м
Kota
ee
sui

КОЛХОЗНАЯ
БИОЛАБОРАТОРИЯ

ХАРЬКОВ, 6 августа. (Нерр. «Правды»).
Биотлаборатория гордость колхоза
«Червоный шлях», Карловского района,
помещается в обычной сельской хате. Здесь
лаборант колхозник Иван Маркович Pe-
петило, или, как его шутливо величают
«профессор», обосновался со своей «фер-
мой микробов». Вместе со своим  замести-
телем Трофимем Буханцом он разводит мил-
лионы микроскопических существ, так на-
зываемых трихограмм. Трихограммы, ина-
че яйцееды, уничтожают опаснейних по-
левых вредителей, в том числе и ознмую
совку.

— До последнего времени,—рассказы-
вает Трофим Буханец, — совку мы co-
бирали, как и наши деды, вручную с утра
ло Вечера. Колхозу приходилось для этого
выделять специальные бригады, десятки
человек. А теперь мы вдвоем, я и Иван
Маркович, развели 17 миллионов трихо-
грамм-яйцеедов, пустили их на поля, и эти
маленькие прожорливые существа сделали
куда больше, чем, скажем, 50 колхозниц,
собиравших совку вручную.

Г. ГРИГОРЕНКО.
И

НА ХЛОПКОВЫХ ПОЛЯХ
СОВХОЗА «ПАХТА-АРАЛ»

АЛМА-АТА, 6 аргуета. (Корр. «Прав

ды»). Крупнейший в Советском Союзе хлоп-
ковый совхоз «Пахта-Арал» ожидает бога-
тый урожай хлопка. Совхоз посеял 5.360
та американского хлопка и должен дать по
плану около 13.000 тонн хлопка, из сред-
него расчета в 24 центнера с гектара.
Фактически по определению агрбномов сов-
хоз соберет в среднем по 29—30 центие-
ров хлонка с ra.

С 25 июля идет массовая чеканка хлоп-
чатнлка (срезывание верхушек растений
для усиления раззития коробочех). В про-
шлом году чеканка применялась в, опытном
порядке.

Погода . в июле и августе, благоприят-
ствует росту. Хлопчатник растет очень дру-
жно. На хлопковых полях работают 4.500
рабочих. Они соревнуются на высокую уро-
жайность хлопка. Лучиие бригадиры-хлоп-
коробы тт. Гресе и Слободской рассчитывают
получить, с0 своих участков не менее 45
центнеров. хлопка с та.

—o—

‘заказы колхозов

ПЯТИГОРСК, 6 августа. (Корр. «Прав-
вы»). В Орджоникидзевском гкрае—обиль-
ный урожай. Волхозы делают кооперации
заявки на разные товары.

В Алексанлровском районе колхозы на-
метили продать свыше 40 тысяч центне-
ров зерна. Местному представителю Хледб-
торга сделана заявка на 30 полуторатон-
ных и трехтонных автомобилей, на сеялки,
сортировки и другие сельхозмашины. Рят

ROAX030B, Еоторые предполагают строить

лома и хозяйственные сооружения, поку-
пает 83 вагона леса, гвозди, цемент. Сде-
лана также заявка на 4. комплекта духо-
вых оркестров, 200 велосипедов, 100 кар-
манных часов, 200 кроватей и большое
количество мануфактуры и обуви:

Колхозы Haypcroro района продают
40.000. центнеров зерна и покупают на
эти ‘деньги разных товаров на несколько
миллионов рублей. Колхозы им. Тельмана,
им, Буденного булут строить клубы-чи-
тальни. В их заявках преобладают лес,
твозди, цемент, Колхоз им. Ворошилова
приобретает оборудование для. электростан-
ции. Некоторые колхозы строят детские
ясли. ms
` (рджоникилзевская контора  Союзхлеб-
торга получила уже заявок на 45.620 ты-
сяч рублей.

