Насущные вопросы
реконструкции Москвы

После реорганизации проектно-планиро-
вочного дела в Москве были созданы архи-
тектурно-проектные мастерские, возглавляе-
мые крупными мастерами. Их задачей яв-
лялось: давать высококачественные про-
екты и одновременно подготовлять м0-
лодых архитекторов. Однако из-за недоста-
точного руководства Моссовета эти мастер-
ские полностью не выполнили своей роли
и превратились в большие хозрасчетные
проектные конторы. В мастерской, руково-
димой академиком ШЩусевым, заняты 49
архитекторов и многочисленный обслужи-
вающий персонал. В мастерской, возгла-
_вляемой архитектором Кокориным,—33 ар-
хитектора и т. д. Шри ‘таких условиях
руководители мастерских не в состоянии
оказать молодежи  квалифипированную
консультацию, а тосударство получает да-
леко не доброкачественные проекты.

Вывол из этого один: необходимо раз-
укрупнить существующие мастерские с та-
ким расчетом, чтобы каждый руководитель
имел в составе своей мастерской не более
4—5 авторов, оказывал бы им повседнев-
ную помощь и консультацию при разра-
ботке проектов и сам представлял готовые
проекты на утверждение.

Около ‘года, как разработаны детальная
планировка и архитектурное решение всех
набережных Москва-реки, центра и основ-
ных магистралей города, подлежащих ре-
конструкции в 10-летний срок. Этот мате-
риал ло сих пор не рассмотрен и не
утвержден Моссоветом. Только по отдельным
участкам набережных есть устное согласие
председателя Моссовета  (Красно-Преенен-
ская набережная, Ростовская. ` Смоленская,
Котельническая и Новоспасская). На этих
участках, кроме авторов утвержденных
проектов, никто не имеет права проектиро-
вать застройку. На всех же остальных ма-
гистралях проектируют застройки отдель-
ных зданий самые разнообразные по под-
тотовке и творческому направлению авторы.
В конечном итоге это может привести к
случайному,  разрозненному оформлению
и затруднит впоследствии решение це-
Лостных архитектурных ансамблей города.

Разработанные отделом планировки де-
тальные планы города в масштабе
1:2000, планы реконструкции основных
магистралей, городских парков и площадей
с подробными экономическими расчетами и
инженерно-транспортными решениями так-
же еще не утверждены Московским сове-
том. А жизнь не ждет, и эти неутверж-
денные планы постепенно осуществляются.

Сложность и трудность решения архи-
тектурных и планировочных задач рекон-
струкнии Москвы требует активного уча-
стия в этом архитектурной общественности.
К сожалению, оргкомитет союза архитекто-
рев не организовал архитектурную  обще-
етвенность для помощи и консультации от-
делам Моссовета. Дальше” общих докладов
0б ансамблях. к тому же не связанных
конкретно с’заетройкой Москвы, и запоз-
далой критики проектов после их осуще-
ствления в натуре союз архитекторов не
пошел. Предстоящий  всесоюзный Сезд,
мы надеемся, активизирует работу союза
архитекторов и поручит новому правле-
нию заниматься не только общетворческими
вопросами, но и конкретными задачами ре-
конструкции Москвы.

Москва обогалилась сейчас новыми ма-
гистралями, асфальтированными проездами,
набережными, новыми школами;
строительство мостов и т. д. Тем энергич-

холимость строить в новых жилых
самостоятельные котельные с перспективой
ликвидации их в недалеком будущем.

Hoe (барачное
Москве. Не считая тех деревянных город-
ков, которые создаются на отведенных уча-
стках для переселяемых из сносимых домов,
за послелние полтора года построены сотни
облегченных домов и бараков для населе-

ные бараки для, строительных рабочих по

начато.

домах

До сих пор не прекращается облегчен-
ит. п.) строительство В

ния в несколько тысяч человек. Времен-
истечении надобности в них не сносятся.
В них продолжают жить, и нередко эти
бараки превращаются в жакты (жилищно-
арендные кооперативные товарищества).
Под маркой «реконструкции» промыш-
ленных предприятий в Москве, несмотря
на ограничения, продолжает развиваться
промышиленное строительство. За один толь-
ко 1936 г. президиум Моссовета по требо-
ванию различных организаций выдал раз-
решения Ha «реконструкцию» _ десяткам
предприятий столицы. При ближайшем рас-
смотрении оказывается, что «реконструк-
ция» во многих случаях сводится к 60-
оружению новых крупных предприятий.

