` мови

‚ Кадр из фильма «Клятва»,

ЭПОС НАШИХ

C первого кадра новой картины   шей страны славные годы сталин-
М. Чиаурели и до самого окончания

ее вы дышите воздухом огромных
пространств, вы ошушаете полет
исторического времени. Надо иметь

силу ‘подлинного художника, чтобы неутверждения.

ских строек. \

Ничто не остановит стремительно-
го полета пятилеток. Весенний ве-
тер шумит над страной—ветер жиз-
Народ идет за

не отступить перед трудностями, сто- Сталиным.

явшими на пути создания фильма,
подобного «Клятве».

Варвара Петрова... Сколько ropa
познала она на своем материнском

Насколько зрелым и отточенным     пути! Убит муж, гибнет от руки

должно быть мастерство, чтобы

\ врага

дочь, проходят голы труда,
  борьбы с врагами. Скорбны ее гла-

СОРВЕЗЕИЗЕВаЕЕ многообразный мате- за, строгая седина легла на ее. воло-

риал, охватывающий

богатой событиями жизни нашей СТОШило, не ослабило,

страны.
Фильм <Клятва»— прекрасное пол-

десятилетия,   сы, но горе не согнуло. ее, не опу-

потому. что
она— мать. героев и сама героиня.
Потому что и ее путь-—путь простой
женщины из народа—путь в буду-

тверждение того, что стремление к   шее. Она гордый человек, ‘она сов-

завоеванию новых областей киноис-
кусства действительно чревато боль-
шими творческими удачами и дости=
жениями.

Какого жанра этот фильм?.. «Исто-
рическая драма», «художественно-до-

кументальный — фильм», «кинопо-
весть», нет, все это не то. Это фильм
нового жанра, в которомв своеоб-
разном сечении соединяются общеёи
частное, патетическая оратория и
лирико-бытовые сцены, острый пам-
флет; реалистический теплый юмор,
широкий охват событий и сосредото-
ченность этих событий на судьбах
всего нескольких персонажей. М. Чи-
аурели слил все ручейки в один пол-
новодный поток — бурный, стреми-
тельный и увлекающий,

В новой. картине М. Чиаурели есть
своеобразная цельность того высо-
кого искусства мозаики, которое тем
более впечатляет; чем-разнообразнее:
и многоцветнее использованный для
ee создания материал. Картина впе-
чатляет, как монументальное произ-
ведение, эпический, взволнованный
сказ о нашем времени, нашем наро-
де, о всей нашей стране.

С первых кадров фильм вводит
нае в мир больших художественных
обобщений; высоких человеческих
чувств. 3

П. Павленко и М. Чиаурели  с03-
тали произведение, в котором учи-:
тель и вождь народа показан, как
человек, принимающий горячее уча-
стие в судьбе и‘жизни простой ра-
бочей семьи, одной из тысяч и в TO
же время единственной, — семьи
Петровых: И не в этом ли величие
образа Сталина, что возвышающий-
ся над всем гигант, вождь ‘всего
прогрессивного мира, он в то же
время прост, близок самому просто-
му человеку из народа, и в громе
истосических. бурь, и в пылу ярост-!
ных сражений—он всегда мудр и
величествен, он л22ков © человеком.
Все эти’ черты характера’ великого
человека в фильме, М. Чиаурели и в
исполнении прекрасно играющего
артиста М. Геловани сливаются в
тончайшем, филигранном, художест-
BeHHOM образе Сталина.

Сталин, великой клятвой возло-
живший на себя историческое обяза-
тельство; продолжает дело Ленина.

шо, когда поднимаются

ременник Сталина!

И как хорошо на празднике в
Кремле, когда именинники пятилеток
собрались со.всей страны, как хоро-
бокалы в
честь Варвары Петровой, и . первый
бокал поднимает Сталин. Разве все

матери нашей страны в эту минуту

i

Сталин-—живой Ленин наших дне“!

В непрестанном труде, -в боях, в

не стоят рядом с Варварой. Петро-
вой? Пусть не все они были в Крем-
ле. Многим из них бывало так же

трудно, как ей, и так же, как она,

они заслужили эту радость-—улыбку
и привет вождя.

С. Гиацинтова пое-
восходно сыграла Варвару Петрову,

она включила ее в ряд лучших 05-

разов нашего искусства. В этом об-
разе есть что-то от горьковской
матери, в ее строгости, мудрости и
страсти характера. Но еще. одну
новую ‘черту ‘показывает актриса в

образе Варвары Петровой: она He
только мать одной семьи, — голос:
Родины звучит. в голосе Варвары

Петровой, и сила Родины ощущает-
ся в образе этой простой советской

женщины. С. Гиацинтова’ царствен-

на в своей простоте, в ней есть пое-
лестная тонкость и какое-то особое
изящество в каждом движении, в
каждой сцене. И в то же время
С. Гиацинтова—Варвара Нетрова —
проста. Она исполнена достоинства
советского человека. И когда она
спрашивает у товарища Сталина ‘о
грядущей войне, о ‘войне, которая
уже стучалась в двери Советского
Союза, она имвет‘на это право. И
тревожный ответ товарища Сталина
она принимает так, как приняли его
миллионы матерей назней страны.