РЕ ee eS ee ee eee Е

В Куйбышевской области .КОННОСПОРТИВНЫЕ
затягивают уборку

(От корреспондента «Правды»)

Куйбьнпевокая область собирает обиль-
ный урожай. Средняя урожайность зерно-
вых — 12 центнеров с гектара. Есть райо-
ны (Куйбышевский, Борский, Ново-Малы-
Клинский), где собирают ‘по 20 центнеров
зерна с гектара.

В нынешнем году хлеб в основном булет
убран комбайнами. Многие комбайнеры пе-
казывают образцы работы. Мастер комбай-
новой уборки тоз. Стеценко  (Домашкин-
ская МТС) убирает ежедневно своим
«Сталинием» по 55—60 тектаров. В пер-
вые PAIN комбайнеров-стахановцев  обла-
стн выдвинулея комбайнер этой же МТС
тов. Кшуманев, работающий первый год.
Очень хорошо работают товарищи Ватазин,
Репин. орденоносец Усачев, Волкорга.

К сожалению, земельные врганы ве ey-
мели возглавить произволетвенный WOT eM
комбайнеров. передать всем  комбайчерам
опыт лучиих. Комбайны используются пло-
хе. Только в 7 районах из 87 комбайны
работают более нли менее нормально.
В остальных же районах убирают чех
угодно, но не комбайнами. В Кошкинеком
районе, например, из 12.900 гектаров

комбайнами убрано только 72,0: в. Похви-.

стневском из 8.500 тектаров—300. Ееть
районы . (Клявлинский,  Байтугановский),

+ ле к’комбайновой уборке еще не присту-

пили.

Комбайны часто простаивают, произволи-
тельность их низка, кое-гле они исполь-
зуютея только для молотьбы.

Научный сотрудник Всесоюзного инсти-
тута экономики сельского хозяйства тов.
Демилов произвел интересный хронометраж
одного дня работы сцепом двух комбайнов
(«Сталиннев») под управлением опытного
комбайнера тов. Муравлева из Больше-
Черниговского района.

Выяснилось, что рабочий день аггрега-
та Муравлева длился 29 часа 35 мин., но
комбайн работал  произведительно всего

лишь 10 часов 44 минуты, или 47,7 проц.
всего времени.

Естественно. что каждый комбайн тахо-
го аггрегата дал низкую суточную выра-
ботку в 23 гектара.

Как правило, никто в МТС не занимает-
ся вопросами организации труда на ком-
байче, рационального расходования време-
ни. Много лишнего времена тратится на
заводку моторов, освобождение барабанов
от забившейся соломы. чрезвычайно затя-

гивают обед, ужин, завтрак и так нвазы-.

ваемую «перекурку».

Очень плохо организована отгрузка зер-
на. В колхозе «Красный май», Хворостян-
ской МТО. не выделены подводы для от-
трузки.
бункер зерном, под’езжает к полевому току
я сам производит разгрузку.

Заведующий сельскохозяйственным отде-
лем областного комитета партии тов. Го-
лованов пытается об`яснить простои ком-
пайнов неопытностью комбайнеров, их
неумением- регулировать ход аггрегатов.
Не в этом, конечно, суть — Главное—в
слабом оперативном руководстве уборкой.
Комбайнеры предоставлены самим себе. До-
статочно сказать, что в пространном указа-
нии областного комитета партии 06 орга-
низации уборки о комбайнерах и комбай-
нах сказано вскользь несколько общих
фраз. Среди комбайнеров много молодежи,
работающей на комбайнах первый год. Но
областная газета «Волжекая коммуна» He
считает нужным печатать статьи, 09 яс-
няющие, как надо работать в условиях гу-
стого п высокого травостоя хлебов.

Вее это отражается на темпах уборки.
На 31 июля выполнено всего 23 apo.
плана. По сравнению с прошлым годом 0б-
ласть отстает более чем на 1 миллион гёк-
таров. Областные организации должны, на-
конен, сделать все выводы из этого непро-
стительного отставания!

М. ТАМАРИН.