Вопреки постановлению Совнаркома и ЦК.

партии опасные в пожарном и вредные в
санитарном отношениях предприятия не
выводятся из Москвы.

Осуществление плана генеральной ре-
конструкции Москвы зависит н6 ТолЬ-
ко от Моссовета, но и от наркоматов
и ведомств. Достаточно сказать, что из
программы в 800 тые. кв. метров жилищ
ного строительства 1936 года только 200
тыс. кв. метров приходилось на долю Мос-
совета, а 600 тысяч (34 веей програм-
мы) — на наркоматы и различные ведом-
ства. Последние, как правило, распыляют
средства на сотни об’ектов. Чтобы никого
не обидеть, средетва на жилищное строи-
тельство выделяются чуть ли не BCeM
предприятиям. Формально наркомат свою
задачу выполнил. и его мало беспокоит, что
предприятию. получившему не больше
одного миллиона рублей, на эти средства
в условиях Москвы трудно поетроить жи-
лой дом. Иной расчетливый директор, что-
бы выйти из положения, старается обойти
Моссовет — получить какой-либо пустырь,
где не нужно сносить старые дома, тре-
бует снижения этажности.

Все это мешает осуществлять ансамбле-
вую застройку столицы. застройку целых
участков города большими массивами. На-
конец, это крайне удорожает и затяги-
вает само строительство. Приведем та-
кой пример. Как известно,  Моссове-
том застраивается в текущем году по
единому проекту вся правая сторона улицы
Горького — от Охотного Ряда до Co-
ветской площади. Стоимость этого строи-
тельства не менее 20 млн рублей. В ре-
зультале это даст цельный участок рекон-
струированной Москвы, с единым архитек-
турным оформлением.

Не трудно представить, как бы выгля-
дела застройка этого участка, если бы ее
производили отдельные ведомства. На этом
участке было бы не меньше 15 застрой-
шиков, каждый со своим проектом, строи-
тельной организацией, строительной пло-
щалкой, с самостоятельной котельной в
каждом ломе. Это строительство растяну-
лось бы на ряд лет, не говоря уже о ко-
лоссальных затратах.

Между тем строительство, осуществляе-

ПРА

BAA

Массовка железнодорожников на станции Кратово (Ленинская железная до-
рога). На снимке: выступление самодеятельного ансамбля русской песни и
‚ пляски под управлением жены проводника М. С. Нечувилиной.

Фото М. Бернштейна.

ЗА РЕКОРДНЫЙ УРОЖАЙ СВЕКЛЫ

Свеклосеющие области Союза явно за-
паздывают с обработкой сахарной свеклы.
Особенно это относится в Киевской обла-
сти. На 1 июня прорвано лишь 60 проц,
свеклы против 76 проц. на то же чиело в
прошлом году. Проверки и подкормки кол-
хозы даже неё начинали. В районах чув-
‘ствуетея самоуспокоенность в борьбе со
злейшим  вредителем свекль-—долговоси-
ком. Вопреки указанию Центрального Ко-
митета партии, многие районы ослабили
борьбу с сельскохозяйствевными врелите-
дями, хотя долгоноеик, например, > во. мно-
гих районах еще не уничтожен,

Затягивает обработку и другая важней-
man свеклосеющая область — Винницкая.
Достаточно указать, например, 910 Е 1
июня здесь прорвано лишь 71 проц. свек-
лы. Между тем в прошлом году на то же
число прорывка была пояти закончена
(98 прон.). Как и в Киевской области,
здесь также еще не приступили к провер-
ке и подкормке сахарной свеклы. Виннин-
кий обком партии и областной исполни-
тельный комитет, несмотря ва предупре-
ление правительства и Центрального
Комитета партии, не организовали ухода 33
посевами свеклы и допустили образование
на полях корви,

Остается добавить, что Киевская и Вин-
ницкая области прорывают свеклу хуже
Харьковской, Курской и Воронежекой 06-
ластей. ^

Однако Курская и Воронежекая области
также до сих пор не закончили прорывки
свеклы. Проверки и подкормки здесь тоже
не начинали,

В 1936 г. в Воронежской и Курской об-

ластях урожай свеклы загубили. Поэтому

увлечение формальными успехами по срав-
принесло бы
огромный вред и еще более ослабило бы
борвбу за высокий урожай свеклы в этих

нению с прошлым годом

областях.
В нынелтнем тоду

носиком до полного его уничтожения.

