кие противоречия,
чу”
‘линно

‘произвола частных предпринимателей, ар-
‘хитектор в странах капитализма не в со-

-пенности.

Ho

‚же, напротив, требовали предельной «ур-

‚проектам единственно правильный путь

‹ренвая перестройка 1-й Мещанской улицы.

Если в прошлом, ло Великой пролетар-
свой революции, состояние и уровень на-
шей архитектуры определялись качеством
отдельных дворцов, барских ‘особняков,
крупнейших административных и обще-
ственных зданий, то качество. нашей, со-
ветекой архитектуры определяется еостоя-
нпем всего нашего строительства. В этом
сГысле можно говорить о всенародном ха-
разтере и значении архитектуры в Совет-

вом Сотозе.

‚Для развития советской архитектуры,
для творческой работы архитектора наша
партия и правительство создали. исключи-

лельно’блатоприятные условия. Советскому

архитектору отведено почетное меето в

- стране.

. Где, в какой еще другой стране, на ка-
KOM уголке земного шара возможны такие
блестящие перспективье работы архитехто-
ра, такой пироюий простор для выполне-
ния его творческих замыслов, творческих
лерзаний, как в нашей счастливой стране?

Совершенно иная картина в капитали-
стических странах, гле архитектура пере-
живает пору, глубокого упадка. Глубо-
которые таит в се-
капиталистический строй, отнимают
человека всякую ‘возможность. ^ под-
творческой деятельности. `Подчи-
Tasch интересам эксплоататорсвих клас-
‘сов, находясь в полнейшей зависимости от

стоянии создать подлинные культурные

Чертами глубочайшей деградации отме-
пена архитектура германского фашизма.
Господа Шмитхеннеры, Шульце-Наумбурги
ий другие глашатаи фалтистской. архитек-
турной политики провозглашают возврат к
средневековью, ратуют за воскрешение
домов-крепостей, домов-тюрем. Впрочем,
убогая архитектурная практика“ гитлеров-
ской Германии сводится к строительству
незначительного числа чисто  показных
зданий в нескольких крупных городах.
По такому же пути фальши и маски-
ровки идет и архитектура фашистской
Италии, Г

В своем докладе, представленном в 1935 г.
римскому архитектурному’ конгрессу, архи-
тектор Л. Ниири указывал, что во всех стра-
нах Запада «строительство общественных с0-
оружений сокращено до крайнего минимума,
государство почти вовсе не строит, чает-
пый же капитал идет в строительство
исключительно с целью более надежного
помещения его, руководствуясь при этом
чисто спекулятивными соображениями. 0
гаких же возможностях нового в архетек-
туре, — спрашивает Ниири, — может ит-
ти речь в этих условиях?»

Наша партия и наше правительство
каждодневно проявляют о нас, советских
архитекторах, исключительную заботу и
внимание. Огромное значение для развития
советской архитектуры имело историче-
ское постановление партии и правитель-
ства о генеральном плане реконструкции
Москвы. Сила плана — в его реальности,
в том, что для его осуществления имеются
66 необходимые социально-экономические
предпосылки. Это—самая смелая в HCTO-
рии человечества перестройка города, на-
правленная прежде всего к тому, чтобы
создать для населения максимально удоб-
ные и здоровые условия жизни.

На основе генерального плана рекон-
струкпии Москвы, созданного по инициати-
ве товариша Сталина и разработанного пол
непосредственным руководством товарища
Кагановича, проделана колоссальная рабо-
та по реконструкции городского хозяйства
нашей столицы. Расширены улицы и пло-
щади, сооружены гранитные набережные
и усовершенствованные мостовые, построе-
большое количество жилых домов,
школ, яслей, больниц, фабрик-кухонь, сто-
WIOBLIX общественного питания, хлебозаво-
дов, улучшено снабжение населения водой
ит. д.

‚ Мелкобуржуазные . горе-теоретики, вы-
двигавшие всевозможные прожектерские
‘проекты, пытались затормозить социали-

стическую реконструкцию наших городов.

Они предлагали явно нереальные, вредные

` рецепты, вроде так называемого «дезурба-

физма», то-есть распыления города, или

банизапии» Москвы — возведения гигант-
ских небоскребов и предельной концентра-
ции в них городского населения. Были,
как известно, и проекты «консервации»
старого города, превращения его в некий
музейный центр. Наконец, иные прожек-
теры настаивали на строительстве новой
Москвы ‘на совершенно новом месте и т. п.

