Врач в Арктике

Впервые врач Камынин побывал в якут-
ском поселке на Быковом мысе два года
назад. Первое, что бросилось ему в глаза —
это далеко протянувшееся кладбище. Ка-
залесь, что это вымершее поселение. Бы-
ковские жители водили врача между мо-
THI, рассказывая печальную историю по-
селка. Здесь в 1904 г. половина жителей
вымерла от цынги, туберкулеза и голода.
Яюди снокойно рассказывали эту суровую
повесть. У Вамынина руки сжимались в
кулаки. Он думал о проклятой  пропьюй
жизни и думал о том, что’ предстояло сде-
лать, чтобы до конца добить цынгу и ту-
беркулез, которые отступили, но еще не
сдались. :

Тенерь появились мука, мясо, масло.
Теперь можно пойти в наступление.

г
$ + =

Камынин работал в Тикси — полярном
порту, недалеко от Быкова. В нему в боль-
ницу приходили десятки людей.

Однажды пришел человек с отморожен-
ными руками. 600 километров шел он
пешком по тундре и ехал на собаках. На-
конец, с помощью друзей добрался до боль-
ницы. Ткани его рук отмирали.

Доктор знал, что в Москве в таких слу-
чаях пытались применять новокаиновый
блок. Это был новый смелый, рискован-
ный метод, в который страстно верил Ва-
мынин. Доктор применил новокаиновый
блок. Он ждал, тревожно вглядываясь в ли-
цо больного, осматривая отмороженную ру-
ку. Ткань оживала. Камынин ходил счаст-
лЛИВЫЙ.

Каждый день появлялись новые боль-
ные. Одних приходилось оперировать, дру-
гих лечить просто ласковым словом умно-
то, много видевшего в жизни человека.

Тянулаеь полярная ночь, когда сутки
сливаются с сутками в одну однообразную
череду. Как-то раз с острова Семилях при-
ехал человек.

— У нае лежит раненный в грудь охот-
няк— сказал он.

Доктор торопливо сложил инструменты,
сел в нарты, и собаки дружно рванули с
места. Глаза уставали от однообразия се-
рой снежной пелены.  Миновали Быков
мыс. По расчетам должен был уже пока-
заться остров.

Где-то рядом в этой проклятой темноте
лежал раненый. Может быть, он давно по-
гиб?

Кто знает, как его перевязали, как оета-
новили кровь. Дорог каждый час; каждая
минута. В таких случаях в Москве машина
«Скорой помощи», ревя сиреной, несется
через закрытый красным светом перекре-
сток. 5

Нарты кружили по снегу. Иногла собаки
останавливались, точно всматриваясь в
темноту. Неожиданно где-то рядом мельк-
нула тень. Доктор остановил упряжку, прд-
шел несколько шагов и увидел темное пят-

но. Это оказалась дверь жилища, засыпан-
ного снегом. Здесь был раненый охотник.

Плошки © жиром отбрасывали тусклый,
неверный свет. Он менял очертания, екра-
дывал расстояние. Доктор даже улыбнулся,
вспомнив огромную 6 OecTeHeBylo лампу
операционной больницы имени Склифасов-
ского. `

Работать пришлось почти вслепую. Те-
ни падали на инструменты, рану, тело че-
ловека. Зрение было напряжено ло пре-
дела. Оконфив операцию, Камынин сел на
минутку, закрыл`тлаза и сразу заенул.

* * *

Той же зимой врача вызвали на Быков
MEIC к трем тяжело раненным охотникам.
На маленькой печурке кипятились инстру-
менты, люди суетились, подготовляя опе-
рационный стол. Когда КВамынин закончил
все три операции, он почувствовал себя
совершенно опустошенным. Страшно хоте-
лось епаль. Только теперь он услышал
пургу, бившуюся в окна. Было холодно.
Спать доктора проводили в соседний дом.
Во сне он что-то бормотал, ему предста-
влялось, что быковское кладбище стано-
вится все меньше и меньше. Ковер цветов
покрывает землю, заливает ее, как Волга
заливает в половолье берег. Ночью кто-то
начал будить доктора.

