SS

eit ofa
bmn
 ВУ
И
On ey

(и

1 We
rap
ret

cm,
Ta
CONE
ne lis
За
hie
РИ
Testi
Hh es
ли
apa

of Tul

$ ИЮЛЯ 1937 г., № 186 (7152)

О ПРОЕКТЕ «ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫБОРАХ

В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР,
Доклад 17. Яковлева Я. A. 4-4 Сесии ЦИК СССР ИП созыва 7 моля 1937 1004

(ОКОНЧАНИЕ)

пляра счетных листов на каждого канли-
лата (ст. 95); Совет депутатов трудящихся
обязан хранить избирательные бюллетени
вплоть хо утверждения мандатов Верхоз-
ным Советом СССР (ст. 97) ит. 1.

Залачу обеспечить правильность полече-
та голосов преследует предусматриваемая
проектом публичность подсчета голосов.
Эта публичность костигается уже самим
составом избирательных комиссий, которые
организуются не из лиц, назначенных ор-
ганами власти, а из лиц, выдвинутых об-
щественными организациями и обществами
трулящихся. Проект Избирательного зако-
на, олнако, не ограничивается этим и прея-
усматривает право присутствия при под-
счете голосов в помещениях как Участко-
вой избирательной комисени, так и Окруж-
ной избирательной комиссии спепиально на
тэ уполномоченных представителей обще-
ственных организаций и обществ трухя-
щихся, а также представителей печати
(статьи 85 и 99).

Цель — обеспечить точное водеиз’явле-
ние трудящихся — преследует предлагаемое
проектом Избирательного закона правило,
согласно которого избравяым считается
только кандилат, получивший абсолютное
большинство голосов, — если ни один из
кандидатов на выборах не получил абсо-
лютного большинства голосов, то обязатель-
на (не позднее, чем в 2-недельный срок)
перебаллотировка 2 кандидатов, получив-
TO) нанбольшее количество голосов (ст.

Ту же пель — обеспечить точное воле-
из’явление трудящихся преследует прави-
40, согласно которого в тех избирательных
округах, гле поланное количество голосов
по избирательному округу составляет мень-
ше половины избирателей, выборы об`яв-
ляются нелействительными и производятся
новые выборы.

Наконец, проект предлагает установить
строжайшее наказание для всех, кто попы-
тается нарушить на выборах Конститупию

или «Положение о выборах в Вер-
ховный Совет СССР».

Я кончаю характеристику Избиратель-
Horo закона. Я лумаю, что вы согласитесь
с тем, что основной особенностью проекта
Избирательного закона, в полном соответ-
ствин с характером сталинской Конститу-
ции, является «его последовательный и до
вонпа вылержанный демократизм» (Сталин).
(Аплодисыенты).

Советский Избирательный закон не толь-
ко прелоставляет избирательные права грз-
жланам, но и создает все необходимые ус-
ловия лля того, чтобы они могаи осуще-
ствить эти права на леле и активно уча-
ствовать в выборах.

Избирательный закон использует все
лучшее, что созлали в этой области бур-
жуазно-демократические страны, и вместе
с тем, превращая формальные права гра-
жлан в права действительные, в права га-
рантированные, делает огромный шаг впе-
ред в соответствии с условиями социали-
стической лемократии, сменяющей демокра-
тию буржуазную. (Аплодисменты).

ТУ.
О НЕДОСТАТКАХ В РАБОТЕ СОВЕТОВ

Товарищи, наши Советы являются фор-
мой государственного управления несрав-
ненно более высокой и-переловой, чем лю-
бая наиболее демократическая буржуазная
форма управления. Наролные массы любят
н ценят Советы, вак органы своей народ-
ной власти. Через Советы осуществляется
рабоче-крестьянский союз, через Советы
рабочий класс осуществляет руководство
крестьянством, через Советы трудящиеся
участвуют в управлении страной, в сопиа-
листическом строительстве. В Советах и
через Советы осуществляется непрерывная,
гибкая и прочная связь беспартийных ©
коммунистами. Советы под руководством
коммунистической партии построили сопиа-
листическое общество, превратили отста-
лую Россию в могущественную державу,
отстояли, вопреки проискам империалистов
всего мира и их троцёистско-бухаринских
агентов и шпионов, независимость страны.