Генеральный план реконструкции Мо-
еквы противопоставил веем этим вредным

сопиалистической реконструкции города.
Как же мы выполняем этот план? Плохо.
Вот один из ярких примеров. Планом
реконструкции Москвы предусмотрена ко-

Олна из планировочных мастерских разра-
Ourada проект, кофорый не удовлетворил
планировочный отдел Моссовета. Проект
этот был отвергнут. А когда стали прибли-
жаться сроки, предусмотренные планом
строительства, нашли весьма упрощенный
«выход» из положения: привлекли 20 ар-
хитекторов, работающих в различных
проектных мастерских, и распределили ме-
жду ними отдельные об’екты. Каждый из
этих архитекторов работал над проектом
отного здания, совершенно не зная, что
делает другой, проектирующий для той же
улицы. В результате такого метода «пла-
нирования» идея создания ‘целостного ар-
хитектурного анбамбля была грубейшим
образом искажена.

Подобных примеров можно привести
очень много. Приходится ли ‘удивляться,
970, несмотря на колоссальный об’ем
строительства в Москве, мы до сих пор
не создали здесь ни одного нового, завер-
шенного архитектурного ансамбля?

Зачастую при реконструкции городов
мы совершенно не считаемся с важнейши-
ми етарыми, сложившимися ансамблями.

Первый_Всесоюзный с’езд советских архитекторов.
ЕТГСКОЙ АРХ

Доклад тов. К. С. Алабяна

‘окружающей природой, ни вообще с назна-

Архитектор К. С. Алабян

Это можно лучше всего  проиллюстрировать
на опыте Ленинграда, где сплошь и рядом.
архитекторы, желая «перекричать» луч-
шие памятники прошлых веков, уродуют
старые ансамбли «своими», абсолютно
ложными, сверхмонументальными формами.
На нас, архитекторах, лежит громадная
ответственность за постановку планировоч-
вых работ. Именно на этом важнейшем
участке. нашего строительства, больше вее-
го проявилась вредительская деятельность
врагов народа:
Вредители старались разместить жилые
‘здания для рабочих в непосредетвенной
близости к вредным производствам. Именно
такова была злодейская. цель, поставлен-
ная вредителями при. планировке рабочего
поселка Средне-Уральского медеплавильно-
го комбината: Проект, усиленно рекомен-
довавшийся врагом народа Нятавовым,
предусматривал. расположение поселка у
самого медеплавильного комбината, что яв-
лялось явным нарушением санитарно-ги-
тиенических требований. И все же архи-
‘тевтор-планировщик Гаузнер (ленинград-
ское отделение Горстройпроекта) взялел за
разработку этого, явно  вредительского,
проекта. В беседе с отдельными. товарища-
ми-архитекторами он сам ‘указывал на
‚отибочность проекта, а з своих официаль-
ных выступлениях аллилуйски защищал
прелложение Пятакова.
Так было и с планировкой Ераено-
уральска, выполненной  Уралгипрогором.
Иланировщики прекрасно понимали, что
на предложенной Пятаковым площадке
строить жилые дома, нельзя. И все же они
составили проект. Веспечносеть и полити-
ческую слепоту проявил в этом деле’ и
Наркомхоз.
Только нашей безответственностью, лег-
комысленным отношением к подбору кад-

ши планировочные организации врагов на-
рода. На этом важнейшем участке орудует
также значительная группа лжеученых,
вроле горе-профессора Сакулина, протаски-
вающих свой вредные теорийки,

Долгое время в Гипрогоре УССР подви-
зался некий профессор Шелейховский. 3а-
тем на него обратили внимание руководи-
тели Наркомхоза РОФОР и выписали в
Ленинград, где он стал играть первую
вкринку в Гипрогоре, давая тон. всей, Tak
сказать, научно-исследовательской работе
в области планировки наших городов.
В 1936 году этот лжеученый выпустил
об’емистый труд под заглавием: «Транс-
портные обоснования композиции  город-
ского плана». В этом возмутительном со-
чинении профессор Шелейховский прихо-
дит к выводу. что, дескать, закон расселе-
‚ния в наших социалистических городах
тот же, что и в Ффашистеком Берлине.
При чем свою «кривую расселения» он
выводит при помощи логарифмов, интегра-
лов и прочих математических атрибутов,
чтобы пустить пыль в глаза и не дать
разглядеть сути своей ложной концепции.
НЙ эта пыль действительно запорошила
глаза многим законченным глупцам. Ибо
не надо обладать ни большими знаниями,
ни большим умом, чтобы разобраться в
сущности такого рода «научных» выкла-
док.

