Бакинская

УКРАИНСКИЕ
СПЛАВЩИКИ

ca

партийная конференция

(По телеграфу от бакинского корреспондента «Правды»)

ЕДУТ НА КАМУ

КИЕВ, 31 мая. (Корр. «Правды»). В
Перми скопилось около’ миллиона кубомет-

29 мая, после восьмидневной работы,
закрылась 22-я Бакинская партийная кон-
ференция.

С отчетом о работе Бакинского комитета
КП(б) Азеюбайджана выступил первый
секретарь ЦК и БА АВП(б) тов. Багиров.

Прения, развернувшиеся на конферен-
ции, не всегда отличались достаточной
остротой и целеустремленноетью. В вы-
ступлениях многих делегатов не чувство-
валось большевистской: тревоги, ответ-
ственности за неудовлетворительное состоя-
ние нефтяной промышленности,

За истекшие месяцы этого года бакин-
ские нефтяники ‘недодали ‘стране свыше
одного миллиона тонн нефти и газа. Hexo-
пустимо медленно ликзидируются послед-
ствия вредительства. Начальник Азнефте-
комбината тов. Слуцкий вынужден был
признать, что даже не все хозяйственники
составили планы по ликвидации результа-
тов вредительства.

Конференция уделила много внимания
национал-увлонистским ошибкам ряда чле-
нов партии (Меджид Эфендиев, Гамид Сул-
танов, Кадырли). Поеле упоминания в до-
кладе тов. Багирова их фамилий конферен-
ция потребовала, чтобы они выступили.
Выступление Гамид Султанова, & также
обсуждение. ошибок национал-уклонистов
производило странное впечатление. Вместо
того, чтобы изобличить этих людей, вету-
пали с ними в дискуссию.

i
Руководство Бакинского комитета знало,
что эти члены партии находятся в анти-

партийном окружении, что они допускали

националистические ошибки. Однако Ba-
кинский комитет не ставил вопросов об их
партийности и не пришел на Бакинскую
конференцию с неопровержимыми фактами
и документами для того, чтобы положить
конец дискуссни с этими лицами. Конфе-
ренция поручила новому составу Бакинско-
го комитета окончательно расследовать де-
ла указанных лиц. г

С ‚большим интересом конферентия вы-
слушала выступление секретаря  Шаумя-
новского райкома партии тов. Русавекого,
который подверг’ серьезной критике пропа-
тандистскую и агитационную работу Ба-
кинского комитета. Глубокая систематиче-
ская пропатандистекая работа не велась.
B Bary до сих пор нет Дома партийного
просвещения. Плохо поставлено изучение
истории партии, особенно послеоктябрьеко-
го периода. Нет ни одного кружка, который
бы полностью закончил изучение истории
партии. Коммунисты не знают истории
большевистской организации Азербайджана,

Выступаяшие секретари парткомов сгра-
ведливо указывали на слабую работу от-
дела партийных кадров Бакинского коми-
тета, что вынужден был признать и тов.
Багиров в своем заключительном слове.
Бакинский комитет и райкомы, как ука-
зывалось на конференции, еще ничего не
сделали, чтобы по-деловому помочь вновь

-Самодур в роли секретаря парткома

`’ МИНСК. 31 мая. (Корр. «Правды»),
На-днях на минокой конфетной фабрике
«Коммунарка» собрался пленум Фабкома
вместе с профсоюзным активом, чтобы 0б-
сулить решение пленума ВЦСПС. Когда
`вебь актив был в сборе и заседание пленума
открылось, явился секретарь парткома
фобрики Рабкин. Без долгих слов он гро-
рюгласно предложил пленуму освободить
помещение. Мотивировалось это предложе-
ние тем, что помещение нужно ему, Раб-
кину, лля предполагаемого собрания инже-
нерно-технических работников.
Профсоюзный пленум не послушал секре-
таря парткома и продолжал свою работу.
Тогда Рабкин пригрозил, что он силой раз-

избранным секретарям парткомов органи-
зовать по-новому партийную’ работу.