Много хороших и яржих эпизолов
в этой роли у С. Гиацинтовой. Му-
жество и страсть, глубина чувства—
все это С. Гиацинтова доносит с
огромным мастерством; в фильме
она—достойный спутник М. Гелова-
ни.

Товарищ Сталин и Варвара Пет-
рова — основные образы фильма, и
недаром кульминационные моменты
: фильма, исторические повороты
обозначены ‘авторами  встречами
товарища Сталина и Варвары Пет-
ровой—у. гроба Ильича, на праздни-
ке пятилетки и, наконец, в финале
—в дни Великой Победы.

М. Геловани очень тонко и очень
верно играет все эти сцены встреч.
И сыновья нежность, и мудрость
учителя, и достоинство руководите-
ля мировой державы, и глубочай-
шее уважение к этой прекрасной
женщине из народа, матери ‘и дру-
гу—все эти оттенки переданы  ар-
тистом М. Геловани ‘и полны ‘глубо-

раздумье и тениальном вдохнове-  кого смысла.

нии, камень за камнем он возводит
великое. здание коммунизма.

Фильм «Клятва» проникновенно
повествует о душевной жизни, о Меч-
тах, радостях и печалях товарища
Сталина и тем самым—о душевно
жизни и мечтах, радостях и печалях
народа.

Забота не раз пробегает по лицу
вождя—мы рядом с ним в одну из
самых тяжелых минут его жизни,
мы видим слезы на его глазах; неза-
бываемы, воистину  незабываемы
хадры,. когда товарищ Сталин В
завьюженном зимнем парке, в TOP-
жественной тишине думает об умер-
шем Ильиче.

Сталин дает свою клятву. Сцена
эта решена авторами в широкой сим-
фонической манере: и  приобре-
тает пафос. классической полноты
и силы. Огромная площадь заполне-
на народом. Древние очертания хра-
кремлевских стен. Портрет
Ильича, всплывающий надо всем.
Сосредоточенные лица представите-
лей разноплеменного нашего народа.
Варвара Петрова, идущая с письмом
к Сталину. Во всех этих очень вы-
разительно снятых Л. Косматовым
кадрах. не просто передан внешний
ход исторических событий—вы ощу-
шаете самое биение сердца эпохи!
Именно так следует отсчитывать ис-
торичёские даты в искусстве!

И туг же рядом, почти без пере-

бивок, — Сталин у руля первого
трактора. От Красной площа-
дн до этой маленькой полной

юмора сценки — какая амплитуда
жанровых колебаний! Но почему
же все-таки этот эпизод не кажется
дисгармонирующим? Отчего не рас-
падается художественная ткань, не
нарушается единство произведения?
Потому, что ив этой маленькой
сцене вы чувствуете движение пото-
ка истории. Вы знаете (и это очень
хорошо показано в кадрах наплы-
вов), что мечта Сталина широка, что
видит он гораздо дальше и знает
болыше, что за этим громыхающим
н теряющич шайбы и гайки тракто-
{Юм прогрохочут по просторам на-

#  празднике, в разгаое веселья и,

‚дор, сегодня можно...

Одна из лучших сцен фильма-—
кремлевский праздник. В этой сне-
не, как вообще часто в этой картн-
не, рядом-—и улыбка, и предчувст-
вие трагедии. Ведь именно на_ этом
ка-
залось бы, безоблачного счастья,
впервые прозвучали слова о войне.
И все-таки ничто не затемнит лу-
чезарности этих дней счастливых
довоенных пятилеток, и как  пре-
красно, что в фильме «Клятва» они
такими и возникли солнечными ий
ясными. Праздники в Кремле—дей-
ствительно праздники народа! Bor
поднялся счастливый товарищ Ёрми-

лов, тот самый товариш . Ермилов,

который пронес свою неукротимую
жизнерадостность через бои граж:
панской войны, через. разруху и го-
лод, через огонь рекордов‘ и пламен-
чый Труд. Вьются флаги над завола-
ми—первенцами социализма! Ленин-
ский мир, мир Сталина полымается
вокруг. Идет-товариш Ермилов—<се-
годня он навеселе, в глазах его за-
Плясать. хо-
чет Ермилов. Улыбнулся Сталин.
Улыбнулся Молотов, все друзья и
соратникн вождя. И вот пустился
Ермилов (артист Н. Плотников) в
веселую и молодую пляску.