Мастера комбайновой уборки Донецкой области: Матрена Федотовна Медве-
дева, комсомолка (В. Анадольская МТС), и Петр Тимофеевич Гончаров (Сва-

товская MTC).

СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА ЦЕН

(Окончание)

если нх можно было отправить хотя бы
с Каслинского завода, Челябинской обла-
ети, или с других заводов, более близко
расположенных к Дальне-Восточному краю?
Размер накидки и должен был удержать
торговые организации от нецелесообразной
ий бесхозяйственной перевозки товара.

Но если отдельные примеры, приведен-
ные тов. Кухтиным, и не удачны, то этим
отнюдь не снимается вопросе об улучшений
и упрощении всей системы ‘образования
цен и уснлении контроля за воблюдением
советской политики цен в торговле. Этот
Бопрос имеет исключительную хозяйствен-
ную и политическую важность. Его нужно
разрешить так, чтобы потребитель чувство-
вал неустанную заботу 0 себе; чтобы он
сам имел возможность наиболее доступным
способом контролировать соблюдение цен.
Самый действенный контроль над ценами
будет тогда, когла мы дополним контроль,
осуществляемый торговыми и регулирую-
щими организациями, контролем самого по-
требителя.

В ближайшее время мы должны провести
следующие мероприятия для того, чтобы
упорядочить ценообразование.

Во-первых, нужно расширить систему
поясных розничных цен, устанавливаемых
тосударством. Эта система имеет много
пренмуществ по сравнению с таким поряд-
ком, когда цена определяется путем при-
бавления торговой накидки к отпускноя
цене промышленности. Поясные розничные
цены облегчают потребителю контроль и
устраняют возможность злоупотреблений
путем неправильного калькулирования тор-
говых организаций. При поясных ценах
нет надобноети калькулировать розничные
цены. Работа калькулятора и счетного пер-
сонала сводится лишь к подсчету разницы
между установленными розничными пенами
н отпускными ценами промышленности,
т. е. той разницы, которая остаетея в
пользу торговой организации на покрытие
ве торговых расходов.

ПНоясные розничные цены установлены
почти на все продовольственные товары,
3 также на ряд промышленных товаров:

нитки, махорку, табак, парфюмерию, тет-
ради, карандаши, резиновую обувь, метал-
лические изделия и др. Нужно расширить
систему поясных цен.

Народный комиссариат внутренней тор-
TOBIN и’ его местные органы должны зна-
чительно усилить свою работу по огражде-
нию потребителя от всякого обмана. Все
торговые организации и местные отделы
внутренней ‘торговли должны твердо пом-
нить, что они призваны защищать инте-
ресы потребителя и несут полную ответ-
ственность за каждое нарушение цен. 3a-
дача отделов внутренней торговли — си-
стематически, изо дня в день беспощадно
бороться с нарушителями советской поли-
тики цен. Нужно усилить ответственность
ий руководителей торговых организаций за
соблюдение цен. Не может быть руководи-
телем тот, кто мирится с фактами обмана
потребителя.

Решающее значение имеет правильный
подбор работников торговли. Нужно уста-
новить постоянное наблюдение за тем, что-
бы правила приема на работу в торговлю
строжайше соблюдались. чтобы состав тор-
говых работников систематически прове-
рялея на работе и чтобы при подборе про-
являлась надлежашая бдительность.

Совершенно нельзя мириться с тепереш-
Ним состоянием политической, массовой ра-
боты в торговом аппарате. Нужно высо-
KO поднять общественно-лолитичеекое BOC-
питание работника прилавка, организовать
честных и преданных работников, поднять
их ярость против преступных махинаций
воровских и враждебных элементов, про-
бравшихся в торговый аппарат. Необходимо
‘всемерно использовать все виды контроля
потребителя — покупательские  конферен-
ции, бригады массового контроля, советы
жен для выявления недостатков торговой
работы и разоблачения преступников, бю-
рократов и лодырей. Нужно привести в дей-
ствие все имеющиеся в наших руках ры-
чаги для того, чтобы обеспечить точное
проведение в жизнь советской политики
цен.

