Как мы активизируем
пассивных

Товарищ Сталин на февральско-мар-
товском Пленуме ЦК ВКП(б), как на один
из крупнейших недостатков партийной ра-
боты, указывал на формально-бюрократи-

ческое отношение к членам партии:
«Стоит рабочему, члену партии слегка про-
виниТЬсСя, опоздать раз — два на партийное
собрание, не заплатить почему-либо член-
CRUX взносов, чтобы его мигом выкинули
вон из партии. Не интересуются степенью
его провинности, причиной неявки на CO-
брание, причиной неплатежа членских взно-
сов. Бюрократизм в этих вопросах прямо
невиданный...»

На прядильной фабрике «Красный Пере-
коп» так именно и поступали. Не заплатил
коммунист во-время членских взносов, не
посетил два-три собрания, его немед-
ленно зачисляли в разряд” пассивных или
исключали из партии. Так искусственно
создавалась «труппа пассивных». На вы-
борном. собрании члены партии ‘резко кри-
тиковали партийный комитет за такое из-
девательское отношение к членам партии.

Выступавшие указывали, что партий-
ный комитет мыслил средними цифрами.
Какое, мол, значение имеют 13—15 пас-
сивных среди 268 членов и кандидатов пар-
тии! Стоит ли тратить время на изучение
причин пассивности и что мы потеряем,
если от нас уйдет небольшая группка лю-
дей?

Я понял, что практиковавшиеся у нас
методы ничего общего не’ имеют с. боль-
шевизмом, с учением Ленина и Сталина
о нартии. Понял, что секретапь парткома
должен знать работу и жизнь каждого ком-
MYyHUCTA.

С чего начал новый партийный комитет?

Мы решили немедленно заняться каж-
дым пассивным в отдельности.

Й теперь‘ можем ‘сказать, что благодаря
чуткому и внимательному отношению к
каждому пассивному нам удалось большую
Часть товарищей вернуть к активной пар-
ТИЙНоЙй ЖИЗНИ.

Тов. Иванова проработала на фабрике

31 год ватерщицей. В партии состоит

10 лет. 06 Ивановой больше года никто
не вспоминал. А ведь полтора года назад
ее имя часто появлялось в печати. Она

активно участвовала в общественной жиз-
ни фабрики. Но ‘вот в 1936 г. Иванова
заболела и в силу этой причины не могла
посещать собрания, платить аккуратно
членские взносы и активно работать в
парторганизации. Вместо того. чтобы по-
мочь Ивановой, от нее отмахнулись.

Вскоре после  отчетно-выборного co-
брания я пошел к Ивановой, принял меры
к тому, чтобы устроить ее лечиться и ока-
заль помошь ее детям. Иванова включи-
лась в жизнь парторганизации. Она учит-
ся в кружке текущей политики.

`Тов. Моисеева—член партии с 1931 го-
ла, имеет’ 33-летний производственный
стаж. Она оказалась ‘пассивной только
потому, что, будучи обременена семьей,
не смогла принимать участие в пар-
тийной жизни. Партком помог Моисе-
евой. Коммунистка стала неузнаваемой.
Она первой заговорила 0б учебе и сей-
час учится в кружке текущей’ полити-
ки, активно работает па организации поли-
тической учебы.

Тов. Паутов-прядильщик, числивиийся
пассивным, теперь агитатор прядильно-
го цеха. Он аккуратно следит за вопро-
сами международной ‘и внутренней` по-
литики. Рабочие и работницы охотно по-
сешают его беседы. Сейчас Паутов изу-
чает в кружке историю партии“

Банкаброшница Воронина — кандидат
партии—была зачислена в пассивные толь-
ко потому, что не платила 3 месяца член-
ских взносов и не посещала кружка. Сей-
час Воронина вернулась к партийной жиз-
ни. Она редактирует стенную газету, и ее
газета считается одной из лучших на всем
комбинате «Красный Перекоп».