Однако из этого ни в какой мере не
следует, что у нас нет учреждений, кото-
рые работают плохо, — у нас их немало;
из этого не следует, что у нас нет Сове-
тов депутатов трудящихся, плохо выпол-
няющих свои обязанности, — у нас их
немало; из этого не следует, что-у нас нет
зюдей, плохо работающих, oToppasmaxca
от масс, забюрократившихся, — у нас их,
в. сожалению, также немало. Значит, и
это неуклонно внедряет в наше сознание
товарищ Сталин, — ущерб был бы нане-
сен советской власти, если бы достижения
Советов послужили основанием во время
подготовки выборов лля притупления бли-
тельности и приглушения критики и само-
Еритики недостатков в работе тех пли иных
руководителей Советов, тех или иных
кандидатов в депутаты.

Начну с сельских Советов. Во многих
сельских Советах работа по взиманию ле-
нежных и натуральных налогов преврати-
лась в основную работу, а все остальные
отрасли работы — хозяйственная, культур-
ная и политическая— превратились во вто-
ростепенные. Органы Наркомфина и Коми-
тета заготовок незаконно пытаются превра-
тить такие Советы в свой бесплатный под-
собный аппарат по взысканию налогов.

Факт, что роль Уполкомзага очень часго
сволится к тому, что он снабжает сельсо-
веты бланками, ставит факсимиле и печать
пол заполненными сельсоветом  обязатель-
ствами по поставкам и в случае неуловле-
творительного хола заготовок требует через
PUR naw райком наказания виновного
прелеелателя сельсовета. В свою очерехь
хногие РайФО очень удобно лля себя свели
свою работу к тому, что они напомичают
сельсоветам о сроках внесения того или
иного налога, вызывают к себе прелсезате-
лей сельсоветов. лля накачки, предлагают
им усилить сбор ленежных  срелств H
опять-таки через райком или РИЁК требуют
наказания того или иного председателя
сельсовета. :

Такая система тем более неправильна,
что у налоговых организаций, а также у
заготовительных организаций имеется нема-
лый аппарат, оплачиваемый государством.

Неудивительно, что в некоторых сель-
ceux Советах потерялось представление 0
том, что имеются другие отрасли работы,
столь же важные, как и налоговая. Факт,
например, что из 73 постановлений и рас-
поряжений Кормиловского сельсовета, Кор-
миловского района, Омской области, нет вп
одного о школе. о фельлшере и т. д.

Это не значит, конечно. что Советам на-
ло запретить заниматься налогами. Даже
если Наркомфин и Комитет заготовок на-
чнут работать через свой аппарат, как это-
го требует правительство, то это не сни-
мет с Советов ответственность за своевре-
менный сбор всех налогов. Речь идет о
том, чтобы наряду с налоговой работой, —
Kak He менее важной, а в иных случаях
H более важной. — Советы вели работу по
обслуживанию населения в области торгов-
ли, культуры, здравоохранения и т. д.

Практика же сосредоточения отдельных
Советов только на налоговой работе вызы-
вает неизбежно отрыв сельских Советов от
населения, принижение их роли. как хо-
зяйственных, политических и культурных
руководителей.

Вот чем вызвано известное решение СНЁ
СССР и ЦЕ ВЕП(б) об из’ятии налоговой
работы из Советов и возложении налого-
вой и заготовительной работы непоесред-
ственно на аппараты Комитета заготовок и
Наркомфина.

Перехожу к недопустимой практике,
имеющей место в ряде городов, практике,
ведущей к преврашению некоторых город-
ских Советов в подсобные аппараты Е
районным исполкомам. Пол предлогом co-
вращения штатов в ряле пунктов, rile
город совпадает с районным центром, город-
ские Советы имеют обычно только комму-
нальный, а иногда и финансовый отделы,
& больнипы, школы, магазяны из’яты из
подчинения горсоветов и переданы в пря-
мое подчинение соответствующих отделов
районных исполнительных комитетов. Так,
в Коломне, где имеется крупный машино-
строительный завод и 70.000 населения,
школы, больницы, учреждения сопаально-
го обеспечения, магазины, пекарни, столо-
вые подчинены Непосредственно отделам
РИЁК’а и из’яты из подчинения горсовета.
Гореовет имеет лишь коммунальный и фи-
нансовый отделы. В таком же положении
находится Рязань. бывший губернский го-
род, с населением в 70.000, в том числе
20.000 рабочих и служащих. Рязанский
горсовет имеет лишь коммунальный и фи-
нансовый отделы, причем последний создан
лишь ведавно.