—— Вставайте, беда!

С жилища, где лежали больные охотни-
ки, ветер сорвал крышу. В темноте он со
звоном и грохотом качал и трепал ee.
Больные очнулись от наркоза. Врач осмо-
трел их. Вее оказалось в порядке, но нуж-
HO было починить крышу, протонить печ-
ку. Спать уже не пришлось.

* * *

Весна—время цынги. Доктор нагрузилея
противоцынготными препаратами и пошел
влоль побережья. Разноцветные яркие, па-
хучие цветы покрывали землю. Грело солн-
це. «Хорошо жить на свете», — подумал
Вамынин.

Доктор шел по берегу. В пути он узнал,
что тяжело заболел Ачинасов — предсела-
тель национального совета. Когда Камы-
нин добрался к больному, он едва узнал
знакомое лицо. Бледная, мертвенная маска.
Доктор поставил диатноз — большое кро-
воизлияние. Восстановить силы больного
можно было только переливанием крова.
Доктор’вливает свою кровь’ Ачинасову. Ис-
чезла мертвенная бледность. Кровь билась
в артериях другого человека.

Он радостно смотрел в глаза Ачинасо-
ва. Доктор возвралцалея домой и вспомнил
о быковском кладбище. Оно не исчезло,
но и не роело. И дети, которых он встре-
чал в селе,— крепкие, румяные. Это дети
новой жизни, которая дала им достаточно
хлеба, мяса и жиров.

Он радостно чувствовал, что была и его
доля в этой прекрасной борьбе за жизнь.

А. ШАРОВ.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ГОРЬКИИ

(От корреспондента «Правды»).

Старинный Кремль, сооруженный около
500 лет назад, это, пожалуй, единствен-
ная достопримечательность, напоминающая
о старом Нижнем-Новгороде. На стыке
Волги и Оки давно растет новый, преобра-
женный город.

Раньше с высокого волжского берега
открывалея довольно унылый вид. По ве-
черам в Заречье мелькали тусклые огонь-
ки старого Канавина. А теперь гирлянды
ярких электрических огней вдоль Волги и
Оки освещают новые гиганты социалиети-
ческой индустрии: ‘Автозавод им. Молотова,
Новое Сормово, завод им. Орджоникидзе,
Станкозавод. Все это— детища первой пя-
тилетки. До 20 новых промышленных
предприятий выросло в Горьком за годы
Парвой пятилетки.

В 1933 году город имел 455 тысяч жи-
телей, сейчас в нем, включая город авто-
завода, насчитывается уже около 600.000
человек.

* Жилая площадь Нижнего-Новгорода 0-
ставляла до революции 1.040 тысяч
квадратных метров. За годы советекой вла-

re Е eee ЕН А

сети построено еще 1.150 тысяч квадрат-
ных метров. Иными словами, к прежнему
городу пристроен новый город еще ббль-
ших размеров. Советская власть построила
48 школ, 2 дворца культуры, 12 клубов,
5 театров, 37 лечебных зданий, более 20
детских яслей и детских садов, 10 бань,
4 тостиницы и пр.

Грандиозное строительство продолжается
на территории. Автозавода им. Молотова:
Там, где семь лет назад были болотистые
поля, вырос новый город с населением в
117 тыс. человек.

Сейчас в автозаводском районе строится
Дом культуры. Он будет представлять
собой целый комбинат культурных соору-
жений, достойных  тиганта советской
индустрии. Общая кубатура всех зданий
комбината по проекту — 158.000 кубо-
метров. Дом культуры будет иметь: клуб
на 2.800 человек, театр на. 1.800 мест
и кино-концертный зал на 850. мест.

Быстро растет Горький. Ему уже тес-
но в нынешних границах.

Н. БЕЗРУНОВ.