Делегаты-водники резко критиковали
Бакинский комитет за неудовлетворитель-
ное руководство Каспийским пароходством
(Васпаром). Бакинский комитет перелове-
рил руководство Каспаром Ворошиловско-
му райкому, тот в свою очередь—гилит-
отделу, а начальник политотдела Гасан
Рахманов, потеряв бдительность, об’ектив-
но помогал врагам.

Недостаточно внимания на’ конференции
было уделено таким вопросам, как выра-
щивание национальных кадров, интерна-
циональное воспитание, * антирелигиозная
работа.

В своем заключительном слове тов. Ба-
THPOB подверг резкой критике работу союза
писателей Азербайджана, куда проникли
`уссаватистские и развые контрреволюпи-
онные элементы. Тов. Багиров указывал
на потерю революционной  блительности
председателем союза писателей Шамило-
вым, говорил, что республиканские изда-
тельства выпускают немало политической
халтуры, но вместе с тем он слабо крити-
ковал недостатки руководства Бакинского
комитета и ЦВ КП(б) Азербайджана этими
организациями. Тов. Багиров указал, что

ров древесины, которую нужно отправить
по Волге в Сталинград и Астрахань. Кам-
сказ пароходство, не имеющее квалифици-
розанных сплавщиков, очутилось в затрух-
нительном положении. Оно обратилось за
помощью к украинским сплазиикам, ко-
торые досрочно закончили сплав на Дне-
пре, Украинцы живо откликнулись ка
призыв. Первыми отозвались стахановцы-
сплавщики —— тт. Мельник, Бондарев, Сухо-
веев, Землянский, Стариков. Одна партия
сплавщиков уехала в Пермь на-днях. Доу-
гая партия — около 200 человек — уез-
жает сегодня.

Украинские сплавпитки-стахановцы pe-
шили передать свой опыт сплавщикам Ва-
мы и Волги, связать в плоты миллион ку-
бометров леса и доставить его к месту на-
значения досрочно, без аварий и потерь.

ОЕ

ТОРФЯНОЙ ГАЗОГЕНЕРАТОР.

ДЛЯ ТРАКТОРА.

МИНСК, 31 мая. (Hopp.
Научно-исслеловательский торфяной инсти-
тут Академии наук БОСР сконструировал
облегченного типа газогенератор для трак-
тора, работающий на торфе. Пробные ис-

«Правлы»).:

пытания газогенератора нозой конструкции
дали положительные результаты.

контрреволюционные троцкистоекие элемен-
ты проникли в редакции газет, в чаетно-

ee в редакцию «Бакинского рабочего». ь ieee

амокритика в газетах недостаточно раз-  _^

а ЗВУКОВОЙ ФИЛЬМ
Обсуждение кандидатур в состав пле- ‚ «ДРУЗЬЯ»

нума Бакинского комитета проходило с
большой тщательностью. Конференция от-
вела кандидатуру заместителя заведующе-
го отделом партийных кадров Бакинского
комитета Белеёнького, которого ряд делега-
тов охарактеризовал как грубого, зарвав-
щегося администратора. Отведены также
кандидатуры бывшего секретаря Кагано-
вического райкома партии Варунца и быв-
шего секретаря Ильичевекого райкома пар-
тии Вишневецкого. Не избран в состав
enn a Азнефте народный артист республики Бабочкин.

Конференция признала политическую  .
линию Бакинского комитета КП(б) Азер-
байджана правильной и работу удовлетво-
рительной.

`Тайным голосованием избран новый 60-
став Бакинского комитета в количестве
85 членов и 25 кандидатов. Первым чле-
ном Бакинского комитета и первым
делегатом. на ХПГ с’езд  коммуниети-
‘ческой партии большевиков Азербайджана
единогласно избран товарищ Сталин. Вон-
ференция единодушно и с большим под’емом
приняла привететвие товарищу Сталину.