Fea el a a pe ыы

добиться рекордного урожая свеклы.

НА Н

_ ЧЕБОВСАРЫ, 8 пюня. (ТАСС). Дожди
в мае и июне создали прекрасные условия
для роста озимых и яровых. Состояние хле-
бов во всей республике хорошее. Рожь уже
начала колоситься. Ожидается высокий

ОЛЯХ

кантонов превосходная. Высота ее до хвух
метров. Посевы повсеместно ‘выколосились,
а местами уже начинают цвести. Ожидает-
ся срехний урожай 12—15 центнеров  зер-
на с гектара. Закончилось кущение яровых.

есть Bee основания
рассчитывать на хороший урожай сахар-
ной свеклы. Значительно выросла энерго-

вооруженность свекловичных  машинно- Дроздова 06 ошибках исторической школы
тракторных станций. Кодхозы и МТС обо- Покровского студенты первого курса реши-
татилаеь опытом ‘передовиков, ‘опытом   ли обратиться к деканату п кафелре исто-

пятисотнии и тысячнии. Сейчас все зави-
сит от руководства, от умения партийных
и советских организаций мобилизовать кол-
хозников и рабочих совхозов на образно-
вую обработку свеклы, на борьбу с долго-

Дело чести свеклосеющих областей—-

9 ИЮНЯ 1937 г., № 157 (7123)

ак Готовятся

кадры и
(ПИСЬМО В

В свое время Наркомпрос ликвидировал
исторический факультет в Московском Уни-
верситете. Это было не чем иным, как про-
явлением ликвидаторского отношения К
исторической науке. По решению Совнарко-
ма К ВКП(б) исторический Ффа-
культет в 1934 г. был у нас восстановлен.
На факультете готовятся историки-маркси-
сты, преподаватели по всеобщей граждан-
ской истории и научные работники.

Наш факультет отразил особенно сильно
все недостатки исторического фронта, ибэ
в нашг университет проникли троцкистекие
бандиты, пытавшиеся использовать его длЯ
своих контрреволюционных целей. Со дня
организации исторического факультета PO
главе руководства стояли замаскированные
троцкисты, разоблаченные в дальнейшем
как враги народа, шитионы, террористы: пре-
Ссловутый «историк» Фридлянл и его пря-
спешник — агент Гестапо Эмель (он же
Лурье), которые, пользуясь политической
близорукостью, беспечностью, а также 3а-
соренностью партийной организации, пол“
бирали угодных им лип для своей подлой
контрреволюционной работы.

Орудием в руках врагов оказались ас-
пиранты Линков, Крылова и другие науч-
ные работники, которые ныне изгнаны из
рялов ВКП(б).

И ло сих пор на историческом факуль-
тете иногда протаскивается троцкистская
контрабанда. Вот факты.

В апреле проходила теоретическая кон-
ференция на тему: революционные тече-
ния 30-х и 50-х гг. ХГХ столетия и роль

Герцена. Во время подготовки один из ло-
кладчиков — студент Модель консультиро-
вался у проф. Дружинина, который реко-
мендовал ему статью троцкиста Лелевича
как «знатока этого вопроса».

В списке литературы по курсу «Истории
вародов СССР» проф. Дружинин рекомен-
дует «труды» врагов народа, например, Ду-
бровского, Ванага. Читая этот куре, проф.
Дружинин отказался отвечать на вопросы
студентов о меньшевистской позиции Tpou-
кого на П. с’езде партии, ссылаясь на то,
что якобы студенты это знают. ущерб
другим разделам курса он особенно много
часов уделил народничеству, особенно лю-
бовно излагал эту часть курса и идеализи-
ровал индивидуальный террор.