В нашей. архитектурной практике мы
видим” проявление формализма в работах
представителей самых различных творче-
ских направлений. Он имеет место в ря-
ботах ряда архитекторов, которые выдают
себя за горячих сторонников реалистиче-
ского искусетва. В отличие от конструкти-
вистов`и горе-архитекторов типа Мельни-
кова они якобы проповедуют вниматель-
ное изучение классики. Однако к класси-
ческому наследству они подходят тоже с
чисто формальным мерилом.

Эклектика в нашей архитектуре являет-
ся прежде всего результатом низкого
уровня мастерства, недостаточной культу-
ры, а также отсутствия принципиальной
направленности и правильного понимания
залач советской архитектуры. В таких
случаях даже личная одаренность архи-
тектора не спасает его от грубейших оши-
бок.

Архитектор Кокорин, например, в гро-
мадном здании Дома правительства в Тби-
лиси дал неоправданное, чисто механиче-
ское соединение отдельных мотивов. в0с-
точной и западной архитектуры. Главное
внимание он направил на Чисто декора-
тивные элементы, совершенно не увязал
архитектуру здания с окружающей приро-
дой, с пейзажем города. Это, в частности,
привело к грубой ошибке: дворец засло-
няет прекрасный вид на гору Давида.

Архитектор Кузнецов ‘для сочинекого
санатория на берегу моря придумал’ на-
громождение сверхмонументальных, напы-
щенных архитектурных форм, создал пре-
увеличенно - помпезный, холодный по сво-
ей архитектуре дворец, создал формы,
которые еовершенно He вяжутся ни с

Доклады печатаются по сокращенной cTeHorpamme.

‘TO нашего архитектурного Фронта явились

-энохой, с думами и чаяниями народных

перед лицом всего мира громко провозгла-

ров можно об’яснить проникновение в на-

чением здания.

Особенно следует отметить, что такого
рода эклектические тенденции оказывают
весьма пагубное влияние на нашу yua-
щуюся молодежь. Это ясно видно на мно-
гих проектах дипломников архитектурното
факультета Академии художеств (Дворец
молодежи, проект судостроительной верфи
и др.).

Мощным творческим импульсом, для все-

исторические высказывания товарища
Сталина о сопиалистическом реализме и о
путях развития советской художественной
культуры. ‘

Социалистический реализм в. архитекту-
ре означает прежде всего правдивость и
простоту. Подлинная художественная про-
стота не имеет ничего общего с упрощен-
ством. Она приходит в результате овладе-
ния всем богатством содержания и искус-
ством форм; как средством выражения
этого содержания. Социалистический реа-
лизм. в архитектуре означает народность,
неразрывную связь искусства с нашей

Mace.

Социалистический реализм не является
системой отвлеченных норм и канонов,
ему чужды всякая узость ин ограничен-
ность. Именно метод социалистического
реализма открывает перед архитектором
неограниченные возможности творческого
соревнования. Реалистическое искусство—
это искусство глубоко идейное. В этом от-
ношении весьма поучителен конкурс на
проект советского павильона на Междуна-
родной парижской выставке. Перед участ-.
никами конкурса была поставлена задача—
воплотить в архитектуре образ, который
говорил бы о наших днях, о наших иде-
‘ях, о нашей борьбе за социалистическое
строительство. Архитектор ИЙофан прекрас-
но справился с поставленной перед ним
задачей. [го архитектурное произведение

сило глубочайшую идейность и несокру-
шимую мощь страны социализма. (Апледи-
сменты).

- Авторам проекта Дворца Советов — ар-
хитекторам Нофану, Щуко и Гельфрейху—
также удалбсь в. простых, убедительных
формах решить задачу большой идейной
глубины. Лворец Советов — это не только
общественное здание, вмещающее десятки
тысяч людей, но И монументальный архи-
тектурный памятник Ленину.