На состоявшемся пленуме Бакинского
комитета закрытым ` голосованием первым
секретарем избран тов. Багиров, вторым
секретарем избран тов. Нариманов, тре-
тьим секретарём — тов. Гульбис.

Л. ИЛЬИНА.

НАЛЬЧИК, 31 мая. (Корр. «Правлы»).
В Нальчик прибыла бригала. Ленинградской

Бригада, которую возглавляет режиссер
‚Арнштам, будет производить здесь с’емки

рий его написан Тихоновым и .Арнштамом;
‘Фильм посвящается Сергею  Мироновичу
Кирову и показывает дружбу народов: Кав-
каза, их борьбу за советскую власть. Роль
русского большевика Алексея исполняет

гонит пленум. Убедившись в том, что его
угроза не произвела особого впечатления,
секретарь парткома отдал приказ:

— Всем коммунистам приказываю уйти
с пленума фабкома и оставить помещение.

Подчинившись приказу секретаря парт-
кома, коммунисты фабрики оставили пле-
нум. В большом недоумении разошелея и
весь профсоюзный актив.

Члены фабкома «Коммунарки» пожало-
вались на самодура-секретаря парткома в
Сталинский райком партии. Но там поечи-
тали неудобным предавать огласке этот воз-
мутительный, ‘из ряда вон выхохящий
случай. ;

На реке Уссури. Красноармеец-пограничник И. Ф. Прокин на посту.
: Mid : Фото Д: Дебабова.

И. ЕРМАШЕВ

Британская имперская
конференция _

14 мая в Лондоне открылась очередная.
имперская конференция. Цель имперских
конференций — укрепление связи между
метрополией и доминионами Британской
империи (Канада, Австралия, Новая Зелан
дия, Южно-Африканский Союз, Свободное
Ирландекое Государетво, Нью-Фаундлэнд).
Первая имперская конференция была со-
звана воще в 1887 году. Последней импер-
ской конференцией следует в сущности счи-
таль конференцию 1930 года, ибо оттав-
ская имперская экономическая конферен-
ция 1932 года, при веем ee крупном зна-
чении. вынесла решение лишь по вопросам
экономическим — 0 системе предпочти-
тельных пошлин между составными частя-
ми Британской империи. f

Нелооценивать значение нынешней кон-
ференции, собравшейся в момент, когла
междунаролная обстановка до чрезвычайно-
сти напряжена, не приходится. «Тайме»
проволит параллель между нынешней кон-
ференцией и встречей прехставителей ломи-
нионов и Англии в 1911 году. Положение
внутри Британской империи с тех пор зна-.
чительно изменилось: действие пентробеж-
ных сил возросло, доминионы стали значи-
тельно более самостоятельными. В 1911 го-
лу, например, доминионы еще не назначали
собственных липломатических представите-
лей. Не существовало и такого о
хак сейчас, когда Южно-Африканский ‘юз
заявил о своем праве самостоятельно pe-
шать вопрос об участии в войне, незави-
симо от того, какое решение примет ан-

Яекое правительство.

м поэтому, что вопросы, стоя-
щие перел имперской конференцией, долж-
ны рассматриваться через призму м
имперских отношений. Недаром Иден © >
доклад о международном положении зако

чил призывом к осуществлению «коллек-
тивной безопасности внутри Британской

ерий».

aa лозунг включает, по сути дела, две
основяые проблемы, стоящие перед импер-
ской конференцией, а именно; внешней по-

литики и обороны. В области внептней по-  Несмотря на неизменное и постоянное

] рождения поэта.

ордена Ленина киностудии «Ленфильм».

‚нового звукового фильма «Друзья». Спёна-

литики речь идет о единой линии и еди-
ном отношении всех доминионов Британской
империи (включая сюда и Англию, которая
по вестминстерекому статуту 1926 года
также является формально доминионом) к
Лите наций и к таким вопросам, как: борьба
за коллективную безопасность против все
нарастающей угрозы войны. В области 0б0-
роны речь ‘идет 0 координации” действий
всех доминионов в случае вовлечения Ан-
глии в какой-либо конфликт как в Европе,
так и за пределами ее.