Когда Ермилов—Плотников (а мо-
жет быть, Нлотников—Ермилов, по-
тому что в этой роли Плотников не
актер, он в полной мере слит CO
своим персонажем, и оба они чудес-
ны) пускается в пляс; право же, ду-
мается, что во всех зрительных залах.
нашей страны и во всех зрительных
залах мира не одному человеку захо-
чется закружиться вслед за Плотни-
ковым — Ермиловым в этой неудер-
жимой русской народной пляске.

Плотников проник в самое сердце
своего героя. Смекалка, прямота,
юмор, огромная внутренняя сила,
душевная чистота, большевистская
целеустремленность и правдоиска-
тельство на протяжении всего филь-
ма делают образ Ермилова — Илот-
никова исполненным чудесной прив-
лекательности и великолепного ак-
терского обаяния. Эта роль — зна-
чительная удача Н. Плотникова. А

АНЕЙ

сцена в Кремле — кульминация этой
роли.

Это сцена веселого праздника. И
пляшущий Буденный и любимец
детей нантих, Герой Советского Со-
юза Папанин (кстати, он прекрасно
сыграл самого себя)...

Торжественный день...

И вот от этого праздника М. Чиа-
урели острыми приемами контрасг-
ного монтажа переносит нас в дру-
‘гой мир.

В оголтелый мир
истерического мракобесия
женных до зубов негодяяв.
пройдут по цветушим полям. По
разоренным городам пройдут их
орды,—но это путь обреченных. Это
паяцы смерти. Не потому - ли сни
сеяли свинец и смерть, что кое-кто,
кое-где не хотел раздавить их. Бо-
лее того, хотел сохранить их и на-
править порыв их алчности на Во-
сток. В этом смысле значительная
удача фильма — сцена с Жоржем
Боннэ. Она гротескна, она жалит
жалом прямого памфлета. М. Чиау-
рели еше со времени’ «Последнего
маскарада» обещал нам большие
удачи на пути сатирических
новелл; и памфлет этот разит столь
метко, прицел его столь точен, что
сцена воспринимается, как абсолют-
но необходимая и полноправная в
картине. Скользкая фигура` соучаст-
ника гитлеровского разбоя—Боннэ—
отвратительна до предела. Из-за
Боннз и прочих, потакавших и по-
могавших фашизму, Европа пролила
потоки крови. И они еше не ло
конна уничтожены, эти Жоржи Бон-
нэ! И пусть бъет их по щекам: эта
картина, разоблачая и осмеивая!

крикливого
воору-
Они

И. Набатов со свойственной арти-
сту легкостью, показывает и под-
лость и низость Боннэ.

В картину входит война. Реши-
тельный бой Ярко и  убеди-
тельно проходят военные эпизоды
фильма. Сцены в генеральном штабе.
Запоминается сцена с иностранным
корреспондентом.

Ясный сталинский ум полководца,
спокойствие и мужество, вера в си-
лы и волю народа — все это прекра-
сно передано в картине.

О, как изменились и выросли люди
от первых кадров фильма до этих
последних сцен. И ты знаешь—вся

страна выросла и возмужала с ними!
И вот наступает — Победа!

В газетной статье ‘очень трудно
охватить и проанализировать все
элементы этой выдающейся картины,
проанализировать также и некоторые
ее недочеты, Военные сталинградские
кадры, как мне кажется, менее выра-
зительны, убедительны и остры, чем
весь остальной материал фильма.

Но дело не в этом, нев частно-
стях. Важно главное кинематогра-
фия сделала снова прекрасный ска-
чок вперед, одержала ‘громадную
победу. породила новый жанр. Велн-
ка заслуга коллектива, работавшего
под руководством М. Чиаурели.

В первую очерель хочется отме-
тить оператора Л. Косматова . Ero
суровая, строгая работа исполнена
благородства и простоты, графиче-
ской и живописной выразительности.
` Таким образом, весь операторский
коллектив Л. `Косматов, операторы
Т. Эгина и К. Нетриченко, операторы
комбинированных с’емок Н. Ренков
и Н. Буравлев—осуществили  значи-
тельную и творчески полноценную
работу. Интересны декорации худож-
ника Л. Мамаладзе, Музыка компози:
тора А. Баланчивадзе играет значи-
тельную роль.

