Г 6 АВГУСТА 1937 г., № 215 (7181)

‘

По всей стране крепли революционные
вилы, и большевистская партия одна про-
тив всех партий собирала рабочий класе

для перехода к социалистической револю-
ция.

` Ненависть в большевикам с0 стороны
меньшевиков, эсеров, ‘кадетов особенно

чувствовалась здесь, в старой русской сто-

лице. Здесь открыто действовала рядом с
Московским Советом, нз той же Советской
площади, в теперешнем 4-м Доме. Советов,
монархическая организация «Союз георгиев-
ских кавалеров». Здесь московское духовен-
  ство во главе с охотнорядцами организовы-
Ч вало массовые крестные ходы, которые бы-

ли политическими демонстрациями против
1 Советов, против революции.

1 В Московском Совете большевики были
re в меньшинстве, в солдатской секции Мос-

) * совета они составляли вбего около 10 проц.
И тем не менее на каждом шагу’ YYBCTRO-
валось, как растет влияние большевистской
партия, в особенности на рабочих окраи-
нах.

Стоило только отойти от центра города с
его пышными магазинами, ресторанами,
кафе,—и вы попадали в другой мир. Слово
большевика здесь ловили с жадностью, по-
тому что это слово давало жизненный OT-
вет на самые важные вопросы о мире, 0
хлебе, о свободе, о земле.

Ровло влияние большевиков и в солдат-
ских массах. Мы чувствовали правоту
Ленина и Сталина, учивших нас, что надо
создавать потитическую армию для в0с-
стания. Мы хотели, чтобы массы на co6-
ственном политическом опыте поняли не-
обходимость новой революции, социалисти-
ческой революции.

Большевики организовали всюду собра-
ния рабочих и солдат, раз’ясняя смысл
происходящих событий, предательскую по-
литику соглашателей и Временного прави-
тельства. Каждый день тогдашней России
{ давал многочисленные поводы для такой
i агитации.
  Массы созревали для новых боев за Ве-
1 ликую пролетарскую революцию, за социа-
лизм.

УГ с’езд партии собрался почти неле-
тально. Ни в одной газете не было указано,

{

i

Н тде собирается он. Вся буржуазная и мень-
  шевистско-эсеровская печать натравливала

: хконтрреволюцию против большевиков.

Временное правительство издало приказ
© введении смертной казни на фронте, о
и закрытии большевистских газет — «Прав-
fa ды», «Окопной правды», газеты «Волна»
м в Гельсингфорсе. Разгромлена была не
1 только типография «Правды», но и поме-
щение Василеостровского районного сове-
та и помещение союза металлистов. Во
il главе контрреволюционных сил, подавляв-
ших революционное движение и «наводив-
} ших порядок», были поставлены не только
черносотенный генерал Половцев, но. и
эсеры Гоц, Авксентьев.

На Выборгской стороне большевики
ззувствовали себя, как в родном квартале, в
своем- «Красном. ‘Веддинге». Выборгский
район считался большевистским районом.
Именно поэтому сюда были направлены
ищейки Керенского, шпионы, которые. вы-
слеживали большевиков для того, чтобы
разгромить с’езд. Буржуазная меньшевист-
еко-эсеровская печать подготовляла «пси-
хологическую обстановку» для ареста де-
легатов с’езда. Ходили слухн, что у пра-
вительства существует такой план: проку-
ратура пред’явит с‘езду требование вылать
местонахождение ФЧенина. a если с’езд
этого не сделает, то арестовать всех уча-
стников с‘езда. Прокуроры Керенекого пло-
хо знали большевиков, если думали, что
большевики могут выдать местопребыва-
ние Ленина.

Вопрос о явке Ленина занимал .с Фамого
начала внимание делегатов с’езда. С’езд,
заслушав сообщение Серго Орджоникидзе,
поддержал сталинскую позицию и выра-

Перед штурмом

(Воспоминания делегата)

зил горячий’ протест против возмутитель-
ной шпнонско-полицейской травли вождей
революционного пролетариата и постано-
вил, чтобы Ленин на суд не являлся.