Положение осложняется еще и тем, что
даже одни и те же понятия по-разному тол-
куются Англией и отдельными доминиона-
ми. Пели’ для Австралии чрезвычайно ак-
туальна японская угроза, то она менее тпе-
вожит Южно-Африканский Союз, который в
большей степени обеспокоен происками гер-
манского фашизма в Африке. Ванада, ‘по
выражению одной английской газеты, смот-
par na see «глазами США», © которыми
этот доминион чрезвычайно тесно связан
экономически. Далее, если в Англии У вла-
сти находятся консерваторы, по-своему тол-
кующие обязательства в отношении Лиги
наций или организацию коллективной без-
опасности, то в Канаде у власти стоит ли-
беральное правительство. в Новой Зелан-
дии — лейбористы, придерживающиеся
иной точки зрения на эти вопросы.

Уже выступление представителя АВетра-
лии Лайонса на имперской конференции с
проектом тихоокеанского пакта о ненапа-
денни—с предложением, встреченным доста-
точно холодно Англией, — показало, что в
Лондоне и в Канберре (столица Австралии)
по-разному понимают, что такое коллектив-
ная безопасность и как добиваться ее осу-
ществления.

Совершенно очевидно, что задача, стоя-
щая перед английским правительством, —
об’единить доминионы на платформе ан-
глийской внешней политики и ‘английской
программы обороны, — не легкая.

маневрирование, внешняя политика ‘Англии
в большой степени определяется двумя
реальными обстоятельствами. Первое из
‘этих обстоятельств — угроза всеобщему
миру как в. Европе, Tak 3a пределами ее
(в особенности в бассейне Средиземного мо-
ря и Тихого океана), Эта угроза является
следствием  захватнических ‘стремлений
агрессивных государетв — Германии, Ита-
лий и Японии, а также некоторых более

мелких стран, находящихся в орбите поли-

тического влияния поджигателей войны.

Второе обстоятельство заключается в
том, что перед внешней политикой Вели-
кобритании стоит задача предохранения им-
перии от внутреннего ослабления. Отсюда
вытекает необходимость учитывать. настрое-.
ния и желания доминионов, их отношение
6 различным вопросам международной по-
литики.

Ни. один из доминионов не заинтересован
сейчае в развязывании новой войны: Ilo-
этому, если бы Великобритания вела. после-
довательную, ‘ясную политику борьбы за
мир, она могла бы рассчитывать на поддерж-
ку всех доминионов. Однако практика по-
казала, что Англия, боясь военного взрыва.
неоднократно искала и продолжает искать
выхода на путях соглашения с агреесором.
Такая политика не всегда встречала: сочув-
ствие со ‘стороны  доминионов.. 3a приме-
рами ходить недалеко. Политика Англии на
Дальнем Востоке, которая сводилась к фак-
тическому поощрению ‘японской  агресени
и. несомненно, разжигала аппетиты агрес-
соров в Европе, вызвала недоверие к Ан-
глии. не только среди малых и средних
стран. Европы, но и среди британских до-
минионов,

Возросшая опасность войны, возростая
угроза для самой Великобритании в ре-
зультате вооружений германского фаптизма“
отнюдь не привела к отказу господетвую-

’щих классов’ Англии от’ стремлений пойти

на сделку с агрессором. Господствующие ]

ik

МИЛЛИОН: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
_‚, _ ПОВЫШЕ
080 КВАЛИФИКАЦИЮ

На железнодорожном транепорте широко
развернулось техническое обучение рабо-
чих и служащих, В крупных железнодорож-
ных узлах, на маленьких станциях, заво-
дах НЕПС — везде организована техняче-
ская учеба. Около миллиона железнодорож-
ников повышает свою квалификацию.