Хочется отметить искреннюю игру
обаятельного, как всегда, Н. Боголю-
бова в роли Александра, простоту и
темперамент Д. Павлова в роли Сер-
гея. Очень. убедительный, женствен-
ный и, в пределах неболыной своей
‘роли, разнообразный по краскам об-
раз создала Т. Макарова (Ксения).
Интересен и остер В. Балашов—-Лип-
ский. Эпизод его очень мал, и играть
такой эпизод нелегко. Но Балашов
сделал все, чтобы Линский запомнил-
ся. как мерзкое, визгливое, «мудрст-
вующее» ничтожество. Выразитель-
ны в фильме В. Соловьев (Рузаев),
А. Исматов (Юсуп), Г. Сагарадзе
(Георгий), С. Блинников (Баклан).

Но. основной актерский успех
фильма связан, как об этом сказано
уже в начале, с образом товарища
Сталина, созданным М. Геловани. Ге-
ловани неоднократно играл эту роль,
но в «Клятве» созданный образ вож-
дя особенно глубок.

Успех М. Чиаурели, создателя
«Клятвы», результат всего пройден:
ного им пути. В «Клятве» есть нечто
и от торжественного романтизма <Са-
акадзе», и от политической остроты
«Последнего маскарада». и от памф-
летности «Хабардлы». Все это были
ступени к достижению той широты
философского кругозора художника
и высокой стенени мастерства, кото-
рые проявлены в работе над «Клят-
вой».

Картина вышла на. экран, и начи-
нается биография нового произве-
дения искусства, утверждающего вз-

личие нашего ° народа, ведомого
товарищем Сталиным по пути’ побед.
Гр. РОШАЛЬ.

Пародный филь

В фильме «Клятвах прекрасная па-
триотическая идея великолепно пре-
творена в волнующие, монументаль-
ные формы искусства. Фильм очень’
точно и наглядно показывает, что’
главная причина наших побед —
том, что во главе нашего народа,
партии, государства стоит товариш.
Сталин, что именно он ведет нашу
страну вперед.

В «Клятве» говорится о том, что
наша страна едина, как монолит, и
вся картина очень ярко это -иллюст-
рирует. Вся страна, от вождя и до
рядового ‘советского человека—все
вместе идут к одной‘ цели.

Главная ценность фильма состоит
в том, что в нем создан волнующий
образ товарища Сталина. Все сцены,
все эпизоды фильма, посвященные
великому вожлю и великому чело-
веку, необычайно впечатляют. Сила
фильма в том, что он показывает
Сталина таким, каким знает и любит
его народ, — великим вождем, пол-
ководцем, строителем и простым,
сердечным, внимательным челове-
ком. Некоторые сцены и диалоги
фильма особенно хобошо передают
истинные черты характера
народа. Е

Прекрасны в фильме сцены
Кремле, где встречаются люди самых
разнообразных профессий, предста-
вители всего нашего многонацио-
нального
этих сценах, где товарищ Сталин
встречается с представителями на-
рода, вождь показан необычайно
близким каждому человеку из на-
рода, и одновременно зритель все
время чувствует его великую
мудрость.

. Мне думается, что «Клятва» —
это такой фильм, которого давно
ждал наи: народ. Это картина очень
большого значения, и значение ее
велико не только для нашего совет-
ского зрителя, но и для всего мира,
для всех тех, кто хочет понять при-

роду нашего советского строя, на-
щей общественной жизни, нашей
безмерной любви к товарищу
Сталину.

В <Клятве» хорошо’ осмыглены и
прекрасно художественно выражены
великие цели жизни каждого ссвет-
ского человека и всего нашего об-
щества. Истоюический путь совет-

ского государства, трудный и слав-“

ный путь борьбы и побед народа,
источники моральной силы наших
людей, — все это показано в филь-
ме с подлинно художественным ма-
стерством.

Коллективом под руководством
М. Чиаурели созлано выдающееся
произведение советской  кинемато-

графин. «Клятва» — поистине народ-
ная картина, и она без сомнения най-
дет горячий отклик в серлие кажло-
го советского человека. Эта картина
раскрывает величие ‘дел, совершен-
ных советским народом пол’ руко-
водством большевистской партии и
народного советского правительст-
ва. «Клятва» вдохновляет народ на
новые подвиги.
ет Н. ТАЛЕНСКИЙ.

Величественная
неторичеекая
панорама

‚ Создатели фильма: «Клятва» сдела-
ли великое. дело, ибо ‘созданное ими
произведение еще раз напоминает
каждому советскому человеку о его
жизненной судьбе, о его главном
жизненном деле, о его пефспективах.

На мой взгляд, любое пооизведе-
ние искусства, рассказывающее о:
судьбах ‘советского народа, должно
‚отличаться всем тем, чем отличается
картина «Клятва», — прекрасной.
‚серьезностью тона, творческой cMe-
лостью, отсутствием каких бы то ни
было компромисоных решений, уво-!
дящих художника от избранного им
главного художественного
па.