Все делегаты с`езда тревожились о судь-
бе Ленина, — хорошо ли он спрятан. На
с`’езде об этом никаких сообщений не дела-
лось. Но Серго Орджоникидзе, с которым
мы пробыли несколько лет в якутской
ссылке, рассказал MHe «на ухо», что
Ленин спрятан в очень хорошем месте, что
с ним установлена связь и можно от него
получать директивы и указания. Серго
Орлжоникилзе рассказывал, что Фенин
очень внимательно следит за всеми поли-
тическими событиями и за ходом с’езда.

Ленин через товарища Сталина переда-
вал все свои, указания, касающиеся с`езда
и всей политической деятельности партии
большевиков.

На УГ сезде основные доклады — «По-
литический отчет НК», «0 политиче-
ском положении» —— сделал товарищ
Сталин. В докладах товарища Сталина бы-
ла великая целеустремленность и револю-
ционная направленность. Доклады товарища
Сталина захватывали и ‘убеждали своей
логикой.

Тогда see доклады и речи были очень
краткими. Самые короткие доклады, кото-
рые делались когда-либо на с`ездах, — это
доклады товарища Сталина на УГ с’езде
партии. Но при лаконичности формы эти
доклады включали неисчерпаемое богат-
ство содержания, глубину мысли и TOH-
кую прозорливость.

Скатившиеся, впоследствии: в лагерь за-
клятых врагов ‘народа Бухарин, Преобра-
женский, Рыков еще ua YI с’езде выста-
вили тезис о невозможности социалистиче-
ской революции в России, о невозможности
победы социализма в одной стране. Товарищ
Сталин защищал против них тот творче-
ский марксизм, который являлся идеоло-
гией партии, ° шедшей на Октябрьский
штурм. Настроение всей партии в целом
лучше всего выразил товарищ Сталин:

«Нет, господа контрреволюционеры, ре-
волюция не умерла, она только притаилась
для того, чтобы, собрав новых сторонни-
ков, с новой силой ринуться на врагов.

«Мы живы, кипит наша алая кровь
огнем неистраченных сил!»

Мы заседали не в дворцах, которые еще
предстояло завоевать народу, & в скром-
ном помещении, похожем скорее на какую-
то заброшенную мастерскую. На третий
или четвертый лень заседания с’езда, ко-
гда стало небезопасно оставаться в Вы-
боргеком районе, когда местопребывание
©`езда, повидимому, было уже установлено,
с’езд перебрался в другой район—к Нарв-
ским воротам, в какое-то школьное поме-
щение, недалеко от теперешнего Дома
культуры Нарвского района.

Неправильно было бы сказать, что УТ
с’езл был первым легальным с’ездом; он
был полулегальным с’ездом, несмотря на
то, что Россия в тот период была «демо-
кратической страною». В этой «свободной
демократической стране» во время войны,
через несколько месяцев после свержения
паризма, революпионная партия пролета-
риата должна была собиратьея на полуле-
тальный с’езд, а вождь партии — Ленин
должен был скрываться в шалаше у Раз-
4433.

Вооруженная учением марксизма-
ленинизма, вдохновленная великими зада-
чами, стоявшими перед нею, партия боль-
шевиков вступала в новый период борьбы.
Она’ шла с развернутыми знаменами к но-
вым битвам, к Великой пролетарской ре-
волюции. И УГ с’езд партии, которым непо-
средственно руководил Сталин, навсегда
останется памятным в истории борьбы ра-
бочего класса. На этом с’ездё были раз-
работаны планы великого победоносного
Октябрьского штурма.

ЕМ. ЯРОСЛАВСКИЙ.

ПРАВДА.

ШЕСТОЙ СЕЗД РСЛРИ (БОЛЬШЕВИКОВ

(ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА)

Созыв УГ сезда партии большевиков
был решен на заседании ЦК от 18 июня
(1 июля) 1917 г. Срок созыва «е’езда был
назначен между 10 (23) и 15 (28) пю-
ля. В «Правде» от 20 июня (3 июля) 06
этом появилось извещение и об’явлен
примерный порядок дня. Созвать c est
удалось, однако, лишь 26 июля (8 авгу-
гта). На с’езде присутствовало 157 деле-
гатов с решающим голосом и 112 с  60-
вещательным. Всего на с’езде присут-

ствовало 269 делегатов. На с’езде было

представлено 240.000 членов партиц?

