Счастливый путь. вам,
Oopowue друзья!

Опустившись 20 июня на аэродроме.
близ. Нортланда после 63. часов беспо-
садочного‹ полета, мы ‚испытывали чув-
ство величайшего удовлетворения: мы
сами только-что убедились в. том, что
перелет из СССР в США через Север-
ный полюс — вполне. реальное дело.

Мы сникак“не могли согласиться с
мнением, высказанным в одной`из аме-
риканских газет, что подобный’ пере-
лет вряд ли может быть повторен в
ближайшее время. Это мнение глубоко
ошибочно. Наша техника‘и наши кад-
ры позволяют. советской авиации. по-
вторить такой полет. :

Известно, что мы совершили свой
рейс на самолете, построенном -не-
сколько лет назад и, следовательно,
представляющем собой старую... кон-
струкцию. Это — превосходная, испы-
танная и надежная машина для даль-
них перелетов, но, ее скорость, © точ-
ки зрения современной ‘авиационной  -
техники, недостаточна. Для дальних
перелетов без посадки на суше непри-
годны самолеты с крейсерской. скоро-.
стью в 160—180 километров в Час.
Нам нужны ‘самолёты, обладающие
дальностью полета по прямой He Me-
нее 10 тысяч километров, со средней.
скоростью в 300 километров в час. Та-
кая машина, способная итти на высоте
7—8 тысяч метров уже в первые ча-
сы полета, позволит нам совершать
регулярные рейсы между Москвой и
Америкой через Северный полюс в лю-
бое время года.

Самолеты трансполярной линии, ле-
тающие на: высоте не менее 6 тысяч
метров, должны быть, оборудованы
герметическими кабинами. Это. создаст
все. необходимые удобства для пасса-
жиров. . г

На трансполярной воздушной маги-
страли необходимо оборудовать запас-
ные посадочные площадки. С совет-
ской стороны для этой цели. могут
быть использованы уже ‘известные по-
лярные аэродромы. на. Земле Франца-
Иосифа — в.бухте Тихой и на остро-
ве. Рудольфа, который „может  счи-
таться основной базой. Эти два аэро-
дрома. надо оборудовать мощными ра-
диостанциями (от 5 до 10 киловатт),
а также радиопеленгаторами и. сна-
бдить необходимыми запасными частя-
ми, И снаряжением. С американской
стороны ‚основная база, по нашему
мнению, должна быть организована на.
Земле Бэнкса с филиалами на остро-.
вах Патрика и: Мельвилля.

Известный полярный исследователь
Стифансон в беседе с нами полностью
подтвердил правильность наших .взгля-
дов. ОН знает указанные острова по
личному опыту; так’ как прожил-там
3 roma. Не имея’ аварийного  снаряже-
ния и запасов ‘продовольствия, он охо-
той на животных -и’ ‘пернатых :добы-
вал себе пищу и находил способы ‘пля
ee приготовления» Takum образом,
организация баз. на’, этих островах   ‹- ne biota Gea
о nper m nomena ct

Расстояние. между. советской базой cea ИО NO naineny’ и Данилину.
На: рее. Рудольфа и будущей. аме- Счастливый путь’ вам, дорогие друзья!
риканской базой на. острове Натрикз  . bere :
(2.400 километров) современные само-
леты смогут пролететь за 8.часов. Ho-,
садка, на. промежуточных . аэродромах
вовсе. не. обязательна, так как речь
идет о машинах, способных покрывать

К читателям «Правды»

Пусть 06 этом помнят все, кто, еще
не оставил мысль о вооруженном нападе-
нии на Союз Советеких Социалистических
Республик.

„Мы знаем, что за. нашим полетом, следит
лет нашу ответ-

весь путь‹от Москвы до Канады ‘без
остановки. 4

‚Громова, отправившегося, вслед за на-
ми по. такому же..маршруту и. на та-
ком же самолете, представляет собой
нисколько не меньший. интерес, чем
наш, рейс. Перелёт. тов. Громова будет
происходить, возможно, в.еще более
трудных условиях, чем. наш, — И это.
готовку и отличную технику пилоти-
рования экипажа.