° Основным содержанием советской архи-
тектуры является сталинская ‘забота о че-
ловеке. В этом отношении весьма показа-
тельна ‘архитектура московского метропо-
литена им. 1. М. Кагановича. Партия по-
ставила перед строителями метро задачу,
чтобы станции подземной железной дороги
были подлинными произведениями искус-
ства, чтобы они были наделены красивы-
ми формами и яркими красками, чтобы
человек, попавший в метро, испытывал
чувство радости. И советские архитекторы
с честью справились с этой трудной зада-
чей. Московское метро—это не просто ути-
литарное предприятие, какими является,
скажем, парижский метрополитен. Наше
метро — это подлинно общественное соору-
жение. Наше государство, строя метро, ду-
мало не о ‘прибылях. а 0 том, чтобы
наилучшим образом обслужить население.

Для нас, советских архитекторов, боль-
шое значение имеет проблема освоения
классического наследия. Классическая ау-
хитектура всегда была в основном реали-
стична. Лозунг партии 0 критическом
освоении классического наследия и лучших
образцов современной архитектуры являет-
ся для нас основным, решающим лозунгом.

В наших братских национальных рес-
публиках немало архитекторов работает
над созданием новой архитектуры, нацио-
нальной по форме и социалистической по
содержанию. Академик Таманян хорошо
использовал мотивы народного творчества
Армении в своих постройках ‘Дома прави-
тельства в Ереване и ереванского театра.

В Трузии над проблемой создания на-
циональной архитектуры успешно рабо-
тают архитекторы  Кальгнн, Северов.
Архитектор Кальгин в простых, понят-
ных формах дал хорошие архитектурные
решения здания ЗАГЭС (под Тбилиси),
умело использовав мотивы грузинского на-
ционального искусства. я

Мы должны всемерно приветствовать
эти здоровые начинания наших товари-
щей. :
Hama теоретическая работа оторвана от
конкретной архитектурной практики. Мно-
го Надежд возлагалось на Академию ар-
хитектуры, которая с момента ее основа-
ния была призвана об’единить всю научно-
теоретическую работу и руководить ею.
Однако эти надежлы не оправдались. Ака-
демия архитектуры не сумела найти пра-
вильную, глубоко научную и подлинно
партийную линию в своей творческой ра-
боте, не сумела. так организовать научно-
исследовательскую деятельность, чтобы
‘она действительно оплодотворила архитек-
турную практику, помогала росту архи-
тектора.

Мы, советские архитекторы, всемерно
должны усилить борьбу против вредных
буржуазных теорий и теориек, против
идеалистического понимания архитектур-
ного творчества, против явного и скрыто-
го формализма в трактовке архитектурных
проблем.

Воспитывать . наши архитектурные кад-
пы, помочь им расширить свой политиче-
ский кругозор — такова одна из перво-
очередных задач нашего союза.

Извлекая уроки из вскрытых в нашей
работё ошибок, еще крепче сплотимся во-
круг Центрального Комитета нашей пар-
тии, вокруг своего вождя, учителя и дру-
та товарища Сталина. Не подлежит сомне-
вию, что под руководством сталинского
Центрального Комитета мы быстро, по-
большевистски исправим свои ошибки и
оправдаем то большое доверие, которое
оказывают нам партия, правительство и
весь советский народ. (Аплодисменты),

Архитектурная тематика классического
мира основывалась на героике, на народ-
ном эпосе. Мы видим, что в классическом
мире мифология нашла свое полное отра-
жение в архитектуре и скульптуре.

Народный эпос должен проходить крас-
ной нитью и в нашем социалистическом
строительстве. Мы вырабатываем свою ге-
роику и свою лирику. Наша героика —
это героика свободного труда, и она долж-
на войти, как тема, в нашу советскую ар-

хитектуру. Лирика нашей радостной жиз- о

ни должна быть отражена и в нашей архи-
тектуре.

Основная идея всех решений партии 2B
правительства по вопросам архитектуры —
это’ создание ‘правдивой, отражающей ве-
личие эпохи, социалистической”
туры. Осуществление этой идеи должно
итти по двум основным путям — овладение
классическим наеледетвом и ценностями
народного творчества с использованием
достижений ° современной архитектурно-
строительной техники.

Архитектура послевоенного Запада по-
рывает е класснческими основами евро-
пейского искусства. Теперь там тлавным
образом требуется коммерческая эффектив-
ность, прибыль для  домовладельна. Это
серьезнейшим образом сказалось даже на
архитектурных сооружениях открывшейся
недавно в Париже всемирной выставки, где
поражает однообразие мотивов, необычай-
ное количество трафаретов.