С’езд открылея в Петрограде на Вы-
боргской стороне. Заканчивал свои заседа-
ния за Нарвской заставой. Приходилось
спешить. С’езд все время был под угрозой
ареста. 29 июля (11 августа) было опуб-
ликовано постановление Временного прави-
тельства о предоставлении права  мини-
страм военному и внутренних дел закры-
вать с‘езды и собрания. Постановление
это явно было направлено против УТ
с’езда. Пришлось прервать заседание
с’езда и срочно произвести выборы ЦВ.
Состав ЦК из конспиративных соображе-
ний не был оглашен. После выборов ЦК
работа с`езда продолжалась.

С`езд работал от 26 июля (8 ‘ августа)
до 3 (16) августа 1917 года, всего было
15 заседаний. Повестка дня с’езда— 12
вопросов: 1) Доклад ОБ (организационно-
го Бюро). 2) Доклад ЦЕ РСДРИ. 3) 0тче-
ты с мест. 4) Текущий момент: а) Война
и международное положение; 0). Полити-
ческое и экономическое положение. 5) Пе-
ресмотр программы. 6) Организационный
вопрос. 7) Выборы в Учредительное собра-
ние. 8) Интернационал. 9) 0б’единение
партии. 10) Профессиональное движение.
11) Выборы. 12) Разное.

Одним из первых обеуждалея вопрос о
явке Ленина на суд. Докладчиком был
Серго Орджоникидзе. Шестой с’езд больше-
BUKOB (38 исключением нескольких деле-
гатов) принял резолюцию о неязке Ленина
на суд, подтвердив позицию товарища
Сталина, занятую им еще после июльской
демонстрации.

Основными вопросами с’езда были два до-
клада товарища Сталина: политический от-
чет Центрального Комитета и доклад о по-
литическом положении. Всеми голосами про-
тив пяти с’езд одобрил деятельность Цен-
трального  Комитета.-. Второй - доклад
Сталина был посвящен тактике партии на
новом этапе. В заключительном слове
товарищ Сталин сказал: .

«Главная  залдача—пропаганда идеи

Десант моряков, прибывших в Петроград из Кронштадта в июльские дни

1917 года.

Е

необходимости свержения существующей
власти. Мы еще недостаточно подготовле-
ны к этой мысли. Ho надо подготовиться.

Надо, чтобы рабочие, крестьяне и `сол-
даты поняли, YTO без свержения! нынеш-
ней власти им Не получить-ни воли, ни
земти! : Г

Итак, вопрос стоит не об организации
власти, ‘& об ‘ее свержении, & когда мы
получим власть в свои руки, сорганизо-
вать ее мы сумеем».

В резолюции по докладу Сталина были
подведены итоги пройденному этапу и на-
мечены пути дальнейшего под’ема’ револю-
ции на высшую ступень. В резолюции го-
ворилось: «Правильным лозунгом в наетоя-
щее время может быть лишь полная лик-
вилация ‘диктатуры  контрреволюционной
буржуазии. Лишь революционный пролета-
риат, при условии поддержки его бедней-
шим крестьянством, в силах выполнить
эту задачу, являющуюся задачей нового
под’ема».

В резолюции 0 войне проводилась 06-
новная  мысль: только революционная
борьба масе против империализма во всем
мире даст измученным народам” демокра-
тический мир, Единственным — с10с0бом
действительно, демократической  ликвида-
ции войны в России является завоевание
власти фабочими и беднейшим крестьян-
ством.

Кроме названных, с’ездом приняты ре-
золюции: о текущем моменте, об экономи-
ческом положении; о предвыборной кампа-
нии в‘ Учредительное ` собрание, о зада-
чах профессионального. движения, 0. сою-
зах молодежи, о. пропаганде и ряд’ других.
На утреннем заседании . 2 (15) августа
был утвержден-—Устав Российской . Co-
циал-лемократической — рабочей партии.
С`езд принял решение 0 необходимости
пересмотра партийной программы,

На с’езде была проведена анкета 0
личном составе делегатов. В ней уча-
ствовали 130 делегатов с решающим го-
л0сом и 41—< совещательным. Из анке-
ты видно, что опрошенные делегаты про-
работали в большевистских организациях
1.400 лет, члены с’езда отбывали тюрем-
ное заключение (110 человек) 245 лет.
В ссылке было. 55 человек в течение 127
лет и 5 месяцев.