Стилистически фильм и величав и
прост одновременно... Здесь хвала
автору фильма, который, взяв на
себя гигантскую задачу, решил ee с.
подлинной, характеризующей истин-
ное искусство, простотой.

У нас как-то повелось, что когда’
дело доходит до большого историче-

ского фильма, больших истериче-.
ских событий и образов, — почерк‘

режиссера, художника. теряет свое-
образие, словно масштабы задачи
делают руку художника
Этого нет в «Клятве». Тут в любом
эпизоде, в любой части картины
нельзя не заметить руки вдохновен-
ного художника — М. Чиаурели. Все.
элементы фильма
как органические части единого, мо-
нолитного целого. Самый принцип

драматургического построения филь-

ма — соединение семейных эпизодов,
с патетическими полотнами — не-
обычен и труден. Но на этом нео-
бычном для кинодраматургии пути’
авторы фильма достигли успеха.
Перед зрителем фильма встает ог-,
ромная историческая. панорама. И
это происходит в силу того, что да-
же все частности фильма исполнены

авторами и актерами с необычайной

точностью:

Надо горячо поздравить весь кол-
лектив мастеров, участвовавших В
создании нового выдающегося про-
изведения советской кинематографии.

С. ГЕРАСИМОВ.

Изобразительное ранение фильма
«Клятва» — несомненная и законо-
мерная творческая удача Л. Косма-”
това и всего операторского коллек-
тива фильма. Для чрезвычайно от-
BeTcTBeHHOH по содержанию карти-
ны найдена необычайно своеобраз-
ная, яркая и выразительная опера-
торская форма.

Кинооператор Леонид Косматов
давно известен,`как один из талант-
ливых и чутких мастеров советско-
го операторского искусства. Уже
первые его работы 1927—1928 годоз
—картины «Круг», «Каторга» и «Аль-
бидум» — сразу привлекли внима-
ние к молодому оператору.. В этих
картинах проявилось не только пол-
ное владение Л. Косматовым всеми
техническими средствами, имеющи-
мися в распоряжении оператора, чо
также тонкий вкус и художествен-
ное чутье. В дальнейших его работах
таких, как «Летчики», «Зори Пари-
жа» и, в особенности, в картине «Се-
мья Оппенгейм», основные качества
его творчества проявились еще яр-
че. Для каждой картины Л. Косма-
тов Искал и находил нужное, Opra-
ничное для содержания изобрази-
тельное решение. В этих же филь:
мах выявилось в полной мере уме-
ние Л. Косматова давать на экране
острые психологически-точные пор-
третные характеристики  действую-
щих лиц. Эти черты операторского

мастерства Л. Косматова получили‘

вождя

советского общества. В

принци-

робкой,

воспринимаются

В зале гаснет свет, и на экране
вспыхивает развевающийся. стяг. ©
  портретом Ленина. Проходит назва-
‚ ние фильма. И вот’ первый титр:
о «В 1924 году стояла суровая зима»...
Meter, завывает вьюга... Памятный
  для нашего народа год!

Нас много собралось в больтом
зале кинотеатра в первый же вечер,
как вышел на экран фильм. Может
быть, был среди нас и человек, кото-
рому довелось на Втором Всесоюз:
ном с’езде Советов слышать клятву
Сталина... ~

А сколько тебе исполнилось в том
году, товарищ? Был ли тот год са-
мым началом твоей юности или ты
был тогда зрелым человеком, все
равно, — последующие твои дни, ме-
сяцы, годы тем и знаменательны, что
ты шел по жизни вместе со все на-
родом, под знаменем, на котором на-
чертаны слова сталинской клятвы. И
если даже тот — тысяча девятьсот
двадцать четвертый — был для тебя
годом рождения, значит ты принад-
  лежишь к поколению Олега Коие-
  вого и Зои Космодемьянской, и знз-
WHT ты тоже сражался за победу, за
осуществление сталинской клятвы.

Экран начинает повествование ©
1924 и кончает его 1945 голом, днем
затей Победы. Фильм говорит о во-
жде, гений которого определил судь-
бу нашего народа, и он говорит о
судьбе народа:

Это время гудит

телеграфной струной,
это
сердце

с правдой вдвоём.

было

с бойцами
или страной,

Это

Или
в сердце было
в моем.

Так, словами поэта может сказать
о фильме каждый. Потому uta
фильм действительно правдиво и
сердечно говорит о знаменательном
времени, о болыних и маленьких его
событиях, о самых больших. и самых
маленьких героях этого времени, о
том, что было с нааней страной, с
бойнами, тружениками, о’ том, что
наполняло серлце каждого из нас. И
В этом — сила фильма.

