_Обеспечит ли Наркомпрос
школы учебниками?

Учебно-педатогическое издательство вы-
пустило за последние четыре год» около
217 миллионов экземпляров стабильных
учебников для начальных и средних школ.
План 1937 года определяет выпуск в
65.775 тысяч книг. Ни одно издательство
в мире не знало таких масштабов, такого
размаха культурной работы.
Однако каждый год повторяется одна
и та же история — учебников нехватает.
Многих школьников ждет с начала учеб-
ного года большое разочарование — остать-
ся без книжки, отстать от сверстников. Не

лучше положение и бейчае. Скоро де-

сятки миллионов жизнерадостных школь-
ников залюлнят классы, и снова многие
и многие из них останутся без книг. По
данным Учпедгиза, на 11 августа отпеча-
` тано 51.396 тысяч книг, а сдано для расиро-
странения среди школьников лишь 45.567
 тысяч, т. е. около 69 проц. плана.
Такие учебники, как часть  гео-
графии Тереховой и Эрдели, физическая
география Баркова, учебники немецкого и
‘английского языка, эволюционное учение
- Велявва, математические таблицы Брадиса,
’”рамматики, еще не увидели света.
` Кто виновен в том, что создалось положе-
ние с учебниками, напоминающее издева-
тельство над школьником?

Вот протокол совещания от 14 июня
©. г. под председательством руководи-
теля Огиза тов: ФБрона по вопрову 0
ходе выполнения планов издания стабиль-
ных учебников для начальной и средней
школы. Достойно удивления, но факт, —

„ совещание‘ принимает к ‹<ведению заявле-
‚ ние представителя Учебно-педатогического
` издалельетва тов. Фельдт о том, что «обя-
зательство по учебникам для начальной
школы системы РСФСР в количестве
_ 28 миллионов экземпляров (без учебни-
‚ вов истории и букварей) будет выполнено
к 1 августа, в соответствии с договором с
Когизом, не менее чем на 70 проц. общего
количества, при чем ни по одному из учеб-
ников, сдаваемых к 1 августа, тираж не
° будет ниже 50 проп. годового».
по. Что. же означает в переводе на по-
‚энятный язык эта, длиннейшая канцелярская
фраза? Она означает, что Наркомпрое и
другие организации заведомо согласились с
тем, что огромная часть учебников не по-
падет школьникам к ‘началу ‘учебного года.
то дал право. народному комиссару про-
свещения тов, Бубнову санкционировать
это своеволие? Вот почему Учебно-педаго-
“’‘тическое издательство, не стыдясь, поме-
- Щает в_ сводках перечень учебников, кото-
„рые оно намерено печатать в сентябре—ок-
тябре и проч., т. е. в разгар, учебного года.
Наркомпрое и иже © ним тупо следуют ка-
Кой-то вредной традиции; благодаря кото-
рой значительное количество учебников на-
чинает печататься поеле начала занятий
 `В школах.
>” Издание стабильных учебников — не
‚ простое дело. Оно требует чрезвычайно чет-
„Кой и своевременной работы всех звеньев
этой системы, и прежде всего—Наркомпро-
са. Пропеес издания учебников начинает-
ся с него, с момента утверждения им из-
хаваемых учебников. Но разве управление
средней школы в лице тт. Цехера и Шопо-
за не показывает яркого примера надува-
тельства и обмана школьников! Еще 14 ию-
ня можно было констатировать, что из
38 миллионов экземпляров учебников,
предназначенных к изданию, задерживает-
-вя Наркомпросом выпуск 17 названий

се тиражом в 14 миллионов экземпляров.
Наркомпрос задержал утверждение учебни-
ков теографии, теометрии, литературы,
трамматики, орфографического словаря,
иностранных языков. Чиновникам из Нар-
компроса, возмущенно потрясающими сей-
час ‘протоколами совещаний, как неопро-
вержимым доказательством своих забот 00
учебниках, видимо, невдомек, что они-то
и есть родоначальники расхлябанноети и
безответственности.