Эти цифры-— показатель боевой закалки
делегатов ‘©’езда. `С’езд избрал ЦК. партии
в составе 21 члена. и 10` кандидатов.
В ЦЕ вошли: Фенин, Сталин, Дзер-
жинский, Артем,  Свердлов, Урицкий,
Шаумян и другие. ‘

Картина. И. Г. Дроздова.

ЕЕ м: =]

Большевики Сибири

(Воспоминания делегата)

Я был делегирован на УТ с’езд партии
конференцией большевистских организаций
Средней Сибири, политическим центром ко-
торых был. г. Враеноярск.

На конференции представлены были ор-
ганизации: красноярская, канская, ачин-
ская, енисейская, тасеевская, иланская и
Знаменского и Маклаковского заводов. Бо-
рясь с влиянием социал-предатёльских пар-
тий меньшевиков и эсеров, большевики от-
воевывали у них все новые и новые массы
трудящихся.

В тот период в Сибири имели значитель-
ное влияние организации так называемых
«об’единенных е.-д.», в состав которых
входили колеблющиеея интернационалисты
ибуекровенные оборонцы. ft

ЦК партии и лично Ленин, Сталин и
Свердлов требовали от красноярских боль-
шевиков, чтобы они все силы приложили
для откола от об’единенцев всех боевых
пролетарских и подлинно интернациона-
листеких элементов.

Вожди партии придавали Сибири боль-
шое значение, как житнице и интендант-
ству революции и как плацдарму, на кото-
ром капиталистические элементы. России,
В союзе < интервентами, могут попытаться
провести план реставрации.

Только благодаря неустанному руковод-
ству Центрального Комитета работой боль-
шевиков отдаленной Сибири к \1 с’езду
партии выросли и укрепились местные
организадии. Влияние большевиков на ши-
рокие массы рабочих, солдат и крестьян
было значительным,

Укрепление организаций и рост их влия-
ния привели к тому, что нам удалось от-
воевать и отколоть от. об`единенцев значи-
тельную Часть боевых элементов. В. Врае-
ноярске интернационалистическая часть
об’единенной организации социал-демокрз-
тов изгнала из своих рядов оборонцев и
перелгла на большевистские позиции.

Наша большевистская печать являлась
мощным орудием завоевания и организации
широких трудящихся масс.

Первый номер местного партийного ор-
гана, газеты «Сибирская правда», вышел
2 (15) апреля 1917 года и с тех пор ак-
куратно выходил два раза в неделю. Газета
Красноярского совета’ рабочих и солдалеких
депутатов «Известия Красноярского сове-
та» проводила также большевистскую ли-
нию. ;

Большевики завоевывали рабочие и сол-
датские. массы Красноярска, Ачинска, Ван-
ска, Знаменки и Нижнеудинска.

Среди депутатов. Красноярского совета
рабочих и солдатских депутатов (к момен-
ту конференции большевистских организа-
ций Средней Сибири) имелось: большеви-
ков 180, меньшевиков—23 и эсеров—
около 40.

Красноярский совет проводил в жизнь
лозунги большевиетской партии. Совет пред-
принял ряд практических шагов для уста-
новления: рабочего контроля над производ-
ством. Совет провел карточную систему не
только на предметы питания, но на’ ману-
фактуру и другие предметы первой необхо-
димости. Это дало. возможность урегулиро-
вать поступление и распределение продук-
тов.

органом власти в городе. Через бсобое бюро
он, руководил деятельностью всех советов
Средней Сибири. Комиссар Временного пра-
вительства существовал только номинально.
Солдатские массы Красноярского гарни-
зона целиком шли за большевиками.
Настроение делегатов \1 с`езда отражало
бурный под’ем революционной активности
масс. Несмотряна то, что Ленин находился
в подполье, все делегаты чувствовали, чго
Ильич был с нами. Дело Ленина—руковод-
ство `партией — вел его ближайший и са-
мый верный ученик товарищ Сталин.
Сплотившиеь вокруг Ленина и Сталина,

‘партия дала ренительный отпор небольшой

Красноярский совет являлся фактически

групике делегатов с’езда, отстаивавших по-
зиции правых и «левых» капитулянтов,
выродившихся впоследствии в: открытых
врагов ‘социализма. Эта жалкая тгруппка,
ренегатов боролась против линии партии,
против диктатуры пролетариата.