_з Нет. нужды, говорить об исключи-
‘тельном ‘летном искусстве. ‘тт. Гро-
мова, Юмашева и Данилина. Это из-
вестно нё только в нашей стране, но
й за ее пределами. Мы уверены в успе-
хе наших друзей, который будет пря-
мым подтверждением: правильности
наших утверждений 0. возможности
регулярного` ” воздушного
через. Северный полюс.

человечеству,
‘пилотов, ‘овладевающих. трассой че-
рез полюс, ‘являются He ‘«случайно-
стью» И He «личным счастьем»; что

стижения наших пилотов ‘обеспечены
заботами. ‘многочисленных ‘отраслей
‘советской науки ‘и’ непосредственным
руководством ° правительства  Совет-
ского Союза. в :
Мы могли ‘совершить свой полет
только при личной помощи большого
числа людей, принимавших участие в
подготовке и ‘руководстве полетом.
Большая помощь американских метео-
‘рологических ‘станций и радиостанций
также способствовала решению нашей
задачи. Ha нашем’ примере еще
раз ‘подтвердились слова товарища
‘Сталина о том; что героика`в сочета-
нии с умением, ‘выдержкой и находчи-
ВОСТЬЮ ‘дает ‘возможность. выполнить
любое. задание:   ТИ
Экипажу второго самолета придется
встретиться с колоссальнейшими труд=
ностями. Он должен заранее подгото-
‘вить себя к еще более тяжелым  усло-
виям, чем те, которые’ он себе пред-
ставляет, и  тогда встреченные труд-
ности будут легко преодолены. Наш
самолет на ‘своем’ пути подвергся че-
тырехкратному ‘обледенению, Это было
`над Кольским полуостровом, BapeH-
‘цовым морем, возле американских
островов и над Скалистыми горами.
‚ Находясь в. Америке в то время, ко-
тда остаются считанные. часы до по-
садки здесь второго самолета, мы пе-
‘реживаем счастливые минуты волне-
ния, перед ‘героическими делами своей
дорогой страны. Мы желаем успеха на-
шим товарищам: Пусть еще раз узнает
‘мир, 9то мы’ не одиночки, что за  на-
шим самолетом «Сталинский марш-
рут». пошел. второй воздушный ко-
рабль ‘и может пойти третий, что в
нашей стране‘нет ‘недостатка в людях, .

Герои, Советского Союза -
В.. ЧКАЛОВ, Г. БАЙДУКОВ,
А. БЕЛЯКОВ,

НЬЮ-ЙОРЕ, 11 Нюля. (По телеграфу).

Выполняя задание великого Сталина,
мы поднимаемся в воздух. и через Северный
полюс, побежденный и обжитый советскими
людьми, летим в Америку, веледо за на-
шими друзьями Чкаловым, Байдуковым и
Беляковым, г. НХ ‚   вся ‚страна. Это  удесяте

Нами руководит не чувство спортивного
интереса, а. желание освоить сталинскую.

ственность и наши силы:

мы твердо убеждены, что задание
трассу Москва — Северный полюс Соеди-
показать всему

‘теварища Сталина’ будет нами выполнено.
ненные. Штаты , Америки,

Тому порукой — ваша прёвосходная  ма-
миру. мощь, советской авиации, ‘выдержку   Шина, наши почные`’ приборы” и’ могучая
и уменье советских летчиков.

поддержка матери-родины, великого ‘совет-
Сегодня мы‹покоряем неизведанные про-   СКого народа, великой. партии большевиков.
странства, завтра, если прикажет страна,

Дорогие друзья; приветствуем вас от
народ, партия, —полетим ‘уничтожать вра-   66И AYP ет в
тов родины! ; i ‘  M. TPOMOB, А. ЮМАШЕВ, С. ДАНИЛИН.

Командир самолета «АНТ-26» Герой Советского Союза М. М, Громов. .

Фото М, Калашникова.

Полет Героя Советского’ Союза тов.

докажет всему миру ‘прекрасную под-

-, сообщения.

Трудная‘и почетная задача экипажа  ’
второго ‘самолета ‘— ‘доказать ‘всему:
ато: успехи. советских:

сни технически’ обоснованы, ! что» до-  :

основных свойств авиации: быть независи-

`обетоит еще далеко He “Tax.

