1 ae a

if
>
цу

я-

I
ть

ет
Ta
ae
От.
eH
34-

enon
ржз-
я №

Be-
ие

[есть

6-
лх03-
ИСУ
СТВ

в.
=<

уе,
). Ma
Я ди

\. БУуните»...

{ ЯНВАРЯ 1937 Г., № 1 (6967)

Залы Британской национальной картан-
той галлереи холодны и торжественны. В
них чувствуешь себя, как под сводами
Зестминстерского. аббатства. Отведенные
мастерам английской живописи, они остав-
ляют впечатление окаменелых, застывших
столетий.

Национальная галлерея находится в са-
мом центре Дондона — Ha альгарской
площади, против Нельсоновской колонны.
Если пересечь площадь и подняться в вок-
залу Чаринг-Кросе, то через 20 минут по-
езд доставит вас в другой мир—Ист-Энд —
«Восточная окраина». Англию и Лондон
легче и вернее познать здесь. Ист-Энд жи-
вет своей обособленной жизнью, насколько
это, конечно, мыслимо в наше время. Раз-
ница действительно большая между этим
тородом бедноты и труда и остальным Лон-
хоном. В сущности сюда не ступала нога
Ерупного мастера современной английской
живописи. Ист-Энд там отражает себя в
творчестве своих художников.

Накануне нового года здесь, в трех за-
лах Уайтчепельской галлереи искусств, от-
врылась весьма своеобразная выставка жи-
вописи. Выставлено 686 картин. Здесь. нет
ни одного «мастера» в старом смысле сло-
ва. Художники —— это многоликий, мно-
тонациональный город,  шумящий BOT
тут же, у порога. Буржуазная печать на-
звала этих художников любителями. Это
неточно. Правда, в британской энциклопе-
дии вряд ли можно будет найти все их
имена. Правда также и то, что мольберт
наверняка не является источником суще-
ствования большинства из них. Но то, что
они хотели выразить и выразили кистью,
гораздо выше опытов любителей. Среди
636 картин выделяются десятки сильных
полотен, и из них, как из совокупности
отдельных мазков, создается своеобразный
автопортрет Ист-Энда.

Выставка резко делится на две части.

(хна — преимущественно акварель и
тушь — посвящена природе. Другая —
преимущественно масло — людям. Трудно

сказать, какая часть стоит выше по
своим формальным качествам, но вторая—
безусловно значительнее. оказательно,
что только 2—3 художника отдали лань
формализму, — например «Схема логариф-
мической спирали» Ноэль-Холла. Огромное

большинство откровенно социальны и
проникнуты ясным реализмом.
* = *

Основная тема выетавки — бедность.
В главном нижнем зале, мрачном и тем-
ном, висит картина «В тумане» М. Соча-
чевского. В Англии нищенстве строжайше
запрещено. Не как социальное явление,
разумеется, а как «занятие». Но не вос-
прещается продавать спички. И всюду
в Лондоне наталкиваешьея на эти сгорб-
ленные жалкие; молчаливые фигуры,
старающиеся занять как можно меньше
места на тротуаре. Часто в туманный
зимний вечер, когда за три шага ничего
нельзя различить в белесой каше дыма и
тумана, вдруг, словно искалеченный 0об-
рубок, появляется крохотный лоток со
спичками, над которым прикреплена акку-
ратная дощечка © наднисью: «Пожалуйста,
Залем вырисовываются’ рука,
) шляна, унылые, просящие глаза.

В большинстве случаев спичками «тор-
туют» не профессиональные нищие, а до-
шедигие до крайней бедности люди, еще
несколько лет назад кое-как сводившие
концы с концами. Чаще всего— безработ-
ные, лишившиеся или никогда не полу-
чавшие пособия. жВизнь большого города,
столицы самой большой и богатой капи-
талистической державы Европы, течет ми-
мо них непрерывным потоком. И только
они остаются прикованными к стене, не бу-
дучи в состоянии сделать шага, вырваться
из своего оцепенения. В глазах со вре-
менем потухают последние искорки жиз-

Автопортрет Ист-Энда

тая Англия, как и всякая другая круп-
ная капиталистическая страна, всегда по-
ражала кричашей бедностью рабочих квар-
талов. Это — неотделимая функция богат-
ства, добытого эксплоатацией человека че-
ловеком. Лондон всегда
трущобами, которые были для тысяч лю-
дей лишь временной ступенью по’ нисхо-
дящей кривой. Дальше-——«дно», ‘ небытие.