` Систему руководства со стороны Наркох-
проса делом выпуска учебников отличает
нежелание или неумение по-большевист-
ски вникнуть в весь процесс издания учеб-
ников. Тов. Бубнов, видимо, предполагает,
что достаточно ограничиться уговорами и
советами‘ заведующему Учебно-педагогиче-
ским издательством, как учебники пойдут
сами собой. Какое же это руководство?
Факт, что Учпедгиз, в Которое еще недаз-
но орудовали враждебные люди, годами ми-
рился с отсутствием настоящей полигра-
фической базы для издательства, с ненор-
мальными, мягко выражаясь, взаимоотно-
шениями с. Огизом и т. д. Кое-кому это
было выгодно, так как служило ширмой,
за которой пытались прятать свою бесто-
мощность и: нежелание работать для юных
поколений нашей родины.

Разве Наркомпросу не ‘известно, что кни-
готорговая сеть (Вогиз), распространяющая
учебники по стране, отличается нередко
бесплановостью,  возмутительным  бюро-
кратическим отношением к  потреби-
телям? Кто же не знает, что в м0-
мент, когда советская школа требует учеб-
ников, в сети Когиза обнаруживаются мил-
лионные остатки книг? Вот и сейчас на
трех склалах Когиза в Москве лежит око-
ло 10 тысяч грузовых мест, огромное ко-
личество учебников, которые невозможно
отвезти на железнодорожные станции из-
за бесхозяйственности Когиза, не обеспе-
чившего транспортом вывоз учебников и
массово-политической литературы. ‘

Совершенно непонятно, почему Нарком-

прос замалчивает более чем странное отно-

шение Огиза к выпуску учебников. Пу-
стая переписка вместо конкретной помощи
Учпедгизу, болтовня о выпуске. учебников,
& на деле обворовывание, под видом эко-
номии, бумажных фондов Учпедгиза,—вот
стиль руководства Огиза в деле выпуска
стабильных учебников. № этому следует
добавить попытки ‘всучить третьесортную
бумагу для учебников и отсутствие заботы
9 действительном снижении цен’ на учеб-
НИКИ.

Характерно, что ни Наркомтрос, ни Уч-
педгиз фактически не заботятся о качестве
выпускаемых учебников. Люди забывают,
что хорошая бумага, крепкий переплет,
приятные иллюстрации —все это имеет
большое. значение для успеха обучения и
всего педагогического процесса.  Празда,
благими намерениями в этом духе полны
были работники, отвечающие за выпуск
учебников. В начале июня был поставлен
вопрос об издании части букварей в кра-
сочной обложке, с. красочными иллюстра-
циями. Сейчас, например, вышел из печа-
ти букварь Янковокой лля младших школь-
ников. Какой скукой повеет на детей от
его бесцветной серой обложки!

Интересы учителя и школьников  обере-
таются всей силой авторитета партин и
правительства. ‚Наркомпросу пора. покон-
чить со своим привычным стилем работы —
либеральничанием, ‘нередко наплеватель-
ским и издевательским отношением к на-
сущным нуждам школы. Терпеть этого
больше нельзя.

—

ЗОЛОТОНОСНЫЙ РАЙОН

НОВОСИБИРСК, 11 августа. (ТАСС).
Геологоразведочная партия  Ойротского
приискового управления треста «Запеиб-

золота в новом районе — на отрогах А2-

тайских гор по реке Ануй, в 7 километрах в
от села Солоненное. Золотоносная площадь.
золото» обнаружила богатое месторождение   тянется на несколько километров.

Л. Квитко

Луикин

Усталый человек татает.
Он долго шел издалека.
Потерты фалды сюртука,
И отвороты поднимает
Худая; блелная рука.

Блуждает взор, в нем скорбь и мука.
На площади народа нет —

Один лишь бронзовый поэт.