недавно считали’ незозможным (особенно ‘в

мому полюбу; блестящая посадка их на
‘дрейфующую льдину и возвращение на ма-

современной ‚авиации. Это — крупнейший

вливаются в первую очередь на линии, с0е-

‘стках, но. трасса пересекает пояса совер-

~   ние всюду ровной; хорошей погоды на двое
[суток надо считать практически. исключен-
ным. В ‘особенности. ‘труден для полетов
Центральный полярный бассейн, где погода  ,
крайне неустойчива ‘и. изменчива.
Другая трудность — невозможность ори-}

] ентироваться пб магнитному компасу в

стремятся сделать его достоянием MHO-

Мыель о полете в Северную Америку
через полюс зародилась у меня давно. Эта
залача привлекла к ‘себе внимание ряла
‘советских летчиков. В. печати идея транс-
полярной авиационной связи между. СССР
и США была высказана впервые три года
назад Героем Советского Союза С. А. Лева-
невским. С тех пор советские летчики стали
заниматься этой проблемой.

В тот день, когда товарищи Чкалов,
Байлуков и Леваневский были приняты ру-
ководителями партии и правительства, я,
к моему большому сожалению, был болен
и не мог присутствовать на этой замеча-
тельной беседе, нал которую. был также вы-
зван. После вызлоровления я просил при-

‚нять меня и разрепить мне полет через

полюс в Северную Америку.
Просьба была удовлетворена. 10 июня,

в 7 часов вечёра, я был принят товарищами.

(Сталиным. Молотовым, Воротиловым, Меж-
‚дауком. На. привме присутствовали. также
товарищи Алконие и Рухимович.
Меня спросили: —

— Что вы можете предложить?
Я ответил, что хочу лететь через полюс
в США. В произошедшем обмене мнениями
товарищи Сталин и Ворошилов поддержали
мою просьбу. После обсуждения отдельных
деталей полета было вынесено решение:
разрешить перелет. pe

XI.

Полет на далекое расстояние без повал-
EM — одно из заветных мечтаний человече-
ства. Из трех важнейших проблем авиации
= дальность, высота, скорость-—дальность
считается самым трудным достижением,

Для такого полета требуется’ надежной
конструкции самолет, `‘безукоризненный м0-
тор, способный беепрерывно работать дол
гие часы, и выносливый, умелый экипаж.
Bee это имеется в нашей. стране. Наши
конструкторы и промышленность создают
отличные самолеты. и. моторы. В авиацион-
ных школах, в частях Красной Армии, на
заводах выковываются прекрасные кадры

летчиков. Мы имебм все условия для упор-

ного и планомерного завоевания расстоя-
ний подобно тому, как нами завоевывается
й осваивается Арктика, самые недоступные
ee районы.

Связь двух великих стран — СССР и
США— по кратчайшему пути-—через полюс
является ярчайшим выражением одного из

мой от земных путей. Хотя про самолеты
и товорят, что они, ‘как птицы, летают
прямо, не считаясь ‘с`горами, лесами: и. мо-
рями, но практически; как известно, деле

На земном шаре ‘немало обширных. «бе-
лых пятен», где не, летал. самолет. .Еще

заграничных ‘кругах) полеты. в Арктике.
Однако история развития‘ советской поляр-
ной авиации показала, что для наших ма-
шин и людей суровый Север перестает. быть
непреодолимым. барьёром. о Челюскинская
эпопея, многочисленные полеты полярных
летчиков е пелью’ разведки льдов и зверя,
наконец, недавняя блестящая воздушная
операция в побадкой тяжелых кораблей на
самом полюсе говорят не только 0 за-
воевании, но и о деловом освоении труд-
нейших-в. летном отношении областей зем-
ного шара.

Полет эскадры тяжелых кораблей к са-

терик без единой поломки и аварии изме-
няют и расширяют. все представления о

шаг вперед.

