ИСТОРИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ

Царицын Наркому Сталину.

1 июля (1918 г.) 1 ч. 00.

Сегодня около 3-х часов дня левый эсер убил бомбой Мир-

баха. Это убийство явно в интересах монархистов или англо-
французских капиталистов. Левые эверы, не желая выдать
убийцу, арестовали Дзержинского и Лациса и начали восста-
ние против нас. Мы ликвидируем сегодня же ночью беспощадно
и скажем народу всю правду: мы на волосок от войны, У нас
заложниками сотни левых эсеров. Повсюду необходимо подавить
беспощадно этих жалких и истеричных авантюристов, ставших
орудием. в руках контр-революционеров. Все, кто против войны,
будут за нас.
_. Относительно Баку самое важное, чтобы Вы были непрерывно
`в сношениях с Шаумяном и чтобы Шаумян знал предложение
терманцев, сделанное послу Иоффе в Берлине, относительно того,
что немцы согласились бы приостановить наступление туров на
Баку, если бы мы гарантировали немцам часть нефти. Конечно,
мы согласимся. Итак, будьте беспощадны против левых эсеров
и извещайте чаще.  ЛЕНИН.

Москва тов. Ленину. Кремль.

(7-го июля, 1918 г. 3 часа ночи).

Сегодня же отправляю ‘в Баку нарочного с письмом. Все бу-
дет сделано.

Что касается истеричных — будьте уверены, у нас рука не
дрогнет. С врагами будем действовать по вражески.

Тероическая оборона Царицына вошла в
историю нашей революции как величайшая
эпопея гражданской войны.

Открываемый завтра в Сталинграде му-
зей обороны Царицына имени Сталина
поможет нашей общественности лучше
узнать об этих славных днях социалисти-
ческой революции.

Первый зал. Здесь выставлены снимки и
диаграммы, показывающие старый Царицыи.

В следующем зале размещены два отде-
ла: «Начало гражданской войны» и «При-
езд в Царицын Иоемфа  Виссаряюновича
Сталина». Зал украшает большая, под
бронзу исполненная, скульптурная группа
«Сталин и Ворошилов» — работа скульпто-
ра Лишева.

Отдел «Начало гражданской войны» от-
врывается показом плана интервенции.

Генерал Краснов при помощи немецких
оккупантов организует наступление на
Царицын. Документы разоблачают связи
Ераснова с немецками оккупантами: пись-
мо Краснова к Вильгельму, договор о по-
ставке оружия. 0собое место в зале зани-
мают иллюстрации борьбы и героической
гибели Подтелковской экспедиции. Помимо
исторических справок, даются фотокопии
смертного приговора участникам экспеди-
ций, список расстрелянных, портреты
Вривошлыкова и Подтелкова и зарисовка—

ный совет.

совета фронта.

ливость товарища
замыслы приг

дионных вредителей.

СТАЛИН. Кривошлыков у виселицы.
(«Большевик» № 2 — 1936 т.). Весна 1918 года. Страна переживает
тяжелые дни. Надвитается голод. Украина
Председательствующему оккупирована немцами. В Сибири чехосло-   под Царицыном:

зваки м белогвардейцы захватили власть.
Царицын становится узловым пунктом, где
решается судьба страны-—спаеение от го-
лода и оборона социалистической родины.

На этот решающий участок борьбы”
Ленин посылает своего лучшего соратника—
товарища Сталина.

Отдел открывается большим редким
портретом товарища Сталина (снимок 1918
года). Дальше под барельефом „Сталина,
врезанным в мрамор, дается  фотокопия
мандата за подписью Ленина. ‹

Здесь же— копия с рисунка художника
Сварога — «Приезд в Царицын отряда,
сопровождавшего товарища Сталина». Пока-
gana телеграфная переписка. Сталина с
Лениным, сволка отправленных товаращем
Сталиным из Царицына продовольственных
грузов.

..Товара Сталин уже в день приезда
в Царицын берет в свой руки руководство
военным делом.