Органы Государственной торговой ин-
спевдии должны стать организующими

Фото Е. Комма,

центрами в осуществлении массового конт-
роля. Пока этого, к сожалению, нет. Торго-
вая инспекция выполнит свою задачу
по-настоящему только в том случае, если
будет анализировать деятельность торговых
организаций и выявлять коренные при-
чины злоупотреблений, разоблачая вра-
гов народа, жуликов и предупреждая са-
мую возможность злоупотреблений. Следуег
расширить практику обозначения рознич-
ной цены на расфасованном товаре.

Различие между ценами на изделия co-
юзной государственной промышленности, с
одной стороны, и продукцию местной госу-
дарственной промышленности и промысло-
вой кооперации, с другой, можно устранить
уже сейчас. Вместе с тем надо в законода-
тельном порядке определить права и обязан-
ности промышленных наркоматов, промы-
словой кооперации и других организаций
в установлении цен. Предложения, выдви-
нутые по этим вопросам тов. Кухтиным,
совпадают с проектом, находящимся на рае-
смотрении правительства. Само собой разу-
меется, что нужно устранить и отмеченные
нами несообразности в ценах, неоправды-
ваемые разрывы в ценах на товары, мадо
различающиеся по качеству, использование
одинаковых названий для товаров разного
качества и т. д. Большую роль. в упорядо-
чении работы по ценообразованию сыграет
повышение квалификации калькуляторов.
06 этом следует специально позаботиться.
Не менее важно издание прейс-курантов.
Выпуск ряда прейс-курантов по обуви,
мехам, нарфюмерии и др. мы рассматриваем
лишь как начало. Наконец, там, где
это возможно, следует устранить множе-
ственность накидок.

Вопросы пенообразования, — поднятые
«Правдой», прелставляют огромный интерес
для всех трудящихся. Задача работников
советской торговли заключается в том, что-
бы максимально упростить и упорядочить
систему ценообразования, устранить все
недостатки, сделать систему пен наиболее
доступной и понятной массам и максималь-
но усилить контроль за соблюдением цен.
Мы должны быть «проводниками нашего,
революционного, большевистского дела»,
как Hac призывает к этому товарищ
Сталин. Мы должны обеспечить точное про-
ведение политики партии, направленной к
неуклонному снижению цен и непрерыв-
ному под’ему материального благосостоя-
ния народа великой страны социализма.

Комбайнер Плотицын, наполние

СОСТЯЗАНИЯ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
6 августа. (Корр. «Правды»). Интересные
`конноспортивные состязания состоялись в
лагерях Терско-Ставропольской казачьей
дивизии. Участники состязаний продемон-
стрировалн высокий класс управления ко-
нем, владения оружием, силу, отвагу, лов-
кость.

Уверенно вели коней всадники на пре-
одоление препятствий высотой в 100—120
сантиметров, пгироких канав. Победителями
комиссия признала команлира отделения
Колесникова и казака-бойца Щеголева.

В повышенном  конкур-иппике первое
место занял лейтенант Казбеков на своем
коне «Аул». На этом же коне Казбеков
взял первенство на окружных состязаниях
в прыжках через барьер» высотой в 155
сантиметров. “

Захватывающим зрелищем была лжиги-
товка. Лихие «отбочки», «толчки», «веп-
тушки», исполняемые на мчащихся каръе-
ро\ конях, вызывали заслуженное восхи-
щение,

Демонстрировалось и искусство рубки.
Стремительно несется всадник влоль pac-
ставленных 103. Почти неуловимое ‘ля
глаза движение-—молнией сверкнул на
солнце клинок, и лоза срезана, точно брит-
вой. Здесь победителями вышли политрук
Рябышев и боец-казак Марков.