Эти примеры говорят сами за себя. Наши
начинания основаны на внимательном
изучении условий работы коммунистов, их
способностей и стремлений. Й это дает
нам возможность возвращать в активной
партийной работе товарищей, которых мы

раньше не замечали.
В. МАРКЕЛОВ.
Секретарь ‘парткома прядильной
фабрики «Красный Перекоп».
Ярославль.

ПЕРВЫЕ ШАГИ
НОВОГО ПАРТКОМА

Отчетное собрание признало работу парт-
кома шахты им. Эйхе неудовлетворитель-
ной. Секретаря парткома тов. Стихеева эт-
вели из списка кандидатур, намеченных в
новый партком, как негодного работника,
не оправдавшего доверия партийной орга-
низации.

Коммунисты критиковали Стихеева за
отрыв от масс и игнорирование большевиет-
ского принципа коллективности в руковод-
стве. Стихеев все хотел делать сам. Он хва-
талея за всякую мелочь, но до конца ниче-
го не доводил. Члены парткома и актив
оказались отстраненными от партийной ра-
боты. Эта вредная практика не замедлила
сказаться. Актив не чувствовал пульса
партийной жизни.

Мы учли эти ошибки, и работу парткома
построили иначе. Всех членов парткома во-
влекли в практическую работу. Каждому из
них даем конкретные поручения, в выпол-
вении которых они отчитываются. Напри-
мер, члену парткома тов. Гусеву поручили
проверить, как изучается Сталинская Вон-
ституция в шахте. Тов. Гусев выполнил
поручение, и на основании его доклада,
партком постановил расширить сеть полит-
кружков. Это решение уже выполнено. В
шахте создано 12 новых политкружков,
которыми охвачено свыше 120 человек.

Другого члена парткома— тов. Фаломкина
мы временно прикрепили к организация
Осоавиахима, улучшения работы которой
требовало от нас отчетное собрание.

Особенно крепко критиковали старый

—

Академик Б. ВЕДЕНЕЕВ

партком за потерю бдительности и невни-
мательное отношение к сигналам коммуня-
стов. Мы учли эту критику и стараемся

быстро реагировать на каждый сигнал. На.

отчетном собрании поднимался вопрос 0
главном механике Балахнине и начальнике
района Негодяеве, которые своей бездея-
тельностью срывали работу шахты. Парт-
ком помог управляющему шахтой избавить-
ся от этих горе-руководителей. На их место
мы рекомендовали честных и проверенных
людей из числа молодых специалистов.

Прием в партию в нашей организации
по существу был закрыт. Заявления луч-
ших стахановцев мариновались в парткоме
по 4—5 месяцев. Мариновалось, например,
заявление кандидата Родионова. От него
требовали справку о социальном происхож-
дении, хотя надобности в этом не было. Ро-
дионов прошел у нас чистку партии, про-
верку и обмен партдокументов, никаких
сомнений в его биографии не возникало.
На производстве Родионов—один из лучших
работников. Его несколько раз ставили на
отстающие участки, и он в короткий срок
выводил их из прорыва. Сейчас Родионов
назначен главным инженером шахты.

Теперь пафтком рассмотрел ‘все старые
заявления. Четырех кандидатов, в том числе
Родионова, перевели в члены партии и од-
ного комсомольца приняли в кандидаты.

М. ДВОРЕЦКИЙ.
Секретарь парткома шахты им. Эйхе.
Прокопьевск.

ПОЛИТДЕНЬ
В ЯРОСЛАВСКОЙ

ОБЛАСТИ

ЯРОСЛАВЛЬ, 2 июля. (Корр. «Правлы»).
Ярославский ‘областной комитет пар-
тии решил провести политдень, посвящен-
ный ознакомлению трудящихея с целями,
методами и практикой вредительской, шпи-
онской, диверсионной работы иностранных
разведывательных органов.