В третьем зале размещается отдел «Пе-

ЦК партии коммунистов Ленину

Из Царицына в 18 час. 30 мин. от З/Х 1918 г.
‘Телеграмма

Мы получили телеграфный приказ Троцкого, копию которого
и ответ на который вы, должно.быть, уже получили. Мы счи-
таем, что приказ этот, писанный человеком, не имеющим ни-
какого представления о Южном фронте, грозит отдать все дела
фронта и революции на Юге в руки генерала Сытина, человека
не только не нужного на фронте, но и не заслуживающего доверия
и потому вредного. Губить фронт ради одного ненадежного гене-
рала мы, конечно, не согласны. Троцкий может прикрываться
фразой о дисциплине, но всякий поймет, что Троцкий не Bo-
енный Революционный Совет Республики, а приказ Троцкого
не приказ Реввоенсовета Республики.

Приказы только в Том случае имеют какой-нибудь смысл,
если они опираются на учет сил и знакомство с делом. Отдать
фронт в руки не ‘заслуживающего доверия человека, как это де-
лает Троцкий, значит попрать элементарное представление 0
пролетарской дисциплине и интересах революции, фронта.
Ввиду этого мы, как члены партии, заявляем категорически, что
выполнение приказов Троцкого считаем, преступным, а угрозы
Троцкого недостойными.

Необходимо обсудить в ЦЁ партии вопрос о поведении Троп-
кого, третирующего виднейших членов партии в угоду предате-
лям из военных специалистов и в ущерб интересам фронта и
революции. Поставить вопрос о недопустимости издания Троц>
ким единоличных приказов, совершенно не считающихся с уе-
ловиями места.и времени и грозящих фронту развалом. Пере-
смотреть вопрое © военных специалистах из лагеря беспартий-
ных контр-революционеров.

Все эти вопросы мы предлагаем ЦА партии обсудить на перво-
очередном заседании, на которое в случае особенной надобности
мы вышлем своего представителя. 4

ная роль товарища
контрреволюци

и Свердлову.
Перед:

пына.

войска Царицына.

Член ЦЕ партии СТАЛИН.
Члены партии МИНИН, ВОРОШИЛОВ.
” («Правда» от 3 января 1935 №):

Москва, Кремль, Наркому, Председателю
Военсовета Севкавокра Сталину
Товарищ Сталин! :

Мы, революционные полки вверенного вам округа, счастливы,
что во главе. нас стоит истинный представитель и вождь рабо-
чего класса. Шлем горячий привет вам, дорогой товарищ, и, по-
‘лучив Красные знамена, клянемся победить или славно умереть.

„за рабочее дело. , ;
Второй _ Коммунистический, Третий — Революционный
Украинский, Первый Сводный Коммунистический кава-
лерийский полки.
(«Солдат революции» № 35 от 18ЛХ 1918 г.).

А. И. ЕГОРОВ
МАРШАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Героическая эпопея

В 17-ю тодовщину борьбы за Царицын
я не могу, хотя бы вкратце, не вспомнить
одного из классических уроков военного
искусства гражданской войны, который
был дан нам с командной высоты цари-
‚цынеких полей великим стратегом клаесо-
вых битв товарищем Сталиным.

Из боевых событий гражданской войны
1918 года сражение за  парицынский

замыслам подлинных великих стратегов и
вождей социалистической революции —
Ленина и Сталина.

Царицынский урок поставил Ha принп-
ципиальную высоту ряд решающих поли-
тико-стратегических проблем гражданекой
войны. Среди них важнейшими явились:

а) политико-стратегическое определение
решающего участка борьбы на данном

самых трудных, из самых тяжелых и самых
критаяческих переходов нашей революции».