—о-

ЭКСКУРСИИ ДЕЛЕГАТОВ
ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНГРЕССА

СВЕРДЛОВСК, 6 августа. (Кэря. «Праз-
вы»). Вчера сибирекая и уральская экс-

курсии делегатов закончившегося Между-.

народного геологического конгресса встре-
тились в Сверхловске. Обе делегации посе-
тили геологический музей-выставку, осмат-
ривали город. В Парке юных пионеров дети
устроили овацию испанским делегатам. В
книге посетителей Дворца юных пионеров
участники экскурсий оставили восторжен-
ные записи. ;

+

Е * +

ВУЙБЫШЕВ, 6 августа. (Керр. «Праз-
ды»). Вчера в Сызрань специальным по-
ездом прибыла возвращающаяся с Урала де-
легация ХУП Международного  геологиче-
ского конгресса.

Ученые осматривали новый Сызранский
нефтепромысел, подолгу задерживаясь у
эксплоатационных скважин,  пушенных
всего несколько месяцев назал. Особый ин-
терес гости проявили к действующей сква-
жине № 16 с нефтяным амбаром, в ко-
тором хранится свыше 500 тонн первой
Волжской нефти.

Затем делегаты осмотрели выставку, по-
казывающую работу Сызранского промыс-
ла и богатства нефтяных месторождений
Поволжья.

Из Сызрани делегация отправилась на
Царев Курган для осмотра места основа-
ния будущей плотины Куйбышевского
гидроузла.

Ия

БИРАКАНСКИЙ МРАМОР

И КОРФОВСКИЙ ГРАНИТ

ХАБАРОВСК, 6 августа. (Кэрр. «Праз-
вы»). Около Биракана (Еврейская автоном-
ная область) в этом году обнаружены но-
рые запасы зеленого и черного мрамора,
представляющего прекрасный материал для
архитектурных работ.

Бираканский мрамор уже получил вее-
союзную известность. на него имеетея
большой спрос. К сожалению, лобыча мра-
мора, которой занята артель «Биробиджан-
ский мраморщик», до сих пор ведется ку-
старным способом. ;

Работники  горнотехнического треста,
кроме залежей мрамора, обнаружили вбли-
зи Хабаровска, у станции Корфовской, за-
пасы гранита высокого качества.

В рэйонах Еврейской автономной обла-
сти закончена также разведка сырья для
силикатного киопича, найдены залежи гра-
фита, белой слюды и земляных красок. Все
эти находки свидетельствуют о больших
возможностях для развития местной про-
мышленности.

ЕВ

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ

УЧИТЕЛЕЙ

МИНСК, 6 августа. (Корр. «Правды»).
Многотысячная армия учителей начальных
и ередних школ БССР в этом году хорошо
проводит свои летние каникулы. 3.500
учителей уже отдыхали в домах отдыха и
санаториях республики. 900 человек побы-
вали в санаториях и домах отдыха Крыма,
Кавказа и Украины.

Кроме того, 2.800 учителей совершили
экскурсин в Москву, Ленинград, Крым, по
Военно-Грузинской дороге, Беломорскому
каналу имени Сталина, на озеро Селигер.

У

МОЩНЫЕ РОДНИКИ
В СТЕПЯХ
КАЗАХСТАНА

АЛМА-АТА, 6 августа. (Корр. «Прав-
пы»). Тургайский отряд Центральной ка-
захстанской экспедиции Академии наук
СССР обнаружил в труднопроходимых пе-
сках, недалеко от тракта Джусалы-Карсап-
ай, мощные родники пресной воды от-
личного качества.

При несложном благоустройстве некото-
рые из них смогут давать свыше 20 ты-
сяч ведер воды в сутки. Наличие больших
ресурсов пресной воды имеет огромное
значение для освоения природных  6б0-
татств степей Центрального Казахстана.