Нечего говорить, что подобная практика
сужения прав горсоветов противоречит Кон-
ститупии, которая предусматривает подчи-
нение местных хозяйственных и культур-
но-политических учреждений соответствую-
щим местным Советам предусматривает,
в частности, образование в городских Co-
ветах отделов финансового, коммунально-
го хозяйства, внутренней торговли, здраво-
охранения. народного образования. сопиаль-
ного обеспечения. общего. плановой комис-
сии, сектора кадров при председателе ис-
полкома и, кроме того, в соответствии ¢
особенностями города: отделов местной про-
мышленности и земельного.

Подобная практика особенно вредна в
настоящее время, когла горола улвойли за
одно десятилетие свое население и 4HO-
вые миллионы рабочих и служащих именно
через Советы проходят школу rocysap-
ственного управлевия. Подобная практика
особенно недопустима после того, как _во-
прос о необходимости поднять руководящую
роль рабочего класса с такой силой был
раз`яснен товарищем Сталиным на предыду-
mem Пленуме ЦК ВКП(б).

Отсюла вывод о необходимости  устра-
нать имеющиеся недостатки в работе гор-
советов, организовать в них отделы, прел-
усмотренные Конституцией, подчинить им
местные хозяйственные и культурно-поли-
тические учреждения, поднять их значение
с тем, чтобы они были для Советов в сель
ских местностях образпом того, как надо
ставить советскую работу, как надо орга
низовывать пародный контроль за работой
исполнительных органов, как надо спла-
чивать народную массу вокруг Советов,
как нало руководить культурно-политиче-
ским и хозяйственным строительством на
своей территории.

Мы имеем в Советах такой замечатель-
ный аппарат для вовлечения народных
масс в управление, каким являются секции
Советов. Миллионы депутатов чиелятея в
секциях Советов. С огромной энергией и
жаждой работать на пользу народа записы-
ваютея, как правило, лепутаты Советов в
секции. Проверка, однако, показывает, что

нерелко члены секций, с воодушевлением

приступившие к работе в секциях, быстро
к ней охладевают, начинают избегать за-
седаний секций, — секпии разваливаются,
остаются на бумаге. Дело здесь в том, что
заведующие отделами, руководители соот-
ветствующих отраслей хозяйства Советов
зачастую превращают секпии в свой под-
собный аппарат, бессильный что-либо из-
менить в работе соответствующего отдела
или управления. Дело в том также, что
состав секций Советов Советами не изби-
рается, — депутаты Советов расписыва-
ются обычно по секциям аппаратом оргот-
делов Советов.

Мало того, в тех многочисленных слу-
чаях, когла секции Советов проявляют ини-
циативу, вскрывают недостатки, требуют
их исправления, критикуют заведующих, —
заведующие нередко начинают их осажи-
вать, игнорировать, перестают ходить на
секпии, посылают вместо себя на секции
пятистепенных работников и тем самым
постепенно сводят секции на-нет.

Я мог бы здесь привести многочислен-
ные примеры превосходной работы секпий
по Москве, по Ленинграду, Днепропетров-

ску, Ташкенту, но, к сожалению, по всем
этим пунктам я вынужден был бы одновре-
менно привести многочисленные факты
игнорирования секций со стороны тех или
иных бюрократов, мнящих себя стоящими
выше ответственности перед Советами.

Вот почему следует обсулить  вопрое
0 замене нынешних и никем не избранных
секпий в Советах комиссиями или же о
сочетании секций с комиссиями, избран-
ными Советами по основным вопросам хо-
зяйетвенной, культурной и политической
жизни, например: бюджетной, школьной,
злравоохранения, жилищной,  коммуналь-
ной, по торговле, сельскохозяйственной 9
других. с тем, чтобы комиссиям было прело-
ставлено право контроля за всеми без
исключения делами н бумагами соответ
ствующего отдела или управления Совета.
а завелующие были обязаны по запросам
членов вомиссии давать свои  об’яенения
не более, чем в 2-лневный срок.