Смертельная опасность заключалась в
том, смогут ли контрреволюционные силы
«казачьей Ванлеи», пря поддержке герман-
ских штыков, об’единиться е контрреволю-
цией уральекого казачества и Колчаком.
Это об’единение означало бы не только
установление непрерывного фронта, но и

пиох первого И второго окружения Цари-
пына». Застав невероятный хаос не только
в гражданских организациях, но еще боль-
шую неразбериху в органах военного коман-
дования. товарищ Cram проводит peopra-
низацию штаба Северо-Кавказского военно-
то округа, разоблачает и удаляет всех бело-
твардейцев и питионов, в свое время вазна-
ченных туда Троцким, и возглавляет воен-

Bee части по прибытии в Царицын об’-
единяются в одну армию; командование ко-
торой поручаетея тов. Ворошилову, утвер-
жденному одновременно членом военного

Военспецы, вредители, выдвиженцы Троц-
кого — генералы Ковалевский и Носович,
бездеятельные Военруки* вроде Снесарева
отстранены товарищем Сталиным от долж-
ностей, арестованы или отосланы в Москву
к их повровитезю Троцкому. Во главе воен-
ного совета фронта — Сталин и Bopommaos.

Посетитёль найлет-в музее любопытные
высказывания изменника генерала Носовя-
ча в белогвардейском журнале «Донская
волна». С сокрушением сердечным описы-
вает он исключительную энергию и прозор-
Сталина,
ых Троцким контрреволю-

Картина хулфжника Грекова «Сталин в
окопах» и телеграмма Сталина Лениту по-
казывают, как товарищ Сталин лично на
фронте организввал победы Красной Армии

Достаточно полно рисуется исключитель-
Сталина в ликвилация
х заговоров в Царицыве.
06 этом говорят приказы и бюллетени Во-
енсовета. В тазете «Борьба» сообщалось
о заговоре инженера Алексеева, а затем
о предательстве полков «Грузолеса», спро-
воцированных меньшевиком Молдавоким.
Недостаток оружия, остро ощущавитийся
в частях Красной Армии, действовавиеих
против генерала Краснова, ставил под угро-
зу успех обороны. Заботами о вооружении
проникнуты телеграммы Сталина и Вороши-
лова в Военный еовет республики, Ленину

нами — историческае
созланной товарищем Сталиным замечатёль-
ной газеты «Солдат революции».
Сталинское руководство обеспечило побе-
ду. Красновекае банды отогнаны от Цари-
Ленин в телеграмме Сталину ий
Ророшилову поздравляет

OPAL LARA AAA ATA PAA

К ОТКРЫТИЮ МУЗЕЯ ОБОРОНЫ ЦАРИЦЫНА_ИМЕНИ СТАЛИНА

В ЗАЛАХ МУЗЕЯ

Царицынский фронт реорганизуется. Бое-
вые лействия защитников Царицына итлю-
стрируются ‘вригинальными
портретами товарищей Сталана, Ворошилова,
Худякова, Щаденко, Межлаука, групповыми
снимками частей и комеостава.

В четвертом зале размещен отдел «Борь-
ба с леникинекой армией в период третьего
а четвертого окружения Царицына». Отдел
сткрывается телеграммой Ленина защитни-
кам Царицына. Здесь же — портрет нового
командарма А. И. Егорова.

В разгроме белых

конница Буденного.
Буденного

цыном.
зации кадров,
пына и организация

борьбу

разгадавшего

деникинщяны».

Царицын навсегда
° Ностановление

мени.

номера

революционные

Фрагмент панорамы «Оборона Царицына».
Работа художников Н. Г. Котова и If, O, Добрывина.

п руководимые тов. Ворошиловым, из дон-
бассовского пролетариата; закаленные в
борьбе, они яростно отбиваля атави окку-
панионных немецких дивизий на Украине.

Но чтобы вывести эти части на Цари-
цынский плацдарм, нужно было широкое
политико-стратегическое обеспечение этого
маневра.

Для непосредственного руководства всей
работой по организации и проведению пла-
на товариш Сталин. 6 июня прибываег в
Царицын. Обстановка, которую застал го-
варищ Сталин в Царицыне, весьма красоч-
но описана тов. Ворошиловым в RHI
те «Сталин и Красная Армия». В этом хао-
се мог разобраться и навести порядок лишь
человек. не только облеченный  исключи-
тельными полномочиями власти, но и обла-
давший железной волей, верой в победу и

нии Царицына решающую

дается карта рейда конницы,
разгромивитей 15 белых полков под

Заканчивается отдел важнейшим доку-
ментом — телеграммой Ленина начальнику
политотдела Х армии Ефремову о мобила-
воспитанных в Царицыне
товаришем Сталиным.