Они с яростью пытались на с’езде оспо-
рить тезис товарища Сталина © возмож-
ности построения социализма в одной от-
дельно взятой стране и о наличии у нас
условий для победоносной пролетарской
революции.

Надо было видеть, какой остроты достиг-
ла дискуссия.

До перенесения вопроса на пленарное
заседание с`езда проект резолюции по
доклалу товарища Сталина «0 политиче-
ском положении» был тщательно обсужден
в специальной комиссии.

На заседании комиссии против девятого
пункта проекта резолюции резко выступил
троцкист Е. Преображенский. Он клеветни-
чески утверждал, будто в одной стране не-
мыелимо построение социализма.

Троцкистского оруженосца в комисени
никто не поддержал. Но он вылез с теми
же установками на пятнадцатом пленар-
ном заседании партс’езда. И надо было ви-
деть, с какой страстностью обрушился  до-
вкладчик и автор проекта резолюции
товарищ Сталин на этого троцкистского
агента.

При бурных аплодисментах делегатов
товарищ Сталин чеканными, разящими,
как меч, словами буквально сокрушил
меньшевистскую аргументацию троцкизма.

Товарищ Сталин говорил 0 том, что
именно Россия, находящаяся в 06060 бла-
гоприятной революционной ситуации, мо-
жет оказаться страной, пролагающей путь
к социализму.

В этих словах уже тогда слышались мо-
тивы позднейших гениальных выступлений
товариша Сталина о том, что для победы
в правильно организованной борьбе не
хныкаль надо, & работать. Слышалея бод-
рящий призыв к своему классу, вера в’
его победу. г

Что же могли противопоставить этой
несокрушимой логике жалкие пагмеи —
троцкисты, бухаринцы и каменевцы?

Ничего, кроме призыва— вспять в капи-
тализму.

Даже в организационных вопросах эти
ренегаты выступали на с’езде и в его ко-
миссиях противниками всякой революцион-
ной массовой формы организации борьбы.

В военной секции шестого партийного
С’езда сторонники Троцкого, Каменева и
Бухарина отстаивали необходимость ликвя-
дации бюро военной организации при ЦВ
партий, роспуска военных организаций,
якобы дублирующих работу партийных ор-
ганов.

Однако большинство военной секция
признало необходимым «существование при
ЦК, под его постоянным и прямым руковод-
ством 060бого центрального военного орга-
на, направляющего всю текущую работу
партии среди военных...» :

Против необходимости сохранения воен-
ной организации из 12 членов. секции го-
лосовало четыре человека.

УТ с’езд ярко показал, какой несокруз
шимой силой стала большевистекая пар-
тия. По старой большевистской традиции
делегаты с’езда были направлены ЦВ по
заводам и воинским частям Питера.

Пишущий эти строки вместе с тов. Е. С.
Коган (делегатка от самарской организа-
ции большевиков) был направлен в типо-
графию «Нивы» и в 1-й пулеметный полк.
Рабочие и солдаты с радостью встретили
весть о решениях с’езда, наметившего план
борьбы за ликвидацию диктатуры буржуа-
зии, за завоевание диктатуры пролета

риата.
БОРИС ШУМЯЦКИЙ.

ВЕЛИКОЙ

В истории нашей партии, в истории ге-
роической борьбы рабочего класса за побе-
ду социалистического строя УТ с’езд зани-

мает исключительное место.
то УТ сезд— это с‘езд боевой подготовки
ры Октября, с’езд мобилизации сил рабочего
yt класса и беднейшего крестьянства для свер-
a жения ига капитализиа и установления

} диктатуры пролетариата. Вся его работа,

все его решения имели одну цель — под-

тотовить вооруженное восстание для 3a-

воевания этой диктатуры.

‚ый С’езд собрался 26 июля (8 августа)
1917 года в ответственнейший момент

на путях перехода от буржуазно-демокра-

ый тической революции к социалистической.
Bois После июльских дней ABOeBIacTHe OKOH-
eth чилось, временно победила контрреволю-
08, 4 ция. Меньшевики и эсеры открыто стали
ий на сторону буржуазии.