Ему протягивая руку,

Пришелец говорит: «Привет!

Счастливен, признанный по праву,
Уже сбылиевь твои мечты!

Своим народом венчан ты.

Поэта бронзовою славой
Увековечены черты.

Мой дом разграблен и разрушен.
Стихи публично сожжены,
(тихи фашистам. не нужны!
Поэт живет в подполье лушном,
Как весь народ его страны».

Тут Пушкин сходит © пьедестала
И модча руку подает,

И Генрих Гейне руку жмет.

Он улыбается устало

И рядом с Пушкиным идет.

Друзья идут во мгле рассвета,
И Пушкин говорит в ответ:
«Горжусь отчизной, как поэт!
Люблю родную землю эту,
Великих чувств ее расцвет!

И вижу я младое племя,
И мыслей дерзостных полет.
Как никогда мой стих живет!

Kx

eS x

водной станции «Локомотив».

и Гейне

Благословенно это время
Й ты, своболный мой народ!»

Они подходят в мавзолею,
Бессмертный гений вечен тут.
Часы с Кремлевской башни бьют.
Й небо над Москвой светлеет.

В обратный путь они идут.

И Гейне говорит: «Мне больно.

В моей стране владыка — Срам.
Закон порочен, и ослам

Поручен он. Ослы довольны.

Мне стыдно, друг, мнё душно там!»

На камень плит они салятся.
Бульвар безмолветвует вокруг.
Телло пожатье братских рук.
Сзетает. Нужно расставаться,
И Пушкин говорит: «Мой друг,

a
Останься здесь! Мы будем рады.
Ты тут не можешь быть гоним.
Ты так же, каки я, любим!
Я потеснюсь, — мы встанем рядом,
Здесь хватит места нам двоим».

Но друг молчит. Вадыхает грустно
  грустно руку подает:
«Прощай! Я верю в свой народ,

В свою страну, в ее искусство! —
И Гейне медленно ветает. —

В застенках не сгноить свободу,
`Не превратить народ в раба!

Меня домой зовет борьба!

Я ухожу. Сульба народа —

Певца народного судьба!»

&
$ < SS .

ASG

Стахановцы, кадровые ‘рабочие Киевского паровозо-вагоноремонтного завода,
И. Н. Шмарев (слева) и П. Г. Панасевич проводят свой выходной день на
Фото Н.

Колли.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

42 АВГУСТА 1937 г., № 221 (7187)

= = =

Последний роман

Матэ

В последнем романе венгерского писателя
Матэ Залка «Добердо» рассказана исто-
рия  баперного лейтенанта венгерской
армии Тибора Матраи, сына ремесленника,
ставшего большевиком, непримиримым бор-
пом против капитализма и войны. Рассказ
носит явно автобиографический характер.

Тибор Матраи в начале 1916 года с.
маршевой ротой. попадает на итальянски
фронт. Его часть расположена у высот
Монте-Клара, на одном из опаснеиших
участков фронта. Здесь Тибор  Матраи
встречается ‘со своим другом и учителем —
профессором Арнольдом Шиком, в армии —
обер-лейтенантом. Арнольд учил когда-то
Тибора критике социальных отношений. Он
говорил, что. «сильные цельные натуры
должны перекраивать жизнь по-своему, что
никогда не следует считать, себя слабее
своего противника».  Ненавидя войну,
Арнольд терпеть не мог штабного началь-
ства, сочувствовал солдатской массе, помо-
гал ей, чем мог. Но он не понял людей, за-
кладывавших основы венгерской коммуни-
стической партии. Арнольд Шик стал
скептиком, спился и бессмысленно погиб

на фронте.