В каком отношении современная запад-
ноевропейская и американская архитек-
тура представляет для нас ‘интерес и ка-
кие ее достижения нам следует использо-
вать? Вто побывал в Западной Европе или
в Америке, тому бросается в глаза высо-
кая строительная техника, умение по-
строить дешево, прекрасно планировать
квартиры, создать в них бытовые удоб-
ства. Вот всему этому мы должны учиться.

Среди технических новшеств, применяе-
мых сейчас/на Западе в строительстве жи-
лых и общественных зданий, слелует упо-
мянуть установки для кондиционирования
воздуха, создание в домах искусственного
климата, стационарные установки по пе-
реработке мубора, доведение до максимума
электрификации кухонного оборудования.
В западной Европе и особенно. в Соеди-

С первых дней Октябрьской социалисти-
ческой революции партия и советское пра-
вительство проявили исключительное внп-
мание и заботу о художественной культу-

ре страны, о под’еме этой культуры и о ее

валах.)

Уже на первых ступенях своего разви-
тия советская архитектура становится ли-
цом к лицу © рядом выдвинутых револю-
цией проблем — ликвидация окраин, рабо-
чие поселки, новые жилища, рабочие клу-
бы ит. л.

Как же попытались ответить на эти за-
дачи советские архитекторы в первые годы
революции?

силу своей кастовой замкнутости,
оторванности от всей общественной жизни
страны, архитекторы в подавляющем боль-
шинстве случаев оказались политически
неподготовленными к глубокому понима-
нию исторической сути пролетарекой рево-
люции, ее целей и культурных задач.

Многие архитекторы скатились к пози-
циям  левобуржуазного искусства, с его
художественным радикализмом и мнимой ре-
волюционностью и легко попали в плен
чуждых нам и вредных идей футуризма,
конструктивизма. Над всем этим царило
отульное  «пролеткультовское» отрицание
всего культурного наследия и, ‘в особен-
ности, классической архитектуры.

Восстановительный период и еще более
период первой сталинской пятилетки по-
ставили перед советской архитектурой ко-
лоссальные по своему масштабу задачи.
Широко ставится задача градостроитель-
ства и реконструкции старых городов.

Выполнение ленинского плана электри-
фикации страны, строительство заводов-
гигантов поставили в свою очередь перед
советской архитектурой во весь рост проб-
лему промышленной архитектуры, архитек-
турного образа предприятия социалисти-
ческого тина.

Архитектурная общественность не су-
мела ответить полноценным творчеством
на эти требования.

Большое количество архитекторов
того периода, оторванных от реальной
строительной базы, не нашло своего места
на общестроительном фронте, не вело его
вперед, не боролось за под’ем строитель-
ной техники, а большей частью занима-
лось прожектерством, создавая сплошь и
рядом невыполнимые в натуре проекты.

Значительное место в своем докладе
проф. Колли отводит резкой критике фор-
мализма и конструктивизма. В частности,
он останавливается на произведениях ар-
хитектора Мельникова, который является
автором серии московских клубных зда-
ний — клуба им. Русакова, «Буревест-
ник», «Каучук» и др. Ничего общего с
подлинным характером и запросами клуб-
ного движения в СССР, с его гигантской
культурной ролью трюкаческая архитек-
тура Мельникова не имела.

Перейдя к архитектуре реконструктив-
ного периода, проф. Колли указывает, что
крупнейшей архитектурной проблемой пер-
вой пятилетки была проблема строитель-
ства новых городов и поселков и `рекон-
струкдия существующих городов, в пер-
вую очередь Москвы.

Немаловажным событием в архитектур-
ном календаре того времени и в особен-
ности для дальнейшего творческого само-
определения конструктивистов было при-
влечение в 1928—1929 гг. Ле-Корбюзье
к проектированию и непосредственно к
строительству в Москве одного из крупней-
ших зданий, занимаемого сейчас Народным
комиссариатом легкой промышленности.
Стиль Корбюзье стал эстетическим каноном
всего советского позднего конструктивизма.

Что создала архитектура в реконструк-

архитек-

: Академик А. В. Щусев

кенных Штатах достигла высокого” уровня
обработка  стройматериалов-——камня, грани-
та, металла. Мы в этом отношении без-
условно отстали, мы должны догонять.