Перед нами проходят воскрешен-
ные экраном страницы нашей исто-
рии,

Страна — после четырехлетней им-
периалистической войны и трехлет-
ней войны с интервенцией и контр-
революцией. Заводы еще стоят. А
люди уже в чаянии болыной работы.
«Устал человек без работы»,-—гово-
рит Варвара Петрова о своем сыне
Александре. «Ла, нашему брату без
работы трудно», — вторит ей рабо-
чий Ермилов.

В те годы враг пытался использо-
вать тяжелое хозяйственное положе-
ние страны, орудовали кулаки. А лю-
ди,
нять, восстановить свое народное
богатство, построить заводы, горо-
да, засеять поля, проложить по на-
шим необ’ятным просторам дороги,
—шли за поддержкой к Ленину... В
том году стояла суровая зима... Не-
истовствует метель. И вот навстречу
ветру, среди вековых деревьев,
по аллее снарка в ` Горках, идет
Сталин. Вот скамья, на которой OH
‚сидел с Лениным. Она покрыта. сне-

словно вместе с новым порывом вет-
ра, как алмазная искра, сверкнули
слезы в его глазах... И страстная,
исполненная скорби и одновременно
‚мужественной решимости мелодия
  врывается в эту немую и полную

ее содержания. сцену
; фильма. Краски этой сцены суровы.
х

i

ie

чаявшие как можно скорее под-.

‘rom. Сталин, снял шапку и долго>`
долго смотрит на скамью. И вдруг,

Но именно их суровость позволяет е
большой‘ художественной силой по-

казать дущтевнае состояние Сталина,

потерявшего своего великого друга
Ленина...

Враги социализма тшились в ту
пору свернуть партию и ‘народ}с
ленинского пути, им грезилось уже
время, когда в нашей стране вновь
восторжествует капитализм, они го-
товили все для своего противонарод-
ного, черного дела. Но Сталин встал
на страже интересов партии и наро-
да, и в нем, в Сталине, наши люди
увидели и сердцем почувствовали
человека, который поведет весь на-
род по широкому пути истории’ к.
побеле.. oe

Чувства neers наших ` чюдей
очень точно переданы в фильме
«Клятва», в эпической спене на Крас-
ной площади, где Сталин дает клят-
ву. s

Из каких только городов и сел на-
шей земли ни пришли сюда, на Крас-
ную площадь, люди! Они слышат
слова сталинской клятвы.

И именно в этот момент приобще-
ния к великой сталинской ‘клятве
рождаются в душе людей, только
что понесших тяжелую утрату, сло-
ва — «Гы — нанг Ленин»... И дрог-
нуло сердце простой русской .жен-
щины Варвары Петровой, и вот идет
она через толпу, к самой трибуне,
откуда говорит Сталин. Идет, а в
руке у нее письмо, которое послал
Ленину умирающий, смертельно ра-
‘ненный врагами большевик из Ца-
рицьвна...

Сталин бережно принимает чись-

. Это происходит в один из самых
патетических моментов ero речи.
«Ленину...>». Он встречает взгляд
простой русской женшины c Boa- .
ги—и этот взгляд говорит ему все.
Сталин подымает голову и огляды-
вает площадь. И со всех концов
устремлены на него взгляды пред-
ставителей народа. И словно только
оттого, что встретились взгляды этих
людей со взглядом вождя, во всем
настроении этой сцены, никем вслух
не произнесенные, ‘но тем более
ощутимые для чувства, звучат сло-
‘ва: «Ты — наш Ленин»... Этот эпизод
фильма приобретает символическое
звучание, и художественная симво-

лика его величественна, потому что‘

она точно передает большую прав-
ду истории. Это замечательный эпи-
зод, раскрывающий единение вождя
и народа...

На экране проходят новые и новые

эпизоды фильма.
Осуществляются начертанные
Сталиным планы строительства:

Скольких людей, сидящих вот в этом
‘зрительном зале, или в другом, смот-
‘рящих сегодня «Клятву», можно по
праву назвать героями первой пяти-
летки. С самоотвержением, достой-
ным высочайшего уважения, труди-
лись они на стройках первой пяти-
летки. ^

Нанерекор им, в жажде смять, вто-
птать в землю, стереть во прах все,
что воздвигнуто народом, шли вра-
ги, применяя террор и диверсии,
шпионажои вредительство. ...Вот гиб-
нет во время диверсии на строитель:
стве завода дочь Варвары Петровой
— Ольга... В тяжелой ‘материнской

скорби ‘склонилась мать над. телом
‘дочери. «Кровью... Кровью платим за
каждый iar свой... Остановить нас
хотите?... А мы не остановимся... Ни.
почем теперь не остановимся...». Так’
в фильме, после многих сцен, пока-
зывающих начало с‹троительства и
самое строительство, в трагическом
эпизоде, где, казалось бы, личное
горе матери должно затмить все
остальное, вновь до большой высо-
ты подымается главная, общая тема
фильма — тема священной мечты о

©

Кадр из фильма «Клятва». Варвара Петрова — арт. С. Гиацинтова,

дальнейшее свое развитие в фильмах
«Поднятая целина» и «Дело Артамо-
новых».