В пятом зале музея — «Падение Цари-

с белыми бандами». Здесь показан
жесточайший террор банд Деникина
геля, занявших Царицын. За шесть месяцев
их хозяйничания в городе было замучено,
.  расстреляно и повешено свыше 3.500 чело-
рек. Плакаты, фотографаи казненных и
справка о жертвах белого террора. Фотогра-
фии запечатлели приезд в Царицын англий-
ской миссии в награждение
орденом генерала Врангеля.

Исключительная роль
Вирова, руководителя Х
божлении Царицына от белых отражена в
Dale подлинных документов.

Р шестом зале — отдел музея «Разгром

Победа Красной Армии.

товарища Сталина орденом Красного Зна-

В последнем зале музея размещен отдел
«Сопаалистический Сталинград».

Залы музея расскажут всему Советскому
Союзу великую Повесть о героических днях
гражданской войны в Царицыне и наших
победах под руководетвом горячо любимого
советскам народом и трудящимися всего
мира товарища Сталина.

Директор музея обороны Царицына

ИСТОРИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ

Товарищ Сталин вручает красные
знамена революционным полкам

10 сентября. Окружным Военным Советом в доме Советов’ был
устроен праздник в честь гостящих ныне в Царицыне украив-
ских революционных, полков, известных своим героизмом и без-

заветной преданностью коммунистической революции.
В 7 часов вечера к зданию Военного Совёта подошел первый

Коммунистический Луганский полк. С балкона он был вотречен
марсельезой оркестром казачьей секции. :

После этого в кратких,, но теплых словах Нарком тов. Сталин
приветствовал полк от имени Совета Народных Комиссаров и Во-
енного Совета, от имбни которого вручил полку Красное знамя,

Командир полка тов. Питомин, распеловавшись с товарищем
Сталиным, подняв высоко знамя вместе с товарищами. врасно-
армейцами поклялся его гордо нести вперед, защищая револи-
и подошел 4-й Революционный Сиверский Укранноый с’
полк, который тоже был встречен музыкой, приветствием товаряща
Сталина и также получил боевое отличие, КБраеное знамя,
По призыву командира полка бойцы поклялись Не склонять

знамени перед врагами революции. . и
Надпись на знаменах: От Военного Совета Северо-Вавказевого й

Военного округа «Зал доблесть в боях». ns
После этого направились к зданию Царицынекого Совета, И,
был устроен вечер для товарищей красноармейцев.

фотографиями,

при третьем окруже-
роль сыграла,
Рялом с портретом

Цари-

сил пролетариата на

и Вран-

Из речи тов. Ворошилова
в ответ на почетную награду

«Для нас, украинцев, вынесших наиболее сильные удары
контр-революции, получение Красного знамени является лучей I
паградой, ибо свидетельствует о том, что мы твердо стоим на
своем революционном посту. Много преград было для нас, укра-
инцев, на пути к отступлению из Украины, ибо буржуазия зна- = ©
ла, что если мы соединимся с нашими братьями, живущими Ha
Дону и на Волге, то революция будет непобедима. Ho мы, уст-

английским

ргея Мироновича
армеи, в 06во-

стал советским. Зав трупами пространство от Донского поста до Воропоново, не й
ВЦИК о награждении   дрогнули, не пали духом, & с полным ‚сознанием своей великой ie
задачи продолжали свой путь, многократно бросаясь в жест- =

кий, кровопролитный бой с врагом и штыком пробивая себе до- =

рогу. и

Нами все время руководило страстное желание уничтожить
буржуазный строй и водворить царство коммунизма, где не бу-
дет ни бар, ни рабов, богатых и бедных, а будет одна счастли-
вая трудовая семья. Может быть, немногим из нас удается до-
жить до этого счастливого момента, когда перестанет  литься
кровь, но сознание, что мы боремся за свои интересы, за свое
освобождение от рабства, & не за интересы жадных зверей-капи-
талистов, дает нам силу и бодрость в борьбе. Среди раненых
товарищей красноармейцев не слышно ни одного стона (что. под-
тверждают сестры милосердия), это свидетельствует о том, чо
мы умеем умирать за святое дело освобождения труда».