Тибор Матраи скроен из иного MaTepHa-
та. Это—действенная и последовательная
натура. Он воспринял войну сначала как
личную судьбу, потом как страшное мас-
совое принуждение. Бездарность и преступ-
ность командования, страдания солдатской
массы, спекулятивная лихорадка, обога-
шавшая единицы за  ечет крови миллио-
нов, — вое это заставляет его глубже за-
думаться над смыслом происходящих CO-
бытий. Он пробует вначале остаться в сто-
роне, ‘не примыкая ни к верхам; ник ни-
зам армии, Это было слишком наивно: По-
зиция нейтралитета оказалась практически
невозможной. Массы не хотели с ней счи-
таться: они знали, TO нейтральных»
нет, есть друзья и враги. Матраи не был
отвлеченным мыслителем. Высшей убеди-
тельностью для него обладали факты. Он
верил только тажим теоретическим поло-
жениям, которые вырастали из фактов и
подтверждались фактами.

Ценой больших усилий была взята‘ вы-
сота Монте-Клара. Высшее командование
в восхищении превозносило героизм солдат
и офицеров. Посыпались награды, правда,
в первую очерель для штабных крыс и
влиятельных маменькиных ‘сынков. Cam
эрцгерцог должен был приехать на высоту
Монте-Клара для вручения наград героям.

Итальянцы не могли примириться с по-
терей важной позиции. Они тайно начали
подкоп, чтобы взорвать гору вместе с за-
нявшими ее войсками. Фпытные солдаты—
саперы из отряда Матраи — обнаружили
подкоп. Матраи кинулся к командованию,
в штабы, чтобы предупредить 0б опасно-
ети, чтобы организовать контрудар. Он
встретил стену глухого равнодушия. Легче
было отбить у противника почти непри-
ступную позицию, чем заставить своих.
штабных каръеристов, занятых церемониа-
лом наград, подумать 0 судьбе тысячи
обреченных людей. Лихорадочное беспокой-
ство, напряженные усилия Матраи ни к
чему не приводили,

«..Эти господа тут в штабе, кто они
такие? Это привилегированный, высший
слой, который среди ужасов и лишений
умеет и смеет создавать себе подобие жиз-
ни. Эти господа специалисты войны, они
заставляют делать войну. Война—их про-
фессия, это чувствуется тут в воздухе, в
комфорте, з оборудованности, непоколеби-
мом покое. Ого, если бы судьба войны за-
висела от них, тогда бы война длилась до
последней пули, до последней ложки сол-
датекого супа. и до последней братской мо-
гилы. Если им позволить и дать возмож-
ность, эти господа будут «воевать» без

Е ОИ Я БА ЕСТ

Гридцатилетие

ПШтутгартского конгресса

Трилцать лет назад, в августе 1907 ro-
‘да, состоялся в Штутгарте, столице Вюр-
темберга, Международный социалистический
конгресс, знаменующий в известном смысле
‚ «веху» в истории Второго интернационала.
Злесь впервые е открытым забралом вы-
ступил е политической трибуны междуна-
“родный оппортунизм.
С неменьшей отчетливостью выявил себя
на конгрессе и международный центризм.
И злесь же обозначилось размежевание сил
интернационала, возрождался на более
“высокой ступени революционный  Map-
кеизм в лице партии большевиков. Нынеш-
нее поколение не может равнодушно пройти
„мимо такой даты: она напоминает ему 9

начале ero собственного исторического
пути.
Чудовище, ‘которое мы в ту пору

уже называли империализмом и истинную
‘природу которого тогда распознавал” лишь
Ленин, шагало кровавой поступью по

_омировой арене, вызывая войны и угрозы
„ловых войн, умножая гигантские вооруж?-

ния, рождая военные союзы и таможенные
битвы.