беспощадный закон
стране, где свыше двух миллионов чело-
век не имеют даже надежды когда-либо
обрести твердую почву под ногами,
стоянный заработок. И тем не менее из по-
следних сил они стараются избежать само-
го страшного — необходимости протянуть
руку за милостыней. Они отчаянно обере-
гают свое человеческое достоинство. И, по-
жалуй, самое тиничное в картине Сочачев-
ского — это то, что во всем облике, BO
всех чертах его продавца спичек запечат-
лены разрыв е прошлым и отсутствие на-
дежд на будущее.

секи слабый. Й очень характерно с этой
точки зрения, что тема о бедности у боль-
шинства художников сочетается с другой
социальной темой — необеспеченной ста-
ростью трудового человека. Из ряда таких
картин выделяются «Муж Клары» Ф. Ман-
нера и  «Необеспеченность» Чарльза Спин-
слея. Это две маленьких ярких главы, под-
водящих итог большой трудовой
миллионов людей.

зано.
На полотне Чарльза Спинелея преобладают
черные, серые и темно-коричневые тени.
Кажется, пройдет еще несколько мгнове-
ний, и одинокая фигура старика, безнадеж-
но пытающегося разжечь пустую трубку,
растворится в них, как призрак. Перед на-
ми тот же «туман». Чарльз
правда, расширяет эту тему. Он вводит но-
вый элемент — вещи: стол, стул, старую
KYpTEY. Это подчеркивает убогость
окружающего; ибо в комнате, ‘скорее на-
поминающей тюремную камеру, нет ника-
ких других предметов. Старик хочет ку-
рить, но его трубка никогда уже не зады-
мится снова. Грубый пол усеян полуобго-
релыми спичками, и единственные на всем
полотне тоненькие белые полоски
оттеняют безысхолный мрак,
этом жилище, убогом, как
множество других жилищ в Ист-Энде.

славился своими

Легко понять, насколько сильнее этот
действует сейчас в

по-

Типично и другое. С полотна художника
смотрит старый человек, седой и физиче-

Жизни

«Необеспеченность» —— этим не вее ска-
Более верно — «безнадежность».

Спянслей,

всего

ЛИШЬ
парящий в
бесчисленное

Е. Уотте напрасно назвал свою картину
столь неопределенно: «Кошка и джемнер».
Ее следовало бы назвать: «Усталость».
Вряд ли зритель обратит внимание на кош-
ку или джемпер. Но он сразу заметит гла-
за этой работницы средних лет. Глаза, мяг-
кие и немного грустные, выражают, кажет-
ся, все ее существо, Она очень устала за
три десятка лет, прожитых на свете. Уста-
ла от одуряющего монотонного однообразия
фабрики, погони за лишним пенсом зара-
ботной платы. В её жизни было так мало
радости...

Не менее выразителен «Портрет» Дж.
Суитта. Собственно, не столько весь порт-
рет, сколько руки рабочего. Глядя на них,
физически ощущаешь, как горят их на-

труженные мускулы и лихорадочно пуль-

сирует кровь во вздувшихея жилах.

Даже натюр-морты — цветы (всего вы-
ставлено около 100 натюр-мортов, при чем
некоторые мастерски сделаны) обнаружи-
вают ту же особенность, характерную для
всей выставки. Это преимутхественно ане-
моны, самые дешевые цвет”в Лондоне, ко-
торые только и доступны Иет-Энду.