Встает также вопрос о предоставлении
комиссиям Советов слелующего права: во
всех случаях, когла комиссия признает ра-
боту завелующего отделом неуловлетвори-
тельной, предселатель Совета обязан в ве-
дельный срок созвать пленум Совета, ко-
торый заслушивает доклад комиссии и 0б’-
яенения завелующего и решает, какие ме-
ры необходимы лля исправления положе-
ния или, в случае неисправимости соот-
ветствующего завелующего отделом, вопрос
0 смешении завелующего.

Некоторые завелующие отделами, мня-
тие себя незаменимыми монополистами и
спепиалиетами по здравоохранению ли. по
финансам и по земледелию или по торгов-
ле, возможно, почувствуют себя обиженны-
ми таким прелложением, которое усиливает
контроль ряловых депутатов Совета и Со-

вета в пелом за их работой. Что ж — пусть,

себе обижаются!

Все наши работники лолжны понять,
что нет людей. которые могли бы претен-
довать ва бесконтрольность в работе, что
полконтрольность любого работника выте-
кает из основ. советекой власти, что только
C помощью контроля снизу, лополняющего
контроль и руководство сверху, можно
улучшать работу Советов. (Аплодисменты),

Олним из крупных недостатков в работе
Советов является нарушение установлен-
ного лемократического порядка ведения дел.
Бывают, например. такие Советы в их
исполнительные комитеты, которые. засела-
ют и принимают решения без наличия кво-
рума.

Факт, что все ‘заседания президиума
Олесского горсовета за’ 1936 и 1937 голы,
лве трети всех заседаний Днепропетрав-.
ского облисполкома проходили при отсут-
ствии кворума.

Важнейшие решения, касающиеся живо-
трепещуниах интересов трудящихся, при-
нимаются нерелко «опросом», Факт. что
больше лвух третей всех вопросов, решен-
ных Челябинским облисполкомом. больше
900/05 Орджоникилзевским крайисполкомом.
больше 709/% Сверлловским облисполкомом
и больше 808/% Азово-Черноморским край-
исполкомом были решены опросом.

С такой практикой решения советских
дел презилиумами и исполнительными ко-
митетами обычно связывается полмена С0-
ветов их исполнительными комитетами. ис-
полнительных Комитетов — презилиумами
и использование пленумов Советов преиму-
щественно для болтовни по теж или иным
торжественным случаям.

Факт, что из 9 пленумов Днепропетров-
ского горсовета в 1936 голу 4 было «тор-
жественных». из 10 пленумов Омского
горсовета в 1936 г. 5 было «торжествен-
ных», из 15 пленумов Запорожекого гор-
совета — 11 «торжественных».

Имеются также, правда, сравнительно
немногочисленные случаи, когда пленумы
Советов подменяютея созывом так называе-
мых «Советов с активом».

К чему приволят так называемые засе-
дания с активом, видно на примере типич-
ного для таких заселаний заселания За-
кобякинского сельсовета Ярославской 06-
ласти с активом: из 36 депутатов Совета
в заселании участвуют 12, зато прини-
мают участие в заселании и голосуют 60
так называемых «активистов».

Эти и полобные им нарушения лемокра-
тического порядка веления лел недопусти-
мы, в особенности потому, что они созла-
от почву для безответственности советских
работников. затрудняют контроль за рабо-
той советских работников.

Несколько слов о порядке рассмотрения
жалоб некоторыми руководителями Советов.
Имеются руководители Советов и в 060-
бенности завелующие отделами исполко-
мов, которые месяпами не принимают ря-
ловых граждан и даже не имеют устано-
вленных приемных часов. Жалобы ряло-
вых гражлан в некоторых исполкомах и
отлелах месяпами лежат без расемотре-
ния. Мало того, жалобы нередко пересы-
лаются на усмотрение тех самых органов
и лип, на действия которых поступили
жалобы.