Всего два года прошло тогда со времени
окончания русско-японской войны из-за

_ владычества в Восточной Азии; немногим
болеё года истекло со времени ‚ликвидации
потрясшего Bech MHP  германо-англо-
французского столкновения из-за обладания
Марокко; еще не исполнилось и года со вре-
мени неслыханного по своей жестокости
подавления двухлетнего восстания тузем-
`цев германской колонии в Юго-Западной
Африке: прошло всего несколько месяцев
после «готтентотских» выборов в Герма-
нии, на которых социал-демократия, за со-
‘противление колониальным авантюрам, .подл-
верглась артиллерийскому ‘обстрелу со сто-
роны всех буржуазных партий и попла-
лилась парой десятков парламентских
_ манлатов.

Ужасы колониальной политики и мили-
таризма — ужасы империализма — мая-
чили на политическом горизонте всего мира,
и поэтому проблемы империалистической
экспансии стали центральными и на
штутгартеком конгрессе. Однако, если сей-

час просмотреть тогдашнюю германскую
социал-демократическую прессу, то стано-
вится ясным, что Второй интернационал
не был подготовлен к кардинальному реше-
нию этих проблем. В преде’ездовской прес-
се обсуждались сравнительно второстепен-
ные вопросы, стоявшие в повестке дня
конгресса. По основным же политическим
вопросам дискуссия не выхолила за рамки
беспредметных декламаций. Уже это сви-
детельствовало 0’ серьезном недуге, кото-
рый подтачивал партии Второго интерна-
ционала.

Когда делегаты собрались, — их оказа-
лось 886 человек. Они’ представляли
двадцать пять национальностей. В числе
делегатов были и 63 из России. Векоре
обнаружилось, что недуг Второго интер-
национала ‘был еще серьезнее, чем это’ ка-
залось прежде: он грозил полным разло-
жением социалистических партий. Имя
ему — оппортунизм, векормленный в вер-
хушке рабочего класса буржуазией за счет
империалистических ее  сверхприбылей.
Этот, уже тогда векрытый Лениным,
источник оппортунизма проявилея на кон-
гресее. е необычайной отчетливостью как
раз в вопросе о колониальной политике.

Что общего может иметь политика рабо-
чего класса с захватом чужих земель,
эксплоатацией и грабежом слабых или от-
сталых народов? Ни о какой  заинтересо-
ванности рабочего класса в подобном. обо-
гащении «своей» буржуазии не может
быть и речи. Как указывал Ленин в одной
из своих статей о конгрессе, решения всех
предылущих ‘е’ездов = интернационала...
«всегда состояли в бесповоротном осужде-
нии буржуазной колониальной политики,
как политики грабежа и насилия» *).

Что же получилось на штутгартеком
конгрессе? Не связывая себя предшество-
вавшими дискуссиями, оппортунисты вы-
ступили с тезисом, ‘что... не всякая коло-
ниальная политика достойна осуждения, а °
что возможна и «социалистическая» коло-
ниальная политика, колониальная полити-

1) В, (И. Ленин.

Собрание сочинений,
т. ХИ, стр. 78.

т. ХПИ, стр. 80.

ка при социалистическом режиме, которая-
де будет «цивилизаторской».

Основным «теоретиком» выступил гол-
ландец Ван Коль, сам бывший колониаль-
ный ‘чиновник, и его горячо поддержали
все корифеи оппортунизма в других пар-
тиях, в Частности германской, которая
только-что, как упоминалось выше, выдер-
жала жаркую борьбу против колониаль-
ных грабежей и насилий и за это жестоко
поплатилась на выборах.

В комиссии, разбиравшей. данный во-
прос, большинство немцев и престави-
тели других делегаций оказались сторон-
никами этой поредательской «теории», и
лишь на пленуме конгресса, с помошью
голосов малых наций, не ведущих коло-
ниальной политики, кое-как удалось Ma-
лым большинством голосов — 128 против
108, при 10 воздержавшихся — отразить
этот наскок социал-демократических коло-
низаторов. Воздержались делегаты из
Швейпарии, очевилно, не решившие, нужно
ли потворствовать незаконному браку со-
циализма с империализмом.