—о—

ТЮКАЛИНСКИЕ

ПЛАНЕРИСТЫ

ОМСК, 6 августа. (Корр. «Правды»). С
недавнего времени появился в Тюкалин-
ске планер. Жители городка стали часто
видеть летающих сограждан. Каждое утро,
в особенности в выходные лни, на пла-
неродроме большое ‘оживаение. Молодые
люди без отрыва от работы овладевают тех-
никой парения на планере. Звание плане-
ристов первой ступени уже получили Вик-
тор Панов, Василий Суздальцев, Иван Ги-
наков. :

Ко дню авиации—18 августа—тюкалин-
ский планерчый кружок готовит Е выпу-
ску молодых планеристов.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

«О ВВЕДЕНИИ ПРАВИЛЬНЫХ СЕВООБОРОТОВ»

Какими должны быть
севообороты в Заволжье

В нашей стране есть большие террито-
рии с орошаемым земледелием, в частно-
сти Заволжье. Какие севообороты должны
вводиться в этих районах? Проект не дает
ответа на этот вопрос, хотя он чрезвычай-
но актуален для Заволжья. В Заволжье
быстро растут площади поливного земледе-
лия на местном стоке. Проектируя севообо-
роты, надо предуемотреть перспективу ро-
ста орошаемых плошадей. При нарезке по-
лей в натуре для главного (полевого) сево-
оборота следует выделить будущие сево-
обороты орошаемого Земледелия, иначе в
дальнейшем трудно избежать ломюи полей
севооборота.

Для заволжеких районов проект реко-
мендует сеять в травяном клину только
люцерну и совсем не упоминает о много-
летних злаках. Но одна люцерна не разре-
шает главного — создания дернины для
основной культуры  Заволжья — яровей
(твердой) пшеницы. Травяная смесь, по-
моему, должна состоять из 55—60 проц.
многолетних злаков и 40 — 45 проп. лю-
перны (главным образом желтой).

Третий раздел проекта «об обеспечении
производства семян трав» изложен некон-
кретно. Его необходимо уточнить. 0с-
новные мероприятия по производству се-
мян трав нужно наметить по зонам, ука-
зав. какие именно травы следует сеять
на семенных участках в отдельных зонах.
Ничего не сказано в проекте о сборе се-
мян дикорастущих трав. Между тем это
большей резерв, недооценивать который
пельзя.

Нами проделана предварительная рабога
по проектировке севоэборотов в типичном
для Б.-Черниговского района колхозе «Пла-
мя». В 1937 г. из 3.400 га пахотноснособ-
ных уголий под пашней (посевы и пары) в
колхозе занято только 2.069 га, осталь-
ные—залежь. Не в одном лишь колхозе
«Пламя» так много залежи. По 42 колхозам
района из 165 тые. га под залежью нахе-
дится около 50 тыеяч га. В Б.-Черивгов-
ском районе развито животноводетво (кЕруп-
ный рогатый скот—мясо-молочное напра-
вление, и овцеводство).

В колхозе «Пламя», Kak и во всем
Б -Черниговском районе, при проектировке
‹евооборотов вполне возможно увеличить

посевы зерновых процентов на 15 — 20,
и в то же время расширить посевы много-
летних трав.

Конкретно, в колхозе «Пламя» полевой
севообопот (основной) на площади`в 2.500
га намечен со слелующим чередованием:

1. Пар. 2. Рожь. 3. Ишеница яровая.
4. Пропашные. 5. Пшеница яровая © под-
севом трав. 6, 7, 8 — многолетние травы
на сено. 9. Травы на выпас. 10 и 11.
Твердая пшеница.

Перспективный план колхоза на третью
пятилетку подсказывает необходимость 09-
ганизовать прифермекий севооборот на пло-
щали в 500 гектаров для того, чтобы обес-
печить растущее поголовье скота зелены-
ми сочными кормами и культурными вы-
гонами. _

В течение 1938 — 1939 гг. на местном
стоке развертывается севооборот поливного
земледелия на площади в 90 га с таким
черелованием:

1. ПШменица твердая с подсевом трав.
3. Травы. 3. Травы. 4. Твердая пшенила.
5. Тверлая ншеница. 6. Просо.