Критика ошибок школы Покровского
не нашла должного места в процессе чтения
лекпионных курсов и в практикумах, в
среле самих научных работников.

После появления в «Правде» статьи тов.

рии народов СССР с просьбой широко оеве-
тить для студентов этот весьма актуальный
вопрос. И до сего дня просьба студентов
не удорлетворена.

Нало было ожидать развернутой крити-
ки ошибок Покровекого от профессора
М. Нечкиной, которая в свое время была
ярым последователем исторической школы
Покровского. Однако этого не было. Тов.
Нечкина в своих лекциях лишь мимохолом,
словно отбывая повинность, затрагивала
ошибки Покровекого.

Факультетская стенная газета после ра-
зоблачения врага народа Фридлянда Tpebo-

рода лекции.

сториков

РЕДАКЦИЮ)

вала от кафедры новой истории (руково-
литель тов. Лукин) подвергнуть критиче-
скому разбору прочтенные врагом на-
Однако и это законное тре-

бование студентов не встретило должного

внимания.

Эти‘ примеры говорят о том, что заме-
чания товарищей Сталина, Жданова и
Кирова о конепектах учебников по исто-
рии дирекцией университета, кафедрами и
леканатом исторического факультета еще
не усвоены.

Дирекция университета не взялась серьез-
но за осуществление мероприятий по лик-
вилации последствий вредительства на исто-
рическом факультете. Студенчество ни разу
не вилело на своих занятиях ни директора
университета тов. Бутягина, ни его заме-
стителя по научно-учебной части тов. Ка-
дэка. Беспечность поразительная!

Заведующий кафедрой новой — истории
акад. Лукин проявляет нетерпимую безот-
ветственность в руководстве кафедрой и
преподавании новой истории. Bee. ero «py-
KOBOICTBO» сводится в посещению заседа-
ний кафедры, работники которой собирают-
ся крайне редко.

Как же нам помогает Наркомпрос? Руко-
волящие работники Наркомпроса Бем
и лр. за все три года существования исто-
рического факультета не улосужились`про-
смотреть и утвердить ни одной программы!
Исторические факультеты всех универси-
тетов по-своему «мулрят» над «сочине-
нием» программ, а единой организующей
руки в этой области нет.

Наркомпрое устранился от подготовки
аспирантуры при факультете. Бросаетея
в глаза, что в перечне аспирантеких
научных работ почти нет работ на темы
советского периода. Враг народа Ванаг
открыто рекомендовал аспирантам  те-
мы, рисующие террористическую деятель-
ность злейтих врагов марксизма — нарол-
ников. Прикрепленные к аспирантам для
научного руководства профессора очень.
плохо выполняют свои обязанности (напри-
мер, профессор Базилевич). Итоги: в теку-
щем году из 18 оканчивающих аспирантов,
защищает диссертацию только один!

В начале 1937 гола исторический фа-`

культет посетил нарком просвещения
тов. Бубнов, но реальной помощи от. ето
посещения факультет не получил. Тов. Буб-
нов обещал ускорить назначение декана,
перевести факультет из непригодного зда-
ния в лругое. Но воз и ныне там. Приказ
наркома о назначении декана есть, но дека-
на до сих пор нет.

Назначенный полтора! месяца назад де-
каном тов. Горин до сих пор не приступил
к работе.

Страна ждет от Наркомпроса квалифи-
цированных кадров историков. Возможно-
стя у исторического факультета большие.

Требуется только навести. на факультете

большевистский порядок.
Долго ли еще Наркомпрое будет игно-
рировать историческое образование?

Студенты исторического факуль-
тета  Мосновского университета:
В. КОРОТНОВ, Г. ЛЕНКОВ, Н. СА-
ВИН, А. СОКОЛОВ, А. КАТАЕВ.

ПРОМЫШЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ

нее надо устранить серъезные недостатки в
работе. А их немало. Затянувшееся строи-
тельство газового завода грозит оставить
без газа новые жилища, которые будут
выстроены в 1938 г. Совершенно нетерпимо
отетавание строительства Фрунзенской тен-
доэлектропентрали, ибо это ведет к оставле-
нию многочисленных котельных установок
на предприятиях, расположенных на самой
° набережной Москва-реки, и вызывает необ-

ee ee re ee

мое наркоматами и ведомствами, можно ор-
танизовать по иному принципу. Вместо то-
TO, чтобы распылять средства по сотням
предприятий. наркоматы могут строить не-
сколько круйных жилых домов и раепре-
делять лля нужд предприятий уже готовые

секции и квартиры.
А. БУЛУШЕВ.
Начальник отдела планировки
Москвы.

ЕЕ ee ЗАРЕ ЗОНЕ СЕ:

РАЗВЕДКА
И КОНТРРАЗВЕДКА

( Продолжение)

стижением войны на западном фронте, но
никакой атаки не было; французы срочно
стягивали войска, чтобы закрыть брешь, а
находящиеся в Килаистре немцы  быля
слепы и не подозревали слабости францу-
30B

ла британеких. 9KCHCAMNMOHHBIX CHI был
весьма  пронипательным и информирован-
ным человеком. В феврале и в начале мар-
та 1918 г. он не только точно предсказал
участок в Пикардии, сле Люленлорф соби
ралея вести наступление, но и указал лень
этого наступления (20 или 21 марта). Он
и его сотрудники почти точно’ расечитали
численность сил, посылавшихея Люденлор-
фом и фон Гутьер против 17 дивизий Гауфа
по фронту, протяжением свыше 64 nu. Onn
сообщили, что из 60 неменких  ливизий,
которые будут наступать на этом фронте,
23 дивизии будут наступать непосредствен-
но на Сен-Кантэн, где у Гауфа было всего
лишь 4 дивизии. Однако, несмотря на столь
определенное предупреждение, подкрепление
не было послано. На рассвете 21 марта из
тумана показались атакующие германские
ройека, а подкрепление пришло только
24-го. и то незначительное. оно состояло
всего лить из трех ливизий. По сравнению
е этим грубым промахом, немногочислен-
ные проступки разведки . теряют  веякое
Значение.

Мобилизация во Франции в первые три
недели войны была очень плохо органи-
зована. По мнению некоторых немецких
командиров, можно было использовать это
обстоятельство и избежать нарушения
бельгийского нейтралитета. Они считали,
что в последнем случае Великобритания
не приняла бы сразу же участия в войне
и германский флот мог бы быть использо-
ван в качестве, наступательного оружия
против Франции и России.

Оборона Льежа была‘ первым  препят-
ствием, не предусмотренным германским

`рпитабом. Естественно, разведке поставили

в вину, что она показала на закрытую
дверь, вместо того, чтобы показать откры-
Toe окно.

В один из периодов войны английские
офицеры разведки получили инструкции
не жалеть ни расходов, ни труда лля по-
‘.чения чертежей и спецификаций ново-

rh

Генерал Кокс из pa3BeJbiBaTeabHOrO OTIe-

го самолета Фоккер. который только-что
был принят на вооружение германских
воздушных сил. Оцщного недовольного не-
мецкого  унтер-офицера. который уже
прежде полдлерживал связь с одним бри-
танским агентом в Бельгии, удалось убе-
лить в Том. чтобы он перелетел на своем
Фоккере и приземлился в тылу британско-
го фронта. Унтер-офицер с радостью при-
нял залаток в сумме десяти фунтов и по-
лучил еще 50 фунтов после благополучной
доставки самолета. Несомненно, самым
енльным мотивом, вылвинутым британским
атентом при уговоре унтер-офицера, было
заявление о том, что лично лля  атента
вейна булет благополучно закончена.

Многие лезертиры пытались обеспечить
себе хороший прием, доставляя более или
менее интересные сведения о планах своих
командиров.