Отдел партийной пропаганды и агитации
обкома напечатал в местных газетах список
рекомендованной литературы для доклад-
чиков по проведению политдня. Рекомен-
дована следующая литература: «И: Сталин.
0 недостатках партийной работы .и мерах
ликвидапии троцкистеких и иных двуруш-
ников. (Локлад и заключительное слово на
Пленуме ЦЕ ВЕП(б) 3—5 марта 1937 г.»),
брошюра С. Уранова, статья Вышинского
в «Больневике» № 10, «Разведка и контр-
разведка» — сокращенный перевод книги

Poyana.
—0oO—

РАЙОННЫЕ СОБРАНИЯ
АГИТАТОРОВ
И ПРОПАГАНДИСТОВ

ЛЕНИНГРАД, 2 июля. (Корр. «Правды»).
Во многих районах ОФЛенинграда прове-
дены районные собрания агитаторов и про-
патандистов, посвященные международному
положению и задачам обороны Советского
Союза.

На собраниях, продолжавшихся 7—8
часов, квалифицированные докладчики и
лекторы подробно знакомили агитаторов и
пропагандистов с международным положе-
нием и методами работы иностранных раз-
ведок.

Вслед за районными собраниями на
ленинградских фабриках и заводах органи-
зуются политдни, посвященные также меж-
дународному положению и задачам оборовы
Советского. Союза.

ВЫБИРАЮТ
ЛУЧШИХ

КОМСОМОЛЬЦЕВ

СТАЛИНГРАД. 2 июля. (ТАСС). Bo
всех районах области идут отчетно-выбор-
ные собрания первичных комсомольских
организаций,

К 20 июня отчеты и выборы прове-
лены в 300 организациях. Прошедшие со-
брания показывают большой рост полити-
ческой активности комсомольцев. В кол-
хозе имени Кирова, Камышинского’ района,
комсомольцы подвергли суровой критике
работу комсорга  Сосунова за допущенные
им беспечность и плохую организацию от-
четно-выборного. собрания. Тайным голосо-
ванием новым комсоргом избран лучший
тракторист Михаил Вакжанов.

Прошедшие в области отчетно-выборные
собрания показали наличие крупных недо-
четов в руководстве выборами. Многие
организации, начав выборы, забыли озна-
комить комсомольцев -с решениями Ш
пленума ЦА комсомола. .

О.

ИНТЕРЕС К КНИГАМ
О МЕТОДАХ РАБОТЫ
ИНОСТРАННЫХ РАЗВЕДОК

КУРСК, 2 июля. (Kopp. «Правды»).
Трудящиеся ‘Курской области проявляют
большой интерес к литературе, раскрываю-
щей методы работы иностранных разведок,
вредителей, шпионов и диверсантов.

Идя навстречу этому интересу, издатель-
ство Курского обкома ВЬШ(б) выпустило
20-тысячным тиражом  напечатанную в
«Правде» статью С. Уранова «0 некото-
рых коварных приемах вербовочной рабо-
ты иностранных разведок». Спрос на эту
книгу настолько велик, что торгующие ор-
ганизации дали заказ на выпуск еще

‚25 тысяч экземпляров.

Члены комитета ВЛКСМ завода «Станколит» (Москва) (слева направо)—в
первом ряду: тт. Иванов—инженер, Поздняков—модельщик, Астапов—техник,
Черепов — секретарь комитета ВЛКСМ, Волков — модельщик; во втором
ряду: тт. Крюков — зав. парткабинетом, Ельницкий — слесарь и Левин —

бригадир грузчиков.

ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ

ТРЕТЬЕГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА

© СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГИДРОСТАНЦИЙ

Использование богатейших ресурсов
энергии рек началось в нашей стране
только после Октябрьской социалистической
революции постройкой Волховекой  гидро-
станции. № началу первой пятилетки
мощность действующих  гидростанций в
СССР составляла всего 90 тысяч вило-
ватт. К началу второй пятилетки она до-
стигла уже 440 тысяч киловатт, т. ©.
увеличилась почти в 5 раз. № началу
третьей пятилетки мощность действующих
тидростанций достигнет 1.200 тысяч ки-
ловатт, т. е. увеличится за годы второй
пятилетки в 2,7 раза. Возможная выра-
ботка энергии всех действующих гидро-
станций составит к началу третьей пяти-
летки около 6 миллиардов киловатт-часов
в год.