Ленин тогда же указал, что в условиях
колониальной эксплоатации «...создаетея в
известных странах @иатериальная, эконо-
мическая основа заражения пролетариата
той или другой страны колоннальным шо-
винизмом» °). Не удивительно, что предс’ез-
довская дискуссия мало касалась этого во-
проса: оппортунисты не’ считали для себя
выгодным заранее открыть карты, а цен-
TPUCTH, возглавлявшиеся тогла в Германии
Бебелем и формально доминировавшие в
большинстве партий, избегали дискуссии,
чтобы избежать расколов.

Формально основной конфликт шел по
линии размежевания между полуанархист-
скими установками Гюстава Эрве, знаме-
Нитого «антипатриота», ставшего с начала
мировой империалистической войны архи-
патриотом, и фактически центристскими
положениями Бебеля.

Установки Эрве были очень просты: на
об’явление войны ответить военной заба-
2) В: И.

Ленин. Собрание сочинений,

стовкой и восстанием. Это звучало рево-
люционно, и в действительности, как от-
мечал Ленин, содержало некоторую вер-
ную мысль о необходимости выйти за рам-
ки парламентской деятельности для рево-
люционной работы в массах. Но все
же весь багаж Эрве был лишь Ффра-
30H, за которой не видать ни понима-
ния империалистических и вообще капи-
талистических корней войны, ни учета 0б-
становки, ни сознания необходимости вести
постоянную подготовительную, т. е. BOC-
питательную и организационную работу в
массах и в частности среди молодежи.
Не понимал Эрве и того, что могут быть
войны революционного характера, участие
в которых обязательно для пролетариата.

На другом крайнем полюсе стояли Фоль-
мар — глава немецких ревизионистов и
его ближайшие друзья. Фольмар и его
друзья не только высмеяли тезисы Эрве,
нб прямо заявили, что при всем евоем ин-
тернационализме они все же остаются в
первую голову немцами.

Сам ‚Бебель, центристсекий вождь, высту-
павший главным оппонентом Эрве, тоже
придерживался теории наступательных и
оборонительных войн и, отрекаясь от’ эр-
вистекой трактовки положения «Коммуни-
стического Манифеста» 0б отсутствии У
пролетариата отечества, не сумел с доста-
точной четкостью отмежеваться от позиции
Фольмара. В предложенной Бебелем резо-
люции говорилось об органической связи
войн с капитализмом, о том, что рабочий
класс является‘ естественным противником
войны. Дело рабочего класса и его парла-
ментских представителей-— бороться против
милитаризма и отказывать ему в средствах.
При угрозе войны рабочий класс и его пар-
Ламентские представители должны разобла-
чать ее виновников и употребить наиболее
действительные средства к предупрежле-
нию катастрофы, ‘а в случае, если война
разразится, стремиться к скорейшему ee
прекращению.

Это было явно’ недостаточное выражение
тех позиций, которые должен был занять
революционный марксизм. Тогда Ленин,
при поддержке Розы Люксембург, заставил
центризм в лице Бебеля принять pay cy-
щественных поправок и дополнений. Ленип
заставил внести в резолюцию дополнение
о том, что милитаризм является орудием
классового господства буржуазии, орудием
угнетения пролетариата. ’Натравливание
одних народов против других служит то-

MY, чтобы отвлечь пролетарекие массы от
их действительных классовых задач и от

их интернационального долга солидарности. Б

Пропаганду братской солидарности народов’
и социализма — записано было по настоя-
нию Ленина — следует нести и в среду
рабочей молодежи. Меры, принимаемые ра»
бочим классом и его парламентекими пред-
ставителями к предупреждению войны,
должны, естественно, изменяться и усили-
ваться соответственно обострению классо-
вой борьбы и общему политическому поло-
жению. Главное же, по мысли Ленина и
его единомышленников, нужно было про-
возгласить, что борьба против разразив-
шейся войны «... должна состоять... не в
одной замене войны миром, а в замене ка-
питализма социализмом» 3).