В 1917 г. несколько эльзасцев дезерти-

ровали и перешли к французам,  преду-
преждая их о готовящейся атаке. в кото-
рой, по их расчетам, им не пришлось бы
принимать участие. Офиперы разведки за-
нялись этими людьми, так как трехлет-
няя борьба отнюдь не говорила о честно-
сти эльзасцев. Не хочет ли германское ко-
манлование внушить французам мысль 0
готовящейся атаке? — думали ° Французы.
Но на этот раз разведка лействовала слиш-
ком медленно. Предсказанная атака нача-
лась точно в указанное время, и Франпуз-
ские солдаты, которые, по всей вероятно-
сти. верили свелениям эльзасцев, были же-
стоко разбиты, вместо того, чтобы отразить
атаку, если бы подобное предупреждение
было надлежащим образом использовано
для подготовки.
За несколько лет до мировой войны
«Берлинское страховое общество Виктория»
имело «особое отлеление» в Париже, при чем
все служащие и агенты были прусскими
офицерами запаса. Каждые шесть месяцев
все служащие сменялись и возвращались
в Берлин, но до возвращения каждый из
них обязательно ездил ва экскурсию по
восточным департаментам республики. Все
специалисты по страхованию проходили
подготовку для работы в военной развед-
ке. Война началась, а они уже были го-
товы.

урожай. Сейчас на полях идет прополка
озимых и яровых, подкормка ржи. ощени-
пы, льна и картофеля. В ближайшие хни
начнется высадка рассалы махорки из пар-
ников. Ожидается большой урожай трав.

ЭНГЕЛЬС, 8 июня. (ТАСС). Высокий
атротехнический уровень полевых работ и
хорошая  погола способствуют быстрому
развитию посевов. Рожь в большинстве

КИ БЕ ЕЕ ЗНС

ЕВЕ ИВ

Возможно, что сейчас вастало время
обвинять разведку и сказать, что немеп-
кие генералы ринулись вперел потому, что
слишком хорошо знали дорогу. Несколько
лет тому назад один полковник чатал лев-
ции во Французской академии генерально-
го штаба. Лекции привлекли внимание
специалистов, так как лектор умело ocmeu-
вал немцев за их тактику в 1870 г. Поз-
же этот лектор — Ферлинанл Фош — пока-
зал себя мастером маневра, поэтому мы с
большей уверенностью можем осуждать
прусские методы веления войны.

Ho самое абсурдное и бессмысленное в
неменкой армии — это конфликты ‘межлу
военной и морской  разведывательными
службами. Кажлая из них получала зна-
чительные суммы (не менее  пвенадцати
миллионов марок), тем He менее, каждая
завиловала месту другой в секретном бюл-
жете. Какого рода трения происходили ло
августа 1914 г., — неизвестно, но когла
наступил кризис, оба отдела разведки бы-
an kak Ob в состоянии «гражланской вой-
ны», соперничали друг с другом и отно-
сплись олин к другому с большей враж-
дебностью. чем к противнику. Все свеле-
ния агентов военной разведки считались
противоречивыми и не имеющими никакой
пенности. Так утвержлали ‘офицеры мор-
ской развелки, но если в. руки военных
разведчиков попалали свелениз морекой
развелки, они еще с большим остервене-
нием поливали их грязью. Агенты и дру-
гие сотрудники, а также и развелка с0ю3-
ников использовали этот конфликт в сво-
их интересах: первые грабили казну, &
другие доставали нужные им свеления.
В противоположноеть этому, в периол
войны разведки: союзников  сотрулничали
дружно, что не всегла можно было отме-
тить в отношениях гражданских или во-
енных властей этих держав. ы

В коллектив профессионалов секретнои
службы вливалось множество доброволь-
нев, что свилетельствует о том, что в0-
вичков принимали хорошо. Организапия
превосхолной артиллерийской развелки —
весьма важный вклал Французов в общее
лело. Цель этой организации — получе-
ние всех сведений, имевших отношение Е
артиллерии противника, при чем было ис-
пользовано лаже гражданское население,
как мужчины, так и женщины, которые,
благодаря длительному пребыванию вбли-
зи фронта, научились по звуку определять
немецкие батарей. Незадолго ло заключе-
ния мира каждая из крупных союзных
держав приступила к организации специ-

Пненина, овес и ячмень выходят в трубку.

Виды на урожай яровых также хороши.

САРАНСК, 8 июня. (ТАСС). Озимая рожь
и яровая пшеница в колхозах Мордовии в
хорошем состоянии, а в Саранском рай-
оне — в отличном. Сейчас по всей респуб-
Погода
вполне благоприятствует лружному разви-

лике идут прополочные работы.