ИШЕ

Испанским детям, прибывшим из Бильбао на южный берег Крыма, предостав-
лены лучшие санатории, в том числе санаторий «Красное знамя», до рево-
люции принадлежавний одному из князей. На снимке — дети отправляются

в парк на прогулку. Фото Н. Колли.

Всесоюзный
ботанический сад

На-днях на заседании президиума Акаде-

Строителям

солнечной Колхиды
‹ ТБИЛИСИ, 6 июля. (Корр. «Правды»).

«На Дальнем Востоке»

(Новая картина студии «Мосфильм»)

много ералашу, провинциального ремеслен-

ничества.

Да и картина в целом несколько опро-
винциалена, и это вряд ли относится к се
достоинствам. В конце упоминается 1936 год,
а мы на границе и во всем крае не видим
ничего, корме хибарок, заимок, бивуака.
Ни разу не показан ни город, ни инду-
стриальные сооружения, пи одна красно-
армейская часть.

В книге дана перспектива времени, от
тлавы к главе нарастающая лавина само-
летов, людей, сооружений. В фильме. этого
нет, Конечно, литература имеет свои ерех-
ства изображения, свои возможности, ча-
сто превосходящие кино. Но ведь и кино
пмеет множество козырей, которых лише-
на литература. И жаль, что они не были
разыграны. Развернуть панораму родного
п драгоценного нам края, его богатства, до-
стижения сониалистического строительства,
индустриальный и военный ландшафт, по-
токи товаров и материалов, каравапы са-
молетов, которые все множатся и растут, —
разве нельзя было показать это в вино?

1 pee же кинокартина (режиссер
Д. Марьян). бееспорно, удалась. Она ока-
жет свое воспитательное действие, повысит
чувство советского патриотизма, повысит
блительность к маскирующемуся врагу.

Нельзя без волнения смотреть и слу-
тпать, как Михапл Семенович (актер Бол-
думан) принимает весть © террористиче-
ской акте против Штокмана, как выска-
кивает он из-за стола и трясет Жорку.
Его крик по телефону: «А раньше?!» от-
зовется в кажлой груди. И каждый пожа-
леет, что расправа с Зарецким показана
скупо.

Хорошо задумана интрига с Цоем, этим
сперва якобы «корейским революционе-
ром». Хороша встреча Цоя с террористом
из «Русского братства», который собирает-
ся совершить покушение, на Зарецкого.
Цой берется помочь ему, вызывает Зарец-
кого, но убивает террориста. Он убирает с
дороги наемного убийцу, чтобы сохранить
нужного японской разведке  троцкиста-
пиона. Очень умно построен диалог меж-
ду Цоем и Зарецким в решительную ми-

Застыла в оцепенении дремучая вековая
тайга. Дымятся сопки. Бегут воды Амура.
У берега реки — начальник погранзаста-
вы Тарасюк. Он смотрит в бинокль на чу-
жую сторону. Рядом с ним — председатель
колхоза, поседелый сибирский партизан
Луза. Тихо напевают:

«Ой, глянь, сынку, на схид сонця,
Чи не видно там японця...

РВачу, мамо, я не снлю,

На траници я стою.

Of, не сплю и не лежу,

Нашу землю стережу...»

Так начинается фильм
Востоке». ;
И сразу же развертывается действие. На
манчжуреком берегу ведут на расстрел
четырех китайских партизан. Трое убиты,
четвертый, преследуемый пулями, спасает-
ся в водах Амура. Вот он приплыл на нашу
сторону —— мокрый, замученный кореец
Цой. Его принимают ласково, обогревают.
Он оказывается балагуром, весельчаком.
Несется самолет. Под ним — безбрежная
тайга, суровые скалистые горы. В’самоле-
те — трое большевиков. Они делают общее
дело. Но как не похожи они друг на друга!
Руководитель края Михаил Семенович —
человек сталинской складки, с огромным
творческим размахом, с жесткой рукой, с
большим человеческим сердцем. Его глав-
ная дума — сочетать строительство с 0бо-
роной, оживить дикий, малолюдный край,
раеставить людей. Интересен Штокман.
Большевик-геолог, он увлечен одной стра-
стью — поднять миллиардные недра края,
нефть, уголь, золото, собрать и организо-
вать молодежь, зажечь ее тем же энтузи-
азмом. Он находит путь к любому сердцу,
самому непутевому, к самым заскорузлым
мозгам. Этот седой покровитель молодежи,
изобретатель, мужественный фантаст —
обаятелен. Третий в самолете — поруче-
нец-радист Жорка. Он молод и горяч. Он
пбддерживаэт связь со всей тайгой, со все-
ми мурзвьиными гнездами стройки в крае.
Штокман мечтает о геологической раз-
велке Золотого перевала, но через перевал
надо строить дорогу к границе. На эту ра-
боту его ставит Михаил Семенович в роли