Нечего говорить 0 том, что полобная
практика пренебрежительного отношения
и игнорирования жалоб рядовых гражлан
ничего общего не имеет с советской ги-
стемой. Необходимо, видимо, ввести в обя-
зательную практику установление еже-
пневных приемных часов (не менее 2-х
часов в лень) для приема жалоб, заявле-
ний и требований рядовых граждан как
у прелеедателей исполкомов, так и у за-
ведующих отделами с запрешением в эти
часы проволить какие бы то ни было за-
селания, отлучаться или принимать ра-
ботников аппарата.

Необхолимость строжайшего соблюления
законов игнорируется некоторыми руково-
дителями исполкомов Советов. Общегосу-
дарственная законность подменяется таки-
ми руководителями Советов своим  с00-
ственным усмотрением.

Примером нарушения законов могут слу-
жить практика издания обязательных по-
становлений некоторыми местными Совета-
ми, а также практика издания инструкций
во исполнение законов некоторыми нарко-
матами.

Факт также, что эту практику наруше-
ния законов использовали наши враги во

всех тех случаях, когда им удавалось про-
лезть на те или иные посты в Советах. Это
и неудивительно, вель советские законы,
защищающие рабочих и крестьян, ненави-
стны господам — реставраторам капитализ-
ма и агентам германо-японского фашизма,
которым нужны законы фашистские, то-
есть направленные против рабочих и кре-
стьян. Тропкиетские бандиты, пролезшие
обманным путем в руковолство Магнитогор-
ским горсоветом, оштрафовали, например,
за олин год более 5.500 человек, провоци-
руя этим путем недовольство населения
против советской власти.

Осужленный ныне советским судом пред-
седатель Лепельского райисполкома пол ру-
ководством тропкиста и бандита, пролезше-
го в руководство Лепельским райкомом, из-
вестный из опубликованного в печати от-
чета о судебном пропесее над виновниками
лепельских безобразий, сам налагал на кре-
стьян беззаконные штрафы и сам же про-
давал с торгов имущество крестьян за не-
взнос наложенных им штрафов.

Само собой разумеется, что практика
подмены законов уемотрением той или иной
группы бюрократов является лелом антисо-
ветским, крестьянин, как и любой впрочем
гражланин, ведь сулит о власти не только
по тому, каков закон,—буль закон велико-
лепен, но если исполнитель извращает его
в своей деятельности, — крестьянин будет
судить о власти в первую очередь на осно-

‘вании действий исполнителя.

Напомню, в связи с этим, известные
указания по этому поволу товарища Ленина
и товарища Сталина:

Товарищ Ленин в письме на имя
товарища Сталина лля Политбюро по пово-
ду прокуратуры писал:

«..законность не может быть калуж-
ская и казанская, а должна быть единая
всероссийская и даже единая для всей
Федерации советских республик...

..законность должна быть одна, и
основным злом во всей нашей жизни и во
всей нашей некультурности являются
попустительство: исконно-русского взгля-
да и привычки полудикарей, желающих
сохранить законность калужскую в отли-
чие от законности казанской».

(Ленин, т. ХХУП, стр. 293—299).

У всех в памяти бичуютщая опенка то-
варищем Сталиным na XVII с’езле пар-

тии людей, которые не считают своей обя-
занностью исполнять решения партии и
правительства и которые разрушают, таким
образом, основы партийной и госуларствен-
ной ДисПиПлины. :

Несомненно, что на выборах недостатки
в работе Советов, тех или иных кандила-
тов, тех или иных>учрежлений будут под-
рергнуты суровой критике.

Залача состоит в том, чтобы понять не-
достатки в работе наших Советов, осознать
HX и полнять на выборах массы на их
устранение.

Задача состоит в том, чтобы народ про-
верял канлилатов в депутаты, дабы в выс-
ший орган нашей влаети — Верховный С0-
вет CCCP прошли только люди, преданные
делу социализма, преданные делу пар-
тии енина — Сталина. чтобы в Советы
не прошел ни один из замаскировавшихея
врагов народа.

Поймать врагов рабочего класса и кре-
стьянства нельзя, действуя только сверху,
только одними глазами коммунистов, руко-
водящих теми или иными органами, — вра-
гов нало ловить и снизу и сверху, ибо
коммунисты, руководящие теми или ины-
ми органами, всего увидеть не могут. Сло-
вить и разлавить врагов Советов, врагов
рабочих и крестьян можно только развер-
HYB демократию во-вею, как этого требует
партия, как этого требует товариш Сталин,
как этого требует сталинская Конституция.
(Аплодисменты).