Указав на гнусную роль социал-соглашателей в нашей ре-
волюции, оратор говорит, что «трудовой народ на их провока-
торскую удочку не подластся, а раз став на путь социалистиче-
ского строительства, доведет дело до конца. Ныне великий спор
между классами решается не болтовней в парламентах или уч-
редилках, а штыком на поле брани. Необходимо уметь побех-
дать! Вы это умеете!..

Интересы трудящихся всего мира совпадают. Борясь в рядах
рабочих в любом месте, вы также боретесь и за сваи интересы.
Й если бы сдались на милость украинской и немецкой буржуа-
зии, то теперь проливали бы свою кровь за чуждые вам интересы,
ибо буржуазия заставила бы вас воевать е-вантими же’ братьями».

Коснувшись борьбы на Дону, оратор говорат, что «в течение
многих веков там царями культивировались палачи революции
для ззациты интересов бояр и помещиков. Но трудовое каза-
чество начинает нас понимать и облегчает нам борьбу с вонтр-
революцией»...

«Настанет время, когда мы сумеем устраивать праздники, как
в мирных свободных условиях. Теперь же у нас торчат штыки,
и это наша тордость, ибо мы исполняем свой социалистический
долг.

Исвренно, от всей души, поздравляю вас, дорогие товарищи,
с получением Красного знамени!

Я горжусь, что состою в рядах столь доблестных, героических
революционных войск!

От Конотопа я шел вместе с вами (гром аплодисментов) и
вместе с вами буду продолжать борьбу до конца». (Продолжи-
тельные, восторженмые аплодисменты).

(«Солдат революции» № 30 от 12ЛХ—1918 г.).

=

В. АЛЕКСЕЕВ.

имени Сталина.

О Г а За За би

eT ee

плацдарме было в то время стержнем всей
военной работы товарища Сталина. Этой
задаче было подчинено все. Предвидя жесто-
чайшую борьбу с красновскими полчищами,
товарищ Сталин подчинил этой задаче Bee
политические, экономические и обществен-
ные факторы, . которые могли хоть в ма-
лейшей стелени укрепить ‹ оборону. Среди
чисто военных факторов обороны товарищ
Сталин впервые тогда обратил внимание
на исключительную роль боевой техники;
под его руководетвом начала формировать-
ся артиллерия, строились и оснащались
бронепоезда: была призвана к действию
авиация, заменен ее руководящий состав:
пренебрегая саботажем Троцкого, товариш
Сталин непосредственно через Ленина тре-
бует от РВСР артиллерии, броневиков, ена-
рядов, пулеметов, винтовок. Товари

сложных и полных опасностей операций,
так как движение происходило почти в
окружении, выход из которого мог быть
только при условии резкого поворота на
север. Но выход на север не отвечал
ленинско-сталинскому  плану — не допу-
стить смыкания белого фронта юга с 38-
Волжской контрреволюцией. В этом отно-
шении товарищ Ворошилов дал незабывае-
мый образец  оперативно-стратегической
дисциплины. На это был способен только
человек, беспредельно верящий в директи-
ву партии, в великую мудрость в0-
ждей.

Чтобы вывести армию из такого, почти
безнадежного, положения, сохранить ee
боеспособность и высокую  политико-мо-
ральную устойчивость, нужен был человек,
который был бы неотделим от заветных дум

плацдарм является самым решающим.

’ В царицынекой операции с исключи-
тельной яркостью развернулись и выяви-
лись те особенности военного искусства
гражданской войны, руководствуясь кото-
рыми, Врасная Армия в последующих ре-
шающих схватках с Юденичем, Деники-
ным и Врангелем неизменно выходила по-
бедительницей.

Сражение под Царицыном показало, что
военное искусство гражданской войны яв-
` ляется прежде всего политико-стратегиче-
ским искусством социалистической  рево-
люции, стратегией и тактикой нашей кем-
мунистической партии и ее вождей.