Но, несмотря на репрессии кадетско-мень-
ов шевистско-эсеровского правительства, пар-
«it тия большевиков неуклонно боролась за
pe подготовку свержения капитализма. С кая:-
и дым днем положение становилось всё более
51 напряженным. Силы резолюции зрели, на-
ne 10 растали и крепли. Но и контрреволюция

стягивала свои силы. Российская буржуа-
я зия во главе с партией кадетов, при дея-
(i тельной поддержке буржуазии Антанты,
{i искала кандидата в Бонапарты.
В этой трудной обстановке партия соби-

дей рает УТ с’езд, чтобы подсчитать силы и мо-
м  билизовать партийные организации, _ рабо-.
вл чий класс для дальнейшей борьбы.
ий Состав с’езда свидетельствовал о росте н
ert) увреплении партии. Если на апрельской
ий конференции в рядах партии большевиков
( насчитывалось 80 тыс. членов, то к \У1
, wt с’езду было уже 240 тыс. 38 три месяца
ose партия увеличилась втрое.
eat С’езд проходил на OcHOBe yRa3annii, K0-
и й торые давал Ленин из подполья; непосред-
ственно руководил с’ездом, неуклонно от-
   стаивал ленинскую линию товарищ Сталин.
2  Одним из первых вопросов с езд обсудил
ae Ропрос о неявке Ленина на суд. Выступая

© докладом, Серго Орджоникидзе категори-

Б. ПОНОМАРЕВ

чески высказался против явки Ленина, до-
казывая, что нельзя отдать вождя рево-
люции в руки разнузданных контррево-

люционеров. Таким образом, предложения

Троцкого, Каменева, Рыкова, Негина, вы-
ступавших в июльские дни с предложением
о явке Ленина на суд, и аналогичные
выступления на с’езде Володарского и
Лашевича были отвергнуты. С’езд подтвер-
дил ту позицию. которую занял товарищ
Сталин сразу же после июльских дней.

Несколько лет спустя Серго Орджоникидзе
в своей статье «Ильич в октябрьские дни»
показал, какую огромную роль сыграл
товарищ Сталин в сохранении жизни вели-
кого гения пролетарской революции.

Описывая картину травли большевист-
ской партии и Денина после событий 3—5
июля, Серго Орджоникидзе говорит:

«Встречаемся со Сталиным в Тавриче-
ском дворце. Идем вместе к т. Ленину...
пошли к Аллилуеву. Поднялись к нему на

‘квартиру... Пошли разговоры о том, надо

ли Владимиру Ильичу явиться и дать аре-
стовать себя. Ногин довольно робко выска-
зался за то, что надо явиться и перед тлас-
ным судом дать бой... Владимир Ильич со
свойственной ему ясностью доказал, что
никакого гласного суда не будет. Сталин
решительно против явки Е властям: «Юн-
кера до тюрьмы не доведут, убьют по до-
роге», — говорит он...» *).

Сталин взялся организовать  от’езд
Ленина. Были приняты вёе меры, чтобы
найти. надежное место ‘и сохранить вели-
чайшего вождя пролетарской революции.
Товарищ Сталин обеспечил надежное местд-
пребывание и безопасность Ленина.

Принимаются необходимые меры, чтобы
наладить связь Ленина с ЦА. Товарищ
Сталин устанавливает эту связь, получает
указания Ленина и информирует его о по-
ложении дел.

j СЕЗД БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ _
РОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Не ограничиваясь письменной связью,
товарищ Сталин направил к Ленину Серго
Орджоникидзе. Серго так описывает эту
поездку:

«Через несколько дней Сталин предло-
жил мне поехать к Ленину, чтобы, е одной
стороны, информировать Ленина, & © дру-
гой — получить от него директивы.

..Лолго я рассказывал, что делалось В
городе... каково настроение среди рабочих,
солдат, что делается в нашей организации,
в петроградеком Совете, в меньшевистекем

ИК ит. д.

Владимир Ильич, выслушав меня и 3a-
дав ряд вопросов, сказал: «Меньшевистские
советы дискредитировали себя; недели две
тому назад они могли взять власть без 0с0-

бого труда. Теперь они не органы власти.

Власть у них отнята. Власть можно взять
теперь путем вооруженного восстания, оно
‘не заставит ждать себя долго. Весстание
будет не позже сентября— октября...»

