жолтовский, много мог-
ли бы дать нашей архитектурной  моло-
дежи.

Когда мы строим лом, мы многого не
учитываем, не учитываем прежде всего
так называемых мелочей, за которые нас
больше всего ругают жильцы наших 10-
мов. Никто не лумает о том, как будут
новешены занавески, никто не лумает о
переплетах, о вентиляции. Нам говорят: в
помещении построенного вами лома обра-
зуетея сырость и удобный приют находят
мухи, комары, моль. Всего этого мы не
учитываем. Г

Потребности наших жильцов крайне
разнообразны, и. архитектору бывает труд-
но их учесть. Академия наук строит
лом по моему проекту. Дом заканчивается.
Я еще год назал говорил президиуму Ака-
лемии, чтобы мне дали примерный список
будущих жильцов, с которыми я мог бы
поговорить и выяснить, гле. они хотят по-
ставить штенсель, в какой цвет покрасить
комнаты и т. д. Почему можно сделать
на заказ костюм, который будешь носить
1—2 гола, а почему нельзя сделать на за-
каз квартиру, в которой людям прилется
жить десятки лет? Почему президиум Ака-
демии наук не может дать мне список
жильцов, с которыми я мог бы договорить-
ся? Конечно, перепланировки я делать не
булу. но мог бы поговорить относительна
отделки помещения. Этим мы уменьшим
расходы и меньше булет недовольства.

ОЕ
SALT

ПРОТИВ АНТИГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕВДЕВЦИЙ

В архитектуре жилых домов, выстроен-

ных за последние годы, есть много положи-.

тельного как в смысле исканий архи-

тектурного образа, так и в части стреи-

тельных и отделочных работ и удобства
артир. ‘.

Все же необходимо со всей резкостью
отметить совершенно недостаточное внима-
ние архитекторов к внутренней организа-
HH жилого дома, его оборудованию, ко
всем весьма существенным в быту «мело-
yam».

Если говорить о внешнем облике’ зла-
ния, то нужно признать. что нами еще
не найдено подлинное архитектурное лицо
советского жилого дома. Над нами, архи-
текторами, еще довлеет увлечение истори-
ческими. памятниками эпохи Ренессанса.

Многие архитекторы, занимающиеся мас-
совым жилишным строительством, идут по
пути создания уникумов-дворпов. В архи-
тектурной среле укоренился своеобразный
антигосударственный индивилуализм. Ар-
хитектор . стремится созлать совершенно
«необычайное» злание, какой-то уникум,
не считаясь ни с денежными средствами,
ни с бытовыми запросами жильцов. Эта
вредная тенденция должна быть реши-
тельно осуждена. Мы созлаем массовое
строительство лля многомиллионного тру-
дящегося населения и должны дать жи-
лище лешевое, улобное, прочное и краси-
вое. При чем красота заключается не в
архитектурных излишествах, не в голом
эететстве, а в простоте и добротности.

Основной недостаток жилищного строи-
тельства заключается в том. что мы стро-
им невероятно дорого, а даем жилище невы-
сокого качества. Стоимость жилых ломов
доходит до 120—140 руб за один кубо-
метр. Это чрезвычайно дорого.

В чем причины дороговизны? Прежде
всего в невероятно больших сроках
строительства. Дома строятся по 4

Архитектор А. МОРДВИНОВ

oo 8

лет. В Москве 56,5 проц. жилых домов,
оконченных в 1935 году; были начаты
строительством в 1931 и 1932 rr.

Совершенно очевилно, что чем пролол-
жительнее строится: дом, тем он обходится
дороже. Достаточно указать, что стоимость
кубометра лома, выстроенного в один год
(в 1935 г.), равна 58 руб. 40 кон.; cron
мость же кубометра дома, начатого в 1932
году и оконченного в 1935 г., составляет
уже 94 руб. 50 коп. -Растягивая строи-
тельство на пять лет, мы почти в два
раза увеличиваем стоимость дома.

Сильно удорожает строительство низкое
качество стройматериалов. Кирпич на
стройку поступает несортированный, ври-
вой, ломкий., Лес лается сырой. Известь
зачастую гасится за три дня, вследствие
чего штукатурка и краска быстро отвали-
ваются. Необходимо лобиться правитель-
ственного постановления о сроках гаше-
ния извести.

Большая доля вины за дорогое и не-
высокого качества жилищное строитель-
ство лежит на архитекторе. Архитектур-
ный надзор слаб, некомпетентен и не-
авторитетен. Архитектор плохо ‘знает
строительство, мало интересуется  строи-
тельными работами. Строительство силь-
но страдает от плохого качества рабочих
чертежей, которые сплошь и рядом изго-
товляются в процессе стройки. Пока за-
кладывается фундамент, проектируется
перекрытие первого этажа.