Перейдя к вопросу об освоении класси-
ческого наслёдства’”в ‘архитектуре, акаде-
мик Шусев подчеркивает, что советская
культура (в том числе. и архитектура) —
наследница самого прекрасного и правди-
вого, что было создано в прошлом:

В классической архитектуре, и особен-
но в архитектуре Греции, ценна связь ©
народным эпосом. Архитектура Греции 06 -
единяется с живописью и екульптурой: и
говорит языком эпоса. Наша repouka co-
здаетея в. таком величайшем произведении,
как Дворен Советов.

Что для нас прежде всего важно в клас-
сической архитектуре? Важны те принци-
пы, которые заложены в реальном и прав-
дивом искусстве; вышедшем из самой при-
роды вещей. Мы должны’ учиться у масс,
у лучших источников их творчества, чтобы
почерпнуть логику и чистоту мыслей.

‹Докладчик уделяет много внимания ана-
Лизу ‘античной архитектуры, при чем он

Проф. Н. Я. Колли

тивный период? Обращаясь к этому вопро-
су, нельзя не; остановиться в первую
очередь на индустриальном первенце пер-
вой пятилетки — Днепрогэсе, где  одно-
временно решались в большом масштабе и
проблемы ^ архитектуры промышленного
предприятия и крупная традостроительная
задача — создание Большого Запорожья.

Далее необходимо упомянуть о работах
мастеров старшего поколения-—академиков
‘архитектуры A. И. Фомина, И. В. Жолтов-
ского, А. В. Щусева, А. И. Таманянаги В. А.
Щуко. Е

66 (7132)

ЕЕ: abi

указывает, что греческий архитектурный
образ немыслим без скульптуры и жив
писи. Мы знаем, что ваши скульпторы Bee
время обвиняют архитекторов в том, чт
«когда у архитектора остается кусочек
свободного места, он приглашает скуль-
тора заполнить пробел». Этот спор необхо-
димо нам разрепгить. Греки и римляне
разрешили это прекрасно. Это видно В пда-
пировке греческих и римских городов, в
сооружении огромных пространств, обелу-
живавших людей, — цирков, форумов, теа-
ров, колизеев. При социалистической тех-
нике ёсть возможность строить в еще боль-
ших маспгтабах, с еще большим художе-
ственным совершенством. Мы  видем в
Дворце Советов зрительный зал на 30 ты-
сяч человек.

Источниками, из которых должны чер-
пать свои мысли архитекторы, являются
архитектура античная — Греции, древне-
то Востока и Италии эпохи Возрождения.

Архитектурное наследие национальных
республик является замечательным источ-
ником народного творчества. В нашем (1-
юзе имеются древнейшие народы. Необхоли-
мо собрать, изучить наши национальные
архитектурные памятники.

Говоря 06 освоении классики, акадечиь
Щусев предостерегает против фетитшизиа.
Механический перенос элементов класеиче-
ской архитектуры в современность при из-
менившихся техно-экономических требова-
ниях никогда не даст должных резульл-
тов. Путь реставраторства, упрощенческото
использования классики должен быть ре-
шительно ‘отметен. Архитектор должен быть
не только мастером своего дела, но и ф-
лософом. стоящим на уровне своей эпохи.

В заключение академик” Щусев останав-
ливается на задачах воспитания архитек-
турной молодежи. Академия архитектуры
должна ликвидировать бескультурье сре
архитектурной молодежи и дать ей возмож-
ность переквалифицироваться. Надо нашу
высшую архитектурную школу перестропть
на новых началах. Эта школа не должна
походить на прежние академии, на Mper-
ние политехнические институты. Она будег
воспитывать зодчих, которые. смогут CTpo-
ить целые города. Такую задачу ставит пе-
ред нами жизнь, наша счастливая родина,
живущая под знаком Сталинской Конетит}-
ции. (Аплодисменты).

Доклад тов. Н. Я. Колли

Громадное историческое значение для
судеб советской архитектуры, для испра-

вления грубых «левацких» оптибок, укоре-

нивпихся в архитектурной — практике,

имело постановление июньского Пленума!

ЦЕ ВКП(б) 1931 г. Пленум, поставив в”

всю ширь ‘проблему реконструкции г-
родов, е исчерпывающей ясностью сказал,
что партия будет давать релтительный о1-
пор как правым оппортунистам, тянущих
нас назад и пытающимея сорвать нате
строительство, так и «левым» фразерах,

не учитывающим конкретных условий п,

на деле помогающим правым.