..И весе же, обойдя все залы выставки,

приходишь в заключению, что автопортрет

Ист-Энда не закончен. Нехватает основной

одна — «Сцена’ на демонстрации»

черты — борьбы. Из 636 картин только
Соча-

ЗАХВАТНИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
ГЕРМАНСКИХ ФАШИСТОВ

Разоблачения
норвежской газеты

СТОКГОЛЬМ, 30 декабря. (ТАСС). Вы-
ходящая в Варде (Северная Норвегия) га-

зета рабочей партии «Финмарке Фремтид»

сегодня выступает против распространяе-
мых в Германии и Норвегии измышлений
о мнимых попытках СССР занять Север-
ную Скандинавию. Газета указывает, что
Советский Союз имеет на Севере свои
собственные незамерзающие порты. Запя-
тие же Северной Норвегии Советским
Союзом, отмечает газета,
«только затруднило бы защиту Совет-
ского Союза. Кроме того, нет никакого
сомнения в том, что Советский Co103
хочет защищать только свою собетвен-
ную территорию и поэтому не пресле-
дует никаких  захватнических целей.
Только те. кто замышляет агрессию
против СССР. готовят Северной Норве-
тии ужасную судьбу. Для них Северная
. Норвегия имеет не большее значение, чем
плацдарм для нападения на Советский
Союз. Поэтому даже рыбацкие суда за-
частую  сопрбвождаются германскими
офицерами, поэтому военный министр
Германии Бломберг специально посеша-
ет эти воды, поэтому германские гене-
ралы открыто пишут о необходимости
создания здесь базы для нападения».
Тазета разоблачает, как норвежские
фашисты и военные специалисты с их
выступлениями против Советекого Союза
играют опасную и недостойную роль. Те-
перь они подготовляют себя для будущей
роли норвежских Франко.
Далее газета пишет: -

«Наше единственное спасение в том,
чтобы достаточно своевременно обеспе-
чить сотрудничество с Советским Сою-
зом, который представляет собой един-
ственно прочный оплот демократии и
мира против фашизма. Было бы чудо-
вищной глупостью отрицать, что мы
уже теперь участвуем в опасной игре.

норвежским фалтистам, которые ничем
тло ли время обеспечить себе мир, до-

ским Союзом?»

Новая жертва

Гестапо

ПРАГА, 30 декабря. (ТАСС). Рабочая
тазета «Алло», ссылаясь на информацию
из Берлина, сообщает о новом случае
убийства политияеского заключенного ор-
танами Гестапо (германская тайная поли-
rea).

Согласно информацим газеты, в начале
мая текущего года в Кельне был ареето-
тан бывший кассир областного бюро проф-
в0юз0в строительных рабочих в Хемнице
Николай Кнопп. Гестапо потребовала от
Еноппа, чтобы он передал списки быв-
ших членов и активистов этого профсою-
за. Кнопп решительно отказался выпол-
нить это требование. За это Вноппа, co-
державшегося в кельнской тюрьме, не-
сколько раз подвергали пыткам и из-
биениям. Не выдержав пыток, Анопп 15

екабря умер. .
д ря умер.

Подготовка нового наступления

на Суйюань

ШАНХАЙ, 30 декабря. (ТАСС). Как
сообщает корреспондент агентства Сентрал
Ньюс из Гуйхуа (главный город провин-
пии Суйюань), там стало известно, что В

ПРАВДА

Мы не можем предоставить нанг народ
не отличаются от испанских. Не при-

стигнув взаимного понимания © Совет-

На фронтах в Испании

МАДРИД, 31 декабря. (Спец. корр.

ТАСС). В опубликованной 30 декабря ве-
  чером официальной сводке говорится, что
на центральном фронте в районе Аранжуэ-
са разведывательная груйпа, действующая
K югу от реки Тахо, обратила в бегство
неприятельский сторожевой пост. Мятежни-
ки понесли потери. Как и несколько дней
назад, та же группа взорвала в том же
районе ‹неприятельский поезд из 25 ваго-
нов, направлявшийся к Талавере с войска-
ми и грузом военного снаряжения.

В районе Гвадалахары правительствен-
ные части, которыми командует полковник
Ла Калье, заняли пункт Атиенса (к севе-
ро-западу от Сируэнеы).

На мадридском фронте день прошел спо-
койно. Республиканские части в Каза дель
Кампо, воспользовавшись туманом, произ-

ПОРТУГАЛЬСКИЕ «ДОБРОВОЛЬЦЫ» И «ПОРТУГАЛЬСКИЕ» САМОЛЕТЫ
В ИСПАНИИ

(По телефону от специального корреспондента «Правды»)

МАДРИД, 31 декабря. По полученным

здесь сведениям, на фронте в лагере мя-
тежников появились португальские части.
Это известие подтверждается двумя фалан-
гистами, взятыми в плен в районе Эетре-
мадуры. Как они сообщают, на западном
секторе фронта имеется несколько отрядов
португальских «добровольцев».