тию полевых ‘и овощных культур.

СЕ SL eS

альной артиллерийской разведывательной

службы по образцу французской армии.

В Германии обычно жаловались на то,
что .никогла уже не будет такого развел-
чика, как Вильгельм Штибер. Это озна-
мастера

чало, что наследники великого
разведки, неемотря на все” свои данные.
были только случайными его подражате-
лями. `В периол

(но не иначе, как с его согласия) лобро-
душного маленького человека, моряка,
контралмирала и начальника секретной
службы, методы которого были скрытымв
лаже для ищейки Бисмарка. Сэр Реджи-
нальд Холл был известен в королевском
флоте как эксперт по вопросам артиллерии
и как специалист в области взрывчатых
вешеств: этот офицер с исключительной
нахолчивостью (что, в частности, прояви-
лось в мастерском спасении олного корад-
ля в 1911 г.) облалал огромным личных
обаянием. Он превоехолно владел иностран-
ными языками и изучал вопросы мировой
политики. В октябре 1914 г. он был на-
значен начальником морской разведки.
Влестящий заговорщик и горячий патриот,
без тени каких-либо личных расчетов,
Холл влохновлял своих подчиненных Ha
множество странных н опасных предприяг
тий. Его достижения заставляли многих
беспристрастных наблюдателей признать
отлел британской секретной службы самым
действенным из всех отделов, опериро-
вавших гле бы то ни было в эноху миро-
вой войны. Холл всегла стремился найти
наиболее действительные средства, чтобы
выиграть войну. Американские морские
офицеры, работавшие с ним, говорили с
чувством глубокого уважения о взаимном
сотрудничестве и товариществе в бритав-
ской морской разведке.

. Британский морской разведывательный
отлел добился величайших  постижений,
благоларя проникновению под воду чело
века, который заслуживает большего, чем
беглое признание. Кораблестроитель 9. Ч.
Миллер был очень способным вололазом:
через гол после назначения его в 1914 г.
инструктором вололазного дела при мор-
ском училище он получил задание спу-
ститься к германской поллодке, незаполго
до этого потопленной орудийным огнем у
побережья Кента. Предполагаемое располо-
жение потопленной поллолки было отме-
чено буйком. Миллеру поручалось добыть
все возможные ланные о конструкции в
устройстве подлодки и установок на 6ор-
TY, о которых адмиралтейство не могло по-

войны в изолированном
кабинете в ЛДонлоне можно было ветретигь

ПЕТРОЗАВОДСК, 8 июня. (Корр. «Пвав-
ды»). В этом году на промытиленное освое-
ние водорослей карельского побережья Бе-
лого моря затрачивается около полумил-
лиона рублей. Строятся склады, причалы,
приобретается моторный Флот, завозител
специальное оборудование.

В 1938 году в районе беломорекого пор-
та Кемь намечается строительство мощного

водорослеобрабатывающего комбината. Из
морских волорослей, кроме иода и агар-ага-
ра, можно добывать маслозаменители, соду,
изоляционные материалы.

В районе Белого моря’ произрастает ло
130 видов различных водорослей. Олнако

в промышленности используются 0K)
только пять —— шесть видов.

лучить лостаточно сведений от своих аген-
тов при германских морских базах. С рис-
ком „запутать  воздухопроводы Миллер
пролез в отверстие; пробитое снарядом в
корпуее подлодки, и тщательно обслеловал
ее внутреннюю часть. Миллер был не
только моряком, который исполнял свой
долг, он был и великам предприимчивым
водолазом. Он проложил себе путь к по-
мещению офицеров в кормовой части я в
сейфе нашел весьма драгоценный метал-
лический ящик, в котором оказались ила-
чы новых минных полей, лве книги гео-
манских морских колов и секретный код для
сношений с имперским морским флотом.