В течение второй пятилетки сделан
большой шаг вперед в использовании ре-
суреов гидроэнергии. Выработка ee увели-
чилась за эту пятилетку на 4 милли-
арда киловатт-часов, т. е. почти в 7 раз
по сравнению с. выработкой к концу пер-
вой пятилетки, а улельный вес  гидро-
энергии в общей выработке электростан-
ций повысился в 2,4 раза.

Однако, несмотря’ на эти достижения,
СССР еще сильно отстает как от западно-
европейских стран, так и от США по
удельному весу выработки гилроэнергии в
общей выработке веех электростанций.
Если в СССР этот удельный вес достиг
12 проц., то во Франции он равен 47 прец.,
в США—40 прог.

Между тем отставание в удельном весе
выработки гидроэнергии свидетельствует и
06 отставании в качественных показате-
лях энергетического хозяйства, ибо увели-
чение удельного веса выработки гидро-
эпергии увеличивает производительность
труда в энергетическом хозяйстве. Так,
например, выработка энергии в год на
1 работника на Днепрогосе в 18 раз боль-
ше, чем на районных тепловых электро-

ЕЕ

станциях системы Главэнерго, & в среднем
на всех действующих гидростанциях в 9
раз выше, чем на тепловых станциях.
Если же учесть еще необходимую для те-
пловых электростанций добычу топлива,
т0 производительность труда на действую-
щих гидростанциях в среднеи в 18 раз
больше, чем на электростанциях, работаю-
щих на угле, и в 25 раз выше, чем на
электростанциях, работающих на торфе.
Для Днепрогэса эти цифры удваиваются.

Увеличивая производительность труда,
гидростанции одновременно улучшают и
облегчают эксплоатапию энергосистем, так
как они весьма удобны для снятия пиков
нагрузки. Это позволяет улучшить режим
работы тепловых станций и снижать
расход топлива на них, а тажже облег-
чает поддерживание постоянной частоты в
сетях энергосистемы. Поэтому даже в рай-
онах, располагающих достаточными ресур-
сами энергетического топлива, постройка
гидростанций — одно из важнейших ме-
роприятий для рационализации энергохо-
зяйства. В районах же, не имеющих до-.
статочных ресурсов энергетического то-
плива, постройка гидростанций должна
служить основным методом удовлетворения
потребности в энергии.

* * *

При планировании  гидроэнергострои-
тельства нельзя упускать из’ виду, что
гидростанции требуют значительно боль-
шего времени для своей постройки, чем
тепловые электростанции, и ббльших капи-
таловложений. Поэтому планировать ги-
дроэнергостроительство на пятилетку без
перспективы на следующее пятилетие
практически невозможно. Значительная
часть капиталовложений на гидроэнерго-
строительство будет падать на переходя-
шее строительство и даст эффект только
за пределами планируемого пятилетия.
Так, например, из капиталовложений на

гилроэнергостроительство во второй пяти-
летке около 40 проц. падает на гидро-
станции, введенные в экеплоатацию в го-
ды этой пятилетки, и около 60 проц.—
на гидростанции, ‘которые будут введены
в эксплоатацию лишь в третьей пяти-
летке.

Общая выработка энергии на гидро-
станциях, уже построенных и строящихся,
в началу четвертой пятилетки должна до-
стигнуть 12.500 миллионов киловатт-
часов. При общей выработке всеми элек-
тростанниями страны 80 миллиардов ки-

ловатт-часов энергии удельный вес гидро-:

энергни достигнет 15—16 процентов.