связи с этим разрешите напомнить

слова товариша Сталина в беседе с Рой
Говардом:

«...избирательная борьба будет ожи-
вленной, она булет протекать вокруг
множества острейших вопросов, — глав-
ным образом вопросов практических,
имеющих первостепенное значение для
народа. Наша новая избирательная си-
стема подтянет все учреждения и орга-
низапии, заставит их улучшить свою ра-
боту. Вееобщие, равные, прямые и тай-
ные выборы в СССР будут хлыстом в
руках населения против плохо работаю-
щих органов власти».

Так сказал товариш Сталин. Это значит,
что выборы булут суровой проверкой, су-
ровым экзаменом для советеких работви-
ков — кто его не выдержит, полетит, —
и по заслугам!

У.
О ВЫДВИЖЕНИИ НОВЫХ КАДРОВ

Перехожу к вопросу, имеющему 06060
существенное значение с точки зрения
предстоящих выборов в Советы, — к воп-
росу о подборе кадров в Советах.

Советы являются организациями, Через

которые миллионы” людей поднимаются к

управлению. Несомненно, что в области
выдвижения новых кадров через Советы
можно, однако, сделать еще больше.

Нерелко имеют место факты, достаточно
хорошо известные, когда грубо нарушается
важнейшее ‘условие укрепления Советов, а
именно: непрерывное пополнение Советов
й их исполнительных органов новыми мо-
лодыми силами, вырастающими в рабочем
классе и крестьянстве.

К сожалению, практика недостаточного
выдвижения Молодых растущих сил имеет
место и в таких Советах, тде во главе
стоят превосходные работники. В таких
случаях эта практика вызывается совер-
шенно необоснованной боязнью новых лю-
дей. Многие из товарищей, недостаточно
вылвигающих новые силы, оправдываются
тем, что будто бы нет кадров, а на деле
они просто зачастую боятся: как бы эти
вновь выдвинутые люли не оказались луч-
шими работниками, чем они сами.

То, что говорил нам товаритт Сталин
на Пленуме Центрального Комитета пар-
тии — ебли бы мы занимались выдвиже-
нием людей, то был бы избыток кадров —
больше всего, я думаю, относится именно
к Советам! .

Среди работников фабрик, заводов,
транспорта, совхозов, колхозов, МТС, Ha-
ших советских учреждений имеются сот-
ни и тысячи людей, которые давно пере-
росли ту работу, которую они делают, —
нало только получить их и помочь им, и
мы получим настоящих работников, необ-
ходимых Советам. люлей, способных защи-
тить интересы рабочего класса и кресть-
янства против любого врага трудящихся,
люлей деловых, умеющих и желающих
работать, а не болтать, людей, преданных
лелу социализма и интересам трулящих-
ся, — как коммунистов, так и беспартий-
НЫХ.

Далее о беспартийных. В то время, как
миллионы беспартийных рабочих, кресть-
ян, интеллигентов стали настоящими не-
партийными большевиками, о которых го-
ворил товарищ Сталин, число беспартий-
ных в составе исполкомов и, особенно, в
составе руководителей отделов и их заме-
стителей совершенно недостаточно. Име-
ю1ся руководители Советов, которые гор-
длятся, как «достижением» тем, что у них
все руководители отделов и их заместите-
ли — члены партии. Слелует ли доказы-
вать, что пренебрежительное отношение к
беспартийным и затирание беспартайных
противоречит традициям и политике ленин-
ско - сталинской большевистской партии.
Следует ли доказывать, что во главе мно-
гих земельных органов и органов нарол-
ного образования, к примеру, лучше было
бы иметь честных и опытных беспартий-
ных, чем сидящих на этих постах людей,
единственным достоинством которых неред-
ко является только то, что у них имеется
партийный билет.