«На Дальнем

мии наук СОСР был рассмотрен предвари-
тельный ‹ проект строительства в Москве
всесоюзного ботанического сада, разрабо-
танный под руководством академика Б. А.
Келлера. .

Проект. предусматривает ° следующие
основные части сада: научно-иселедова-
тельскую или закрытую часть площадью в
70 гектаров, научно-просветительную часть
площадью в 216 гектаров, фондово-произ-
водственный отдел, участок ландшафтов,
изображающих различные типы растений
Советского Союза и США, парк-лендра-
рий, плодово-ягодный сад имени Мичури-
на, участок полезных растений, сад юных
ботаников и любителей-опытников, а так-
же для научно- показательных оранжерей.
Общая стоимость строительства — 113.465
тысяч рублей. ,

Президиум Академии наук постановил
войти © ходатайством в правительство о
включении строительства всесоюзного бота--
нического сада в план третьей пятилетки.

о

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В КАЗАХСТАНЕ

АЛМА-АТА, 6 поля. (Корр. «Правпы»).
В закончившемея учебном году в Казах-
стане функционировало 98 средних казах-
ских школ. В прошлом году состоялся пер-
вый выпуск окончивших казахские средние
школы. Выпускников было всего 11 чело-
век. В этом году средние школы Казахста-
на выпустили 25 человек. В новом учеб-
ном году в десятых классах будет обучать-
ся 250 человек. В середине третьей пяти-
летки число казахов, получивших полное
среднее образование, будет составлять не-
сколько тысяч.

Совнарком Казахетана решил создать в
каждом районе республики не менее одной
средней казахской школы.

Секция поэтов союза советских писателей
Грузии подготовила к изданию сборник
стихов, поэм и фольклора, посвященный
героическим строителям солнечной Колхи-
ды,

Сборник выйдет к 20-летию Октябрьской
социалистической революции. В нем при-
нимают участие поэты Галактион Табидзе,

Тициан Табилзе, Чиковани, Зули, Мосашви-
ли и др. Иллюстрации к сборнику делают

лучшие художники Грузии.
—о—-

«ГОД ДЕВАТНАДИАТЬИ»

РОСТОВ-на-ДОНУ, 5 июля. (Корр. «Прав-
пы»). 1919 rox. Белогвардейские полчища
паправляли свой удар на Астрахань —
важнейший стратегический пункт восточ-
ного фронта, через который Красная Ap-
мия и промышленность молодой Советской

республики получали бакинскую нефть.

Пламенный трибун революции и та-
лантливый полководец Сергей Миронович
Киров возглавил здесь борьбу большевиков
против . белогвардейских банд и организо-
вал победу над врагом. Астрахань оста-

лась советской.

Эта яркая эпопея из гражданской вой-
ны будет показана на наших киноэкра-
нах в ‘фильме «Год девятналцатый». Ero
снимает бригада кинофабрики «Ленфильм».
На-лнях закончены с‘емки массовых сцен,
в которых принимал участие весь личный
состав Н-ского стрелкового полка. Коман-
диры правдиво и просто изображали собы-
тия. участниками которых они были в
свое время. —

Фильм «Год девятнадцатый» будет вы-
пущен к ХХ годовщине Октябрьской соци-
алистической революции.