Из Лиесабона сегодня официально теле-

трафируют, что туда прилетели десять гер-

манских трехмоторных бомбардировщиков,
закупленных у. Германии португальским

OSES ei Se Ga Be SS

вели небольшую вылазку и захватили у
противника 7 винтовок.

БАРСЕЛОНА, 30 декабря. (ТАСС). Как
передает агентство Фабра, правительствен-
ные войска укрепляли позиции, занятые
ими к ееверо-западу от Мадрида. Атаки мя-
тежников в районе Боадилья дель Монте
были отбиты.

Наступление на фронтах Теруэля и Вор-
довы продолжается. В наступлении прини-
мает участие Интернапиональная бригада.

ВИЛЬБАО, 31 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). Утром 30 декабря военные суда мя-
тежников появились вблизи берегов Сан-
тандера и открыли огонь по городу. Бом-
бардировка ущерба не причинила. Прееле-
дуемые правительственными самолетами,
суда мятежников скрылись.

правительством якобы для себя. Бомбарди-
ровщики описали круг над Лиесабоном, за-
тем соверптили посадку на столичном аэро-
дроме, где были торжественно встречены
правительственными властями.

Излишне спрашивать, откуда в скром-
ном португальском бюджете вдруг нашлись
громадные суммы на покупку подобного ро-
да «товаров» и для чего предназначена эта
бомбардировочная эскадралья.

Мих. Кольцов.

Пираты захватили бельгийский пароход.

ЛОНДОН, 31 декабря. (ТАСС). Гибрал-
тарский представитель Ллойда сообщает,
что вооруженные тральщики

проливе бельгийский пароход «Навекс»,
шедший в восточном направлении. Траль-

испанских   щики мятежников отвели пароход «Навекс»

мятежников задержали в Гибрадтарском! в Сеуту.

УЛИКИ ПРОТИВ ИНТЕРВЕНТОВ

ЛОНДОН, 31 декабря. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент Бритиш Юнайтед Прессе
из Биаррица (близ франко-испанской гра-
ницы), глава баскского правительства
Агирре передает“ все документы, относя-
щиеся к делу о задержании германского
парохода «Палос», в лондонский комитет
по невмешательству в испанские дела.

ЗАЯВЛЕНИЕ МАРГАРИТЫ НЕЛЬКЕН
0 ПРИЕМЕ В КОМПАРТИЮ

МАДРИД, 31 декабря. (Спец. корр. ТАСС).
Газеты сообщают, что известная 5с0-
циалистка, депуталка кортесов Маргарита
Нелькен вышла из социалистической
партии и подала заявление 0 приеме ее
в компартию.

Берлин не

торопится

be с ответом

(По телефону от берлинского корреспондента «Правды»)

БЕРЛИН, 31 хлекабря. По сведениям из
осведомленных источников, в обсуждении
и подготовке терманского ответа на анг-
лийскую п французскую ноты о соблюде-
нии соглашения о невмешательстве в де-

ла Испании участвует ряд министерств.

Одновременно разбираются вопросы о ко-
лониях, мандатных территориях, закупках
сырья, кредитах и др. _ i

В центре внимания продолжает оста-
ваться все же вопрос о дальнейшей помо-
щи испанским мятежникам. Гитлер, при-
ехавший из Берхтесгадена в Берлин на по-
хороны Секта, совещалея с Риббентропом
и Шахтом и генералом Фаупелем, дипло-
матическим представителем Германии при
генерале Франко.

Как передают, по оценке германских
военных кругов, для победы над республи-
канекими войсками необходимо перебро-
сить в Испанию  1009-тысячный экспеди-
ционный корпус. Имеющихся там 25—27
тысяч германских, так называемых, доб-

ровольцев для разрешения военной зада-

чи считают недостаточным.

