}

¢

)

у

ей

t

>

1 ИЮНЯ 1937 г., № 149 (7115)

ОИПОРТУНИС

Резкое увеличение производства цвет-
ных металлов чрезвычайно важная задача
третьего пятилетия: Медь, свинец, цинк,
олово, никель нужны нам в огромных ко-
личествах и для растущего народного хо-
зяйства и для нужд обороны.

3& лве сталинские пятилетки мы фак-
THYCCKH заново создали цветную метал-
лургию. За последние ‘10. лет выплавка
меди в Союзе увеличилась почти в 4 раза,
свинца — в 40 раз и цинка —в 29 раз.
И все же состояние цветной металлургии
нас абсолютно не удовлетворяет. i

Германо-японо-тронкистские вредители,
шпионы и диверсанты немало навредили
цретной металлургии. `В частности, -они.
всемерно занижали и скрывали ‘от страны
производственные ‘мощности: заводов. цвет-
ной металлургии, ерывали создание мощ-
ной сырьевой базы для них.

Первейшей обязанностью Наркомата: тя-
желой промышленности и его Главного
управления цветной металлургии является
полная ликвидация последствий вредитель-
ства и быстрый под’ем цветной металлур-
гии. Этот под’ем должен начаться в 1937
году и принять особый размах в третьей
пятнлетке. ‘ ; 1

Но, несмотря на суровый урок, получен-
ный работниками цветной металлургии,
они всех выводов из троцкистского вреди-
тельства не. сделали. Перелома в работе
иветной металлургии еще нет. Программа
первых пяти месяцев 1937 года ни по вы-
плавке меди и свинца, ни по выплавке
цинка не выполнена. Очень скверно про-
должают работать Уральские медные руд-
НИКИ.

Попрежнему больших размеров дости-
гают потери металла при обогащении руд
и в металлургическом процессе: на всех
заводах цветной металлургии. Не. выпол-
няют плановых заданий по извлечению
металла Вировградская, Карабашская, Ачи-
сайская обогатительные фабрики, Рилдер-
ский и другие заводы.

За последние годы цветная металлургия
США ‘усовершенствовала технику произ-
водства пветных металлов: На американ-
ских  обогатительных фабриках широко
внедряется метод: селективной флотации:
А наши фабрики этот. метод осваивают
чрезвычайно медленно,

На одном из крупнейших в мире свин-
цовых заводов-—«Лорт-Пири» в Австралии:
применен непрерывный процесс рафиняро-
вания свинца. Этот метод в пять раз умень-
шид расход рабочей силы. A Ha наших
сванцовых заводах рафинирование свинца
производится отсталыми методами.

На медеплавильных ‘заводах США при-
меняется новый способ увеличения пло-
щади отражательных печей в зоне плав-
ления, совершенствуется технический кон-
троль, усовершенствовано пылеулаваива-
ние и извлечение мёталлаА из отвалов.
Многим нашим металлургам американские
методы известны. Многие, работники
Главцветмета, заводов и институтов по-
бывали сна’ американских предприятиях,
написали солидные отчеты о своих поезд-
ках, но ничего не сделали для перенесе-
ния на наши. заводы передовой техники.

уководящие работники цветной металлур-
THU забывают слова тов. Молотова, сказан-.
ные на Пленуме. ЦК ВКП(б): «...задачу до-
тнать и перегнать передовые по технике
капиталистические страны мы еще не
осуществили. Нам никак нельзя зазна-
ваться. Придется еще много поработать,
чтобы добиться выполнения этой задачи:
Выкорчевывание вредителей, диверсантов,
лиионов и прочей мерзости из промышлен-
ности и ‘из веего государственного ‘аппа-
рата — одна из важнейших предпосылок
ускорения этого дела».

a is

Как увеличить выпуск обуви

Пройзродство. обуви за годы второй пя-
тилеткя вырастает больше чем в два раза;
с 84,7 миллиона пар в 1932 году до 170
миллионов пар в 4937 тоду (план). По

. уровню производства обуви CCCP в теку-
щем году займет второе место в мире (на
первом-—США). Однако задание второго
пятилетнего плана по выпуску обуви Нар-
комлегпромом выполняется только Ha
83. проц., а по Союзу — на 95 проц.