помощника Зарецкого. Кто такой Зарен-
кий? Из письма Цоя, который оказывает-
ся ловким японским шпионом, MBI
узнаем о Зарецком: «Бывший троцкист,
снимался с руководящих постов, с душой,
полной трещин и обид». Он тормозит
строительство дороги к границе, противит-
ся взрыву, необходимому для скорейшей
прокладки пути, сообщает Цою, что ини-
циатор взрыва — Штокман.

Так темз охраны границ и стройки
осложняетея остро-злободневной темой раз-
облачения троцкистских шпионов, агентов
иностранных фапгистских разведок.

В этой политической актуальности—од-
Ha из наиболее сильных сторон нового
фильма. Наше советское искусство, притом
важнейший, массовый вид искусства —
кино-—впервые откликается на тему шпио-
нажа.* Мы имеем здесь первый опыт, и
это оправдывает ряд недостатков фильма.

Фильм построен, кав это видит читатель,
по мотивам книги П. Павленко «На Восто-
ке». Самый спенарий написан П. Павленко
и С. Радзинеким. Сложный и многообраз-
ный сюжет книги по необходимости уре-
зан (взяты только некоторые действующие
лица и сюжетные линии), а с другой сто-
роны актуализован введением темы троц-
кистского шпионажа. Новая тема разра-
ботана ярко и убедительно, но пафос
стройки, жизненность показа этой стройки,
реалистическая  художественность полот-
Ha,— те черты, которые особенно замеча-
тельны в книге Павленко,—в фильме обед-
нены и снижены.

Построение сюжета в фильме нередко со-
скальзывает к схеме. Отдельные спены
сбиваются на трафарет. Раньше всего это
относится к бутафорской пурге и дождю,
к постановке вечеринки старых большеви-
ков, к показу станции «Тимофей Тимо-
феевич», бараков и палаток, номера в па-
рикмахерской и т. д. Сцены эти тватрали-
зованы, порою даже на старо-оперный лад;

нуту, когда готовится взрыв перевала. Цой
упрекает Зарецкого: «Вы не годитесь, я
бы вас не держал». И Зарецкий отвечает:
«Без Штокмана они не взорвут», намекая
Цою, что надо убить Штокмана.

Исполняющий роль Цоя актер’ Свердлин
на протяжении всего фильма показал по-
длинное мастерство художественного пере-
воплощения. Вообще игра актеров, испюл-
няющих главные роли, в том числе Шток-
мана (Боголюбов), — на высоком уровне.

Впечатляют своим содержанием иные
куски, даже слабее поставленные, напрн-
мер, вечеринка большевиков, встреча ста-
рых боевых товарищей. Тут перед нами Kak
бы сразу проходят три времени: прошлое,
когда эти люди шли каторжным эталом,
закованные в кандалы, и пели тюремную
песню «Слушай!»; настоящее, когда они
управляют тосударством и чествуют нашу
советскую власть, добытую ценою доро-
гих жертв и крови; будущее — коммунизм.

Они строят коммунизм — нашу общую
мечту, но у каждого есть еще своя бли-
жайшая мечта: отстроить свой участок, до-
быть для него нужный материал.

Tl булничный цемент, освещенный
отеветами кандалов прошлого, поднят Ha
высоту революционной романтики, XBa-
тает за душу, как овеществленная в грубом
материале заветная мечта.

Заканчивается фильм взрывом Золотого
перевала: путь к границе будет проложен!
Звуки взрыва слышит раненый Шиок-
ман. Он говорит, что взрыв будет уеслы-
шан и в Токио и зарегистрирован, как зем-
летрясение силою не меньше, чем в девять
баллов. Эта заключительная, яркая сцена
как бы повторяет прозой пограничную пе-
сенку в начале фильма:

«Ой, не сплю и не лежу,
Напгу землю crepexy...»