Тот, кто стоял в стороне от великих за-
дач и пелей революции, от целей страте-
THR и тактики партии, — для того не-
понятно было и военное искусство гра-
жданской войны, непонятен был н смыел
дарипынской операции; Вот почему сабо-
таж Троцкого и его непонимание значения
Царицынского плацдарма — вовсе He слу-
чайные явления а органические по-
роки человека, политическая — идеоло-
тия которого была и осталась враждеб-
ной пелям борющегоея за свое освобожде-
ние рабочего класса. Оборона Царицына с
исчерпывающей полнотой и ясностью под-
твердила правильность политического кур-
са нашей партия в областа военной стра-
тегии. После Царицына все решающие опе-
рации гражданской войны проводились и
выигрывались как раз в полном противо-

этапе;

6) определение и выбор стратегического
об’екта на данном участке;

в) методы обеспечения операции в усло-
виях гражданской войны;

г) мобилизация живых сил и средств
и их распределение;

д) способ ведения активной  оборони-
тельной операции в условиях окружения;

е) и. наконец, значение и роль подлин-
ных вождей и революционного комсостава,
как условие победы.

Несколько раз враг осаждал Царицыв.

Два раза обороной этой цитадели от нача-.

ла до конца руководили великий Сталин и
его славный соратник Ворошилов; великая
честь третьей обороны уже в 1919 Тоду
выпала на мою долю. Боевые операции,
проведенные товарищем Сталиным, неиз-
тладамым уроком стоят в нашем созна-
нии как образцы классического военного
искусства^ эпохи гражданской войны.
Прошло уже много лет, но грозные дни
1918 года не стираются в памяти. Голол

и контрреволюция  об`единились, чтобы
задушить Советскую республику. Армии
австро-германского империализма  семыо

корпусами распространяются по Украине
и двигаются на Донбассе — к хлебу и уг-
лю. Чехословацкий мятеж. контрреволю-
пионные восстания в Ярославле и Москве,
формирование белых армий Красновым на
Дону. Положение страны дошло ло край-
ности. Ленин говорил: «Перед нами теперь,
летом 1918 года, может быть, один из

обрекло бы на гибель голодающие револю-
ционные центры советской страны.

В этих условиях борьба за хлеб явля-
лась борьбой за сульбы всей революции.

Вот почему определение решающего стра-
тегического направления являлось одним
из самых величественных решений. тени-
альных вождей и стратегов революция —
Ленина и Сталина.

Уластся ли удержать Царицынский
фронт — это являлось вопросом жизни
ила  емерти. Оценка значения Южно-

го фронта и Царицына дана товарищем
Сталиным в классически исчерпывающем
определении: «уже одно’ стратегическое по-
ложение между донской контр-революцией
и  Астраханеко-Уральско-Чехо-словацкими
бандами говорит о важности Южного * фрон-
`та. Близость английской сферы влияния
(Энзели, Красноводек) лишь  усугубляег
эту важность. Богатства юга России (хлеб.
-нефть, уголь, скот, рыба) сами по себе
распаляют алчные аппетиты хищников
империализма, старающихея оторвать от
России этот важный уголок...»

В этой политико-стратегической оцен-
ке Южного фронта значение Царицынекого
плацдарма становалось совершенно ясным:
Царицын был решающим оперативным клю-
чом всего Южного фронта.

Итак, стратегическое направление опре-
делено, главнейший об’ект  операции—
Царицын — выбран; оставалось решить,

ответственностью подлинного вождя. Ме-
жду тем на вое это дело, а именно: созда-
ние крепкой партийной организации и ор-
танов советской власти, военного аппарата,
очистку тыла от кишмя-кишевиих в самом
городе м в соседних уездах о контррево-
люционных элементов, организанию  хле-
бозаготовок для толодающих  пролетар-
ских центров, — оставалось не более
месяца. Если к этому добавить, что новь-
избранный атаман донского войска ген.
Краснов во главе евоей 60-тысячной армии
уже двигался в царицынеком направлении,
то обстановка, в которой очутнлел товарищ
Сталин, становится ясной.