Главный недостатое в работе кожобувной
промвииленности —^ низкое качество  про-
дуЕции. Средняя носкость обуви до первой
починки составляет сейчас не больше че-
тырех месяцев, а в отдельных случаях —
еще меньше.

Выпускаемый многими фабриками ас-
сортимент обуви крайне однообразен, ко-
личество фасонов ограничено. Низкое
качество обуви об’яеняется главным обра-
зом производетвенными недостатками. За
последние годы проведено упрощение тех-
нологических процессов как в кожевен-
ном, так и в обувном производствах. На
обувных фабриках отменен ряд отделочных
операций, ослаблены требования стандар-
тов; пред’являемые к вырью, полуфабрика-
там и обуви. В результате обувь часто не
соответствует различным структурам ноги
(полнота, под’ем ит. д.). На американских
фабриках один и тот же номер обуви выпу-
скается в 5—7 вариантах, соответственно
различным формам ноги. У ‘нас же-—только
одного типа. На фабрике «Скороход», на-
пример, в 1928 г. выпускали обувь двух—
трех полнот. А сейчас-— только одной. Ко-
лодки на обувных фабриках находятся В
крайне запущенном состоянии.

Перед обувной промышленностью в тре-
тъей пятилетке стоит задача: наряду с
лальнейшим увеличением вылуска обуви,
коренным образом улучшить ее качество,
значительно обогатить ассортимент и уве-
личить количество и многообразие фасонов.
Решение этой задачи в третьей пятилетке
становится возможным в связи с ростом и
улучшением нашего животноводства, мас-
совым освоением заменителей натуральной
кожи, завершением конвейеризации обув-
ного производства.

Для решения проблемы высококачествен-
ного верха обуви 060бое значение имеет
козоводетво. Необходимо в плане развития
животноводства обеспечить резкое увели-
чение поголовья коз. В США козлина в 0б-
щем балансе верхних полуфабрикатов со-
ставляет свыше 50 проц., а у нас— всего
5 проц.

Наряду с расширением ресурсов на-
туральной кожи необходимо В дальней-
шем широко развернуть производство высо-

металлурги». Они разработаны Главцвет-
MeTOM и’ подписаны
Д. Перкиным. Документ—на 25 страницах.
On представлен в Наркомтяжиром и уже

ческого совета Наркомтяжирома.

нирует техническое отставание цветной
металлургии, & что касается использова-
ния ее мощностей — прямо ориентируется

вредителями диспропорции между сырьевой
базой и мощностями металлургических за-
водов, всемерно форсируя детальные про-

жения» третьего пятилетнего плана, пред-
ставленные Главиветметом, не стесняются
планировать эту диспропорцию и на буду-

предположений развитие Урала вызывает-

районах...» Но ведь так же говорили и вре-
дители! Богатства Урала известны, и если
разведка рудной базы срывалась вредите-
лями, то, казалось бы, первейшая обязан-
ность большевиков — наладить эту раз-
ведку и ускорить ее. В Главцветмете же,
наоборот, при разработке плана третьей
пятилетки отталкиваются не от нужд стра-
ны, а от созданных вредителями узких

‘в «Основных положениях» проектируется:

использует всех мощностей и в 1942 году
должен

нешнем году, по мудрым наметкам Глав-

4) Чимкентекий завод обрекается Глав-

Ee

Нленум ЦЕ ВКП(б) дал ясную програм-
му быстрой ликвидации последствий вре-
дительства во всех областях социалиети-
ческого строительства. Цветники еще по-
настоящему не взялиеь за выполнение: ре-
шения Пленума ЦК. Технологический про-
цесс на ряде заводов расстроен и до сих
пор не налажен.