После этой беспримерной воздушной опе-
фации все наши ‘летчики ‘начинают уже

мыслить другими ‘масштабами. Советские
летчики ищут новые цели, которые стоило
бы теперь завоевать для блага своей ро-
дины. Наши самолеты служат делу про-
гресса ‘всего человечества. _
Естественно, что взгляды многих остана-

диняющей Европу. и. Азию с Америкой.
Кратчайшая линия, если ее начертить на
глобусе, ведет через полюс.

Перелет от. Москвы, скажем, до Сан-Фран-
циско через полюс является чрезвычайно  .

трудным по метеорологическим условиям.
На такой трассе почти невозможно рассчи-

тывать на идеальную погоду на всем про- :

тяжении. Можно выжидать наиболее благо-
приятных условий на тех, или иных уча-

шенно различных. климатов, и установле-

самом неизученном. районе — за Северным
полюсом. Здесь трасса проходит близ маг-
питного полюса земли, который путает все
обычные показания компаса. Солнечный
указатель курса (СУБ) может работать
только в том случае, если солнце не за-

‚крыто облаками. В то же время это .са-

мый опасный“ район для вынужденной по-
садки, так как сюда не заходят никакие
корабли мира.

НИЕ.

Установив рекорд, советские летчики

THX.

Вскоре послё перелета. Чкалова, Бай-
дукова и Белякова идем через полюс
в Америку мы. Наш полет имеет oco-
бое. значение именно потому, что он
второй. Мы хотим показать, Что герои-
ческий перелет Чкалова, Байдукова и Бе-
лякова. может быть в любой момент по-
вторен другой группой советских летчи-
ков, 3& которой последует, если нужно,
третья и т. д. Подобно тому, как полет
четырех тяжелых кораблей к полюсу до-
казал, что такой рейс может быть coBep-

руту  протяжением

шен` не отдельным, & многими самолетами
и летчиками” советской страны, подобно
атому мы постараемся доказать, что путь
из Москвы в Америку через полюс открыт
не однажды в историн. Не сомневаемся,
что ^3& нами последуют и другие. Мы да-
же полагаем, что следующий рейс Через
полюб В Америку, которого не придется

долго ждать, будет совершен’ уже с пас-

сажирами и грузом. Это будет началом
освоения первой в ибторий человечества
трансполярной линии, которая казалась
фантастической ‘даже специалистам авиа-
ции ‘всего несколько лет назал.

Выбор машины для. столь ответетвенно-
го полета не был. долгим. В советском
авиационном ‘парке имеется вполне подхо-

дящая для этой пели машина—«АНТ-25».

На этой машине был совершен в’ 1934 г.
полет по замкнутой кривой на 12.411

‘километров (Громов, Филин и Спирин),

перелет в 1936 г. по Сталинекому марш-
‚ в. 9.374 километра
(Чкалов, Байдуков и Беляков) и, наконец,

`   перелет из Москвы в Портланд.

Самолет, на котором мы летим, скон-

етрупрован в Центральном аэрогидродина-
мическом институте (ЦАГИ) по проекту
А. Н. Туполева несколько лет

назад.
«АНТ-25» предетавляет собой одномотор-

ный моноплан ¢ размахом крыльев в
34 метра. Благодаря большой’ грузопод’ем-
ности и тому обстоятельству, что один мо-
тор расходует относительно Мало горючего
(по сравнению с многомоторными самоле-
тами), машина (последний улучшенный

‚ Е
a gps а
РБЕАЛИНГАМ АЕ
Be

М.М. ГРОМОВ .

Герой,

А о<- ВАНКУВЕР

Советского: Союза

калорийности: Над этим пришлось порабо-
тать врачам. Учитываем даже такие вещи,
‘как чехлы для ружей. Мы решили взять
ружья без чехлов. Облегчаем мы снаряже-
ние для того, чтобы взять больше горю-
чего.

Мы летим на первом, выпущенном” в
нашей стране, самолете «АНТ-25». Чка-
лов, Байдуков и Беляков летели на втором,
улучшенном образце. Но те усовершен-
ствования, которые введены на второй ма-
шине, добавлены и к нашей. ‚

Па нашем самолете оставаено двойное
узравление (на машине Чкалова, . Байду-
кова и Белякова оно снято). При двойном
управлении удобнее производить смену
вахт. Самолет пи одной секунды не будет
оставаться без. управления.