695 тысяч человек проходят техниче-
ский минимум. 83 тысячи лучших стаха-
вовцев-кривоносовцев транспорта занима-
тотея‘в школах мастеров социалистического
‚труда, где, кроме технического обучения,
они получают общее образование. На раз-
личных курсах, которые подготавливают
железнодорожников почти всех квалифика-
ций, УЧИТСЯ несколько десятков тысяч че-
ловек. Кроме того; в текущем году 12 ты-
сяч помощников машинистов будут пере-
‚квалифицированы на машинистов. Лля ра-
боты в качестве помощников машинистов
будет подготовлено 11 тысяч человек.

(ТАСС).

‚ 150 JET
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
К. Н. БАТЮШКОВА

АРХАНГЕЛЬСК, 31 мая. (Керр. «Прав-
ды»). Вчера в. Вологде, на родинё Кон-
стантина Николаевича’ Батюшкова, о бы-
ло ‘отмечено стопятидесятилетие 60 дня
В городском театре со-
стоялось торжественное заседание обще-
‚ственных организаций, Собрание заслутало
доклад о жизни и творчеетве‘ Батюшкова.

Открылась выставка, гле собраны книги

Балюшкова; критические статьи о его твор-
честве, журналы, в которых он сотрудни-
‚‘чал, и портреты поэта. Городская газета
в. связи с юбилеем ‘выпустила несколько
литературных страниц ео стихами и нись-
‚‘мами Батюшкова. `
#**

Юбилейный комитет вошел © Ходатай-
ством в президиум горсовета и облиспол-
кома 06 установлении в Вологле памятни-
ка Батюшкову и учреждении двух стипен-
Imi его ‘имени для студентов-отличников

1 литературного факультета.

ВИ И ae eee ee ee

класеы Англии стремятся найти какую-то
среднюю,  компромисеную линию,
рая привела бы на поле сражевия других,
а Великобритании. предоставила бы макси-
‚мум маневренных возможностей, В сущно-
сти в основе этой политики лежит -прин-
цип изоляции. Но. дело, однако; не в том,

хотят ли руководящие круги .Ведикобри-.

талии проводить политику изоляции, & в
TOM, B состоянии ли они её осуществлять.

Как раз накануне открытия имперской
конференции Британский ‘институт внеш-
них сношений опубликовал обширный труд,
озаглавленный: «Британская империя; ее
‘структура и проблемы». Авторы этого тру-
да категорически заявляют, что политика
изоляции имела бы катастрофические по-
следствия для империи. т

«Сторонники ‘политики изоляции в
‚Англии; -—— пишут авторы, = обычно
представляют себе дело’ ‘таким образом,
`УТо  0б’единенная ‘империя, покоящаяся
на комбинированной мощи своих соетав-

‚ рых частей, может отвернуться от всего
внешнего мира. Отнако для многих, а
возможно, для большинства людей в

` доминионах изоляция означала бы не
чта иное, как отделение. Англии от Ёв-
оопы и освобождение Англии от каких
бы то ни было внешних обязательств.
По. существу, изоляция не разрентила

_ бы викаких трудностей, она скорее ус-
ложнила бы ‘проблему целостности’ им-
перии», г

Следует, кетати, отметить, что наиболее
последовательные изоляционисты в Англии
являются в то же время наиболее рьяными
сторонниками сделки © фашистекима го-
сударствами — Германией; Италией и Япо-
нией, Изоляционисты готовы отдать фа-
шистеким государствам весь мир Ha раз-
грабление. Ясно, что ‘такая «основа» внеш-
ней политики неприемлема для серьезных
политических кругов Великобритании, тем
более, что подобная «изоляция» очень ско-
po привелабы к развалу ‘империи. Уже по
этой одной причине Англия. не решаетея
«повернуться. спиной к Европе». В 10 же
время британская внешняя политика не
склонна стать на позиции последовательной
защиты коллективной безопасности. Отсюда
и родилась так называемая. «полуизоляцио-
нистекая ‘тенденцил», весьма характерная
для. нынешней британской внешней поли-
тивн. Официально она именуется «поли-
THROM ограниченных ‘обязательств».