лось бы, что теперь, работая над
планом третьей пятилетки, Главцветмет
должен составить программу быстрого ро-
ста цветной металлургии, полного исполь-
зования ее мощностей, укрепления и рас-
ширения сырьевой базы. При этом непре-
менно должны быть учтены уроки вреди-
тельства,, с последствиями которого надо
разделаться как можно быстрее.

Но вот перед, нами «Основные положе-
ния третьего пятилетнего плана цветной

поддерживаемые их начальником Перки-
ным. Не подготовить рудную базу Чим-
KeHTCKOMY заводу, а планироваФь ему па-
дение производства — таков стиль работы
Главцветмета. - Е
5) Главцветмет” «предсказывает», что в
ближайшее время запасы Ачисайского руд-
ника — основной базы‘ Чимкентского свин-
цового” завода— будут исчерпаны, но-ничего
не говорит, что. им сорвана подготов:
разведок свинцовых месторождений Средн
Азии, в районе Ачисая, Такели и других,
прилегающих к Чимкентскому. заводу.
Судя по плану Главцветмета, цветные
металлы стране не нужны. Как же иначе
понимать его проекты, если он оставляет
20—30 процентов. производственных. ‹мощ-
ностей ‘неиспользованными?
ектировки  Главцветмета,  равняю-
ЩеР

его начальником

меньшей мере. оппортунистичесвими. -

обсуждался 17 мая на заседании техни-   металлургии?.

По-нашему, он должен исходить из двух.
оеновных положений:

1) Полностью использовать производ-
ственные мощности . заводов, установлен-
ные отраслевыми конференциями, стати,

Что же намечает Главцветмет?
Оказывается, сей главк заведомо пла-

на их свертывание.
Первейшей задачей цветников в третьей
пятилетке является устранение созданной

на, когда на Урале, в Чимкенте и на Рид-
дере с особой энергией работали троцкист-
ские вредители. Вряд ли можно сомневать-
ся, что мощности, установленные конфе-

троцкибтеких бандитов, в ряде случаев
такке. преуменьщены. Так что использо-
вание установленных мощностей должно

мышленные разведки цветных металлов.
Однако так называемые «Основные поло-

стахановцев и последние достижения ми-

щее. ровой техники, еели бы он устранил узкие.
Начальник Главцветмета Перкин пишет:   места внутри заводов,— он бы ориентиро-
«Замедленное против первоначальных   вал работников цветной металлургии на

перекрытие установленных мощностей.
Сырьевая база должна быть подтя-
нута к уровню мощностей металлургиче-
ских заводов. Диспропорция между ними
должна быть полностью ликвидирована.
Техническая политика Главйветмета в
третьем пятилетии в области добычи руд
должна быть направлена к применению
наиболее эффективных систем горных раз-.
работок, немедленной ликвидации подзем-
ных пожаров в шахтах и предупреждению
их в будущем. Надо осуществить почти
полный переход на обогащение. всей добы-
ваемой руды, увеличение извлечения ме-
талла из руды путем расширения фронта
флотации, комплексного извлечения. всех
ценных продуктов руды: цинка, пирита,
золота, серебра. Пора наладить улавлива-
ние сернистых газов. из обжиговых и отва-
жательных печей и извлечение херы: Все
это и увеличит количество цветных метал-
лов и оздоровит условия труда. А этого как
раз требуют партия и правительство;
Такие  актуальнейшие. проблемы; как
комплексное использование сырья и. отхо-
дов -пветной металлургии, ‘обезвреживание
медеплавильного производства, не ‘нашли
‚своего отражения в плане’ Главцветмета.
Характерно,” чтб` «Основные ` положения»
Главцветмета составлялись келейным пу-

ся недостаточной  обеспеченностью ` его
разведанной рудной базы в некоторых

мест и дис орций.

Исходя из вредительских теорий об
истощении рудных запасов Урала, Глав-
цветмет не планирует полного использо-
вания производственных мощностей дей-
ствующих медеплавильных заводов. Так,

1) Красноуральский медеплавильный за-
вод к 1942 году, то-есть к концу третьей
пятилетки, должен использовать уста-
новленную отраслевой конференцией мощ-
ность лишь на... 80 процентов.