-Организания ‘радиосвязи У’ нас будет
несколько иная, чем в первом перелете.
Мы думавм держать связь с одной, макси-
мально с двумя етанпиями у нае в. CCCP,
& также и в Америке, когда перелетим за
полюс. Это освободит экипаж от .настрой-
ки на различные станции, облегчит его
работу, сэкономит силы.

Iv.

В состав экипажа, кроме’ меня, входят
второй пилот — майор А. Б. Юмашев и
штурман С. А. Данилин. Летчик Юмашев.
хорошо’ известен всей ‘стране своими. ре-
кордными высотными полетами Ha четы-
рехмоторных самолетах в большими. гру-
зами. Он сделал также несколько хороших

SS

образец) может лететь без посадки около
14 тысяч вилометровь

На «АНТ-25» установлен мотор
«АМ-34». известного советского конструк-
тора А. Микулина. Дальний перелет тре-
бует, чтобы мотор безотказно работал; не
меньше. 80—100 часов подрял. Перелеты
Чкалова, Байлукова и Белякова na
«АНТ-25» показали, что «АМ-34» отве-
чает самым придирчивым требованиям.

Отличий в оборудовании нашей машаны
от чкаловской почти нет никаких. При
выборе снаряжения мы ‘стремились ene
больше облегчить ‘вес груза. Мы снова’ пе-
ресмотрели все предметы. снаряжения, ста-

раясь удалить все «лишние» граммы. Так,

мы берем аптечку весом’ не’в ‘10. кило-
граммов, а всего в 1,5 килограмма. Не-
сколько сокращаем неприкосновенный за-
пас продовольствия, в смысле веса, но не

al

полетов на. дальность. C. A. Данилин—.

один из ‘лучших. штурмайов. Советского
Союза. Его книга по навигапии является
признанным учебником в’ авиационных
школах. Он участвовал в ряде’ полетов,
требовавших исключительного штурман-
ского искусства: на «АНТ-9» — в Тур-
цию, на’ «АНТ-6» — в Париж, со мной

ua «AHT-35» по маршруту Моеква —

Ленинград (скоростной перелет) и в других.
В этих перелетах он проявил блестящие
тштурманекие способности.

Что представляет собой наш путь? Чи-
татели уже знакомы с ним по перелету
Чкалова, Вайдукова и Белякова. Следует
напомнить, что этот маршрут еще очень
мало изучен, и тысячи‘ самых различных
неожиданностей могут ‘здесь встретиться.
Одна из задач нашего полета-—болес глу-
бокое изучение этой трассы с тем, чтобы

Rie see come 300

покорить ее,
пятна» в найти надежные способы преодо=

ления всех препятствий. _ }

Землей или
если погода будет плохая,

12 ИЮЛЯ 1937 г., № 190 (7156)

разгадать все тайны «белого.

Мы постараемся пролететь над Новой
островом Рудольфа. Ho
мы  полетим
по прямой ло Северного полюса, & за по-
Яюсом возьмем куре на юг по 120 или
115 меридиану. о
_ На нашем пути над территорией Совет-
ского Союза нет крупных населенных
пунктов. Города будут оставаться в сто-

роне. Вылетев со Щелковского аэродрома и
взяв куре на север, мы  проидем межлу

Дмитровом и Загорском, пересечем Волгу,
оставим позади Череповен“и ‘над лесами,
болотами п тундрой пройдем’ к берегу Бе-
лого моря. ат р
Полярные станции нз Новой Земле и
бетрове Рудольфа будут снабжать нас ме-
теорологическими сведениями, помогут ®ри-

ентироваться в нашем местонахождении’ й>

придерживаться правильного курез.

Радиомаяки на мысе Желания (Новая
Земля) и острове Рудольфа (Земля Фрав-
па-Иосифа) будут служить  путеводнымя
вехами на этом участке. С

Ло недавнего: времени от ‘острова Py-
дольфа, крайней точки тверлой земли на
Севере в этом районе, на тысячи \кило-
метров до побережья Канады не было на
метеостанций, ни вообще люхей.