Один из знатоков британской внешней

ГГисьма 6

1 ИЮНЯ 1937 г., № 149 (7115)

редакцию

ПОЧЕМУ тов. ГРАНДОВ
ОТМАЛЧИВАЕТСЯ?

KOTO-

тельств» в ее западной

Уважаемый товарищ редактор!

Долгое время на одном из ответственней-
ших участков социалистического льновод-
ства—во главе Всесоюзного института
льна находился разоблаченный недавно
враг народа, троцкистский мерзавец ТЖада-
ев. Окружив себя группкой приспешников,
он беспощално зажимал критику и само-
критику, лебезил и подхалимничал, зани-
малея очковтирательством и демагогией.
Тщательно маскируясь, Жадаев творил свое
поллое вредительское дело, а ослепленный
парадной шумихой коллектив института
самоуспокоилея и проглядел обнаглевшего
врага народа.

13 января 1936 г. в газете «Социали-
стическое земледелие» была напезчата-
на написанная мною и  сотрудни-
ками института Тихоновым и Марты-
повым статья «Слова и дела  дирек-
тора Жадаева». Статья вскрывала истин-
ное лицо ’Жадаева и его грязные де-
ла. Мы писали, что по ряду вопросов на-
учно-исследовательской работы Институт
льна резко отстает от жизни, указывали,
что институт совершенно не обобщал опыт
колхозов, получающих высокие урожаи.

Фактами мы доказывали, что Жадаев
неудовлетворительно руководит институтом,
засорил институт чуждыми людьми, про-
являл нетерпимость к критике научных
работников. Практическую работу Жадаев
пбдменял аллилуйщиной, создавал  обета-

новку подхалимства и круто расправлялся с.

дицами, осмеливавшимися критиковать его.
Наконец, нами были приведены две справ-
ки. вскрывающие подозрительное прошлое
Жадаева, и указывалось, что два его за-
местителя — Чегеза и Строгов еще в
1934 г. были разоблачены, как троцки-
сты, и удалены из института. Исходя из
всего этого, мы писали, что необходимо
заинтересоваться Жадаевым и оздоровить
обстановку в институте.
Как только в «Социалистическом земле-
делии» была напечатана статья, Ново-
тержский райком ВКП(б) и его бывший
секретарь тов. Томин сразу же, не про-
веряя материала, исключили меня из пар-
тии «за клевету». Тихонову и Мартынову,
отказавшимся под давлением и утрозами
Жадаева от своей статьи, были об’явлены
выговоры. Так расправлялись в Торжке
с людьми, осмеливающимися критиковать
троцкиста Жадаева. Решение комитета о
моем исключении из партии было отменено
через 2—3 дня только благодаря вмеша-

тельству секретарей Калининского обкома
партии тт. Михайлова и

Пискарева.

что почва под ним ко-

Почуветвовав,

леблетея, прожженный  троцкист Жадаев
спентно написал в «Социалистическое зем-
лелелиё» очковтирательскую статью,

нявшую нас в клевете. А доверчивая ре-
дакния вместо того,
чательно разоблачить вредителя, услужли-
во предоставила ему свои страницы.

обви-

чтобы помочь OKOH-

В силу каких-то непонятных причин

статья Жадаева была снабжена редакцион-
пым примечанием
что Напольский,
ей статьей ввели редакцию «Сопиалиети-
ческого земледелия» в заблуждение и что
статья является клеветническим выпалом
против Жадаева.
рилось дальше, — привлечены райкомом Ев
строжайшей партийной ответственности».

‚ в котором говорилось,
Мартынов и Тихонов сво-

«Авторы письма, —гово-

Но вот Жадаев разоблачен, как. контрре-

волюционер-троцкист. Факты, изложенные
нами в статье «Слова и дела директора
Жалавва», полностью подтвердились.