Уже в этом году колхоз обеспечил себя
семенами трав — в стени в огромном кэ-
Личестве проязрастают ликий костер, жит-
HAK, лающие большое количество семян.
Пионеры и школьники ежедневно набирают
по 1%—2 центнера семян.

На основе намеченных севооборотов 0б0б-
ществленное стадо лойных коров в кол-
х03е розрастет к 1942 г. с 23 голов ло
195, овпематок—е 330 до 1.100 голов.
Увеличится также поголовье свиней и ра-
бочего скота. Скот. находящийся в инлн-
видуальном пользовании, возрастет до норм
Устава сельскохозяйственной артели.

Мы cunraem, что наша проектировка
является одной из наиболее приемлемых
для Заволжья.

В заключение отмечу, что колхозники
особенно горячо одобряют пункт проекта,
гласящий, что принятый севосборот должен
иметь силу закона.

Старший научный сотрулнин Все-
зоюзного института энономики сель-
сного хозяйства С. ДЕМИДОВ. -

Б.-Чернитовский район,
Куйбышевской области.

СЕЛЕКЦИОНЕР

Мы ехали в Немерчи — к старейшему
селекционеру Винницкой области Льву Ива-
новичу  Повалевскому, — семидесятитрех-
летнему старику с молодой душой, пытли-
вым умом и пеиссякаемой энергией.

Поля Подолии неслись нам навстречу,
сверкая прекрасным свонм урожаем. 3оло-
тая «украинка» — пшенина мировой сла-
вы-—затопила вокруг огромные прострая-
ства. Машина наша казалась утлым чел-
ноком, несущимся в безбрежном пшенич-
ном море. Над степью, над пологими хол-
мами, над редкими нерелесками безраз-
дельно властвовали палящее солнце, неза-
бываемое небо Юга и пшеница, прекрас-
ная ншеница — янтарное сокровище миро-
вого полеводства.

Старика мы застали в поле. Невысокого
роста, с окладистой белой бородой. слегка
сутулясь, он переходил, опираясь на пал-
KY, г олной делянки на другую, осматривая
урожай своих многочисленных пшеничных
гибридов.

Биография этого человека примечатель-
на. Сорок три года назад студент Ковалев-
ский окончил Харьковский ветеринарный
институт и стал врачом-бактериологом.
А спустя шестнадцать лет врач Вовалев-
ский бросает свою специальность и посту-
пает на агрономическое отделение Киев-
ского политехнического института.

Неведомые тайны рождения сортов
властно влекли этого человека. Сларик
рассказывает нам 0б этом. с тихой изви-
няющейся улыбкой.

В 1915 голу имперналистическая война
снова превращает агронома Ковалевского
во врача-бактериолога и заставляет его
заготовлять свинину и сало для действую-
щей армии.

И только семнадцатый год поибивает его,
наконец, к Мироновской селекционной
станции. :

Орды белобандитов неоднократно пере-
катываютея через станцию. Вытоптаны
посевы, разграблено имущество, уведены
кони, разбежалось большинство работни-
ROB...

Старик пытается сберечь одну единствен-
ную не до конца вытоптанную делянку.
Кажется, что выжившие на ней колоски
пшеницы подают надежду. Два года рабу-
тает старик над этой пшеницей. И от пер-
вых сохраненных им зерен, трудами кол-
лектиза селекционеров, пошла теперь по
свету всемирно известная «украинка».

Мы слушаем увлекательный рассказ
старика, и перед нашим взором возникает
огромное пространство родной земли в
шесть миллионов гектаров, сплошь занятое
теперь «украинкой».  .

В скромно обставленной лаборатории ста-
рик показывает нам новые выведенные им

сорта. Вот озпмая пшеница «заря». По
многих сроим качествам она стонт выше
«украинки». Многолетние данные пока-
зывают среднюю урожайность в 25,2 цент-
нера с гектара — почти на два центнера
выше средней урожайности «украинки» на
Мироновской станции. «Заря» обнаружи-
вает почти полную иммунность к стебле-
вой ржавчине.