Выработку гидроэнергии к концу тре-
тьей пятилетки можно увеличить до 14
мпялиардов киловатт-часов, а удельный
вес гидроэнергии — до’17—18 процен-
тов путем постройки нескольких гидро-
станций, не начатых во второй. пятилетке.
По масштабу строительных работ и подго-
товленности в проектном ‚отношении они
могут быть закончены в годы третьей пя-
тилетки. № ним относятся гидростанции
на системе Суна-—ЖКондопога, Нивская стан-
ция, Дарьяльская на реке Терек, Гумюш-
ская на Севанском каскаде. Постройка
этих гидростанций потребует примерно
600 миллионов рублей.

Однако пятилетний. план гидроэнерго-
строительства был бы неполным, если не
обеспечить дальнейшего роста выработки
тидроэнергии в четвертой пятилетке и по-
вышения удельного веса гидроэнергии. Не
начав строить в третьей пятилетке не-
скольких крупных гидростанций, нельзя
будет обеспечить прирост и особенно по-
вышение удельного веса выработки гидро-
энергии к концу четвертой пятилетки,

Надо думать, что в Еонпу четвертой
пятилетки общая выработка энергии все-
ми электростанциями СССР составит

Фото Н. Кулешова.

№ 181 (7147)

EE

3 ИЮЛЯ 1937 r.,

eee as a СЖЕЕЕЕ

See

Огромный рост политической
активности рабочих

(Выборы профсоюзных органов на Коломенском заводе
имени Куйбышева)

На Коломенском заводе им. Куйбышева
закончились выборы нового состава завко-
ма, ревизионной комиссии и делегатов на
всесоюзный c est рабочих транспортного
машиностроения. Результаты, закрытого
(тайного) голосования показали большое
единодушие избирателей. 17-тысячный
коллектив завода абсолютным  большин-
ством голосов избрал в руководящие проф-
союзные органы лучших своих предетави-
телей, проявив при этом высокую органи-
зованность.

4 июня общезаводекое партийное собра-
ние заслушало доклад председателя завкома
Быринова об отчетно-выборной кампании
профсоюзов. Собрание предложило парткому
и всем цеховым парторганизациям обеспечить
тщательную подготовку в отчетам и выбо-
рам завкома в полном соответствии с. ре-
шениями У пленума ВЦСПС.

Далее, на заводе прошли цеховые пар-
тийно-комсомольские собрания, совещание
профсоюзного актива, специальный семинар
агитаторов. В цехах проведена была читка
Материалов \ пленума ВЦСПС; инетрук-
ции 0 порядке выборов профорганов.

Около 5 тысяч рабочих и служащих от-
правляются с завода домой на поездах и
пароходах. Завком позаботился о том, что-
бы этими видами транспорта’ были обес-
печены все рабочие после окончания 0-
брания. Был продлен день в яслях: роди-
тели не торопились забирать детей. Мате-
рям, кормящим детей грудью, устроили пе-
рерыв для кормления так, чтобы они могли
присутствовать на собраниях.

Четкая организация дела, внимание в
«мелочам», создание удобств для избира-
телей, широкая и непрерывная массовая
работа — то, чем, к сожалению, пренебре-
тают еше на многих предприятиях, на
Коломенском заводе было выдвинуто на
первый план и решило успех выборов.

Первая группа профсоюзных собраний

началась на заводе 11 июня. Вторая и
третья группа — лишь через шесть дней—
17, 18, 19 июня. Эти дни были ие-
пользованы для изучения опыта первых со-
браний и исправления недостатков, —& их
было немало.
› Например, в судостроительном цехе весь-
из неорганизованно происходили выборы
президиума. Кандидатам в члены президиу-
ма задавали много вопросов. Затратили на
это почти два часа. В отдельных случаях
избиратели недостаточно продуманно подхо-
дили к выдвижению кандидатур. В паро-
возном цехе, например, из среды работни-
ков одного этого цеха было выдвинуто 19
кандидатов в список ревизионной комиссии,
хотя всего на заводе предстояло избрать
9 человек.