Эта мысль  предваряла исторический
ленинский лозунг о превращении мировой
империалистической войны в граждан-
скую войну. В формулировке 1907 гола,
принятой в качестве поправки к последна-.
му абзацу бебелевской резолюции, эта
мысль в окончательном виде гласила:
«Если же война... все жб начнется, тогда
они (т. е. рабочие и их парламентекие пред-
ставители—Ф. Р.) обязаны приложить все
усилия для возможно скорейшего ее прекра-
щения и всемерного использования вызван-
ного войной экономического и. политиче-
ского кризиса для того, чтобы вснолыхнуть
наиболее глубоние общественные слой и
ускорить падение власти капитала» *),

Этими немногими, но глубочайшего
смысла и значения словами большевизм
сделал свой исторический дебют на между-
народной арене революционной. классовой
борьбы пролетариата. Финал борьбы разы-
грался в разгар мировой империалиетиче-
ской войны и вылился в Великую Октябрь-
скую сопиалистическую революцию.

Эта «поправка», (под какими скромными
названиями выступают иногда в истории
великие дела!) была, как сказано, принята
Бебелем и одобрена затем вместе со всей
резолюцией пленумом конгресса елиноглас-
но, Ни Эрве, ни Фольмар и его компания
не осмелились голосовать против нее. Мы
знаем теперь, как мало значило отсутствие
у них возражений и как мало искренности
было в согласии подавляющего большин-
ства остальных делегатов. Впоследствии
эта же резолюция, еще более усиленная,

2) В. И. Ленин. Собрание
7; Aver стр. 82. pate
«документы и материалы» к ХУ
О сочинений В. И. ни

Sanka

конца... Только выдержат ли солдаты-—вот
вопрос». у

Несмотря на остроту переживаний, Ma-
траи еще не понял всей правды. Что-то
удерживает его от непримиримой борьбы
co ‘строем, порождающим империалистские
войны. Нарушая правила ‘военной суборди-
нации, Матраи бросается в штаб дивизии,
говорит о грозящей опасности, добивается
приема у эрцгерцога. Поднимаетея пере-
полох. Ведь сам эрцгерцог, прибывший на
Монте-Клару, мог взлететь в воздух! Сроч-
но созван военный совет.

«Я несколько раз безуспешно порываюсь
получить слово. Я хочу напомнить этим
господам, что речь идет не только об эрц-
герцоге, как им кажется, & прежде всего
о жизни восьмисот человек солдат ‘и офи-
церов, которые, вчера еще были героями
фронта, а завтра могут взлететь на воздух,
если...»

Заботы военного совета увенчались‘ «бде-
стащим» успехом — эрцгерцог. не поехал
на Монте-Клару, эрцгерцог был спасен, a
героический батальон взлетел на воздух.
Усилия Матраи, помчавшегося на помощь
к своим обреченным товарищам, не дали
результатов. Он сам ранен и контужен,

Беесмысленная, трагическая катастрофа
ловершила переворот в сознании Матран.
‘«...Сам собой пришел поразительно про-
стой вывод: надо восстать против престут-
ной системы, надо повернуться против ев
представителей, надо наказать».

Перед Матраи, как спасителем герцога,
открывалась блестящая карьера. Но on
связывается с большевиками и сам стано-
BUTCH большевиком.

«Вперед, лейтенант Матраи! Ты об’явил
войну войне и теперь идешь, чтобы сорга-
низовать легионы друзей и товарищей, ко-
торые повернут дула своих винтовок пру-
тив тех, кто заставляет их драться».
 Таков, заключительный аккорд. Верой в
человечество, и действенным мужеству
веет @т` этой книги. Человек, подобный №-
траи, неё будет смотреть спокойно на пол
готовку новых войн, на козни контррево-
люции, на дикие зверства фаттистов. Он
пойдет в первых рядах революции.

F Gee

Таков роман «Добердо». Мат Залка.