Таким образом началась тавнетвенная
работа морского развелывательного - отлела
в Лондоне, в которой знаменитая «комна-
та 40» сыграла важную роль. Первона
чальный успех Миллера был неожилач-
ностью, а затем его. чрезвычайная  лов-
кость, смелость п способноеть  противэ-
стоять давлению на больших глубинах
использовались, насколько это было в03-
можно. Была созлана особая оргавизадия,
воторая лоставаяла его, воздушные наео-
сы и остальное снаряжение в любое месте
на британском побережье, гле затонула
какая-либо германская подлодка. Подлол-
ки терпели крушение и исчезали навсе: ла
для всех, кроме Миллера. Он мчалея на
место, rie корабль-побелитель оставлял
буек, и, если только позволяла погола, спу-
скался на HO. Ему часто приходилось
пользоваться разрывными снарялами, что
бы проникнуть внутрь, но он всегла п2о-
никал в подлолку, несмотря на опасность,
и появлялся затем на поверхности с но-
вым металлическим ящиком, содержащим
новые колы и планы противника.

Со временем он так же хорошо узнал
внутреннее устройство и. все приепособле-
ния на немецких подлодках, как любой че
мецкий инженер. До ноября 1918 г. более
60 подлолок легло на морское лно, и, за
исключением очень немногих, все эни бы-
ли иселедованы Миллером. Командующие
германским флотом постоянно меняли рас-
положение минных полей, секретные колы
и спепиальные приказы, но британская
развелка быстро узнавала о всех этих
изменениях.

В некоторых случаях в адмирзатейство
р течение 24 часов поступало ло % тые.
перехваченных сообщений. Все немепкие
коды и шифры быстро  прочитывались,
хотя в первое время каждый из этих лу
кументов являлся полной загадкой. Англи-
чане утверждают, что они за день ло

сражения при Доггер Банк знали о вы-
ступлении немецких сил, их численность
H направление движения и знали также
о подготовке к Ютландскому  сражелию
благодаря перехваченным и расшифрован-
ным радиоприказам. @лнако один весьма
компетентный эксперт считает, что бри-

танекая морская разведка была захвачена

врасплох Ютланлеким боем, так как ни
перехваченные сообщения, ни донесения
агентов из Куксгафена не были своевре-
менно учтены. Может быть это и верно.
HO сотни других сообщений, расшифрован-
ных в «комнате 40», — сообщения о кур-
сирующих подлодках, о готовящихся к на-
лету пеппелинах, затем  кодированные
приказы по флоту, инструкции министер-
ства иностранных лел послам в нейтрал-
ных странах — бесспорно были испольяс-
ваны в интересах союзников. Йз «комаа-
ты 40» вышла губительная телеграмма
Циммермана немецкому послу в Мексике
фон Экгарлту, история которой описана в
одном из знаменитых писем посла Уольте-
ра Хайнс Пэдж.

Презилент Вильсон весе еще держал ней-
тралитет: он понимал, что страна стоит на
пороге войны, но не хотел итти по пути,
противоречащему веем его идеалам. Цим-
мерман желал заварить кашу в Новом
Свете. чтобы избежать вмешательства Аме-
рики в европейские дела. Его телеграмма
фон Экгарлту солержала предложение о с01-
зе се Мексикой против Соединенных [Шта-
тов и 0 содружестве е Японией: приманкой
для Мексики должен был елужить захват
и аннексия территории в ю!0-запалной ча-
сти США. Это прелложение было пеликом
фантастическим, однако, оно послужило ре-
штительным толчком, который заставил аме-
риканское правительство вступить в войну.

Широкой публике осталась неизвестной
роль, сыгранная еэром Реджинальлом Холл.
Телеграмма Циммермана была перехвачена
агентами британской морской разведки и
расптифрована полчиненными Холла. Но. в
пелях облегчения дальнейшего наблюдения.
начальник морской развелки направил паз-
гневанных немецких чиновников по лож-
ному слелу. Он предложил нескольким лон-
донским журналистам. статьи которых мог-
г попаеть в Германию через Голландию.

анию или Швейцарию. обвинить его в
TOM, что морской отдел оказалея неепо-
собным перехватить это важное сообщение
на пути к фон Экгарлту, в то время как
американские секретные агенты в Мексике
< легкостью выкрали этот документ.

(Продолжение в завтрашнем номере)

в
чи
{yt

is

м
wl

i

—

vile pit а

oe a