Все эти факты были предметом вдумчи-
вого обсуждения на совещании председа-
телей собраний, парторгов, секретарей
парткомов и профоргов. Здесь разобрали Bee
недостатки первых собраний.

На заводе в выборах профорганов могло
участвовать 15,500 членов профсоюзов,
сюда не входят отпускники, больные. При-
сутствовало на отчетных собраниях 13.376
человек.

Выступления по отчету завкома в боль-
шинстве своем были острыми,  принци-
пиальными. Многие ораторы (Музыкантов,
Степанов, Морозов, Кузнецов) резко и пра-
вильно критиковали завком за то, что он
не замечал вредительства врагов народа,
пробравшихся на завод, и сейчас медленно
боретея за ликвидацию последствий вреди-
тельства. Рабочие Петров, Теплов и мно-
тие другие приводили факты грубого на-
рушения завкомом профсоюзной демокра-
тии. Слабая культурно-политическая рабо-
та, отсутствие антирелигиозной пропаган-
ды, затяжка строительства яслей и жилых

домов — за это справедливо критиковали
завком.

Обсуждение кандидатур для включения
в списки тайного голосования проходило во
всех пехах в один День. Высокая класоо-
вая бдительность, подход к людям с точки
зрения их политического лица и деловых
способностей были отличительной чертой
собраний. По некоторым кандидатурам вы-
сказывалось во всех цехах по 10—15 ора-
торов.

Члены союза отвели кандидатуру заве-

дующего бюро техники безопасности Горли-

на, который проглядел деятельность врага
народа, меньшевика Писаркина. Отвели
Адамушко, как скрывшего свое социаль-
ное происхождение. Был также отведен за-
ведующий жилищно-коммунальным отделом

Казюлин, как бюрократ.

Некоторые товарищи, пытаясь уйти от

критики, выступали с самоотводами. Избя-

ратели, однако, не считались с самоотво-
дами. Наиболее типичным является здесь
пример с бывшим членом завкома Глазо-
вым. Он подал заявление о самоотводе. Из-
биратели не удовлетворили просьбы Гла-
зова, а сами дали ему отвод. Мотивы: Гала-
зов, работая в завкоме, проглядел засорен-
ность чуждыми людьми цехкома тепловоз-
ного цеха, невнимательно отногился к 3a-
просам рабочих.

В итоге, после обсуждения в список
тайного голосования в состав завкома бы-
ло внесено 46 человек, ревизионной комис-
сии — 14 человек, на всесоюзный c’e3q
профсоюза — 30 человек. Избирать надо
было по решению собраний в завком 31
человека, в ревизионную комиссию — 9 че-
Ловек. На с’езд профсоюза заводу предо-
ставлено 23 места. -

За день до голосования, 28 июня, в це-
хах снова состоялись партийно-комсомоль-
ские собрания. Повестка дня: 0 порядке
голосования, о роли коммунистов и _комсо-
мольцев в раз’яснении инструкции ВЦОПС,
помощи неграмотным и малограмотным.

Иля на следующий день на работу, ра-
бочие увидели свой завод, улицы, магази-
ны в нарядном виде. На заводе и в по-
селке было празднично. Портреты вождей
народа, транспаранты, лозунги © предетоя-
щем тайном голосовании — все говорило
о большом дне.

Ряд фактов свидетельствует о’ высокой
политической активности членов профсоюза.
В арматурном пёхе принять участие в 1-
лосовании пришло 30 отпускников, в судо-
строительном — 26. Работница Исакова,
находясь в декретном отпуску, приехала на
выборы за 20 километров.

В авангарде, как и полагается, были
коммунисты. Коммунисты Якуницкий, Ви-
ноградов проводили регулярные беседы с
отдельными рабочими. В кузнице ком-
мунисты Кондаков, Бочков и другие про-
вели около десяти бесед каждый. .