2) Кировградский ° завод также не

работать почти на

1937 года.
3) Средуралмедьстрой, пускаемый в ны-

уровне

цветмета, должен за пять лет освоить лишь

40 процентов своей мощности. ой важный государственный документ,

как план ‘развития цветной металлургии
в третьей пятилетке, составлен без участия
и обсуждения его на’ предприятиях, среди
научной общественности, инженеров, тех-
ников й рабочих. Если бы они увидели
оппортунистическую ^ стряпню работников
Главцветмета, они бы ее отвергли еще до
того, как она попала в Наркемтяжиром.

И. ЗАБЕЛЫШИНСКИЙ.

цветметом на использование лишь 40 про-
центов своей мощности к концу третьей
пятилетки. ie

По мысли авторов плана Главцветмета,
Чимкентский завод должен лать в 1938 г.
на 5.000 ‘тонн свинца меньше, чем в
1937 roxy. He вперед, а назад! — вот
как рассуждают горе-плановики Главинет-
мета Шахновский, Цимерлинг, Сабо и Бут,

т

кокачественных заменителей. Необходимо
указать, что Наркомлегпром СССР до cnx
пор не выполнил решения СТО от 28 июня
1935 г. о форсировании производства заме-
нителей кожи, которые отвечали бы тре-
бованиям, пред`являемым к кожаной подо-
шве (легковесность, ” воздухопроницаемость
ит. д.). Большинство выпускаемых заме-
нителей — пластические кожи, задники.
резиновая подошва и ряд других— низкого
качества:

В 1935 тоду была доказана `возмож-
ность выработки микропористой подошвы
из заменителей. Эта подошва обладает ря-
дом преимуществ перед обычной резиновой
подошвой (меньший ‘удельный вес, мень-
шая теплопроводность и воздухопроницае-
мость). Наркоматы легкой и тяжелой про-
мышленности обязаны были организовать
на’ своих заводах производство специ-
альной. резиновой подошвы © волокни-
стым материалом. В 1936 г. НАЛИ дол-
жен был выпустить 1.500 тонн, а Нар-
комтяжпром — Главрезина — 2.500 тонн
такой подошвы. Фактически в 1936 г.
легкая промышленность выпустила только
350 тонн микропористой подошвы, а Глав-
резина лаже не приступила к организации
этого производства. f

Во второй пятилетке наша обувная про-
мыпгленность много сделала для освоения
передовой техники. Около 40 проц. обще-
го выпуска обуви снимается. уже с конвей-
ера. Окончательно решен вопрос о механи-
зации раскроя верхних кожевенных полу-
фабрикатов. Рял ручных процессов механи-
зирован, как, например, с`емка обуви с ко-
лодок и пр. Однако уровень производи-
тельности труда на наших обувных фабри-
ках все еще сильно отстает от передовых
предприятий Европы и Америки.

Выработка на’1 человеко-день в парах
на лучшей обувной фабрике Союза «Ско-
роход» в 1936.году составляла только око-
zo 5 пар. На фабриках же концерна «Ба-
тя» в Чехословакии она ‚составляет свыше
10 пар. Низкая производительность . труда
на наших обувных фабриках  об’ясняется
большими потерями рабочего времени, не-
уплотненностью рабочего дня, недостаточ-
ным внедренем подлинной сдельщины и в
значительной мере — технической отстало-
стью оборудования.