Далее о женщинах. В то время, как
миллионы женщин в СССР являют образ-
цы преданности делу рабочего класса и
колхозного крестьянства, образцы cosHa-
тельности, личной честности и. способно-
сти быть руководителями, роль женщины
в Советах, и особенно в исполкомах, в ре-
зультате бюрократических изврашений в
аппарате нелостаточно растет. Конечно,
женщин в наших Советах в сто крат боль-
ше, чем в буржуазных парламентах, —
однако, этого нелостаточно.

Характерно, между прочим, что в 00-

ставе депутатов Советов четверть всего со-
става лепутатов Советов составляют жен-
щины, но в составе председателей РИЁ’ов
женщин только 20/0, в составе прелсела-
телей горсоветов — 6°/о, в составе прелее-
дателей сельсоветов — 60/0; ни олной поч-
ти женщины не избрано в качестве прел-
селателя или заместителя председателя
край(обл) исполкома. Нужно сказать, что
ий Москва здесь не служит 0с0бо хорошим
примером. В составе Московского Совета
578 женщин, а срели руководителей отле-
лов и президиума Совета только лве жен-
щины. В 23 районных Советах Москвы
вет ни олной женшины председателя Сове-
тов и только олна — зам. прел. Совета.

Полобная практика нелоопенки женщи-
ны ничего общего не имеет с программей
ленинско-сталинской партии, которая в
освобожденной социализмом женщине зи-
дит огромный источник сил лля укрепле-
ния и улучшения работы Советов. Стоит
вспомнить любое из колхозных совещаний,
прохоливших здесь, в Кремле, в этом зале,
чтобы не искать иных локазательств ва-
личия огромных резервов, которые выра-
стила наша страна в лице женщин. (Апло-
писменты).

Я не говорю уже о комсомольпах, срели
которых сотни тысяч людей лостигли не-
малого возраста, имеют немалый опыт ор-
ганизационной и политической работы.
Сотни и тысячи комсомольцев могут пал-
нять серьезную руководящую работу в Сэ-
ветах.

Необходимо смелее вылвигать беспартий-
ных, комсомольцев и женщин на посты
членов Советов, исполкомов Советов и ру-
ководителей отделами, памятуя неолнократ-
ные указания Ленина и Сталина о том, что
не наличие партийного билета, а тем бо-
лее не приналлежность к мужскому полу
делает человека достойным занимать тот
или иной пост, а только действительная
преданность делу социализма и деловые
качества.

Чтобы это лело вышло, чтобы не полу-
чилось быстрого разочарования, вало
лишь одно — помочь этим людям учиться.

Нужно сказать, что с обучением совет-
ских кадров дело обстоит неважно. Имеет-
ся огромное количество курсов советских

работников, но они учат не председателей
сельсоветов и. председателей РИЁов, & лю-
лей, зачастую освобожденных с советской
работы за негодностью, и, кроме того, они
учат большей частью не тому, чему нало,
лишь ничтожную часть времени посвящая
изучению Конституции и организации со-
ветской работы.

Залача злесь состоит в том, чтобы учить
именно руководителей Советов и помогать
им расти.

+ # =

Я заканчиваю. Предетавляемый на ваше
рассмотрение проект Избирательного зако-
на лает наиболее лействительные гарантин
осуществления всеобщего, равного и пря-
мого избирательного права при тайном го-
лосованпи. 2%

В этих гарантиях еще раз проявляется
существо пролетарской лемократии, кото-
рое. как указывал товариш Сталин. состо-
OT B тож что пролетарская хемократия в
отличие от буржуазной не ограничивается
только фиксированием формальных прав
гражлан, а заботится «об условиях осуще-
ствления этих прав, о возможности их осу-
ществления, O средствах их осуществле-
HHA»,

To же самое всеобщее избирательное пра-
во, которое значительная часть буржуазно-
‚ лемократических стран признает в своих
конетитуциях и формально осуществляет
при выборах. но которое на деле обкарны-
вается, урезается, отменяется десятками
способов самим механизмом капиталиети-
ческой лемократии. исключающим и вытал-
кивающим рабочих,  белняков-крестьян И
рядовых интеллигентов из активного уча-
стия в демократии, — наш проект Йзби-
рательного закона превращает в орулие
втягивания всей массы трулящихся в по-
литику, в сретство вовлечения всего народа
в активное участие в демократии. во все-
об`‘емлющее орулие народного контроля за
своими избранниками.