ни, и в их зияющих прорезах можно
увидеть только страшную пустоту. Их не
оживляет больше даже медный блеск пен-

чевекого — посвящена одной детали улич-

= Для германской оценки положения в Ис-
ного столкновения с полицией. Художник

предстоящем наступлении японо-манчжуро-
монгольских войск последними будут ши-

са, только-что брошенного в протянутый
лоток. Мир стал таких чужим и безразлич-
ным, и никому нет дела до мольбы, кото-
рую шепчут чуть слышно  выцветшие
тубы:

— Пожалуйста...

Хуложник не придумал для своей кар-
тины ни одной детали. Он только под-
черкнул некоторые из них: лишил своего
продавца шляпы, резче очертил землисто-
багровое лицо и несколькими мазками уси-
лил общее впечатление ветхости и потер-
тости пальто. В целом типичная деталь
в многогранном социальном разрезе don-
дона. Дело даже не в самой детали. Бога-

очень верно запечатлел сценку ареста
демонстранта.

Борьба рабочего класса сделает, конеч-
но, свое. Безнадежность и обреченноеть,
зак тлавный мотив художников Ист-Энда.
в немалой степени были навеяны длитель-
ным застоем в английском рабочем дви-
жении в годы кризиса. Уже в истекшем
году в рабочем классе Великобритании
почувствовалея прилив новых сил. Жизнь
пе стоит на месте. Мотивы борьбы уже
вторгаются в мастерские художников. Они
дорисуют ‘автопортрет Ист-Энда. .

И. ЕРМАШЕВ.
Лондон, 31 декабря.

НОВОГОДНЕЕ ПОСЛАНИЕ БОЛДУИНА

ЛОНДОН, 31 декабря. (ТАСС). Премьер
Болдуин обратилея к консервативной про-
паганлистской организации «Примроз лиг»
с новогодним посланием, в котором указы-
вается, что Англия в своей программе во-
оружений должна учитывать быстрый рост
вооруженных сил в Европе.

РЫВ Аиряв
AF EMM ce

Вооруженные силы Англии, пишет Бол-
дуин, никогда не будут использованы для
выполнения задач, несовместимых с уста-
вом Лиги наций. Быть безоружным, заяв-
ляет Болдуин, — это значит содействовать
нападению и поощрять агрессоров.

(У

zi

Le
Mh

«права и цивилизации»: италь
испанцев. АВГУСТ. У рок фаши

роко использованы мото-механизированные
части. В Чапсуре (Внутренняя Монголия)
сформировано 5 моторизированных пПодраз-
делений и каждому из них придано

бронемашины и 7 танков. 0603 горючего

ка к новому наступлению на Суйюань
ведется чрезвычайно интенсивно.

—O— 1

ПРИГОВОР
ЧЖАН СЮЭ-ЛЯНУ

ШАНХАЙ, 31 декабря. (ТАСС). По све-
дениям из осведомленных кругов, Чжан
@юэ-лян приговорен военным трибуналом
Е трехмесячному тюремному заключению
за сианьское выступление. Однако в этих
кругах ожидают, что завтра будет издан
декрет нанкинского правительства 0 поми-
ловании Чжан Сюэ-ляна в виду его пол-
ного раскаяния. Ожидается также, что
Чжан Сюэ-лян снова возвратится в Сиань.

По слухам, некоторые части Чжан Сюз-
ляна, расположенные в `Шеньси, начали
якобы новое восстание в виду задержки
возвращения Чжан Сюэ-ляна из Нанкина.

Ц
ts

a

si
ПРОГРАММА 1

4) AHTCOBE TERME
Hgts PA

составляет более 10 грузовиков. Подготов-

СЕНТЯБРЬ   р о
MEoXUYHAPODHUbIN OBSOP XY LO2KHHKA

ЯНВАРЬ. Воинственные уругвайские сыровары выходят на арену международной полит
японского цирка режиссер и собачонка. МАЙ. Торжество
и Рима Франко приступает к освобождению Испании от...

осуществляет политику невмеш

ПАРИЖ, 31 декабря. (Соб. корр. «Прав-
пы»). Часть французеких газет печалает
свои новогодние статьи сегодня. Главное
внимание при подведении итогов. пропглого
тода уделено внешней политике, и выводы
в этой области являются крайне песалми-
стическими. Статья «Тан» составлена в
очень резких выражениях.