И. ЛЕЖНЕВ.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

В. Г БЕЛИНСКИЙ

«Литература у нас существует, но кри-

- тики еще нет», —с горечью замечал Пуш-
кин незалолго до появления первых крити-
ческих работ Белинского. Белинский создал
русскую критику, как Пушкин создал но-
вую русскую литературу. Белинский насы-
тил критику огромным общественным содер-
жанием, сделал ее живой, движущей силой.

Бёльшая часть критических статей Бе-
линекого печаталась при его жизни без под-
писн, а между тем имя его было у всех н&
устах. Недаром Тургенев называл Белин-
ского «центральной натурой» эпохи.

С, нетерпением ожидая очередной книжки
«Отечественных записок», передовая моло-
дежь с жадностью накидывалась на его
статьи. В Белинском как ни в ком другом
соединились элементы, необходимые для
того, чтобы литературный критик стал
великим писателем, крупнейшей куль-
турно-общественной силой. Восторженная
любовь к художественной литературе
(«литература—моя жизнь и моя кровь», —
восклицает Белинский в письмах к дру-
зьям) сочеталась в. нем с исключительной
широтой исторической и историко-литера-
турной постановки вопросов, с небывалой
тлубиной критического анализа.  Замеча-
тельное эстетическое чутье соединялось В
нем с огненным публидистическим темпе-
раментом неукротимо-страстного борца-три-
буна, просветителя-революционера.

Время, в которое протекала критическая
деятельность Белинского (вторая половина
тридцатых и сороковые годы‘ прошлого ве-
ка), было периодом  тягчайшей  поли-
тической реакции.

Во главе передовых людей своего вре-
мени был Велинекий. «...в этом хилом те-
ле— отзывался о Белинском Герцен, —оби-
тала мощная, гладиаторская натура!»

Неукротимо боевой, скидывающий прочь

Е = cd

—

ложные застарелые авторитеты, ставящий
в упор наболевшие вопросы литературной
и общественной жизни, Белинский порой
приводил в ужас представителей дворян-
ских и буржуазных кругов того времени.

Сохранилось ° воспоминание 0 таком
характерном эпизоде. му

«Раз приходит он (Белинский) обедать
к одному литератору на Страстной неделе;
полают постные блюда. «Давно ли,—спра-
шивает он, —— вы сделались так богомоль-
ны?»-— Мы едим, отвечает литератор, —
постное просто на просто для люлей»..
«Люльми», по какой-то злой иронии, назы-
валась тогда крепостная прислуга, то-есть
как раз те, кого их господа практически
никак не считали 3a людей. «Для лю-
дей? — спросил ` Белинский и побледнел.
«Для людей!?» — повторил он и бросил
свое место. «Где ваши люди? Я им скажу,
что они обмануты; всякий открытый порок
лучше и человечественнее... этого лицеме-
рия, подлерживающего невежество. И вы
думаете, что вы свободные люди? На одну
вас доску со всеми царями, попами и
плантаторами! Прощайте, я не ем постного
для поучения, у меня нет людей!»

Жизнь Белинского действительно не
походила на биографии большинства близ-
ких ему современников из кругов передо-
вой дворянской интеллигенци, таких, как
(Станкевич, Герцен. Белинский родился в
бедной семье полкового лекаря. Уже с дет-
ства испытал он тяжесть грубого и неве-
жественного гнета со стороны самодура и
пьяницы-отца. Ничего не дала ему и шко-
ла. Отрастно-пытливая потребность его в
знании не находила удовлетворения В
узких рамках казенной гимназии. Не сло-
жилось и учение его в Московском уни-
верситете.

Молодой Белинский написал в радищев-
ских тонах драму’ «Дмитрий Калинин»,
исполненную самого резкого протеста тро-

тив крепостного права и рабовладельцев-по-
мешиков. Перепуганное университетское на-
чальство поспешило избавиться от опасного
студента, исключив его из университета.
НЦеустанная журнальнал работа Белин-
ского проходила в исключительно неблаго-
приятных материальных условиях. Издатель
«()течественных записок» Краевский, ти-
пичный литературный промышленник того
времени, извлекая огромные прибыли из
участия Белинского в журнале, экснлоати-
ровал его самым бессовестным образом:
платил гроши, заваливая одновременно вея-
кого рода срочной черновой работой по
журналу. Работа без отдыха и передышки
способствовала развитию болезни Белин-
ского-—чахотки, безвременно, в возрасте
38 лет, сведшей великого критика в мо-
ГИлУ.