Все это я слушал с напряженным вня-
манием. Виечатление было ошеломляющее.
‚Нас только-что расколотили, а он предска-
зывал через месяц-два победоносное вос-
стание» °).

Духом Ленина и его указаниями была
проникнута работа УГ с’езда.

Основными вопросами ©’езда были до-
клады товарища. Сталина-—«Политический
‘отчет ЦЕ» и «0. политическом положении».
В этих докладах товарищ Сталин дал
глубокий анализ положения в стране,
характеристику нового этапа революции и
обосновал необходимость изменения лозун-
та партии. Лозунг «Вся власть советам»
после июльских дней. устарел. В брошюре
«К лозунгам», выпущенной перед с’ездом,
Ленин указывал, что в период двоевластия,
когда вся сила была на стороне советов,
буржуазия не могла оказать еерьезного со-
противления, и советы могли бы взять
власть в свои руки. Но когда меньшевики

и эсеры, имевшие большинство в советах,

1) «Заря Востока» — № 1322, 7 ноября, *) «Заря Востока» — № 1322, 7 ноября

1926 г.

1926 г.

стали пособниками контрреволюции, лозунг
«Вея власть советам» означал бы поддерж-
ку меньшевистских советов. «Лозунг пере-
хода власти к Советам звучал бы теперь,
как донкихотство, или как насмешка. Этот
лозунг, об’ективно, был бы обманом наро-
ла, внушением ему иллюзии, будто Советам
и теперь достаточно пожелать, взять власть
или постановить это для получения власти,
будто в, Совете находятся еще партии, не
запятнавшие себя пособничеством палачам,
будто можно бывшее сделать небывшим» *).

На с’езде товарищ Сталин проводил
ленинскую  точку зрения, предлагая „снять
лозунг «Всея власть советам». Вместе с тем
товарищ Сталин подчеркнул, что временное
енятие лозунга не означает” «долой сове-
ты». Партия должна и будет в них рабо-
тать, вести‘ борьбу за завоевание большин-
ства на свою’ сторону, изгоняя оттуда мень-
шевикох ‘и эсеров; но развертывать борьбу
за социалистическую революцию партия
должна под другим лозунгом: «Теперь мы
выдвигаем лозунг передачи” власти ‘в’ руки
пролетариата и беднейшего крествянства.
Следовательно, вопросе не в форме, а’в том,
какому классу передается’ власть...» *).

Партия в лице с‘езда дала образец боль-
певистекой тактики, в борьбе за социа-
лизм! На всем протяжении революций, до
июльских ‘дней, главный лозунг — «Вея
власть советам», но ход борьбы классов,
развитие ‘революции и борьба’ контррево-
люции создали ‘новую ситуацию. На про-
тяжений 9 месяцев от ‘буржуазно-лемокра-
тической ло’ социалистической революции
в России обстановка“ менялась, меняла
свою тактику, свои лозунги и большевист-
ская партия, проводя © железной‘ настой-
чивостью единую стратегическую линию
борьбы за ‘диктатуру пролетариата.

* * *

Вылвигая задачу свержения буржуазии
и завоевания власти рабочим классом, пао-
тия исходила из ленинского учения о в0з-
можности построения социализма первона-
чально в одной отдельно взятой стране. На
с езде троцкист Преображенский, действо-
вавший затем в качестве верного Jakes
Иулы-Троцкого, выступил против 1езо-
люции, внёсенной товарищем Сталиным.
Вместо ленинско-сталинского предложения
о борьбе за диктатуру пролетариата и, по-
строение. социалистического общества в на-

8) В. И. Ленин, — Собрание сочинений,
т. ХХЬ стр. 35.
4) «Шестой с’езд РСДРП(б)», стр. 118.

шей стране Преображенский внес. «допол-
нение» к резолюции, отрицая возможность
победы рабочего класса и построения с0-
циализма. в нашей стране.

Товарищ Сталин дал сокрушительный
отпор Вылазке Преображенского. Товарищ
Сталин говорил: «Я против. такого оконча-
ния резолюции. Не исключена возможность,
что именно Россия явится страной, прола-
тающей путь в социализму... Надо отки-
нуть отжившее представление-о том, что
только Европа может указать нам путь.
Существует марксизм догматический и мар-
ксизм творческий. Я стою на’ почве пос-
леднего» 5).