«Истекающий год был от начала до
конца одним из наиболее тяжелых CO
времени мировой войны. В этом году уве-
личилоеь количество национальных И
международных кризисов,  усугубился
политический и социальный беспорядок.
Ни одна из благоприятных перспектив,
обозначавшихся в конце 1935 года, не
приобрела реальных очертаний; ни одна
из надежд, вызванных усилиями прави-
тельств по укреплению мира, не оправ-
далась. Не булет преувеличенмем  ска-
зать, что противоречия интересов и идей

ики. ФЕВРАЛЬ. Японская военщина вносит изменения в состав евоего прав
янский фапизм захватывает Аддис-Абебу. ИЮН
стской арифметики; меньше хлеба, больше пушечного мяса. СЕНТЯБРЬ.
ательства во вмешательство. НОЯБРЬ. Заключен ие германо-японского военного союза,

ительства.
Ъ. Программное выступлен

‘пании характерны — распространившиеся
слухи 0 желательности замены генерала
Франко полковником Ягуэ. *

А. Климов.

= * =

ПАРИЖ, 31 декабря. (ТАСС). Отмечая
встречу итальянского министра иностран-
ных дел Чиано с германским послом в Ри-
ме Гасселем, внешнеполитические 0бозре-
ватели ряда газет заявляют, что Гассель
угрожал усилением германской экспансии
в Австрии в случае, если Италия не под-
держит политику Германии в испанскох
вопросе. Руководители германской полити-
ки, пишет Табуи в «Эвр», отныне увере-
ны в поддержке Италии. По сведениям Та-
буи, между Римом и Берлином достигнуто
соглашение относительно формулы ответа
на франко-английские предложения.

Пертинакс в «Эке де Пари» указывает,
что за последние два дня отправка из Гер-
мании войск и оружия, предназначенных
для иепанских мятежников, усилилась.

«1936 100 оставляет нам
ужасное наследство»
Новогодние высказывания французской печати

обострились до такой степени, что со-
здано перманентное состояние натряжен-
ности и над пивилизованным миром нал
висла угроза катастрофы, которую Евро-
па в том ваде, в каком она существует,
без сомнения не переживет».
Эта тревожная оценка положения разде-
ляется целым рядом других газет. «Грует-
HEM тод, не правда ли, для нашей несчаст-
ной Франции?» — спрашивая, утверждает
«Виктуар».
В том же духе высказывается
журналь»:

«1936 год оставляет нам ужасное на-
следство. Никогда с 1918 года Европа
не чувстровала такой угрозы по отно-
шению ко всему дорогому и ценному:
территориальные вожделения, ненавист-
нический нажионализм... и над всем этим
общий куре на усиление вооружений».

Н. Майорский.

«Пти

==

$ AAR
ESF AIRS НИЯбБЬ
ЕО. ТГ`АЕ<Р А

л. НИКУЛИН
Приятный
ужин

«Дорогая Эмилия,—писал бригаденфюрер
Отто Шульце— сожалею о том, что дела
государственной важности заставляют меня
остаться еще на три дня в Кельне. Таким
образом, новый 1937-й год ты встретишь
без меня. Надеюсь, ты мужественно перене-
сешь это известие; пусть тебе послужат
примером жены древних терманцев, победи-
телей в Тевтобургском лесу:

Не могу скрыть от тебя, что мне пред-
стоит. приятная встреча нового года в 9б-
ществе моих старых знакомых — супругов
фон-Хельдорф. Я встретил эту достойную
чету на площади близ собора, они меня
тепло приветствовали после пятая лет раз-
луки. Они выразали удовольствие видеть
меня в добром здоровье и притом занимаю-
щим видный пост. Эта старогерманекая,
чистейшей арайской крови, чета пригласила
меня встречать с ними новый год. Я вепо-
мнил, как они принимали меня ровно пять
лет назад. 0, что это был за дом, каким
прекрасным домашним комендантом была
фрау Хельдорф. Одно только огорчило ме-
ня: ты, моя Эмилия, не будешь со мной
рядом. Итак, поздравляю тебя ¢ насту-
пающим новым. годом...»

Господин Отто Шульце опустил это пись-
мо в почтовый ящик в вестибюле гости-
НИЦЫ.