24 марта 1937 г. новоторжекий пар-

тийный актив в решении по итогам

Пленума ЦЕ ВКП(б) отметил, что «бю-
ро райкома не только не приняло мер
к оздороваению парторганизации Институ-
та льна. но и само допуетило грубый за-
жим самократики, исключив из партии
ros. Напольского и. 00 SBHB выговоры
тт. Тихонову и Мартынову за помещение
статьи, критикующей Жалаева». На по-
слелнем общем собрании коллектива сотруд-
ников Института льна достаточно ясно бы-
ла вскрыта механика вредительства, 0су-
ществлявшегося Жадаевым и его приспещ-.
никами, в частности удушливая атмосфе-
ра наглого обмана партии и правительства.

Все это’хорошо известно редакции «Со-
циалистического земледелия», куда я обра-

mates с просьбой реабилитировать меня,

представляя исчерпывающие и убеди-
тельные документы. Здравый смысл под-
сказывает, что редактор газеты тов. Гран-
дов должен был немедленно поместить
мое письмо и дать развернутую кри-
тику своих ошибок. Но «честь мунди-
ра» и боязнь самокритики оказались для
тов. Грандова выше элементарных обязан-
ностей редактора и коммуниста. В глазах
читателей «Социалистического земледелия»
я попрежнему остаюсь злостным клевет-
ником, а враг народа—троцкист Жадаев—
невинно оболганным человеком.

_ МИХАИЛ НАПОЛЬСКИЙ.
Торжок, Калининской области.

НУЖНЫ ЗВУКОВЫЕ
ЛЕКЦИИ-ФИЛЬМЫ

Уважаемый товарищ редактор!

о Вам, конечно, извеетно, какой огромный
интерес проявляют миллионы трудящихся
нашей родины к вопросам политики, науки,
искусства и культуры вообще. 06 этом убе-
дительно свидетельствуют растущие тиражи
газет, журналов, книг, аншлаги у театраль-
ных касс и переполненные аудитории все-
возможных лекториев.

Однако, товоря о последних, надо пом-
нить, что высококвалифицированных лекто-
ров у нас не так-то много, особенно в быв-
шей провинции, которой трудно бывает за-
получить к себе первоклассного столичного
лектора. р

В счастью, мы живем в такое время,
когда высокая техника позволяет реализо-
вать вещи, которые 10—15 лет назад по-
казались бы пустой фантазией. Я предла-
таю нашей кинематографии ‘создать ряд
звуковых лекций-фильмов.

Не нужно большого воображения, чтобы
представить. себе весь эффект этого дела.
Возьмите для примера историю нашей пар-
тии, Соответствующие иллюстрации и доку-

политики-—Артур Виллерт пишет по этому
поводу ‘следующее:

«Полуизоляционисты имеются  глав-
пым образом среди лидеров и привер-
женцев национального правительства. К
ним принадлежит Невиль Чемберлен, в
ним склоняется Иден. Они имеют силь-
ную поддержку среди либералов, Хотя
многие из ‘них не желают этого при-
знать, но`они в сущности вернулись
к традиционной внешней политике, ко-
торой Англия придерживалась до вой-
ны, политике, вдохновлявшейся готов-
ностью защищать лишь побережье Евро-
пейского континента от’ вожделений аг-
рессивной державы и решимостью со-
хранить свободу действий, если речь

‚будет итти о более широком учаетии в

каком-либо конфликте». *).

Еще более. конкретно это положение
разбирается авторами   уже цитированного
выше труда «Британская империя»:

«До сих пор, — пишут они, — глав-
ные интересы Англии на Европейском
континенте CO стратегической точки
зрения заключались в том, чтобы пред-
отвратить захват какой-либо  господ-
ствующей державой побережья Бельгии
и Голландии, а также французских пор-
тов в Ламанше... С развитием Boatym-
ных сил заинтересованность Англии в
Европейском континенте приобрела еще
более важное значение, поскольку про-
тивника надо удержать на таком отда-
лении от Ламанша и Северного моря
чтобы расстояние. от его воздушных баз
до британских берегов было возмож-
но большим... Основной принцип импер-
ской обороны — иметь открытый‘ путь
в Индию, на Дальний Восток, в Ав-
стралию через Средиземное море и Су-
эцкий канал. Англия несет ответствен-
ность за оборону ее союзника — Erun-
та, мандатных территорий — Палести-
ны и Ирака и британских влалений —
Бипра, Мальты и Гибралтара. В евро-
пейскую войну, при ee расширении
может быть вовлечена и Великобрита-

ния. С другой стороны, в результате

такой войны может возникнуть угроза,

и британским стратегическим

в Бельгии, Голландии, во и op

на Средиземном море».