— Мы работаем сейчас над тем, —
говорит нам Ковалевский, — чтобы повы-
сить ее хлебопекарные качества.

Старик любовно пересъшает с руки на
руку стекловидные зерна.

Постепенно он показывает нам свои
сортовые сокровища. Многие из них, может
быть, скоро выйдут на необ’ятные просто-
ры колхозных полей. Вот озимая пшеница
«светлана» и многообещающий сорт «211».
Срелняя их урожайность 28 — 30 центне-
ров с гектара.

Вот превосходный сорт кукурузы «борь-
ба». В прошлом году некоторые колхозные
звенья в Ямпольском районе добились уро-
жая этой кукурузы в 100 центнеров зерна
6 гектара.

„Но знаменитый селекционер недоволен.

— Мы не можем пустить этот сорт
в массовое пронзводство. Знаете, почему?
У пас нет кукурузной сушилки. Каждый
год пропадают из-за этого семена.

Тов. Ковалевский долго водит нас по
своему хозяйству. Около 10 тысяч делянок
в ега распоряжении. А людей мало. Сплошь
да рядом самому приходится делать рядо-
вую работу техника. Научная работа ос-
тается в забросе.

Когла мы прощаемся со старым селек-
ционером, мы уносим © собой частицу его
бодрости и сокровенной его думы.

— Я постараюсь еще кое-что  слелать
за остаток своей жизни,—сказал он нам
на прощание.—Самое важное для меня,
что и я хоть что-либо сделал для нашей
великой родины...

Машина уносит нас обратно в Виннипу.
По дороге мы думаем о местных руковоли-
телях, не улосуживающихся создать эле-
ментарно необходимые условия для работы
старика-селекитонера, о кукурузной сушил-
ке заманчивой и пока недозягаемой меч-
те его, думаем о самом старике, незаслу-
женно забываемом винницкими руковолн-
телями.

А навстречу снова бегут бескрайние
пшеничные поля, несущие обильный урд-
жай. Колосья «украинки» и «зари» слегка
колышутся под дуновением ветерка.

П. ГРИНЕВ.

Немерчинская опытная станция,
Винницкой области.

Блестящий полет Мазурука

ОСТРОВ РУДОЛЬФА, 6 августа. 4 авгу-
ста, в 11 часов 50 минут, Герой Советеко-
го Союза тов. Мазурук на самолете «Н-36»
вылетел из Рудольфа в бухту Тихую, имея
на борту начальника станции бухты тов.
Григорьева. Вскоре после вылета было по-
лучено сообщение: «аэродром бухты Ти-
хой закрыт туманом».

Мазурук имел бензина на 4 часа. Про-
шло значительно больше времени. Отеут-
ствие сведений о самолете вызвало Ha Py-
дольфе тревогу. Держали в готовности са-
молет «Н-128» — летчика Козлова; чтобы

вылететь при первой возможности на по-
иски.

Через 9 чае. 20 минут поеле вылета
Мазурука было получено сообщение о бла-
тополучной посадке его самолета в бухте
Тихой. Оказывается, Мазурук, застигнутый
туманом, совершил посадку на острове
Нансена и, переждав в течение 7 часов,
пока улучшилась погода, прилетел в

Тихую.
ЛИБИН.
Начальник зимовки
на острове Рудольфа.

КАРАМЕЛЬНАЯ ФАБРИКА

БАКУ, 6 августа. (Корр. «Правды»).
Наркомпищепром СССР строит в Баку мощ-
ную карамельную фабрику. которая будет
ежегодно выпускать yo 10.000 тонн раз-
личных конфет и карамели. На строитель-

ство и оборудование ассигновано’ 3 мил-
лиона рублей.

Фабрика будет богато оснащена новей-
шими машинами отечественного производ-
ства. Она должна вступить в строй в кон-
це третьего квартала текущего года.