Чета фон-Хельдорф встретила его радо-
стными восклицаниями. Г-н Отто Шульце
несколько строго оглядел общество, оно его
удовлетворило ‘отчасти; его емутили два
тосподина с постными лицами. У них не
было того воинственно задорного вида,
который должен отличать германскую расу
от неарийцев.

Но он повеселел за столом, его порадо-

вала сервировка, все выглядело совершенно
как пять лет назад.
Да. — предаваясь воспоминаниям,
воскликнул г. Шульце, — что может быть
прекраснее доброй немецкой хозяйки, доброй
немецкой кухни, особенно в дни доброго
немецкого праздника! Я не принадлежу к
тем плохим германцам, которые из-за сво-
его чревоутодия способны доброму вест-
фальскому окороку предпочесть славянскую
икру. Этот большевистекий продукт создан,
кажется, для того, чтобы соблазнять наши
немецкие желудки. Но, даю вам честное
слово, в новогоднюю ночь я не откажусь от
русской икры. Тем более потому, что она
так аппетитно глядит на меня.

— Вы можете есть ее без малейшего ком-
промисса, — сказала фрау Хельдорф, —
она сделана в Германии и из германских
материалов. Вы, должно быть, читали 9 за-
мечательном открытии професеора доктора
Рейс. Он открыл способ приготовлять рус-
скую икру из чистейшей сапожной ваксы...
Передайте господину Шульце икру профес-
сора Вейс... Может быть, она несколько
горчит. но когда подумаешь о наших новых
истребителях...

Т-н Шульце кисло улыбнулся и сказал:

— Не трудитесь, господа. В конце кон-
цов даже икра профессора Вейс будит во
мне воспоминания 0 своем  первоисточ-
нике большевистской икре. Дайте-ка мне
вот этот добрый вестфальский окорок. Толь-
ко OH по-настоящему тешит  желудов
немца.

— Прошу вас, — заметил господии фоя-
Хельдорф, — я не нахожу в нем ничего
дурного, но некоторые плохие немцы утвер-
жлают. что профессор Ротман, открывший
способ делать ветчину из колесной мази, не
вполне точно воспроизводит вкуе ветчины
подлого старого времени, эпохи Веймара.
Вам предстоит решить эту проблему, госпо-
дин бригаденфюрер... Но когда думаешь 0
том, какие превосходные качества показали
на испытании налии подводные лодки...

— Вы правы, — сказал г. Шульце, —
но тусь, традиционный гусь, это’ велико-
лепное произведение, вышедшее из рук са-
мой фрау фон-Хельдорф. Пять лет я не
могу забыть этого гуся! Где гусь?

— Да, гусь, тралационный rych, —
повторила фрау Хельдорф. — Синтетический
гусь, выпускаемый лабораторией «Пушки
вместо масла», вполне с’едобен. Некоторые
нытики утверждают, будто бы этой лабо-
ратории лучше всего удалось воспроизве-
сти внешнюю оболочку, перья, HO я, Bak
опытная хозяйка, нахожу, что из такого
материала, как опилки и древесный спирт,
нельзя было сделать лучшей  гусятины.
Телятина из стеарина и саньки получилась
гораздо хуже. Вы можете ее отвелать, она
етоит прямо перед вами. Но вее это, разу-
меется. меркнет перед испытаниями наших
новых отравляющих газов «А-ИКС».

— Скорее наливайте шампанское; —
вскричал господин фон-Хельдорф— Стрелка
близится к двенадцати. Это шампанское,
сделанное из столярного клея, лучшее, что
мы могли достать... Но, если вы  поду-
маете о наших...

Тише, Фрац,— сказала фрау Хель-
дорф,——еели я не ошибаюсь, нашего гостя
тошнит.

а МАРТ. Гитлеровцы «укрепляют мир» на Рейне. АПРЕЛЬ. Сцена из: и
ие в сейме унтер-генерала Славой-Складковского. ИЮЛЬ. По приказу Берлина ^
Очередное представление в нюренбергском балагане. ОКТЯБРЬ. Лорд Плимут
или ариец арийце видит издалека. ДЕКАБРЬ. Фашисты не прошли, фашисты не пройдут!

ре

——