В проектном отделе Моссовета отсут-
ствует комплексное проектирование. Ар-

сметы — в четвертом месте, и т. д. Все
эти звенья организапионно совершенно не
связаны. Отсюла срывы ‘всяких сроков
проектирования, неразбериха.

Наша беда (я имею в виду архитектур-
ную среду) состоит в том, что архитектор
являетея в основном рисовальщиком и
меньше всего строителем и `хозяйственни-
ком. Незнание экономики жилищного
строительства, плохое знание строительно-
го дела — вот что характеризует большин-
ство наших архитекторов. Главное внима-
ние архитектор уделяет фасаду, значитель-
но меньше плану и почти совсем игнори-
рует рабочие чертежи и сметы. Самая си-
стема утверждения проектов не воспиты-
вает архитектора в духе хозяйски-расчет-
ливого отношения к делу. Проектный отдел
Моссовета рассматривает только проекты
фасадов. Не создано никаких стимулов к
заинтересованности архитектора в эконо-
мичности строительства. Союз архитекто-
ров также не уделяет этому вопросу ника-
кого внимания.

Основой удешевления и улучшения жи-
лищного строительства является инхустри-
ализация строительного дела. Решение по
этому вопросу СНК СССР и ЦЕ. ВЕП(б) от
11 февраля 1936 г. ло сего времени в
части проектирования не выполнено. По-
прежнему процветает кустарщина. Каждый
архитектор, лаже начинающий, проектиру-
ет свои «ячейки», свои детали’ — дорогие,
непрочные, но непременно «свои». Это от-
носится и к инженерам-строителям. Между
тем накопился громадный архивный мате-

хитектурная часть поручается проектным   риал, который при соответствующем отбо-
мастерским, конструкции разрабатывают- ре и исправлении мог бы быть использо-

ся в Техпроекте Моссовета,

работы по ван в целях стандартизации и типизации,

отоплению и канализации — в спецбюро, ‘могли бы быть выработаны высококаче-

ственные стандарты и детали. Никто не
хочет заняться этим делом. Союз архитек-
торов не мобилизует и не организует сво-
их членов на решение этих важных задач.
А ведь не секрет, что многие архитекторы,
страдающие антигосударственным инливи-
дуализмом, игнорируют индустриализацию
строительства, типизацию и стандартиза-
ЦИЮ. ь

Большое значение в стоимости жилиш-
ного строительства имеют вопросы этажно-
сти, ширины корпуса, лестниц и типа
квартир.

У нас строятся явно неэкономичные ло-
ма в 6—7 этажей. Дома в 4—5 этажей
не требуют лифта и железо-бетонного пере-
крытия. Для лома в 6 этажей обязательно
железо-бетонное перекрытие, нужен и лифт,
a B 7 этажей — два перекрытия, лифт и
значительное увеличение кубатуры лестни-
цы. Из-за одного-двух этажей явно не-
выгодно делать лифт и удорожать кон-
струкции дома. Значительно выгоднее стро-
ить лома или в 4—5 этажей, или в 8—9.

Чем шире корпус жилого лома, тем он
экономичнее и в части полезной жилой
площади, благоустпойства и расхода топли-
ва на отопление. Нормально можно принять
ширину корпуса в 12,5—13 метров, а у
нае сплошь и рядом рекомендуется птири-
на в 10,42 метра. Если сравнить корпуе
10-метровой ширины с корпусом 13-метро-
вой ширины, то строительство второго эко-
номнее на 7—9 процентов, а в отношении
расхода топлива экономия составляет 15
процентов.

Все эти практические вопросы жилищно-
го строительства и еще многие другие лол-
жны привлечь к себе максимальное вни-
мание с’езда архитекторов. Эти вопросы
могут быть правильно разрешены при уча-
стии не только архитекторов, не только
строителей, но и широких масс трудящих-
ся нашего Союза.

ГО ДОМ

see
Почетная
задача

Г. СИМОНОВ

Архитектор

Вопрос о внутренней архитектуре жи-
лой квартиры является одним из главней-
ших в работе архитектора. На рабочих co-
браниях нам Часто говорят: «зВивем мы
не на ‘фасаде, а в квартире, потому, това-
рищи архитекторы, занимайтесь побольше
«нутром» нашего жилья». № сожалению,
очень многие архитекторы по сей день не
понимают этого.

За последние годы, в связи с гигантеки
возросшими эстетическими вкусами трудя-
щихся масс, в нашей архитектуре намети-
лось своеобразное течение, которое’ можно
назвать «монументализацией» интерьера,
то-есть внутренней архитектуры дома. №е-
лая создать в небольшой, скажем, трех-
комнатной, квартире впечатление какого-
то особняка, дворца, архитектор прибегает
к «украшению» стен замысловатыми пи-
лястрами, устанавливает в комнатах ко-
лонны, покрывает потолки «богатой» леп-
кой. В то же время совершенно игнори-
руются вопросы элементарного удобства
комнат для жилья, оборудования кух-
ни ИТ. д.