Родилея он почти плебеем,

(Чтб мы бесславьем разумеем,

Чтб он иначе понимал)—

писал о Белинском Некрасов. И Белин-
ский действительно не только не считал
своего плебейства бесславьем, но и нес его
высоко, как знамя, гордился своим «пле-
бейским кулаком», как источником силы,
залогом будущего, свидетельством своей
кровной связи с народом. В лице Белин-
ского в русскую’ общественность вошла
новая сила, которой предстояла огромная
будущность. «Предшественником полного
вытеснения дворян разночинцами в наптем
освободительном движении был еще при
крепостном праве В. Г. Белинский», —пи-
сал Ленин (сочинения, т. ХУП, стр. 341).

Процесе идейного развития Белинекого

был исключительно трудным, мучительным, -

порой противоречивым. Сперва Белинский
пытался осмыслить окружающее с по-
мещью идеалистических систем немецкой.
философин-— Шеллинга и Фихте. Вступив
под влиянием Бакунина в полосу увлече-
ния Гегелем и усвоив его известный тезие
0 ТОМ, ЧТ0 «веё действительное разумно»,
Белинский на короткое время даже пытал-
ся теоретически принять самодержавие.
Однако абсурдность этого вывода поелу-
жила для Белинского могучим толчком к
тому, чтобы не только отказаться от геге-
левской метафизики, но и раз навсегда

«проклясть» какие бы то ни было попыт-
ки примирения с гнусным самодержавно-
крепостническим режимом, стать в ряды
самых страстных и непримиримых его
противников. В философии Белинский
искал ответа на ‘самые насущные жгучие
вопросы современности. Критерием  истин-
ности всякой теории была для него в ко-
нечном счете об’ективная действительность.

«Я мыслю (сколько в силах), заявил
он,— Но... если моя мысль не подходит под
мое созерцание или стукается о факты-—я
велю ее мальчику вымести вместе с с0-
ром».

В последние годы’ своей жизни Белин-
ский был близок к материализму Фейер-
баха. Перед этим великий критик пережи-
вает полосу страстного увлечения теория-
ми франпузокого утопического социализма.
Однако через некоторое время ему стано-
вится ясен утопический характер домарк-
совского социализма.

Белинский утверждал, что для отсталой,
феодально-крепостнической России неиз-
бежен капиталистический путь развития.
Этим он приближался к позднейшей поста-
новке вопроса марксистами в их борьбе с
народниками.

Художественная литература была для
Белинского зеркалом
сгромной общественной силой,
ственно формирующей сознание людей, ве-
ликим двигателем общественного развития.
Хуложественности литературного произве-
дения Белинский придавал исключительное
значение. «Всякая поэзия, — писал он, —
разумея под этим словом художественную
литературу вообще, — должна быть выра-
жением жизни... Но чтоб быть выражением
жизни, поэзия прежде всего должна быть
поэзиею». Однако наряду с этим Белин-
ский в пору полной зрелости своей крити-
ческой мысли был решительным противни-
ком теории «чистого искусства»: «Отнимать
У искусства право служить общественным
интересам, — писал он в своей последней
статье-завещании «Взгляд на русскую ли-
тературу 1847 года», — значит не возвы-
тать, а унижать его, потому что это зна-
чит—лишать его самой живой силы, т. е.
мысли, делать его предметом какого-то си-
баритского наслаждения, игрушкой празд-
ных ленивцев».

действительности, .
xylome->

Столь же важную общественную функ-
пию признавал Белинский и за критикой.
Кгитика, по его словам, должна быть «гу-
вернером общества».