Пленум одновременно поставил совет-
скую архитектуру перед новым этапом ра-
бот по реконструкции социалистической
столицы и развернул перед ней, грандиоз-
ную перспективу строительства метро п
канала Волга Москва. № этому моменту
развернулась интенсивнейшая работа 10
проектированию Дворца Советов СССР.

Партия и правительство. уделяя громад-
ное и повседневное внимание архитектуре,
сделали со своей стороны вее для TOTO,
чтобы поставить в наиболее благоприятные
условия творчество архитектора. Вепомии-
те, например, что лучшие идеи генераль-
ного плана Москвы принадлежат лично п
подсказаны товарищем Сталиным, что раз
работкой этого плана руководил ближай-
ший соратник товарища Сталина — това-
pam 1. М. Каганович.

Указывая на достижения советской 21-
хитектуры за последнее время, докладчик
отмечает в первую? очередь архитектуру
метро, дом Совнаркома (арх. Лангман),
театр Красной Армии (арх. Алабян и Си
бирцев) и советский павильон на париж-
ской выставке (арх. Иофан). (Аплодис-
менты).

’ВЧЕРА Н

‚ Вчера на ‘утреннем заседании с’езда
архитекторов продолжались доклады о за-
дачах советской архитектуры. Первым вы-
ступил академик архитектуры А. В. Щусев.
Основным этапам ‘развития советской
архитектуры за 20 лет было посвящено
выступление профессора Н. Я. Колли.

Утреннее заседание закончилось высту-
плением делегата Украины профессора
Штейнберга.

} = *

*

На вечернем о заседании продолжались
доклады представителей. союзных респуб-
лик. Архитектор Амбражунае, передав Bee-
союзному с‘’езду горячий. привет от архи-
текторов Белоруссии, слелал краткий об-
р развития архитектуры Белорусской

Докладчик отметил, ‘что до революнни
города _ Белоруссии развивались медленно,
застройка их производилась хаотично, про-
мышленные предприятия размещались в
жилых районах. Большая часть террито-
рии даже крупных городов (Минск, Ви-
тебск, Гомель, Могилев) застраивалась ма-
ленькими деревянными домами.

Церкви, монастыри, костелы, синагоги,
тюрьмы и дома губернаторов были основ-
ными об’ектами, отражавшими «архитек-
туру» городов Белоруссии того времени.

За годы Великой Октябрьской револю-
ции в структуру городов БСОР были вне-
сены коренные изменения. Большинство
городов изменилось до неузнаваемости.
Булыжные мостовые ряда промышленных
центров сменились широкими асфальтиро-
ванными магистралями. Выросли красивые

А СЕЗДЕ
многоэтажные здания; построены сотни 34-

водов, клубов, театров, школ, больниц и
жилых домов.

Представитель советских архитекторов
Азербайджана тов. Ладашев сделал инте
ресный и содержательный доклад.

— Столетиями Азербайджан оставался
страной патриархально-феодальных отно-
шений, — говорит ‘докладчик. — Архитек-
турное мастерство вышелиих из наро
зодчих было в прошлом подчинено инте-
ресам и прихотям беков и духовенства.

Рабочие и трудящиеся“ Азербайджаеа
создали свою новую архитектуру. Столица
Аз. ССР—Баку из грязного провинциально-
го города царской России стала цветущих
благоустроенным городом. Такая же ка -
тина наблюдается и в. отношении других
городов республики. :

докладом 06 архитектуре Советской
Армении выступил тов. Кочар, привететво-
вавший сезд от имени советских архитев-
торов Армянской ССР.

Во второй половине вечернего заседания
с приветственной речью. выступил тлава
нспанской делегации на с’езде архитекто-
ров, автор здания клинического госпиталя
Университетского городка в Мадриде, ий
из руководителей Испанского общества
культурной связи с СССР-—Мануэль Санче
Аркае.

Появление испанского делегата на тр

a

буне вызвало бурю аплодисментов. В0зтла- -

сы «Да здравствует республиканская Ио-
ния!» подхватывались всем залом.
После локлада представителя архитекто-
ров Советского Узбекистана тов. Мухаме
дова вечернее заседание с’езда закрылись

ЩЕ
pou
pact
Gal

(rR
ih
ml
то
ЦОН
ended
rp
т
peal
ial
B
и
Ш!
Е

р
Wee
Ors
BH
col
бо

nin
Ta
оС
rey,
Wy
Cra
Tel
Hell