В работе над фильмом «Клятва»
перед Л. Косматовым встала трудная
задача — отразить средствами опе-
раторского искусства основные эта-
пы в жизни советского государства,
с момента смерти Ленина и до наших
дней. Оператор стремится K TOMY,
чтобы ни один кадр не выпадал из
стиля фильма, чтобы все они © пре-
дельной точностью выражали драма-
тургический и режиссерский замы:
сел. Значительность темы фильма
обязывала авторов создать монумен-
тальную эпопею о событиях сталин-
ской эпохи, о делах и днях простых
советских люлдей-героев. Оператор
фильма должен был найти соответ-
ствующую этому монументальному
замыслу изобразительную форму
картины, И надо прямо сказать, что
творческие поиски Л. Косматова во
 всех отношениях ‘увенчались успе-
XOM, :
  Необычайно сложной задачей лля
оператора «Клятвы» было создание:
исторических портретов.

Л. Косматов сумел вступить в ис-
‘тинное творческое содружество с ое-
‚жиссером фильма М. Чиаурели и ар-
‘тистом М. Геловани и создал глубо-
  ко впечатляющие портреты велн-
‘кого Сталина. ;

Вообще образы людей, портреты

оператором выразительно и ярко.
чти для каждого героя найдены oe
нематографические средства показа
его индивидуальности, его характе-
ра, даже. его настроения. Тем самым
оператор выполнил самую ответ-
ственную из своих задач.

В фильме мы встречаемся с эпизо-
аами и эпического плана, и трагиче-
ского, и драматического; рядом с
этими сценами — сцены лирические,
просто бытовые, комедийные и да-
ке гротесково-сатирические. Все это
зоказывает, как трудно было найти
такое изобразительное решение, та-
кой операторский язык, который бы

средствами кинематографической
светописи подчеркнул внутреннее
единство всех эпизодов фильма.

Л. Косматов стремился к стилю, ко-
торый, при полной реалистичности
изображения картин эпохи, не нару-
шая единства фильма, подчеркивал
бы жанровые оттенки сцен` и прида-
зал бы всему фильму ту монумен-
тальность, которую требовала боль-
шая тема.

Л. Косматов блестяще решил. все
вставшие перед ним задачи. Изобра-
зительное решение фильма благо-
родно и выразительно, кадры карти-
ны убедительны и содержательны.

Оператор показал себя мастером
натурных. семок в сценах, засня-
тых на улицах и площадях Кремля,

НИНА

‚поистине талантливый и тонко

счастливой жизни всех народов, тема
народа, готового пойти ради осуще-
ствления этой мечты на любые жерт-
вы, любые лишения! :

Печаль Матери и ожесточение че-
ловека, которому хотят помешать
осуществить его светлую идею, тес-
но переплетаются в душе Варвары
Петровой. Этот эпизод фильма че-
обычайно значителен по внутренне-
му содержанию, ибо он показывает
душу нового человека новой стра:
ны, того ‘самого человека, который
‘до глубины души осознал великое
‘дело строительства коммунизма, как
дело своей судьбы, и который имен-
HO в величии этого дела находит
вдохновение и жизненные ‘силы для
преодоления всех невзгод и лишне-
НИЙ.

В характере Варвары Петровой ‘ав:
 торы фильма сумели полнее всего по-
казать единство личных и граждан-
 ских чувств, столь характерное лля
советского человека сталинской эпо-
хи. И это позволяет авторам вести и
далее образ этой советской женши-
ны по-пути дальнейнеих, все более
широких художественных обобие-
ний.

Четыре последние части этого
большого фильма посвящены Вели-
кой Отечественной войне. Они рас-
сказывают о разбое Германии ио
том, как по планам и под водитель-
ством Сталина был нанесен врагу
могучий удар под Москвой и затем
другой сокрушительный удар — под
Сталинградом.