Злесь наша партия, Советы  руковод-
ствуются указанием товарища Сталина на
Ш-м Веероссийском С’езде Советов девят-
налпать лет назад:

«Нам, представителям рабочих низов,
нужно, чтобы народ был не только го-
лосующим, но и правящим».

Дело выборов — лело очень серьезное, —
к нему надо полготовиться всерьез. До вы-
боров осталось лишь несколько месяпев, &
полготовка выборов и самое проведение вы-
боров потребуют величайшей организован-
ности.

У нас еще встречаются такие чудаки, во-
торые понимают демократию, как анархи-
ческую распущенность, как торжество без-
началия. Нечего говорить 0 том, что это
не наш, не большевистский, не ленинско-
сталинский взгляд. Демократия не есть без-
началие, наоборот, демократия означает
наличие организованного государства, на-
личие правительства, наличие работоспо-
собных пентров общественных органи-
запий. Демократия не есть отказ от орга-
низованности, наоборот, демократия есть
выешая организованность, можно ска-
зать, — завершение организованности. На-
ша пролетарская демократия означает и
требует, в первую очередь, максимальной
организованности от рабочего класса, кото-
рый руководит рабоче-крестьянским союзом,
от его авангарда — коммунистической пар-
TH.

Неуклонное осуществление Конституции
СССР и вытекающего из сталинской Кон=
ституции Избирательного закона несомненно
обеспечит дальнейшее развертывание совет-
ской демократии, расширение базы проле-
тарской диктатуры. Неуклонное осуществле-
ние сталинской Конституции и Избиратель-
ного закона несомненно обеспечит на основе
критики недостатков работы Советов и вы-
движения в Советы новых людей улучше-
ние работы Советов сверху донизу. Силу
народной поддержки Советов проверяли на
своей шкуре наши враги не раз. Что весь
народ стоит стеной за Советы — в этом
лишний раз недавно убедились германо-
японские фашисты в троцкистской или
бухаринской личине, — наша рабоче-кре-
стьянская страна раздавила их, как кло-
пов. (Аплодисменты).

Неуклонное осуществление новой Вон-
ституции СССР и вытекающего из сталин-
ской Конституции Избирательного ‘законз
обеспечит еше большее сплочение вокруг
Советов народных маге и избрание такого
Верховного Совета СССР и таких Советов
депутатов трудящихгя, которые под руко-
водством коммунистической партии, под ру-
ководетвом товарища Сталина проведут в
жизнь сталинскую Конституцию и поведут
народы СССР, сокрушая всех и всяческих
врагов рабочего класса и крестьянства, к
новым победам в деле строительства социа-
лизма.  (Продолжительные аплодисменты.
Все встают).

0 НАГРАЖДЕНИЙ тов. ГРИГОРЬЯНА В, Г.
ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

> Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР
Центральный Исполнительный Комитет СССР постановляет:

В связи с 1Б-летием газеты «Заря Востока»

наградить редактора газеты

тов. Григорьяна В. Г. орденом Трудового Нрасного Знамени за образцовую работу

в газете.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР

М. КАЛИНИН.

За Секретаря Центрального Исполнительного Комитета СССР

Москва, Кремль. 7 июля 1937 г.

Член Президиума ЦИК СССР
Н. ФИЛАТОВ.

Раз’яснение Наркомзема СССР

Наркомзем СССР получил сообщения 0
нарушениях отдельными колхозами второй
статьи примерного Устава сельскохозяй-
ственной артели о пользовании колхозни-
ками приусалебными земельными участка-
ми. Например, колхозы Северной области
обобществляют посевы зерновых культур,
посеянные колхозниками на приусадебных
землях. Правления колхозов Башкирской
республики, обобществляя зерновые посевы
колхозников, лишают их права на пользо-

вание приусадебными участками сроком на
один год.

Наркомзем СССР раз’ясняет  колхозам,
что посевы на приусадебной земле, в том
числе и зерновые, обобществлению не под-
лежат. Задача колхозов — добиться повы-
шения урожайности колхозных полей и
обеспечить колхозников зерном на труло-
дни В таком количестве, чтобы колхозники
использовали выделенные им приусадебные
участки по прямому назначению, т. е. под
сады и огороды. (ТАСС).

И к