Такого рода
ничего общего

«монументализм» не имеет
с понятием реально-удоб-
ной, красивой современной жилой квар-
тиры. Понятие интерьера советского жило-
го дома слагается прежде всего из хоро-
ших пропорций комнат, удобной связи их
между собой и с кухней, ванной, правиль-
ного размещения дверей, окон. отопитель-
ных приборов.

Размер и рисунок дверей и оконных
переплетов — один из важнейших элемен-
тов архитектуры . интерьера. Архитектор
обязан позаботиться о том, чтобы было
удобно открывать форточку, чтобы окно
или дверь не загораживали слишком боль-
шую часть комнаты, чтобы было удобно
повесить шторы, портьеры.

Необходимо серьезно подумать о техни-
ческом вооружении квартир, о подлинном
бытовом комфорте и удобствах жилья. Ар-
хитектор уделяет очень мало внимания та-
ким «житейским» вопросам, как‘ устрой-
ство в квартирах удобных и красивых
стенных шкафов, мусоропроволов и т. д.

Или такой сугубо житейский вопрос,
как мелкая стирка в квартире. Что сде-
лано архитектором для того, чтобы техни-
чески решить этот вопрос?  Ничего. А ведь
нетрудно установить на кухне мойки
больших размеров и более глубокие с тем,
чтобы можно было, закрыв пробку, пре-
вратить их в «корыто»! А в ванной ком-
нате можно легко сделать сушильный
шкаф: подогрев от центрального отоплених
и вентиляция.

В подавляющем большинстве жилых ло-
мов очень плохо обстоит дело с хранением
продуктов. Нужно обязать промышленность
по-настоящему заняться изготовлением
комнатных ледников. Это— вещь очень про-
стая, но весьма нужная. И таких важ-
нейших .«мелочей» быта очень много. Ар-
хитектор должен 0б этом постоянно по-
МНИТЬ.

Проектирование жилых домов архитек-
торы, как правило, считают работой вто-
рого разряда, работой «не архитектурной»,
на которой себе славы не наживешь. Это—
принципиально неправильная точка зре-
ния, которая должна быть осуждена самым
решительным образом. Проектирование жи-
лых домов, забота об улобствах и комфор-
те гражданина СССР — ответственнейшая
и почетнейшая залача. К этому делу дол-
жны быть привлечены наши самые круп-
ные мастера архитектуры.

Предстоящий в июне всесоюзный c esx
советских архитекторов должен уделить
этим вопросам максимум внимания.

—о-

НАШИ
БОЛЕЗНИ

М. СИНЯВСКИЙ

Архитектор -

Недостатков у нашей архитектуры мно-
го, слов нет. Но надо в них разобраться.
Архитектор никогда не знает, чем он за-
кончит свой творческий замысел. От про-
екта ло готового дома — листанция огром-
Horo размера. Я это говорю по собственно-
му опыту. Я строю жилой дом у Белорус-
ского вокзала. Дом строится уже несколько
лет, и в процессе стройки многое принелось
изменить.

Я ло сего времени не знаю, какие лома
будут по соселству с тем домом, который
я проектировал. Я также не знаю, как бу-
дет выглядеть площаль, и не могу даже
получить сведения, что будет помещаться
в первом этаже здания, будут ли там ма-
газины и какие именно.

Следует обратить серьезное внимание на
роль архитектора на стройке. Его никто
не слушает. Архитектору Не только не пла-
тят за наблюдение. контроль над строй-
кой, ему охотно платили бы: за то, чтобы
он вовее не заглялывал на стройку и не
настаивал бы на выполнении своего про-
екта.

Еще одно замечание: об’ оплате трула
архитекторов. Она построена так, что архи-
тектор не заинтересован в удешевлении
строительства. Наоборот, чем дороже стоит
стройка, тем выше оплата архитектора.
Вот пример. В нашей мастерской изгото-
влялся проект одного из зданий для Ака-
демии наук. Шо предварительным раече=
там здание должно было иметь обем в
150 тысяч кубометров. Соответствевно на-
мечалась и оплата. Но архитекторы путем
очень остроумных комбинаций доказали,
что можно спроектировать это здание в
120 тысяч “кубометров. Это будет лешевле
и даже удобнее в смысле размещения. Их
проект был принят, но немедленно сокра-
тили и оплату. Значит, если бы авторы
проекта не заботились 6б экономии мате-
риалов, об удешевлении здания, они полу-
чили бы больше денег. Таких примеров
можно привести много.