Жизни советских людей посвяще:
ны родине. «Тут уж жалеть себя не
приходится», говорит мать, отправ-
ляя сына на переловые позиции. И со
словами Сталина на устах погибает
под Сталинградом старнгий сын Bap-
вары Петровой — Александр... Отец,
дочь, теперь — сын... Трех, трех от-
дала Варвара Петрова за наролное
дело, как три частички собственного
сердца, но и здесь, при третьей по-
Tepe, He fata она воли горю. Рядом
растет внук, и не к слезам Hamo ero
приучаж. И мать скрыла слезы...
«Сашенька, сынок ты мой милый...
миллион нас матерей, не я одна»...
Так ценой самоотверженности отцов,
матерей, братьев и сестер добывает-*°
ся Победа.

И вот снова—Георгиевский зал в
Кремле... День триумфа вождя и на-
рола; вынюлнивнтих свою клятву.
Сталин привел страну к великому
торжеству. Товарии: Сталин и Вар-
вара Петрова, простая русская жен-
щина, встречаются в Георгиевском
зале. «Миллион нас, матерей!». Еще
помнятся эти слова, сказанные Вар-
варой Петровой там, в Сталинграде,
и словно ответ на них звучат слова.
товарища Сталина, произнесенные
здесь, в Кремле: «Спасибо, Варвара
Михайловна... Спасибо от имени Ро-
дины...».

Так завершается в этом фильме
одна из главнейнгих его тем — тема
неразрывного единства вождя и на*
рода.

<Клятва» повествует о судьбе вса-
го народа, ведомого Сталиным, и,
одновременно—о судьбе одной ста-
линградской семьи Петровых, ©
сульбе нескольких друзей Варвары
Петровой, вместе с нею приобщив-
шихся к клятве Сталина.

Этот фильм о только что минув-
них двух десятилетиях построен aB-
торами, как монументальное истофи-
ческое произведение, трактуюшее
коренные жизненные вопросы, вол-
новавлиие на протяжении всех ми-
HYBUIHX лет и волнующие поныне
каждого советского человека.
Фильм рассказывает о событиях, в
которых каждый из нас в той или
иной степени принимал участие. В
этом достоинство и сила фильма.

В чем же коренится художествен-
ная удача авторов. картины? В чем
тот творческий ключ, который дал
точное направление вдохновению ав-
тора, правильное направление та-
ланту сценаристов, режиссеров, оле-
ioe композитора и художника?
Где тот творческий ключ, который
позволил актерам найти верное ре:
шение образов фильма? Удача авто-
ров и актеров в том, что, создавая
  монументальное историческое пройз-
ведение, они правильно показали,
говоря словами Пушкина, «судьбу
человеческую, судьбу народнуюз,
  Как часто еше в наших фильмах
авторы настолько увлекаются описа-
нием общих черт и событий време-
ни, что герои их вовсе теряют инди-
‹видуальные черты характера. Или,
наоборот, столь же часто автовы
так увлекаются частными события-
MH, протекающими вокруг одного
или нескольких героев, что за этими
событиями (по внешности; может
быть, и загимательными) вовсе те-
ряелся большое дыхание эпохи,

Авторы «Хлятвы» сумели точно
определить место и значение каж-
Rok, пусть даже малёнькой, челове-
ческой судьбы в белыном потоке
судьбы народной. И тем самым, рас-
крывая в фильуе тему великого все-
мирно-исторического подвига назие-
го народа, показывая своих больших
и маленьких героев, создатели «Клят-
вы» ясно и правдиво говорят кажло-
му зрителю о его доле участия в ве-
ликом обшенародном подвиге. И это
делает фильм особенно воодушевля-

ющим.
Глеб ГРАКОВ.

аАртины эпохи

всех других героев фильма a в спенах, заснятых в Горках,

Ста-
линграле, Грузии. ... Он показал себя
и мастером Семки в интерьерах, на-
пример B сценах, заснятых в Геор-
гиевском и Александровском залах
Кремлевского дворца. Уже пер-
вый проход: Сталина по кремлев-
скому коридору, светлому, простому
И в 10 же время величественному,
говорит о той изобразительной. ма-
нере, в которой и дальше будут по-
казаны кремлевские интерьеры. Да-
же самые грандиозные из них, пред-
ставляющие большие технические
трудности для с’емки (особенно в
плане освещения), производят в
фильме впечатление простоты и ве-
личия. Кремлевские залы сняты
Л. Косматовым так, что в них царит
атмосфера радости и сердечности,
величия и оптимизма,

В фильм включены материалы до-
кументальной хроники, Но, сочетая
эти документальные фрагменты Cc
актерскими эпизодами фильма, Л.
Косматов и все операторы, работав-
шие под его руководством, доби-
лись того, что актерские и докумен-
тальные эпизоды предстают перед
зрителем органически спаянными.

Работа Л. Косматова в «Клятве»
еще раз убеждает в том, что он
чув-
ствующий художник и что мастер-
ство его достигло своего полного
расцвета.

Проф. Ю. ЖЕЛЯБУЖСКИЙ; ^