В то время как на передовых фабриках
Европы и Америки начали внедрять авто-
маты и всякого рода приспособления к ма-
шинам, чем значительно увеличили их про-
изводительность, у нас продолжают выпу-
скать машины старых конструкций с низ-
кой производительностью. Машины типа
«Ском», которые производит завод «Впе-
ред», за границей вытеснены новыми гид-

равлическими прессами для формования по-
дошвы. Завод им. Энгельса продолжает вы-
пускать десятки затяжных машин © низ-
кой производительностью. Западноевропей=
‘ские машиностроительные заводы не только
целиком перешли на производство автома-

работу по усовершенствованию новых ти-
пов машин. А «Главлегма» ничего не де-
лает для освоения лучших образцов загра-
ничной техники. Затяжно-скобочные маши-
НЫ, пяточные автоматы, рантовшивные ма-
шины, предложенные еще 5—6 лет назал,
до сих пор еще не освовны. Ряд машин,
массовое производство которых уже нала-
жено (затяжная машина, противные маши-

руется. [
«Главлегмаш» ничего не делает для 0с-

НИКИ.

ко расширить. производство кожевенно-обув-
ных машин, но’ и разработать новые их
конструкции, в частности ‚машин, работаю-
ших по принципу высокого давления,
  пневматики, гидравлики и автоматики.

В третьем пятилетии следует ускорить
процессы дубления кожи. В этом отноше-
нии большой интерес представляет переход
на вакуум-дубление и спиртовую выделку
кож. Эти новые способы дубления могут
обеспечить дальнейшее сокращение цикла
производетва: с 20—25-ло 4—5 дней, рез-
ко увеличить ‘производственные ‘мощности
заводов и улучшить ‘качество’ продукции.
Необходимо сейчас ‘же приступить к де-
тальному изучению и проверке новых спо-
еобов. дубления, чтобы окончательно: решить
этот вопрос. i {

В последнее время развитие кожобувной
промышленности задерживается oTcyT-
ствием ряда ` подсобных материалов —
фурнитуры, химикалий и пр. Особенно
угрожающий характер приняло это явле-
nue B IV квартале 1936 года и в Т квар-
тале нынешнего года. Наркомлегиром о за-
нимает неправильную позицию. Вместо то-
го, чтобы форсировать’ создание ряда мел-
ких мастерских и использовать кустарную
промышленность для выработки подсобных
материалов, Главное управление кожобувной
промышленности выдвигает ‘грандиозные
проекты строительства комбината стоимо-
стью`в 30—40 man рублей. Пока эти
гиганты будут построены, обувная промыш-
ленность вынуждена перевозить блочки и.
рад других материалов на самолетах!

И, ПОНОРОВСКИЙ. _

я на узкие места, вместо. того, что-
бы ликвидировать их, можно назвать по

Каким же должен быть план цветной

эти конференции происходили в те време-.

ренциями с участием ныне ‘разоблаченных

быть обязательным минимумом. Если бы
Главцветмет положил в основу плана опыт

тем и второстепенными работниками. Та-.

тов для затяжки пяток и затяжных ско-`
бочных машин, ‘но и развернули большую.

ны и другие), совершенно не модернизи-.

вовния лучших образцов заграничной тех-.

В третьем пятилетии необходимо не толь-

‚Самолеты Северной экспедиции в Нарьян-Маре

-..Hopoetu из газет
. _ передаются

на Северный полюс

ДИКСОН, 31 мая. (Спец. корр. «Прав-
ды»). Вчера вечером радист Иванов с са-

‚молета Водопьянова попросил диксоновцев

передать на станцию «Северный полюс»
последние новости. Иванову было коротко

\ сообщено о положении в Испании, о пере-

довой «Правды», посвященной  выступае-
на Литвинова на сессии Совета Лиги на-
ЦИИ.

Срок переговоров кончался. Было реше-
во, что в час ночи радист Румянцев пере-
даст на полюс краткую сводку последних
известий, составленную редакцией  ликсо-
новской газеты. В 1 час 31 мая Румянцев
связался с Северным полюсом. В этот мо-
мент там работал радист самолета Молоко-
ва Николай Стромилов.

В штурманской кабине самолета ни-
же 10 градусов холода, — сообщил Crpo-
Милов, у

Румянцев старался быстрее закончить
обмен депешами, чтобы скорее освободить
своего товарища на полюсе. -

‚В конце передачи Диксон сообщил, что
сейчас готовитея к отлету с острова само-
лет Фариха.