Реакционную схему развития революции
выставил Ha с’езде Бухарин — этот все-
светный путаник, скатившийся в клоаку
злейшей контрреволюции. Шо этой «игру-
шечной» и в основе неверной, как подчер-
кивал на с’езде товарищ Сталин, схеме ра-
бочий класс в ходе пролетарской револю=
ции, во-первых, оказывается без крестьян-
ских резервов, и, во-вторых, самая револю-
пия может победить лишь при поддержке
Западной Европы. Эта троцкистская, но
сути дела, позиция Бухарина, тесно свя-
занная с его антиленинскими ‘взглядами
1915—1917 тг., была тогда же разобла-
чена товарищем Сталиным и отвергнута

`с’ездом.

Получили такой же резкий отпор Ногин,
Ангарский и некоторые другие, пытавшие-
ся отстаивать оппортунистическую  пози-
цию, на которой стоял Каменев‹на апрель-
ской конференции. Эти каменевские сто-
ронники исходили из меньшевистской точ-
ки зрения о незрелости России для еоциа-
листической революции.

Отвечая им. товарищ Сталин дал глубо-
чайшее обоснование возможности социали-
стической революции в России и победы
социализма в нашей стране.

«Некоторые товарищи говорили, что так
как у нас капитализм слабо развит, то уто-
пично ставить вопрос о социалистической
революции. Они были бы правы, если бы
не было войны, если бы не было разрухи,
не были расшатаны основы народного хо-
зяйства. Но эти вопросы о вмешательстве

‘в хозяйственную сферу ставятся во всех

государствах, как необходимые вопросы..,
С другой стороны, такой свободы, как у
нас, нигде не бывало в условиях войны.
Затем громадная организованность рабочих:
у нас, например, в Питере 66°/о организо-

5) «Шестой с езд РСДРП(б)», стр.233—234.

ванных металлистов. Наконец, нигде у про-
летариата не было таких пироких органи-
заций, как Советы Р. и С. Д. Все это ис-
ключало возможность невмешательства ра-
бочих масе в хозяйственную жизнь. В этом
реальная основа постановки вопроса о _с9-
циалистической революции у нас в Рос-
сии» 6‘).

Величайшая вера в силы российского
пролетариата, основанная на глубоком мар-
ксистско-ленинском анализе характера и
движущих сил революции, звучит в этих
словах товарища Сталина. Твердо следуя
ленинским указаниям, он звал пролета-
риат и беднейшее крестьянство на великую
битву с капиталом, отбрасывая © пути ре-
волюции всех оппортунистов, маловеров и
вредителей.

В ответ на крики оппортунистов  П Ин-
тернационала о незрелости страны и 0т-
сутствии «об’ективных предпосылок co-
циалистической — революции», товарищ
Сталин с трибуны У с’езда бросил ленин-
ский призыв к социалистической револю-
ЦИИ.

В период подготовки победы диктатуры
рабочего класса Преображенский, Бухарин,
Рыков и «иже с ними» выступили против
ленинского учения © возможности победы
социализма в нашей стране. Исходя из этой
же позиции, Зиновьев и Каменев стали
подлыми штрейкбрехерами Октября.

С тех пор минуло двадцать лет. Партия
под руководством товарища Сталина пю-
строила в’основном социалистическое 05-
щество, обеспечив победу социализма в на-
шей стране. А те, кто выступал двадцать
лет назад против линии Ленина Сталина,
скатились в лагерь махровой контрреволю-
ции, стали троцкистско-правой агентурой
кровавого фашизма.

На УГ с’езде партии была поставлен»
всемирно-историческая задача установле-

ния  социалистического строя. Дирек-
тивы Jenna, доклады Сталина, реше-
ния С’езда были подчинены одной
боевой задаче — подготовке  Boopy-

женного свержения буржуазии, укрепле-
ния диктатуры пролетариата. «Апрельская
конференция большевиков нацелилз пар-
тию на перерастание буржуазной револю-
ции в социалистическую, УТ с’езд нацелил
партию на вооруженное восстание» 7).

i secre с’езд PCJIPII(6)», crp. 108,
«История rpamgancnok войны
СССР», т. 1, стр. 320. >