Теперь пентр Полярного › бассейна «за-
селен». Четыре’ героических зимовщика —
Папанин, Кренкёль, Федоров и Ширшов
проводят разноетороннюю научную работу
на дрейфующей льдине в районе полюса,
Из района, о котором синоптики строили
только догадки, мы получим в пути т4з-
ные сведения о погоде. Зная, что впереди
находятся советские люди, мы увереннее
поведем над полюсом налиу машину.

Из 3.000 километров, отделяющих остров
Рудольфа от берегов Канады, две трети
приходится на участок, лежащий 3a полю-
сом. Это — самая трудная часть пути.
Безбрежный океан, покрытый льдами, нан-
менее исследован именно на этой «амери-
канской ‹ стороне».

Рассказать что-нибудь существенное 05
этом участке от полюса до берегов Канады
можно будет только после перелета.. Из
островов, расположенных вблизи. берегов
Ваналы, на трассе находятся остров Пат-
pura uw Земля Бэнкса. 0 них тоже имеется
мало сведений.

Не ‚следует думать, ‘что, достигнув Ce-
верных берегов Канады, мы можем уже
считать, себя в Северной Америке. Само-

успокаиваться, рано! Впереди еще долгий. и.

трудный путь. Нужно пересечь всю Канаду
и Скалистые горы, высота которых дости-
тает. на траесе 4.000 метров-и более.

метров нормального полета. Но на прак-
THRE доказано, что в столь длительных по-
летах ло четверти запаса горючего. затрз-

пятствий. ишнее ., горючее поедается
встречным ветром. Облачность заставляет
уходить вверх. При 0бхоле циклона при:
ходится делать крюк и. т. п.

<.

® этому  перелету мы ‘вполне готовы.
Вследствие моей болезни мы несколько 34-
поздали с подготовкой, но напряженной
работой в последние дни нам удалось ва-
верстать много времени. Воля экипажа на-
шего’ самолета устрёмлена к олной цели —
выполнить задание, установить и закре-
пить трансполярную связь двух великих
стран.

Наш полет представляет сложную 38-
дачу, для разрешения которой при
ходитея учитывать самые - разнообразные
обстоятельства. Уже самый первый шаг-—
отрыв машины от аэродрома — требует
сложного предварительного. расчета на @-
нове длительных предварительных. испы-
таний. Нужно учесть, насколько можно 34-
грузить машину, какой пробег ова 6де-
лает, и т. д. Разбег по специальной дорож-
ке требует большого умения летчика.

Рассчитываем, что на некоторых участ
ках (над горами и при встрече с облач:
ностью) придется уходить вверх. Поэтому
мы взяли с Cobo достаточный запав ки-
слорода. 5

Вождение ‘самолета в’ течение болев чех
двух. суток’ без посадки. требует большой
выдержки и выносливости от экипажа. Мы
‘не боимся и этого. Мой полет в течение
15 часов по кривой, когда был перекрыт
мировой рекорд дальности, лал мне боль-
‚шой опыт. Он будет учтен теперь.

Чего мы ждем‹ от перёлета? У нас нет
‘строго намеченного конечного пункта. Мы
будем ‘лететь, насколько“ хватит запаса
бензина и поскольку булет благоприятство-
вать погода. Наша задача — закрепить pe-
зультат Чкалова, Байдукова и Белякова.

Наш перелет покажет, что достижение
Чкалова, Байдукова и Белякова не случай
с, а является показателем уровня с086т-
ской эвнационной техники и полготовдел:
ности советских летных кадров. Машияа
«АНТ-25», выпущенная нескольно лет Ht
зал, далеко ие ‘последнее слово‘ советекой
авиационной техники. На основе пзучевия
‘проблемы дальности полета и иселелования
конструкций «АНТ-25» наши заволы и
гут построить ‘малпину с дальноетью 10 №
тыс. километров и с большей скоростью.

Перелеты через полюс в Америку —
лишь очередная ступень в  непрерыввой
работе советских летчиков, которые #
остановятся на этом, а пойдут еще даль
ше, быстрее и выше.

Перелет даст большой опыт экинажу.
Мы постараемся использовать его лая Е
вых побед советской авиации,

Горючего у нае — на 13  тысяч ‘кило-‘

чивается на преодоление. различных .пре-.