— Нет ли у тебя какого-либо поручения
‘домой?— спросил радист по просьбе экипа-
жа самолета Фариха.

Стромилов попросил по возвращении в
столицу позвонить в Ленинград и передать
торячий привет жене и дочке.

А. ШАРОВ, Е. БАРСКИЙ.
—o—

НА МЕСТЕ ПОСАДКИ

МАЗУРУКА

‘СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС. (По радио от спе-
ииального корреспондента «Правды» на
борту самолета «СССР Н-169»). Передаю
подробности посадки самолета Мазурука.
Самолет «CCCP H-169», пилотируемый
Мазуруком и Козловым, благополучно при-
летев на полюс, сел среди торосов на льди-
He толщиной в 4 метра: Все находящиеся
на самолете запели «Интернационал». Нах
безмолвными просторами Арктики прогре-
мело «ура» в Честь товарища Сталина. На

‚ месте посадки советские люди водрузили

красный ‘флаг своей родины.
Сейчас готовим аэродром. Наладили ме-

летами экспедиции улучшена. При первом
улучшении погоды вылетаем в лагерь
Шмилта. Сегодня на льдине отпраздновали
тридцатипятилетие летчика Козлова. На-
строение бодрое, все здоровы. Сейчас начи-
наем. партийное собрание.
`Парторг” экспедиции ‘на Северный
Не полюс ДОГМАРОВ.

ый Академия наук—
‘Северной экспедиции

Вчера вечером состоялось заседание ко-
миссии, назначенной Академией наук
СССР для выяснения причин нарушения
радиосвязи на Северном полюсе и для ‘по-
мощи экспедиции’ Расемотрев имеющиеся
теоретические и опытные данные, комис-

‘вия решила ‘рекомендовать для узвеличе-

ния надежности связи в Арктике ряд ме-
роприятий. Свои соображения комиссия

начальнику экспедиции 0. Ю. Шмидту.

Для связи на близких расстояниях ре-
воменловано. применять длинные волны
(порядка 600 метров). В. случае атмосфер-
‘ных ‘помех следует переходить на’ корот-
кие волны; применяя ‘на расетояний до
100 километров волны в 90—120 мет-
‘ров, а на расстоянии от 100 до 300 кило-
метров-70-метровый диапазон.

Для связи между полюсом и ‘островом
Диксон комиссия советует использовать
волны в 22—25 метров. В этом случае
целесообразно применение диполя  (гори-
зонтальная ‘антенна длиной в полволны)
© лвухироводным. фидером (провода пита-
ния) в середине. При этом надо лишь
учесть направленное действие такой ан-
тенны.

В периоды магнитных возмущений
(сводки о которых дрейфующая станция
может иметь от Диксона) связываться ©
Диксоном будет надежнее на длинных вол-
нах (порядка 600 метров).

Комиссия дополнительно сообщит, как

поддерживать радиосвязь в Полярном бас-

сейне в зимнее время.

теонаблюдение. Радиосвязь с другими само-’

‘приложил руку к шву нижнего крыла, ру-

посылает по радио на Северный полюс,

перед отлетом

на остров Рудольфа.
Фото специального корреспондента «Правды» Л. Бронтмана.

Незабываемый рейс.

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, 31 мая.

Вот уже десять суток мы живем на Се-
верном полюсе. С каждым днем наш лагерь
растет. Первые дни на фоне торосистых
пагромождений стоял одинокий самолет
«ССОР Н-170» и четыре палатки, в кото-
рых разместились первые тринадцать жи-
телей полюса. Сейчас на этой прочной
льдине находятся уже три четырехмотор-
ных советских самолета, а при первой лет-

ной погоде присоединится четвертый ко-

рабль, ныне находящийся в 48 милях от
нас. В этом боветеком лагере — в сердце.
Арктики — идет такая же напряженная
работа, как`в любом ‘уголке нашей необ’-
ятной страны. Папанин занимается своим
хозяйством, оборудуя зимовку, научные ра-
ботники-— различными исследованиями, ме-
ханики готовят самолеты в обратный
путь — от. сердца Арктики к сердцу ‘вели-
кой нашей родины — в Москву.