первых же строк’ (книги Mar
Залка) мы чувствуем любовь и ви
мание автора к простым’ людям, н-
нависть и презрение к экоплоататорам п
палачам, к фашистам. Автор всем жизнен-
ным и политическим опытом понял и.
всегда усвоил, что любить людей в ще
стве, где еще существуют эксплоатация,
империализм, фаптизм, предательство, мож-
но только ненавидя эксплоататоров и пре-
дателей.

Ненависть Матэ Залка так же активна,
как и его любовь. Она требует дел. Это п
ненависть, которая привела его, как и мно-
жество мужественных людей из разных
стран, в ряды Интернациональной бриталы,
борющейся за свободу и счастье демократи-
ческой Испании. Интернациональная брига-
да — выразитель, реальных симпатий веет
прогрессивного человечества к Испании.
Германский и итальянский фашизм кровью
заливает Испанию во имя своих. хищниче-
ских замысяов. Этим замыслам никогла
не осуществиться. На” их пути — муже
ственные сердца тысяч и миллионов №
траи, чей классовый разум созрел в вели-
ких битвах нашей эпохи.

Роман Матэ Залка-—не только интерес
ное художественное произведение; 9т—
призыв к борьбе, твердая вера’ в. победу.
Это—автопортрет мужественного, веселого,
простого и героического человека—венгер-
ского коммуниста и; писателя, беззаветно
отдавшего свою жизнь за торжество демо-

кратии и социализма.
В. КИРНПОТИН,

a ee вт

приийта была партиями Второго’ интерн-
ционала на международном конгрессе в
азеле в 1912 году. Но от этого
не стала у них менее лживой. Одна больте-
вистская партия да болгарская фракция
тесняков и часть сербской проявили рев
люционную честность и мужество, когла
пробил час испытания.

Как сообщал Ленин, предложенная п
и Розой Люксембург «поправка» говорида
первоначально более открыто и прям #
революционной агитации и революционных
действиях, но Бебель отказался принять #
в таком виде, ссылаясь на «прокурора».

Формально отвод Бебеля звучал убели-
тельно, хотя мы знаем, что было некогда
время, когда тот же Бебель и другие вожди
социал-демократии не особенно считались
с кайзеровской прокуратурой и ев репрес-
сиями. То было жестокое время Бисмарка,
его беспощалных расправ с рабочим клас-
сом и с молодой тогда социал-лемократией.
Бебель и его товарищи мужественно и 01-
Брыто выступали тогла против войны ©
Францией и шли за это в тюрьмы и сеыл-
ку, не останавливаясь даже перед угрозой
запрещения партии и вынужденного ух0д8
в подполье.

о с тех пор много воды утекло в реке
Шпрее, на которой. стоит Берлин, забылись
предания прежней революционной борьбы,

0 мере того, как развращаемое. «щедро-
тами» капиталистов руководство профсоз-
ного и социалистического’ движения в
более и более раз`едалось молью оппорту-
низма, парламентская борьба  превраща-
лась уже в парламентский  кретинязм.
Борьба за единство рабочего класса пртни-
мала Форму Фетишизации единства разла-
гаемой партии.
* *k &

Штутгартский конгресс давно уже 0
шел в историю. но его уроки нё потерял
значения‘ и по сей день. Те, кто He мирил-
ся ни с оппортунизмом, ни с цент
змом, строят теперь счастливую страну 0
циализма под знаменем партии Ленина—
Сталина. А те, ктооне имел мужества ока-
зать. решительное сопротивление оппорт}-
низму и сам мало-по-малу скатыватя
на его позиции, создали своими руками
предпосылки для кровавого фашизма и (14
ли либо его слугами, либо его беспомоще
ными ‘жертвами.

абочему классу как в нашей, так 1
в других странах нужно снова и 61083
напоминать об этих уроках.

Ф. РОТШТЕЙН.

pa
a т!

й