Отбрасьгвая все мертвое, отжившее, 0б’-
язив беспощалную войну всему продажно-
му в литературе, приспособленческому, вы-
двигая вперед все подлинно значительное,
передовое, Белинский и был таким подлин-
ным воспитателем общественного сознания.
Все то, что мы больше всего ценим в ли-
тературе того времени, было впервые за-
мечено и раскрыто Белинским. Именно им
установлена главная линия нашей литера-
туры, идущая через творчество Пушкина,
Лермонтова, Гоголя.

Для нас сейчас—это неоспоримые цен-
ности. Между тем Белинскому приходилось
не только доказывать это, но и вести оже-
сточенную борьбу почти со всей осталь-
ной современной ему критикой, видевшей
в Пушкине не великого национального пи-
сателя, а «поэта так называемого большо-
го света или, что`все равно, поэта будуар-
ного», об’яснявшей трагическое неприятие
Лермонтовым рабского николаевского режи-
ма «скукой развратной души», а творче-
ство Гоголя приравнивавшей к писаниям
французского бульварного романиста Поль-
де-Кока.

Оценка Белинским Пушкина в знамени-
тых одиннадцати статьях 1843—1846 гг.
является одним из самых значительных
уоментов деятельности критика-демократа.
Величайлий выразитель своего времени,
мпрооб`емлющий гений, способный претво-
рять в чистейшие создания искусства са-
мые разнообразные стороны всечеловече-
ского бытия, великий реалист, не только
обладающий замечательно «простым и
ясным взглядом на действительность», но
и развертывающий перед нами «картины
жизни и природы, перед которыми... бел-
‚на жизнь и природа», — таким предстает
нам Пушкин в результате тщательнейшего
шаг за шагом, произведение за произведе-
нием—восторженно-любовного и ‚вместе с
тем строго-критичного анализа ето творче-
ства Белинским.

Реализм и народность были теми вели-
БИМИ лозунгами, которые Белинский вы-
двинул в своей критике на первое место,

\

лозунгами, которые сохраняют всю CBO
силу и для нашего времени.

Ни в чем так не выразилась кровная
связь Белинского с народом, как в его зна-
менитом письме к Гоголю, отразившем в
себе, по словам Ленина, «настроения кре-
постных крестьян против крепостное.
права».

Белинский считал автора «Ревизора» и
«Мертвых душ» не только крупнейшим пи-
сателем-современником, но и одним из ве-
личайших русских писателей вообще. Но
когда Гоголь выступил со своей резкциов-
ной «Перепиской с друзьями», направлен:
ной на защиту самодержавия, православия
и официальной народности, страстная лю-
бовь Белинского к Гоголю сменилась ze
менее пламенной ненавистью.

Всю жизнь Белинский задыхался в ти-
сках «татарской», по ‘его собственному
определению, николаевской цензуры, кале-
чившей его статьи. В письме к Гоголю, не
предназначавшемся для печати, Белинский
впервые за всю свою жизнь заговорил п0л-
ным голосом. И голос этот приобрел громо-
вую силу. Письмо явилось не только 06у-
жлением реакпионной книги Гоголя, вот
беспошадным приговором всему самодержа-
вню——крепостническому строю. Письмо Е
Геголю, «подводившее итог литературной
деятельности Белинского, было одних №
лучших произведений бесцензурной  демо-
кратической печати, сохранивших громад
ное, живое значение и по сию пору», —пи-
сал в 1914 г. Ленин (т. ХУИ, стр. 341).

Грозную силу письма почуяли ив
стане врагов. Управляющий Ш отеле
нием Дубельт «яростно сожалел» о схеме
Белинского. «Мы бы его сгноили в Rpel0-
сти»,—заявлял он. На долгие годы сам
имя Белинского стало нелегальным. Уп
минавшие о нем вынуждены были глухо
называть его «критиком гоголевекого пе
риода». Но и безымянная критика Бели
ского продолжала играть свою великую
роль. Лучшие стороны деятельности Белий-
ского подхватили и развили вожди револю-
пнонной демократии-— Чернышевский и Де

бролтобов.
Д. БЛАГОЙ,