Глядя на эту кипучую работу, обычную
для каждого советского поселения, мы
как-то забываем, что находимся на Север-

ном полюсе, купа столетиями стремилось  .

человечество, в борьбе за достижение кото-
рого погибали десятки смельчаков. Е
Разумеется, и нам пришлось преодолеть
немало трудностей. Арктика не раз дони-
мала нас сильными ветрами и снежными
бурями. Не только в воздухе, но и на зе-
Mie фтихия угрожала нашим самолетам.

Нелегко нам было сидеть на острове Ру-

дольфа, много суток ожидая погоды. Но
приходилось ждать.

Лишь благодаря сплоченности и, спаяя-
ности всего коллектива, его ‘организован-
ности и целеустремленности нам удалось
выйти победителями. Огромную роль в ус-
пехе перелета сыграли. механики. 0 них
я хочу рассказать читателям «Правды».
Случай, имевший место на флагманеком
корабле, наглядно рисует сложность наше-
го перелета, самоотверженность, предан-
ность делу наших механикев.

Флагманский корабль «Н-170» шел от
‘острова Рудольфа к Северному полюсу. Mo-
торы работали отлично, и их шум сливался
‘в один мощный звук. Вскоре после старта
поверхность океана была скрыта от нас
сплошными облаками. Мы шли над ними,
затем облака появились и над нами. Мы
летели в прослойке облаков.

Каждые 15 минут механики залезали в
крылья, осматривали моторы. Через час
пять минут после старта Бассейн заметил
какой-то пар, идущий от левого среднего
мотора. Полагая; что-он идет из дренажной
трубки, решил это проверить. Он закрыл
рукой дренажную трубку, но пар продол-
жал итти. Морозов заметил, что он проса-
чивается из крыла снизу. Тогда Морозов

ка стала влажной: он сразу опознал, что
это антифриз *): Жидкость угрожала уйти
из мотора. ВидиМо, где-то была повреждена
магистраль. Мотор издавал звуки, как бы
зовущие на помощь. Без этой жидкости
двигатель не может работать, как человек
не может жить без крови.

Управляя кораблем, я не сразу заметил,
как механики торопливо забегали по само-
лету. Около меня прошел Отто Юльевич.
Бассейн обратился к нему:

— Разрешите доложить: через час, а
может быть и раньше, один мотор’ выйдет
из строя. Придется лететь на трех.

— А исправить = можно? — спросил
Пмидт.

— Для этого нужно садиться, -— отве-
тил механик.

Отто Юльевич посмотрел в окно.

*) Антифриз—незамерзающая жидкость,
которой натолняют радиаторы.

МОСКВА, «ПРАВДА»
(Радио).

— Куда садиться? — сказал он. — Все
закрыто облаками, ничего не видно. Поле-
тим сколько. сможем ближе к полюсу. А
Водопьянову доложили?

— Нет, — ответил Бассейн. — Я зара-
нее знаю, что он скажет: — Будем лететь
на трех моторах.

— Вы все-таки доложите командиру.

Бассейн направился ко мне. Шмидт вни-

мательно следил за ним. Сообщение Бас-
сейна ошарашило меня. Что делать?—по-
думал я— Возвращаться обратно— опасно,
садиться с такой нагрузкой в такую пого-
ду, сядешь, а потом жди погоды. Посмот-
рел на моторы, прислушался: они работа-
ли ровно, чувствовалась их мощь.
» —— Пойдем вперед, Флегонт, — сказал я
и, указывая. на облака, добавил:— Эта му-
ра, может быть, скоро кончится, тогда. лег-
ко выберем ровное поле и сядем. Спирину,
Бабушкину, Папаниным (так мы зовем че-
тырех зимовщиков)—ни слова, пусть не
беспокоятся.