Так обстоит дело с Ев
сылками «политики огра

ропой и предпо-
ниченных обяза-
части,

*) «Империя и мир», 1937, стр. 281.

менты, ‘интересные даже в статике, в сте-
нах музея, станут еще болёе яркими и вы-
пуклыми в фильме. Так, скажем, в кино-
лекции на тему «9. января 1905 г.». можно
было бы показать баррикадную борьбу,
крестьянское движение, работу подпольных
типографий, конкретных исторических‘ дея-
телей, роль наших вождей и т: д. Я уже
не говорю о лекциях-фильмах по есте-
ствознанию и географии, которые явились
бы незаменимым наглядным пособием для

школьников и студентов.

Создав такие фильмы, мы тем самым
двинули бы армию крупнейших ученых и
талантливейших лекторов в самые глухие
утлы нашего необ’ятного Союза.

№ сожалению, 0б0 всем этом не хотят
знать ни наши киноорганизации, ни. Коми-
тет. по делам искусств. Уже второй год я,
выдвигаю_ перед ними соответствующие
проекты, пишу письма, нони одного ответа
до сих пор не получил.

П. ЗАОСТРОЗЦЕВ.
Ленинград. .

Следует, однако, иметь в виду  следую-
шее. Для всех доминионов в. той или иной
степени характерно’ стремление избежать
необходимости быть вовлеченными в евро-
пейские осложнения. Но  изоляционист-
ские и_полуизоляционистекие тенденции
британской внешней политики способ-
ствуют росту центробежных сил в доми-
нионах, которые в свою очередь рикоше-
том оказывают давление на внешнюю по-
литику самой Англии. Отказ от кодлек-
тивной безопасности, таким образом, таит
в перспективе серьезную угрозу для Бри-
танской империи с точки зрения ее вну-
тренней целостности.

олуизоляциониеты выступают на им-
перской конференции с довольно стройным
планом. Сущность этого плана заключает-
ся в сохранении за Англией и впредь ве-
дущей роли в имперской внешней полити-
ке. Правящие круги Великобризании ука-
зывают при этом, что He доминионы, &
Англия является хребтом империи с точ-
ки зрения ее обороны,

Таким образом, Англия стремится к TO-
му. чтобы добиться сосредоточения всего
руководства империей и в особенноети eo
внешней политикой в своих руках. Именно
В этом плане стремится Англия осуществить
своей проект «коллективной безопасности
внутри империи»; Речь идет о том, что
еели бы Великобритания оказалась жерт-
вой агрессии в Европе, то все остальные
деминионы должны немедленно ‘выступать
против агрессора. Конкретно это значит,
что они должны отдать себя в распоряже-
ние Великобритании и полностью следовать
Se eae ci эта проблема оказа-

ин
oe tee уто _ на конференции на пер:
ею однако, что каждый доминион
ae ует общеимперские обязательства. по-
- omy Не удивительно поэтому, что центр
ae a всей проблемы имперской внеш-
а литики оказался передвинутым в

р внутриимперских обязательств.
Ни не приняла еще никаких
мы 0 этому вопросу. Неизвестно,
м т ли Ангаии осуществить свой
ны Beane OH означал бы согласие
а H& продолжение нынешней
Sis oe литики колебаний, неясностей,
noe Scanian бегства от коллектив-
Seah wugente’ ct ступление всей Британ-

вато усилением угрозы ее распада.
Лондон, май 1937 г,

этот путь было бы чре-.