В этих неимоверно тяжелых условиях,
осложняемых к тому же саботажем Троц-
кого, полной  пассивностью и саботажем
роенрука округа Снесарева и изменника —
начальника штаба округа Носовича и их
агентов в аппаратах военкоматов и шта-
бов, товарищ Сталин с гениальной про-
зорливостью отбирал нужных ему людей
из передовых рабочих, расставляя их ча

ском фронте.

гения, ‘которое с

Всем

Сталин первый учел роль
средств в гражданской ‘войне — конницы
и первый положил начало массовому ее
аспользованию, завершив это дело органи-
зацией Первой Конной армии на деникин-

Сочетание политики и стратегии являетея
вообще велячайшим искусством сталинского
нарастающей
проявлялось затем во всех решающих опе-
рапнях, проводимых товарищем Сталиным
в гражданской войне.

i Отход ворониловской армии на сталинскую
базу дал изумательные результаты.
известна азбучная истина,
отступающие армии неизменно теряют свою
численность. Этот вековой принцип ока-
зался опрокинутым — армия Ворошилова
при подходе к Царацыну, наоборот, увели-
чилась в своем составе.

Стягивая силы к Царицыну,
стратег гражданской войны товарищ Сталин
знал, что «сила армии не исчерпывается

маневренных   бойцов-революционеров, в решениях кото-
рого не могло быть никаких сомнений, Еав
в своих собственных. На этом посту, в тех
условиях, не выдержала бы испытания ни
одна репутация самых выдающихся масте-
ров военного искусства. Эту операцию мог
провести только подлинный революционный
полководец, первый генерал гражданской
войны — донецкий рабочий Климент
Ефремович Ворошилов.

Каждый боеп ворошиловских войск знал,
что начавшееся отступление направлено Ha
верную базу — царицынекую базу вели-
кого Сталина. Каждый боец действительно
знал свой, маневр. Вот почему бойцам во-
рошиловской армии me страшен был бой
в окружении, да еще перед такими, каза-
лось, непреодолимыми препятствиями, как
Дон. Переправа через Дон — одна ms ¢a-
мых замечательных операций форсирова-
пия рек в условиях окружения— была вы-
полнена блестяще. Здесь и военно-инже-

нерное искусство отбросило своих старых
богов:

силой

что

великий

ответственные и разносторонние учасгки ее собственными качествами. Армия не her ean подготовил никогда пе
разгоравшейся борьбы, беспощадно  рас-  Может долго существовать без крепкого   р а военным инженером тов. М. 4.
праваяясь с контрреволюцией и саботажем.   ТЫ. Для прочного фронта необходимо,   УИ МОВИЧ.

Он с исключительной быстротой организо-
вал и укрепил подлинно революционные
аппараты власти, органы по хлебозаготов-
кам, по железнодорожному  транепорту
HT. A.

Но главное внимание было обращено на
организацию военного аппарата в целом,
такого аппарата, который способен был бы

ствие».
Мастерство,

не неповторимо.

чтобы армия регулярно получала е тыла
пополнение, боевые припасы,

которое
Сталина в создании прочной базы рево-
люции на Царицынском плапдарме, поисти-

Этот исторический поход армии Bopomn-
лова является исключительным уроком
полководческого искусства. Только полная
слитность личности полководца с интере-
сами революционных масс, только дли-
тельная школа классовой борьбы ленинско-
; сталинской партии могла выпестовать и \

подготовить полководца, способного поднять

продоволь-

проявил  тений

речии’е планами Троцкого, по планам и а
гле взять необходимые силы для выполне-

Е Е И ТЕГ  =
ния этой операции.

Специальный номер «Правды», ‚посвященный пятнадцатилетию

Самой активной и самой организованной
царицынской эпопеи, был выпущен 3 января 1935 года. и

силой в то время были части, созданные

не только отразить, но и разгромить врага.
Поэтому организапия встречной помощи
отступающей армии Ворошилова ‘и. созда-
ние вооруженного тыла на Царицынском

Положение отходящей армии Ворошилова
с точки зрения «незыблемых» истин пре-
словутого старого военного искусства бы-
ло безнадежным, Маневр товарища Вороши-   о

лова на Царицын был одной из самых (Окончание см. на 3-й стр.)

искусство вождения армий на
вые 3a-
дач революции. +.