Отто Юльевич, следивший за нашим раз-
говором; понял мое решение и улыбнулся.
В улыбке чувствовалось одобрение. Одна-

во, желая удостовериться, он подошел р 2
мне ‘и спросил: „ЗАВ
— Что решили? nore a.

— Итти вперед. Моторы работают хоро-
шо, долетим на трех. И.

Пока шел разговор, Морозов и Петенин
прорезали общивку крыла и увидели в
верхней части ради&тора течь во флянпе.
Они замотали трубу флянца лентой, затем
тесьмой, но жидкость продолжала сочить-
ся. Тогда они стали прикладывать мокрую
тряпку, которая впитывала жидкость. 3-
тем выжимали тряпку в ведро, из ведра на-\
сосом перекачивали ее в бачок мотора. Бла-
годаря этому потеря жидкости была незна-
чительной. : rf

Эту трудную операцию механикам прихо-
‘длилось ‘проводить, высовывая голые руки
из крыла при 23-градуеном морозе и стре-
мительном ветре от движения самолета.
Обмораживая и раздирая до крови руки, эти
“самоотверженные люди Бассейн, Морозов,
Петенин— спасали драгоценную жидкость, &
тем самым мотор.

Я не знал всей этой героической рабо-
TH, но был очень обеспокоен и ожидал
каждую м у остановки мотора. Я забыл
про него лишь тогда, когда верхний слой
облаков сошелся с нижним, и мы двигались
в сплошном тумане. Тут все внимание было
обращено на вождение самолета вслепую.
Неожиданно я услышал голос Бассейна:

— Исправили, лети спокойно.

Не оборачиваясь, не отвечая, я продол-
жал вести самолет по приборам, строго вы-
держивая прямую по меридиану. Только
на 88-м градусе облачность оборвалась.
Спирин определил —— летим правильно. Все
остальные члены экипажа были спокойны,
не зная 06 угрожавшей нам опасности.

А механики продолжали свою самоотвер-
женную работу до самой посадки на полюсе.

И лишь в палатке, во время пурги, ожи-
дая перемены погоды и прилета остальных
кораблей, мы с Бассейном поделились с то-
варищами происшедшим. Отто Юльевич
сказал:

—- Я был спокоен, так как был уверен
во всем экипаже корабля. 7

— Ая верил в моторы, — сказал я—
они не подведут.

Герой Советского Союза
М. ВОДОПЬЯНОВ.

Статья передана радиостанцией самоле-
та «Н-174». Передал ее радист экспедиции
тов. Стромилов. Принята радистом острова
Диксон тов. Румянцевым.

РАДИОСВЯЗЬ

С ПОЛЮСОМ

(По радио с Диксона от специального корреспондента «Правды»)

Северный полюс —— Москва еще очень
молодая радиолиния. Она начала существо-
вать в лень, когда самолет Водопьянова со-
вершил свой замечательный перелет. Путь
телеграмм на полюс лежит через Диксон,
Диксоновский радиоцентр — один из глав-
нейших нервов Арктики. Через него еже-
дневно передается 25 тыс.—30 тыс. слов.

Новая полюсная линия резко увеличила.
нагрузку Диксона. Обмен с полюсом и ост-
ровом Рудольфа составляет ежедневно
1—8 тыс. слов. Из Америки, Англии, co
всех концов Советского Союза идет вол-
на приветствий. Страна хочет в ту же ми-
нуту знать, что делается с самолетами, как
живут люди Севера,

Круглые сутки не прекращается работа
рации в домике на каменистом берегу ocT-
рова Диксон. Слова превращаются в тире
и точки — они выбиваются на специаль-
ной ленте. Она пропускается через авто-
мат, мощные передатчики посылают в эфир
до 60 слов в минуту.

В последние дни связь с Москвой под-
держивается непрерывно. Через Диксон
столица переговаривается с полюсом и са-
молетом Мазурука. Через Диксон мир узнает
о каждой новой главе прекрасной победной
эпопеи, которая разыгрывается вокруг са-
мой северной точки мира.

А. ШАРОВ.