Коммунисты отстаивали достойных лю-
дей, таких, как стахановец Масленников,
но не стеснялись поправлять опгибочные
выступления и давали отводы людям, не
заслуживающим` доверия.

В закрытом (тайном) голосбвании при-
няли участие 14.177 человек. В состав
завкома избраны такие товарищи, как
бригадир Ерошкин — Участник знамени-
того пробега Москва — Владивосток —
`Москва на паровозе «СО» с тендер-конден-
сатором, знатный стахановец Масленников,
литейщик-стахановец Агнеткин, стаханов-
ка, кадровая работница завода Титова. Вее
они пользуются заслуженным уважением
н авторитетом.

тической активности масс.
Н. МИХАЙЛОВ,

улвоится по сравнению с выработкой Е
концу третьей пятилетки. По своим pe-
сурсам  гидрознергии’ СССР принадлежит
к богатейшим странам мира. Вполне воз-
можно поэтому наметить конкретный план
тидроэнергостроительбтва, который обеепе-
чил бы увеличение выработки гидроэнер-
гии в ‘четвертой пятилетке на 34 мил-
лиарда киловатт-часов, доведя удельный
вес гидроэнергии до 30 проц.

Для этого в первую очередь надо ис-
пользовать богатейшие ресурсы Нижней
Волги. Две гидростанции на Нижней Вол-
те — Куйбьтевская и Камышинекая—
при окончании их постройки к конпу чет-
вертой пятилетки могли бы дать прирост
выработки гидроэнергии в 24 миллиарда
киловатт-часов. Так как каждая из этих
гидроетанций создает энергетическую базу
для широкого орошения Заволжья, то име-
ютея все основания считать, что постройка
обеих нижневолжеких гидростанций— одна
из основных задач гидроэнергостроительства
на ближайшее десятилетие.

Я

ах
По поводу полемики о том, какая ги-
дростанция — Куйбышевская или Ва-

мышинская— должна строиться, я думаю,
что в ближайшее десятилетие должны
строиться обе. Вопрос может итти лишь 06
очередности постройки, т. е. с какой начи-
нать.

Техническая возможность постройки той
и другой доказана. По капиталовложениям
на 1 киловатт-час годовой выработки они
близки друг к другу — с небольшим пре-
имуществом для Камышинской (около 17
процентов). По себестоимости энергии,
учитывая структуру капиталовложений,
они равноценны.

Постройка Куйбышевского гидроузла
потребует.на 40 процентов больше капи-
таловложений, чем Камышинекого. Ho
одновременно он дает на 20 проц. больше
энергии и на 40 проц. большую рабочую
мощность при практически одинаковой
себестоимости энергии. Как энергетические
базы для орошения Заволжья, оба гидро-
узла равноценны.

Выбор очередности может быть произ-
веден только на основании оценки той
или другой гидростанции по роли их в
энергетическом хозяйстве европейской ча-
сти Р. С этой точки зрения безуслов-
ные преимущества имеет Куйбышевский

160 миллиардов  киловатт-часов, т. е..  гидроузел,

По своему географическому положению
он допускает рациональный транспорт из-
бытка энергии из Поволжья в соседние
районы (Центральный, Промышленный и
Урал), тогда как транспорт избытка энер-
тии Камышинского гидроузла на Урал и
в Центральный район не рационален. Зна-
чительная часть энергии Камышинского
гидроузла должна быть использована на
месте в энергоемких производствах, & из-
быток может быть рационально транспор-
тирован в Донбассе и в район Курской
магнитной аномалии. Но оба эти района
менее нуждаются в гидроэнергии, чем
Урал и Центральный район. Начать же
развитие электроемких производств можно
и на энергии Куйбышевекого гидроузла
с тем, чтобы переключить их затем на
энергию Камышинского узла и Увеличить
передачу энергии в Центральный район и
на Урал.

Кроме того, по условиям суточного ре-
гулирования, даже до постройки Камы-
шинекого узла, Куйбышевский гидроузел
имеет преимущество, так как позволяет
лучше использовать его установленную
мощность, а, следовательно, значительнее
уменьшить мощности тепловых конденса-
ционных станций.

Вот почему я полагаю, что следует на-
чать строить Куйбышевский гидроузел,
который начнет работать в первой поло-
вине четвертой пятилетки. Велед за ним
желательно начать строить Камышинский
с вводом его в эксплоатацию в. последний
тод четвертой пятилетки либо в первые
годы пятой.

* ok *

Из других об’ектов крупного гидро-
энергостроительства в бассейнах Волги и
Днепра, ввод в эксплоатацию которых же-
Лателен в четвертой пятилетке, ‘надо’ ука-
зать на Верхне-Камскую гидростанцию и
Временчугскую — на Днепре. 0бе эти
гидростанции могут создать регулирующий
сток водохранилища. Независимо от хоро-
ших технических показателей этих гидро-
станций будет значительно улучшен pe-
жим работы Днепрогэса и строящейся
Пермской гидростанции.

Остальную энергию, требующуюся для
того, чтобы к концу четвертой пятилетки
довести выработку гидроэнергии до 48
миллиардов киловатт-часов, не трудно по-
лучить путем строительства меньших по
масштабу гидростанций в различных рай-
т СССР, богатых ресурсами. гидроэнер-

В Казахской ССР такими об’ектами яв-
ляются иртышские гидростанции — 0бла-
кетская и Бухтарминская, которые могут
дать около 4 миллиардов киловатт“
часов дешевой энергии. На этой 683
могли бы развиваться полиметаллическая
промышленность Алтая и энергоемкое про-
изводетво (алюминий)!

В Узбекской ССР — Уч-Вурганская
(река Нарын) и  Верхне-Чаткальская
(р. Чирчик) пидростанции. Поеледняя ре-
тулирует сток Чирчика и сильно улуч-
шает режим работы строящихся чирчик-
ских гидростанций. Эти две гидростанции
могут выработать около двух миллиардов
киловатт-часов энергии.

В Грузинской ССР — гидростанции из
р. Рион-—Намахванская и Нижне-Рионская
(Чома), которые могут дать около полу-
тора миллиардов ` киловатт-часов энергий.

В Армянской ССР такими об’ектами яв-
ляются гидростанции Севанского` каскада
Каравансарайская и Арзни, дающие 600
миллионов киловатт-часов энергии.

Ж*%*

Благодаря богатству нашей страны ги-
дроэнергетическими ресурсами не предста-
вляет затруднений составить конкрет
нлан, который обеспечивал бы к кону
четвертой пятилетки увеличение улельно-
го веса .гидроэнергии до 30 проц. Предва-
рительная разработка такого плана поБа-
зывает, что для его осуществления в тре-
тьей пятилетке потребовалось бы капита-
ловложений (в ценах 1936 года) около
4.500 миллионов рублей (не считая 33-
трат на волжские гидростанции). Kpowe
того, нужно еще 2.800 миллионов рублей
для строительства гидростанций,  вводи-
мых в эксплоатацию в четвертой пяти-
летке. На волжские же гидростанции по-
требуется вместо 1.200 млн рублей (лая
Углича и Рыбинска) 3.500 миллионов
рублей. Из них 2.300 миллионов — #8
строительство нижневолжеких гидростай-
ций, вводимых в эксплозтацию в четвер-
той пятилетке. я .

Необходимо еще раз подчеркнуть, 9%
для составления рационального планз 1
дроэнергостроительства в третьей пя
ялетке нужно заранее условиться 0 TOL
ваков должен быть удельный вес гидр-
энергии в общей выработке всех электро
станции страны. Ясно, что чем. тт
удельный вес будет выше, тем полнее и
лучше будут удовлетворены интересы Ba
родного хозяйства.

Выборы показали огромный роет поли-‘

у

>